Кожевников о а участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Обновлено: 24.04.2024

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Анализ положений ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что в ней изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Принимают меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Обеспечивают незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

В случае приостановления предварительного расследования или прекращении уголовного дела копия соответствующего процессуального решения направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности.

Важнейший этап надзорной деятельности – поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения, акта постановления.

Прокурор, прежде чем утвердить указанный процессуальный акт, обязан изучить материалы дела, удостовериться в том, что: уголовное дело возбуждено законно, обоснованно и с соблюдением требований закона; собранные доказательства достаточны, объективно оценены и удовлетворяют требованиям относимости, допустимости, достоверности; выводы следователя, дознавателя соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, квалификация содеянного является правильной, доказательная база является достаточной для рассмотрения дела; в суде разрешены все заявленные по делу ходатайства и жалобы; соблюдены в полном объеме право обвиняемого на защиту и требования о языке судопроизводства; не истек срок расследования и содержания под стражей обвиняемого; приняты меры для обеспечения гражданского иска; с материалами дела ознакомлены все лица, в отношении которых законом это предусмотрено; обвинительное заключение удовлетворяет требованиям уголовно-процессуального закона.

Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его для производства дополнительного расследования, прокурор утверждает обвинительное заключение, акт, постановление и дело направляет в суд.

Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, прокурор вправе не утвердить обвинительное заключение, акт, постановление и вернуть уголовное дело следователю или дознавателю, признав тем самым проведённое по уголовному делу расследование неудовлетворительным.

Ключевые слова

Об авторах

Список литературы

1. Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013. № 9. Ст. 875

2. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 июля 2013 г. № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме» // СПС «КонсультантПлюс»

3. Заключение Комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» № 33012-6 // СПС «КонсультантПлюс»

4. Производство дознания в сокращенной форме: интервью первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации А.В. Горового 11 июня 2015 г. // СПС «КонсультантПлюс»

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 февраля 2015 г. № 83 «Об утверждении и введении в действие форм федерального статистического наблюдения № 1-Е "Сведения о следственной работе и дознании" и № 1-ЕМ "Сведения об основных показателях следственной работы и дознания", а также Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения № 1-Е, 1-ЕМ» // СПС «КонсультантПлюс»

6. Щерба С. П., Ережипалиев Д. И. Прокурор в досудебном производстве по уголовным делам: функции, правовой статус, полномочия: монография / под общ. и науч. ред. проф. С. П. Щербы. М.: Юрлитин-форм, 2015. С. 51.

7. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 16.

8. Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Под сенью русского орла. Российские прокуроры второй половины XIX - начала XX в. М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. С. 38

10. Российская газета. 2008. 30 дек.

11. Рекомендация R (2000) 19 «О роли государственного обвинения в системе уголовного правосудия» от

12. октября 2000 г. // Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства: хрестоматия / сост. З. Д. Еникеев, Е. Г. Васильева, Е.В. Ежова, Л. М. Аширова, Р. М. Шагеева. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. Т. 3: Документы Совета Европы. С. 221.

13. Кожевников О.А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. М.: Вол-терс Клувер, 2011. С. 78.

14. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2005. С. 85, 161.

15. Махмутов М. Закон о дознании в сокращенной форме и реформа стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2013. № 7. С. 41.

16. Петров А. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2011. № 11. С. 36.

17. Буланова Н.В. Прокурор в досудебных стадиях уголовного судопроизводства Российской Федерации: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 145-146

18. Корнакова С.В., Чубукин А.В. Процессуальный статус прокурора в стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном процессе: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 71-78

19. Семенцов В.А., Май Д. Б. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовно-процессуальному законодательству России и Вьетнама: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 100

20. Семенцов В.А., Науменко О.А. Обеспечение прав личности при производстве дознания: монография. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 149

21. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением» // Российская газета. 2015. 16 дек

22. Буланова Н.В. Прокурор в досудебных стадиях уголовного судопроизводства Российской Федера ции: монография. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 216 с.

23. Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Под сенью русского орла. Российские прокуроры второй половины XIX - начала XX в. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. - 432 с.

24. Кожевников О.А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 208 с.

25. Корнакова С.В., Чубукин А.В. Процессуальный статус прокурора в стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном процессе: монография. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 200 с.

26. Махмутов М. Закон о дознании в сокращенной форме и реформа стадии возбуждения уголовного дела // Законность. - 2013. - № 7. - С. 41.

27. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части введения особого порядка досудебного производства)» от 5 февраля 2015 г. // СПС «КонсультанПлюс».

28. Никаноров С.А. Процессуальное положение прокурора в сокращенных процедурах уголовного судопроизводства: дис.. канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2015. - 182 с.

29. Петров А. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. - 2011. - № 11. - С. 36.

30. Семенцов В.А, Май Д.Б. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовно-процессуальному законодательству России и Вьетнама: монография. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 160 с.

31. Семенцов В.А., Науменко О.А. Обеспечение прав личности при производстве дознания: монография. - М.: Юрлитинформ, 2016. - 200 с.

32. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2005. - 325 с.

33. Щерба С.П., Ережипалиев Д.И. Прокурор в досудебном производстве по уголовным делам: функции, правовой статус, полномочия: монография / под общ. и науч. ред. проф. С.П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 168 с.

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Анализ положений ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что в ней изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Принимают меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Обеспечивают незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

В случае приостановления предварительного расследования или прекращении уголовного дела копия соответствующего процессуального решения направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности.

Важнейший этап надзорной деятельности – поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения, акта постановления.

Прокурор, прежде чем утвердить указанный процессуальный акт, обязан изучить материалы дела, удостовериться в том, что: уголовное дело возбуждено законно, обоснованно и с соблюдением требований закона; собранные доказательства достаточны, объективно оценены и удовлетворяют требованиям относимости, допустимости, достоверности; выводы следователя, дознавателя соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, квалификация содеянного является правильной, доказательная база является достаточной для рассмотрения дела; в суде разрешены все заявленные по делу ходатайства и жалобы; соблюдены в полном объеме право обвиняемого на защиту и требования о языке судопроизводства; не истек срок расследования и содержания под стражей обвиняемого; приняты меры для обеспечения гражданского иска; с материалами дела ознакомлены все лица, в отношении которых законом это предусмотрено; обвинительное заключение удовлетворяет требованиям уголовно-процессуального закона.

Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его для производства дополнительного расследования, прокурор утверждает обвинительное заключение, акт, постановление и дело направляет в суд.

Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, прокурор вправе не утвердить обвинительное заключение, акт, постановление и вернуть уголовное дело следователю или дознавателю, признав тем самым проведённое по уголовному делу расследование неудовлетворительным.

Ознакомиться Назначить курс группе

Автор предлагает читателю современный взгляд на положение прокурора в уголовном судопроизводстве как главы обвинительной власти, который формирует государственное обвинение и отстаивает его в суде. Рассматриваются проблемы функционирования прокурора на всех этапах уголовного судопроизводства, взаимодействия с органами следствия и дознания после принятия Государственной Думой Федерального Собрания РФ Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ, пределы реализации обвинительной власти, в том числе связанные с изменениями, внесенными в УПК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ, проблемы отказа прокурора от обвинения и дополнительного расследования, высказываются научно-обоснованные практические рекомендации.

  • 1.1. Прокуратура в системе органов государственной власти: история и современность
  • 1.2. Понятие, содержание, субъекты и способы осуществления уголовного преследования
  • 1.3. Вопрос о процессуальной функции прокурора в теории уголовного процесса
  • 1.4. Понятие обвинительной власти и пределы ее осуществления
  • Контрольные вопросы и задания
  • Практическое задание
  • 2.1. Общая характеристика роли прокурора в досудебном производстве
  • 2.2. Прокурорский надзор и процессуальное руководство: проблемы разграничения
  • 2.3. Прокурор как субъект доказывания
  • 2.4. Характеристика полномочий прокурора в досудебном производстве
    • 2.4.1. Формы (средства) прокурорского надзора
    • 2.4.2. Надзор за законностью возбуждения уголовного дела
    • 2.4.3. Надзор за законностью и обоснованностью решений об ограничении прав и свобод участников уголовного процесса при производстве следственных действий
    • 2.4.4. Надзор за законностью окончания предварительного расследования
    • 4.1. Понятие государственного обвинения и этапы его формирования
    • 4.2. Подготовка прокурора к судебному заседанию
    • 4.3. Участие прокурора в предварительном слушании
    • 4.4. Полномочия прокурора на стадии судебного разбирательства
    • Контрольные вопросы и задания
    • Практическое задание
    • 5.1. Обвинительная речь прокурора: задачи, значение, содержание, форма
      • 5.1.1. Понятие и значение обвинительной речи. Требования к обвинительной речи
      • 5.1.2. Содержание обвинительной речи прокурора
      • 5.1.3. Анализ доказательств в обвинительной речи прокурора
      • 5.1.4. Характеристика личности подсудимого
      • 5.1.5. Предложения о применении уголовного закона и мере наказания
      • УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, 2018
      • УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, 2017
      • УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, 2016
      • ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры, 2015
      • ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры, 2014
      • ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для магистров, 2012
      • ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ. Учебное пособие для магистров, 2011

      Мы используем cookie :)

      ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.

      Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.


      С появлением необходимости проведения в Российской Федерации судебной реформы и некоторые практические шаги по ее реализации повлекли за собой большой пласт коренных изменений как в конституционном, так и в уголовно-процессуальном и прокурорско-надзорном законодательстве. Конституция Российской Федерации являясь основным законом страны, повлияла на взаимоотношения субъектов права посредством изменения мировоззренческой установки в соотнесении приоритетов по образцу «личность — общество — государство». Действенным механизмом борьбы с преступностью как социальным явлением является деятельность по осуществлению уголовного преследования лиц, совершивших преступления.

      Одной из основных функций прокурора, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре», является «уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» [1].

      Уголовно процессуальным законодательством установлено, что от имени государства уголовное преследований по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется прокурором в ходе уголовного судопроизводства в соответствии с полномочиями, возложенными на него ст. 37 УПК РФ [2]. Подробно такие полномочия урегулированы ст.ст. 221, 226 и др.

      Под уголовным преследованием, осуществляемым прокурором, уголовно-процессуальным законодательством понимается совершение определенных действий, которые направлены на изобличение лица, совершившего преступное действие и назначение ему наказания. Применение данной функции зависит от формы содержания и субъекта.

      Подробно осуществление прокурором уголовного преследования раскрывается в работах Л. А. Андреевой, В. И. Баскова, С. Г. Березовской, АД Берензона, А. Д. Бойкова, С. И. Викторского, Ю. Е. Винокурова, В. Г. Даева, А. Ф. Кони, В. В. Клочкова, М. П. Кан, А. Ф. Козлова, A. M. Ларина, В. З. Лукашевича, П. А. Лупинской, М. Н. Маршунова, В. Г. Мелкумова, Н. В. Муравьева, Л. А. Николаевой, В. И. Рохлина, В. П. Рябцева, В. М. Савицкого, К. Ф. Скворцова, Ю. И. Скуратова, В. К. Случевского, А. Б. Соловьева, М. С. Строговича, И. Я. Фойнйцкого, А. Г. ХаЛиулйна, М. А. Чельцова, В. И. Шинд, П. С. Элькинд, Н. А. Якубович, В. Б. Ястребова и других ученых-правоведов.

      На сегодняшний день в соответствии с уголовно процессуальным законодательством прокурор это ни что иное, как специальный субъект, именно то должностное лицо которому доверено осуществлять уголовное преследование от имени государства. Он является неким логическим завершением всего процесса уголовного преследования на досудебной и судебной стадиях.

      Уголовное преследование, осуществляемое прокурором на досудебных и судебных стадиях, имеет единообразный характер. Однако в зависимости от стадий действия прокуроров различны, на разных стадиях имеют свои особенности и выразительность, однако следует учитывать, что если в судебной стадии уголовного преследования такая функция отчетливо просматривается это отнюдь не указывает на то, что в предыдущих стадиях уголовное преследование отсутствовало.

      Структура уголовного преследования прокурора неоднозначная, в научных кругах ведется много споров по поводу его субъектного состава, пределов и содержания [1. С. 27].

      Также следует учитывать и такой спорный вопрос как понятие уголовного преследования прокурором. С одной стороны, в данное понятие должны быть включены действия, которые надлежит совершать прокурору и правовые акты, которыми он руководствуется при совершении этих действий [5. С. 144]. С другой же стороны нет необходимости нагружать данное понятие, когда можно урегулировать подзаконными актами [1. С. 31].

      Ели раскрывать участие прокурора на досудебной стадии уголовного преследования, то здесь прокурор ставит свою «финальную точку», обличенную в такую процессуальную форму. как обвинительный акт (постановление) или обвинительное заключение. Он как бы стоит над всеми должностными лицами, которые непосредственно совершают необходимые процессуальные действия для изобличения лица, совершившего преступное действие. В этом состоит основное содержание досудебного прокурорского уголовного преследования.

      Тем не менее, на досудебной стадии уголовного преследования необходимо контролировать такой вопрос как, например, обеспечением правового положения личности, которая вовлечена в уголовный процесс, а также совершать иные действия предусмотренные ст. 21, 37, 221, 226 и др. В связи с чем полномочия прокурора подразделяются на:

      1) утверждением обвинительного заключения или обвинительного акта (постановления).

      2) полномочия, необходимые прокурору для реализации досудебного уголовного преследования, например избрание меры пресечения.

      Также нельзя не учитывать тот факт, что действия прокурора являются гарантией законности и обоснованности уголовного преследования.

      1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ\\«Российская газета», N 249, 22.12.2001
      2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»\\ «Российская газета», N 229, 25.11.1995.
      3. Баев О. Я. Прокурор как субъект уголовного преследования. М.: Юрлитинформ, 2006.144 с.
      4. Кожевников О. А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Екатеринбург: Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. 180 с.
      5. Крюков В. Ф. Правовой статус прокурора в уголовном преследовании: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2016. 51 с.
      6. Тушев А. А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2016. 325 с.
      7. Воронин Олег Викторович Прокурорское уголовное преследование в различных стадиях и производствах отечественного уголовного процесса // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2013. № 1 (7).

      Основные термины (генерируются автоматически): уголовное преследование, Российская Федерация, досудебная стадия, изобличение лица, обвинительное заключение, обвинительный акт, преступное действие, процессуальное законодательство, судебная стадия, уголовно-процессуальное законодательство.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: