Кто были лишены права избирать в государственную думу 1905

Обновлено: 28.03.2024

В начале XX века в государственном устройстве и политиче­ской жизни России произошли значительные перемены. Рево­люционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впер­вые в истории России был создан общегосударственный пред­ставительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок фор­мирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее зако­нодательство о выборах ор­ганов земского и городского самоуправления не претерпе­ло изменений.

Требование созыва пред­ставительного органа и вве­дения политических и граж­данских свобод приобрело особую актуальность в кон­це XIX - начале XX века од­новременно с активизацией антиправительственного дви­жения. Эти идеи широко про­пагандировались издаваемым с 1902 г. органом либераль­ной оппозиции - журналом «Освобождение». Несмотря на заявления властей о «бес­смысленных мечтаниях об участии представителей зем­ства в делах внутреннего уп­равления», требования поли­тических реформ звучали все настойчивее. Особенно это продемонстрировала так на­зываемая «банкетная кампа­ния», организованная «Сою­зом освобождения» в честь сорокалетней годовщины судебной реформы 1864 г. В резолюциях, принятых во время кампании, отстаивалась необходимость введения в стране всеобщего избирательного права. Аналогичные требования появляются и в программах левых партий: социалдемократов и социалистов-революционеров. Так, партия эссеров включала в свою программу требование «всеобщего избирательного права для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальностей, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов». (Программа партии социалистов- революционеров// Вопросы истории КПСС. 1991. № 6. С. 108).

Революционные события начала 1905 года заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общественности. 18 февраля императором Николаем II был издан рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором объявлялось о намерении «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений» (Законодательные акты переходного време­ни. 1904-1906. 1997. С. 30). Исполняя царский рескрипт, министерство внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина разработало ряд проектов, которые затем были вынесены на рассмотрение особого совещания. Оно проходило под председатель­ством Николая II во второй половине июля 1905 года в Петерго­фе. В нем участвовали великие князья, министры, члены Госу­дарственного Совета, другие высшие сановники, а также некоторые специально приглашенные лица, в частности, выдающийся русский историк В.О. Ключевский и известный юрист, сенатор Н.С.Таганцев. По итогам работы совещания 6 августа были опуб­ликованы «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы», а также «Положение о выборах в Государственную думу».

В «Манифесте» от 6 августа говорилось: «Ныне настало время . призвать выборных людей от всей земли русской к посто­янному и деятельному участию в составлении законов, вклю­чив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предостав­ляется предварительная разработка и обсуждение законода­тельных предположений и рассмотрение росписи государст­венных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе Самодержавной Власти, при­знали Мы за благо учредить Государственную Думу и утвер­дили положение о выборах в Думу .» (Учреждение Государ­ственной Думы. М., 1995. С. 1-2).

В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года, ле­жал старый принцип выборов по сословиям. Выборы планирова­лись многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными, так как депутаты Думы избирались не непосредст­венно избирателями, а посредством выборщиков. Из-за высоко­го имущественного ценза право участия в выборах получили не все жители России. В частности, избирательных прав лишались рабочие. Как известно, «булыгинская дума» так и не была созва­на. Если бы выборы в эту Думу состоялись, то в губернских со­браниях выборщиков, которые избирали депутатов, 43 процента представляли бы крестьянскую курию, 34 процента - курию зем­левладельческую и 23 процента - городскую.

Последующие события свидетельствовали о возросшем недо­вольстве общества маневрами самодержавия. Начавшаяся в октя­бре 1905 года всероссийская политическая стачка, а также консо­лидация оппозиционных сил заставили монархию пойти на серь­езные уступки. 17 октября 1905 года был обнародован Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Он, в частности, содержал следующие положения:

«2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишеныизбирательных прав, предоставив засим дальнейшем развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностию действий постановлений от Нас властей» (Там же. С. 64-65).

Вслед за публикацией Манифеста были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной думы: Указ «Об измени положения о выборах в Государственную думу» (11 декабря 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим. По данной системе были проведены выборы в I-ю (февраль-март 1906 г.) и II-ю (январь-февраль 1907 г.) Государственные думы.

Новое избирательное законодательство вызвало широкие дискуссии в обществе. Одни называли его антидемократичным, считая, что выборы при этой системе не могут быть всеобщими и равными. Их оппоненты утверждали, что всеобщего и равного избирательного права вообще реально не существует, так как оно всюду ограничено многочисленными цензами (имуществен­ным, возрастным, образовательным, оседлости), отстраняющими от участия в выборах лиц, не способных сделать свой выбор осознанно. Правительство же видело в избирательном законо­дательстве правовую базу, призванную обеспечить поддержку преобразованиям, начатым 17 октября 1905 года.

Первая избирательная кампания по выборам в Государственную думу имела широкий общественный резонанс. Она показала, сколь разнообразны мнения о выборах. Введение буржуазных либеральных правовых институтов, пусть даже существенно ограниченных, с тру­дом воспринималось патриархальным сознанием русского человека, особенно крестьянина. Если прозападнически настроенные либералы с удовлетворением восприняли создание представительного органа и новое избирательное законодательство, то монархисты придержива­лись иного мнения. Они заявляли о неприемлемости для России пар­ламентаризма, считали, что он разрушит вековые устои русской госу­дарственности. Левые партии призывали к бойкоту выборов и блокировали их. Они называли избирательные законы реакционными, посколь­ку в них отсутствовали принципы всеобщности и равенства, и призывали к свержению царского режима. Немало надежд воз­лагали они на подъем новой революционной волны.

Наибольших успехов на выборах в I Государственную думу добилась конституционно-демократическая партия - ее фрак­ция насчитывала 153 депутата. Весьма представительной была и крестьянская группа (трудовики) - 107 депутатов. Правые пар­тии потерпели сокрушительное поражение, не проведя ни одного из своих кандидатов. Ожидания правительства получить управ­ляемую Дум) не оправдались. Не стала таковой и II-я Дума.

С весны 1907 года, когда революционное движение явно пош­ло на убыль, правительство приступило к разработке нового из­бирательного закона. Оно руководствовалось прежде всего по­литическими мотивами - желанием сохранить произошедшие за время революции перемены в государственном устройстве и сфор­мировать более лояльную по отношению к правительству Госу­дарственную думу. При таких политических перспективах изби­рательное законодательство могло эволюционировать лишь в сторону консерватизма. 3 июня 1907 года был обнародован ма­нифест «О роспуске Государственной думы и времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу» и вместе с ним новое «Положение о выборах в Государст­венную думу». Этот документ содержал целый ряд более кон­сервативных норм по сравнению с действовавшим до этого из­бирательным законом. Новые законодательные акты способст­вовали формированию более лояльного и управляемого состава парламента. Именно по этой системе избирались III и IV Госу­дарственные думы.

Сравните избирательные законы 6 августа 1905г, 11 декабря 1905г, и 3 июня 1906 г и сделайте вывод, какие изменения были внесены и чем они были вызваны.

При разработке законов о создании Государственной думы вопросам выборов в неё уделяли большое внимание. В первом соответствующем проекте (написанным помощником начальника главного управления по делам местного хозяйства МВД С. Е. Крыжановским на базе основных положений, разработанных весной 1905 г. особым совещанием во главе и министром внутренних дел А. Г. Булыгиным) постановления о выборах были включены в состав Учреждения Государственной Думы (т. е. положения о ней) 1.

В мае-июне 1905 г. следующая обсуждавшая проект инстанция – Совет министров во главе с председательствующем в Государственном совете графом Д. М. Сольским – решил выделить правила о выборах в отдельный законодательный акт, получивший название «Положение о выборах в Государственную Думу». По предложению Сольского, поддержанному остальными министрами, законы о создании Думы (в т. ч. положение о выборах) для ускорения реформы было решено не проводить в обычном законодательном порядке – через находящийся на летних каникулах Государственный совет2.

В июле они были рассмотрены Особым совещанием под председательством императора Николая II

и 6 августа 1906 г. утверждены им. Такое решение стало прецедентом: все последующие законы о Думе, в т. ч. выборах в неё, не вносились в Государственный совет и утверждались после обсуждения в Совете министров и (или) особых совещаниях. Такой порядок явно противоречил закону от 6 июня 1905 г. «Об устранении отступлений в порядке издания законов» 3, однако в условиях наличия всей полноты власти (в т. ч. законодательной) в руках императора и совещательных полномочий Государственного совета это обстоятельство было проигнорировано.

При разработке Положения о выборах было решено взять за основу систему земских выборов. Её преимуществами считались имущественный ценз, обеспечивающий «правильный консерватизм», а также традиции и приспособление к ней властей и политически активных представителей имущих классов. Однако предлагавшееся некоторыми сановниками избрание членов Государственной Думы губернскими земствами было отклонено из-за отсутствия в них крестьян (участие которых в Думе считалось необходимым), нежелания связывать избирательные цензы при центральных и местных выборах и давать Думе прочную опору на местах, практически исключавшую её роспуск. По этим причинам Положение от 6 августа 1905 г. установило проведение думских выборов параллельно земским.

Вместо действовавшей крайне непопулярной земской избирательной системы 1890 г. было решено использовать систему Земского положения 1864 г. как бессословную, лучше учитывающую интересы промышленников и, главное, более популярную в земских кругах4 . Главные отличия от него Положения от 6 августа 1905 г. заключались в объединении курий на уровне губернии (а не уезда), а также в допущении к выборам иудеев.

Согласно этому Положению, в выборах могли участвовать только мужчины старше 25 лет (кроме военных; осуждённых или привлечённых к ответственности по обвинениям в серьёзных преступлениях и некоторых др. категорий), владевшие (единолично или коллективно) недвижимостью. Они должны были голосовать по куриям5 волостных обществ, землевладельцев и городских избирателей. Первую составляли крестьяне-домохозяева, владевшие в составе общин или на подворном праве надельной землёй; вторую – частные земельные собственники (крупные – непосредственно, средние – посредством уполномоченных); третью – в основном крупные и средние предприниматели. В казачьих областях создавалась курия станичных обществ, по которой голосовали казаки-домохозяева, владевшие в составе общин казачьей землёй.

Эти курии должны были по уездам и городам избирать выборщиков (крестьяне и казаки – трёхстепенным, средние частные землевладельцы – двухстепенным, крупные землевладельцы и горожане – прямым голосованием), которые образовывали губернское избирательное собрание, выбиравшее членов Думы. На всех этапах голосование было тайным и проводилось по мажоритарной системе.

дарья кетрян Ученик (142) Количество членов Думы от каждой губернии, а также число выборщиков от каждой курии каждого уезда устанавливалось приложениями к закону. При их составлении места выборщиков между уездами распределялись в соответствии с численностью населения, между сельскими и городской курией – пропорционально уплачиваемым прямым налогам, между землевладельцами, крестьянами и казаками – пропорционально количеству принадлежащей им земли6. По этому расчёту 42 % выборщиков представляли волостные общества, 33 % - землевладельцев, 23 % - города, 2 % - станичные общества.

рагмент Высочайшего указа 6 августа 1905 г. и Положение о выборах в Государственную Думу, с собственноручными резолюциями Николая II «Быть по сему».

Восстановление избирательной системы полувековой давности оказалось не лучшим решением. Лишение избирательных прав наиболее политически активных групп населения – промышленных рабочих и средних городских слоёв не могло уменьшить их недовольство и обеспечить популярность законам от 6 августа 1905 г

рагмент Высочайшего указа 6 августа 1905 г. и Положение о выборах в Государственную Думу, с собственноручными резолюциями Николая II «Быть по сему».
Восстановление избирательной системы полувековой давности оказалось не лучшим решением. Лишение избирательных прав наиболее политически активных групп населения – промышленных рабочих и средних городских слоёв не могло уменьшить их недовольство и обеспечить популярность законам от 6 августа 1905 г.
В манифесте от 17 октября 1905 г. Николай II торжественно объявил: «На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли

нашей воли: […] Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку» 8.

11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права.

Избирательный закон от 11 декабря 1905 вводилась куриальная система выборов. Право голоса лишались женщины, военнослужащие, мужщины моложе 25-ти лет. На основе этого закона были избраны I и II Дума. Судьба их была печальна, обе были разогнаны царём. 3 июня 1907 года издан новый избирательный закон, по которому были избраны III и IV Дума.

Указ Правительствующему Сенату от 11 декабря 1905 г. , внесший некоторые изменения и дополнения в Учреждение Государственной думы и Положение о выборах, расширил число избирателей за счет понижения имущественного ценза, предоставил избирательное право рабочим, но до всеобщности выборов было еще очень далеко.

Для царского избирательного права характерно и неравноправие избирателей. Оно обусловливалось, прежде всего, куриальной системой выборов. Положение о выборах в Государственную думу, утвержденное 6 августа 1905 г. , предусматривало подразделение избирателей на три курии: уездных землевладельцев, городских избирателей, крестьян. Этот принцип сохранился и в последующих избирательных законах. Была добавлена только еще рабочая курия. Куриальная система действовала и при выборах в земское и городское самоуправление. Уже сама по себе она обеспечивала неравное представительство от различных социальных групп, с выгодой для имущих классов, особенно для дворянства

Статья 9 Положения о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г. прямо перечисляла категории населения, лишаемые избирательных прав. Это, прежде всего, женщины, общее бесправие которых дополнялось таким образом и политическим бесправием. Лишалась избирательных прав молодежь до 25 лет, ибо царизм боялся этой наиболее взрывчатой части народа. Специально оговаривалось отстранение от выборов учащихся, ибо студенчество широко участвовало в революционном движении. По западноевропейской традиции лишались права голоса военнослужащие, что прикрывалось фальшивым лозунгом "Армия - вне политики". В действительности это устраняло от политической жизни миллионы трудящихся, из которых в основной массе состояли вооруженные силы. Не участвовали в выборах "бродячие инородцы", т. е. кочевые народы. В царском манифесте от 3 июня 1907 г. прямо говорилось, что "Государственная дума должна быть русской по духу"*(420).
Разумеется, закон не допускал к выборам иностранных подданных. Для пассивного избирательного права было еще одно национальное ограничение: депутатами Государственной думы не могли быть лица, не знающие русского языка.
Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого явился имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечисляет, какие имущество, доходы, квартиру нужно иметь, чтобы получить право голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме нет, - нет и избирательных прав.

Избирательный закон от 11 декабря 1905 вводилась куриальная система выборов. Право голоса лишались женщины, военнослужащие, мужщины моложе 25-ти лет. На основе этого закона были избраны I и II Дума. Судьба их была печальна, обе были разогнаны царём. 3 июня 1907 года издан новый избирательный закон, по которому были избраны III и IV Дума.

Указ Правительствующему Сенату от 11 декабря 1905 г. , внесший некоторые изменения и дополнения в Учреждение Государственной думы и Положение о выборах, расширил число избирателей за счет понижения имущественного ценза, предоставил избирательное право рабочим, но до всеобщности выборов было еще очень далеко.

Для царского избирательного права характерно и неравноправие избирателей. Оно обусловливалось, прежде всего, куриальной системой выборов. Положение о выборах в Государственную думу, утвержденное 6 августа 1905 г. , предусматривало подразделение избирателей на три курии: уездных землевладельцев, городских избирателей, крестьян. Этот принцип сохранился и в последующих избирательных законах. Была добавлена только еще рабочая курия. Куриальная система действовала и при выборах в земское и городское самоуправление. Уже сама по себе она обеспечивала неравное представительство от различных социальных групп, с выгодой для имущих классов, особенно для дворянства

Статья 9 Положения о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г. прямо перечисляла категории населения, лишаемые избирательных прав. Это, прежде всего, женщины, общее бесправие которых дополнялось таким образом и политическим бесправием. Лишалась избирательных прав молодежь до 25 лет, ибо царизм боялся этой наиболее взрывчатой части народа. Специально оговаривалось отстранение от выборов учащихся, ибо студенчество широко участвовало в революционном движении. По западноевропейской традиции лишались права голоса военнослужащие, что прикрывалось фальшивым лозунгом "Армия - вне политики". В действительности это устраняло от политической жизни миллионы трудящихся, из которых в основной массе состояли вооруженные силы. Не участвовали в выборах "бродячие инородцы", т. е. кочевые народы. В царском манифесте от 3 июня 1907 г. прямо говорилось, что "Государственная дума должна быть русской по духу"*(420).
Разумеется, закон не допускал к выборам иностранных подданных. Для пассивного избирательного права было еще одно национальное ограничение: депутатами Государственной думы не могли быть лица, не знающие русского языка.
Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого явился имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечисляет, какие имущество, доходы, квартиру нужно иметь, чтобы получить право голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме нет, - нет и избирательных прав

Избирательных прав лишались 16 категорий населения, в том числе: лица моложе 25 лет, женщины (как и в большинстве других стран мира), глухонемые, учащиеся, военные, полицейские, губернаторы, душевнобольные.

9—10 июля 1906 года группа депутатов первой Государственной думы в знак протеста против досрочного роспуска парламента провела в г. Выборг совещание и приняла воззвание (т.н. "Выборгское воззвание"). Воззвание подписали и 6 депутатов-сибиряков, среди них депутат от Томской губернии Алексей Иванович Макушин. Ниже мы приводим полный текст воззвания, а также материал о том, кем и при каких обстоятельствах оно было написано.

"Народу от народных представителей"

Граждане всей России!

Указом 8 июля Государственная дума распущена. Когда вы избрали нас своими представителями, вы поручили нам добиваться земли и воли.


Исполняя ваше поручение и наш долг, мы составили законы для обеспечения народу свободы, мы требовали удаления безответственных министров, которые безнаказанно нарушали законы, подавляли свободу; но, прежде всего, мы желали издать закон о наделении землею трудящегося крестьянства путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих.

Правительство признало такой закон недопустимым. А когда Дума еще раз настойчиво подтвердила свое решение о принудительном отчуждении, был объявлен роспуск народных представителей. Вместо нынешней Думы правительство обещает созвать другую через 7 месяцев.

Целых 7 месяцев Россия должна оставаться без народных представителей в такое время, когда народ находится на краю разорения, промышленность и торговля подорваны когда вся страна охвачена волнениями и когда министерство окончательно доказало свою неспособность удовлетворить нужды народа.

Целых 7 месяцев правительство будет действовать по своему произволу и будет бороться с народным движением, чтобы получить послушную, угодную Думу, а если ему удастся совсем задавить народное движение, оно не соберет никакой Думы.

Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. У вас есть способ добиваться этого.

Правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. А потому теперь, когда правительство распустило Государственную думу, вы вправе ему не давать ни солдат, ни денег. Если же правительство, чтобы добыть себе средства, станет делать займы, то такие займы, заключенные без согласия народного представительства, отныне недействительны, русский народ никогда их не признает и платить по ним не будет.

Итак, до созыва народного представительства не давайте ни копейки в казну, ни одного солдата в армию. Будьте тверды в своем отказе, стойте за свое право все, как один человек. Перед единой и непреклонной волей народа никакая сила устоять не может.

Граждане! В этой вынужденной и неизбежной борьбе ваши выборные будут с вами.

О "Выборгском воззвании"

Выборгское воззвание "Народу от народных представителей" - это обращение группы депутатов 1-й Государственной думы к гражданам России 10 июля 1906 г. в знак протеста против роспуска Думы.

8 июля 1906 депутаты-трудовики выступили с призывом собраться в Петербурге и издать манифест о неподчинении акту о роспуске Думы с предложением к населению сплотиться вокруг неё.


Кадеты, опасаясь революционных выступлений в столице, предложили выехать в Выборг, где вечером 9 июля в гостинице «Бельведер», собралось 220 - 230 депутатов (члены Конституционно-демократической партии, Трудовой группы, Российской социал-демократической рабочей партии, Партии демократических реформ, беспартийные).

Председателем собрания был избран С.А. Муромцев. В течение ночи депутаты обсуждали два проекта воззвания: подготовленный трудовиками совместно с социал–демократами, призывавший армию и флот защитить дело революции, а население не подчиняться властям и кадетский, с призывом к пассивному сопротивлению: саботировать призыв в армию, не платить податей, не признавать займов правительства.

Хотя выработанный согласительной комиссией текст воззвания, близкий к проекту кадетов, вызвал критику большинства депутатов и "справа" и "слева", 10 июля было решено подписать его в представленной редакции, так как из Петербурга поступил приказ о немедленном роспуске собрания под угрозой "гибельных последствий для Финляндии". Выборгское воззвание подписали 180 депутатов (впоследствии к нему присоединились ещё 52 чел.).

Текст воззвания был отпечатан в Финляндии, в виде листовки 10 июля 1906 на финском и русском языках тиражом 10 тысяч экземпляров. Перепечатка Выборгского воззвания российскими газетами каралась конфискацией их тиража, распространение листовок - арестом.

16 июля 1906 года против подписавших было возбуждено уголовное дело "за распространение в пределах России по предварительному между собой уговору воззвания, призывающего население к противодействию закону и законным распоряжениям властей" по статье 51 и п. 3 части 1 статьи 129 Уголовного Уложения Российской империи 1903 года.

Позже, уже в Петербурге под "Выборгским воззванием" поставили подпись еще 55 депутатов I Государственной Думы. Но поскольку авторами оригинального текста воззвания они не являлись, то их не привлекли к судебной ответственности.

С 12 по 18 декабря 1907 г. это дело рассматривалось на заседании Особого присутствия Петербургской судебной палаты. 167 обвиняемых из 169 были признаны виновными в совершении преступления и приговорены за намерение "возбудить население России к неповиновению и противодействию закону посредством распространения особого воззвания, обращенного к народу" к трехмесячному тюремному заключению, что означало лишение их избирательных прав при выборах в Думу и на общественные должности. Ведь согласно статье 26 Уголовного Уложения Российской империи 1903 года "присуждение к заключению в исправительном доме сопровождается лишением прав состояния".

В соответствии же со статьей 7 Высочайше утвержденного 6 августа 1905 года "Положения о выборах в Государственную Думу" лица, "подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния", не имели права избирать и избираться в Государственную Думу. Бывших думцев, попавших за распространение Выборгского воззвания под следствие и под суд, как правило, не лишали прав состояния, но им запрещалось участвовать в выборах в новую Государственную Думу.

Адвокаты подсудимых пытались обжаловать этот приговор, ссылаясь на допущенные судом процессуальные нарушения. Но Уголовный Кассационный Департамент Правительствующего Сената на своем заседании, состоявшемся 11 марта 1908 года, отверг их кассационные жалобы.


Среди подписавших "Выборгское воззвание": председатель 1-ой Государственной Думы С.А. Муромцев, политический деятель и публицист В.П. Обнинский, один из основателей партии кадетов И.И. Петрункевич, правовед, философ и социолог П.И. Новгородцев и т.д.

Среди сибиряков воззвание подписали: А.И. Макушин, депутат от Томской губернии; А.Н. Ушаков, С.И. Колокольников – депутаты от Тобольской губернии; Н.Ф. Николаевский, С.А. Ермолаев - депутаты от Енисейской губернии и В.И. Ишерский – депутат от Акмолинской области.

В числе 55 депутатов, подписавших текст воззвания в Петербурге, был и И.П. Лаптев, депутат от Сибирского казачьего войска.

Выборы в Первую Государственную Думу проходили по новому избирательному закону от 11 декабря 1905 года, который расширил круг городских избирателей, включив в него не только владельцев недвижимости, но и плательщиков налогов, и состав участников уездных съездов землевладельцев.

Но и по новому закону больше половины населения Российской империи были лишены избирательных прав. Это были женщины, молодые люди, не достигшие 25 лет, военнослужащие, студенты высших учебных заведений, представители высшей администрации и занимающие должности в полиции, осужденные или находящиеся под судом (если наказание за совершенное преступление предусматривало утрату сословных прав или признание имущественной несостоятельности), ряд национальных меньшинств, кочевые народы.

Государственная Дума

Согласно новому закону учреждались четыре избирательные курии (землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая), и по-прежнему исход выборов определялся соотношением выборщиков от курий в губернских собраниях, где избиралось 488 депутатов из 524. В землевладельческой курии один выборщик приходился на 2 тысячи землевладельцев, в городской - на 4 тысячи горожан, в крестьянской - на 30 тысяч крестьян и казаков, в рабочей - на 90 тысяч рабочих. Таким образом, один голос землевладельца приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборщики от рабочей курии составляли лишь 4% всех выборщиков в Государственную Думу. К тому же выборы были еще и не прямыми, а многостепенными. Для рабочих устанавливалась трехстепенная, а для крестьян - четырехстепенная избирательная система. Выборы на национальных окраинах России проводились по несколько иным правилам, принятым в феврале - апреле 1906 года, в основе которых лежал вероисповедально-национальный принцип.

Согласно правилам о введении в действие Учреждения Государственной Думы от 18 сентября 1905 года выборы депутатов в Думу должны были проводиться по всей стране в один день. Однако процедура выборов была настолько сложна и громоздка (к тому же уже на первых этапах их подготовки выявилось немало неожиданных проблем), что сразу стало очевидным: осуществить это не удастся. Выборы депутатов в Первую Государственную Думу должны были пройти в период с 23 марта по 20 апреля, но в результате растянулись до июня 1906 года, когда Дума уже начала свою работу. Всего в выборах приняла участие примерно половина избирателей. Результаты выборов были обнародованы 20 апреля 1906 года.
В результате выборов к июлю 1906 года в Первую Государственную Думу было избрано 499 депутатов из 524, выборы не состоялись в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Работа избирательной комиссии на выборах выборщиков в I Государственную Думу (СПб)

Работа избирательной комиссии в I Государственную Думу (СПб)

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: