Конвенция о правах и обязанностях государств в случае гражданских волнений

Обновлено: 04.05.2024

от 18 октября 1907 года

Конвенция вступила в силу 26 января 1910 года. В ней участвуют 28 государств, в том числе Россия с 27 ноября 1909 года.

В целях согласования различных мнений, которые все еще сохраняются по поводу отношений между нейтральными Державами и воюющими Державами в случае морской войны, и в целях предупреждения трудностей, к возникновению которых может привести такое различие мнений;

принимая во внимание, что даже если представляется невозможным в настоящее время договориться о мерах, применимых при всех обстоятельствах, которые могут иметь место в действительности, тем не менее несомненную пользу будет иметь выработка правил общего применения для случая, когда война, к несчастию, уже началась;

принимая во внимание, что в случаях, на которые не распространяется настоящая Конвенция, целесообразно принимать во внимание общие принципы международного права;

принимая во внимание желательность того, чтобы Державы издавали подробные законоположения, определяющие их действия в случае, когда они занимают нейтральную позицию;

принимая во внимание, что общепризнанной обязанностью нейтральных Держав является беспристрастное применение этих правил к нескольким воюющим;

принимая во внимание, что согласно этим идеям такие правила не должны изменяться нейтральной Державой в течение войны, кроме тех случаев, когда опыт указывает на необходимость такого изменения для защиты прав этой Державы;

согласились соблюдать следующие общие правила, которые, однако, не могут изменить положений, установленных существующими общими договорами, и назначили своими уполномоченными;

каковые по предоставлении своих полномочий, признанных составленными в законной и надлежащей форме, согласились о следующих постановлениях.

Статья 1

Воюющие обязаны уважать верховные права нейтральных Держав и воздерживаться на нейтральной территории или в нейтральных водах от всяких действий, которые составили бы со стороны Держав, которые их допускают, несоблюдение их нейтралитета.

Статья 2

Всякие враждебные действия, включая захват и осуществление права осмотра, совершенные военными судами воюющих в территориальных водах нейтральной Державы, составляют нарушение нейтралитета и строго воспрещаются.

Статья 3

Когда судно было захвачено в территориальных водах нейтральной Державы, эта Держава должна, если приз находится еще в пределах ее юрисдикции, употребить средства, находящиеся в ее распоряжении, чтобы приз был отпущен вместе с офицерами и его экипажем и чтобы экипаж, посаженный на судно взятелем, был подвергнут водворению.

Если приз находится вне пределов юрисдикции нейтральной Державы, Правительство взятеля обязано по просьбе последней отпустить приз вместе с его офицерами и экипажем.

Статья 4

Никакой призовой суд не может быть образован воюющим на нейтральной территории или на судне в нейтральных водах.

Статья 5

Статья 6

Передача по какому бы то ни было основанию, прямо или косвенно, нейтральною Державою Державе воюющей военных судов, боевых припасов или всякого материала воспрещается.

Статья 7

Нейтральная Держава не обязана препятствовать вывозу или транзиту за счет того или другого из воюющих оружия, боевых припасов и вообще всего, что может быть полезно армии и флоту.

Статья 8

Нейтральное Правительство обязано прибегать к тем средствам которые находятся в его распоряжении, чтобы препятствовать в пределах своей юрисдикции снаряжению и вооружению всякого судна, которое оно имеет разумные основания считать предназначенным для крейсерства или для содействия военным операциям против Державы, с которою оно находится в мире.

Оно равным образом обязано таким же порядком следить за тем, чтобы препятствовать выходу из пределов его юрисдикции всякого судна, которое предназначено для крейсерства или для содействия военным операциям и которое было в целом или в части приспособлено в указанных пределах для военных надобностей.

Статья 9

Нейтральная Держава должна применять одинаково к обоим воюющим условия, ограничения или воспрещения, установленные ею относительно допущения в ее порты, рейды или территориальные воды военных судов воюющих или их призов.

Однако нейтральная Держава может воспретить заход в свои порты и свои рейды воюющему судну, которое пренебрегло бы исполнением приказаний и распоряжений, изданных ею, или которое нарушило бы нейтралитет.

Статья 10

Нейтралитет Державы не считается затронутым простым проходом через ее территориальные воды военных судов и призов воюющих.

Статья 11

Нейтральная Держава может предоставить военным судам воюющих пользоваться ее коронными лоцманами.

Статья 12

При отсутствии иных особых постановлений в законодательстве нейтральной Державы воспрещается военным судам воюющих оставаться в портах и на рейдах или в территориальных водах этой Державы долее 24 часов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конвенцией.

Статья 13

Если Держава, получившая известие об открытии военных действий, узнает, что военное судно воюющего находится в одном из ее портов и рейдов или в ее территориальных водах, она обязана оповестить это судно, что оно должно уйти в течение 24 часов или в течение срока, предписанного местным законом.

Статья 14

Военное судно воюющего может продолжить свое пребывание в нейтральном порте долее законного срока лишь по причине аварий или ввиду состояния моря.

Оно должно уйти, как только причина замедления исчезнет.

Правила ограничения срока пребывания в нейтральных портах, рейдах и водах не применяются к судам, исключительно предназначенным для целей религиозных, научных или филантропических.

Статья 15

При отсутствии иных особых Правил в законодательстве нейтральной Державы наибольшее число военных судов воюющего, могущих находиться одновременно в одном из ее портов или рейдов, будет равняться трем.

Статья 16

Когда военные суда обеих воюющих сторон находятся одновременно в нейтральном порте или рейде, должно пройти по крайней мере 24 часа между выходом судна одного воюющего и выходом судна другого.

Очередь выхода определяется очередью прихода, за исключением случая, когда судно, пришедшее первым, находится в положении, при котором допускается продление законного срока пребывания.

Военное судно воюющего не может покинуть нейтральный порт или рейд ранее истечения 24 часов после выхода торгового судна, носящего флаг его противника.

Статья 17

В нейтральных портах и рейдах военные суда воюющих могут исправлять свои аварии лишь в той мере, в какой это необходимо для безопасности их плавания, и не могут увеличивать каким бы то ни было образом свою военную силу.

Нейтральная власть удостоверяется в свойствах необходимых исправлений, которые должны быть выполнены в возможной скорости.

Статья 18

Военные суда воюющих не могут пользоваться нейтральными портами, рейдами и территориальными водами для возобновления или увеличения своих военных запасов или своего вооружения, а равно для пополнения своих экипажей.

Статья 19

Военные суда воюющих могут снабжаться в нейтральных портах и рейдах только для пополнения своего нормального запаса мирного времени.

Эти суда могут равным образом брать топливо только для достижения ближайшего порта их собственной страны.

Они могут, однако, брать топливо, необходимое для заполнения своих угольных ям в собственном смысле, когда они находятся в нейтральных странах, которые приняли этот способ определения подлежащего доставлению угля.

Если, согласно закону нейтральной Державы, суда получают уголь лишь через 24 часа после своего прихода, законный срок их пребывания продолжается на 24 часа.

Статья 20

Военные суда воюющих, которые взяли топливо в порту нейтральной Державы, могут возобновлять свои запасы в порте той же Державы лишь по истечении трех месяцев.

Статья 21

Приз может быть приведен в нейтральный порт лишь по причине неспособности к плаванию, дурного состояния моря, недостатка топлива или припасов.

Он должен уйти, как только причина, которая оправдывала вход, перестала существовать.

Если он этого не сделает, то нейтральная Держава обязана дать ему приказание немедленно удалиться; в случае если бы он тому не подчинился, нейтральная Держава должна прибегнуть к находящимся в ее распоряжении средствам для того, чтобы освободить приз с его офицерами и экипажем и подвергнуть водворению экипаж, посаженный на судно взятелем.

Статья 22

Нейтральная Держава обязана равным образом освободить приз, который был бы приведен вне условий, предусмотренных статьей 21.

Статья 23

Нейтральная Держава может дозволить доступ в свои порты и рейды призам как под конвоем, так и без него, когда они приведены туда для того, чтобы оставаться под секвестром в ожидании решения призового суда.

Она может распорядиться отводом приза в другой из своих портов.

Если приз конвоируется военным судном, офицеры и нижние чины, посаженные на приз взятелем, имеют право перейти на конвоирующее судно.

Если приз идет один, то личный состав, посаженный на него взятелем, остается на свободе.

Статья 24

Если, несмотря на оповещение со стороны нейтральной Державы, военное судно воюющего не уходит от порта, в котором оно не имеет права оставаться, нейтральная Держава имеет право принять меры, кои она будет считать необходимыми, для того чтобы сделать судно неспособным выйти в море в продолжение войны, и командир судна должен облегчить осуществление этих мер.

Когда воюющее судно задерживается нейтральной Державою, то равным образом задерживаются офицеры и экипаж.

Офицеры и экипаж, задержанные таким образом, могут быть оставлены на судне или помещены на ином судне или на берегу, и они могут подвергаться действию ограничительных мер, которые окажется необходимым к ним применять.

Однако на судне должны быть всегда оставлены люди, необходимые для его содержания.

Офицеры могут быть оставлены на свободе под условием принятия под честное слово обязательства не покидать без разрешения нейтральной территории.

Статья 25

Нейтральная Держава обязана по мере средств, коими она располагает, озабочиваться предупреждением нарушений в ее портах или рейдах и в ее водах предшествующих постановлений.

Статья 26

Осуществление нейтральною Державою прав, определенных настоящей Конвенцией, никогда не может быть сочтенным за действие недружелюбное тем или другим из воюющих, принявшим относящиеся к сему статьи.

Статья 27

Дабы точнее установить права и обязанности нейтральных держав в случае сухопутной войны и определить положение воюющих, нашедших убежище на нейтральной территории, желая равным образом дать определение, что такое нейтральный, в ожидании, когда окажется возможным установить в полном объеме положение нейтральных частных лиц в их отношениях к воюющим решили заключить для сего конвенцию и посему назначили своими уполномоченными:
(перечень уполномоченных)

каковые, по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме,
согласились о нижеследующем:

Глава I. О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ НЕЙТРАЛЬНЫХ ДЕРЖАВ

Территория нейтральных держав, неприкосновенна.

Воюющим воспрещается проводить через территорию нейтральной державы войска или обозы с военными или съестными припасами.

Равным образом воюющим воспрещается:

б) пользоваться всяким сооружением такого рода, установленным ими перед войною на территории нейтральной державы в целях исключительно военных и не открытым для надобностей общего пользования.

На территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть формируемы военные отряды и открываемы учреждения для вербовки.

Нейтральная держава не должна допускать на своей территории ни одного из действий, предусмотренных в статьях 2 — 4.

Она обязана карать действия, противные нейтралитету, только в том случае, если эти действия совершены на ее собственной территории.

Ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих.

Нейтральная держава не обязана препятствовать вывозу или транзиту, за счет того или другого из воюющих, оружия, военных припасов и вообще всего, что может быть полезно армии или флоту.

Нейтральная держава не обязана воспрещать или ограничивать пользование, в интересах воюющих, телеграфными или телефонными кабелями, а равно аппаратами беспроволочного телеграфа, составляющими либо его собственность, либо собственность компаний или частных лиц.

Все ограничительные или запретительные меры, принятые нейтральной державой относительно предметов, указанных в статьях 7 и 8, должны быть ею применяемы к воюющим одинаково.

Нейтральная держава будет следить за тем, чтобы та же обязанность выполнялась компаниями или частными лицами, собственниками телеграфных или телефонных кабелей или аппаратов беспроволочного телеграфа.

Не может рассматриваться как враждебное действие отражение нейтральной державой, даже силою, покушений на ее нейтралитет.

Глава II. О ВОЮЮЩИХ, ВОДВОРЕННЫХ В НЕЙТРАЛЬНОМ
ГОСУДАРСТВЕ, И О РАНЕНЫХ, НАХОДЯЩИХСЯ У НЕГО НА ИЗЛЕЧЕНИИ

Нейтральное государство, принявшее на свою территорию войска, принадлежащие к воюющим армиям, обязано водворить их, по возможности, далеко от театра войны.

Оно может содержать их в лагерях и даже подвергнуть заключению в крепостях или приспособленных для этой цели местах.

От него зависит решить, могут ли офицеры быть оставлены на свободе, под честным словом не покидать нейтральную территорию без дозволения.

Если не имеется особого соглашения, то нейтральное государство принимает на себя довольствие водворенных пищею и одеждою, а также оказывает им помощь, требуемую человеколюбием.

Расходы по содержанию водворенных возмещаются при заключении мира.

Нейтральная держава, принимающая бежавших военнопленных, оставляет их на свободе. Если она допускает их пребывание на своей территории, то она может им назначить местопребывание.

То же постановление может применяться к военнопленным, приведенным войсками, ищущими убежища на территории нейтральной державы.

Нейтральная держава может разрешить перевозку по своей территории раненых и больных, принадлежащих к воюющим армиям, под условием, что везущие их поезда не перевозили бы ни войск, ни военных припасов. В этом случае нейтральное государство обязано принять необходимые меры предосторожности и надзора.

Доставленные при этих условиях на нейтральную территорию одним из воюющих раненые и больные, принадлежащие его противнику, должны быть содержимы нейтральной державой так, чтобы они не могли снова принять участие в военных действиях. Такие не обязанности лежат на ней и по отношению к раненым и больным другой армии, вверенным ее попечению.

К водворенным на нейтральной территории больным и раненым применяется Женевская конвенция.

Глава III. О НЕЙТРАЛЬНЫХ ЛИЦАХ

Почитаются нейтральными подданные государства, не принимающего участия в войне.

Нейтральный не может ссылаться на свой нейтралитет:

а) если он совершает действия враждебные по отношению к воюющему;

б) если он совершает действия в пользу воюющего, а именно если он добровольно поступает на службу в ряды военных сил одной из Сторон.

В таком случае нейтральный не должен подвергаться более суровому обращению со стороны воюющего, во вред которому он отказался от нейтралитета, чем то, которому подвергся бы за подобное же деяние подданный другого воюющего государства.

Не будут рассматриваться как действия, совершенные в пользу одного из воюющих, в смысле статьи 17, литера «б»:

а) поставки или займы, совершенные для одного из воюющих, если только поставщик или заимодавец не проживает ни на территории, занятой ею, и поставленные предметы не происходят из этих территорий;

б) услуги, оказанные в области полиции или гражданского управления.

Глава IV. О ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Подвижной состав железных дорог, происходящий из территории нейтральных держав, принадлежит ли он этим державам или частным обществам или лицам, и могущий быть как таковой опознанным, не может подлежать реквизиции и употреблению со стороны воюющего иначе, как в том случае и в той мере, когда и как того требует крайняя необходимость.

Он будет отсылаем в возможной скорости в страну происхождения.

Нейтральная держава может равным образом, в случае необходимости, задержать и употреблять в соответственном количестве подвижной состав, происходящий из территории воюющей державы.

Вознаграждение уплачивается с обеих сторон, в соответствии с употребленным подвижным составом и сроком пользования.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Постановления настоящей Конвенции применяются только между Договаривающимися государствами и в том лишь случае, если все воюющие участвуют в Конвенции.

Настоящая Конвенция будет ратифицирована в скорейшем по возможности времени.

Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу.

О первой сдаче на хранение ратификации составляется протокол, подписываемый представителями держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским министром иностранных дел.

Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.

Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций, с оповещений, означенных в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификации, немедленно передается, при посредстве Нидерландского Правительства и дипломатическим путем, державам, приглашенным на Вторую конференцию мира, а равно другим державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.

Державам, настоящую Конвенцию не подписавшим, предоставляется присоединиться к ней.

Держава, которая желает присоединиться, письменно извещает о своем намерении Нидерландское Правительство, передавая ему акт присоединения, который будет храниться в архиве сказанного Правительства.

Это Правительство немедленно передает всем другим державам, приглашенным на Вторую конференцию мира, засвидетельствованную копию оповещения, а равно акта присоединения, указывая день, когда оно получило оповещение.

Настоящая Конвенция вступит в силу в отношении держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификаций, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении держав, которые ратифицируют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством.

В случае, если бы одна из Договаривающихся держав пожелала отказаться от настоящей Конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило.

Этот отказ будет действительным лишь в отношении державы, сделавшей о нем оповещение и лишь год спустя после того, как оповещение было получено Нидерландским Правительством.

Список, составляемый в Нидерландском Министерстве иностранных дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статьи 21 части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 22, часть 2) и об отказе (статья 24, часть 1).

Каждая Договаривающаяся держава может знакомиться с этим списком и просит о выдаче засвидетельствованных копий.

В удостоверение сего, уполномоченные подписали настоящую Конвенцию.

Учинено в Гааге, восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года, в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем державам, приглашенным на Вторую конференцию мира.

Совет, Сенат и согласие на ратификацию, с оговоркой, 15 июня 1934 года; Ратифицировано Президентом Соединенных Штатов, с оговоркой, 29 июня 1934 года; Ратификация Соединенными Штатами на хранение Панамериканского союза 13 июля 1934 года; Вступило в силу 26 декабря 1934 года; Провозглашенный президентом Соединенных Штатов 18 января 1935 года; Статья 8 подтверждена протоколом от 23 декабря 1936 года.
49 Stat. 3097;
серия Договор 881
Конвенция о правах и обязанностях государств
Правительства, представленные в седьмой международной конференции американских государств:
Желая заключить конвенцию о правах и обязанностях государств, назначил следующих полномочных представителей:
1)Гондурас: МИГЕЛЬ ПАЗ BARAONA AUGUSTO C. Coello ЛУИС BOGRAN
2)Соединенные Штаты Америки: Хэлл ALEXANDER W. Уэдделла J. Рубена Кларка J. БАТЛЕР РАЙТ SPRUILLE Брейден Miss Софонисба П. БРЕКИНРИДЖ
3)Сальвадор: Эктор Давид КАШТРУ ARTURO РАМОН AVILA J. Сиприано Кастро
4)Доминиканская Республика: TULIO М. Cestero Гаити: ДЖАСТИНА BARAU ФРАНСИС САЛЬГАДО ANTOINE PIERRE-ПОЛ EDMOND MANGONES
5)Аргентина: Сааведра Ламас JUAN F. CAFFERATA РАМОН S. КАСТИЛЬО КАРЛОС Brebbia ИСИДОРО RUIZ МОРЕНО ЛУИС A. Подеста КОСТА Пребиш ДАНИИЛ ANTOKOLETZ
6)Венесуэла: CESAR Zumeta ЛУИС Чертон ХОСЕ РАФАЭЛЬ MONTTLLA
7)Уругвай: ALBERTO МАНЕ JUAN JOSE AMEZAGA ХОСЕ Г. Antuna Хуаном Карлосом Бланко Сеньора СОФИЯ А.В. DE DEMICHELI MARTIN R. ECHEGOYEN LUIS ALBERTO DE HERRERA ПЕДРО Manini РИОС MATEO MARQUES КАШТРУ RODOLFO MEZZERA Октавио MORAT6 ЛУИС Моркио Теофило PINEYRO ЦЕПЬ DARDO Регулес ХОСЕ Serrato ХОСЕ ПЕДРО ВАРЕЛА
8)Парагвай: JUSTO PASTOR BENITEZ GERONIMO RIART Орасио A. ФЕРНАНДЕС сеньорита МАРИЯ F. ГОНЗАЛЕ
9)Мексика: ЖОЗЕ МАНУЭЛЬ PUIG CASAURANCALFONSO РЕЙС BASILIO Вадильо GENARO V. VASQUEZ ROMEO ORTEGA МАНУЭЛЬ J. SIERRA ЭДУАРДО SUAREZ
10)Панама: JD Аросемена ЭДУАРДО E . Ольгин OSCAR Р. MULLER Магин PONSБоливия: CASTO ROJAS DAVID ALVESTEGUI ARTURO PINTO Escalier
11)Гватемала: ALFREDO СКИННЕР KLEE JOSE GONZALEZ CAMPO КАРЛОС САЛАЗАР МАНУЭЛЬ ARROYO
12)Бразилия: Афраниу Меллу ФРАНКО Лусильо DA CUNHA БУЕНО ФРАНЦИСКО ЛУИС DA SILVA CAMPOS GILBERTO AMADO Карлосом Шагасом СЭМЮЭЛЬ РИБЕЙРУ
13)Эквадор: AUGUSTO АГИРРЕ APARICIO HUMBERTO Альборнос Антонио Парра КАРЛОС PUIG Вилассар ARTURO Scarone
14)Никарагуа: ЛЕОНАРДО ARGUELLO МАНУЭЛЬ CORDERO РЕЙС КАРЛОС Cuadra PASOS Колумбия: ALFONSO ЛОПЕЗРаймундо РИВАС ХОСЕ CAMACEO Каррено
15)Чили: МИГЕЛЬ CRUCHAGA TOCORNAL Октавио SENORET SILVA GUSTAVO РИВЕРА JOSE RAMON ГУТЬЕРРЕС ФЕЛИКС НЬЕТО DEL РИО -ФРАНЦИСКО ФИГЕРОА САНЧЕС БЕНДЖАМИН КОЭН
16)Перу: ALFREDO ЕДИНСТВЕННЫМ Y MURO FELIPE Барреда ЛАОС ЛУИС Фернан Сиснероса
17)Куба: ANGEL АЛЬБЕРТО GIRAUDY Herminio PORTELL VILA ALFREDO NOGUEIRA
Кто, после того, как выставили свои полные полномочия, которые были найдены в хорошем и надлежащем порядке, договорились о нижеследующем:

СТАТЬЯ 1
Государство как субъект международного права должно обладать следующими знаниями и навыками:
а) постоянное население;
б) определенная территория;
в) правительство;
d) способность вступать в отношения с другими государствами.

Статья 2
Федеральное государство должно являться единственным лицом в глазах международного права.

Статья 3
Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами.
Еще до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость, чтобы обеспечить ее сохранение и процветание, и, следовательно, организовать себя, как он считает нужным, принимать законодательные меры по его интересам, администрировать свои услуги, а также определить юрисдикцию и компетенцию из ее судов.
Осуществление этих прав не имеет иных ограничений, чем осуществление прав других государств в соответствии с международным правом.

Статья 4
Государства юридически равны, пользуются теми же правами и имеют равные способности в их реализации. Права каждого из них не зависит от власти, которой он обладает, чтобы обеспечить его осуществление, но на простом факте его существования как личности в соответствии с международным правом.

Статья 5
Основные права государств не подвержены быть затронуты каким-либо образом.

Статья 6
Признание государства всего лишь означает, что государство, которое признает его принимает личность другого со всеми правами и обязанностями, определенных международным правом.
Признание является безусловным и безотзывным.

Статья 7
Признание государства может быть прямым или молчаливым.
Последние результаты от любого действия, которое подразумевает намерение признать новое государство.

Статья 8
Ни одно государство не имеет права вмешиваться во внутренние или внешние дела другого.

Статья 9
Юрисдикция государств в пределах национальной территории относится ко всем жителям.
Граждане и иностранцы находятся под такой же защитой закона и национальных властей и иностранцы не могут требовать права иному или более обширной, чем у граждан.

Статья 10
Основной интерес государств является сохранение мира. Различия любого характера, которые возникают между ними должны решаться признанными мирными методами.

Статья 11
Договаривающиеся государства определенно устанавливают, как правило, их поведения точное обязательство не признавать территориальные приобретения или особые преимущества, которые были получены с помощью силы этого, состоит ли в занятости оружия, в угрожающих дипломатических представительств, или в любой другой эффективной меры принуждения. Территория государства является неприкосновенной и не может быть объектом военной оккупации, ни других мер, введенных силы другого государства прямо или косвенно или по любым мотивам, независимо даже временно.

Настоящая Конвенция не затрагивает обязательств, ранее принятых Высоких Договаривающихся Сторон в силу международных соглашений.

Статья 13
Настоящая Конвенция подлежит ратификации Высоких Договаривающихся Сторон в соответствии с их соответствующими конституционными процедурами. Министр иностранных дел Республики Уругвай передает подлинные заверенные копии правительствам для вышеупомянутых целей ратификации. Документ о ратификации сдаются на хранение в архивы Панамериканского союза в Вашингтоне, который уведомляет подписавшие правительства указанного депозита. Такое уведомление должно рассматриваться как обмен ратификаций.

Статья 14
Настоящая Конвенция вступит в силу между высокими договаривающимися сторонами в том порядке, в котором они осаждаются свои соответствующие документы о ратификации.

Статья 15
Настоящая Конвенция остается в силе на неопределенный срок, но может быть денонсировано путем уведомления за один год, предоставленных Панамериканского союза, который передает его другим правительствам подписавших. По истечении этого срока Конвенция прекращает в его последствий в отношении партии, которая обличает, но остается в силе для остальных Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 16
Настоящая Конвенция открыта для присоединения и присоединения государств, которые не являются сторонами. Соответствующие документы сдаются на хранение в архивы Панамериканского Союза, который направляет их к другим Высоких Договаривающихся Сторон.

В удостоверение чего следующие уполномоченные подписали настоящую Конвенцию на испанском, английском, португальском и французском языках и проставляется без Него соответствующие печати в городе Монтевидео, Республики Уругвай, на этот 26-й день декабря 1933 года.

БРОНИРОВАНИЕ
Делегация Соединенных Штатов Америки, при подписании Конвенции о правах и обязанностях государств, делает это с явной оговорки, представленной на пленарной сессии Конференции 22 декабря 1933 года, который оговорка гласит:
Делегация Соединенных Штатов, в голосовании “да” на заключительном голосовании по рекомендации комитета и предложения, делает ту же оговорку к одиннадцати статей проекта или предложения о том, что Соединенные Штаты делегация сделала в первые десять статей в финале голосовать в полном комиссии, которая оговорка в словах следующим образом:
“Политика и отношение правительства Соединенных Штатов по отношению к каждой важной фазы международных отношений в этом полушарии вряд ли можно было сделать более ясным и определенным, чем они были сделаны как слово и действие, особенно с марта 4. Я [Госсекретарь Корделл Халл , председатель делегации США] не имеют нрав, поэтому заниматься в любом повторении или репетицию этих актов и высказываниях и не должны делать это. Каждый наблюдающий человек должен к этому времени полностью понять, что при администрации Рузвельта правительство Соединенных Штатов столько против как и любое другое правительство на вмешательство в свободу, суверенитет, или другие внутренние дела или процессы правительств других стран.
“В дополнение к многочисленным актам и высказываниями в связи с проведением этих доктрин и политики, президент Рузвельт, в течение последних недель, выдавал публичное заявление, выражающее его распоряжение начать переговоры с кубинским правительством в целях борьбы с договором которая существует с 1903 года, я чувствую себя в безопасности в предприятии, чтобы сказать, что при нашей поддержке общего принципа невмешательства, как было предложено, ни одно правительство не опасаться какого-либо вмешательства со стороны Соединенных Штатов при администрации Рузвельта. Я думаю, что, к сожалению, что в течение короткого периода этой конференции есть, по-видимому, не время, в течение которого подготовить интерпретации и определения этих основных терминов, которые охватили в докладе. Такие определения и интерпретации позволили бы каждое правительство действовать в едином порядке без каких-либо различий мнений или интерпретаций. Я надеюсь, что в кратчайшие сроки, такие очень важная работа будет сделана. В то же время в случае расхождения интерпретаций, а также пока они (предложенные доктрины и принципы) могут быть разработаны и кодифицированы для общего пользования каждого правительства, я хочу сказать, что правительство Соединенных Штатов во всех своих международных ассоциаций и отношения и поведение будет следовать скрупулезно доктрины и политики, которые она проводит, начиная с 4 марта, которые воплощены в различных адресах президента Рузвельта с того времени и в недавнем мирном адрес себя на 15-й день декабря до этой конференции и в право народов, как правило, признаны и приняты “.
Делегаты Бразилии и Перу записали следующий личное голосование в отношении статьи 11: “То, что они принимают учение в принципе, но что они не считают его кодификация, потому что есть некоторые страны, которые еще не подписали Анти войной Пакт Рио де-Жанейро 4 из которых эта доктрина является частью, и поэтому она еще не являются позитивного международного права, пригодный для кодификации “.

1.Гондурас: М. ПАЗ BARAONA AUGUSTO C. Coello Luls BOGRXN
2.Соединенные Штаты Америки: ALEXANDER W. Уэдделла J. БАТЛЕР WRIGUT
3.Сальвадор: Эктор Давид КАШТРУ ARTURO Р. AVILA
4.Доминиканская Республика: TULIO М. CesteroГаити: J. BARAU F. САЛЬГАДО EDMOND MANGONES А. PRRE. PAUL
5.Аргентина: Сааведра Ламас JUAN Ф. CAFFERATA РАМОН С. КАСТИЛЬО I. Rulz МОРЕНО LA COSTA Подеста D. ANTOKOLETZ
6.Венесуэла: ЛУИС CHURION JR Монтилла
7.Уругвай: A. МАНЕ ХОСЕ ПЕДРО ВАРЕЛА MATEO MARQUES КАШТРУ DARDO Регулес СОФИЯ АЛЬВАРЕС VIGNOLI DE DEMICIIELI Теофило PINEYRO ЦЕПЬ ЛУИС А. де Эррера MARTIN Р. EcnEcoYEN ХОСЕ Г. Antuna JC BLANCO ПЕДРО Manini РИОС RODOLFO MEZZERA OCTAVTO Морато ЛУИС MOROQUIO Хосе Серрато
8.Парагвай: JUSTO PASTOR BENITEZ МАРИЯ F . ГОНЗАЛЕ
9.Мексика: B. Вадильо MJ STERRA ЭДУАРДО SUAREZ
10.Панама: JD Аросемена Магин PONS ЭДУАРДО E. Ольгин
11.Гватемала: М. ARROYO Бразилия: Лусильо А. Д. CUNHA БУЕНО GILBERTO AMADO
12.Эквадор: A. АГИРРЕ APARICIO H. Альборнос Антонио Парра В. С. PUIG В. ARTURO Scarone
13.Никарагуа: ЛЕОНАРДО ARGUELLO М. CORDERO РЕЙС КАРЛОС Cuadra PASOS
14.Колумбия: ALFONSO ЛОПЕЗ Раймундо РИВАС
15.Чили: МИГЕЛЬ CRUCHAGA J. РАМОН ГУТЬЕРРЕС F. ФИГЕРОА F. НЬЕТО DEL RIO B. КОЭН
16.Перу: (с оговоркой , изложенной)ALFREDO SOLF Y MURO
17.Куба: ALBERTO GIRAUDY Herminio PORTELL VILA ING. NOGUEIRA

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГОСУДАРСТВ (г. Монтевидео, 26 декабря 1933 г. Вступила в силу 26 декабря 1936 г.)

✍🏻

Статья 1.
Государство, как субъект международного права, должно обладать следующими признаками:
(а) постоянное население;
(б) определенная территория;
(с) правительство; и
(г) способность к вступлению в отношения с другими государствами.

✍🏻

Статья 3.
Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов. Осуществление этих прав не имеет иных ограничений кроме осуществления прав других государств в соответствии с нормами международного права.

✍🏻

Статья 4.
Государства юридически равны, пользуются теми же правами и имеют равные возможности в их осуществлении. Права каждого государства не зависят от власти, которой оно обладает для обеспечения ее осуществления, а от простого факта его существования как субъекта, согласно международному праву.

✍🏻

Статья 5.
Основные права государств не подвергаются какому-либо влиянию.

✍🏻

Статья 6.
Признание государства всего лишь означает, что государство, которое его признает, принимает правосубъектность другого государства со всеми правами и обязанностями, установленными международным правом. Признание является безусловным и бесповоротным.

✍🏻

Статья 7.
Признание государства может быть прямым или автоматическим. Последнее становится следствием любого действия, которое подразумевает намерение признать новое государство.

✍🏻

Статья 8.
Ни одно государство не имеет право вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства.

✍🏻

Статья 9.
Юрисдикция государств в пределах национальной территории распространяется на всех жителей. Граждане и иностранные лица, находящиеся под такой же защитой закона и национальных органов власти и иностранных лиц, не могут претендовать на другие или более обширные права, чем те, которыми обладают граждане.

✍🏻

Статья 10.
Основной интерес государств состоит в сохранении мира. Различия любого характера, возникающие между ними должны решаться признанными мирными методами.

✍🏻

Статья 11.
Договаривающиеся государства обязуются не признавать территориальные приобретения или иные выгоды, полученные силовым путем, будь то применение оружия, угроза дипломатическим представительствам, или любые другие эффективные меры принуждения. Территория государства является неприкосновенной и не может быть объектом военной оккупации, или других мер применения силы, навязанных другим государством, прямо или косвенно или по любым мотивам, даже временным.

Паша Благонравин

Паша Благонравин

Паша Благонравин запись закреплена

Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств

Подписана в Монтевидео 26 декабря 1933г. и вступила в силу 26 декабря 1936г.

Правительства, представленные на Седьмой Международной Конференции Американских Государств, желая подписать Конвенцию о правах и обязанностях государств, установили следующие требования:

Государство, как субъект международного права, должнo обладать следующими признаками:

(а) постоянное население;
(б) определенная территория;
(с) правительство; и
(г) способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Федеративное государство является исключительным субъектом международного права.

Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов. Осуществление этих прав не имеет иных ограничений кроме осуществления прав других государств в соответствии с нормами международного права.

Государства юридически равны, пользуются теми же правами и имеют равные возможности в их осуществлении. Права каждого государства не зависят от власти, которой оно обладает для обеспечения ее осуществления, а от простого факта его существования как субъекта, согласно международному праву.

Основные права государств не подвергаются какому-либо влиянию.

Признание государства всего лишь означает, что государство, которое его признает, принимает правосубъектность другого государства со всеми правами и обязанностями, установленными международным правом. Признание является безусловным и бесповоротным.

Признание государства может быть прямым или автоматическим. Последнее становится следствием любого действия, которое подразумевает намерение признать новое государство.

Ни одно государство не имеет право вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства.

Юрисдикция государств в пределах национальной территории распространяется на всех жителей. Граждане и иностранные лица, находящиеся под такой же защитой закона и национальных органов власти и иностранных лиц, не могут претендовать на другие или более обширные права, чем те, которыми обладают граждане.

Основной интерес государств состоит в сохранении мира. Различия любого характера, возникающие между ними должны решаться признанными мирными методами.

Договаривающиеся государства обязуются не признавать территориальные приобретения или иные выгоды, полученные силовым путем, будь то применение оружия, угроза дипломатическим представительствам, или любые другие эффективные меры принуждения. Территория государства является неприкосновенной и не может быть объектом военной оккупации, или других мер применения силы, навязанных другим государством, прямо или косвенно или по любым мотивам, даже временным.

Настоящая Конвенция не затрагивает обязательств, ранее заключенных Высокими Договаривающимися Сторонами в соответствии с международными соглашениями.

Настоящая Конвенция будет ратифицирована Высокими Договаривающимися Сторонами в соответствии с их конституционными процедурами. Министр иностранных дел Республики Уругвай должен препроводить подлинные заверенные копии правительствам для вышеупомянутых ратификационных целей. Инструмент ратификации должен быть отдан на хранение в архивы Панамериканского Союза в Вашингтоне, который должен уведомить подписавшие правительства об условленном депозите. Такое уведомление должно рассматриваться в качестве обмена ратификационными грамотами.

Настоящая Конвенция вступит в силу между Высокими Договаривающимися Сторонами в порядке, в котором они хранят свои соответствующие ратификационные грамоты.

Настоящая Конвенция остается в силе бессрочно, но может быть денонсирована путем годичного уведомления Панамериканского Союза, который должен передать ее другим подписавшим его правительствам. После истечения этого срока, настоящая Конвенция теряет свою силу в отношении расторгающей стороны, но остаются в силе в отношении остальных Высоких Договаривающихся Сторон.

Делегация Соединенных Штатов Америки, подписывая Конвенцию о Правах и Обязанностях Государств, делает это, заявляя о поправках, представленных на Пленарной Сессии 22 декабря 1933г., которые выглядят следующим образом:

Делегация Соединенных Штатов Америки, голосуя «ЗА» на заключительном голосовании по рекомендациям и предложениям комитета, вносит такие же поправки в статью 11 данного проекта или предложения, как и те, которые Соединенные Штаты Америки внесли в первую и десятую статью на заключительном голосовании Полной Комиссии и эти поправки звучат следующим образом:

«Политика и отношение Правительства Соединенных Штатов Америки относительно каждой важной фазы международных отношений в данном полушарии, едва ли может быть более понятной и определенной, чем то, что они делали как словом так и действием, особенно начиная с 4 марта. Поэтому Я [Госсекретарь Корделл Халл, Глава Делегации США] не имею намерения давать себе волю как-то повторять или возобновлять эти действия и высказывания, и я не буду этого делать. Каждый наблюдательный человек на данный момент должен четко понимать, что возглавляемое Администрацией Рузвельта Правительство Соединенных Штатов также, как и все, против вмешательства в свободу, суверенитет или другие внутренние дела или процессы в правительствах других наций». «В дополнение к многочисленным действиям и высказываниям в рамках осуществления данных доктрин и политики Президент Рузвельт недавно сделал публичное заявление, выразив свою позицию начать переговоры с Правительством Кубы с целью решить вопрос соглашения, которое существует с 1903г. Я чувствую уверенность, говоря, что с нашей поддержкой общих принципов невмешательства, как было предложено, ни одному правительству не придется опасаться любого вмешательства со стороны Соединенных Штатов при Администрации Рузвельта. Я считаю, что, к несчастью, во время короткого периода этой Конференции, у нас, видимо, нет времени для того, чтобы подготовить поправки и определения для данных фундаментальных условий внесенных в доклад. Такие определения и поправки позволят каждому правительству действовать в определенных рамках, без различий во мнениях и переводе. Я надеюсь, что в ближайшее возможное время такая важная работа будет проведена. На данный момент, в случае если существуют какие либо различия во мнениях или переводе, а также до тех пор пока они (предложенные доктрины и принципы) будут доработаны и кодифицированы, как руководство к действию для общего использования каждым правительством, я хочу сказать, что Правительство Соединенных Штатов Америки, во всех форматах своих международных содружеств и отношений и действий, будет скрупулезно следовать доктринам и политике, которую мы выполняем с 4 марта и которые внесены в различные выступления Президента Рузвельта с того момента, а также в моем недавнем мирном обращении от 15 декабря, перед началом Конференции, а также в законах Наций, как это признанно и принято».

Делегаты от Бразилии и Перу записали следующий собственный пункт относительно статьи 11:

«Что мы принимаем доктрину и принцип, но не считаем ее годной для руководства к действию, так как есть страны, которые еще не подписали Анти-Военный Пакт Рио де Жанейро 4, частью которого является данная доктрина и поэтому она пока не соответствует руководству к действиям в рамках международного права» [1].

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: