Коррупция в сфере государственного управления понятие и виды курсовая

Обновлено: 24.04.2024

Целью исследования является изучение истоков коррупции и понятия данного явления, рассмотрение атикоррупционной политики Российской Федерации и поиск наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
- выяснить историю коррупции, определить ее понятие и формы;
- изучить опыт противодействия коррупции различных государств;
- выявить общественную опасность коррупции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
3
1. Коррупция: история, понятие и формы………………………………….
5
1.1. История коррупции……………………………………………………..
5
1.2. Понятие и формы коррупции…………………………………………..
8
2. Политика противодействия коррупции………………………………….
15
2.1. Антикоррупционная политика РФ: законодательная база………….
15
2.2. Опыт борьбы с коррупцией других государств……………………….
19
3. Общественная опасность коррупции…………………………………….
26
Заключение…………………………………………………………………..
30
Библиография……………………….……………………………………….
33

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Коррупция[1]. Борьба с коррупцией в системе госуправления РФ.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРТСВЕННОЙСЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

«Международный институт государственной службы и управления»

«Факультет государственного управления и права»

Магистерская программа «Система государственного и муниципального управления»

Заочная форма обучения

Дисциплина: «ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОГО

КОРРУПЦИЯ. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Работу проверил: ______________________________ __________

(Ф.И.О., преподавателя, уч. степень должность)

Оценка: ______________________________ __________

Дата проверки: ______________________________ __________

1. Коррупция: история, понятие и формы………………………………….

1.2. Понятие и формы коррупции…………………………………………..

2. Политика противодействия коррупции………………………………….

2.1. Антикоррупционная политика РФ: законодательная база………….

2.2. Опыт борьбы с коррупцией других государств……………………….

3. Общественная опасность коррупции…………………………………….

Актуальность темы, выбранной для анализа, прежде всего, обусловлена высоким уровнем коррумпированности органов государственного управления Российской Федерации. На сегодняшний день коррупция занимает приоритетную нишу среди актуальных проблем и препятствий на пути социального и политического развития нашей страны. Коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян. Она подрывает доверие населения к власти, её органам и представителям. И, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры в борьбе с этим злом, оно продолжает прогрессивно расти. Государственная коррупция существует, когда государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. И там, где степень данного вмешательства больше, уровень коррумпированности выше. Важно понимать, что борьба с коррупцией тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства. Бороться с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно. Начинать надо с создания благоприятной для этой борьбы политической среды, которая подразумевает наличие оппозиции, реальной свободы слова и прозрачности власти. Другими, не менее значимыми условиями являются: ясность, простота и стабильность законодательства; создание условий для формирования гражданского общества; повышение образовательного уровня населения, в том числе и в плане правовой грамотности.

Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в системе государственного управления, антикоррупционная политика Российской Федерации и других государств.

Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупционных отношений, их сущность и основные формы.

Целью исследования является изучение истоков коррупции и понятия данного явления, рассмотрение атикоррупционной политики Российской Федерации и поиск наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:

- выяснить историю коррупции, определить ее понятие и формы;

- изучить опыт противодействия коррупции различных государств;

- выявить общественную опасность коррупции.

Цели и задачи исследования обусловили структуру реферата, который состоит из введения, трех глав и заключения. Данная работа начинается с отображения истоков возникновения коррупции, раскрытия различных понятий коррупции, анализа форм данного социального явления. В рамках второй главы определяются основные направления антикоррупционной политики нашей страны и рассматриваются наиболее перспективные направления борьбы с коррупцией зарубежных стран. В третьей главе происходит раскрытие общественной опасности коррупции. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и предложения автора, выделяются вопросы, имеющие наибольшую ценность для деятельности юридических органов, задействованных в сфере борьбы с коррупцией. Рассматриваются вопросы укрепления законности и правопорядка, осуществления эффективного метода борьбы с указанным злом.

1.КОРРУПЦИЯ: ИСТОРИЯ, ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ

1.1. История коррупции

С явлением коррупции история знакома уже давно. С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. Отправной точкой в зарождении коррупционных отношений является обычай делать подарки, чтобы добиться расположения, а также подношения в знак уважения чиновнику за выполненную работу. В первобытных обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, однако впоследствии ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Однако, чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов, что означало переход взяток в область теневой экономики.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией был Урукагина - царь древнего шумерского города Лагаша на территории современного Ирака, который реформировал государственное управление, чтобы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей. Но, несмотря на показательные и жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. Так, по мнению автора древнеиндийского трактата «Артхашастра», «легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников» 1 . Своего расцвета коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи – и стала одной из причин ее крушения. Тогда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: “Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции”. Само слово «коррупция» имеет латинское происхождение – corrumpere означает «растлевать, портить, повреждать». Многие известные западные мыслители уделяли исследованию проявлений коррупции немало внимания. Весьма обширно исследовал ее истоки Никколо Макиавелли, воззрения которого на эту проблему актуальны и сегодня. Достаточно вспомнить его образное сравнение коррупции с чахоткой, которую вначале трудно распознать, но легче лечить, а если она запущена, то «хотя ее легко распознать, но излечить трудно» 2 .

К сожалению, формирование и развитие коррупционных отношений в России имеет также многовековую историю. Одно из первых письменных упоминаний о посулах как незаконном вознаграждении княжеским наместникам относится еще концу XIV века. Распространенность лихоимства (взяточничества) в России была столь значительной, что по Указу Петра Первого от 25 августа 1713 года и позднейшим «узаконениям» лихоимцам была определена в качестве наказания смертная казнь. Чтобы представить себе масштабы продажности российских чиновников, достаточно вспомнить такие исторические персонажи, как сподвижника Петра Первого князя А. Д. Меншикова, казненного при Петре же за казнокрадство и лихоимство сибирского губернатора Гагарина. Не случайно нравы, царившие в чиновничьей среде, в том числе коррупционные деяния и их участники, получили яркое отображение не только в исторических документах, но и произведениях великих русских писателей Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова и многих других. Ленин считал взяточничество одним из опаснейших пережитков и требовал для борьбы с ним самых суровых мер борьбы. В письме члену коллегии Наркомюста Курскому он требовал: «Необходимо тотчас, с демонстративной быстротой, внести законопроект, что наказания за взятку должны быть не ниже десяти лет тюрьмы и, сверх того, десяти лет принудительных работ». Суровость мер, предпринятых большевиками, объяснялась тем, что взяточничество рассматривалось не только как позорный и отвратительный пережиток старого общества, но и как попытка эксплуататорских классов подорвать основы нового строя. Однако, несмотря на суровость правовых мер воздействия на взяточников, искоренить это явление не удалось, поскольку не были устранены его причины.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. И в наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов – более 2% от мирового ВВП 3 .

Интересно, что в числе осуждаемых за взяточничество половину составляют представители правоохранительных структур, что свидетельствует о высокой степени коррумпированности именно тех, на кого по идее власть и население должны рассчитывать как на главную опору в противодействии правонарушителям. Итак, Россия сегодня приобрела стойкий имидж глубоко коррумпированного государства не только внутри страны, но и за рубежом. Согласно,опубликованному Международной организацией Transparency International, очередному рейтингу коррумпированности государств мира в списке 2011 года РФ занимает весьма незавидное 143-е место в компании с Белоруссией, Азербайджаном, Того, Угандой и Нигерией. Всего же в рейтинг включены 182 государства (см. приложение). При этом одной из наиболее негативных особенностей современного развития коррупции в России является то, что она стала менее воспринимаемой и осуждаемой обществом, чему в немалой степени способствовали пробелы в правовом воспитании населения, а также усилия многих политиков и высокопоставленных чиновников узаконить соответствующие отношения в качестве неотъемлемого элемента государственной службы. Возник своего рода синдром привыкания к ней, который стал настолько весомым, что основную часть общества не раздражает не только продажность отдельных государственных чиновников, но даже то, что по подозрению в причастности к коррупционным отношениям под сомнение зачастую ставится репутация высших должностных лиц государства.

Из вышеизложенного следует, что коррупция своими корнями уходит очень далеко, проблема была всегда и более подробно о том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке – обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1.2. Понятие и формы коррупции.

Коррупция – комплексное и многогранное явление, более сложное, чем те упрощенные шаблонные представления о коррупции, которые публикуются в прессе и которые нашли отражение в большинстве существующих определений коррупции. В научной и учебной литературе существуют различные определения коррупции. Например, в толковом словаре Ожегова и Шведовой дается такое определение: "Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами". Но для государств с неудовлетворительной правовой системой, каковых сегодня в мире – большинство, это определение не годится, поскольку чиновники там воруют вполне законно, никакой закон им этого не запрещает.

Наиболее часто коррупция трактуется как использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам. Коррупция (лат. сorruptio) означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. В учебнике для вузов «Уголовное право России» указывается, что « Коррупция-это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.» В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией она определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. “а” п.1 ст.1) и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» (подп. “б” п.1 ст.1)

В настоящее время коррупция приобрела системный характер: она проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества, а это означает, что многие ключевые решения принимаются на коррупционной основе. Что касается населения, то большинство людей чаще всего рассматривает коррупцию с точки зрения компенсации низкой оплаты чиновника, а также неизбежного условия за беспрепятственное прохождение в инстанциях интересующего их вопроса и получение необходимого им конкретного решения государственного органа. При этом характерно, что многие граждане даже в случаях публичного осуждения ими этого явления, так или иначе, сами способствуют его сохранению, поскольку вынужденно или по собственной инициативе участвуют в коррупционных сделках. Логика подсказывает, что существование коррупции в обществе было бы невозможно по определению без подобного участия. Более того, осуждая коррупцию, они одновременно рассматривают ее как неотъемлемую часть их жизни или определенные правила игры, которые ими из-за отсутствия выбора должны безоговорочно приниматься. Серьезность усугубляется вовлечением в коррумпированную деятельность существенных слоев представителей «среднего класса», которые начинают рассматривать коррупцию как некий атрибут интеллигентности. В этих кругах самым большим оскорблением считается – прослыть глупцом. А глупым, в глазах других, уже считается не отсутствие добропорядочности, а неспособность извлекать преимущества в ситуации для своей личной выгоды. В результате в качестве постоянного спутника коррупции становится такое поведение, как массовое уклонение организаций и компаний от уплаты налогов, усугубляя последствия от коррупции.

Актуальность темы исследования. Появление коррупции как негативного явления характерно для общества, которое находится под влиянием власти и денег. Коррупция началась с появлением государства и появлением чиновников, которым поручено принимать решения от имени органов государственной власти. Коррупция в системе государства существует по той причине, что посредством принятия решений чиновник может распоряжаться чужими ресурсами, которые ему не принадлежат. Это может быть государственная или муниципальная собственность, бюджетные средства, государственные заказы и т. д.

В последнее время в Российской Федерации все больше внимания уделяется проблемам противодействия коррупции. В различных выступлениях на телевидении, радио, в прессе нам постоянно сообщают о необходимости бескомпромиссной борьбы с этим антиобщественным явлением. В то же время причины и сущность коррупции для многих наших соотечественников остаются неясными.

Объект исследования – противодействие коррупции.

Предмет исследования – противодействие коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

Целью исследования является комплексный анализ противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

Данной целью обусловлены следующие задачи:

– исследовать историю становления и развития коррупции;

– проанализировать правовое закрепление государственных мер по противодействию коррупции;

– изучить средства противодействия коррупции в системе государственной власти и местного самоуправления;

– рассмотреть антикоррупционную политику Российской Федерации и её перспективные направления;

– исследовать зарубежный опыт борьбы с коррупцией в системе государственной власти и местного самоуправления.

Методы исследования: диалектический метод познания, ретроспективный анализ теоретических положений; общенаучный метод: анализ, синтез, комплексный и др.

Прежде всего, источниковедческой значимостью отличаются работы таких авторов, как: Айсина Ф.О., Бабич А.М., Батурин В.К., Габричидзе Б.Н., Глухих И.Ю., Иванов П.Н., Коробко В.И., Котов В.В., Матненко А.С., Моттаева А.Б., Мухаев Р.Т., Наумов С.Ю., Никонов В.А., Пикулькин А.В., Самойлов В.Д., Суворов С.А. в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие, сущность и правовое закрепление коррупции

1.1 История становления и развития коррупции

Коррупция не является новым явлением в жизни нашего общества. Он имеет богатую историю и присущ буквально всем государствам и странам. Термин «коррупция» происходит от латинского слова «corrumpere» - подкупать. Этот термин приобрел сегодня значение в Европе в XV-XVI веках.

В феврале 1995 года международная группа по коррупции Совета Европы приняла определение коррупции: коррупция в той мере, в которой она входит в сферу действия CIM, представляет собой подкуп (взяточничество), а также любые другие поведение по отношению к лицам, наделенным полномочиями в государственном или частном секторе, что нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента, и предназначено для получения любого неправомерного преимущества для себя или другие.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его деятельностью, для личного обогащения; коррупция, подкуп чиновников и политиков.

Появление коррупции как негативного явления характерно для любого общества, находящегося под влиянием власти и денег. Коррупция началась с появлением государства и появлением лиц, принимающих решения от имени государства. Коррупция в государственной системе существует потому, что чиновник может распоряжаться ресурсами, которые ему не принадлежат, путем принятия решений. [1]

Поэтому с развитием государства и общества коррупция развивалась и проявляется в различных формах, о чем свидетельствуют законодательные решения, принятые для ее искоренения.

Если рассматривать коррупцию как социальное явление, необходимо установить исторические корни незаконных действий, которые можно считать коррупцией.

Древнерусское государство образовалось на протяжении всего X века Союзом славянских племен под властью киевского князя. Пока рано говорить о наличии аппарата правительства в это неспокойное время.

Во времена существования древнерусского государства и в период феодальной раздробленности злоупотребления в России усиливались, принося беды простым людям. Об этом свидетельствуют записи восстания в Белоозере в 1071 году. Яну Вышатичу, стражу князя, который собирал дань в этих местах, пришлось подавить восстание. Появившись в «граде к Белозерцевым», Ян Вышатич потребовал от зачинщиков; в противном случае он угрожал собрать дань, оставленную на лето. [2]

Одним из источников древнерусского права, в котором проблемы коррупции были четко подтверждены, является «Русская правда». Он точно определяет размер различных видов судебных и таможенных пошлин и максимальный срок для анализа каждого случая. Но даже это не помогло, злоупотребление к тому времени прочно утвердилось в практике власти. И только монголо-татарское нашествие надолго отложило проблему злоупотреблений.

Петр I также был ярым борцом с коррупцией. Но его кампании были противоречивы и показательны. Взятки царя называли ворами. Питер тепло возмущался многочисленными случаями растраты.

Во время правления Павла I коррупция усилилась из-за того, что банкноты (бумажные деньги), выплачиваемые в качестве зарплаты чиновникам, обесценились. Несмотря на это, Император был известен как ревностный борец с растратами и взяточничеством. Вскоре Павел I ужесточил дисциплину в армии и изгнал с государственной службы большинство фаворитов Екатерины, оказавшихся в коррупционном ведении государственных дел.

Император Александр I не отличался упорством в искоренении коррупции. Он оставил в силе законодательство своего предшественника. Но Николай I, взойдя на престол, поставил главную задачу внутренней политики - победу над коррупцией.

Во время его правления Николай II разработал Уголовный кодекс в 1903 году. По сравнению с предыдущим законодательством такого рода, он был гораздо лучше разработан в отношении борьбы с коррупцией. Определения взяточничества и вымогательства были введены. Но коррупция все еще была "безудержной".

Сталин был вторым после Ивана Грозного, чтобы фактически победить коррупцию. Она была побеждена своей оригинальностью. Меры касались всех, независимо от их положения и связей в обществе. Родственники коррумпированных чиновников, которые знали, но не хотели сообщать об этих фактах, также были привлечены к ответственности как соучастники.

Во времена правления Бориса Ельцина борьба с коррупцией не ставилась на первый план, а периодически проводились демонстрационные локальные кампании против воров и взяточников. Но в этой области особых заслуг он не добился. Нынешний президент Российской Федерации Владимир Путин проводит антикоррупционные кампании.

Подводя итоги исторического опыта борьбы с коррупцией, можно сделать вывод, что коррупция является сорняком на поле жизни, которое растет с незапамятных времен. С ним воевали, у ленивого хозяина жизнь сорняков хорошая, а у трудолюбивого хозяина прополка плохо. Поэтому мы не будем ленивы искоренить сорняки коррупции в нашей жизни, и результаты нашей тяжелой работы принесут свои плоды.

1.2 Правовое закрепление государственных мер по противодействию коррупции

В современной России сектор антикоррупционного законодательства еще не полностью сформирован. Нормы правового регулирования, направленные на борьбу с коррупцией, находятся во многих отраслях права и встречаются на разных уровнях в нормативных правовых актах. В Федеральном законе "Об антикоррупционной деятельности" предлагается несколько уровней источников права, содержащих антикоррупционные нормы: Конституция Российской Федерации [3] , различные международные договоры Российской Федерации, многочисленные федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об антикоррупционной деятельности» и другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов государственной власти, муниципальные правовые акты.

Их роль в правовом регулировании антикоррупционных отношений различна. Иерархия нормативных правовых актов в законодательстве Российской Федерации зависит не только от субъекта, который их принял, но и от того, какие методы правового регулирования предусмотрены в различных правовых актах. Если мы проанализируем существующие нормы права, которые регулируют борьбу с коррупцией, мы увидим, что такие нормы разделены на несколько групп, и их можно рассматривать с точки зрения методов правового регулирования, закрепленных в этих правилах. В этих нормах:

а) раскрываются социальные признаки коррупции и ее сущность;

б) незаконное коррупционное поведение считается правонарушением, содержащим его состав преступления;

в) регламентирован порядок предотвращения, выявления, а также раскрытия, пресечения и расследования коррупционных правонарушений;

г) регламентируется выявление, а затем устранение всех причин, связанных с коррупционным поведением.

Каждая такая группа должна соответствовать определенным методам и методам влияния правового регулирования на общественные отношения, а также должна соответствовать установленным источникам права для этого метода. [4]

Чтобы преступления, связанные со злоупотреблениями, рассматривались как модель коррупционного поведения, следует использовать методы уголовного права, поэтому сфера уголовного права находится под юрисдикцией Российской Федерации, и только федеральный закон, а именно уголовный кодекс Российской Федерации, будет форма законодательства. Как юридическое явление, понятие «правовая основа борьбы с коррупцией» во многом зависит от позиции различных авторов и не может быть достаточно исчерпывающим и четко определенным.

Всем видам коррупционных действий может быть присвоен статус правонарушений, угрожающих общественной безопасности. Это должно быть закреплено в различных отраслях законодательства, включая уголовное право. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию предлагает перечень незаконных действий, которые должны быть признаны в законодательстве нашей страны преступными актами коррупции.

Для борьбы с коррупцией используются административные и правовые методы - это хорошее дополнение к мерам уголовно-правовой политики в области борьбы с коррупцией.

В состав совместной юрисдикции Российской Федерации, а также ее субъектов входит административное законодательство. Однако установление принудительных мер, предусмотренных для коррупционных деяний, остается в компетенции Российской Федерации.

Явной прерогативой Российской Федерации является определение конкретного вида коррупции. Общепризнанные нормы, определяющие порядок выявления, пресечения, раскрытия, расследования коррупционных правонарушений, составляют правовую основу для борьбы с коррупцией.

Вывод: правовая консолидация антикоррупционных мер очень сложна и непостижима для непрофессионала, они много публикуют, а затем вносят поправки, что говорит о том, что предыдущие законы не были продуманы. Законы должны быть простыми для понимания и эффективными для применения.

Цель исследования: выявить причинно-следственную связь возникновения и развития коррупции в России как результат многолетней постройки бюрократической системы управления государством.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Выявить понятие и сущность бюрократии;
2) Проанализировать этапы становления и развития государственной службы и бюрократии в России;
3) Определить сущность коррупции и формы её проявления;
4) Установить взаимосвязь бюрократии и коррупции;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Бюрократия и государственная служба…………….……………7
1.1. Определение бюрократии и её признаки…………………………. 7
1.2. Этапы становления и развития государственной службы и
бюрократии в России…………………………………………………….12
1.3. Формирование бюрократического аппарата
в Советском Союзе……………………………………………………….16
1.4 Основы государственной службы современной России…………. 20
Глава 2. Коррупция в России
2.1. Определение коррупции, её истоки……….………………………. 25
2.2. Виды коррупции…………………………………………….………..30
2.3. Взаимосвязь бюрократии и коррупции…………………….……….33
2.4. Возможные меры по борьбе с коррупцией…………………………35
Заключение……………………………………..……………………………….39
Список использованной литературы………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему _Коррупция в гос.аппарате.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

По дисциплине: Государственная и муниципальная служба.

На тему: Коррупция в государственном аппарате.

Студентка 3 курса

Мельник Светлана Александровна

Глава 1. Бюрократия и государственная служба…………….……………7

1.1. Определение бюрократии и её признаки…………………………. 7

1.2. Этапы становления и развития государственной службы и

1.3. Формирование бюрократического аппарата

1.4 Основы государственной службы современной России…………. ..20

Глава 2. Коррупция в России

2.1. Определение коррупции, её истоки……….………………………. 25

2.3. Взаимосвязь бюрократии и коррупции…………………….……….33

2.4. Возможные меры по борьбе с коррупцией…………………………35

Список использованной литературы………………………………………..42

Процесс формирования государства начал зарождаться 12 тыс. лет назад и длился шесть-восемь тысячелетий. На различных географических координатах и у разных народов этот процесс не был одновременен и шел разными путями. Известны восточный и западный пути возникновения государств, которые прошли тысячелетнюю историю, прежде чем стать такими, какими они являются в современной модели государственного устройства.

История возникновения современного российского государства неразрывно связана с возникновением Киевской Руси, которая хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX- X вв. на территориях Северной, Центральной и Восточной Европы1. Согласно «Повести временных лет» объединение Древнерусского государства началось варягами с севера в 859 году. Далее летопись сообщает, что в 862 г. новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде, мира не было и пришлось пригласить князя, «который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске.

С тех самых пор начинается «точка отсчета» современного российского государства, со всеми его признаками, сущностью, закономерностью и прочими неотъемлемыми характеристиками, период становления которых насчитывает тысячелетнюю историю. Среди таких характеристик в особую группу можно выделить «систему управления» государством. Система управления - совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. 2 В нашем случае под звеньями понимается совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть. Таким образом, система управления государством предстает перед нами самостоятельной саморегулирующейся машиной, которая позволяет обеспечить стабильное функционирование и взаимодействие всех государственных органов и организаций.

Во все времена одной из самых мощных подобных машин была бюрократия. Будучи интегрированной в российский государственный аппарат управления еще в 18 веке, бюрократия стала значительно расширяться. Но чем больше она «разрасталась», тем в большей степени она превращалась в силу административного застоя, препятствуя эффективности управления государством. Это связано с тем, что принципы бюрократической организации являются более двусмысленными, чем считали её родоначальники, и им сопутствуют существенные «дисфункциональные» эффекты, которые тем более выражены, чем более последовательно применяются эти принципы. Одним из таких разрушительных эффектов стала «коррупция», которая является определенным патологическим проявлением принципа строгого следования установленным правилам и регламентам.

Между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определенная зависимость. Это связано с множеством внешних и внутренних факторов административного аппарата. Наиболее влиятельными из них считаются - тотальная регламентация действий чиновников и возможность распоряжаться значительными государственными ресурсами при сохранении достаточно низкой заработной платы. Два этих фактора вынуждают государственных работников злоупотреблять коррупцией, которая очень часто из разряда злоупотреблений переходит в норму. Коррупция является средством незаконного, губительного и легкого обогащения, которая ломает воздвигнутые бюрократической системой рамки дозволений и, как показывает практика, порождает фатальные последствия.

Таким образом, становится ясно, что бюрократия порождает коррупцию, в свою очередь коррупционеры стремятся развить и углубить бюрократическую деятельность, так как она позволяет создавать условия для коррупциогенной практики.

Озабоченная всплеском коррупции за последние несколько лет Россия, в лице президента Медведева Д. А., считает коррупцию «врагом номер один и прикладывает все усилия, чтобы искоренить этот барьер на пути развития страны». По оценкам организации Transparency International3 объем ежегодного коррупционного рынка в России достигает почти 300 миллиардов долларов, что составляет около 18 процентов валового внутреннего продукта страны за 2008 год объемом в 1,7 триллионов долларов. Лично президентом страны было инициировано создание межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией». На этом фоне вырисовывается актуальность темы исследования, заключенная в усилиях государства всеми средствами искоренить коррупцию в России, которая, прежде всего, должна начаться с повсеместного изучения этого явления и того, что его порождает – бюрократии.

Отсюда можно сформулировать проблему исследования, лежащую в поиске и обосновании причинно-следственной связи возникающей между бюрократией и порождающей ей коррупцией.

Актуальность и анализ проблемы обусловили выбор темы нашего исследования: бюрократизм и коррупция в сфере государственного управления как взаимосвязанные угрозы для общества.

Объект исследования: государственный аппарат.

Предмет исследования: проблема чрезмерного развития бюрократии и вытекающая из неё коррупция государственных чиновников.

Цель исследования: выявить причинно-следственную связь возникновения и развития коррупции в России как результат многолетней постройки бюрократической системы управления государством.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) Выявить понятие и сущность бюрократии;

2) Проанализировать этапы становления и развития государственной службы и бюрократии в России;

3) Определить сущность коррупции и формы её проявления;

4) Установить взаимосвязь бюрократии и коррупции;

5) Определить возможные меры по борьбе с коррупцией.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды по исследованию эффективности государственного управления (В. Д. Андрианов, Б. В. Личман, Г. В Атаманчук, В. Игнатов), работы по исследованию коррупции (С. М. Проява, Ю. И. Аболенцева, А. Волков, И. Я. Богданов, А. П. Калинин), теории развития рыночных отношений (М. Блауг, П. Браунинг), принципы экономической политики (В. Ойкен, А. Маршалл), статистические данные агентства Transparency International, исследования в области борьбы с коррупцией (А. Ю. Сунгурова, В. М. Полтерович).

В соответствии с поставленными задачами использованы следующие методы исследования: анализ юридической, методической литературы, мониторинг СМИ, использование аппарата логики, в том числе индукции и дедукции, моделирование и эмпирический сбор документального и статистического материала.

Научная новизна исследования заключается в подходе к анализу коррупции сквозь призму бюрократии как двух взаимосвязанных и неотделимых друг от друга элемента функционирования государственного аппарата.

Структура и объем курсовой: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава 1. Бюрократия и государственная служба

1.1. Определение бюрократии и её признаки

Бюрократия (от французского - Bureau – канцелярия и латинского Kratos – власть) – весьма противоречивое понятие и имеет различные толкования, которые подчас носят противоположный характер.

Толковый словарь С. И. Ожегова интерпретирует бюрократию как: 1) систему управления чиновнической администрации, оторванной от народа и защищающей интересы господствующего класса, 2) канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.

С другой стороны, бюрократия, рассматривается теоретиками в качестве системы управления, основанной на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. Оба этих определения противоречивы друг с другом. С одной стороны, бюрократия это тормоз на пути решения проблемы, с другой – её реально движущая сила. Посмотрим на толкование слова бюрократия с позиции конкретно-исторического подхода: в XIX в. термин «бюрократия» обычно употреблялся для обозначения особого типа политических систем, в которой посты в органах управления занимались профессиональными чиновниками, как правило, ответственными перед наследственным монархом. Бюрократии при этом противопоставлялась система представительного правления, т.е. правление выборных политиков, подотчетных законодательному собранию или парламенту. В настоящее же время термин «бюрократия» имеет несколько интерпретаций. Прежде всего это понятие относится к социологии организаций, задачей которой выступает изучение наиболее общих характеристик и типов организаций в современном обществе4.

В теории государственного управления «бюрократия» означает управление государственным сектором в противоположность управлению в частных организациях. 5Делается это с целью подчеркнуть качественно иной характер системы государственного управления, в том числе обязательность ее решений, ее особое отношение к закону, заботу об общественных, а не частных интересах, подотчетность ее деятельности общественному контролю и т.д.

Понятие «бюрократия» присутствует в политической экономии. С этой точки зрения она определяется как нерыночная организация, которая финансируется за счет средств государственного бюджета, в отличие от организаций, финансируемых за счет прибыли от коммерческой деятельности. Цель такого определения состоит в том, чтобы подчеркнуть характер и образ действия организации.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).6 Однако наиболее известный специалист прошлого века по проблемам бюрократии немецкий ученый Макс Вебер7 считал бюрократию эффективной системой администрации, осуществляемой на постоянной основе специально подготовленными профессионалами в соответствии с предписанными правилами. Развитие бюрократии согласно Веберу было неразрывно связано с развитием государства и капиталистической экономики, административные потребности которых не могли удовлетворяться традиционными средствами. Он предложил понимать под бюрократией рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. Он утверждал, что чем более организация (государство) приближалась к его модели, тем большей эффективностью она должна была отличаться, и что именно наивысшая эффективность бюрократической администрации являлась причиной ее распространения в современном обществе.

Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются8:

Целью данного исследования - является исследование противокоррупционных мер в России, а так же отражение недостатков и пробелов в законодательстве, так как не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Противодействие коррупции в России: историко-правовой аспект 5
1.1 Понятия и формы коррупции 5
1.2 Причины возникновения коррупции на современном этапе 11
Глава 2. Противодействие коррупции в России на современном этапе 16
2.1 Правовая база организации противодействия коррупции в системе государственной власти 16
2.2 Меры и методы по борьбе с коррупцией 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая коррупция.docx

Содержание

Введение 3

Глава 1. Противодействие коррупции в России: историко-правовой аспект 5

1.1 Понятия и формы коррупции 5

1.2 Причины возникновения коррупции на современном этапе 11

Глава 2. Противодействие коррупции в России на современном этапе 16

2.1 Правовая база организации противодействия коррупции в системе государственной власти 16

2.2 Меры и методы по борьбе с коррупцией 23

Список использованной литературы 30

Введение

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость.

Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

Данная тема актуальна, т.к. на протяжении многих веков государство принимает различные меры по борьбе с коррупцией, однако до сих пор не найдены наиболее эффективные и это явление продолжает оставаться острой проблемой и сегодняшнего дня.

Целью данного исследования - является исследование противокоррупционных мер в России, а так же отражение недостатков и пробелов в законодательстве, так как не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить историю возникновения коррупции и противокоррупционных мер в России;

2. рассмотреть причины и борьбу с коррупцией, а так же её правовые аспекты в России на современном этапе;

3. исследовать антикоррупционные меры на современном этапе становления России;

4. разработать методы борьбы с коррупцией в сфере экономики.

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие по поводу совершенных противоправных деяний.

Предметом исследования является коррупция как социально - экономическое явление, ее сущность, основные элементы и принципы.

Курсовая работа написана при использовании литературы по теории проблемы противодействия коррупции на современном этапе, специализированным исследованием раскрывающим затронутую в работе проблему, нормативно – правовым актом Российской Федерации, а также материалом, полученным из Интернета.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики. Различные источники определяют ежегодный объем взяток госчиновникам в пределах $15 млрд. Коррупция подрывает доверие населения к власти, ее органам и представителям.

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства. Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней.

Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного управления. Опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, но и развращение общества в целом.

Для более полного уяснения смысла государственной коррупции необходимо сформулировать определение данного понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Вместе с тем, исследователи различают политическую и экономическую коррупцию, деловую и бытовую, низовую и «элитную», национальную и международную и т.д. В настоящей лекции мы остановимся подробно на коррупции, которая существует в государственном аппарате, так как ее проявление в данной области наиболее губительно для граждан, общества, государства, поскольку подрывает авторитет государственной власти, тем самым, уменьшает доверие граждан к государству.

Как мы знаем, государственная служба подразделяется на государственную, гражданскую службу и государственную правоохранительную службу. Все они охвачены коррупцией, который носит название государственная коррупция.

Ноздрачёв А.Ф. дает определение государственной коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом.

Талапина Э.В. понимает под государственной коррупцией коррупцию в государственных органах власти, т.е. получение государственными служащими вознаграждения от третьих лиц за совершение определенных действий. Таким образом, субъект государственной коррупции - государственный служащий.

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Обобщая приведенные доводы авторов относительно данного понятия, можно сделать вывод, что государственная коррупция представляет общественно-опасное явление, в котором одной из сторон выступает лицо, находящееся на государственной или муниципальной службе, или выполняющее некоторые властные полномочия, выражающееся в умышленном использовании указанными лицами своего служебного с положения в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Законодательство о государственной службе содержит практически весь комплекс правовых средств противодействия коррупции. В нём чётко определены права, обязанности, а также ответственность государственного служащего только за должностной проступок в дисциплинарном порядке. Тем не менее, действующее законодательство, предусмотрев уголовную ответственность за коррупционные преступления, не содержит норм об административной ответственности за коррупционные правонарушения.

Одним из эффективных способов противодействия государственной коррупции может являться создание в прокуратурах специализированных групп по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и о противодействии коррупции.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

- вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

- служебного мошенничества и других формах хищения;

- получения «комиссионных» за размещение государственных заказов;

- оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»;

- поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

- латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

- вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

- получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета, находится в руках чиновников, велико искушение получить «откат», вот вам и коррупция.

В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров.

Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц.

Между тем проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые изощренные формы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: