Ксива адвоката помогает ли

Обновлено: 25.04.2024

Как получить статус адвоката? Грядущие изменения в судебной системе наталкивают на данный вопрос многих студентов юридических вузов и практикующих юристов. Подробнее о том, что дает статус адвоката, где и как его можно получить, рассказывается далее в статье.

Кто такой адвокат

Порядок деятельности адвоката регламентируется законом «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее — закон № 63-ФЗ). Адвокат — это независимый от кого-либо юридический консультант. Основное отличие адвоката от обычного юриста — в наличии специального статуса, который позволяет ему осуществлять ряд правовых действий и влечет предоставление гарантий со стороны государства.

Так, адвокат может:

  • представлять интересы клиента в уголовном процессе, что недоступно для обычного юриста;
  • не давать третьим лицам доступ к информации, полученной от клиента в рамках адвокатской тайны;
  • требовать от государственных органов ответа на адвокатский запрос в предусмотренное законом время.

Подробнее о том, кого может защищать адвокат в уголовном процессе, рассказывается в статье « С какого возраста наступает уголовная ответственность ?».

ВАЖНО! В недалеком будущем возможно появление еще одного отличия: только адвокаты смогут участвовать в судебных процессах. Подробнее об этом читайте на странице « Разработан проект концепции реформирования национального рынка юридических услуг ».

Какой документ подтверждает статус адвоката

Ответ на вопрос о том, какой документ подтверждает статус адвоката, дается в ст. 15 закона. Так, статус адвоката подтверждают следующие документы:

  • удостоверение (далее — УА);
  • справка о подтверждении статуса адвоката (далее — СА).

По общему правилу единственным документом для подтверждения СА является УА. Однако в тех случаях, когда адвокат переходит из одного реестра в другой (в связи с переездом и т. д.) и сдает УА, до момента выдачи нового УА ему оформляется справка о подтверждении СА.

ВАЖНО! Согласно Обзору судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 25.11.2015 № 3 (2015) адвокату, принимающему участие в административном процессе, не нужно приносить в суд диплом об образовании, для подтверждения его статуса достаточно УА.

Наличие УА (или справки в исключительных случаях) предоставляет ему доступ в любое из помещений судебной системы. Форма УА и правила ее оформления предусмотрены в приказе Минюста России «Об утверждении…» от 05.10.2016 № 223. Форма справки содержится в приказе Минюста России «Об утверждении порядка…» от 23.04.2014 № 85.

УА включает в себя следующие сведения:

  • номер и дату выдачи документа;
  • фотографию адвоката;
  • его Ф.И. О.;
  • номер адвоката в реестре;
  • название реестра;
  • должность, подпись и Ф.И. О. лица, выдавшего документ.

В некоторых случаях адвокату требуется ордер, выдаваемый адвокатским образованием, к которому он относится (ст. 6 закона № 63-ФЗ). Однако ордер не подтверждает СА, он необходим для подтверждения полномочий адвоката на защиту клиента, по аналогии с обычной доверенностью (например, в уголовном или административном процессе и т. д.).

Получение статуса адвоката

Прежде чем ответить на вопрос, как получают статус адвоката (далее — СА), необходимо разобраться, кто может на него претендовать. Так, адвокатом может стать лицо:

  • обладающее дипломом вуза, прошедшего аккредитацию, или ученой степенью в правовой сфере;
  • имеющее 2-летний опыт работы в правовой сфере (при этом стаж начинает накапливаться только после окончания вуза) или прошедшее стажировку в адвокатском образовании (ст. 9 закона № 63-ФЗ).

Если 2 вышеперечисленных условия соблюдаются, лицо может обратиться с заявлением (обращением) о получении СА и иными необходимыми документами (паспортом, анкетой, копиями трудовой книжки и диплома) в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта РФ (далее — квалификационная комиссия).

ВАЖНО! Препятствует получению СА недееспособность или ограниченная дееспособность заявителя, а также судимость за преднамеренное преступление, если она не была погашена или снята.

Квалификационная комиссия до истечения 2 месяцев со дня получения обращения должна уведомить заявителя о возможности прохождения или отказе в прохождении квалификационного экзамена (далее — КЭ).

Правила проведения КЭ регламентируются положением о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, принятым советом Федеральной палаты адвокатов 25.04.2003.

КЭ включает в себя 2 части: тестирование и устное собеседование. Список тем также разрабатывается советом Федеральной палаты адвокатов.

Кто принимает решение о присвоении статуса адвоката

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия по результатам успешного прохождения КЭ претендентом на СА.

ВАЖНО! Пересдать экзамен в случае отрицательных результатов можно только по прошествии 12 месяцев (ст. 11 закона № 63-ФЗ).

Однако одного решения квалификационной комиссии для присвоения СА будет недостаточно. Для того чтобы данное решение начало действовать, претендент должен принять присягу адвоката, текст которой содержится в ст. 13 закона № 63-ФЗ. Дата принесения присяги считается днем присвоения СА и зачисления адвоката в члены адвокатской палаты.

ВАЖНО! Срок действия СА не ограничен и не утрачивается лицом в силу достижения какого-то конкретного возраста.

В течение квартала адвокат должен определиться с тем, в какой из форм адвокатского образования он будет осуществлять свою деятельность.

ВАЖНО! Лицо, которое только начинает практиковать в адвокатуре, не может самостоятельно открыть адвокатский кабинет, бюро или коллегию. Для этого ему понадобится 5-летний опыт работы непосредственно в СА.

Таким образом, перед тем как получать статус адвоката, претендент должен окончить юридический вуз или получить ученую степень в правовой сфере, накопить опыт работы 2 года и более или пройти стажировку в адвокатуре, а также успешно сдать экзамен в квалификационной комиссии. Статус адвоката позволяет представлять интересы клиентов в уголовном процессе, не разглашать полученную информацию в рамках адвокатской тайны и наделяет адвоката гарантиями от государства.

Стать адвокатом: миссия выполнима

Независимо от того, в какой сфере нужна юридическая помощь, клиент хочет видеть в качестве представителя не просто юриста, а адвоката. Считается, что статус гарантирует высокую квалификацию, конфиденциальность обращения, широкие полномочия при сборе доказательств и возможность привлечения к ответственности. В День адвокатуры расскажем, как его получить.

Статистика сдачи экзамена

«Внося изменения в порядок сдачи квалификационного экзамена, мы ставили перед собой две задачи. Первая – сделать тестирование единым для всех палат. Мы разработали тесты на знание законодательства об адвокатской деятельности, этических правил, а также стандарта осуществления защиты. Вторая – сформулировать единый перечень вопросов таким образом, чтобы на устной части экзамена проверялась профессиональная компетентность претендента. Эти задачи были успешно решены», – говорит вице-президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина. «Унификация требований к сдаче экзамена на присвоение статуса адвоката очень продуктивна. Мы осуществляем профессиональную деятельность в едином правовом пространстве. Соответственно, и требования к кандидатам должны быть едиными», – соглашается экс-зампред комиссии по защите прав адвокатов Адвокатской палаты Москвы, адвокат Александр Пиховкин.


Подготовка к экзамену

Но что думают об экзамене адвокаты, получившие статус в прошлом году? Старший юрист практики частных клиентов ЮФ ЮСТ ЮСТ Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 10 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 16 место По выручке 19-20 место По количеству юристов × Светлана Бурканова посоветовала начать путь в адвокаты со собора документов, а именно с заказа справки о наличии (отсутствии) судимости, поскольку срок ее изготовления составляет 30 дней. «Удобно обратиться в многофункциональный центр «Мои документы», где одновременно можно заказать еще один требуемый документ – свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе с присвоением ИНН. За время изготовления этих документов вы соберете остальные. Это значительно сэкономит время», – уверена Бурканова.


В некоторых субъектах федерации могут потребовать дополнительные документы, например военный билет или гарантийное письмо о том, что юриста после успешной сдачи экзамена примет к себе адвокатское бюро. Узнать об этом можно на сайтах региональных адвокатских палат.

Долго ждать экзамена никому не пришлось. У руководителя коммерческой практики юркомпании BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг. × Дениса Фролова первый экзамен в Адвокатской палате Московской области был назначен через месяц после подачи документов. Буркановой в той же палате пришлось подождать меньше двух месяцев до первого теста и еще месяц – до второго экзамена. У адвоката S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По выручке 24 место По количеству юристов Профайл компании × Александры Стирмановой с момента подачи документов в Адвокатскую палату Москвы до первого тестирования прошло 15 дней: «Признаться, я ожидала, что времени на подготовку будет значительно больше». А старшему юристу, адвокату КА Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Морское право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Частный капитал группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) 14 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 17 место По количеству юристов 24 место По выручке Профайл компании × Евгению Лиджиеву и вовсе назначили первый экзамен в Адвокатской палате Москвы через неделю после подачи документов, а устный экзамен – через две с половиной недели.

Компьютерное тестирование проводится по двум основополагающим актам: закону об адвокатуре и Кодексу адвокатской этики. «Большинство претендентов, в том числе и я, при подготовке к тестированию использовали приложение к мобильному устройству «Тест тренажер», которое содержит все 295 вопросов», – рассказала Бурканова. А для подготовки к устному экзамену лучше прочитать рекомендуемую ФПА литературу.


«У меня подготовка к экзаменам началась за несколько месяцев с литературы по адвокатуре и трудов известных защитников. А за неделю до экзамена я изучил нормативные акты и два учебных материала», – рассказал Лиджиев. Фролов готовился к компьютерному тестированию 2–3 дня. «Устная часть состоит в том числе из не самых профильных для меня вопросов – уголовного и налогового права. Поэтому подготовка к ней заняла чуть больше времени – около двух недель», – отметил Фролов. «Все мои попытки готовиться к экзамену до подачи документов не увенчались успехом, поэтому активная фаза подготовки к тестированию пришлась на промежуток между подачей документов и тестированием (в моем распоряжении было 15 дней), к устному экзамену – между тестированием и устным экзаменом (ровно три недели). Подготовка проходила не отрываясь от рабочего процесса, по вечерам и выходным. Но я бы всё-таки рекомендовала приступить заранее. При подготовке к устному экзамену советую обратить внимание только на те вопросы, которые отсутствуют в кодексах, и пользоваться учебниками, рекомендованными палатой», – говорит Стирманова.

Порядок сдачи экзамена


Сейчас мы разрабатываем новый вариант тестирования по тем же темам, но более сложный по содержанию. Вопросы для устной части будут переформулированы, чтобы по ним можно было проверить готовность и способность претендента действовать в определенной правовой ситуации.

На устном экзамене можно пользовался текстами законов, но Стирманова предупредила, что некоторые палаты разрешают только собственные материалы: «Поэтому кодексов на всех может не хватить». Фролов обратил внимание, что находящиеся в аудитории нормативные акты не всегда представлены в актуальных и действующих редакциях. «В процессе подготовки целесообразно составить перечень законов, которые могут пригодиться, и перед экзаменом поинтересоваться об их наличии. В Адвокатской палате Московской области оказались практически все необходимые нормативные акты, в том числе и ФКЗ», – рассказала Бурканова.

Стирманова рассказала, как сдавала устный экзамен в Адвокатской палате Москвы: «Времени на подготовку было достаточно, через полчаса после начала экзамена комиссия слушала первого претендента, остальные продолжали готовиться. Мне задали дополнительные вопросы практического характера по теме билета. При этом я так много отвечала, что комиссия даже прерывала и просила переходить дальше. Из 12 экзаменующихся сдали семь. Во время экзамена можно выходить, поэтому, наверное, кто-то пытался списать, но не думаю, что это помогло. Комиссия смотрит и на количество баллов, набранных на тестировании, поэтому пренебрегать первым экзаменом не стоит: возможно, он спасёт при принятии окончательного решения о присвоении статуса».

Устный экзамен считается сложнее компьютерного тестирования из-за большего количества билетов и их разнообразия по отраслям права. «Мне на устном экзамене не задавали дополнительных вопросов, так как я уверенно и быстро ответил на основные. При подготовке и сдаче экзамена важно не только записать и запомнить ответ, но и понимать суть вопросов, их возможную проблематику, ясно все изложить», – подтвердил Лиджиев, который тоже получал статус в Адвокатской палате г. Москвы. У него в группе было 15–20 человек, из которых около шести не сдали. «На устной части присутствуют 13 членов квалификационной комиссии. Вероятно, можно что-то списать, но это легко заметить, что автоматически приведет к провалу экзамена», – предупредил Фролов. «Члены комиссии оценивают не только ваши знания, но и умение выступать, излагать мысли, доносить информацию до окружающих. Поэтому не надо читать с листка, на котором написаны ответы, даже если волнуетесь. Переписывание нормы права – тоже раздражающий фактор. В Адвокатской палате Московской области дополнительные вопросы задавали всем претендентам по темам их билетов», – посоветовала Бурканова.

В Адвокатской палате г. Москвы сдать экзамен сложнее, чем в регионах. «Поскольку это наиболее многочисленная региональная палата, количество претендентов и уровень требований к ним остаются стабильно высокими», – отметил Пиховкин. Он рассказал, что число кандидатов на получение статуса адвоката в сравнении с 2017 годом уменьшилось на 13%, а число успешно сдавших – на 5%. «В среднем, статус получают около 70% желающих, правда, эта цифра в регионах различается. Претенденты на получение статуса из года в год показывают хорошие результаты. В адвокатуру, как правило, идут подготовленные стажеры и достаточно опытные юристы», – подтвердила Володина.


Абсолютное большинство российских адвокатов – это крепкие профессионалы, часто с несколькими базовыми образованиями, которые пришли в профессию из науки или имеют за плечами опыт практической деятельности.

31 мая адвокаты по всей России будут бесплатно консультировать граждан по вопросам гражданского, земельного, трудового, семейного, налогового, предпринимательского, уголовного и иных отраслей права. Узнать адреса и часы приема можно на сайтах адвокатских палат субъектов РФ. Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко поздравляет коллег с профессиональным праздником и напоминает, что залог благополучия и успеха в решении всех задач, стоящих перед корпорацией, – стабильное развитие, единство и сплоченность.

Трусов Федор

Обращение ФПА
15 ноября стало известно, что президент ФПА РФ Юрий Пилипенко обратился с письмом к заместителю министра юстиции РФ Денису Новаку с просьбой инициировать разработку поправки в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, которая придаст удостоверению адвоката статус документа, удостоверяющего личность. В письме Юрия Пилипенко подчеркивается, что «придание аналогичного статуса удостоверению адвоката, подтверждающему его личность, освободило бы десятки тысяч адвокатов от необходимости постоянно иметь при себе паспорт или иной подтверждающий их личность документ для доступа к местам осуществления профессиональной деятельности».

Я не подвергаю критике подобное обращение – несомненно, оно идет на пользу всему адвокатскому сообществу. Однако лично для меня, увы, оно символично, поскольку появилось непосредственно перед рассмотрением моего административного дела в Верховном Суде, в котором я прошу признать недействующими п. 2 Приложения № 1 и Приложение № 2 Инструкции о пропускном режиме на объектах (территориях) Министерства юстиции РФ, утвержденной его Приказом от 23 августа 2017 г. № 151. Адвокаты по-прежнему не внесены в перечень лиц, имеющих право беспрепятственного прохода в учреждения Минюста при предъявлении служебного удостоверения, тогда как в него включены в том числе сотрудники полиции и прокуроры.

Не хотелось бы думать, что Федеральная палата адвокатов не верит в перспективы моего иска, предвидя отказ в его удовлетворении с указанием Верховным Судом на то, что адвокатское удостоверение не отнесено профильным законом к документу, подтверждающему личность адвоката.

Бальзамом на душу стало высказывание исполнительного вице-президента ФПА РФ Андрея Сучкова, что в п. 3 ст. 15 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определенно указано, что удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. «Отсюда следует, что где бы ни появился адвокат, реализуя при этом полномочия, которыми он обладает в связи с наличием у него такого статуса, он должен подтверждать и свой адвокатский статус, и свою личность исключительно посредством предъявления удостоверения адвоката», – сказал Андрей Сучков. Лично я искренне надеюсь, что ВС РФ 20 ноября нас услышит.

Судебная эпопея
Этим летом я обратился в Верховный Суд с заявлением о признании недействительным приказа Минюста, в котором адвокатское удостоверение не значится в качестве документа, позволяющего входить в здания служб, подведомственных министерству. Однако в ходе судебного заседания представитель Минюста подал ходатайство о прекращении производства по административному делу, поскольку за день до судебного заседания приказ, действовавший на протяжении почти 10 лет, был отменен. Между тем опубликованный позднее новый приказ Минюста о пропускном режиме, как и прежний, не предоставил адвокатам права прохода в учреждения ведомства по адвокатскому удостоверению при исполнении ими профессиональных обязанностей, в связи с чем я обратился в ВС РФ с новым административным иском к ведомству, заседание по которому назначено на 20 ноября.

Причины обращения в Суд
Поводом для моего первого обращения в Верховный Суд стали случаи, когда, действуя в интересах своих доверителей, я столкнулся с неоднократным ущемлением моих профессиональных прав. Меня дважды не пропустили в здания служб, подведомственных Министерству юстиции РФ, на основании адвокатского удостоверения – пришлось предъявить паспорт.

Сначала меня при предъявлении удостоверения адвоката не пропустили в здание ФСИН, куда я прибыл для участия в допросе доверителя. Сотрудники поста охраны при этом сослались на положения указанного приказа, в котором значится, что удостоверение адвоката не относится к документам, на основании которых осуществляется вход в здания Минюста и подведомственных ему органов.

Затем – в приемную МВД на назначенный прием к заместителю руководителя Следственного департамента МВД России в качестве адвоката подозреваемого. Сотрудники, осуществлявшие пропускной контроль в здание, отказались пропустить меня по предъявлении адвокатского удостоверения и потребовали паспорт, ссылаясь на все тот же приказ Минюста.

С одной стороны, предъявление удостоверения требуется для реализации прав в рамках статуса адвоката; с другой стороны, его недостаточно для того, чтобы удостоверить личность? Этот очевидный парадокс и стал причиной моего обращения в Верховный Суд.

Зачем прилагать усилия?
Неадвокатам, возможно, сложно понять, зачем прилагать столько усилий ради повышения статуса какой-то «ксивы». Однако я уверен, что за этой борьбой стоит куда большее – авторитет адвокатуры в обществе, укрепление ее независимости. Необходимо противиться восприятию адвокатов сотрудниками правоохранительных органов в качестве профессиональных «пособников» преступников. А именно такое впечатление об их мнении, касающемся адвокатов, создают требования предъявить паспорт при наличии адвокатского удостоверения.

Укреплению этого мнения способствует и тот факт, что указанная инструкция дает ряду лиц, включая полицейских и прокуроров, право беспрепятственного доступа в учреждения Минюста только при предъявлении служебного удостоверения.

В связи с этим, несмотря на наличие ярких и очень разумных личностей в руководстве Минюста, к которым, бесспорно, относится вышеупомянутый Денис Новак, приходится признать, что позиция ведомства относительно адвокатских удостоверений вызывает недоумение.

Во-первых, удостоверение адвоката выдается непосредственно Минюстом. Во-вторых, представители ведомства являются членам квалификационных комиссий адвокатских палат и принимают участие в приеме экзамена у претендентов на приобретение статуса адвоката. В-третьих, Минюст ведет реестр адвокатов – следовательно, министерство уже провело необходимую проверку и обладает сведениями, что определенное лицо, обладающее удостоверением, действительно является адвокатом и личность его удостоверена.

Однако, несмотря на все вышеизложенное, адвокат не имеет возможности войти в учреждения Минюста на основании документа, выданного самим ведомством, что свидетельствует не только об умалении авторитета адвокатуры, но и об обесценивании министерством собственной работы.

Рагулин Андрей

Адвокат АП Москвы, д.ю.н., профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, доцент, главный редактор международного научно-практического юридического журнала «Евразийская адвокатура»

Анализ современной адвокатской практики позволяет утверждать, что в настоящее время существуют различные препятствия для реализации профессиональных прав адвоката, связанные как с несовершенством законодательства, так и с негативными особенностями его применения.

Некоторые из этих препятствий связаны с содержанием п. 3 ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об адвокатской деятельности. ») и действующим порядком оформления удостоверений.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности. » удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката, за исключением случая, предусмотренного п. 5 указанной статьи, в котором к удостоверению адвоката приравнивается справка, выданная территориальным органом юстиции.

Нередко должностные лица правоохранительных органов (сотрудники полиции, службы судебных приставов, ФСИН), соглашаясь с тем, что удостоверение подтверждает, как дословно указано в ФЗ «Об адвокатской деятельности. », статус адвоката, заявляют, что оно не подтверждает личность человека, его предъявляющего, в связи с чем сотрудники требуют у адвоката продемонстрировать документ, удостоверяющий его личность, – например паспорт гражданина РФ.

Аналогичный подход проявляется и при принятии и применении различных подзаконных актов. Так, например, 18 мая 2012 г. был опубликован приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 24 апреля 2012 г. № 91 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов и в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде», согласно которому судебные дела для ознакомления в помещении суда адвокатам выдаются при предъявлении ордера юридической консультации и удостоверения личности. В связи с изданными распоряжениями адвокаты ряда регионов РФ вынуждены помимо удостоверения адвоката и ордера предъявлять для ознакомления с материалами дела еще и паспорт гражданина РФ.

Анализ действующего законодательства показывает, что единый нормативный акт, определяющий перечень документов, удостоверяющих личность физического лица, в России отсутствует. Вместе с тем в РФ, согласно Указу Президента от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, является паспорт. Такие же положения содержатся и в Постановлении Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

Наряду с общегражданским паспортом, документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, являются заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. По этим документам граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, согласно положениям Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В то же время согласно перечисленным выше и ряду иных нормативно-правовых актов к документам, удостоверяющим личность, могут быть отнесены такие документы, как военный билет, временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, служебное удостоверение (работника различных органов власти, организаций и учреждений), водительское удостоверение, удостоверение, разрешающее осуществлять определенные виды деятельности (удостоверение крановщика, стропальщика и др.); студенческий билет, зачетная книжка, документы граждан, отнесенных к определенной категории (удостоверение ветерана, инвалида, почетного донора, члена казачьего общества и т.д.), справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, – подозреваемым и обвиняемым либо отбывшим наказание и освобожденным из мест лишения свободы, другие документы, отвечающие минимальным требованиям, предъявляемым к документам, удостоверяющим личность гражданина.

Поскольку нормативного определения понятия «удостоверение личности» в современных отечественных нормативно-правовых актах нет, полагаем, что его следует выявлять на основе анализа источников, толкующих определения понятий, употребляемых в русском языке. Так, согласно словарю С.И. Ожегова, в русском языке понятие «личность» определяется так: «человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо». Обращение же к определению термина «удостоверить» позволяет выяснить, что оно означает «подтвердить правильность, подлинность чего-нибудь», а термин «удостоверение» означает «документ; удостоверяющий, подтверждающий что-либо». Исходя из этого, удостоверение личности – это документ, подтверждающий, что его носителем является то лицо, которое им обладает, а также подтверждающий какие-либо свойства этого лица.

В юридической литературе и интернет-источниках отмечается, что документом, удостоверяющим личность, может быть практически любой документ, а одно из главных требований к нему – наличие фотографии, необходимой для идентификации лица, изображенного на фотографии, с гражданином, который его предъявляет. Документ, удостоверяющий личность, также должен содержать и другие составляющие: фамилия, имя, отчество лица, номер, дату выдачи, печать организации, выдавшей документ, и подпись руководителя или иного лица, ответственного за выдачу документов. Также в документе могут содержаться сведения о должности, которую занимает гражданин.

Таким образом, полагаем, что удостоверение адвоката является не только документом, подтверждающим статус адвоката, но и документом, удостоверяющим его личность, в связи с чем требования кого бы то ни было наряду с удостоверением адвоката предъявлять еще какой-либо иной документ для идентификации личности предъявляющего его лица не основаны на правильном толковании положений ФЗ «Об адвокатской деятельности. ».

Что же касается вопроса об оформлении удостоверения адвоката и требований, предъявляемых к нему, следует отметить, что исходя из содержания приказа Минюста от 23 апреля 2014 г. № 84 «Об утверждении формы удостоверения адвоката», в удостоверениях адвоката, оформленных на основании этого положения, на фотографии адвоката нет печати территориального органа юстиции, наличие которой упоминается в ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности. » Фактически в новых удостоверениях на фотографию адвоката приклеивается так называемая голограмма, хотя ни в п. 2 ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности. », ни в приказе Минюста от 23 апреля 2014 г. эта голограмма не упоминается.

Как мы все знаем, в начале августа 2015 г. в следственные изоляторы ряда регионов нашей страны прекратили допускать адвокатов, имеющих удостоверение адвоката нового образца, выданного на основании приказа Минюста от 23 апреля 2014 г. № 84 «Об утверждении формы удостоверения адвоката».

Основанием для подобного решения явилось разъяснение заместителя директора ФСИН РФ В.Г. Бояринова, направленное начальникам территориальных органов ФСИН России, от 4 августа 2015 г. за исх. № 03-493200, которое содержит прямое указание не допускать адвокатов в учреждения ФСИН с удостоверениями нового образца.

Следует отметить, что почти полтора года адвокаты нашей страны посещали учреждения системы ФСИН без печати на фотографии, и очевидно, что каких-либо проблем это никому не создавало, поэтому, в чем истинная причина появления вышеупомянутого разъяснения, – остается только догадываться. Хотя следует отметить и то, что формально данное разъяснение является законным: в п. 2 ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности. » действительно упоминается о печати, которая по каким-то причинам на удостоверениях адвоката нового образца фактически была заменена на голограмму. В то же время определений понятий «печать» и «голограмма» в законе также нет, и поэтому утверждать, что «голограмма» – это не «печать», тоже не совсем корректно.

В итоге после обращений ряда адвокатских палат регионов России в Федеральную палату адвокатов РФ и последующих многократных обращений Федеральной палаты адвокатов РФ в Министерство юстиции РФ и ФСИН России о необходимости решения проблемы воспрепятствования адвокатам с удостоверениями нового образца в посещении учреждений системы ФСИН, 20 августа 2015 г. состоялось межведомственное совещание с участием представителей Минюста России, ФСИН России и Генпрокуратуры РФ, на котором была рассмотрена ситуация, возникшая в связи отказами в допуске адвокатов, имеющих удостоверения адвоката нового образца, в следственные изоляторы для встречи и работы со своими доверителями.

Как следует из писем ФПА РФ от 20 августа 2015 г. № 772-08/15 и от 21 августа 2015 г. 773-08/15, на совещании приняты следующие решения, направленные на обеспечение гарантий соблюдения профессиональных прав адвокатов и прав их доверителей на квалифицированную юридическую помощь и доступ к правосудию:

– в удостоверениях адвоката нового образца, которые не имеют ламинированной защиты, фотографии адвокатов будут заверены печатью территориального органа Министерства юстиции РФ;

– удостоверения адвоката нового образца, имеющие ламинированную защиту, в течение двух месяцев будут заменены на новые, в которых фотографии адвокатов будут заверены печатью;

– в приказ Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2014 г. № 84 «Об утверждении формы удостоверения адвоката» будут внесены соответствующие изменения, и выдача новых удостоверений будет производиться с фотографией адвоката, заверенной печатью;

– до полной замены или внесения печати в удостоверения принято решение допускать адвокатов в учреждения системы ФСИН при предъявлении адвокатского удостоверения одновременно с паспортом.
Отрадно, что на проблемы, возникшие у представителей адвокатского сообщества в связи с новыми разъяснениями руководства ФСИН России, достаточно быстро обратили внимание отечественные законодатели.

31 августа 2015 г. депутат Государственной Думы ФС РФ И.К. Сухарев внес законопроект, которым предложено п. 2 ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности. » изложить в следующей редакции: «Форма удостоверения утверждается федеральным органом юстиции. В удостоверении указываются фамилия, имя, отчество адвоката, его регистрационный номер в региональном реестре. В удостоверении должна быть фотография адвоката, заверенная в порядке, установленном федеральным органом юстиции».

Кроме того, депутат предлагает дополнить абз. 1 п. 3 ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности. » предложением следующего содержания: «Удостоверение предоставляет право беспрепятственного доступа адвоката в помещения судов в связи с осуществлением профессиональной деятельности».

Анализ законопроекта и возможных правовых последствий его принятия позволяет утверждать, что предлагаемая редакция ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности. » фактически снимет необходимость заменять удостоверения адвокатов нового образца на новые удостоверения с печатью Минюста, однако для этого потребуется внесение в приказ Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2014 г. № 84 изменений, содержащих указание на способ заверения фотографии адвоката в удостоверении. Кроме того, предлагаемый законопроект в какой-то степени сможет снять проблемы, возникающие у адвокатов при посещении судов, когда от них требуют предъявить еще и паспорт, хотя следует отметить что они все же больше относятся к проблемам правоприменения, нежели к вопросам совершенствования законодательства.

Однако, как уже отмечалось, в инструкции Минюста РФ, посвященной форме удостоверения адвоката, нет упоминания о голограммах. Поэтому, учитывая нерасторопность Минюста РФ в решении проблемных вопросов адвокатской деятельности, вряд ли следует надеяться на быстрое принятие дополнений к этой инструкции, что фактически предполагается в законопроекте, внесенном И.К. Сухаревым.

Наряду с этим, поскольку в п. 3 ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности. », прямо не обозначено, что удостоверение адвоката является документом, удостоверяющим не только статус адвоката, но и его личность, что, как уже упоминалось, на практике создает проблемы для реализации полномочий адвоката, не лишним было бы предложить сделать об этом специальное указание в данной норме закона. К сожалению, предложенный законопроект эту проблему не устраняет. Поэтому представляется, что борьба за повышение статуса адвокатского удостоверения, даже после принятия этого законопроекта, адвокатскому сообществу еще предстоит.

Зиганшин Рашит

Очевидно, что традиционное удостоверение адвоката не соответствует новым техническим возможностям.

Во-первых, бумажное удостоверение, не имеющее никакой защиты, кроме оттиска печати регионального министерства юстиции на уголке фотографии, создает благодатную почву для его подделки. В СМИ то и дело сообщают о случаях проникновения в места содержания под стражей псевдоадвокатов, что не может не сказываться на имидже всего адвокатского сообщества. Правда, несколько лет назад была предпринята попытка внедрить голограммы, чтобы усилить степень защиты удостоверения, но она не увенчалась успехом в связи с многочисленными отказами в допуске в учреждения ФСИН.

На мой взгляд, только внедрение электронного удостоверения искоренит проблему фальсификации этого документа, поскольку позволит предусмотреть достаточно высокий уровень защиты, вплоть до биометрической идентификации.

Во-вторых, удостоверение, которое мы имеем на данный момент, выключено из процесса автоматизации правосудия. И это несмотря на то, что электронное взаимодействие все сильнее внедряется в нашу жизнь, в том числе профессиональную. Так, благодаря инновациям мы уже успешно пользуемся порталами предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы», электронным документооборотом КАД «Мой арбитр» и ГАС «Правосудие».

Уверен, совершенствование и частичная синхронизация имеющихся электронных ресурсов в сфере правосудия, внедрение баз данных и автоматизированных систем органов дознания и следствия с одновременным введением электронных адвокатских удостоверений качественно улучшат работу адвоката и позволят сократить временные издержки.

В отличие от традиционных бумажных «собратьев», которые, по сути, лишь подтверждают статус, электронные удостоверения должны стать универсальным средством взаимодействия с органами адвокатского самоуправления и системой правосудия.

Электронные удостоверения должны совмещать в себе несколько функциональных возможностей:

  • стать средством доступа в личные кабинеты адвокатов, синхронизированные с системой электронного правосудия;
  • быть удобным средством доступа в суды, следственные органы, СИЗО и иные учреждения, оснащенные системой контроля доступа;
  • стать способом доступа к системе осуществления защиты по назначению;
  • давать доступ в информационные системы, необходимые в работе адвоката;
  • стать персональным средством электронной подписи.

Электронное удостоверение должно быть напрямую привязано к личному кабинету адвоката в автоматизированной системе адвокатской палаты региона. При этом последняя должна быть синхронизирована со всей системой электронного правосудия.

Личные кабинеты, привязанные к электронным удостоверениям и синхронизированные с общей системой электронного правосудия, позволят позитивным образом повлиять на взаимодействие адвокатского сообщества, правоохранительных органов и судов. Внедрение системы, аналогичной Картотеке арбитражных дел, позволит отображать в таких кабинетах информацию по делам, которые находятся в производстве адвоката (данные следователя, место содержания подзащитного, данные о ходе судебного процесса и т.д.). Появится возможность вызова адвоката как на следственные действия, так и в судебные заседания, посредством электронного информирования, что также будет отображаться в личном кабинете. Это, в свою очередь, упростит уведомление защитников и заставит следствие соблюдать процессуальные сроки уведомлений.

Таким образом будет решена существующая, особенно в Москве, проблема доступа адвокатов к подзащитным. Для посещения следственного изолятора адвокату не придется ехать в ОВД или следственный комитет, достаточно будет зайти в личный кабинет, заполнить необходимые данные, отсканировать ордер, заверить его ЭЦП и выгрузить в базу. После обработки данных адвокат сможет в электронном виде получить либо уведомление о времени посещения, либо мотивированный отказ, например при наличии у подозреваемого/обвиняемого другого адвоката.

Само электронное удостоверение в виде пластиковой карты должно стать пропуском через автоматические системы контроля судов, следственных изоляторов и других учреждений, оснащенных системой доступа, – без проверки документов и внесения записей в журналы учета и проверки документов. Должна быть предусмотрена система, при которой информация о посещении будет отображаться в электронном журнале автоматически после прикладывания электронного удостоверения к считывающему устройству при входе в те или иные учреждения. Информация об этом должна появляться в личном кабинете адвоката в синхронизированной системе электронного правосудия.

При этом необходимо предусмотреть возможность контроля за выданными электронными удостоверениями – через те же личные кабинеты адвокатов в системе – со стороны региональных адвокатских палат, вплоть до блокирования работы конкретного удостоверения. Это позволит органам адвокатского самоуправления эффективнее следить за исполнением решений о приостановлении или прекращении статуса адвоката, а другим участникам судопроизводства – моментально быть в курсе произошедших изменений.

Кроме того, при внедрении электронного удостоверения адвокатские палаты должны получить доступ ко всей информации об оказании конкретными адвокатами юридической помощи в порядке ст. 51 УПК РФ и ст. 50 ГПК РФ. И такая информация – в целях контроля за качеством оказываемой помощи – должна быть доступна адвокатским палатам в режиме реального времени с момента вступления адвоката в дело и далее на любой стадии следствия или судебного процесса. Сведения по этим делам могут быть специально открыты для органов адвокатского самоуправления в личном кабинете адвоката.

И, разумеется, это облегчит процедуру оплаты труда адвокатов, участвующих в защите по назначению со стороны государственных органов и судов. Информация о вступлении адвоката в дело вносится в его личный кабинет, после чего все посещения СИЗО, следственных учреждений и судов, связанные непосредственно с ведением данного дела, будут отображаться в нем автоматически – путем считывания электронного удостоверения в ходе контроля доступа в перечисленные учреждения. Впоследствии вся эта информация позволит автоматически произвести расчет сумм, подлежащих выплате за труд адвоката по назначению.

Безусловно, введение электронного удостоверения адвоката в обозначенном мной формате – долгий и трудоемкий процесс, требующий тесного технического взаимодействия адвокатуры с правоохранительными органами и судами. Но именно поэтому необходимо уже сейчас приступить к процессу разработки и внедрения этой системы, поскольку электронное правосудие – свершившаяся реальность, в которую адвокатская корпорация пока не включена.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: