Коррупция как явление государственного и муниципального управления

Обновлено: 24.04.2024

Коррупция – это негативное социальное явление, опосредующее широкое распространение в системе публичного управления присвоения должностными лицами государственного управления, государственными служащими общественных материальных благ и преимуществ за счет реализации собственных полномочий в противоречии с задачами публичного управления, с нарушением требований закона в личных или групповых интересах.

Сущность коррупции как социального явления

Важно подчеркнуть, что в современном мировом сообществе коррупция выступает одной из острейших проблем. Это обусловлено теми негативными последствиями, которые коррупция несет для нормального функционирования государства и общества, а именно:

  • коррупция отвлекает ресурсы общества от решения функций и задач публичного управления;
  • коррупция приводит к тому, что общественные ресурсы расходуются в противозаконных, преступных личных или групповых целях должностных лиц публичного управления и государственных служащих, использующих свои полномочия в противоречии с законом, функциями и задачами публичного управления, в том числе возложенными на конкретный орган;
  • коррупция разрушает доверие населения к государственной системе, к государственным органам, должностным лицам и служащим, что приводит к возрастанию теневой экономики, отказу от использования правовых и государственных институтов, криминализации многих сфер общественных отношений и пр.

При этом важно рассматривать коррупцию не только как индивидуальное или групповое преступное поведение, но и как опасное социальное явление. Коррупция как социальный феномен характеризуется длительностью существования. Это привело к тому, что сформировались устойчивые социальные модели коррупционного поведения, вовлечения служащих и должностных лиц в преступные сообщества, в использование ими криминальных инструментов в своей служебной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Указанное актуализирует использование для противодействия коррупции не только специальных государственно-правовых инструментов, направленных на противодействие коррупции, внутри государственного механизма, но и социальных инструментов, например, формирование в обществе неприятия любых элементов коррупционного поведения.

Причинами коррупции выступают противоречия между социальными задачами, возложенными на систему государственного управления, и личными корыстными противозаконным интересами служащих и должностных лиц государственного механизма. Коррупция распространяется как модель поведения, опосредующая присвоение служащими и должностными лицами государственного механизма финансовых ресурсов, преимуществ и льгот, которыми они наделены в виду своей властной деятельности, для удовлетворения собственных потребностей в нарушение требований закона.

Причины коррупции как социального явления

Причинами распространения коррупции как социального явления в современных государствах выступают следующие обстоятельства:

  1. Низкий уровень социальных гарантий, недостаточное финансовое обеспечение деятельности должностных лиц, государственных служащих в системе публичного управления по сравнению с частным сектором и нормальными запросами индивида. Для извлечения дополнительной финансовой выгоды должностные лица и служащие прибегают к нарушениям закона, превышению должностных полномочий, получению взятки и пр.
  2. Неэффективность функционирования специальных институтов противодействия коррупции. Законодательная система инструментов и методов противодействия коррупции эффективна только в том случае, когда она реализована на практике. Иными словами, институты противодействия коррупции, например, институт конфликта интересов на государственной службе, должны стать необходимым элементом организации и функционирования государственного управления на всех уровнях во всех отраслях.
  3. Отсутствие эффективных инструментов и институтов общественного контроля над деятельностью государственных служащих и должностных лиц государственного управления, над принятием и реализацией управленческих решений в системе государственной власти. Для противодействия коррупции большое значение имеет реализация принципов открытости и прозрачности функционирования системы государственного управления. Информация относительно деятельности должностных лиц, государственных служащих, реализации управленческих решений должна оперативно отражаться на официальных порталах государственных органов. Должны быть организованы каналы удаленного взаимодействия с населением для предоставления возможности заинтересованным субъектам запрашивать информацию и предоставлять обратную связь относительно эффективности функционирования системы государственного управления, в частности при предоставлении гражданам и организациям государственных услуг. Кроме того, должны быть организованы «горячие линии» по противодействию коррупции, гарантирующие конфиденциальность обращения.
  4. Низкий уровень правосознания, правовой культуры населения, отношение к коррупции и коррупционной модели поведения как к обычному элементу системы государственного управления, восприятие коррупционного поведения обществам как социально допустимого. Противодействие коррупции эффективно там, где коррупционное поведение воспринимается негативно как внутри системы государственного управления, так и в обществе в целом.

Важно подчеркнуть, что длительное распространение коррупционных моделей поведения в системе государственного управления и в обществе приводит к правовому нигилизму, утрате гражданином, объединением граждан, государственными служащими и должностными лицами понимания долга перед государством и обществом. В связи с этим морально-нравственные основы функционирования государства и общества утрачивают свое значение, коррупционное поведение превращается в норму.

Поэтому необходимым элементом противодействия коррупции необходимо считать правовое просвещение. Система государственного управления активно, в том числе с использованием информационных технологий и сети Интернет, должна представлять гражданам полную, достоверную и актуальную информацию относительно управленческих процессов, информацию относительно возможностей и инструментов реализации прав гражданина и организации, в том числе по противодействию коррупции и пр.


Данная статья посвящена исследованию коррупции в органах государственной власти Российской Федерации, а также выявлению обстоятельств, влияющих на непосредственное состояние коррупции в стране.

Ключевые слова: коррупция, правонарушение, органы государственной власти, должностное лицо, антикоррупционная политика, служебные полномочия.

Проблема коррумпированности в различных направлениях деятельности всегда являлась наиболее острой в современном российском обществе, а коррупция органов государственной власти носит систематический характер и является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

В условиях, когда коррупция прорастает в органах государственной власти, говорить о развитии экономики и всего общества довольно сложно. Когда коррупция является одним из элементов функционирования публичной власти, в том числе во взаимоотношениях с гражданами, вызывая негативные последствия на качество государственного управления, доверие общества к власти и надежда на справедливость дезинтегрируется.

Одной из основных угроз порождения и распространения коррупции является обладание должностным лицом дискреционной властью, которая дает полномочия действовать по своему усмотрению.

Разработка эффективных механизмов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, минимизации и ликвидации их последствий является важнейшим направлением деятельности нашего государства. Хотя выявление и устранение причин коррупционных преступлений является на сегодняшний день не менее важной проблемой и задачей по искоренению коррупционной составляющей в деятельности, как хозяйствующих субъектах, так органов государственной власти.

Чтобы приступить к исследованию коррупции в органах государственной власти и причин ее возникновения, определим само понятие «коррупция». Термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве вплоть до начала 20 века. Однако интерпретация понятий коррупции и взяточничества в русском языке в 13–14 веках существовала в терминах «лихоимство» и «мздоимство».

Общепринятое понимание коррумпированных действий — это использование должностным лицом своих служебных полномочий и официально-властных возможностей в личных целях и для получения личной выгоды, противоречащих действующему законодательству и канонам морали.

Официальное определение коррупции детально раскрыто в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое трактуется путем перечисления конкретных преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 201, 204, 285, 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации [2], а также как иное незаконное использование лицом своего должностного положения в целях получения выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами, вопреки законным интересам общества и государства. [3].

Из определения понятия коррупции видно, что коррупционная составляющая может существовать не только в секторе государственного управления. Однако все же большую угрозу несет в себе коррупция именно в действиях органов государственной власти, поскольку, являясь субъектами по реализации нужд своего населения, они наделены государственно-властными полномочиями по управлению обществом в целом [8, с. 680].

Современная коррупция, прежде всего, проявляется как универсальное социально-правовое явление. Виды коррупции в государственных органах многообразны и многолики. Коррупция может проявляться как в нарушении норм профессиональной этики должностного лица, которые способствуют формированию негативного общественного мнения о государственной службе (приобретение предметов роскоши, криминальное прошлое служащего и др.), так и в виде правонарушения (преступления, административного или дисциплинарного проступка и др.) [10, с. 20].

Наиболее распространенными формами коррупции в органах государственной власти можно назвать: вознаграждения за получение выгодных контрактов, получение денежных средств за размещение государственных заказов, оплаты поездки в заграничную командировку, на отдых за счет средств заинтересованного в решении вопроса лица, скрытого вымогательства взяток, в том числе незаконного вознаграждения за оперативное решение служебного вопроса, выдачу документов и др.

Таким образом, некоторые представители органов государственной власти могут использовать свое служебное положение для решения проблем, либо предоставления преимущественного положения определенным лицам, а взамен получать финансовую выгоду в той или иной форме [11, с. 37].

Наличие властных полномочий и возможность распоряжаться государственными и общественными ресурсами, такими как бюджетные средства, государственная собственность, государственные заказы или льготы, приводит государственных служащих к искушению использовать их для собственной выгоды и в своих интересах [5, с. 22].

Если рассмотреть коррупционную составляющую с позиции правовой особенности деятельности аппарата управления государственных органов, то в большей степени она связана со знанием и умением воспользоваться несовершенствами определенных норм законодательных актов в политических, корыстных, личных и иных целях.

В связи с чем, одной из причин возникновения коррупционных составляющих в действиях должных лиц органов власти является нечеткие формулировки законодательства, несогласованность и неясность норм действующих законов, коллизии норм права, позволяющие государственным служащим трактовать их в свою пользу в корыстных целях и косвенно стимулирующие к противоправным коррупционным деяниям.

Ко всему прочему, недостаточность и отсутствие четких процессуальных норм в регламентации деятельности должностных лиц приводит не только к совершению коррупционных преступлений, но и к невозможности дать правоприменителем уголовно-правовую оценку конкретного деяния.

Хотелось бы отметить, что кадровая коррупция в системе государственного управления также приносит значительный вред как обществу в целом, так и отдельным его составляющим [7, с. 53]. Примером такой коррупции является неофициальный конкурс на замещение государственных должностей, который проводится исходя из корыстных интересов соискателя и заинтересованного в получении этой должности лица, а не из уровня профессионализма и профессиональных характеристик претендента на замещение должности государственного служащего.

Одними из основных задач кадровой политики, осуществляющей эффективное функционирование органов государственной власти, должны являться: активное привлечение на государственную службу высококвалифицированных специалистов, создание условий для повышения уровня их правосознания, антикоррупционное просвещение и разъяснение антикоррупционных стандартов и др.

Таким образом, продуманная, взвешенная и грамотная кадровая политика может способствовать повышению эффективности противодействия коррупции и предотвращению возникновения коррупционных составляющих служащими при исполнении служебных полномочий.

Об этом также говорит Магомедов К. О. в своей статье, где, проведя анализ эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти, с использованием данных репрезентативных социологических исследований, проведенных в 2012–2013 гг., приходит к выводу, что «наибольший эффект в борьбе с коррупцией может дать взвешенная и современная по социально-технологическому оснащению кадровая политика, а также мотивация государственных гражданских служащих на антикоррупционное поведение» [6, с. 209].

Безусловно, правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляет высший нормативно правовой акт — Конституция РФ, согласно которой органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а народ, осуществляет свою власть через органы государственной власти [1]. В связи с чем, для профилактики и противодействия коррупции необходимо создать такие механизмы, которые позволят гражданам и общественным объединениям проводить антикоррупционный мониторинг, получить открытый и быстрый доступ к актуальной информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц, осуществлять общественный контроль.

Стоит отметить, что на сегодняшний день на федеральном уровне насчитывается около 30 нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Из основных, можно назвать Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», Указ Президента РФ от 19.05. 2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» и иные. Так, в Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы [4], уточняется программа действий как органов государственной власти, так общественных объединений и граждан по борьбе с коррупционными преступлениями. В настоящем плане, одной из мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания, является совершенствование взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции, с субъектами общественного контроля.

И несмотря на эти, законодательно закрепленные, антикоррупционные механизмы, на сегодняшний день практически отсутствует в открытом доступе объективные показатели коррупционной ситуации в стране, в том числе отсутствуют конкретные показатели коррупционных преступлений, совершенных именно органами государственной власти, из общего числа коррумпированных деяний. В связи с чем, считаю необходимым создать новые механизмы взаимодействия между обществом и публичной властью, повысить значимость общественной антикоррупционной деятельности, с возможностью влияния на власть общественных объединений и граждан, а также создать прозрачную, открытую и централизованную систему государственного мониторинга коррупционной ситуации.

Подведя итог, можно отметить, что для достижения положительных результатов в области противодействия коррупции в системе органов государственной власти антикоррупционная политика должна содержать в себе комплекс мероприятий как по пресечению коррупционных преступлений, так и их профилактику, путем минимизации прецедентов, связанных с коррупционными деяниями чиновников.

Стоит полагать, что основная проблема антикоррупционной политики состоит в том, что органы, которые призваны искоренять причины и условия, порождающие коррупцию, предотвращать и пресекать правонарушения коррупционной направленности, зачастую сами становятся фигурантами данных противоправных деяний, в том числе в условиях отсутствия конкретизации в понимании роли органов государственной власти в противодействии коррупции.

Можно отметить лишь одно, нынешняя антикоррупционная политика нуждается в совершенствовании как законодательства в целом, так и механизмов государственного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, орган, государственное управление, должностное лицо, преступление, Российская Федерация, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное поведение.


В статье рассматриваются такие категории, как коррупция и бюрократизм в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Проводится анализ законодательной базы по противодействию коррупции. Выделяются основные формы коррупции в России.

Ключевые слова : бюрократизм, коррупция, государственное и муниципальное управление.

Бюрократизм и коррупцияэто два неизбежных явления, с которыми сталкивается любое государство в процессе государственного управления.

Бюрократизм — это понятие, используемое для определения организационной или административной системы управления, порученное иерархически расположенному кругу лиц. Бюрократизм выражается в следующих формах: взяточничество, казнокрадство, волокита, канцелярщина, протекционизм, делающие любую работу неэффективной с точки зрения поставленных целей и задач.

В гражданском обществе бюрократизм резко осуждается, однако, в государственном и муниципальном управлении он присутствует и является причиной коррупционных явлений. Понимание проблемы бюрократизма необходимо разграничивать на два разных понятия: бюрократизм как стиль работы и бюрократию как социальную прослойку общества.

В научный оборот термин «бюрократия» был введён французским экономистом Венсаном де Гурне в 1765 году. Данный термин использовался в контексте особенностей государственного управления, при котором звенья государственного аппарата связывались между собой для организации управления в целом. То есть, термин «бюрократия» определялся как синоним административного управления, который жизненно необходим государству.

Но в настоящее время большинство современных учёных вкладывают в термин «бюрократизм» иное значение. Под бюрократией понимается стиль управления в государственных органах, при котором возможности эффективного управления использовать затруднительно. Негативное и несколько однобокое определение бюрократизма можно найти в экономической теории Карла Маркса, где бюрократия рассматривается как абсолютное зло, которое должно быть уничтожено.

Современная российская бюрократия — наследница советской политической эпохи. В бюрократии как социальном слое общества представлены выходцы из советской политической номенклатуры. В процессе перехода от тоталитарного режима к демократическому политическому управлению в стране отдельные бюрократы не просто успешно пережили многие политические трансформации, но и использовали их с целью закрепления своего экономического и политического статуса.

Бюрократия не привыкла служить обществу, хотя служение гражданскому обществу является её прямой обязанностью. Фактором контроля над деятельностью бюрократии должно выступать гражданское общество, что является нормой для большинства демократических государств мира. Но в России в настоящее время гражданское общество окончательно не сформировано, поэтому на сегодняшний день бюрократия и коррупция присутствует на всех уровнях государственного и муниципального управления страны.

Термин «коррупция» в Российской Федерации определён в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствие с данным законом, «коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].

Борьбу с коррупцией в Российской Федерации осуществляют такие контролирующие органы, как Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Министерство чрезвычайных ситуаций РФ, Счетная палата РФ, Судебная система РФ и Институты гражданского общества.

С целью противодействия коррупции и разрешению конфликта интересов в 2008 году был создан Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции (Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции») [4].

Профилактическая работа по борьбе с коррупцией в Российской Федерации осуществляется путем применения следующих мер [1]:

1) формирование в гражданском обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям;

2) антикоррупционная экспертиза актов и их проектов с целью разработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей в органах государственной и муниципальной власти и проверка в установленном законном порядке представленных ими сведений о своих доходах и доходов членов их семей;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и увольнения лица с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы государственной и муниципальной власти в соответствии с которым эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции.

Одной из выделенных мер по противодействию коррупции в системе государственного и муниципального управления является предоставление государственными и муниципальными служащими сведений о своих доходах, расходах и имуществе. Государственные служащие в Российской Федерации должны предоставлять информацию не только о своих доходах и расходах, но и о доходах супруга или супруги, а так же об имуществе своих несовершеннолетних детей. Это предусмотрено федеральным законом N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Порядок предоставления данной информации регламентирован Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [2]. Сведения о доходах государственных служащих размещаются на официальных информационных сайтах в сети Интернет. Данный порядок установлен Указам Президента РФ от 8 июля 2013 г. N 613 «Вопросы противодействия коррупции» [5].

Нарушение данного Указа влечёт за собой освобождение государственного служащего от занимаемой должности. С целью противодействия коррупции на государственного служащего накладывают запреты. Государственному служащему запрещено получать вознаграждение в форме денег, подарков, услуг. Государственному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, заниматься управлением некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законом. Законодательство Российской Федерации предусматривает запрет на хранение денег на счетах в иностранных банках, пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Всистеме государственного и муниципального управления в РФ можно выделить следующие формы проявления коррупции:

  1. Взяточничество (получение взятки и дача взятки)
  2. Подкуп должностных лиц
  3. Коррупционный лоббизм
  4. Мошенничество
  5. Фаворитизм
  6. Незаконное обогащение
  7. Служебный подлог
  8. Злоупотребление должностными полномочиями
  9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
  10. Сокрытие (присвоение, нецелевое использование имущества).

Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления представляет собой деятельность по:

– ликвидации и минимизации последствий коррупционных действий со стороны государственных служащих;

– борьбе с нарушением антикоррупционного законодательства и выявлению и пресечению коррупционных правонарушений;

– проведению профилактики коррупции со стороны государственных и муниципальных служащих.

С целью противодействия коррупции в 2018 году было принято специальное положение (Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 № 228 (ред. от 30.01.2021) «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия») [3]. В Положении определён порядок о лицах, которые уволены по причине утраты доверия к ним. В 2018 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации было подготовлено письмо от 24.12.2018 года № 18–2/10/В-10446 о методических рекомендациях по проблеме предоставления сведений об имуществе государственных и муниципальных служащих с целью разъяснения ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе.

В Российской Федерации по состоянию на 2020 год количество выявленных коррупционных нарушений в системе государственного и муниципального управления резко возросло. В половине всех приговоров судов по коррупционным статьям речь идет о взятках в размере от 150 тысяч рублей и более [6]. На сегодняшний день антикоррупционные меры не являются достаточно эффективными, антикоррупционное законодательство действует слабо. Официальные данные по коррупционным правонарушениям отражают большие масштабы коррупции в стране. По шкале Transparency International Российская Федерация каждый год понижает свой рейтинг. По результатам 2020 года Российская Федерация по данной шкале набрала 30 баллов и заняла 129 место в мире из 180. Данные показатели характеризуют высокий уровень коррупции в стране. Однако, стоит заметить, что рейтинг учитывает коррупцию во всех сферах деятельности страны, а не только коррупцию среди государственных и муниципальных служащих.

Подводя итоги статьи, следует отметить, что благодаря проявлению деятельности бюрократии как социальной группы, принятие управленческих решений в системе государственного и муниципального управления затруднено. В демократическом государстве контролировать работу бюрократического аппарата должно гражданское общество. В Российской Федерации в настоящее время гражданское общество ещё не сформировано в полной мере. Следствием бюрократии является коррупция на государственном и муниципальном уровне. Антикоррупционное законодательство в Российской Федерации работает недостаточно эффективно, антикоррупционные меры, проводимые в стране, не дают необходимых результатов для искоренения в обществе и системе государственного и муниципального управления таких явлений как бюрократизм и коррупция. Все на борьбу с коррупцией!

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, муниципальное управление, гражданское общество, противодействие коррупции, служащий, антикоррупционное законодательство, бюрократизм, коррупция, РФ, цель противодействия коррупции.


По утверждению автора статьи, предупреждать и пресекать коррупцию, в том числе и в сфере государственного управления, невозможно, если не будет использован системный подход. Положительным результатом в данном направлении может стать участие разных институтов российского гражданского общества в проводимых антикоррупционных мероприятиях. Высказанное предложение позволило автору предложить на нормативном уровне закрепить разные формы взаимодействия органов, цель которых противодействовать коррупции, с институтами гражданского общества.

Ключевые слова: антикоррупционная работа, государственное управление, общество, коррупция, недоверие, причины, предложения.

According to the author of the article, it is impossible to prevent and prevent corruption, including in the field of public administration, if a systematic approach is not used. A positive result in this direction can be the participation of various institutions of Russian civil society in the ongoing anti-corruption activities. This proposal allowed the author to propose at the regulatory level to fix different forms of interaction between the bodies whose purpose is to counteract corruption with civil society institutions.

Keywords: anti-corruption work, public administration, society, corruption, distrust, reasons, proposals.

В настоящее время, в числе огромного количества проблем, переживаемых нашей страной, одной из главных является коррупция, которая может быть представлена «паразитом», имеющим множество форм и обличий, заразившим, практически, все сферы жизнедеятельности общества — государственное управление не является исключением. По справедливому замечанию российского президента В. В. Путина: «Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это, конечно, и с коррупцией на всевозможных уровнях, с низкой организацией этой работы и отсутствием должного контроля в этой сфере…» [3].

Тема коррупции волнует многих исследователей. Она становилась объектом изучения многих авторов, в числе которых, В. А. Васенин, С. А. Воронцов, С. Г. Зырянов, Е. К. Кузовлева, П. Ю. Кузнецова, Д. А. Мельцова, Т. Н. Михеева, Э. А. Прохоров, А. В. Понеделков, А. Ю. Рыманов, Е. А. Свининых, Н. М. Тюкалова, Д. П. Феклистова, О. Н. Ходасевич, Е. Ю. Шаламова, А. В. Шевцов, С. М. Яруллин и др. Высоко оценивая значимость имеющихся в науке исследований, в контексте затронутой тематики, нельзя не отметить, что многие вопросы до настоящего времени продолжают оставаться не решенными, затрудняющими борьбу с таким негативным явлением, как коррупция.

Коррупция в сфере государственного управления не только угроза верховенству закона, но и демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости. Она подменяет публичные правовые действия и решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание частных интересов над общественными.

Коррупция затрудняет развитие государства и общества. Борьба с ней должна проводиться по всем направлениям: от совершенствования законодательства до воспитания в российских гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям данного социального зла.

Бесспорно, искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно, а для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины этого негативного явления.

Коррупция, являясь негативным феноменом, имеет множество определений, как в правовых документах, так и юридической науке. В представленной статье мы не будем затрагивать весь терминологический аппарат, а под коррупцией предлагаем понимать сложное, многоаспектное понятие, вобравшее в себя противоправные формы человеческого поведения: дача или получение взятки, коммерческий подкуп, использование (злоупотребление) должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, с целью получить для себя (для третьих лиц) выгоды как имущественного, так и материального характера.

Исследователи, работающие над обозначенной проблемой, в числе причин проявления коррупции, в сфере государственного управления, указывают на неэффективность кадрового отбора, не качественную проверку моральных качеств и принципов кандидатов, занимающих государственные должности, низкий уровень служебной дисциплины и др. Не меньший соблазн создает отсутствие руководящего контроля за деятельностью лиц, находящихся в подчинении [1]. Обращаем внимание на то обстоятельство, что нами не указывается в числе причин коррупции низкая оплата труда сотрудников государственного управления, поскольку не так давно денежное содержание лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы было повышено на 3 % [4]. Данная мера направлена, в числе прочего, на снижение коррупционной деятельности в сфере государственного управления.

Несмотря на причины, которые оказывают негативное воздействие на уровень и масштаб коррупции в государственном управлении, согласимся с М. Ю. Аграфоновым и А. А. Тирских, что все факторы нужно рассматривать индивидуально, применительно к каждой отдельной личности. Не нужно игнорировать наличие правового нигилизма и факт весьма низкого уровня доверия общества к государственному управлению, а также имеющие место провокационные отношения со стороны граждан, готовых давать взятки [2].

Коррупцию, поразившую практически все сферы деятельности, в числе которых и государственное управление, следует относить к системной проблеме, требующей если не экстренного решения, то хотя бы минимизирования. Если данную проблему не решать, то нет смысла в рассуждениях о последующим развитии всего общества, всей страны. Бороться с коррупцией нужно комплексно, уделяя внимание этой проблеме, не только на федеральном и региональном уровнях, но и на местах, привлекая к ней общественность [5]. Важным направлением в борьбе с этим негативным явлением, которое следует совершенствовать, считаем антикоррупционное образование. Антикоррупционное мировоззрение нужно развивать, начиная с учебной скамьи. Только уровень самосознания и правовой культуры позволит будущим и действующим государственным служащим «уберечься» от соблазнов взяток, подкупов и других преступлений коррупционной направленности.

Нельзя отрицать, что антикоррупционная работа в нашей стране проводится повсеместно с постоянным совершенствованием, однако останавливаться в данном направлении нельзя. С целью минимизировать проявления коррупции в государственном управлении нужно уделять внимание мерам предупредительного и воспитательного характера, сотрудничеству со средствами массовой информации.

Решение исследуемой проблемы видится в следующем:

– необходимо повышать профессиональные и личные качества служащих государственного управления, уделяя особое внимание антикоррупционному мировоззрению;

– формированию положительного имиджа госслужащих будет способствовать работа со СМИ в части широкого освещения положительных результатов в их деятельности.

Эффективно предупреждать и пресекать коррупцию, в том числе и в сфере государственного управления, невозможно, если не будет использован системный подход. Положительным результатом в данном направлении может стать участие разных институтов российского гражданского общества в проводимых антикоррупционных мероприятиях. Данный факт свидетельствует о потребности на нормативном уровне закрепить разные формы взаимодействия органов, цель которых противодействовать коррупции, с институтами гражданского общества. Данная деятельность, бесспорно, должна стимулироваться, к примеру, выплатами единовременного денежного вознаграждения, поощрениями нематериального характера.

1. Адамова Т. И. Формы проявления коррупции в современном российском обществе // Отечественная юриспруденция. 2016. № 3 (5). С. 13.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, коррупция, негативное явление, антикоррупционная работа, антикоррупционное мировоззрение, гражданское общество, нормативный уровень, положительный результат, российское гражданское общество, системный подход.

Понятие коррупции на муниципальном уровне управления

Муниципальное управление в Росси, в определенной мере является уникальным явлением, что обусловлено его юридической обособленностью от органов государственного управления, при сохранении полной подчиненности им. Муниципальный уровень управления представляет собой основу формирования коррупционных отношений, обусловленных такими причинами как:

  • родственный протекционизм;
  • «соседский» протекционизм;
  • кумовство;
  • блат.

Даже самые приблизительные расчеты не позволяют достоверно оценить масштабы коррупции на муниципальном уровне управления. Однако, очевидно, что такая проблема существует.

При этом, по мнению специалистов, именно муниципальный уровень управления может стать основой для создания эффективной системы противодействия коррупции в эшелонах власти.

Коррупция на муниципальном уровне представляет собой злоупотребление муниципальными служащими своим служебным положением в форме дачи-получения взяток, осуществления коммерческого подкупа, превышения полномочий, незаконного использования должностного положения в ущерб законным интересам муниципального образования и его населения, с целью получения выгоды различного рода (денежные средства, ценности, имущество, услуги имущественного характера, имущественные права и прочее) для себя или иных лиц.

Характеристика отрицательного влияния коррупции в муниципальном управлении

Коррупция как преступная деятельность оказывает отрицательное влияние на нормальное функционирование органов муниципального управления, угрожает верховенству закона, демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости. Коррупция подменяет публичные правовые действия и решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание частных интересов над общественными. Коррупция представляет собой посягательство на ценности, защищаемые муниципальным управлением.

Готовые работы на аналогичную тему

Коррупция рассматривается как социальная угроза по причине того, что она прямо или косвенно влияет на мораль и общественные ценности, подрывает веру в справедливость.

Опасность коррупции возрастает в связи с тем, что она сопровождает практическую деятельность муниципальных служащих, которая может обернуться негативными последствиями для населения муниципального образования.

Коррупция реализуется в форме противоправного симбиоза злоупотребления властью и управления.

Способы борьбы с коррупцией на муниципальном уровне

Эффективная борьба с коррупцией на муниципальном уровне не может быть ограничена только привлечением к ответственности уличенных в ней муниципальных служащих. Борьба с коррупцией требует осуществления разноплановых мер, рассчитанных на длительный период и реализуемых различными субъектами.

Борьба с коррупцией на муниципальном уровне власти осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых относятся:

  1. принцип признания, обеспечения и защиты гражданских и общечеловеческих свобод и прав;
  2. принцип законности;
  3. принцип открытости и публичности деятельности органов муниципального управления;
  4. принцип неотвратимости ответственности за коррупционные действия;
  5. принцип комплексного использования антикоррупционных мер политического, организационного, информационно-пропагандисткого, социально-экономического, правового, специального и иного характера;
  6. принцип приоритетности мер, направленных на предупреждение коррупции;
  7. принцип сотрудничества властных структур с физическими лицами, международными организациями и институтами гражданского общества.

К стандартным мерам противодействия коррупции относятся:

  • во-первых, введение запрета на осуществления какой-либо предпринимательской деятельности муниципальными служащими лично или через третьих лиц;
  • во-вторых, введение запрета на участие в управлении организациями, за рядом исключений, например, жилищных или гаражных кооперативов.

Всесторонне искоренение коррупции возможно только в идеалистическом обществе.

Уменьшение коррупции осуществляется одним из трех основных способов:

  1. Ужесточение законодательства и контроля его исполнения, обеспечивающего повышение риска несения наказания за совершенное преступление.
  2. Формирование экономических механизмов, позволяющих муниципальным служащим увеличивать свое благосостояние, не прибегая к нарушению законодательства;
  3. Усиление роли рынков и конкуренции с целью уменьшения возможной выгоды от коррупционных действий.

Меры, направленные на профилактику коррупции, должны преобладать над мерами, направленными на наказание коррупционеров. Муниципальные власти должны стремиться предотвратить случаи коррупции, а не бороться с их негативными последствиями.

Профилактика коррупции должна быть нацелена на формирование условий, которые затрудняют возможность осуществления коррупционных действий со стороны муниципальных служащих. Инструментами профилактической работы относительно коррупции выступают внедрение механизма электронного оказания муниципальных услуг, проведение разъяснительной работы с муниципальными служащими и гражданами, обращающимися в муниципальные органы власти, контроль действий муниципальных чиновников и так далее.

Также одной из мер профилактики коррупции на муниципальном уровне власти является совершенствования муниципального законодательства, направленное на сокращение числа «лазеек», обеспечивающих возможность злоупотребления муниципальной властью.

Основу борьбы с коррупцией на муниципальном уровне составляют совместные усилий всех уровней власти, направленные на формирование правовой и организационной базы для практической реализации мер.

Значимой мерой противодействия коррупции является организация эффективной кадровой работы, направленной на формирование кадрового состава муниципальных органов власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: