Кто из авторов разработал теорию правового государства на основе естественного права

Обновлено: 18.04.2024

Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).

Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной борьбы против гнета испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимости и создания республики. Между группами горожан и дворянства Нидерландов шла борьба за власть, нередко в форме столкновений кальвинистских сект. Приняв участие в этой борьбе, Гроций был осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмигрировать во Францию. Там он написал знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).

Цель трактата — решение актуальных проблем международного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребовал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В результате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некоторые радикальные для того времени программные положения.

Исходный пункт учения Гроция — природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.

Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права.

Гроций писал, что он не стремится затрагивать жгучие вопроси современности и будущего: "Поистине признаюсь, что, говоря о праве, я отвлекался мыслью от всякого отдельного факта, подобно математикам, которые рассматривают фигуры, отвлекаясь от тел". Однако уже исходная, стержневая категория его доктрины — понятие и содержание справедливости и естественного права — раскрывается через те частноправовые институты, воплощение которых в законодательстве имело первостепенную важность для становления гражданского общества. "Общество, — утверждал Гроций, — преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия". Поэтому справедливость как условие общежития "целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние".

Противопоставление Гроцием требований естественного права нормам права волеустановленного, т.е. существовавшим в большинстве стран феодальным правовым институтам, явилось орудием критики феодального права и феодального строя в целом. Сам Гроций еще не делал из теории естественного права радикальных выводов; но теоретические основы для таких выводов заложены были Гроцием.

В трудах Гроция нередки ссылки на бога и священное писание; однако бог в его доктрине откровенно подчинен законам природы: "Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом. Подобно тому, как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро". Поэтому естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (т.е. предписания религии).

Согласно Гроцию некогда существовало "естественное состояние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

Теория договорного происхождения государства резко противостояла феодальным концепциям богоустановленности власти. "Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, — писал Гроций, — но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть".

Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике средних веков договоры между феодалами, между феодалами и городами были формой, источником права, в том числе и публичного права. Но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII—XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки.

Государство Гроций определял как "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признаком государства является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в области как религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса о носителе верховной власти, а тем самым о формах правления. Выводы Гроция в этой части довольно умеренны. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор, считал он, поэтому носителем суверенитета являются лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний, обладающие атрибутами верховной власти.

Носители верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры в соответствии с естественным правом должны исполняться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.

Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных коррективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если такое право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обстоятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора. Поскольку при заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц", подданные вправе считать общественный договор расторгнутым в случае "крайней необходимости", "большой и явной опасности", грозящей подданным со стороны правителей государства. К таким случаям относится тот, когда "царь, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа". В частности, замечал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если "ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, чтобы устроить там колонии".

Прогрессивны также международно-правовые взгляды Гроция. Главной причиной написания "Трех книг о праве войны и мира" было стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войн, о чем, печалился Гроций, нередко забывали его современники: "Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний".

Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права. Одним из принципов международного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами.

Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была внесена в "Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупнейшим их теоретиком был англичанин Т.Гоббс (см. § 3), делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма. С этими выводами резко полемизировал нидерландский философ Спиноза (см. § 5).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права В Афинах был закон, который обязывал сына кормить неимущего отца. Но он делал исключение для детей, рожденных от куртизанки, для детей, целомудрие

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

10. УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

10. УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание

38. УЧЕНИЯ ГРОЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

38. УЧЕНИЯ ГРОЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Джон Локк (1632–1704) выступил идеологом социального компромисса в Англии. Свое политико-юридическое учение он изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).Дж. Локк занял позицию тех общественных групп, которые

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Проблемы государства и права находились в центре внимания Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831)на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.Среди защитников королевской власти был английский философ, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677).Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве Юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечал на ряд острых социальных проблем. Вне поля юридического позитивизма оставались противоречия и

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича Теоретик права и государства Габриэль Феликсович Шершеневич (1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском университете. Ему принадлежит ряд крупных

§ 9. Теории естественного права

§ 9. Теории естественного права Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и

Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или же теория естественного права, - одна из древнейших и наиболее распространенных историко-правовых доктрин. Теория естественного права усматривает главный источник правовых норм в естественной природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя (как считают многие представители юридического позитивизма), поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в ряде случаев даже противоречить друг другу. Вариации теории естественного права в разные исторические периоды и у разных философов и мыслителей приобретали категорично различные содержания и идеологическую направленность.

Данная теория достойна изучения хотя бы за то, что лишь она первично вплотную связала государство и право в контексте их возникновения, говоря также о неотделимости одного от другого с самого момента становления общества.

Несмотря на актуальность, данная теория одна из старейших теорий. Отдельные ее положения и дефиниции развивались еще в V- IV вв. до н.э. мыслителями Древней Греции. Характерными для этой периодизации развития государственной и правовой мысли в Древней Греции были споры относительно того, коренится ли право как таковое, безотносительно к его видам и характеру, в самой природе вещей, «в вечном, неименном порядке мироздания», или же оно выступает как результат добровольного соглашения людей, как «человеческое установление», возникшее в неопределенном сегменте времени. Софисты в своих учениях основывались на том, что в основе образования права нет, и не может быть ничего вечного, неизменного. Все, что называется «правом, или правдой», составляет некий результат соглашения людей, оплот искусственного изобретения человеческого ума. Против подобного рода учений и взглядов софистов решительно выступали величайшие философы античности, значительная часть греческих мыслителей, таких как: Сократ, Платон и Аристотель. Общая позиция которых, разделялась и отстаивалась ими, а более конкретно она заключалась в том, что не все законы и естественно не все права могут являться «искусственным изобретением людей». Наряду с письменными законами, которые были созданы людьми, существуют и вечные, некие неписаные законы, «вложенные в сердца людей самим божественным разумом». В основе этих законов лежит в первую очередь вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях и человеческой жизни, но и «во всем строе мироздания».

Подобные взгляды особенно четко можно проследить в трудах и работах Аристотеля. Все право он делил на две основные части: естественное и условное (волеустановленное) право. «Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право – это то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается».

В общей системе права место и роль естественного права неравнозначно определялись древнегреческими мыслителями. Одни авторы рассматривали его как первичную, неотъемлемую, причем равнозначную, составную часть целого права. Другие, в свою очередь, считали право как базис положительного права или как стоящее над ним и вступающее в силу лишь по временам, когда не действует установленное людьми положительное право.

У древнеримских юристов и философов под эгидой естественного права выступали то законы в научном смысле, то ядро положительного права, которое неизменно встречается в праве каждого народа и каждого общества. То, наконец, естественное право противопоставлялось общепризнанному положительному праву, предположим, в вопросе о рабстве, которое, согласно умозаключениям ряда римских авторов, противоречило естественной природе, хотя и было закреплено всюду и везде законами.

В римской правовой доктрине неимоверно широко было распространено мнение, согласно которому наряду с положительным правом, состоящим из jus civile (правом, регулировавшим отношения исключительно между римскими гражданами) и jus gentum (правом, регулировавшим имущественные отношения между римскими гражданами и перегринами) существует jus naturale – так называемое естественное право. Например, по аналогии с Древней Грецией, положительное право относится к области динамичного и развивающегося права, созданное людьми, а естественное - к области императивного, вечного права, порождаемого самой природой и регулирующего отношения, возникающие между людьми в обществе.

Однако в отличие от многих древнегреческих доктринологов правовой системы юристы и философы Рима почти всегда обращали ключевое внимание на то, что существующие правовые школы вступают в конфронтацию, когда юридический факт касается ранее неизвестных и неурегулированных естественно-правовыми институтами отношений. Одно из таких противоречий проявляется, например, в том, что естественное право исходит из свободы и равенства всех людей, из того, что среди них нет и не может быть различий по классовому и другим социальным признакам, нет и не может быть рабов и господ, а, наконец, положительное право как раз в первую очередь и базируется на таких различиях.

«Значительную эволюцию естественно-правовая теория претерпела в средние века. Сохраняя в основе своей прежние постулаты, среди которых на первом плане стояли вечность и неизменность природы человека, естественное право в то же время (особенно это проявилось в XIV-XVI вв.) в значительной мере ассоциировалось не с природным, а с божественным происхождением. Среди средневековых схоластов не было сомнения в божественном происхождении естественного права. Бесспорным для них было и то, что естественное право признавалось действующим, обязательным и стоящим выше всякого другого, положительного и обычного права»[6] Активно возник ряд сомнений и споров по поводу того, как же соотносится естественное право с божественными канонами и догмами, сливается ли оно с ними или только сопоставляется.

Выделим, что отдельное место в концепции естественного государства и права занимает теория Общественного Договора, являющаяся неким переложением данной концепции на эпоху Возрождения. Данная теория трактует возникновение государства как соглашения, которое заключается для попытки преодоления социального неравенства в обществе, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории — создание Политического организма (общины) как истинного договора между народами и правителями. Цель этого истинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор может давать политическому организму, такому как государство, неограниченную власть над всеми его членами, то есть участниками соглашения; эта власть, направляемая единой волей, и есть общий, незыблемо неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии. Под сильным влиянием учения и трудов Руссо идеи договорного происхождения государства отстаивал А. Н. Радищев. С чёткой позиций защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель по средствам договора формируемого государства — это «блаженство граждан».

Естественное право (ЕП) – это комплекс всех правил и прав, которые исходят из природы человека. Они не зависят от объективизма людского мышления. Это явление носит обобщенный характер. Его используют в юриспруденции и философии. Несмотря на это, естественное право – это некий антипод положительному праву, ведь оно является предельно идеализированным для социума. В чем же суть естественно-правовой теории права?

История становления естественно-правовой теории права – авторы и представители концепции

Неписанное право, представленное в качестве научного течения, обладает продолжительной историей. Главнее положения этой теории были сформированы еще в древности. Его авторами и представителями были такие великие люди:Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищев. Как сравнивать характеристики позитивного и естественного права узнайте тут.

естественно правовая теория права

Сторонники и приверженцы концепции выражали свою идею, каждая из которых была занесена в их работы. Неписанным правом стал обладать человек, который получил конституционное подтверждение во всех современных правовых странах.

Еще в Древнем Риме юристы, используя гражданское право народов, рассматривали (ЕП), как комплекс законов природы и природного порядка вещей. Еще Цицерон утверждал, что закон определенной страны, выступающий в разрез (ЕП), не стоит рассматривать, как закон.

Позитивный правовой процесс предполагает сбой правовое явление, которое исходит из норм, принятых страной, а еще в источниках правового процесса. Вне закона, вне правовых обычаев, прецедентов положительное право отсутствует.

развитие естественно правовой теории права

Рассматривая цивилизованный социум с точки зрения (ЕП) теории, отсутствуют основания для противопоставления неописанного и положительного права. Причина в том, что последнее защищает права гражданина. В результате создается одна общечеловеческая система правого регулирования сотрудничества в социуме.Теория (ЕП) стала известной в 17-18 вв. Последователями теории стали:Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта.

(ЕП) лучше всего рассматривать на примере жизнь. Как только человек родился, он уже обладает этим правом и живет, реализуя его. В таком случае право на жизнь носит естественно-биологический характер.

Суть теории, ее развитие, сторонники и приверженцы

В основе рассматриваемой теории положено не только положительное права. Имеет место общее для всех граждан (ЕП), которое устанавливается над позитивным. Сюда стоит отнести право на жизнь, справедливость, безопасность. Все они находятся в полном распоряжении у человека.

развитие +и суть естественно правовой теории права

Они приобретаются от момента его рождения и должны быть обязательно реализованы. Источник расположен не в законе, а в самой природе человека.
Процесс формирования неписанного права очень длительный. Про современные подходы к пониманию права расскажет этот материал.

В ходе его развития были определены конкретные положения, которые и определяют суть теории:

  1. Право и закон – это не идентичные понятия.
  2. Законы создают люди, а принимают государственные органы.
  3. Право – это явление, которое может реализовано отдельно от закона, обладает природным характером. Представляет собой комплекс высших моральных ценностей. К ним можно отнести свободу, равенство, честность.
  4. Право и мораль – это идентичные понятия, в основе права лежат моральные ценности.
  5. Не во всех случаях законы тождественны (ЕП).
  6. Права гражданина обладают природным характером, принадлежат ему с самого рождения и не находятся в зависимости от воли законодателя.

К достоинствам рассматриваемой теории стоит отнести:

  • прогрессивность;
  • признание за гражданином его гарантированных прав и свобод;
  • официально принятые законопроекты не во всех случаях соответствуют (ЕП);
  • допускает необходимость приведения всех законопроектов согласно с нравственными ценностями: свобода и справедливость.

Больше информации о сущности естественно правовой теории права далее на видео.

К минусам теории стоит отнести следующее:

  1. Прямое диктование права и морали.
  2. Является полной противоположностью позитивного и неписанного права. Причина в том, что имеются формально-определенные юридические нормы.
  3. Сильно преувеличено.
  4. Каждый человек понимает идею справедливости по-своему.
  5. Роль страны в правовом процессе отрицается.

Возможно вам так же будет интересно узнать про экономическую теорию прав собственности Капелюшникова. Вся подробная информация содержится в данной статье.

Узнать больше про естественную теорию происхождения права, можно прочитав данную статью.

Что собой представляет предмет отрасли трудового права, можно узнать из данной статьи.

Так же важно знать всё про регулятивную функцию права.

Раньше (ЕП) не имело такой широкой популярности, как сейчас. Поэтому у него такой длительный путь становления. Сегодня используют этот вид права в философии, ведь под этим термином понимается комплекс прав и свобод, которые были образованы из природы человека и не пересекаются с правовыми законами, прецедентами и обычаями.

Современная теория права не возникла на пустом месте. Ей предшествовали столетия и тысячелетия поисков, споров, смен религиозных догматов и принятия новых вероучений. Эволюция естественного права – это важный показатель того, как совершенствовались людские взгляды на жизнь. Это мерило того, что было важным в каждую эпоху. Хотя понятие естественного права является идеальным, по сути, не существующим в реальном мире, невозможно переоценить его влияние на юриспруденцию, философию и жизненные принципы целых народов. Как можно охарактеризовать основные особенности естественного права?

Понятие естественного права (naturale jus), формирование и подходы

Естественное право (ЕП) (jus naturale) – это довольно-таки абстрактное понятие. В своем идеальном виде оно понимает право человека на некоторые незыблемые ценности. Право на жизнь, на свободу передвижения, на свободу выражения чувств. (ЕП) потому так и называется, что оно не зависит от свода законов, прихотей деспота и конъюнктуры рынка. Оно даётся человеку с рождением, независимо от принадлежности к социальной группе, полу или стране. Точно так же никто не может отнять у людей естественных (природных) начал. Отметим, что теории парва и государство неразрывно связаны, т.к. наличие правовых норм является одним из признаков государственности.

(ЕП) выступает антагонистом положительного (позитивного) права. Последнее – это свод законов, даваемых человеку не природой, а властью. Поэтому jus naturale можно рассматривать, как идеальное понятие, то, к чему нужно стремиться. Но никак не реальные обстоятельства, которыми руководствуются суды и государства.

Начиная разбираться в вопросе прав человека, необходимо знать и понимать гражданские права человека по конституции РФ. Всё детально и подробно указано в статье.

На видео-понятие естественного права:

История возникновения и развития, философия

естественное право

Древние греки в лице Сократа, Платона и других мыслителей определяли (ЕП), как «божественные законы». Уже тогда философы понимали, что не всё, что придумал человек, является идеальным. Положительное, всегда отражает воззрения людей той или иной эпохи. Оно не зависит от человеческих прихотей. Оно даётся раз и навсегда и не может быть отторгнуто в результате войны или смены власти.

Римляне немного развили эти античные теории. Их jus naturale уже не является просто эфемерной данностью. (ЕП) у них разнится у людей разного пола, различных социальных групп. Но всё равно оно признается данным свыше, без какого бы то ни было влияния на него человека.

Средневековый мыслитель Фома Аквинский называл основой естественного права божественные начала. Для него и его последователей Бог был основоположником всего, что есть в мире идеального. А уже люди перенимают jus naturale в той или иной мере. Здесь стоит отметить, что в формировании теории естественного права нашло свое отражение противостояние светской и духовной власти в Средние Века.

Власть царей и королей считалась не совершенной, в то время как «власть от Бога» пап и патриархов признавалась изначальной, естественной.

В дальнейшем естественная теория вступила в антагонизм и с теократией. Для адептов jus naturale в Новом Времени церковники перестали быть носителями вечных ценностей. Принятие естественного права перекочевало в лагерь демократов и сторонников политических свобод. По Гуго Гроцию (ЕП) должно быть целью всякого законодательства. Его понятие становится более рационалистическим и «земным».

Протестанты дали направление естественному праву в сторону индивидуальности. По их воззрениям отдельная личность является высшей ценностью, а не союз индивидов под названием «государство». Благодаря их научным трудам и воззрениям законы становились всё более «человечными», то есть, приближались к идеальному (естественному, натуральному) праву.

Апофеоз развития идеи естественного права – это труды Канта и Руссо. В них в главу закона становится человек, которому должно подчиняться государство, а не наоборот. По их теориям именно ради благополучия каждого отдельно взятого человека и был заключен «первобытный договор» по созданию государства и верховных законов.

Основные особенности, формирование концепции и общественного договора

естественно правовая концепция права

На сегодняшний день ясно, что (ЕП) не может быть отделено от истории и современного положения дел. Хоть оно и противопоставляется позитивному праву, идеал тоже не является чем-то вечным и незыблемым. Как видно из вышеперечисленных примеров, разные философы вкладывали различные понятия, иногда даже противоположные, в формирование естественного права.

Тем не менее, можно чётко выделить концепции естественного права. Это:

  • Понимание жизни, как неотчуждаемой и самой важной черты человеческого существования – право на жизнь;
  • Иметь своё мнение;
  • Выражать свои чувства, говорить, то, что думаешь;
  • На брак, на свободу передвижения, на выбор места жительства;

(ЕП) появляется с момента рождения и не может быть передано, отчуждено или отнято у человека. Основой естественного права, его «солью и сутью» являются моральные нормы. Нравственность – вот как наиболее кратко можно выразить соответствие человеческих поступков естественному праву.

Для реализации своего jus naturale индивидууму не нужны посредники. Более того, оно реализуется и функционирует само по себе даже в отношении своего субъекта. В этом моменте, как бы, сливаются воедино субъект и объект. Нет посредников, каких-то высших начал и власти людей и Бога, всё происходит само собой, естественно.

формирование концепции естественного права

Данный вид права в некоторых источниках называют естественно-биологическим. Этим подчеркивается, что его началом являются основные инстинкты, а не приобретенные во время жизни права и обязанности. (ЕП) – это Высшая Конституция, где записано, что можно человеку по праву рождения, а не на основе каких-то вторичных факторов.

Отражение естественного права можно увидеть в Конституции Российской Федерации. Например, статьи 20 и 21 указывают на свободу, право на личную неприкосновенность, право на достоинство. Даже специфические статьи, вроде ст.41 (право на охрану здоровья) – это не что иное, как реализация гражданином своего права на жизнь с помощью государства.

Характеристика положительных и отрицательных сторон

Начнём с характеристики спорных моментов, которые имеются в теории естественного права.

  • Неписаные законы сложнее исполнять. Юридическая размытость естественного права требует его подкрепления законами, запретами, властью. Идеальные понятия не могут существовать в реальном мире сами по себе, без привязки к конкретным людям и государствам.
  • Преуменьшение роли позитивного права.
  • Не все народы и религии признают «изначальные» естественные права. Многие вероучения Востока не делают различия между властью Бога и властью человека. А значит, (ЕП) здесь практически сливается с позитивным.
  • Изменчивость в зависимости от политического строя, эпохи, людских настроений – ещё одна проблема jus naturale. Хоть теория естественного права и прошла долгий путь эволюции, но глупо было бы утверждать, что сейчас она находится в статичном состоянии. Научные открытия нередко заставляют нас по-новому взглянуть на давно известные ценности. Поэтому (ЕП) не может быть признано чем-то неизменным и вечным.

Положительные аспекты естественного права.

  • Признание за человеком самых важных прав – на жизнь, на свободу совести, на свободу передвижения и т.д.
  • Естественное право может идти вразрез с несправедливыми законами. Именно оно вынуждает законодательные собрания во всех парламентах планеты совершенствовать свои законы. Грубо говоря, (ЕП) не зависит от государства. Оно имеется у каждого человека, независимо следует он каким-то законам или нет.
  • Теория естественного права всегда является прогрессивной. Во все времена и эпохи именно под её флагом происходили перемены к лучшей жизни. Передовая мысль человечества тесно связана с (ЕП) и неотделима от него.
  • Естественное право является неотчуждаемым. Его невозможно забрать на основе любых законов. Только рождение и смерть человека являются границами jus naturale.

Сравнение естественного и позитивного права

Если сравнить эти два права, то (ЕП) противопоставляется позитивному праву (ius positivism).

Положительное, или позитивное право – это совокупность действующих законов, норм, правовых актов и соглашений. В самом начале это было право сюзерена, потом оно нашло своё отражение в нормативно-правовых актах и сейчас jus civile служит реальным отражением законов государства. Цивильное, или позитивное право регулирует жизнь с помощью написанных норм поведения – законов.

Естественное и позитивное право выступают антагонистами, что и неудивительно. Идеальная и реальная жизнь всегда противопоставлялись. Но вместе с тем, (ЕП) – это ориентир для права позитивного. Оно задает «рамки», даёт направление, в котором работают принятые человеком законы. Если бы позитивное право не брало за свою основу jus naturale, то это была бы деспотия. Чем ближе позитивное право к естественному, тем совершенней общество, тем ближе его правовые нормы к идеальным.

Позитивное право берет за свою основу государственное принуждение к исполнению моральных и нравственных норм. Оно, как бы, служит естественному праву, позволяя ему реализоваться в сложной общественной жизни. Без позитивного права реализация натуральных (биологических, естественных) потребностей была бы проблематичной.

Из вышесказанного получается, что позитивное право и естественное право тесно взаимодействуют. (ЕП) задает направление, учит, как нужно жить. Позитивное право делает такую жизнь возможной с помощью «принуждения к морали». Оно старается соответствовать высшим законам по мере возможностей.

Возможно так же будет интересно узнать про понятие и предмет конституционного права РФ.

А вот что такое конституционное уставное право субъектов РФ, подробно рассказывается здесь в статье.

Так же стоит больше узнать про конституционное право как науку. Вся информация указана в данной статье.

Естественное право – это набор морально-этических норм. Они изменялись со временем и служили ориентиром для прогрессивных изменений в обществе. Естественное право – на свободу выбора, на реализацию своих естественных потребностей. Естественное право можно назвать обратной стороной медали позитивного права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон и т.д.) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им по мнению античных мыслителей считается справедливой государственностью. Рост производственных сил, изменения социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождает новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Н. Макиавелли на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Г. Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех[533].

Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных[534].

Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Т. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

Д. Локк был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Д. Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства состоит "в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека"[535].

Т. Джефферсон, автор Декларации независимости Соединенных Штатов Америки, практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Т. Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также М.Ф. Вольтер, К.А. Гельвеций, Ж.- Ж. Руссо, Т. Пейн и другие видные мыслители.

Э. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества, людей, подчиненных правовым законам"[536]. Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Философская концепция правового государства по Э. Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Р.Иеринга, Г. Еллинека, Л. Дюги, М. Ориу, Р. Паунда, Г. Спенсера и других оттачивала элементы теории правового государства с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Р. Иеринг, например, считает, что правовая государственность имеет место лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, где она приобретает окончательную правовую прочность. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу "умственные и нравственные силы"[537].

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М.Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева и других. Так, Г.Ф. Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интереса от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении;

2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав;

3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы[538].

В.М. Гессен определяет правовое государство, опираясь на фундаментальные воззрения западной политико-правовой мысли. "Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано, ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним"[539]. В то же время В. М. Гессен вносит определенные коррективы в содержательную сторону правового государства. Он отстаивает свободу законодательной деятельности в том смысле, что государство не связано обычным и законодательным правом, так как нет "вечных" обычаев и законов. По самому существу своему законодательная власть не может быть ограничена законом. В этой идее заложено принципиальное практическое положение: законы должны соответствовать уровню зрелости общества, отражать изменяющиеся экономические, социальные, культурные и другие условия общественной жизни, отвечать объективным потребностям ее развития.

С.А. Котляревский придерживается кантовской теории взаимосвязанности и обоюдной ответственности государства и личности друг перед другом, гарантией которых является разделение властей. Практическую значимость для современной государственно-правовой жизни имеет его вывод о роли суда как основного органа, обеспечивающего реальную обоюдную ответственность государства и личности. Такой суд должен быть конституционным, абсолютно независимым от кого бы то ни было и пользоваться непререкаемым доверием народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, а вместе с тем и начала правового государства[540].

В послеоктябрьский период в России в силу ряда объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм, сосредоточение реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной, не связанной законом государственности.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева, А.В. Венгерова, В.Е.Гулиева, Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, Б. М. Лазарева, Р.3.Лившица, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова, Б.И.Топорнина, Р.А. Халфиной, В.Н. Хропанюка, 3.М. Черниловского, В.А.Четвернина и других.

Контрольные вопросы

1. Что такое правовое государство?

2. Назовите основные признаки правового государства.

3. Какова роль Конституции РФ?

4. В чем заключается принцип суверенности государственной власти?

5. Что Конституция РФ провозглашает высшей ценностью?

6. Назовите известных мыслителей, излагавших свои идеи правовой государственности.

7. Назовите представителей русской политико-правовой мысли, внесших значительный вклад в развитие теории правового государства.

Раздел II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Раздел II ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 8. Кем создается право Европейского Союза? Право Европейского Союза — результат нормотворческой деятельности организации Европейский Союз.Субъектами этой деятельности выступают государства — члены Союза,

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

3. Возникновение государства. Теории

3. Возникновение государства. Теории Возникновение государства – это сложный длительный процесс, эволюция, начавшаяся много тысяч лет назад в различных регионах мира.Первыми государствами являются Древний Египет, государства Месопотамии Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон,

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства В IX в. на территории современной России располагались первые государства:1) Куявия – на территории Киева;2) Славия – на территории

5. Возникновение государства

5. Возникновение государства Государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед

§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными,

29. Возникновение и развитие нотариата в досоветский период

29. Возникновение и развитие нотариата в досоветский период Слово «нотариус» произошло от латинского «notarius», что значит «писец», «скорописец», «секретарь», «стенограф», «делопроизводитель». В Древнем Риме так называли рабов, ведших деловую переписку своих господ.В XV–XVII

38. Возникновение Римского государства

38. Возникновение Римского государства Условно историю Рима можно разделить натри периода: царский (753–510 гг. до н. э.); республики (509-27 гг. до н. э.); период империи (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.).Основание города Рима связано с именами легендарных Ромула и Рэма и относится к 753 г. до

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод Свобода человека и право Важной чертой правопорядка Нового времени (наряду с принципом общественного, представительного государства — см. § 59) стало закрепление в праве принципов гражданской свободы — свободы

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торговых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регулирование торговли

§ 52. Возникновение и развитие юридических лиц

§ 52. Возникновение и развитие юридических лиц Создание идеи юридического лица, как самостоятельного субъекта гражданского права, самостоятельного центра хозяйственной жизни, составляет одну из крупнейших заслуг римского права; только через него эта юридическая форма

31.1 Развитие идей правового государства

31.1 Развитие идей правового государства Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: