Коррупция при проведении государственного аудита

Обновлено: 22.04.2024

от 31 августа 2016 года N 42-ра

1. Утвердить Методику проведения антикоррупционного аудита согласно приложению.

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на председателя Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Михайлова А.С.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга -
руководитель Администрации
Губернатора Санкт-Петербурга
А.Н.Говорунов

Приложение
к распоряжению Администрации
Губернатора Санкт-Петербурга
от 31.08.2016 N 42-ра

Методика
проведения антикоррупционного аудита

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика определяет порядок проведения антикоррупционного аудита.

1.2. Антикоррупционный аудит проводится рабочей группой, состоящей из представителей Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (далее - рабочая группа).

Для проведения отдельных мероприятий антикоррупционного аудита по запросам Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга к деятельности рабочей группы привлекаются представители иных структурных подразделений Администрации Губернатора Санкт-Петербурга и подведомственных ей государственных учреждений и предприятий Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - исполнительные органы власти), а также иных организаций.

1.3. Уведомление о проведении антикоррупционного аудита направляется Комитетом государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга руководителю государственного органа Санкт-Петербурга, органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга (далее - орган местного самоуправления), государственного, муниципального учреждения Санкт-Петербурга, государственного, муниципального предприятия Санкт-Петербурга, в отношении которого проводится антикоррупционный аудит, не позднее пяти рабочих дней в соответствии с пунктами 2 и 3 распоряжения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 27.06.2016 N 26-ра "Об организации работы по реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге".

1.4. В уведомлении указывается следующая информация:

сведения о составе рабочей группы;

даты начала и окончания антикоррупционного аудита;

перечень мероприятий антикоррупционного аудита;

2. Состав и порядок проведения антикоррупционного аудита

2.1. Антикоррупционный аудит в государственном органе Санкт-Петербурга предусматривает проведение следующих мероприятий:

2.1.1. Анализ правовых актов государственного органа Санкт-Петербурга, регулирующих вопросы противодействия коррупции.

2.1.2. Анализ принимаемых мер по предупреждению коррупции.

2.1.3. Анализ соблюдения государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга, замещающими должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в государственном органе Санкт-Петербурга (далее - гражданские служащие), запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

2.1.4. Проверка сведений по показателям и информационных материалов антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге.

2.1.5. Анализ деятельности комиссии государственного органа Санкт-Петербурга по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

2.1.6. Анализ деятельности комиссии по противодействию коррупции в государственном органе Санкт-Петербурга.

2.1.7. Анализ выполнения плана мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционной программы) в государственном органе Санкт-Петербурга.

2.1.8. Анализ исполнения решений, принятых Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге, созданной постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 06.10.2015 N 71-пг.

2.1.9. Анализ сведений:

о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими;

о соблюдении гражданами, замещавшими должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, ограничений при заключении ими после увольнения с государственной гражданской службы Санкт-Петербурга трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2.1.10. Анализ размещенных на официальном сайте государственного органа Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

2.1.11. Анализ размещенных на официальном сайте исполнительного органа власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных исполнительному органу власти, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

2.1.12. Анализ должностного регламента лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственном органе Санкт-Петербурга (далее - ответственное должностное лицо).

2.1.13. Анализ фактически выполняемых ответственным должностным лицом обязанностей на соответствие предусмотренным в должностном регламенте должностным обязанностям, а также обязанностям, установленным действующим законодательством в сфере противодействия коррупции.

2.1.14. Анализ должностных регламентов гражданских служащих на осуществление гражданскими служащими коррупционно опасных функций.

2.1.15. Проведение добровольных психофизиологических исследований с применением полиграфа в отношении гражданских служащих, деятельность которых связана с коррупционными рисками, в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 1252 "О проведении добровольных психофизиологических исследований с применением полиграфа".

2.1.16. Проведение добровольной оценки гражданских служащих на знание законодательства о противодействии коррупции.

2.1.17. Анализ результатов социологических исследований и анонимного анкетирования гражданских служащих.

2.2. Антикоррупционный аудит в подведомственном исполнительному органу власти государственном учреждении, предприятии Санкт-Петербурга (далее - государственная организация) предусматривает проведение следующих мероприятий:

2.2.1. Анализ правовых актов государственной организации, регулирующих вопросы противодействия коррупции.

2.2.2. Анализ принимаемых мер по профилактике коррупционных правонарушений и их реализации.

2.2.3. Анализ деятельности комиссии по противодействию коррупции в государственной организации.

2.2.4. Анализ выполнения плана мероприятий по противодействию коррупции (антикоррупционной программы) в государственной организации.

2.2.5. Анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя государственного учреждения Санкт-Петербурга, подведомственного исполнительному органу власти, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

2.2.6. Анализ трудовой функции лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственной организации.

2.2.7. Анализ фактически выполняемых лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственной организации, обязанностей на соответствие предусмотренным действующим законодательством в сфере противодействия коррупции обязанностям.

2.2.8. Анализ перечня должностей государственной организации, осуществление трудовых обязанностей по которым связано с коррупционными рисками.

2.2.9. Анализ исполнения трудовых обязанностей работниками государственной организации, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

2.2.10. Проведение добровольных психофизиологических исследований с применением полиграфа в отношении руководителя государственной организации в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 1252 "О проведении добровольных психофизиологических исследований с применением полиграфа".

2.3. Антикоррупционный аудит в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, предприятиях Санкт-Петербурга предусматривает проверку сведений по показателям и информационных материалов антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге.

2.4. Антикоррупционный аудит проводится следующими методами:

анализ по документам;

2.5. По результатам антикоррупционного аудита рабочая группа в месячный срок оформляет заключение, содержащее выводы и предложения, связанные с целями антикоррупционного аудита, которое утверждается вице-губернатором Санкт-Петербурга - руководителем Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.

Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальная рассылка

При осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с ней услуг аудиторская организация, аудитор обязаны принимать меры противодействия коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая подкуп иностранных должностных лиц.

Исходя из федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита», утвержденному приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. № 90н (далее – ФСАД 6/2010), в ходе аудита аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязана учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе требований законодательных и иных нормативных правовых актов по противодействию коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – законодательство о противодействии коррупции и легализации доходов). При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции и легализации доходов аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязана предпринять меры, предусмотренные данными актами, а также ФСАД 6/2010.

При рассмотрении аудиторской организацией соблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции и легализации доходов в ходе аудита аудиторская организация:

  • изучает деятельность аудируемого лица по соблюдению указанного законодательства;
  • ознакамливается с системой внутреннего контроля аудируемого лица, обеспечивающей соблюдение указанного законодательства;
  • выполняет аудиторские процедуры проверки по существу;
  • информирует соответствующих лиц о недостатках системы внутреннего контроля и случаях нарушения указанного законодательства.

Однако аудит не имеет целью предотвращение случаев нарушения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции и легализации доходов. В ходе аудита могут быть выявлены риски, имевшие место, и потенциальные случаи несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции и легализации доходов. Аудит не предполагает, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна выявить все случаи несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции и легализации доходов. Аудиторская организация не наделена правом и в ее обязанности не входит правовая квалификация конкретного действия (бездействия) аудируемого лица в качестве несоблюдения им требований нормативных правовых актов, в том числе законодательства о противодействии коррупции и легализации доходов.

Общий подход к противодействию коррупции при осуществлении

14. Исходя из Международного стандарта аудита 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности" (МСА 250) аудиторская организация обязана рассмотреть соблюдение аудируемым лицом законодательных и иных нормативных правовых актов при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе требований по противодействию коррупции.

15. В процессе получения понимания организации и ее окружения в соответствии с Международным стандартом аудита 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения" (МСА 315) аудиторская организация должна получить общее понимание нормативно-правовой базы, в том числе требований по противодействию коррупции, применимой к организации и к отрасли (сектору экономики), в которой организация ведет деятельность, а также того, как организация соблюдает требования этой нормативно-правовой базы.

16. При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом требований по противодействию коррупции аудиторская организация обязана предпринять меры, предусмотренные данными актами, а также МСА 250.

17. В соответствии с МСА 250, если аудиторской организации становятся известны сведения о несоблюдении или подозрении в несоблюдении законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию коррупции, она должна:

Здесь и далее под аудиторской организацией понимается также индивидуальный аудитор (если иное специально не определено).

а) получить понимание характера такого несоблюдения и обстоятельств, в которых оно имело место, и дополнительную информацию для оценки возможного влияния такого несоблюдения на бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

б) обсудить этот вопрос с руководством и, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление;

в) рассмотреть вопрос о целесообразности получения юридической консультационной помощи в случае, если руководство или лица, отвечающие за корпоративное управление, не обеспечивают предоставление достаточной информации, подтверждающей факт соблюдения организацией законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию коррупции;

г) довести до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, информацию о фактах, связанных с несоблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию коррупции, о которых аудиторской организации стало известно в ходе проведения аудита, за исключением случаев, когда такие факты носят явно малозначительный характер;

д) определить, есть ли у нее обязанность доложить о выявленном несоблюдении или подозрении в несоблюдении законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию коррупции, сторонним по отношению к организации лицам;

е) включить в аудиторскую документацию выявленное или возможное несоблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию коррупции, а также соответствующие результаты обсуждения с руководством и, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление, и со сторонними по отношению к организации лицами.

18. Согласно МСА 250 аудиторская организация не несет ответственности за предотвращение несоблюдение аудируемым лицом законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию коррупции, и нельзя ожидать, что она обнаружит все факты такого несоблюдения. Аудиторская организация несет ответственность за обеспечение разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в целом не содержит существенного искажения как вследствие недобросовестных действий, так и вследствие ошибки.

19. Аудиторская организация не наделена правом и в ее обязанности не входит правовая квалификация конкретного действия (бездействия) аудируемого лица в качестве несоблюдения им законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе требований по противодействию коррупции.

20. В соответствии с Международным стандартом аудита 230 "Аудиторская документация" (МСА 230) аудиторская документация обеспечивает доказательства, обосновывающие сделанный аудиторской организацией вывод о достижении основных целей аудиторской организации, и доказательства того, что аудит был спланирован и проведен в соответствии с Международными стандартами аудита и применимыми законодательными и нормативными требованиями.

Методические указания по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции

1. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

а) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

б) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

в) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

г) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

д) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

е) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

2. Настоящие Методические указания предназначены для оказания методической помощи аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам в организации и осуществлении предупреждения и противодействия коррупции при осуществлении аудиторской деятельности.

Настоящие Методические указания могут применяться также:

а) иными аудиторами, участвующими в осуществлении аудиторской деятельности;

б) при оказании аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

Правовые основы противодействия коррупции

3. Перечень основных нормативных правовых и иных актов по тематике противодействия коррупции приведен в приложении 1.

4. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

4.1. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

а) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

в) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

г) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

д) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

е) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

ж) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

5. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

5.1. Исходя из статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) злоупотребление должностными полномочиями - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

а) корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);

б) личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

5.2. В соответствии со статьей 290 УК РФ получение взятки - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

5.3. В соответствии со статьей 291 УК РФ дача взятки - дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.

5.4. В соответствии со статьей 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

5.5. В соответствии со статьей 204 УК РФ коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

5.6. В соответствии со статьей 304 УК РФ провокация взятки либо коммерческого подкупа - попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

5.7. В соответствии со статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) незаконное вознаграждение от имени юридического лица - незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

6. В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 24) предметом взяточничества и коммерческого подкупа, наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Незаконное оказание услуг имущественного характера - предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

6.1. Исходя из примечания 1 к статье 290 УК РФ размер взятки, предусмотренной статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, признается:

а) значительным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 25000 рублей;

б) крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 150000 рублей;

в) особо крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 1000000 рублей.

6.2. Исходя из примечания 4 к статье 19.28 КоАП размер незаконного вознаграждения от имени юридического лица, предусмотренный данной статьей, признается:

а) крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 1000000 рублей;

б) особо крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 20000000 рублей.

7. В соответствии с примечаниями к статье 285 УК РФ:

а) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, государственной компании, государственном и муниципальном унитарном предприятии, акционерном обществе, контрольный пакет акций которого принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;

б) лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, - лицо, занимающее должность, устанавливаемую Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственного органа;

в) лицо, занимающее государственную должность субъекта Российской Федерации, - лицо, занимающее должность, устанавливаемую конституцией или уставом субъекта Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственного органа.

а) иностранное должностное лицо - любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор);

б) должностное лицо публичной международной организации - в частности, член парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лицо, занимающее судебную должность любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

а) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 204, 285, 290, 291, 291.1, 304 УК РФ, - следователями Следственного комитета Российской Федерации;

б) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 304 УК РФ, - следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

10. В соответствии со статьями 23.1 и 28.4 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 19.28 КоАП, соответственно:

а) рассматривают судьи;

б) возбуждаются прокурорами.

11. В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума ВС РФ N 24 ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

12. В соответствии с примечанием к статье 290 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

13. В соответствии с примечанием к статье 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями 1 или 2 данной статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Общий подход к противодействию коррупции при осуществлении аудиторской деятельности

14. Исходя из федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита", утвержденного приказом Минфина России от 17 августа 2010 года N 90н (далее - ФСАД 6/2010), в ходе аудита аудиторская организация обязана учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе требований законодательных и иных нормативных правовых актов по противодействию коррупции (далее - законодательство о противодействии коррупции).

Здесь и далее - положения, предусмотренные настоящими Методическими указаниями, могут применяться также при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Здесь и далее - положения, предусмотренные настоящими Методическими указаниями, распространяются также на индивидуальных аудиторов.

15. При выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции аудиторская организация обязана предпринять меры, предусмотренные данными актами, а также ФСАД 6/2010.

16. В случае, когда законодательство Российской Федерации предусматривает обязанность аудиторской организации проверить соответствие деятельности аудируемого лица требованиям определенного нормативного правового акта, аудиторская организация должна включить в план аудита специальные тесты и сообщить информацию об обнаруженных фактах несоблюдения требований такого акта или своих подозрениях уполномоченному государственному органу.

17. Исходя из ФСАД 6/2010 аудит не имеет целью предотвращение случаев нарушения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции. В ходе аудита могут быть выявлены риски, имевшие место и потенциальные случаи несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции. Аудит не предполагает, что аудиторская организация должна выявить все случаи несоблюдения аудируемым лицом законодательства о противодействии коррупции.

Методические рекомендации по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции

1. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

а) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

б) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

в) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

г) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

д) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

е) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

2. Настоящие Методические указания предназначены для оказания методической помощи аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам в организации и осуществлении предупреждения и противодействия коррупции при осуществлении аудиторской деятельности.

Настоящие Методические указания могут применяться также:

а) иными аудиторами, участвующими в осуществлении аудиторской деятельности;

б) при оказании аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

Правовые основы противодействия коррупции

3. Перечень основных нормативных правовых и иных актов по тематике противодействия коррупции приведен в приложении 1.

4. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

4.1. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

а) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

в) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

г) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

д) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

е) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

ж) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

5. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

5.1. Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) предусмотрены следующие основные составы преступлений, связанные со злоупотреблением полномочиями.

5.1.1. В соответствии с частью 1 статьи 201 УК РФ злоупотребление полномочиями - использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

5.1.2. В соответствии с частью 1 статьи 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

а) корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);

б) личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

5.3. УК РФ предусмотрены следующие основные составы преступлений, связанные со взяточничеством.

5.3.1. В соответствии с частью 1 статьи 290 УК РФ получение взятки - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

5.3.2. В соответствии с частью 1 статьи 291 УК РФ дача взятки - дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу).

5.3.3. В соответствии с частью 1 статьи 291.1 УК РФ посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

5.3.4. В соответствии с частью 1 статьи 291.2 УК РФ мелкое взяточничество - получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

5.4. В соответствии с частью 1 статьи 204 УК РФ коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

5.4.1. В соответствии с частью 1 статьи 204.1 УК РФ посредничество в коммерческом подкупе - непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа, в значительном размере.

5.4.2. В соответствии с частью 1 статьи 204.2 УК РФ мелкий коммерческий подкуп - коммерческий подкуп на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей.

5.5. В соответствии со статьей 304 УК РФ провокация взятки либо коммерческого подкупа - попытка передачи должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

5.6. В соответствии с частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) незаконное вознаграждение от имени юридического лица - незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

6. Исходя из пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 24) предметом взяточничества и коммерческого подкупа, могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Незаконное оказание услуг имущественного характера - предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

6.1. Исходя из примечания 1 к статье 290 УК РФ размер взятки, предусмотренной статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, признается:

а) значительным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 25000 рублей;

б) крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 150000 рублей;

в) особо крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 1000000 рублей.

6.2. Исходя из примечания 4 к статье 19.28 КоАП размер незаконного вознаграждения от имени юридического лица, предусмотренный данной статьей, признается:

а) крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 1000000 рублей;

б) особо крупным, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают 20000000 рублей.

7. В соответствии с примечаниями к статье 285 УК РФ:

а) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, государственной компании, государственном и муниципальном унитарном предприятии, акционерном обществе, контрольный пакет акций которого принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;

б) лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, - лицо, занимающее должность, устанавливаемую Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственного органа;

в) лицо, занимающее государственную должность субъекта Российской Федерации, - лицо, занимающее должность, устанавливаемую конституцией или уставом субъекта Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственного органа.

а) иностранное должностное лицо - любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор);

б) должностное лицо публичной международной организации - международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени, в частности, член парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лицо, занимающее судебную должность любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

а) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 204, 204.1, 285, 290, 291, 291.1, 304 УК РФ, - предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации;

б) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 304 УК РФ, - предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

в) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 204.2, 291.2 УК РФ, - дознание производится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации.

10. В соответствии со статьями 23.1 и 28.4 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 19.28 КоАП, соответственно:

а) рассматривают судьи;

б) возбуждаются прокурорами.

11. В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума ВС РФ N 24 ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

12. В соответствии с примечанием к статье 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: