Кто был императором священной римской империи во время суда над мартином лютером

Обновлено: 23.04.2024

Заполучив десяток королевских титулов, Габсбург пытался объединить Европу в одно праведное христианское государство.

К 1553 году здоровье Карла V, и без того несколько лет до того страдавшего подагрой, заметно ухудшилось. Войнам с Францией, казалось, не было конца. Столкновения с Османской империей приводили лишь к поражениям. А Священная Римская империя тихонько расползалась по швам из-за сепаратизма князей и реформаторской деятельности Мартина Лютера. Карлу становилось хуже: боль распространилась на всё тело, к тому же подступил геморрой. «Он часто плачет, так долго и навзрыд, что напоминает ребёнка», — вспоминали очевидцы. Через несколько лет король отречётся от всех титулов в пользу родственников и удалится в монастырь Юсте в Испании, так и не достигнув цели всей жизни — создания христианской мировой империи под эгидой Габсбургов.

«Он весьма религиозен, довольно справедлив»

Карл родился 24 февраля 1500 года в Соединённых Провинциях, в городе Гент. Его отцом был король Кастилии и герцог Бургундии Филипп I, а матерью Хуана Кастильская, рождённая в браке Изабеллы I и Фердинанда II Арагонского, знаменитых правителей Испании. Будущий император рос в Нидерландах и своих родителей практически не видел — воспитанием принца занималась его тётя Маргарита Австрийская. Молодой Габсбург, воспитывавшийся как католик, чему немало способствовал Адриан Утрехтский, будущий папа римский, всё же имел представление о передовых идеях своего времени благодаря знакомству с известным гуманистом Эразмом Роттердамским, который даже посвятил принцу свой труд «Воспитание христианского государя».

Молодой Карл V.

Молодой Карл V. Источник: Commons Wikimedia

2.jpg

Таким образом, уже в возрасте 20 лет (после коронации в Аахене) Карл стал полноправным правителем крупнейшей европейской империи. Вот как его описывали очевидцы примерно в то время: «Его императорское величество среднего роста… цвет лица скорее белый, чем розовый, глаза близорукие, взгляд тяжёлый, но ни жестокий, ни строгий… Он весьма религиозен, довольно справедлив… Он не имеет склонности к общественным делам и заседаниям в советах, на которых нужно прилежно заседать. Он мало приветлив и скорее скуп, чем щедр. Он скорее молчалив и очень скромен…».

Первые трудности

Молодой король столкнулся с трудностями уже в самом начале своего правления. Законодательные собрания Каталонии и Арагона, кортесы, присягнули на верность государю, прибывшему из Нидерландов, однако многие простые жители были не согласны с воцарением Карла, поскольку формально традиции наследования оказались нарушены — Хуана считалась легитимным правителем. Помимо этого, многих испанских аристократов оскорбило слишком вольное поведение фламандских приближённых Карла, прибывших с ним. Молодой король и сам вёл себя достаточно жёстко и властно, пытаясь укрепить своё положение показательной «твёрдой рукой».

Хуана Безумная.

Хуана Безумная. Источник: Commons Wikimedia

Волнения начались в 1520 году. Поводом послужило собрание испанских дворян, состоявшееся по инициативе Карла в Сантьяго-де-Компостела. Король потребовал, не гнушаясь иногда и прямыми угрозами, выделить ему субсидии на поездку в Германию. Кроме того, Карл рассчитывал на общем собрании кортесов разделаться с оппозицией, всё ещё считавшей Хуану Безумную легитимной королевой.

Волнения начались по всей Кастилии и объединили людей разных социальных слоёв. Летом 1520 года бунтовщики собрались в городе Авила и образовали Хунту, выдвинув Карлу серьёзные требования, среди которых, помимо прочих, звучали запрет на занятие государственных должностей иностранцами и расширение прав кортесов — фактически, ограничение власти короля. Движение, названное впоследствии восстанием комунерос, было подавлено спустя два года королевскими войсками в отсутствие Карла. Однако с его возвращением в Испанию в 1522 году связаны репрессии против участников выступления — около 100 человек были казнены.

4.jpg

Примерно в то же время в Валенсии взбунтовались ремесленники, недовольные засильем знати в экономической жизни. Попутно они нападали и на мусульман, торговавших в городе.

Карлу всё же удалось утихомирить Испанию и сделать её базой для своих амбициозных планов — создания универсальной монархии, которая объединила бы католическую Европу и сделала её новой «Святой землёй».

Враги «универсальной монархии»

В реализации этой цели монарх столкнулся с серьёзными трудностями как во внешней политике, так и внутри своей страны. Первая половина 16-го века — эпоха нарастания противоречий в христианском мире, которые в конечном итоге вылились в реформационное движение, чьим рупором стал богослов Мартин Лютер. Дело Лютера рассматривалось на Вормском рейхстаге самим императором Карлом. Король принял решение осудить идеи монаха, чем только усугубил намечавшийся политический раскол в Священной Римской империи.

Во время правления Карла Германия пережила несколько войн и восстаний, которые привели к заключению религиозного мира в 1555 году, что можно считать капитуляцией католиков перед протестантами. В этом решении император, считавший своей основной вотчиной Испанию, участия уже не принимал.

5.jpg

Положение, в котором оказался Карл, усугублялось натиском Османской империи на Венгрию. Сулейман Великолепный, проведя ряд реформ, укрепивших его страну, с новой силой продолжил захватническую политику своих предшественников. В 1529 году турки даже подошли к стенам Вены, однако взять столицу Габсбургов им не удалось. Боевыми действиями против мусульман руководил брат Карла, фактический наместник его в Германии Фердинанд. В 1532 году он пришёл на помощь своему родственнику, возглавив армию, призванную защитить наследственные владения Габсбургов от турецкого вторжения.

Против Османской империи Карл воевал и на других фронтах. Считаясь главным христианским государём Европы, он возглавлял союзы, призванные не допустить распространения влияния Стамбула в Средиземном море. Зачастую император сам возглавлял операции против мусульман. Так, во главе интернациональных сил он завоевал Тунис и предпринял попытку выгнать османский флот из Алжира. Если первая операция завершилась успехом, то вторая окончилась крупным провалом, который Карл очень тяжело переживал.

6.jpg

Такое значение османским силам император придавал неслучайно — в 1528 году Сулейман и соперник Карла за доминирование в Европе французский король Франциск I заключили между собой союз. На такой радикальный шаг представитель династии Валуа пошёл в надежде на помощь мусульман в бесконечных войнах, которые он вёл против Габсбургов в Италии. Аппенинский полуостров почти на полвека стал главной ареной противостояния Франции и Испании.

Конфликт в Италии достался Карлу «в наследство» от деда, Фердинанда Арагонского, который был королём Неаполя и Сицилии. Противостояние проходило с переменным успехом — всего историки насчитали пять Итальянских войн Карла и Франциска, по итогам которых стороны в 1559 году, уже без участия умершего к тому времени Карла, подписали Като-Камбрезийский мирный договор. По его статьям, Габсбургам удалось удержать за собой итальянские владения, а также Нидерланды и Сицилию.

Битва при Павии — одно из ключевых событий Итальянских войн.

Битва при Павии — одно из ключевых событий Итальянских войн. Источник: Commons Wikimedia

«Я ухожу» по-габсбургски

Несмотря на успехи в Италии, Карлу не удалось объединить Европу под скипетром Габсбургов и подарить мир и процветание христианам Старого Света. Универсалистские религиозные идеи столкнулись с суровой реальностью — падением авторитета католической церкви и началом Реформации, а также со стремлением местных государей сохранить суверенитет. Энергичность, с которой Карл пытался воплотить свою мечту, дорого стоила императору — 1550-м годам он банально устал от бесконечных войн.

Резиденция Карла в монастыре в Юсте.

Резиденция Карла в монастыре в Юсте. Источник: Commons Wikimedia

Тесты по истории 7 класс. Тема: "Реформация"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. С именем какого профессора теологии связано начало Реформации?

вопрос теста Мартин Лютер

- Ульрих фон Гуттен

2. Какой временной период охватывает первый этап Реформации?

3. Сколько тезисов выдвинул Мартин Лютер против индульгенции (отпущения грехов за деньги)?

4. Что, согласно учению Мартина Лютера, является единственным авторитетом для человека в делах веры?

- постановления Папы Римского

5. В университете какого немецкого города работал профессором богословия Мартин Лютер?

6. Дайте определение термину Реформация:

- процесс укрепления власти папы Римского

+ движение за переустройство церкви

- реформирование королевской власти

7. Как звали саксонского курфюрста, который одним из первых выступил в защиту учения Мартина Лютера?

8. В каком году в Лейпциге состоялся диспут между профессором теологии Экком и Мартином Лютером?

9. Какая страна стала "родиной" Реформации?

тест 10. Какое обобщенное название получили сторонники Реформации во всей Европе?

11. В каком году Мартина Лютера вызвали на императорский суд в Вормс?

вопрос теста В каком году Мартина Лютера вызвали на императорский суд в Вормс

12. Кто был императором Священной Римской империи во время суда над Мартином Лютером?

13. Под каким именем Мартин Лютер скрывался в одном из замков саксонского курфюрста после суда в Вормсе?

14. Какова была основная причина Реформации?

- Великие географические открытия

+ внутренний кризис в католической церкви

15. В каком году в Германии началась Крестьянская война против дворянства, католических священников и монахов?

16. Между кем велись религиозные войны в Германии?

- крестьянами и священниками

- лютеранами и протестантами

+ католиками и протестантами

17. В каком году был обнародован Вормский эдикт Карла V?

18. Как звали папу Римского, который в 1520 г. пригрозил Мартину Лютеру отлучением от церкви, если он не отречется от своего учения?

19. Какую часть территории Германии занимали земельные владения католической церкви накануне Реформации?

тест-20. Чем занимался Мартин Лютер, скрываясь от сторонников папы Римского в замке Вартбург?

+ начал переводить Священное Писание на немецкий язык

- руководил крестьянскими отрядами

- критиковал действия папы Римского

21. Как звали цюрихского священника, который играл ведущую роль в швейцарской Реформации?

вопрос теста У. Цвингли

22. В каком году был заключен Аугсбургский религиозный мир, устанавливающий в Германии равноправие католиков и протестантов?

23. Кто признавался главой церкви в каждом немецком княжестве согласно Аугсбургскому миру?

24. Какое событие считается началом Реформации?

- Лютер опубликовывает обращение "К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства"

+ Лютер прибивает к церковным дверям в Виттенберге "95 тезисов"

25. В каком году был сожжен на костре Джордано Бруно?

26. Какие земли Германии остались католическими после заключения Аугсбургского мира?

27. Какой испанский король вел беспощадную борьбу с протестантами в Нидерландах?

28. Кто был создателем нового христианского вероучения в Швейцарии?

29. Какое прозвище среди современников получил Ж. Кальвин благодаря своему огромному влиянию на людей?

тест_30. Какой был один из главных политических взглядов Ж. Кальвина, который привлек на его сторону часть дворянства?

вопрос теста Ж. Кальвин

- дворяне обладают неограниченной властью в своих землях

- полное отрицание королевской власти

+ право подданных на свержение короля, если он нарушает божественные законы

31. Что, согласно преданию, сказал Мартин Лютер в ответ на обвинение его в ереси во время суда в Вормсе?

- "Пусть меня судит Бог"

- "Не судите и не судимы будете"

+ "На том стою и не могу иначе"

32. Кто стоял во главе Реформации в Англии?

+ король Генрих VIII Тюдор

33. В каком году произошла массовая резня гугенотов католиками во Франции (Варфоломеевская ночь)?

34. Сторонников учения Мартина Лютера стали называть лютеранами. Какое еще название применяется в их отношении в настоящее время?

+ евангельские христиане (евангелисты)

35. Какой из перечисленных христианских обрядов (таинств) не признавала кальвинистская церковь?

36. Как назывались проповедники, возглавившие церковные общины лютеран?

37. Какие годы охватывает второй этап Реформации?

38. Какой священник, бывший последователь Мартина Лютера, стал одним из главных его оппонентов и возглавил Крестьянскую войну в Германии?

39. Что кальвинизм провозглашал главной моральной ценностью для человека?

- почитание папы Римского

- борьбу с инакомыслием

тест*40. Как звали одного из главных деятелей контрреформации, в 1541 г. избранного первым генеральным настоятелем иезуитского ордена "Общество Иисуса"?

Новое усиление императорской власти в Священной Римской империи произошло с воцарением династии Гогенштауфенов . Первый ее правитель — Конрад III (1138 — 1152) был не слишком удачным политиком.

Однако его преемник Фридрих I Барбаросса («Рыжебородый»), правивший в 1152 — 1190 гг., совершил несколько походов в Италию. В ходе войны с самоуправляющимися городами Северной Италии он разрушил город Милан, затем в 1176 г. в битве при Леньяно потерпел поражение. В конце концов император подтвердил самоуправление итальянских городов, но все же смог упрочить свое влияние в Риме.

Путем частичных уступок Фридриху I удалось привлечь на свою сторону стремившихся к независимости германских князей и упрочить единство империи. В то же время он укреплял личный домен и предоставлял различные льготы германским городам, рассчитывая опираться на помощь горожан в случае конфликта с князьями.

Годы его правления совпали с очередным периодом ослабления папской власти, ожесточенной борьбой внутри самой римской церкви. Это позволило императору взять под контроль папский престол, поддерживая в этой борьбе своих союзников.

В период правления Фридриха I территория Священной Римской империи продолжала расширяться : в нее входили Северная Италия, Германия, Бургундия, Западная Швейцария, Лотарингия, Эльзас, частично Фландрия. Вассальную зависимость от Фридриха признали Богемия, славянские князья Мекленбурга и Померании.

Фридрих I принял активное участие в организации крестовых походов на Восток с целью отвоевания у мусульман христианских святынь в Иерусалиме. Однако в 1189 г. во время 3-го крестового похода император погиб, утонув в небольшой горной речке в области Киликия в Малой Азии.

Компромиссы, достигнутые между императорами и верховной германской знатью, на протяжении еще около полувека позволяли сохранять внутреннюю стабильность в Священной Римской империи, которая была залогом влияния во внешней политике.

В правление Генриха VI (1190 — 1197) империя достигла своего наибольшего за всю свою историю расширения : наконец-то к ней были присоединены Южная Италия и Сицилия.

Сын Генриха VI Фридрих II (1220 — 1250), перенесший императорскую ставку на Сицилию, также проводил активную внешнюю и внутреннюю политику, но в основном она уже сводилась к удержанию мирового престижа созданной Оттоном I державы. Папы не желали делить с императором власть, германские князья все больше стремились к сепаратизму.

После смерти Фридриха II начался необратимый упадок империи . От нее откалывались окраинные негерманские территории, а сама Германия впала в крайнюю феодальную раздробленность.

В 1356 г. император Карл IV издал «Золотую буллу», согласно которой император больше не получал свою власть по наследству, а избирался наиболее влиятельными князьями — курфюрстами. Императоры превратились фактически в слуг княжеской верхушки, осуществляя лишь административные полномочия, координирующие политику князей. Не имея широких доменов, они всецело зависели от богатых феодалов.

Границы империи постоянно менялись, так как многочисленные феодальные владения то провозглашали свою независимость, то вновь принимали вассальное подданство германских князей, или переходили то к одному сеньору, то к другому.

На юге империи в середине XIV в. сложилось обширное феодальное объединение во главе с эрцгерцогами — Австрия. Феодалы враждовали и воевали между собой. При этом императоры все еще считали себя «священными особами», претендовали на власть над всем христианским миром. Однако это было скорее просто утешительное воспоминание о былом имперском величии. Императоры Сигизмунд (1410 — 1437) и Фридрих III (1440 — 1493) — последний император, который был коронован в Риме, чтобы обеспечить себя, были вынуждены странствовать по разным городам и монастырям .

С 1438 г. на императорском престоле утвердилась династия Габсбургов , которые использовали властные полномочия больше в интересах своей правившей одновременно в нескольких странах фамилии, чем на благо германской державы. В конце концов империя потеряла все присоединенные к ней в разное время территории и стала называться Священной Римской империей Германской нации .

В 1489 — 1495 гг., когда в германском государстве сложился развитый сословный строй, император Максимилиан I провел ряд реформ, направленных на упрочение сословного самоуправления. Был учрежден представительный орган от всех сословий — рейхстаг, которому были переданы законодательные полномочия.

Реформы Максимилиана упорядочили под новые политические условия внутреннюю жизнь в империи, но еще больше ослабили императорскую власть и способствовали дальнейшему распаду империи на ряд полунезависимых княжеств.

В XVI в. Германия стала первой областью, затронутой Реформацией — обособлением местных европейских церквей от Римско-католической и упразднением проповедуемых той догматов, не находящих отражения в Священном Писании. В 1520 г. профессор-монах Мартин Лютер в саксонском городе Виттенберг впервые публично заявил о своем отречении от Римской церкви. Учение Лютера было поддержано многими князьями, недовольными тем, что на избрание императора требуется согласие папы.

В то же время под влиянием идей освобождения от церковного гнета страну охватило массовое крестьянское движение — Крестьянская война 1524 — 1526 гг., с трудом подавленное феодальными войсками.

Затем Германия на двадцать лет погрузилась в кровопролитную гражданскую войну на религиозной почве, в которой с остервенением участвовали как крупные феодалы, так и простой народ, часть которого тоже восприняла лютеранское учение, часть же сохранила верность католической церкви. Итогом войны стал Аугсбургский договор 1555 г., согласно которому князьям разрешалось исповедовать как католическую, так и лютеранскую веру и вводить соответствующую религию в качестве официальной в своих владениях.

Распространение протестантизма, укреплявшего светскую власть, ускорило политическое обособление германских княжеств. В 1618 г. вспыхнула новая жестокая война между католиками и протестантами Германии, в которую постепенно втянулись соседние католические и протестантские государства, поддерживавшие соответственно свою сторону (Тридцатилетняя война). Главной целью протестантов была ликвидация гегемонии Габсбургов в Европе. Война, в ходе которой погибло 5 — 8 млн. гражданского населения Германии, завершилась в 1648 г. Вестфальским мирным договором , по условиям которого князья получили право свободного ведения внешней политики, если та не направлена против империи или императора. Фактически это означало утрату императором всяких властных полномочий.

Конгломерат многочисленных больших и малых владений германских феодалов с номинальной фигурой императора просуществовал вплоть до XIX в., пока в 1806 г. в ходе войн Наполеона Бонапарта последний император Франц II отказался от своей короны.

После разгрома наполеоновской Франции в 1812 г. германские княжества, большинство которых входило в состав ненадолго созданной французским военачальником европейской империи, теперь уже официально независимые, оставались таковыми до начала бисмарковского объединения с 1860-х гг. На юге бывшей Священной Римской империи наследники Франца II создали новую империю — Австрийскую , включавшую в себя также западнославянские территории, тоже когда-то входившие в созданную Оттоном I средневековую державу.

В первой половине 16-го века Карл V столкнулся с учением Мартина Лютера, которое могло подорвать единство его империи.

26 мая 1521 года император Германии и Испании, владетель обширных земель от Нового Света до альпийских хребтов Карл V Габсбург осудил учение Мартина Лютера на Вормсском соборе. Истовый католик, монарх практически всю жизнь защищал свою веру не только внутри страны, но и за её пределами, хоть это и не всегда было обусловлено только лишь религиозными причинами.

Христианский государь — католическое детство Карла

Молодой Карл в довольно раннем возрасте остался фактически сиротой — его отец, герцог Бургундии и король Кастилии Филипп, скоропостижно скончался в 1506 году от простуды, когда сыну было всего 6 лет. Мать Хуана Кастильская после смерти мужа сошла с ума и остаток своих дней провела в заточении в Тордесильясе. Поэтому образованием молодого Карла занимались многочисленные родственники, из которых наибольшое влияние оказала на него Маргарита Австрийская, тётя будущего императора и наместница Нидерландов.

Несмотря на то, что Карл предпочитал наукам занятия более праздные — охоту или рыцарские турниры, — его воспитанием занимались лучшие умы того времени.

Мартин Лютер и Карл V

В скором времени Карлу придётся лично столкнуться с решением религиозных проблем на своих землях. Несмотря на то, что он был довольно искушённым богословом и видел некоторые проблемы в современном ему состоянии церковной организации, появление Лютера на культурном и политическом горизонте виделось ему скорее политическим, нежели религиозным вызовом.

К моменту открытия Вормсского рейхстага — первого собрания представителей немецких земель со времени восшествия Карла на престол Священной Римской империи — император уже активно проводил антипротестантскую политику в Нидерландах, где поддерживал католическое духовенство в борьбе против тлетворного учения Мартина Лютера. Однако во внутринемецкой политике проблема Лютера носила не только религиозный характер: к ней примешивалось и давнее соперничество императора и Папы Римского в светской сфере, и борьба Габсбургов против французских королей, также претендовавших на доминирующее положение в Европе. Кроме того, многие князья империи сочувствовали учению Лютера и видели в нём один из путей ослабления императорской власти в Германии.

Именно сопротивление внутри страны воле императора, которого местные сословия считали пришельцем (Карл родился в Голландии и практически не знал немецкого языка), побудили изменить изначальные планы строгого наказания Лютера по пожеланиям Папы Римского.

После показаний Лютера на рейхстаге Карл лишь убедился в опасности его учения для христианской веры и его владений. «Этот человек никогда не превратит меня в еретика», — сказал монарх после первых слушаний дела монаха из Виттенберга. Учение было осуждено, но тем не менее, опасаясь недовольства немецких почитателей таланта Лютера, Карл прибегнул к полумерам, объявив его еретиком, но сохранив ему жизнь. Даровав реформатору охранную грамоту, Карл предписал Мартину отправляться домой.

Германия в огне

Последствия решений Вормсского сейма не заставили себя ждать. Реформация оголила нараставшие внутри империи проблемы, в частности, недовольство привилегированным экономическим положением католического духовенства. Именно это стало причиной первого крупного конфликта после рейхстага, так называемого Рыцарского восстания, возглавляемого одним из ближайших сторонников Карла полководцем Францом фон Зиккингеном. Целью выступления рыцарей стал архиепископ Трира: Зиккинген в 1523 году собрал против клирика 15 тыс. человек и осадил город. После нескольких неудачных штурмов войска отступили и укрылись в землях Зиккингена, после чего инициатива перешла к их противникам: Гессену, Пфальцу и Триру. Несмотря на то, что сам Карл в подавлении выступления не принимал участия из-за занятости в других частях своих обширных владений, восстание Зиккингена стало первым серьёзным звонком, говорившим о том, что дела внутри Германии оставляют желать лучшего.

Более внушительным оказалось крестьянское восстание в Германии в 1524—1526 годах, также называемое Крестьянской войной. На сей раз оружие в руки взяли представители третьего сословия, крестьяне и горожане, также недовольные экономическим гнётом духовенства и аристократии.

Эти выступления не сильно заботили императора, занятого другими проблемами. Однако уже в следующее десятилетие 16-го века внутренние неурядицы заставили Карла V обратить свой взор на Германию, где с 1530 года существовал Шмалькальденский союз — объединение протестантских князей, не согласных с религиозной политикой монарха. Причиной появления союза, среди прочего, послужил провал попытки Габсбурга объединить католиков и протестантов для совместной борьбы с Османской империей.

Внутри объединения протестантов также не было согласия — к 1542 году союз фактически распался из-за претензий князей друг к другу и соперничества кальвинистской и протестантской партий. Это позволило Карлу V, только закончившему свои итальянские войны, в 1546 году наконец обрушиться на религиозных противников — началась Шмалькальденская война. На этот раз император лично контролировал ситуацию в Германии. Буквально за год войска протестантов были разбиты: решающее сражение конфликта состоялось 24 апреля 1547 года у города Мюльберг, в котором проявил себя будущий тиран Нидерландов герцог Альба.

Несмотря на лёгкую победу католиков, сам факт такого глубокого раскола в империи показал, что Германия находится в глубочайшем политическом кризисе. В том же году в Аугсбурге Карл V санкционировал принятие одноимённого интерима, частично шедшего на уступки протестантам в вопросе осуществления таинств, однако это не устраивало проигравших.

В первой половине 16-го века Карл V столкнулся с учением Мартина Лютера, которое могло подорвать единство его империи.

«…Мы повелеваем всем, чтобы никто из вас вышеназванных сочинений Лютера не покупал, не продавал, не читал, не держал у себя, не переписывал, не печатал, не отдавал в печать как сочинений, злых и подозрительных и исходящих от явного и упорного еретика: повелеваем также, чтобы никто не подчинялся его учению, не поддерживал его, не распространял и не защищал…».

26 мая 1521 года император Германии и Испании, владетель обширных земель от Нового Света до альпийских хребтов Карл V Габсбург осудил учение Мартина Лютера на Вормсском соборе. Истовый католик, монарх практически всю жизнь защищал свою веру не только внутри страны, но и за её пределами, хоть это и не всегда было обусловлено только лишь религиозными причинами.

Христианский государь — католическое детство Карла

Молодой Карл в довольно раннем возрасте остался фактически сиротой — его отец, герцог Бургундии и король Кастилии Филипп, скоропостижно скончался в 1506 году от простуды, когда сыну было всего 6 лет. Мать Хуана Кастильская после смерти мужа сошла с ума и остаток своих дней провела в заточении в Тордесильясе. Поэтому образованием молодого Карла занимались многочисленные родственники, из которых наибольшое влияние оказала на него Маргарита Австрийская, тётя будущего императора и наместница Нидерландов.

1.jpg

Несмотря на то, что Карл предпочитал наукам занятия более праздные — охоту или рыцарские турниры, — его воспитанием занимались лучшие умы того времени. Среди них был будущий папа римский Адриан Утрехтский, который после совершеннолетия молодого Габсбурга станет одним из его доверенных лиц в Испании, и Эразм Роттердамский, посвящавший будущему императору свои труды, в частности, знаменитое «Воспитание христианского государя». Именно благодаря Эразму Карл заинтересовался богословскими вопросами, погружаясь в них несколько глубже, чем ортодоксальные католики того времени.

2.jpg

«Прежде всего следует привить государю привычку как можно больше думать о Христе и непрерывно усваивать его подобающим образом изложенное учение, причём из самых источников, откуда не только чище черпают, но и успешнее. Пусть тот, кто его учит, убедит его в том, что никого это не касается больше, чем государя», — писал Эразм в «Воспитании…».

Мартин Лютер и Карл V

В скором времени Карлу придётся лично столкнуться с решением религиозных проблем на своих землях. Несмотря на то, что он был довольно искушённым богословом и видел некоторые проблемы в современном ему состоянии церковной организации, появление Лютера на культурном и политическом горизонте виделось ему скорее политическим, нежели религиозным вызовом.

К моменту открытия Вормсского рейхстага — первого собрания представителей немецких земель со времени восшествия Карла на престол Священной Римской империи — император уже активно проводил антипротестантскую политику в Нидерландах, где поддерживал католическое духовенство в борьбе против тлетворного учения Мартина Лютера. Однако во внутринемецкой политике проблема Лютера носила не только религиозный характер: к ней примешивалось и давнее соперничество императора и папы римского в светской сфере, и борьба Габсбургов против французских королей, также претендовавших на доминирующее положение в Европе. Кроме того, многие князья империи сочувствовали учению Лютера и видели в нём один из путей ослабления императорской власти в Германии.

3.jpg

Именно сопротивление внутри страны воле императора, которого местные сословия считали пришельцем (Карл родился в Голландии и практически не знал немецкого языка), побудили изменить изначальные планы строгого наказания Лютера по пожеланиям папы римского. Призвав реформатора на рейхстаг и выдав ему имперскую охранную грамоту, Карл фактически игнорировал требования Рима, а сам Лютер расценил приглашение как дар судьбы, редкую возможность доказать правильность своих умозаключений пред очами высших сановников.

После показаний Лютера на рейхстаге Карл лишь убедился в опасности его учения для христианской веры и его владений. «Этот человек никогда не превратит меня в еретика», — сказал Карл после первых слушаний дела монаха из Виттенберга. Учение было осуждено, но, опасаясь недовольства немецких почитателей таланта Лютера, Карл прибегнул к полумерам, объявив его еретиком, однако сохранив ему жизнь. Даровав реформатору охранную грамоту, Карл предписал Мартину отправляться домой. Тем не менее, рассчитывая на поддержку папы римского в борьбе против Франции и подождав, пока симпатизировавшие Лютеру князья покинут Вормс, император 26 мая 1521 года издал указ, осуждавший Лютера и распространявший папскую буллу об отлучении реформатора по всей территории Германии. Карл Габсбург сделал свой политический выбор, с последствиями которого он будет сталкиваться на протяжении всего оставшегося времени правления.

4.jpg

Германия в огне

Последствия решений Вормсского сейма не заставили себя ждать. Реформация оголила нараставшие внутри империи проблемы, в частности, недовольство привилегированным экономическим положением католического духовенства. Именно это стало причиной первого крупного конфликта после рейхстага, так называемого Рыцарского восстания, возглавляемого одним из ближайших сторонников Карла — полководцем Францом фон Зиккингеном. Целью выступления рыцарей стал архиепископ Трира: Зиккинген в 1523 году собрал против клирика 15 тыс. человек и осадил город. После нескольких неудачных штурмов войска отступили и укрылись в землях Зиккингена, после чего инициатива перешла к их противникам: Гессену, Пфальцу и Триру. Несмотря на то, что сам Карл в подавлении выступления не принимал участия из-за занятости в других частях своих обширных владений, восстание Зиккингена стало первым серьёзным звонком, говорившим о том, что дела внутри Германии оставляют желать лучшего.

5.jpg

Более внушительным оказалось крестьянское восстание в Германии в 1524—1526 годах, также называемое Крестьянской войной. На сей раз оружие в руки взяли представители третьего сословия, крестьяне и горожане, также недовольные экономическим гнётом духовенства и аристократии. Выступление носило яркую религиозную окраску — одним из предводителей восставших был Томас Мюнцер, проповедовавший наиболее радикальные реформы, часто называемые «теологическим коммунизмом». Примечательно, что Мартин Лютер относился к восставшим резко негативно и призывал князей сплотиться для подавления выступления. Разрозненные акции в разных частях Германии (особенно сильным было брожение в Швабии) подавили, а число жертв военных действий оценивалось современниками в 100 тыс. человек. Лидеры восставших подверглись пыткам и казням. В этот раз курфюрсты вновь смогли обойтись без помощи императора Карла.

6.jpg

Эти выступления не сильно заботили императора, занятого другими проблемами. Однако уже в следующее десятилетие 16-го века внутренние неурядицы заставили Карла V обратить свой взор на Германию, где с 1530 года существовал Шмалькальденский союз — объединение протестантских князей, не согласных с религиозной политикой монарха. Причиной появления союза, среди прочего, послужил провал попытки Габсбурга объединить католиков и протестантов для совместной борьбы с Османской империей. Последователи Лютера представили на суд государя в 1530 году Аугбсургское вероисповедание, очень примирительное по своей сути. Однако Карл и на сей раз отказался идти на уступки протестантам — напряжение нарастало год от года. В 1538 году католические субъекты империи создали Католическую лигу, однако она уступала в энергичности своему визави.

7.jpg

Внутри объединения протестантов также не было согласия — к 1542 году союз фактически распался из-за претензий князей друг к другу и соперничества кальвинистской и протестантской партий. Это позволило Карлу V, только закончившему свои итальянские войны, в 1546 году наконец обрушиться на религиозных противников — началась Шмалькальденская война. На этот раз император лично контролировал ситуацию в Германии. Буквально за год войска протестантов были разбиты: решающее сражение конфликта состоялось 24 апреля 1547 года у города Мюльберг, в котором проявил себя будущий тиран Нидерландов — герцог Альба.

Несмотря на лёгкую победу католиков, сам факт такого глубокого раскола в империи показал, что Германия находится в глубочайшем политическом кризисе. В том же году в Аугсбурге Карл V санкционировал принятие одноимённого интерима, частично шедшего на уступки протестантам в вопросе осуществления таинств, однако это не устраивало проигравших. Император не хотел идти на уступки, и относительное спокойствие в Германии настанет уже во время правления его брата, Фердинанда, при котором был заключён в 1555 году Аугсбургский религиозный мир, по которому лютеранство признавалось равным католицизму.

8.jpg

Несмотря на то, что Карл V не был фанатичным католиком и признавал, что церковная организация требует обновления, столкнувшись с учением реформаторов, он занял активную оборонительную позицию. Лютеранство и кальвинизм несли с собой угрозу развала империи, чего государь не мог допустить. В условиях соперничества с Францией религиозный вопрос трансформировался для Карла в острую политическую проблему, которую он так и не смог решить. Спустя столетие это приведёт к кровопролитной Тридцатилетней войне в Германии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: