Коррупция как главный фактор влияющий на уровень экономической безопасности государства

Обновлено: 28.04.2024

В современном российском обществе принято считать, что наиболее опасным проявлением преступного поведения в органах гос.власти является коррупция, или продажность власти. Понятие коррупции прочно вошло в жизнь российского общества, несмотря на то что в законодательстве оно долгое время отсутствовало.

Более того, специалистами и населением единодушно отмечается, что, не испытывая должного противодействия, коррупция стремительно набирает силу и все более превращается в самостоятельный и весьма значимый социальный и политический фактор, разрушительно влияющий на дальнейшее развитие российского государства.

Весьма печальны последствия коррупции:

– коррупция представляет реальную угрозу экономической безопасности России во всех ее проявлениях;

– она не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа;

– коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и вследствие этого ставит под сомнение их легитимность;

– коррупция непосредственно ведет к снижению уровня жизни подавляющей части населения. Так, на взятках, откатах и других коррупционных преступлениях чиновники всех уровней в России «зарабатывают» 300 млрд долл. в год. Премьер-министр Д. А. Медведев говорил, что из 5 трлн руб. госзаказа воруют 1 трлн руб.;

– коррупция создаст угрозу демократии, поскольку население не видит нравственных стимулов к участию в выборах;

– коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради расцветания общества и государства;

– коррупция резко ухудшает инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

– коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше нравственно оправданных самозапретов;

– прием за взятки в престижные государственные вузы лишает общество значительной части интеллектуального потенциала, не позволяет получить высшее образование талантливым молодым людям, которые не могут заплатить за обучение в негосударственном учебном заведении аналогичного уровня, и т.д.

Коррупция (от лат. corruptio – подкуп, порча) означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «Злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение но протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Коррупционное преступление – это предусмотренное в УК РФ общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ. Из определения следует, что признаками коррупционного преступления являются:

1) непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы, службы в органах местного самоуправления, непосредственному исполнению функций органов государственной власти), а также непубличной службы (службы в коммерческих и иных организациях). Опосредованно такой ущерб могут причинять любые преступления;

2) незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации преимуществ (имущества, услуг или льгот);

3) использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

4) наличие у совершившего коррупционное преступление признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 285 и 201 УК РФ .

Коррупционные преступления в форме подкупа:

1) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);

2) незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), совершенные путем подкупа;

3) подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ);

4) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);

5) организация преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней) лицом (ч. 3 ст. 210 УК РФ) для совершения любого из коррупционных тяжких или особо тяжких преступлений, предусмотренных ч. 2, 3 или 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ч. 4 ст. 309 УК РФ;

6) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

7) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

8) посредничество во взяточничестве лицом с использованием своего служебного положения (ст. 291.1 УК РФ);

9) провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);

10) подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ) в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа.

К иным коррупционным преступлениям относятся следующие общественно опасные деяния, запрещенные соответствующими статьями УК РФ:

1) невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1);

2) мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159);

3) мошенничество в сфере кредитования с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.1);

4) мошенничество при получении выплат с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.2);

5) мошенничество в сфере страхования с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159.5);

6) присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160);

7) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);

8) злоупотребление полномочиями (ст. 201);

9) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202), совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

10) превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203) при наличии корыстной или иной личной заинтересованности у виновного;

11) организация преступного сообщества (преступной организации), совершенная лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210);

12) хищение или вымогательство ядерных материалов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 221);

13) хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 3 ст. 226);

14) хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 229);

15) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

16) нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);

17) нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2);

18) превышение должностных полномочий (ст. 286);

19) присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;

20) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

21) служебный подлог (ст. 292);

22) халатность (ст. 293).

В России можно выделить два фактора, способствующие возникновению и развитию коррупции: унаследованный и привнесенный.

Унаследованный фактор сложился в России в глубине веков на стадии становления государственности. Известно, что в России изначально присутствовал авторитарно-бюрократический стиль управления. Коррупция была описана еще в произведениях Гоголя, Грибоедова, Салтыкова- Щедрина и других русских писателей. Подробнее унаследованный фактор коррупции в России был изложен выше.

Привнесенный фактор – это та группа детерминант, которые стали продолжением прежних, а также появились, усилились в советский и постсоветский периоды.

Коррупцию детерминируют как объективные, так и субъективные факторы.

По содержанию или сферам социальной жизни среди них можно выделить следующие группы:

Борьба с коррупцией в России напрямую связана с выработкой концептуальной антикоррупционной политики. Безусловно, кроме идей по борьбе с коррупцией необходима четкая программа и политическая воля высших должностных лиц.

Представляется, что основными мерами по снижению коррупции в России будут являться минимизация основных факторов, способствующих коррупции.

Антикоррупционная программа должна обеспечивать системное применение экономических, социальных, правовых, организационных, воспитательных и других мер.

Коррупция - это некоторое злоупотребление должностным положением, полномочиями, дача или получение с целью получения некоторой выгоды имущественного характера.

Основной закон, борющийся с развитием коррупции в России, является Федеральный закон "О противодействии коррупции", в котором предусмотрены лишь запретительные меры и меры пресечения. Однако, строгость и суровость законов никогда не искореняли противоправные действия, и история имеет тому множество примеров. Нужны серьезные экономические меры, чтобы не только сдерживать коррупцию, но и решить проблему с ней навсегда.

На сегодняшний день социально-экономическое положение России таково, что какими бы ни были экономические исследования, они не могут не коснуться экономической безопасности.

Очевидно, что коррупция - это продолжение теневой экономики, которая прочно и давно вошла в нашу общественно-экономическую жизнь.

Теневая экономика требует легализации средств, услуг, недвижимости, средств производства. В рамках закона это сделать невозможно, поэтому возникают коррупционные предложения. Причем, с ростом объемов эти предложения становятся настойчивее, т.е. способствуют развитию преступной среды. Значит, борьбу с коррупцией необходимо начинать борьбой с теневой экономикой, поэтому намечаемые экономические меры ни коим образом не должны подменять собой уголовно-административных, а действовать с ними во взаимосвязи. Примером таких действий в России может служить "амнистия" теневых капиталов. Расчет достаточно прост. Если объем нелегального капитала снижается, значит количество коррупционных предложений также будет меньше. При этом будет сокращаться преступная среда, которую подпитывает нелегальный оборот средств. Цепочка несложная в своей взаимосвязи. Но этого явно недостаточно.

В России, как показывают "крупные и громкие" уголовные дела, посвященные хищению, "откатам", многомиллионным взяткам должностных лиц, зарождает и распространяет коррупционную среду нередко сам государственный чиновник, который организует спрос на коррупционные предложения. Многие государственные программы, заявления, указы и даже принятые законы по борьбе с коррупцией не приводят к нужному результату.

Итак, имеем классическую экономическую ситуацию трех типов: спрос превышает предложение, спрос соответствует предложению, предложение превышает спрос. Наиболее стабильной (но не оптимальной) является ситуация, когда спрос соответствует предложению. В этом случае происходит некоторая "стабилизация" в экономических отношениях. При этом коррупция не затрагивает крупных секторов экономики, носит преимущественно единичный характер и не оказывает влияния на экономическую ситуацию в целом. Однако, это устойчивое положение обманчиво. Как и всякий сектор экономики, коррупция имеет тенденцию к развитию количественному или качественному. Превышение коррупционных спроса или предложения всегда ведет к активизации и увеличению преступной среды.

Коррупция затронула и социальную сферу: несправедливое перераспределение средств в пользу преступности и рост социальной напряженности в обществе, негативно влияющей на экономику страны и стабильность.

В настоящее время в России в этом направлении происходят следующие процессы.

1. Повышение инвестиционных и других экономических рейтингов России.

2. Оздоровление экономики и сокращение экономических издержек.

3. Увеличение авторитета государства внутри и вне страны.

4. Прогресс рынка и его стимулирование.

К уменьшению влияния организованной преступности, снижению уровня коррупции, защите интересов право послушных участников экономики и благоприятному развитию справедливой конкуренции могут привести следующие условия:

· формирование благоприятной экономической ситуация в стране,

· уменьшение тягости налогового бремени граждан страны, справедливые условия приватизации имущества;

· совершенствование системы регулирования ВЭД;

· ужесточение наказаний за финансовые нарушения;

· повышение надежности банковской системы, а также повышения доверия граждан к банкам;

· соблюдение и уважение законов государственными чиновниками и их подчиненными;

· политическая и социальная стабильность в обществе;

· формирование позитивного общественного мнения в отношении отечественных предпринимателей;

· разработка эффективной программы превращения капиталов в инвестиционные ресурсы России;

· рост доверия между предпринимателями, предпринимателями и государством.

2.2 Механизмы противодействия коррупции в бюджетной сфере

Механизмы противодействия коррупции в бюджетной сфере связаны в особенностями регулирования правового статуса как субъектов правоотношений, так и объектов в области формирования бюджета, и определяются:

1. Публичностью образований, выступающих в гражданском обороте в бюджетной сфере, характеризующиеся большими коррупционными рисками. В соответствии с законодательством по специальному поручению органов государственной власти федерации и субъектов федерации, местного самоуправления материальные и финансовые активы закрепляются: за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; а средства бюджета и иное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, составляющее государственную казну Российской Федерации, государственную казну субъекта федерации, муниципальную казну (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ), имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, целиком и полностью принадлежит собственникам в лице их компетентных органов. В данном случае коррупционный ряд представляется во множественности субъектов, в том числе на уровне субъектов федерации, муниципалитетов. Публичность действий органов государственной власти и местного самоуправления для минимизации коррупционных рисков в части контроля бюджетных отношений, требует разработки механизма, который бы установил не только надлежащий порядок учета средств, но и персонифицировал передачу средств во исполнение правовых актов, во избежание превышения должностных полномочий либо установления коррупционных договорных отношений.

2. В отличие от имущественных отношений, денежные средства, образующие бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов федерации, управляются соответствующими распорядителями бюджетных средств в рамках бюджетного процесса по правилам бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе кассовое обслуживание бюджетной системы Российской Федерации, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета, а также иные правоприменительные функции по исполнению федерального бюджета возложены на Федеральное казначейство. Федеральное казначейство открывает в банках счета по учету средств федерального бюджета, устанавливает режимы счетов федерального бюджета, открывает и ведет лицевые счета распорядителей и получателей средств федерального бюджета, управляет операциями на едином счете федерального бюджета, подтверждает его денежные обязательства и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств. В связи со сложной финансово-бюджетной ситуацией доходов федерального бюджета, часть средств федерального бюджета, рассчитанной при его планировании, поступает в стабилизационный фонд, который подлежит обособленному учету, управлению и использованию (гл. 13.1 Бюджетного кодекса РФ). Средствами Стабилизационного фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Примерно, такая же ситуация сложилась в субъектах федерации и муниципалитетах, где бюджеты постоянно изменяются, в зависимости от финансового благополучия, причем глава субъекта самостоятельно принимает решение, так как в бюджете эти средства не были учтены и не планировались их расходы. Таким образом, учет бюджетных доходов и расходов средств, во многом становится не прозрачным, минимизируются публичные отношения по вопросам обсуждения и утверждения бюджетов представительными органами власти и местного самоуправления, постоянное изменение параметров бюджетов не способствует обеспечению общественного контроля за расходованием средств. Публичность процесса установления имущественных отношений и бюджета требуют выработки определенности в полномочиях должностных лиц соответствующих уровней, выработки дополнительных регламентных условий их работы и контроля.

Безопасность и устойчивость являются важнейшими характеристиками экономической системы, которые определяют способность экономических субъектов к развитию и обеспечению достойных условий жизнедеятельности населения, устранению возникающих угроз. В зависимости от уровня исследования различают следующие виды экономических систем: мегасистема - мировая экономическая система в целом; макроэкономические системы - экономические системы отдельных стран; мезосистемы - экономические системы регионов, областей; микросистемы - экономические системы отдельных предприятий, отдельных хозяйствующих субъектов. В соответствии с уровнем экономических систем выделяют и уровни экономической безопасности. Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, регионального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности.

На экономическую безопасность оказывают влияние множество факторов макро- и микросреды. В данной работе будет рассмотрено влияние на безопасность экономических систем такого фактора как коррупция. Актуальность изучения коррупции как фактора, угрожающего безопасности экономических систем, обусловлена глубокими изменениями экономических условий хозяйствования, её всеохватывающей интеграцией в наиболее важные структуры государств, а также в связи с глобализацией экономики, вызывающей необходимость поиска и внедрения новых инновационных методов и подходов обеспечения антикоррупционной безопасности всего мирового сообщества.
Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, затрудняет нормальное функционирование общественных институтов, бизнес-структур, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, порождает недоверие к государственным структурам, создает негативный имидж страны на международной арене. Именно поэтому коррупцию правомерно рассматривать как одну из угроз безопасности экономических систем. В данной работе под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом властью, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, управленческими полномочиями для получения незаконных выгод и преимуществ для себя или других лиц.

В настоящее время в литературе доминируют две точки зрения: если первая рассматривает коррупцию однозначно как источник спада и упадка экономических систем, то вторая утверждает, что в условиях неэффективных формальных институтов и бюрократии коррупция как раз может оказаться фактором, содействующим динамике (коррупция как "смазка" для колес экономического роста, grease the wheels corruption). Рассмотрим подробнее экономические воззрения на природу коррупции.
Экономический анализ коррупции начал активно развиваться в 1970-е гг., когда методологическое лидерство захватила неоклассическая (неолиберальная) доктрина, делающая ставку на индивидуализм и утилитаризм. Экономические исследования коррупции встраивают это явление в общий логический ряд неолиберальной методологии: субъекты пытаются найти оптимальный способ реализации своих интересов в условиях ограниченности ресурсов (Г. Беккер, Р. Вишни, Ф. Луи, С. Роуз-Аккерман, В.Танци, А. Шляйфе и др.). То есть коррупция - рациональный способ оптимизации издержек. В таком случае поведение политика, чиновника, бизнесмена не имеет сущностных отличий: все они пытаются использовать имеющиеся ресурсные ограничения с наибольшей выгодой для себя, что отразилось в понятии "политического бизнесмена" (термин Д. де Ла Порта). Одни оперируют капиталом политическим, другие - административным, третьи - экономическим. При этом цели участников коррупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности. Эта модель (принципал-агент-клиент) ясно показывает, что основная проблема борьбы с коррупцией в бюрократической среде состоит не в отсутствии политической воли и не в мягкости законов, а в принципиальной неустранимости ее базового условия. Речь идет о свободе маневра чиновников, то есть о его праве варьировать свое решение по собственному усмотрению.

С позиций институционального и экономико-социологического подхода коррупция выступает как взаимодействие социально укорененных субъектов. Основной посыл работ экономсоциологов, изучающих коррупцию, - попытка посмотреть на нее глазами участников, не сводимых к модели рациональных распределителей ограниченных ресурсов. Эти работы объединяет категоричное неприятие внеисторических и внекультурных "знаний" о коррупции.
Действительно, экономическая история знает массу примеров, когда социальные нормы сдерживали коррупцию, обусловленную экономической целесообразностью, или, наоборот, придавали ей труднообъяснимый размах. Этнокультурная специфика, конфессиональные особенности, семейный уклад, сетевые контакты, корпоративная культура, профессиональная этика, идеология, обычаи и прочие "социальные оболочки" индивида выступают ограничителями его поведения, существенно трансформируя его представление о должном и правильном. Например, уровень коррупции существенно различался в союзных республиках СССР, что было связано с различиями национальных культур. В весьма схожих по уровню экономического развития Чили и Мексике разительно отличается масштаб коррупции (Чили - "чище"). А страны с конфуцианской культурой (Сингапур, Япония) уступают по размаху коррупции странам того же региона (Пакистан, Индия), исторически не воспринявших конфуцианство как кодекс поведения честного и мудрого чиновника.
Анализ поведения коррупционера с позиций данного подхода позволяет сделать два вывода: во-первых, коррупция - это диагностика общества с позиции определенных взглядов, обычаев, норм. Во-вторых, использование служебного положения в личных целях не сводится к поиску экономической ренты, будучи обусловлено широким комплексом внеэкономических расчетов. При всех издержках и рисках взятка может быть привлекательна как элемент групповой этики, как акт демонстративной лояльности должностного лица по отношению к социальному окружению, как способ вхождения в сети, дарующие новые ресурсные и статусные возможности.
Особое внимание в контексте экономической безопасности уделяется административной коррупции, под которой понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам за определенное вознаграждение. Административная коррупция включает в себя: взяточничество; непотизм (покровительство на основе личных связей); незаконное участие в предпринимательской деятельности как лично, так и через близких или доверенных лиц (так называемое "чиновничье предпринимательство"); предоставление эксклюзивных прав, льгот и иных преимуществ в целях корыстного или иного использования; приобретение или отвлечение государственных средств и собственности для любой корпоративной группы; использование или манипулирование служебной информацией, в том числе и инсайдерской, в личных или групповых интересах, нарушающих закон (положение); незаконное применение преференций для корпоративных групп и отдельных лиц, а также и некоторые другие подобные деяния.
Исследование коррупции позволило выявить ее основные причины: социально-экономические; политические; правовые; культурно-этические.
К социально-экономическим причинам могут быть отнесены: различие уровня заработной платы в государственном и частном секторе (низкая оплата труда чиновников побуждает их к поиску дополнительных источников доходов, которые в данном случае видятся как взяточничество через злоупотребление официальными должностными полномочиями); воздействие широко разветвленной сети теневой экономики (теневые капиталы составляют основной источник финансирования коррупционеров); устойчивая толерантность населения к коррупции; исключительная монополия бюрократии на чрезмерно большой объем функциональных возможностей; существенные ошибки в проведении социально-экономических реформ и т.п.
К политическим причинам относятся: особенности государственного строя (так, демократический строй обеспечивает такие возможности и стимулы для существования коррупции, как финансирование политических партий, электоральные должностные преступления, развитие новых систем политического патронажа для обеспечения голосов избирателей на выборах); стремительный количественный рост категории чиновничества как потенциального носителя коррупции; криминализация значительной части экономической и политической элиты; политическая нестабильность (гражданская неуверенность в завтрашнем дне провоцирует процветание коррупции).
К правовым причинам коррупции относятся: незнание или непонимание законов предпринимателями и населением (данный факт позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты); кадровая, техническая и оперативно-тактическая неподготовленность правоохранительных органов к активному противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней; минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие по отношению к ним адекватной уголовной ответственности и наказания; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

К культурно-этическим причинам относятся: культурная предрасположенность социума; низкие моральные стандарты населения и чиновников; коррупционный опыт ближайшего окружения; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; неразвитость общественных институтов.
В той или иной степени коррупция существует во всех странах, даже в таких благополучных в этом отношении, как Финляндия, Дания, Швеция, Норвегия и Исландия. Однако для некоторых государств, в том числе и для России, уровень коррупции представляет серьезную угрозу ее национальной безопасности.
Согласно исследованиям, использовавшимся для выявления уровня коррумпированности стран в 2006 г., из 163 обследованных стран наиболее коррумпированными является Гаити, Гвинея, Ирак и Мьянма, в то время как наименьший уровень коррупции присваивается Финляндии, Исландии и Новой Зеландии. В 2007 г. из 180 обследованных стран наиболее коррумпированными оставались Ирак, Мьянма и Сомали. В 2008 г. наименьший уровень коррумпированности наблюдается в Дании, Новой Зеландии и Швеции, а сразу за ними расположился Сингапур. Замыкает список Сомали, являясь наиболее коррумпированной страной. По индексу восприятия коррупции Россия в 2008 году занимала 147 место среди 180 стран, что явно свидетельствует о неблагоприятном положении.
Совершенно очевидно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на общество. Негативное влияние коррупции на экономику еще в 1960-е гг. описал Г. Мюрдаль. Обобщая опыт модернизации стран "третьего мира", он заклеймил коррупцию как препятствие экономическому развитию. На наш взгляд, коррупцию следует рассматривать и как реальную угрозу безопасности экономических систем. Исходя из целей анализа, последствия коррупции будут рассмотрены в контексте влияния коррупции на безопасность экономических систем.
1. Экономические последствия:
o растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств, снижается уровень финансовой безопасности государства;
o нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Кроме того, предприниматели вынуждены расходовать время на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции, подрыву экономической безопасности добросовестных субъектов предпринимательской деятельности;
o затрудняется появление эффективных частных собственников. Это связано как с нарушениями в ходе приватизации, так и с избыточными административными барьерами;
o неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;
o растут цены за счет коррупционных "накладных расходов", в итоге страдает потребитель, подрывается экономическая компонента его личной безопасности;
o коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату "помогать" их соблюдать. В результате теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;
o расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях), что ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом;
o . возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой - подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам, в результате страдает экономическая безопасность государства.
2. Социальные последствия:
o отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;
o растет имущественное неравенство - богатство меньшинства на фоне бедности подавляющего большинства населения. Коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан и, таким образом, подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества;
o дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти;
o коррумпированность правоохранительных органов способ?ствует укреплению организованной преступности. Она сра?щивается с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и приобретения возможнос?ти для отмывания денег;
o увеличивается социальная напряженность в обществе, бью?щая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.
3. Политические последствия:
o происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;
o снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, что ставит под угрозу любые благие начинания власти;
o падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции;
o профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии, возникает угроза разложения демократических институтов.
Вместе с тем, нельзя игнорировать функцию коррупции как амортизатора институциональных сдвигов. Одним из первых на это указал в начале XX в. М. Вебер. Отказавшись от ранее распространенной традиции морализаторства, он показал место коррупции в процессе формирования рациональной бюрократии как исторически преходящей формы управления. Тем самым была заложена основа функционального подхода, рассматривающего коррупцию как механизм снятия напряжения между нарождающимися и устаревшими нормами.

Современные исследователи, сторонники институционального подхода, часто склоняются к частичному оправданию коррупции если не с моральной, то с функциональной точки зрения, - как возможности перераспределить ресурсы старой элиты в пользу новой, избегая прямого столкновения между ними. Коррупция рассматривается ими как рациональная альтернатива вооруженной борьбы за власть. Благодаря такому подходу коррупция предстала не как вариант отклоняющегося поведения, а как расхождение ранее сформированных норм и вызванных новыми условиями моделей поведения.

Принимая во внимание соображения представителей институционального направления, мы, тем не менее, придерживаемся точки зрения о крайне негативном влиянии коррупции на развитие общества и рассматриваем коррупцию как реальную угрозу безопасности экономических систем.

Грачева Наталья Леонидовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецкий филиал
Адвокатская контора г. Липецк


Аннотация
Данная статья анализирует феномен коррупции как угрозу экономической безопасности государства. Автор акцентируют внимание к этой проблеме посредством анализа данного феномена. Отмечается, что коррупция сегодня сравнима с хамелеоном, который меняет окраску, а коррупция форму подстраиваясь под реалии сегодняшнего дня. Коррупция становится механизмом, который угрожает национальной безопасности.

Gracheva Natalia Leonidovna
Lipetsk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Law office Lipetsk


Abstract
This article analyzes the phenomenon of corruption as a threat to the economic security of the state. The author focuses on this problem by analyzing this phenomenon. It is noted that corruption today is comparable to a chameleon that changes color, and corruption in the form of adapting to the realities of today. Corruption becomes a mechanism that threatens national security.

Коррупция как явление существует с момента формирования общества и государства.

Исследование прошлого любого явления или события в его исторической ретроспективе, дает возможность получить представления, а в дальнейшем и прочные знания, которые способствуют более глубокому пониманию этого феномена на современном этапе развития общества и государства. Прочные знания помогут прогнозировать данный процесс сегодня и в будущем с меньшими потерями для безопасности страны. [6]

Коррупция как феномен не исключение, на современном этапе развития государства приобрела глобальные масштабы, которые угрожают не только экономике страны, но и экономической безопасности государства.

Мировое сообщество сегодня всерьёз озадачилось проблемами глобализации. Те события, которые происходят в мире, например, события в Сирии, казалось бы не затрагивают, отдельные страны. Но это только на первый обывательский взгляд. Каждый век демонстрирует ускорение времени, где отдельные события в прошлых веках не затрагивали страны расположенные на других континентах, то сегодня в век глобальной мировой экономики мировой экономический кризис затронул все без исключения страны. Степень проявления данного кризиса конечно не одинаковая.

В процессе этого усиливается взаимопроникновение и взаимовлияние различных сфер в международных отношениях. К. Ясперс в середине прошлого века высказывал идею о «глобальном единении», «едином человечестве», «единой судьбе народов», «создании целостного планетарного мира людей». [7]

Теоретически категория представлена и конкретными терминами, и описанием целостного феномена исходя из ситуации в мире. Н. Макиавелли в коррупции усматривал применение публичных возможностей в частных интересах. Также он сравнивал её с болезнью, которая не проявляет себя в начале, но стоит её запустить – и она берет верх над здоровьем, а лечение неэффективно. [10]

По оценкам экспертов самой большой мировой проблемой сегодня является «коррупция». По мнению М. Ходорковского коррупция остановит развитие человечества. [12]

С появлением мировой сети «Интернет», сегодня просто не возможно исключить взаимодействия государств, стран, культур, а также человека как носителя субъективной информации. Однако общество подчиняется законам.

При всей сложности структуры общества и разнообразия его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации. [2]

По данным всемирной организации ООН в 2016 году уровень коррупции в России снизился по сравнению с прошлым годом с 136-го места понизился до 119-го. [19]

Однако, статистика и международные рейтинги показывают, что степень коррупции в стране очень высокий – это в свою очередь негативно отражается на инвестиционной политике государства в целом.

Правительство РФ пытается найти выход из экономического кризиса, который охватил все страны, после падения мировых цен на нефть, а главное затронул те страны, в которых бюджет напрямую зависит от продажи углеводородов. Экономическая модель в России пытается кардинально меняет вектор с энергосырьевой на иновационную, однако это происходит не так быстро. Например, в 2011 году 47% в бюджете РФ составляли деньги от продажи нефти и 53% из других источников, в 2016 34% и 66% соответственно. [17]

Для развития эффективной модели экономики, которая не будет зависеть от цены на нефть и газ, необходимо развивать другие сектора экономики, главное в этом направлении инновационные разработки. Привлечение инвестиций иностранных партнеров, является хорошей перспективой дальнесрочного развития бизнеса. Для того, чтобы система оптимальным образом работала, человеку, выполняющему функцию регулятора в этой системе, необходимо решать профессиональные задачи. [3]

Опыт такого взаимодействия имеется – это свободно экономические зоны на территории страны. В 2005 году на уровне правительства РФ было принято решение о создании в России шести особых экономических зон разного типа (две зоны – промышленно-производственного типа и четыре – технико-внедренческого типа). В 2008 году заработала первая очередь ОЭЗ «Липецк». [20]

Однако анализ коррупции, который существует в государстве, по словам С.Б. Иванова руководителя Администрации Президента РФ «Коррупция – угроза национальной безопасности». [1]

Исследования показывают, хотя рейтинг коррупции в России со 136-го места в 2015 году понизился до 119-го в 2016, все же феномен коррупции остается – один из самых доходных и высокоорганизованных бизнесов с оборотом порядка 300 миллиардов долларов в год (только в системе государственных закупок ежегодно теряет 1 триллион рублей). [18]

Наиболее коррумпированной сферой обществом признаются местные органы власти (об этом говорят 36% респондентов) и ГИБДД (32%), судебную систему (21%). При этом, основные (по финансовой емкости) сектора коррупционного «рынка» – распределение бюджетных средств и управление различными формами государственной собственности.

Однако, политическая ситуация и экономические санкции в отношении России не дают положительных результатов в борьбе с проявлениями коррупции. Инвесторы, анализируя индекс восприятия коррупции, с недоверием вкладывают инвестиции в производство и другие сферы хозяйства.[14] Сегодня взятки берут даже те структуры, которые были созданы для борьбы с коррупцией. Например, обвинение предъявлено врио начальника «Т» антикоррупционного главка МВД полковнику Д. Захарченко, которого обвиняют по трем статьям УК РФ ст.ст.ст. 285, 290 и 294, одна из которых за получение взятки. [11]

Коррупция, являясь главным тормозом экономики, создает условия для безопасности государства. Мировое сообщество усиливает борьбу с этим злом, которое называется «коррупцией».[21]

Международное сообщество, обнародовав данные проблемы, начиная с середины прошлого века, приступило к активным мерам по поиску путей решения назревших проблем. [8]

На международном уровне Организация Объединенных наций на 58 сессии Генеральной Ассамблеи приняла Резолюцию 31 октября 2003 года «Конвенция ООН против коррупции». Это подтверждает, что коррупция не только дело отдельных стран, а всего мирового сообщества. Для России борьба с коррупцией также достаточно актуально, которая началась при Иване III и продолжается до сегодняшнего дня. [15] Карамзин Н. отвечая на вопрос: «Ну как там, в России?», говорил «Воруют». [14]

Постоянные встречи на уровне глав правительств свидетельствует о нарастающем внимании проблеме, которая сегодня прогрессирует по всем направлениям. Председатель правительства России озабочен, что «коррупция в нашей стране не просто приобрела масштабный характер. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества. Речь идет не просто о банальных взятках. Речь о тяжелой болезни, которая съедает экономику и разлагает все общество», при этом решение проблемы связано с «защитой права собственности в стране, с укреплением правовой, судебной системы, расширением свободы предпринимательства» и предполагает активное участие бизнеса. [64]

Однако, учитывая серьёзные проблемы, коррупция в современном обществе стала повседневной, как бы обыденной, приобрела «законные» формы, где тот, кто дает взятку сам же пытается оправдать её небольшой зарплатой врача, педагога. Формы выражения граждан по отношению к коррупции не одинаковы от отрицания до противостояния, например, низкая явка на выборах, где большинство не проголосовавших не верят в победу закона. [4]

Борьба с коррупцией в современной России приобретает особую остроту. Эффективность антикоррупционной деятельности напрямую зависит от активного участия в ней не только государственных, но и общественных структур. Именно институты гражданского общества могут выступить той движущей силой, которая способна обеспечить адекватное восприятие и реализацию законных общественных интересов при принятии решений органами власти всех уровней. Однако на практике во взаимодействии государственных и общественных институтов, в том числе по вопросам борьбы с коррупцией, наблюдается разобщенность. [5]

Коррупция сегодня это инструмент, который при неумелом его использовании, может поставить под вопрос экономику целого региона, не зря ему приписывают роль второй экономики. Российские ученые-правоведы и юристы-практики выражают большую озабоченность, в том, что сложившаяся практика сводит на нет все усилия, которые прикладывает государство для борьбы с коррупцией. Преступники, уходя от ответственности, видят неспособность государства защитить права потерпевших, пострадавших от преступлений. [9]

Таким образом, для борьбы с коррупцией как прямой угрозе экономической деятельности необходимо:

- разработать механизм для формирования негативного поведения по отношению к коррупции в обществе;

- в УК РФ добавить конфискацию всего имущества коррупционера, как наиболее эффективный способ противодействия коррупции;

- выработать меры к организациям, причастных к коррупционной деятельности;

- привлекать общество к совместной борьбе с проявлениями коррупции;

- необходимо пересмотреть статью о взятке, оставить причастным к взятке исключительно только, тех, кто получает взятку. Только тогда, любой гражданин, не боясь взаимной ответственности, будет указывать о фактах проявления коррупции.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Грачева Наталья Леонидовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецкий филиал
Адвокатская контора г. Липецк


Аннотация
Данная статья анализирует феномен коррупции как угрозу экономической безопасности государства. Автор акцентируют внимание к этой проблеме посредством анализа данного феномена. Отмечается, что коррупция сегодня сравнима с хамелеоном, который меняет окраску, а коррупция форму подстраиваясь под реалии сегодняшнего дня. Коррупция становится механизмом, который угрожает национальной безопасности.

Gracheva Natalia Leonidovna
Lipetsk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Law office Lipetsk


Abstract
This article analyzes the phenomenon of corruption as a threat to the economic security of the state. The author focuses on this problem by analyzing this phenomenon. It is noted that corruption today is comparable to a chameleon that changes color, and corruption in the form of adapting to the realities of today. Corruption becomes a mechanism that threatens national security.

Коррупция как явление существует с момента формирования общества и государства.

Исследование прошлого любого явления или события в его исторической ретроспективе, дает возможность получить представления, а в дальнейшем и прочные знания, которые способствуют более глубокому пониманию этого феномена на современном этапе развития общества и государства. Прочные знания помогут прогнозировать данный процесс сегодня и в будущем с меньшими потерями для безопасности страны. [6]

Коррупция как феномен не исключение, на современном этапе развития государства приобрела глобальные масштабы, которые угрожают не только экономике страны, но и экономической безопасности государства.

Мировое сообщество сегодня всерьёз озадачилось проблемами глобализации. Те события, которые происходят в мире, например, события в Сирии, казалось бы не затрагивают, отдельные страны. Но это только на первый обывательский взгляд. Каждый век демонстрирует ускорение времени, где отдельные события в прошлых веках не затрагивали страны расположенные на других континентах, то сегодня в век глобальной мировой экономики мировой экономический кризис затронул все без исключения страны. Степень проявления данного кризиса конечно не одинаковая.

В процессе этого усиливается взаимопроникновение и взаимовлияние различных сфер в международных отношениях. К. Ясперс в середине прошлого века высказывал идею о «глобальном единении», «едином человечестве», «единой судьбе народов», «создании целостного планетарного мира людей». [7]

Теоретически категория представлена и конкретными терминами, и описанием целостного феномена исходя из ситуации в мире. Н. Макиавелли в коррупции усматривал применение публичных возможностей в частных интересах. Также он сравнивал её с болезнью, которая не проявляет себя в начале, но стоит её запустить – и она берет верх над здоровьем, а лечение неэффективно. [10]

По оценкам экспертов самой большой мировой проблемой сегодня является «коррупция». По мнению М. Ходорковского коррупция остановит развитие человечества. [12]

С появлением мировой сети «Интернет», сегодня просто не возможно исключить взаимодействия государств, стран, культур, а также человека как носителя субъективной информации. Однако общество подчиняется законам.

При всей сложности структуры общества и разнообразия его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации. [2]

По данным всемирной организации ООН в 2016 году уровень коррупции в России снизился по сравнению с прошлым годом с 136-го места понизился до 119-го. [19]

Однако, статистика и международные рейтинги показывают, что степень коррупции в стране очень высокий – это в свою очередь негативно отражается на инвестиционной политике государства в целом.

Правительство РФ пытается найти выход из экономического кризиса, который охватил все страны, после падения мировых цен на нефть, а главное затронул те страны, в которых бюджет напрямую зависит от продажи углеводородов. Экономическая модель в России пытается кардинально меняет вектор с энергосырьевой на иновационную, однако это происходит не так быстро. Например, в 2011 году 47% в бюджете РФ составляли деньги от продажи нефти и 53% из других источников, в 2016 34% и 66% соответственно. [17]

Для развития эффективной модели экономики, которая не будет зависеть от цены на нефть и газ, необходимо развивать другие сектора экономики, главное в этом направлении инновационные разработки. Привлечение инвестиций иностранных партнеров, является хорошей перспективой дальнесрочного развития бизнеса. Для того, чтобы система оптимальным образом работала, человеку, выполняющему функцию регулятора в этой системе, необходимо решать профессиональные задачи. [3]

Опыт такого взаимодействия имеется – это свободно экономические зоны на территории страны. В 2005 году на уровне правительства РФ было принято решение о создании в России шести особых экономических зон разного типа (две зоны – промышленно-производственного типа и четыре – технико-внедренческого типа). В 2008 году заработала первая очередь ОЭЗ «Липецк». [20]

Однако анализ коррупции, который существует в государстве, по словам С.Б. Иванова руководителя Администрации Президента РФ «Коррупция – угроза национальной безопасности». [1]

Исследования показывают, хотя рейтинг коррупции в России со 136-го места в 2015 году понизился до 119-го в 2016, все же феномен коррупции остается – один из самых доходных и высокоорганизованных бизнесов с оборотом порядка 300 миллиардов долларов в год (только в системе государственных закупок ежегодно теряет 1 триллион рублей). [18]

Наиболее коррумпированной сферой обществом признаются местные органы власти (об этом говорят 36% респондентов) и ГИБДД (32%), судебную систему (21%). При этом, основные (по финансовой емкости) сектора коррупционного «рынка» – распределение бюджетных средств и управление различными формами государственной собственности.

Однако, политическая ситуация и экономические санкции в отношении России не дают положительных результатов в борьбе с проявлениями коррупции. Инвесторы, анализируя индекс восприятия коррупции, с недоверием вкладывают инвестиции в производство и другие сферы хозяйства.[14] Сегодня взятки берут даже те структуры, которые были созданы для борьбы с коррупцией. Например, обвинение предъявлено врио начальника «Т» антикоррупционного главка МВД полковнику Д. Захарченко, которого обвиняют по трем статьям УК РФ ст.ст.ст. 285, 290 и 294, одна из которых за получение взятки. [11]

Коррупция, являясь главным тормозом экономики, создает условия для безопасности государства. Мировое сообщество усиливает борьбу с этим злом, которое называется «коррупцией».[21]

Международное сообщество, обнародовав данные проблемы, начиная с середины прошлого века, приступило к активным мерам по поиску путей решения назревших проблем. [8]

На международном уровне Организация Объединенных наций на 58 сессии Генеральной Ассамблеи приняла Резолюцию 31 октября 2003 года «Конвенция ООН против коррупции». Это подтверждает, что коррупция не только дело отдельных стран, а всего мирового сообщества. Для России борьба с коррупцией также достаточно актуально, которая началась при Иване III и продолжается до сегодняшнего дня. [15] Карамзин Н. отвечая на вопрос: «Ну как там, в России?», говорил «Воруют». [14]

Постоянные встречи на уровне глав правительств свидетельствует о нарастающем внимании проблеме, которая сегодня прогрессирует по всем направлениям. Председатель правительства России озабочен, что «коррупция в нашей стране не просто приобрела масштабный характер. Она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества. Речь идет не просто о банальных взятках. Речь о тяжелой болезни, которая съедает экономику и разлагает все общество», при этом решение проблемы связано с «защитой права собственности в стране, с укреплением правовой, судебной системы, расширением свободы предпринимательства» и предполагает активное участие бизнеса. [64]

Однако, учитывая серьёзные проблемы, коррупция в современном обществе стала повседневной, как бы обыденной, приобрела «законные» формы, где тот, кто дает взятку сам же пытается оправдать её небольшой зарплатой врача, педагога. Формы выражения граждан по отношению к коррупции не одинаковы от отрицания до противостояния, например, низкая явка на выборах, где большинство не проголосовавших не верят в победу закона. [4]

Борьба с коррупцией в современной России приобретает особую остроту. Эффективность антикоррупционной деятельности напрямую зависит от активного участия в ней не только государственных, но и общественных структур. Именно институты гражданского общества могут выступить той движущей силой, которая способна обеспечить адекватное восприятие и реализацию законных общественных интересов при принятии решений органами власти всех уровней. Однако на практике во взаимодействии государственных и общественных институтов, в том числе по вопросам борьбы с коррупцией, наблюдается разобщенность. [5]

Коррупция сегодня это инструмент, который при неумелом его использовании, может поставить под вопрос экономику целого региона, не зря ему приписывают роль второй экономики. Российские ученые-правоведы и юристы-практики выражают большую озабоченность, в том, что сложившаяся практика сводит на нет все усилия, которые прикладывает государство для борьбы с коррупцией. Преступники, уходя от ответственности, видят неспособность государства защитить права потерпевших, пострадавших от преступлений. [9]

Таким образом, для борьбы с коррупцией как прямой угрозе экономической деятельности необходимо:

- разработать механизм для формирования негативного поведения по отношению к коррупции в обществе;

- в УК РФ добавить конфискацию всего имущества коррупционера, как наиболее эффективный способ противодействия коррупции;

- выработать меры к организациям, причастных к коррупционной деятельности;

- привлекать общество к совместной борьбе с проявлениями коррупции;

- необходимо пересмотреть статью о взятке, оставить причастным к взятке исключительно только, тех, кто получает взятку. Только тогда, любой гражданин, не боясь взаимной ответственности, будет указывать о фактах проявления коррупции.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: