Кризис это суд божий

Обновлено: 26.04.2024

Бог говорит с человеком на языке обстоятельств. Слово «кризис» по-древнегречески означает «суд». Участниками кризисной ситуации являются люди, а не бездушные «ценные бумаги». Бог ставит людей в тупик, чтобы, отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать выход из сложившейся ситуации. Каждый кризис должен быть напоминанием о самом последнем тупике человечества, Страшном суде, из которого людей выведет Сам Бог, но одних в Царство Свое, а других в муку вечную, как об этом написано в Евангелии со слов Самого Христа.

Не забывать о бедных

Бог говорит с человеком на языке обстоятельств. Слово «кризис» по-древнегречески означает «суд». Участниками кризисной ситуации являются люди, а не бездушные «ценные бумаги». Бог ставит людей в тупик, чтобы, отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать выход из сложившейся ситуации. Каждый кризис должен быть напоминанием о самом последнем тупике человечества, Страшном суде, из которого людей выведет Сам Бог, но одних в Царство Свое, а других в муку вечную, как об этом написано в Евангелии со слов Самого Христа.

Как пастырь я вижу, что некоторые в настоящей кризисной ситуации пытаются спасать «свое лицо», увольняя людей, чтобы сократить издержки, сэкономить. И совершенно забывают, что именно за этих людей, за каждого из нас распялся Христос. Не вызов ли это, брошенный в лицо Судье? Чем ответит на это Сам Бог?

Нуждался Я в помощи и поддержке в тяжелое время всемирного финансового кризиса, и вы не помогли и не поддержали Меня. — Господи, скажем тогда, да где мы видели Тебя нуждающегося, и разве Тебя мы могли уволить с должности? Да ни за что! — Вы не оказали помощи и поддержки единому из братьев моих меньших.

Кризис этический — предтеча экономического

Плод эпохи потребления

С христианской точки зрения все происходящее в человеческой истории совершается по Промыслу и попущению Бога. Современная цивилизация сформировала человека, для которого потребление материальных благ является доминантой жизни.

Смысл этого кризиса и для Запада, и для России один: Господь дает нам почувствовать, что если мы не умерим свои постоянно нарастающие потребности, то в конечном итоге мы рискуем погубить цивилизацию.

Для России данный кризис имеет особое значение. За последние двадцать лет мы так и не научились пользоваться свободой. Мы должны понять, что, стремясь к материальному благоденствию, не нужно терять способность к самоограничению, в том числе и в потребительских благах.

Кризис — признак жизни

Кризис — это повод остановиться и посмотреть, что происходит, где ты находишься, куда стремишься. Жизнь человека после грехопадения, каждого в отдельности и всего человечества в целом, состоит из кризисов.

Самый первый кризис человечества — изгнание из Рая. Адам мог ведь и погибнуть, однако он не опустил рук, он трудился, родил детей. Двое людей предали Христа и страшно мучались из-за этого: апостол Петр и апостол Иуда. Но один сумел пережить кризис и выйти из него, покаяться, измениться и восстать, а другой нет, и его жизнь закончилась печально.

Кризис — это время, когда можно собрать силы и выйти на другой этап, новую ступеньку, это взросление.

Рождение человека — тоже кризис. Выходя из материнской утробы, мы попадаем как бы в другой мир, вынуждены дышать, плакать, чего-то требуя. Смерть — тоже кризис.

Так, кризис — это признак жизни и перехода на новый уровень.

Незачем сгущать краски

Я бы не стал искать причины нынешнего глобального кризиса в духовной сфере или увязывать его с общемировым кризисом христианских ценностей.

Слухов больше, чем проблем

Повод к совершенствованию

У истинно верующего человека перспектива ухудшения материальных условий жизни не вызывает панического страха, потому что он привык к сознательному самоограничению ради достижения высших целей, ради победы над страстями, ради богообщения, сосредоточенной молитвы.

Христианин не должен бояться ничего и никого кроме Бога. Каждое испытание — это средство к совершенствованию.

Кризис пугает тех, кто имеет богатство. Среди моих прихожан есть люди с достатком, и они, слава Богу, относятся к последним событиям по-христиански.

Жизнь не заканчивается

В большинстве случаев люди, которые являются прихожанами, — пока вне зоны действия кризиса, но испытывают определенный интерес к нему. Подобные события очень часто ставят все на свои места. Когда мы забываем о Боге и начинаем искать богатства земного, роскоши, то для нашего вразумления посылается кризис. «Кризис» в переводе с греческого значит «суд». Я думаю, что из всех судов он самый милосердный: это ведь не война, не страшная моровая язва, которая тысячами уносит жизни.

Вопрос о том, насколько отразится на России мировой финансовый кризис, волнует многих. Без воли Божией никакая скорбь с нами не случится. Хотя мы и видим причиной наших скорбей действия людей, но они суть только орудия Промысла Божия, и они могут сделать нам только то, что Бог попустит.

Преподобный Антоний Оптинский писал, что благополучие окружено тремя опасностями: возношением, роскошью и скупостью. Эти пороки могут омрачить счастье человека — при благоприятных обстоятельствах у него не будет покоя в душе. Преподобный Макарий Оптинский говорил о том, что благоденствие без потрясений не может быть полезно.

Фото Павла Смертина, Владимира Ештокина, Сергея Чапнина, Владимира Михайлова, Станислава Марченко, из архива Издательского Совета Московской Патриархии, протоиерея Алексея Семкина, из архива автора.

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным.

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным.


Письмо священнику К., о мировом кризисе


Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? “Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”,– сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.
“Кризис” – слово греческое, в переводе оно означает “суд”. В Священном Писании слово “суд” употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).

Замени слово “суд” словом “кризис” и читай: “Милость и кризис воспою”, “от Господа придет кризис всякому”, “Отец весь кризис отдал Сыну”, “Время начаться кризису с дома Божия”.

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: “суд Божий!”, наводнение – “суд Божий!”. Начиналась война или эпидемия – “суд Божий!”; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно – “суд Божий!”. Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не “судом”, а “кризисом”. Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.


Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса,– богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.
Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово “кризис” перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: “суд Божий!”.

Назови и ты, честный отче, “кризис” “судом Божиим”, и все будет тебе понятно.

Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничество.

Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничество.


Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? «Говори, если есть у тебя нечто большее молчания»,- сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.

«Кризис» — слово греческое, в переводе оно означает «суд». В Священном Писании слово «суд» употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).

Замени слово «суд» словом «кризис» и читай: «Милость и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия».

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово «суд» вместо слова «кризис». Сейчас слово «суд» заменили словом «кризис», понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: «суд Божий!», наводнение — «суд Божий!». Начиналась война или эпидемия — «суд Божий!»; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно — «суд Божий!». Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не «судом», а «кризисом». Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово «суд», была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова «суд» словом «кризис», малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.

Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово «кризис» перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: «суд Божий!».

Назови и ты, честный отче, «кризис» «судом Божиим», и все будет тебе понятно.

Привет тебе и мир от Господа!

Миссионерские письма. Письмо 8, священнику К., о мировом кризисе


Сегодня, наверно, ни одно слово в мировой политике и экономике не употребляется так же часто, как слово «кризис». Очередной надвигающийся кризис испуганно ждут, пытаются принимать какие-то меры, чтобы преодолеть его с наименьшими потерями. Лихорадит Грецию, говорят, что это только первая ласточка. Боятся краха Европейского Союза. Наше правительство готовит финансовые резервы, чтобы залить грядущий кризисный пожар потоками ликвидности.

При этом особенность нынешней ситуации в том, что по большому счету никто не понимает, что нужно сделать, чтобы гарантировано избежать будущих потрясений. Кризис воспринимают как стихийное бедствие, которое по неизвестной причине движется на род людской, угрожая обрушить «мирную счастливую жизнь миллионов». И главная цель — оттянуть его, отодвинуть как можно дальше, а там. Даст Бог, пронесет.

Однако проблему кризиса можно воспринимать более осмыленно, если придать ей религиозное измерение. Это можно сделать, если выяснить, что слово «кризис» значило в древнегреческом языке.

На русский язык ἡ κρίσις (krisis)переводится как"суд" или «приговор». То есть, кризис можно понимать как суд, который вершится и над отдельным человеком, и над целым обществом.

Получается, кризис — это, во-первых, расплата за прежние прегрешения, причем совершенно неизбежная, по принципу «сколь веревочке не виться». В каком-то смысле надеяться избежать кризиса совершенно напрасно. Как заметил отечественный философ Александр Пятигорский, очень забавно слышать, как политики говорят про «урегулирование кризиса». Действительно, как его можно урегулировать, если это действительно кризис?

| Все тексты проекта «Толковый словарь» читайте здесь.

Во-вторых, кризис — это не только расплата за прошлое. Это, как ни странно, вечное состояние человека с точки зрения христианина. Все свои поступки и мысли, всю свою жизнь он должен воспринимать в перспективе Последнего, Страшного Суда, как — всегда стоящий под Судом Божиим. Наверно, поэтому датский христианский мыслитель Кьеркегор считал, что существование человека вообще не может быть не-кризисным. В свой книге «Болезнь к смерти» он говорит: «Состояние человека всегда является критическим. О кризисе говорят по отношению к болезни, но не по отношению к здоровью. но если человек рассматривается как дух, то критичны как здоровье, так и болезнь. никакого непосредственного здоровья духа не существует».

Об этом значении слова «кризис» есть письмо святителя Николая Сербского из его книги «Миссионерские письма», которое настолько замечательное и хорошее, что мы, пользуясь случаем, хотим процитировать его целиком. Написано оно было еще в конце 20-х годов 20 века, и святитель Николай имел в виду тогдашний мировой кризис, который прозвали «Великой депрессией». Однако читается оно так, как будто было написано сегодня, и имеет в виду сегодняшние события.

Письмо Священнику К., о мировом кризисе

Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? «Говори, если есть у тебя нечто большее молчания», — сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.

«Кризис» — слово греческое, в переводе оно означает «суд». В Священном Писании слово «суд» употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).

Замени слово «суд» словом «кризис» и читай: «Милость и кризис воспою», «от Господа придет кризис всякому», «Отец весь кризис отдал Сыну», «Время начаться кризису с дома Божия».

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово «суд» вместо слова «кризис». Сейчас слово «суд» заменили словом «кризис», понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: «суд Божий!», наводнение — «суд Божий!». Начиналась война или эпидемия — «суд Божий!»; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно — «суд Божий!». Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не «судом», а «кризисом». Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово «суд», была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова «суд» словом «кризис», малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, — богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.

Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово «кризис» перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: «суд Божий!».

Назови и ты, честный отче, «кризис» «судом Божиим», и все будет тебе понятно.


Из «Миссионерских писем» святителя Николая Сербского (Велимировича). Письмо 22 пенсионеру С.П., который по своему разумению объясняет японско-китайскую войну.

Должен признаться, меня удивило Ваше истолкование войны между китайцами и японцами. Вы говорите: тем самым в Европе устранена военная опасность. Война перенесена на противоположную сторону земли, туда, где ночь, когда у нас день. И Вы с ликованием предрекаете мир в Европе.

Cвятитель Николай Сербский

Разве возможно радоваться миру, когда Вы слышите о войне в какой бы то ни было части света? Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами?

Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни, – это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.

Следовательно, не ликованию время, а печали. И это печаль не одного или двух человек, но печаль народов и племен, печаль государств. Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых – принц в очах Божиих?

Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!

Вы можете посмеяться моим словам. Знаю. И Пилат бы посмеялся. Но знаю, Христос смеяться бы не стал. А в отношении Вашего пророчества, что Европе обеспечен мир тем, что пламя войны вспыхнуло вдали от нее, будьте весьма осторожны. Не верьте ни себе, ни своему пророчеству. Ибо когда разгорается пожар на одной стороне леса, разве ветер не может с легкостью перенести искру и на другой край?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: