Коррупция как проблема государственной и муниципальной службы

Обновлено: 28.03.2024

Коррупция – это злоупотребление должностным лицом своими полномочиями с целью получения личной выгоды или выгоды в пользу третьих лиц за вознаграждение.

  • во-первых, подход к организации системы управления, в основе которой находится вертикальная иерархия, призванная обеспечивать исполнение поставленных перед ней задач максимально эффективным способом;
  • во-вторых, пренебрежение существом дела ради формального его исполнения;
  • в-третьих, система чиновничества, ориентированная на защиту интересов господствующего класса и игнорирование интересов населения.

Бюрократизм как общественное явление

Бюрократия является естественным спутником государственного управления, искоренение которого в полной мере невозможно и не требуется. Бюрократия является качественной характеристикой государственного управления, обусловленной обязательностью его решений, особым отношением к законодательству, защитой общественных интересов, подотчетностью деятельности органов государственного управления общественному контролю и так далее.

Макс Вебер рассматривал бюрократию как эффективную систему администрирования, в основе которой находятся действия квалифицированных государственных служащих, действующих согласно предписанным правилам. Бюрократия являлась свойством рациональной работы учреждений, обеспечивающим максимальную эффективность функционирования каждого их элемента. Признавая многочисленные достоинства бюрократии, следует отметить ее противоречивый характер, ведущий к возникновению проблем этического характера. Бюрократические системы в своем развитии ведут к торможению эффективности системы государственного управления.

Бюрократизм ведет к возникновению следующих основных проблем этического характера:

  • во-первых, отчуждение государственной власти от человека. Основное назначение бюрократии состоит в решении проблем населения, однако в условиях обезличенности подхода, декларируемого бюрократией, игнорируется уникальность проблем человека, выказывается стремление подогнать всех под определенный шаблон и решить дело стандартным образом, даже если стандарт не подходит под конкретную ситуацию;
  • во-вторых, ритуализм. Бюрократическая система предусматривает определенные процедуры, которые требуются для получения той или иной государственной услуги. Процесс прохождения этой процедуры зачастую может привести к устареванию полученного результата. Поглощенность правилами и процедурами бюрократической системы ведет к невозможности достижения поставленных целей;
  • в-третьих, инерция. Применение бюрократического механизма для решения определенных проблем не ведет к его упразднению. При достижении целей бюрократическая система стремится к сохранению своей структуры и препятствованию роспуску. Это ведет к функционированию бюрократии вне поставленных перед ней целей.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика коррупции как этической проблемы

Коррупция представляет собой явление, основанное на стремлении получить выгоду от использования своего служебного положения. Зачастую коррупции является прямым следствием бюрократизма.

Проблема коррупции является неотъемлемой частью государственного управления любой страны.

В качестве причин возникновения коррупции в системе государственного управления можно обозначить:

  • несовершенство нормативно-правового регулирования;
  • низкий уровень нравственности чиновников;
  • отсутствие мер системного характера, призванных минимизировать последствия коррупции;
  • падение общественных нравов, моральных и этических норм.

Коррупция в качестве этической проблемы может рассматриваться как уродливое проявление бюрократии, опасное явление, наносящее губительные последствия для социальной и экономической ситуации в государстве.

Коррупция выступает в качестве реальной угрозы национальной безопасности страны, поскольку влечет за собой огромные экономические потери, отрицательно влияет на эффективность государственных решений, способствует увеличению и закреплению имущественного неравенства, снижает степень доверия населения власти, разлагает морально-этические устои.

Эксперты высказывают мнение о величине суммарных потерь экономики России от коррупционных действий, оценивая их в пределах от 10 до 20 млрд долларов в год.

Коррупция носит интернациональный характер, имеющей проявления в каждой стране, коррупция находится в прямой взаимосвязи с властью, является ее порождением. Наличие власти всегда создает возможность для злоупотребления ею. Специалисты признают невозможность абсолютной победы над коррупцией, однако государство стоит перед задачей ограничения ее масштабов, снижения динамики, предотвращения негативных последствий.

Искоренение коррупции является важнейшей проблемой государственного управления. Его основу обеспечивает моральный облик государственного служащего, действующего в соответствии с принципами честности, объективности, добросовестности и так далее.

Антикоррупционная политика является одним из приоритетных направлений государственной политики в целом. Государство активно разрабатывает методы выявления коррупционных действий, инструменты, обеспечивающие пресечение деятельности незаконного характера и наказания государственных служащих, допустивших нарушение закона.

Основу антикоррупционной политики составляет формирование нравственных норм, гуманизма и патриотизма у государственных служащих и населения в целом.

Нравственные основы государственного служащего должны обеспечивать правильное его поведение в условиях принятия неоднозначных и неудобных решений. В связи с этим приоритетной задачей государства можно считать необходимость совершенствования законодательства, ориентированного на соблюдение нравственных норм.

Комплексный подход к борьбе с коррупцией подразумевает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, укрепление системы охраны правопорядка, ограничение монополизма власти отдельных должностных лиц, снижение роли государства в экономике, развитие независимых контролирующих структур и так далее.


Данная статья посвящена одной из наиболее важных проблем современного общества в России — коррупции в органах государственной власти. В ней рассматриваются коррупционные поведения государственных гражданских служащих. Особое внимание уделяется изучению целей и методов противодействия коррупции, причин коррупционного поведения и правовая природа ответственности за коррупционные правонарушения государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: гражданская служба, гражданский служащий, дисциплинарная ответственность, коррупционные правонарушения, коррупционный поведение.

Одной из наиболее важных проблем современной России является коррупция. Для России чрезвычайно острой является проблема коррупции в системе государственной службы, как и для большинства других государств.

Главенствующее место в иерархии российских рынков коррупционных услуг практически монопольно занимает исполнительная власть. С точки зрения экспертов именно на ее долю приходится 98,9 % общего объема рынка коррупционных услуг, на долю судебной власти приходится 0,8 %. Доля коррупционных услуг, которые приходятся на законодательную власть, составляет 0,1 %. Наибольший коррупционный доход приносят монопольные функции исполнительной власти: в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности — 34,6 %, лицензирования — 34,2 %, налогового администрирования — 22 % [12].

Вопрос коррупции существует с древних времен и по настоящее время, и является актуальным для изучения многими сферами науки, так как имеет различные стороны — юридические, политические, экономические, психологические, социальные и даже религиозные. Коррумпированность не только тормозит развитие экономики и гражданского общества, но и несет угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Российской Федерации [13], коррупция названа среди основных угроз государственной и общественной безопасности.

В каждом послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации обращается внимание на проблемы коррупции, при этом подчеркивается, что «борьба с коррупцией не должна быть шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности».

Ученые имеют отличное друг от друга мнение в исследовании коррупции. В начале прошлого века А. Я. Эстрин дал следующее определение коррупции — «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще» [10].

В. А. Шабалин подчеркивает, что коррупция — «девиантное политическое поведение, выражающееся в нелегитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения» [9].

В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) [4] дано легальное определение коррупции: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

К наиболее часто встречающимся нарушениям на государственной службе можно отнести: получение вознаграждения от физических или юридических лиц, непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, незаконное участие в управлении коммерческими организациями, осуществление предпринимательской деятельности государственными служащими.

Коррупционное правонарушение — это отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. При этом необходимо разделять четкую грань, прежде всего по степени тяжести последствий между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением.

Дисциплинарная ответственность является именно тем видом юридической ответственности, меры которой чаще всего на практике применяются к государственным служащим [5].

Особое основание дисциплинарной ответственности — несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (коррупционное правонарушение) — для государственных служащих было введено Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», однако практика применения определяется далеко неоднозначно. При этом количество случаев привлечения к ответственности весьма велико (по официальным данным, за 9 месяцев 2017 года к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 1 362 федеральных государственных служащих, в территориальных органах к дисциплинарной ответственности — 1 274 человека [11].

Для искоренения коррупции требуется приложить немало уcилий и затрат. Одной из действенных мер противодействия коррупции является развитие и упрочение в обществе нравственных начал и устойчивых нравственных принципов. Для предотвращения проблемы представляется возможным выделить несколько способов борьбы с коррупцией. Во-первых, важную роль в противодействии коррупции играют предупреждение и профилактика правонарушений (преступлений) коррупционной направленности. Основными направлениями профилактики правонарушений являются: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений; противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения и др. Во-вторых, необходимо более качественно проверять информацию о доходах государственных чиновников, так как случаи сокрытия своего имущества или счетов в банках все еще встречаются. В-третьих, одним из перспективных направлений противодействия коррупции является внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти такого явления как ротация государственных гражданских служащих. Положительные стороны механизма ротации отмечаются многими представителями юридической науки и практики. В первую очередь к преимуществам причисляют то, что гражданские служащие не задерживаются длительное время на одном и том же месте, в результате чего не обзаводятся коррупционными связями и при этом не теряют заинтересованности в государственной службе [6; 7; 8].

Исходя из вышеупомянутых способов борьбы с коррупцией, следует отметить, что противодействие коррупции — задача слишком сложная. В связи с этим немаловажную роль в устранении данной проблемы играет само общество. И решение этой проблемы должно носить системный характер, должна быть выстроена целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо постоянно совершенствовать и обновлять.

Проблемы предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и управления требуют единого подхода. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности, а также разнообразные формы ее проявления требуют адекватных мер реагирования всех государственных институтов и структур. Кроме того, как уже неоднократно отмечалось, борьба с коррупцией может дать определенные позитивные результаты только при участии в соответствующих антикоррупционных мероприятиях большинства институтов гражданского общества России.

  1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Рос. газ. 2008. 30 дек.
  2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федер. закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //Парламентская газета, N 51, 25.11.2011.
  3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683// «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
  4. СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  5. Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафалюк Е. Е. Правовые основы противодействия коррупции: Учебное пособие Отв. ред. Н. А. Власенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации // ООО «ПОЛИГРАФ-ПЛЮС», 2013. С. 123.
  6. Евдокимов В. Б., Тухватуллин Т. А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. 2015. N 3. С. 14–20.
  7. Ковтков Д. И. Ротация гражданских служащих // Законодательство и экономика. 2016. N 9. С. 16–24.
  8. Ломакина Л. А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. 2013. N 4. С. 43–50.
  9. Шабалин В. А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. N 4. С. 44.
  10. Эстрин А. Я. Взяточничество // Труды кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете. СПб., 1913. С. 143.
  11. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/labour/public-service/234 (дата обращения: 04.12.2018).
  12. Диагностика российской коррупции: Социологический анализ. Исследование Фонда ИНДЕМ
  13. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарная ответственность, коррупция, противодействие коррупции, Российская Федерация, государственная власть, государственная служба, служащий, исполнительная власть, коррупционное правонарушение, юридическая ответственность.


В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная служба.

В настоящее время среди огромного количества проблем глобального характера, особое место занимает проблема борьбы с коррупцией. Масштаб ее действия не ограничивается границами одного города и даже одного государства, коррупция охватывает практически все страны мира. Она настолько глубоко проникла в жизнь современного общества, что является его неотъемлемой частью.

Коррупция в современном мире, явление достаточно нередкое, ее проявление можно наблюдать повсеместно. С ней можно столкнуться на этапе реализации общественных услуг, когда происходит прямое взаимодействие граждан с органами власти. Например, для того чтобы устроиться на хорошую работу, получить место в учебном заведении или получить водительское удостоверение. Это все формы проявления мелкой коррупции, последствия которой не так страшны для гражданского общества. Коррупция процветает и в верхних эшелонах власти и уже приводит к более серьезным последствиям, которые представляют реальную угрозу стране.

Многие ученые посвятили свои научные труды теме противодействия коррупции. Изучая и анализируя коррупцию с разных сторон, суть ее не меняется. Коррупция представляет собой любое действие органов, наделенных властью, вопреки действующему законодательству, с целью получения определенной выгоды.

Особую опасность для государства представляет коррупция в системе государственной и муниципальной службы, поскольку оказывает пагубное влияние на благосостояние общества, влечет к росту недоверия граждан к государственным структурам, подрывает авторитет чиновников, а также создает угрозу национальной безопасности страны. И это далеко не весь перечень негативных последствий коррупции в государственных структурах. Она наносит непоправимый вред демократическому устройству общества.

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляет конституция, федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иные нормативно-правовые акты. Противодействие коррупции является одной из первостепенных задач государственной политики любого государства, представляющее собой деятельность органов власти всех уровней по предупреждению коррупции, устранению причин ее возникновения, пресечению коррупционных правонарушений, а так же ликвидации ее последствий. Важно, чтобы в борьбе с коррупцией принимали активное участие широкие слои населения и были вовлечены различные институты гражданского общества, такие как профсоюзы, политические партии и иные общественные организации. Поскольку, только объединив усилия можно достичь успеха и одержать победу в борьбе с коррупцией.

Основными направлениями деятельности российского государства в области противодействия коррупции на сегодняшний день являются:

− укрепление нормативно-правовой базы противодействия коррупции, т. е. разработка и принятие новых законодательных актов, стандартов, решений, которые будут направлены на противодействие коррупции в стране;

− ужесточение наказания за совершение коррупционных правонарушений в отношении должностных лиц и рядовых граждан;

− проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции на всех уровнях власти, что подразумевает применение и использование одинаковых инструментов, методов и подходов в борьбе с коррупцией, как на федеральном уровне, так и на местном;

− формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, путем организации образовательной, воспитательной и просветительской деятельности для широких слоев населения;

− позиционирование государственных и муниципальных служащих как честных, добропорядочных и неподкупных, которые не способны на противоправные действия;

− толкование законов, постановлений и нормативно-правовых актов в области противодействия коррупции доступным и понятным языком для четкого понимания большинством граждан;

− создание механизма взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами в области противодействия коррупции;

− формирование и развитие доверительных отношений населения страны к деятельности государственных органов;

− пропаганда государственной антикоррупционной политики, путем эффективного использования средств массовой информации;

− постоянное совершенствование системы и структуры государственного аппарата, осуществление контроля их деятельности специальными службами.

Сегодня к лицам, претендующим на замещение должности государственной службы, и к тем, кто уже является государственным или муниципальным служащим предъявляются довольно серьезные требования. И это вполне оправдано. Поскольку государственные и муниципальные служащие — это лица, которые выполняют государственные функции в рамках действующего законодательства за счет средств бюджета.

В целях недопущения возникновения коррупционных правонарушений на государственной и муниципальной службе, законом определены запреты и ограничения, связанные с ее прохождением. К ним следует отнести:

− государственным и муниципальным служащим запрещается иметь счета и вклады в банках иностранных государств, запрет распространяется на близких родственников;

− ежегодно лица, замещающие государственные должности, должны предоставлять сведения о своих доходах и расходах, а так же обо всем принадлежащим им имуществе;

− государственным и муниципальным служащим запрещается принимать подарки в связи с исполнением своих должностных обязанностей;

− запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а так же иной деятельностью, от которой может быть получен доход, исключением является научная педагогическая деятельность;

− запрещается приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

− в течение двух лет после увольнения с государственной службы необходимо предоставлять информацию о своем месте работы.

Кроме всего этого государственные и муниципальные служащие должны уведомить своего непосредственного руководителя о фактах обращения с целью склонения их к совершению коррупционных правонарушений и обо всех известных им фактах совершения коррупционных правонарушений другими лицами. Все это позволяет недопущению появления коррупционных правонарушений на государственной и муниципальной службе. Какими бы жесткими не казались ограничения и запреты на государственной и муниципальной службе, они обязаны такими быть.

Для того чтобы повысить эффективность противодействия коррупции в России, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран, где уровень коррумпированности чиновников минимальный. Ярким примером является Китайская Народная республика, где коррупция практически отсутствует. Все это благодаря тому, что совершение коррупционных правонарушений должностными лицами в этой стране карается смертной казнью. Конечно, здесь не за каждое совершенное коррупционное правонарушение выписывают смертный приговор, все зависит от степени тяжести преступления и характера последствий. В ряде случаев лицам, совершившим коррупционное правонарушение, грозит уголовная ответственность с лишением свободы. Так или иначе, наказания не избежать.

Борьба с коррупционерами в Китае происходит путем формирования в их сознании моральных и нравственных принципов, направленных на повышение чувства долга и ответственности. В данной стране очень часто применяется ротация кадров на всех уровнях государственной власти, которая, способствует отсутствию возможности государственным служащим использовать уже сложившиеся служебные и дружеские отношения для совершения незаконных действий. Кроме всего этого, в Китае существует специальная школа, где государственных служащих учат противостоять коррупции, с помощью медитации и единоборств. Используя данные методы, Китай занимает лидирующие позиции против борьбы с коррупцией.

Еще одной страной, которая может гордиться низким уровнем коррумпированности чиновников является Сингапур, где отличительным направлением противодействия коррупции является повышение заработной платы госслужащих. Что, в полной мере, поспособствовало привлечению на государственную службу высококвалифицированных специалистов, у которых отсутствует мотивация брать взятки.

Сингапур является примером для всего мира в борьбе с коррупцией. Государственные служащие в глазах общества, в этой стране это честные и неподкупные люди, которые трудятся на благо своей страны. Коррупционеров здесь ждет суровое наказание.

Неплохие успехи в борьбе с коррупцией так же имеет Германия. Государственные служащие в данной стране характеризуются такими качествами как честность, порядочность и неподкупность. Коррупционеров здесь ожидает лишение свободы, конфискация имущества в пользу государства, относительно высокие штрафы, лицо, совершившее коррупционное правонарушение потеряет гораздо больше. Здесь большую роль играет менталитет людей, проживающих в данной стране. Совершение коррупционных правонарушений считается аморальным и безнравственным поведением, которое кроме всего пресекается законом.

Для достижения положительных результатов в сфере противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе в России, необходимо использование мировых практик и их внедрение в российское законодательство.

  1. Беловецкий, Д. Д. Противодействие коррупции: состояние исследований и основные взгляды на административную ответственность за коррупционные правонарушения // Юрист. 2019. N 14. С. 28–34.
  2. Гладких , В. И. Противодействие коррупции на государственной службе: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. И. Гладких, В. М. Алиев, В. Г. Степанов-Егиянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 207 с.
  3. Костенников, М.В., Куракин, А. В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: Учеб. Пособие / М. В. Костенников, А. В. Куракин. — М.: Щит-М, 2018. — 213 с.
  4. Купцова А. А., Рютов Д. Ю. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Интерактивная наука. 2017. № 12 (22). С. 100–102.
  5. Мамитова, Н. В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции / Н. В. Мамитова // Право и современные государства. 2017. № 2. С. 88–93.
  6. Румянцева, Е. Е. Противодействие коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, муниципальная служба, государственная служба, область противодействия коррупции, противодействие коррупции, гражданское общество, Китай, лицо, правонарушение, Россия, служащий.


Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры.

Коррупция в системе государственной службы России представляет серьёзную угрозу национальной безопасности, функционированию публичной власти, затрудняет экономическое развитие и угрожает основам рыночной экономики, ограничивает конкуренцию и свободу экономической деятельности.

В соответствии с исследованиями, проведёнными в 2015 года неправительственной организацией Transparency International, в рейтинге по уровню распространения коррупции из 177 стран Россия находится на 119 месте. По 100-бальной шкале, Российская Федерация получила 28 баллов, этот показатель близок по уровню с показателями таких стран, как Ливан, Азербайджан, Мадагаскар. Средний размер суммы взятки в России равен 145 тысяч рублей. При этом, несмотря на ужесточение наказания за взяточничество, количество случаев получения взяток продолжает расти, выявленных фактов стало больше на 18 %. Растёт средний размер взятки, за период 2014 года он составил 109 тысяч рублей, а за 2015 год сумма увеличилась до 208 тысяч рублей [7].

Коррупция является незаконным, противоправным, общественно опасным деянием, проявляющимся в сфере экономики, политики, социальной деятельности и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [3, с.28; 5, с. 64]

Коррупция -это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Особенность коррупции в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, она дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц. Расширение коррупционной деятельности постоянно втягивает в сферу противоправных отношений все больше участников. Это уже не отдельные криминальные факторы, а противоправное явление в обществе. Она способна проникать во все слои общества.

Принято выделять две формы коррупции: низовую и вершинную. Низовая коррупция -это (мелкая, повседневная); вершинная –это (крупная, элитарная).

Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) даёт почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу её деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян. Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В результате — снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции.

Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищён от её воздействия.

К наиболее тяжёлым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.

Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции можно назвать: рост имущественного неравенства, т. к. коррупция подстёгивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счёт наиболее уязвимых слоёв общества и увеличение социальной напряжённости в обществе, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране.

При этом, как указывают А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова: «Лица, обращающиеся к коррумпированным чиновникам, не всегда испытывают угрызения совести по поводу результатов предполагаемой противоправной деятельности, наоборот, многие мотивы связаны с получением положительных эмоций от предстоящего и последующего события, которое возникает в результате противоправных коррупционных контактов. Тем самым, управляемые субъекты, собственными действиями, нередко стимулируют чиновников к коррупционным действиям» [5, с.18]

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью.

Важную роль в противодействии коррупции отводится органам прокуратуры. Поэтому прокурорам, для снижения коррупциогенности государственных и муниципальных нормативных правовых актов, необходимо использовать право нормотворческой инициативы и требовать принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов об обязательном предоставлении региональных и муниципальных актов на прокурорскую проверку. Поскольку в настоящее время предоставление проектов НПА в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы является не обязанностью, а правом органов государственной власти и местного самоуправления [1, с.23].

Кроме того, чтобы снизить уровень коррупции в России, по мнению автора следует провести следующий комплекс мероприятий:

- Дать полную свободу печати СМИ, ведущие свои независимые расследования.

- Создавать различные структуры по контролю за работой чиновников.

- Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений.

- Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчётов.

- Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня.

- Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников.

- Изобличать сотрудников государственной службы во взяточничестве — все население страны должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

Также автор согласна с мнением Деревсковой В. М., Евдокимова К. Н., Оноховой В. В., Юрковского А. В. и других ученых, что противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе в РФ должно носить комплексный характер (правовой, экономический, информационный, организационный, материально-технический и др.) с обязательным привлечением институтов гражданского общества (общественные движения, политические партии, профсоюзы, образовательные и научные учреждения) и осуществлением общественного контроля [2, 4, 6].

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, коррупция, Россия, бюджетный процесс, местное самоуправление, орган прокуратуры, организованная преступность, противодействие коррупции, экономическое развитие.

Понятие коррупции на муниципальном уровне управления

Муниципальное управление в Росси, в определенной мере является уникальным явлением, что обусловлено его юридической обособленностью от органов государственного управления, при сохранении полной подчиненности им. Муниципальный уровень управления представляет собой основу формирования коррупционных отношений, обусловленных такими причинами как:

  • родственный протекционизм;
  • «соседский» протекционизм;
  • кумовство;
  • блат.

Даже самые приблизительные расчеты не позволяют достоверно оценить масштабы коррупции на муниципальном уровне управления. Однако, очевидно, что такая проблема существует.

При этом, по мнению специалистов, именно муниципальный уровень управления может стать основой для создания эффективной системы противодействия коррупции в эшелонах власти.

Коррупция на муниципальном уровне представляет собой злоупотребление муниципальными служащими своим служебным положением в форме дачи-получения взяток, осуществления коммерческого подкупа, превышения полномочий, незаконного использования должностного положения в ущерб законным интересам муниципального образования и его населения, с целью получения выгоды различного рода (денежные средства, ценности, имущество, услуги имущественного характера, имущественные права и прочее) для себя или иных лиц.

Характеристика отрицательного влияния коррупции в муниципальном управлении

Коррупция как преступная деятельность оказывает отрицательное влияние на нормальное функционирование органов муниципального управления, угрожает верховенству закона, демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости. Коррупция подменяет публичные правовые действия и решения коррупционными отношениями, основу которых составляет преобладание частных интересов над общественными. Коррупция представляет собой посягательство на ценности, защищаемые муниципальным управлением.

Готовые работы на аналогичную тему

Коррупция рассматривается как социальная угроза по причине того, что она прямо или косвенно влияет на мораль и общественные ценности, подрывает веру в справедливость.

Опасность коррупции возрастает в связи с тем, что она сопровождает практическую деятельность муниципальных служащих, которая может обернуться негативными последствиями для населения муниципального образования.

Коррупция реализуется в форме противоправного симбиоза злоупотребления властью и управления.

Способы борьбы с коррупцией на муниципальном уровне

Эффективная борьба с коррупцией на муниципальном уровне не может быть ограничена только привлечением к ответственности уличенных в ней муниципальных служащих. Борьба с коррупцией требует осуществления разноплановых мер, рассчитанных на длительный период и реализуемых различными субъектами.

Борьба с коррупцией на муниципальном уровне власти осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых относятся:

  1. принцип признания, обеспечения и защиты гражданских и общечеловеческих свобод и прав;
  2. принцип законности;
  3. принцип открытости и публичности деятельности органов муниципального управления;
  4. принцип неотвратимости ответственности за коррупционные действия;
  5. принцип комплексного использования антикоррупционных мер политического, организационного, информационно-пропагандисткого, социально-экономического, правового, специального и иного характера;
  6. принцип приоритетности мер, направленных на предупреждение коррупции;
  7. принцип сотрудничества властных структур с физическими лицами, международными организациями и институтами гражданского общества.

К стандартным мерам противодействия коррупции относятся:

  • во-первых, введение запрета на осуществления какой-либо предпринимательской деятельности муниципальными служащими лично или через третьих лиц;
  • во-вторых, введение запрета на участие в управлении организациями, за рядом исключений, например, жилищных или гаражных кооперативов.

Всесторонне искоренение коррупции возможно только в идеалистическом обществе.

Уменьшение коррупции осуществляется одним из трех основных способов:

  1. Ужесточение законодательства и контроля его исполнения, обеспечивающего повышение риска несения наказания за совершенное преступление.
  2. Формирование экономических механизмов, позволяющих муниципальным служащим увеличивать свое благосостояние, не прибегая к нарушению законодательства;
  3. Усиление роли рынков и конкуренции с целью уменьшения возможной выгоды от коррупционных действий.

Меры, направленные на профилактику коррупции, должны преобладать над мерами, направленными на наказание коррупционеров. Муниципальные власти должны стремиться предотвратить случаи коррупции, а не бороться с их негативными последствиями.

Профилактика коррупции должна быть нацелена на формирование условий, которые затрудняют возможность осуществления коррупционных действий со стороны муниципальных служащих. Инструментами профилактической работы относительно коррупции выступают внедрение механизма электронного оказания муниципальных услуг, проведение разъяснительной работы с муниципальными служащими и гражданами, обращающимися в муниципальные органы власти, контроль действий муниципальных чиновников и так далее.

Также одной из мер профилактики коррупции на муниципальном уровне власти является совершенствования муниципального законодательства, направленное на сокращение числа «лазеек», обеспечивающих возможность злоупотребления муниципальной властью.

Основу борьбы с коррупцией на муниципальном уровне составляют совместные усилий всех уровней власти, направленные на формирование правовой и организационной базы для практической реализации мер.

Значимой мерой противодействия коррупции является организация эффективной кадровой работы, направленной на формирование кадрового состава муниципальных органов власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: