Критерии отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки

Обновлено: 24.04.2024

Механизм приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) в области освоения лесов является одним из инструментов поддержки крупных проектов и применяется в РФ с 2007 года.

Порядок рассмотрения инвестиционных проектов для получения статуса ПИП в области освоения лесов и их включения в одноименный перечень определяется Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. №190.

Основная задача механизма – повышение доступности заемных средств, содействие созданию новых мощностей по производству экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, выход российской продукции на внешние рынки при соблюдении потребностей внутренних производств.

Мера поддержки призвана способствовать переориентации предприятий с лесозаготовок на лесопиление, обеспечивать предприятия лесосырьевыми ресурсами на безаукционной основе, по минимальным ставкам за аренду лесных участков.

Условия отнесения инвестиционных проектов к приоритетным в области освоения лесов

Требуемый объем капиталовложений в проекты в области освоения лесов для признания их приоритетными

Инвестиционные проекты

Минимальный объем капиталовложений

До 1 июля 2019 г.

После 1 июля 2019 г.

  • по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях
  • по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры*, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях

* Объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20% общего объема капитальных вложений

Возможно объединение нескольких инвестиционных проектов, выполняемых одной организацией, в один на территории одного или нескольких субъектов РФ.

Перечень инвестиционных проектов

Перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов утверждается Министерством промышленности и торговли (далее – Минпромторгом) РФ на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта. Решение Минпромторга РФ о включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов, а также сам перечень размещаются на официальном сайте Минпромторга РФ.

Перечень инвестиционных проектов содержит:

  • наименование инвестиционного проекта;
  • полное наименование инвестора и его местонахождение;
  • наименование субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) реализуется инвестиционный проект;
  • объем инвестиций;
  • объем потребляемого сырья;
  • размер расчетной лесосеки;
  • объем и ассортимент выпускаемой продукции.

Заинтересованные органы в отношении инвестиционных проектов

Участки

Полномочия Заинтересованного

органа в отношении участков

Заинтересованные органы

Документ, устанавливающий критерии оценки инвестиционных проектов

Порядок получения статуса приоритетного инвестиционного проекта

Инвестор должен:

  • документально подтвердить наличие собственных или заемных средств в размере
    • не менее 50% общего объема инвестиций для реализации инвестиционного проекта, срок реализации которого составляет до 3 лет или
    • части заявленных инвестиций, приходящейся на первые 2 года в соответствии с графиком инвестиций, но не менее 25% общего объема заявленных инвестиций для реализации инвестиционного проекта, срок реализации которого составляет более 3 лет;
    • начать реализацию инвестиционного проекта не ранее чем за 2 года до дня подачи заявки в заинтересованный орган;
    • выполнять обязательства перед бюджетом РФ;
    • не находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства.

    Перечень документов для предоставления меры поддержки:

    Инвестор направляет в заинтересованный орган заявку в произвольной форме, включающую:

    1. Полное наименование инвестора и его местонахождение;
    2. Копии учредительных документов;
    3. Концепция инвестиционного проекта в соответствии с Приказом Минпромторга России от 15.05.2018 г. № 1870 «Об утверждении методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов»;
    4. Выписка из ЕГРЮЛ;
    5. Поквартальный график реализации инвестиционного проекта, содержащий наименование и сроки создания или модернизации объектов лесной / лесоперерабатывающей инфраструктуры, сроки заключения договоров аренды лесных участков, объемы заготовки древесины;
    6. Справка об отсутствии у инвестора задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджеты РФ;
    7. Срок применения понижающего коэффициента 0,5 к размеру платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта;
    8. Паспорт инвестиционного проекта;
    9. Документы, подтверждающие возможность привлечения собственных или заемных средств в размере:
    • не менее 50% общего объема инвестиций для реализации инвестиционного проекта сроком до 3 лет или
    • не менее 25% общего объема заявленных инвестиций в первые 2 года реализации инвестиционного проекта сроком более 3 лет.
    1. Справка, подтверждающая исполнение инвестором требования в части способа направления оператору государственной информационной системы промышленности (ГИСП) электронных форм для включения в ГИСП информации об инвестиционном проекте.
    2. Документы, подтверждающие перечень выполненных работ и размер израсходованных средств на реализацию инвестиционного проекта, – не ранее чем за 2 года до дня подачи заявки в заинтересованный орган.

    Схема подачи и прохождения заявки на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов


    Методика отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки : научное издание

    Перевод названия: Investment Project Selection Methods for the Provision of State Support Measures

    Тип публикации: статья из журнала

    Год издания: 2019

    Ключевые слова: методика, отбор, государственная поддержка, инвестиционный проект, эффективность, параметр, сравнительный анализ, формула, интегральный показатель, ранжирование, methods, selection, government support, investment project, efficiency, parameter, comparative analysis, formula, integral indicator, ranking

    Аннотация: В мировой теории и практике в основе инвестиционного и проектного анализа лежит анализ затрат и выгод (cost-benefit analysis), направленный на оценку коммерческой и экономической эффективности инвестиционных проектов. Действующие методики, методические рекомендации и нормативно-правовые акты, применяемые органами государственной власти разных стран для отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки, включают основные аспекты и критерии анализа затрат и выгод, но в то же время содержат ряд существенных недостатков. Автором разработана методика отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки, учитывающая несовершенство методологических подходов и критериев действующих регламентов и рекомендуемая к применению на территории Российской Федерации. В статье приведены примеры ее апробации и сравнительный анализ результатов отбора инвестиционных проектов. In the world theory and practice, investment and project analysis is based on cost-benefit analysis, aimed at assessing commercial and economic efficiency of investment projects. The existing methodologies, guidelines and regulations used by state authorities in different countries to select investment projects for the provision of state support measures include the main aspects and criteria of cost-benefit analysis, but at the same time, contain a number of significant drawbacks. The author has developed a new selection methodology for investment projects to provide state support measures, taking into account imperfections of the existing methodological approaches as well as criteria of the applicable regulations, which is recommended for practices in the territory of the Russian Federation. The article provides the examples on how to adapt it and a comparative analysis of the results of the investment project selection.

    Издание

    Журнал: Мир экономики и управления

    Выпуск журнала: Т. 19 , № 3

    Номера страниц: 22 - 40

    ISSN журнала: 25420429

    Место издания: Новосибирск

    Издатель: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет"

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 30 сентября 2021 года N 591

    О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")

    (с изменениями на 6 июня 2022 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Методические рекомендации по подготовке инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации (приложение N 1);

    Методические рекомендации по созданию агентства развития субъекта Российской Федерации (приложение N 2);

    Методические рекомендации по созданию инвестиционного комитета субъекта Российской Федерации (приложение N 3);

    Методические рекомендации по формированию инвестиционной карты субъекта Российской Федерации (приложение N 4);

    Методические рекомендации по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации (приложение N 5);

    Методические рекомендации по мониторингу и подтверждению внедрения системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт") (приложение N 6).

    Приложение N 1
    к приказу Минэкономразвития России
    от 30 сентября 2021 года N 591

    Методические рекомендации по подготовке инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации

    I. Общие положения

    1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода в субъектах Российской Федерации к подготовке инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации (далее - инвестиционная декларация).

    Инвестиционную декларацию рекомендуется разрабатывать в целях:

    создания условий для опережающего инвестиционного развития субъектов Российской Федерации;

    2. При подготовке инвестиционной декларации рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

    а) принцип "ответственности" - инвестиционная декларация является обязательством субъекта Российской Федерации перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса;

    б) принцип "достоверности" - обеспечение соответствия информации, содержащейся в инвестиционной декларации, нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также государственным информационным ресурсам, являющимися первоисточниками такой информации;

    в) принцип "проактивности" - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки инвестиционной декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;

    г) принцип "неухудшения" положения инвестора при утверждении новой инвестиционной декларации в субъекте Российской Федерации;

    д) обеспечение открытости и доступности информации;

    е) обеспечение формирования благоприятного инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации;

    ж) обеспечение повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.

    3. Инвестиционную декларацию рекомендуется утверждать указом или распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на срок исполнения своих полномочий или нормативным правовым актом в форме закона субъекта Российской Федерации.

    4. Вновь избранному высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации при утверждении новой инвестиционной декларации в целях неухудшения условий ведения инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации рекомендуется учитывать положения ранее действовавшей инвестиционной декларации.

    5. В случае утверждения инвестиционной декларации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется содействовать реализации положений инвестиционной декларации путем принятия новых законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

    II. Рекомендованная структура инвестиционной декларации

    1. Инвестиционную декларацию рекомендуется формировать из следующих разделов:

    - общее описание целей инвестиционного развития субъекта Российской Федерации;

    - ключевые характеристики субъекта Российской Федерации;

    - инвестиционные обязательства субъекта Российской Федерации;

    - инвестиционная команда субъекта Российской Федерации.

    2. В разделе "Общее описание целей инвестиционного развития субъекта Российской Федерации" рекомендуется отразить перспективы развития субъекта Российской Федерации, необходимые инвесторам для принятия решений о вложении инвестиций в инвестиционные проекты, реализуемые на территории субъекта Российской Федерации.

    Главной целью инвестиционного развития субъекта Российской Федерации рекомендуется определить увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития - в увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом.

    3. В разделе "Ключевые характеристики субъекта Российской Федерации" рекомендуется отразить инвестиционные преимущества ведения бизнеса в субъекте Российской Федерации, а также инвестиционный потенциал и приоритеты субъекта Российской Федерации.

    В указанный раздел рекомендуется включать следующую информацию:

    - наличие необходимой инфраструктуры (например, промышленной, транспортной и инженерной) для инвесторов на территории субъекта Российской Федерации, площадок для реализации инвестиционных проектов;

    - наличие на территории субъекта Российской Федерации преференциальных режимов (территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон и другое);

    - соблюдение органами и организациями в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности;

    - приоритетные направления инвестиционного развития (например, отраслевые, технологические приоритеты, обусловленные особой важностью для решения социально-экономических проблем субъекта Российской Федерации);

    - новые инновационные отрасли экономики в субъекте Российской Федерации;

    - развитие традиционных отраслей экономики субъекта Российской Федерации с прогнозом достижения качественных показателей по ним, включая объемы производства, характеристику трудовых ресурсов, задействованных в отраслях, и инвестиции в основной капитал по данным отраслям;

    - планируемые к реализации инвестиционные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат субъекта Российской Федерации, в том числе проекты государственно-частного партнерства, концессии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений в субъекте Российской Федерации (опционально).

    4. В раздел "Инвестиционные обязательства субъекта Российской Федерации" рекомендуется включать следующие обязательства:

    - неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;

    - соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

    - оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории субъекта Российской Федерации, в досудебном порядке;

    - общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;

    - неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в субъекте Российской Федерации;

    - обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории субъекта Российской Федерации;

    - повышение уровня доходов населения субъекта Российской Федерации.

    5. В раздел "Инвестиционная команда субъекта Российской Федерации" рекомендуется включать следующую информацию:

    - состав инвестиционной команды, которая включает следующих членов:

    руководитель и (или) члены высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

    представители от агентства развития субъекта Российской Федерации;

    уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;

    представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, общероссийских общественных организаций "Российский союз промышленников и предпринимателей", "ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия", иными общественными организациями, представляющими интересы бизнес-сообщества в субъекте Российской Федерации;

    эксперты финансовых организаций в субъекте Российской Федерации;

    - условия формирования команды;

    - распределение ответственности между членами инвестиционной команды в части взаимодействия с инвесторами.

    Приложение N 2
    к приказу Минэкономразвития России
    от 30 сентября 2021 года N 591

    Методические рекомендации по созданию агентства развития субъекта Российской Федерации

    (с изменениями на 29 декабря 2021 года)

    1. Общие положения

    1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода в субъектах Российской Федерации по созданию агентства развития субъекта Российской Федерации (далее - агентство развития).

    Агентство развития рекомендуется создавать в целях:

    привлечения частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории субъекта Российской Федерации;

    содействия инвестору в скорейшей реализации инвестиционных проектов на территории субъекта Российской Федерации;

    формирования благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации.

    Функции агентства развития может осуществлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (его структурное подразделение) или юридическое лицо, организационно-правовая форма которого определяется его учредителем по согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

    2. Для достижения целей создания агентству развития рекомендуется осуществлять следующие функции:

    2.1. Осуществление мониторинга и проведение комплексного анализа инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации, а также формирование предложений по улучшению инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.

    2.2. Поиск новых инвестиционных проектов в субъекте Российской Федерации.

    2.3. Сопровождение инвестиционных проектов.

    2.4. Организация взаимодействия инвесторов со следующими участниками инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных проектов:


    Критерии отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки : научное издание

    Перевод названия: Criteria for the Selection of Investment Projects for Government Support Measures

    Тип публикации: статья из журнала

    Год издания: 2019

    Ключевые слова: государственная поддержка, инвестиционный проект, отбор, классификация, критерий, методологический подход, сравнительный анализ, субъективный фактор, итоговый показатель (балл), state support, investment project, selection criteria, classification, norm, methodological approach, comparative analysis, subjective factor, final indicator

    Аннотация: Объем прямых инвестиций в экономику отдельных регионов и страны в целом - ключевой индикатор развития, определяющий текущий и перспективный потенциал территориальных единиц и государственных образований. Практически все страны мира открыты для инвестиций, и правительства создают благоприятные условия для их привлечения, в том числе и через механизм законодательных инициатив и практик. Россия не является исключением. В статье проведен сравнительный анализ критериев и методологических подходов отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки в рамках общепринятых мировых методик и нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней власти Российской Федерации. Разработанные классификации методологических подходов и критериев указывают на несовершенство методических норм, применяемых в настоящее время в области инвестиционного и проектного анализа для отбора инвестиционных проектов частного сектора экономики для предоставления мер государственной поддержки, и необходимость методологических новаций. The volume of direct investments in the economies of individual regions and the country as a whole is a key indicator of development determining the current and future potential of territorial units and federal entities. Virtually all countries of the world are open to investment and the governments create favorable conditions for their involvement, including via the mechanism of legislative initiatives and practices, and Russia is no exception in this respect. The article presents a comparative analysis of methodological approaches and selection criteria for investment projects for the provision of state support measures within the framework of generally accepted world methods and regulatory acts of the federal and regional authorities of the Russian Federation. The developed classifications of methodological approaches and criteria indicate the imperfection of methodological standards currently used in the field of investment and project analysis for the selection of investment projects for the private sector of the economy for the provision of state support measures, and the need for methodological novation.

    Издание

    Журнал: Мир экономики и управления

    Выпуск журнала: Т. 19 , № 1

    Номера страниц: 5 - 25

    ISSN журнала: 25420429

    Место издания: Новосибирск

    Издатель: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет"

    Аннотация
    В мировой теории и практике в основе инвестиционного и проектного анализа лежит анализ затрат и выгод (cost-benefit analysis), направленный на оценку коммерческой и экономической эффективностей инвестиционных проектов. Действующие методики, методические рекомендации и нормативно-правовые акты, применяемые органами государственной власти разных стран для отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки, включают основные аспекты и критерии анализа затрат и выгод, но в то же время содержат ряд существенных недостатков. Автором разработана методика отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки, учитывающая несовершенство методологических подходов и критериев действующих регламентов и рекомендуемая к применению на территории Российской Федерации. В статье приведены примеры ее апробации и сравнительный анализ результатов отбора инвестиционных проектов.

    Ключевые слова
    методика, отбор, государственная поддержка, инвестиционный проект, эффективность, параметр, сравнительный анализ, формула, интегральный показатель, ранжирование

    Читать статью

    1. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. М.: АОЗТ «Интерэксперт», 1995. 344 c.
    2. Нечаева Н. А. Критерии отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки // Мир экономики и управления. 2019. Т. 19, № 1. С. 5–25.DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-1-5-25
    3. Давыдова Г. В., Беликов А. Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском. 1999. № 3. C. 1–20.
    4. Нечаев Н. Г., Душкин В. Н. Оценка вероятности банкротства интегрированных агропромышленных формирований // Вестник Воронеж. гос. аграр. ун-та. 2016. № 1 (48). С. 222–232.
    5. Сапегина А. А. Логические модели диагностики банкротства предприятия // Молодой исследователь. 2016. № 1. С. 1–12.
    6. Паштова Л. Г., Емельянова М. О., Шашкова П. Г. Прикладные аспекты диагностики риска банкротства крупных нефтяных компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 39 (225). С. 25–33.
    7. Кравченко А. В., Самсонова И. В., Старых А. А. Идентификация возможности наступления банкротства строительных предприятий для оценки их финансового состояния // Финансы. 2009. № 6. С. 52–57.
    8. Федорова Е. А., Гиленко Е. В., Довженко С. Е. Модели прогнозирования банкротства: особенности российских предприятий // Проблемы прогнозирования. 2013. № 2. С. 85–92
    9. Мельников Р. М. Критерии отбора приоритетных проектов для оказания поддержки за счет бюджетных ресурсов и пути их совершенствования // Финансы. 2015. № 1. С. 25–30.

    Выходные данные: Нечаева Н. А. Методика отбора инвестиционных проектов для предоставления мер государственной поддержки. Мир экономики и управления. 2019. Т. 19, № 3. C. 22–40. DOI: 10.25205/2542-0429-2019-19-3-22-40

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: