Контролирует ли суд полицию

Обновлено: 18.04.2024

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О Полиции» Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Общественный контроль за деятельностью полиции.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством .

1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Статья 51. Судебный контроль и надзор

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 52. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Высказывание «Наша полиция нас бережёт» к огромному сожалению, далеко не всегда оказывается справедливым. Полицейские откровенно игнорируют ФЗ «О полиции» №3-ФЗ, который контролирует их деятельность. Нередко случаются ситуации, когда именно полицейские являются неправой стороной. Многие пострадавшие в таком случае смиряются и даже не пытаются добиться справедливости, но нужно поступать по-другому, а именно жаловаться.

Но куда жаловаться на полицейских? Несмотря на то что неправомерные действия со стороны представителей правопорядка случаются довольно часто, о том как действовать в таких случаях знают единицы. Если вы стали свидетелем неправомерных действий полицейских или пострадали от них, мы расскажем, что делать и куда обращаться, чтобы получить максимально быструю реакцию. Так что не стоит сильно переживать, если полицейские провели незаконное задержание, проявили самоуправство или просто бездействовали. Сейчас у вас появится главное оружие в борьбе с беззаконием – информация, как это беззаконие наказать.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Основания для подачи жалобы


Естественно, для того чтобы жаловаться, должна быть существенная причина, иначе подавать обращение не имеет смысла. Если её не будет, то никто даже не возьмётся рассматривать какие-то претензии.

Конечно, рассматривать весь комплекс проблем, что могут стать причиной жалобы, мы не будем, но перечислим несколько наиболее часто встречаемых ситуаций. Итак, подавать жалобу можно в следующих случаях:


  • Если сотрудник обращается к человеку не по установленной форме. То есть называется, не используя Ф.И.О. и не показывает своё удостоверение;
  • Если сотрудник полиции оскорбляет человека (использует ненормативную лексику или другим образом);
  • Если полицейский требует от человека показать документы, не имея для этого видимых оснований;
  • Если сотрудник полиции, не имея официального разрешения, проводит обыск или досмотр;
  • Если полицейский применяет силу, не имея на это оснований;
  • Если полицейский требует денег (взятку) или вымогает другие материальные ценности;
  • Если полицейский незаконно задержал человека;
  • Если полицейские бездействуют, когда должны выполнять свою работу.

Поскольку каждый из нас может столкнуться с этими ситуациями, важно знать, куда жаловаться. Но в то же время бездействие – такое же нарушение прав, как и противоправные действия. Именно потому мы сейчас будем разбираться, куда жаловаться на бездействие полиции.

Правильное составление жалобы

Единственным законным и относительно эффективным способом бороться с правонарушениями служащих является написание жалобы-обращения. А подавать её нужно в специализированные органы надзора или общественные организации. Правда, определённые нюансы в написании жалоб зависят от инстанции, куда эта бумага направляется. Но если опустить эти мелочи, практически все подобные документы имеют похожую структуру.

Итак, в тексте документа должны быть указаны следующие четыре блока информации:


  1. Вводный. Здесь указываются сведения об адресате и адресанте. В частности, нужно вписать полное наименование органа или Ф.И.О. должностного лица, а также указать местонахождение учреждения, куда подаётся жалоба. Что касается информации об адресанте, в данном случае надо указать Ф.И.О. человека, который подаёт документ, адрес его проживания и актуальные контактные данные. Между первым и вторым блоком не забудьте вписать слово «Жалоба» (кстати, иногда практикуется более развёрнутое определение жалобы, например, «на оскорбление со стороны сотрудника полиции Ф.И.О.»).
  2. Описательный. Как понятно из названия, в данной части текста надо указать, что является предметом спора. То есть вписать, что именно стало поводом для жалобы, и если возможно, указать на виновную сторону. Если знаете, кто виновник, надо указать его Ф.И.О., место работы и занимаемую должность. А если не знаете, хотя бы указать номера патрульных машин. Также важно расписать, при каких обстоятельствах произошло правонарушение.
  3. Просительный. Здесь тоже всё предельно ясно. В этой части нужно просить принять меры по отношению к правонарушителю. Но при этом данная часть самая сложная, так как должна быть чётко сформулированной и подкреплённой выдержками из законов РФ.
  4. Приложения. Это последняя часть жалобы, но не по важности. В этом блоке содержится перечень документов, которые должны доказать правонарушение. Именно на основании этой части орган, куда подаётся жалоба, может выяснить, действительно ли нормы нарушены или нет.


Но оформление заявления не всегда требует такой развёрнутой структуры. Например, если жаловаться непосредственному начальнику правонарушителя, можно оставить только вводный и описательный блоки. Хотя, перед тем как написать жалобу на сотрудника полиции, важно помнить, что некоторые обращения не рассматриваются. Так вот, ваше обращение не будет рассмотрено, если оно:

  • Анонимное;
  • Дублированное (то есть, уже подавалась этим же гражданином по этому же вопросу в ту же организацию);
  • Содержит изначально недостоверные сведения;
  • Написано с ошибками, которые затрудняют понятие сути написанного;
  • Оскорбляет честь и достоинство, содержит угрозы адресату или его близким.

В любом из этих случаев жалобу человека не будут даже принимать, не то что рассматривать.

Куда жаловаться


Статья 53 ФЗ №3-ФЗ подразумевает, что при неподобающем выполнении обязанностей полицейским, пострадавший гражданин имеет право обжаловать его действия в таких инстанциях:

  • Прежде всего, можно пожаловаться в отделение полиции, где служит нарушитель (вышестоящему должностному лицу или органу). Как правило, этого бывает достаточно, но случаются ситуации, когда жалоба непосредственному начальнику не помогает;
  • Обратиться в прокуратуру. Если нарушение серьёзное – например, сотрудник полиции ударил или даже покалечит пострадавшего, у того есть все основания подавать жалобу сюда;
  • Пожаловаться в судебные органы (имеется в виду гражданский суд).

  1. На первом месте (ниже всего по иерархии) находится отделение полиции.
  2. На втором – районное или городское ОМВД (отделение МВД).
  3. На третьем находится управление МВД субъектов РФ или их единиц.
  4. На четвёртой ступени находится ГУ МВД (главное управление МВД) субъектов Российской Федерации.
  5. На пятой ступени вариант, кому пожаловаться – Управление Собственной Безопасности. Эта государственная структура как раз следит за тем, чтобы органы правопорядка не забывали о своих прямых обязанностях и не нарушали прав человека.
  6. На шестом Министерство внутренних дел.

  • Правительство РФ;
  • Президент;
  • Общественные советы при МВД (совет по правам человека и т.п.);
  • Можно подать жалобу в Общественную палату;
  • Защищать себя можно через обращение к Совету по правам человека, работающем при президенте РФ, или же подать обращение к Уполномоченному по правам человека в вашем регионе.

В любом случае, главное, чтобы ваши усилия помогли и правонарушителей наказали. Но чтобы правильно определить, куда именно подавать жалобу в вашем случае, рассмотрим все органы, которые могут помочь в этой ситуации, подробнее.

В полицию


Первое, что может сделать пострадавшая сторона – написать жалобу на бездействие или, наоборот, слишком активные действия со стороны полицейских, в локальное отделение полиции. Но следует учитывать, что эти отделения в силах рассмотреть только мелкие жалобы. Хотя можно попробовать написать обращение, если произошёл более серьёзный случай, например, необоснованное рукоприкладство со стороны сотрудника полиции.

Но есть риск, что жалобы на относительно крупные прегрешения так и останутся в отделении. Начальство имеет прискорбную привычку прикрывать своих сотрудников. Делают они это, чтобы не получить выговор от вышестоящих чинов. Но всё же мелкие проблемы типа невыполнения обязанностей или хамства, решаются. Процедура такова:


  • Напишите жалобу согласно рекомендации, указанной выше;
  • Дальше нужно прийти в отдел полиции и передать письменное обращение сотруднику отделения;
  • Получить документ о том, что ваша жалоба была принята. Обязательно возьмите этот документ, так как он станет вашим аргументом в вышестоящей инстанции, если здесь не помогут.

Если жалобу возьмут и примут меры, то они, скорее всего, будут заключаться в дисциплинарном наказании. Если подобное восстановление справедливости вас не устраивает, нужно обращаться в инстанции, стоящие на более высокой ступени внутренней иерархии.

В прокуратуру

Первое, куда звонить, если полиция превышает свои полномочия – в прокуратуру. Задача этого органа – помогать во всех случаях, которые нарушают права граждан. Причём, даже если права нарушает полиция, прокуратура может вас защитить. При этом процедура имеет следующий вид:


  1. Шаг первый. Написать жалобу в прокуратуру, соблюдая строгую форму (вступление, основная информация, заключение).
  2. Шаг второй. Подать жалобу.
  3. Шаг третий. Рассмотрение жалобы. Это происходит в пределах месяца. Именно на протяжении этого времени сотрудники прокуратуры рассматривают дело и проверяют сотрудников полиции.

Есть несколько путей, как подать жалобу на полицию в прокуратуру:

Можно использовать любой из представленных выше вариантов.

В местных органах МВД

Как уже говорилось, начальники полицейских-правонарушителей могут прикрывать своих нерадивых сотрудников. Чтобы предупредить даже шанс на такой исход, пострадавшая сторона может сразу обратиться в органы МВД (Министерство внутренних дел России), который стоит выше отделений полиции. Но обращаться надо в орган местного уровня. То есть нужно выяснить, какой орган МВД отвечает за ваш район.

Чтобы сделать заявление, можно воспользоваться следующими путями:

  • Обратиться через онлайн-форму. Есть сайты региональных органов МВД, где связаться с представителями органов можно через специальные формы (обратную связь, кабинет обращений, жалобную книгу).

Обычно этого бывает достаточно, чтобы решить проблемную ситуацию.


В УСБ или ГУСБ

Если предыдущие меры не дали результатов, или человек по какой-то причине решил не обращаться в описанные выше инстанции, он может подать жалобу на действия сотрудников полиции в УСБ (Управление собственной безопасности). Этот орган специально создавался для того, чтобы выводить на чистую воду органы правопорядка, которые чем-то замарали свою репутацию. Например, были уличены в коррупции или в других неправомерных действиях.

Подать жалобу в органы УСБ и ГУСБ можно, используя следующие пути:

    Найти ближайшее представительство УМВД или же пойти в главное управление регионального уровня. Чтобы найти контакты каждого территориального представительства, можно посмотреть данные на главном сайте МВД по этой ссылке;
  • Позвонить на горячую линию, используя номера: 8 (495) 6677447 или 8 (800) 250023. Обычно используется, если случилось нечто срочное, о чём нужно незамедлительно сообщать;
  • Отправив заказное письмо на центральное ГУСБ, находящееся по адресу: ул. Б. Пионерская, 6/8, г. Москва, индекс 115054;
  • Воспользовавшись электронной формой записи по ссылке.

Кстати, иногда УСБ может игнорировать обращение со стороны граждан по каким-то своим причинам. Чтобы такого не случилось и с вашим заявлением, лучше перестраховаться. Для этого продублируйте жалобу, и перед тем как направлять её в УСБ, отправьте копию в прокуратуру. Не забудьте об этом уведомить орган УСБ. В таком случае они будут обязаны рассмотреть проблему, так как за этим вопросом будет наблюдать другая государственная служба.

В суд

Если выбирая, кому жаловаться на бездействие полиции или же на их противоправные действия, выбор пал на судебные органы, то подавать жалобу нужно в суд районного уровня. Этот орган способен не только назначить меры наказания провинившемуся сотруднику правоохранительной организации, но и проконтролировать, чтобы эти меры всё же были приняты. В особенности это касается ситуаций, когда полицейский виновен в серьёзном преступлении.

В суд можно обращаться, если вы уверены, что больше никакие меры не помогут (или уже были попытки, оказавшиеся бесполезными). Чтобы начать разбирательство по беспокоящему вас делу, для начала надо написать и послать исковое заявление. Его составление имеет практически идентичную структуру с жалобой в прокуратуру, но в данном случае не нужно указывать ответственное лицо.

После написания иска, судебный орган должен уведомить ответчика (то есть, полицию) о том, что против них начинается судебное разбирательство. При этом угроза наказания для провинившегося сотрудника или сотрудников значительно выше и серьёзнее, чем в любом из представленных выше случаев. К тому же не забываем, что полицейские являются должностными лицами, а это значит, что их наказание будет ещё серьёзнее, чем для гражданских лиц. Но чтобы быть уверенным в положительном исходе борьбы, лучше заблаговременно получить поддержку юриста, который специализируется на подобных спорах.

В совет МВД РФ

Обращаться нужно к председателю совета. Сделать это можно следующими способами:

В Общественную палату

Если нужно пожаловаться на произвол представителей полиции, то лучшего варианта, нежели Общественная палата, сложно найти. Этот орган занимается регулированием и проверкой всех органов власти. При этом для проверок и контролирующей деятельности он пользуется законами №3-ФЗ и №32-ФЗ.

  • Письмом или личным визитом по адресу: г. Москва (индекс 125993), площадь Миусская, дом 7 строение 1;
  • Воспользовавшись интернет-формой (русскоязычной). Инструкции по написанию и сама форма находятся по этой ссылке.

В совет по правам человека

СПЧ (Совет по правам человека) не занимается работой с личными жалобами людей, даже если было зафиксировано вопиющее нарушение прав. Обычно указанный орган рассматривает жалобы в более масштабном формате. Например, те, что могут что-то изменить на общегосударственном уровне. В частности, рассматривают жалобы, которые могли бы помочь развивать общество России, контролируя правомерные и предотвращая часто проявляющиеся неправомерные действия полицейских.


Но при этом, отправление жалобы в этот орган зачастую подразумевает, что документ будет направлен практически прямо Президенту страны. Обычно сюда люди направляют жалобы, чтобы сразу поднять важность своих обращений в мелкие инстанции (например, если изначально пострадавшая сторона жаловалась непосредственному начальству нарушившего права человека полицейского). Главное, в перечне мест, куда ещё были направлены копии документа, отметить, что одна из них поступила в СПЧ. Тогда локальные органы правопорядка, как правило, начинают действовать активнее и усерднее, так как повышается уровень ответственности.

Президенту РФ

Обращение к Президенту является одним из эффективных, но не самых распространённых способов заявить о серьёзных нарушениях со стороны правоохранительных органов. Но, как и в предыдущем случае, личные жалобы в основном не рассматриваются. Как правило, обращения подобного рода направлены на то, чтобы Президент обратил внимание на какие-то более глобальные проблемы, связанные с работой правоохранительных органов.

  • Подать обращение через официальный сайт правительства;
  • Обратиться через специальный портал Президента.

Сами понимаете, что жалоб на адрес Президента приходит много, поэтому не стоит ждать, что ситуацию решат на следующий же день. В этом и кроется недостаток этого способа пожаловаться на полицию. Но зато нет более высокого контролирующего органа, нежели правительство и сам Президент.

Уполномоченному по правам человека

Самой последней попыткой добиться справедливости при неправомерных действиях полиции является омбудсмен. К нему начинают обращаться, если бездействуют все остальные органы, либо их работа не привела ни к какому адекватному или устраивающему заявителя результату. Задачей этой инстанции является решение практически нерешаемых проблем, связанных с нарушением прав человека.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Закон даёт право каждому гражданину подавать жалобы и заявления на незаконные действия сотрудников полиции. Это право прямо закреплено изначально в Конституции, которая указывает на недопустимость ущемления законных прав и свобод граждан.


Подавать жалобы на полицию желательно при поддержке адвоката. Дело в том, что процедура требует внимательности, точности действий и при правильном подходе гарантирует ускорение рассмотрения дел.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Когда стоит жаловаться

Чёткое толкование того, когда нелишним будет написать жалобу на бездействие сотрудников полиции содержит профильный закон. В нём перечислено три фундаментальных основания:

  • ущемление прав граждан, в том числе на защиту имущественных и неимущественных прав;
  • ущемление свобод, то есть отсутствие информации о действиях в отношении заявления или уголовного дела;
  • ущемление законных интересов, в том числе относительно быстрого и эффективного рассмотрения заявления гражданина и реагирования на него (например, по делу об угоне автомобиля).


Что делать, если полиция бездействует? Опытные юристы и адвокаты — ваша 100-процентная поддержка. Они используют предоставленные им процессуальные права, которые с неменьшим успехом может применять и рядовой гражданин. К примеру:

  1. составляют жалобы вышестоящему руководству подразделения на бездействие по уже установленным противоправным действиям в отношении клиента;
  2. пишут жалобы в прокуратуру после возбуждения уголовного дела при промедлении со стороны сотрудников органов;
  3. составляют обоснованные заявления о том, что ни участковые, ни следственные органы не работают по делу.

Рекомендуем жаловаться на действия по важному делу, где есть явный криминал, где есть угроза жизни или собственности. Такие жалобы могут найти своё продолжение и активировать работу правоохранителей в выявлении преступников.


Особенности составления жалобы

Любые жалобы на бездействие полиции составляются с выполнением определённых требований к таким документам. Они несложны, но потребуют аккуратности и грамотности в заполнении. Отвечая на вопрос о том, как написать жалобу на бездействие правоохранителей, отметим четыре важнейших составляющих такого обращения:

  • полное и правильное название подразделения, действия которого обжалуются. Его можно взять из выданных на руки процессуальных документов;
  • все реквизиты гражданина, составляющего и подписывающего заявление: ФИО, место проживания, телефон для контакта (стационарный, мобильный), адрес (почтовый), электронную почту (если есть);
  • информация о том, что именно обжалуется, в том числе документ, который должен быть выполнен, но проявляется бездействие;
  • аргументы (юридические факты, данные, информация, фото или видеозапись), которая говорит, что требуется прекратить бездействие и немедленно ускорить расследование.

Среди аргументов — запись на видео новой попытки угнать автомобиль или вскрыть замок квартиры, угрозы, различные сведения, подтверждающие заявленное в жалобе.


О том, как составить такой документ детальнее говорят процессуальные кодексы, а также законодательные нормы. Закон, регламентирующий работу полиции, содержит исчерпывающие данные для составления жалобы на бездействие сотрудников полиции.

Образец жалобы

По ссылке можно скачать образец жалобы на бездействие сотрудников полиции.

Куда жаловаться

Если дело затянулось в рассмотрении, сдвигов нет следует знать куда пожаловаться на полицию в этом случае.

Перечень органов власти, куда направляют такое обращение:

  • все уровни полицейских подразделений (включая Министерство внутренних дел), которые выше, чем подразделение куда было написано первое заявление о преступлении;
  • прокуратура первичного, регионального и высшего уровней;
  • судебная инстанция, рассматривающая иски о принятии решений или бездействии органов власти.

Чтобы пожаловаться в нужный орган власти или подать параллельные жалобы в несколько, следует проконсультироваться с юристом. Дело в том, что жалоба на бездействие или на действия полиции следует подавать именно в тот орган, который может принять меры. Таким образом, если заявление было изначально написано в городской отдел МВД, то обжаловать его можно или в областном подразделении, или в местной прокуратуре и местном суде.

Закон не запрещает, но и не заставляет, подавать одновременно жалобы во все инстанции правоохранительных органов и судебной ветви власти. Это право гражданина. Он имеет право беспокоить одновременно все органы власти, если считает, что полиция бездействует.


В отделение полиции

В территориальные органы МВД

Послать написанное или составленное в электронном варианте заявление о том, что дело остаётся не расследованным можно через территориальное подразделение МВД. Обычно такие заявления рассматриваются оперативно. Насколько действенным будет это обращение больше зависит от активности начальника подразделения. Здесь имеет значение и то, как справляются с работой и те, кто контролирует работу местных подразделений.

В прокуратуру

Прокуратура наблюдает за выполнением процессуальных норм полицией. Обращение в этот орган власти по остающемуся без движения уголовному делу может оказаться действенным решением.

Если дело касается грубого нарушения прав гражданина и умышленного неисполнения должностных обязанностей, следует писать именно в прокуратуру.


Важно помнить, что по заявлению преступление должно быть раскрыто в обычные сроки и с минимальным ущербом для гражданина, то есть полиция должна не только быстро рассматривать дело, но и постараться восстановить утраченное имущество, которое было утеряно во время совершения преступления.

жалоба на бездействие полиции

В СПЧ при президенте РФ

Пожалуй, это один из самых высокопоставленных органов власти, который может рассмотреть жалобу на отсутствие активности в расследовании дела. Подавая жалобу в Совет по правам человека на работу полиции, которую можно оценить как бездеятельность, требуется обоснованно аргументировать её.

Есть положительные примеры реагирования на сложные случаи, когда требовалось вмешательство на уровне нескольких силовых структур. Однако дело должно быть как резонансным, так и значимым.


В УСБ или ГУСБ

Это особое подразделение и жалобы на сотрудников полиции по бездействию здесь также особые. Они могут касаться должностных преступлений самих полицейских:

  • уничтожение улик или подделка документов уголовного производства;
  • умышленное закрытие дела;
  • получение взяток.


В суд

Более сложно составить и подать судебный иск на полицейского, который затягивает работу над заявлением или уголовным делом. В этом случае необходимо чётко указать:

  • почему действия ведущего следствие являются бездеятельностью;
  • какие есть этому доказательства (желательно в письменной форме);
  • почему бездеятельность влияет на жизнь, здоровье, имущество и неимущественные права граждан.

Образец искового заявления на бездействие сотрудников полиции

По ссылке можно скачать образец искового заявления в суд по этому поводу.

Процедура подачи и рассмотрения

Любая жалоба на бездействие полиции может быть подана как в письменном виде, так и через онлайн-приемные на сайтах МВД и Генеральной прокуратуры. Свои сайты есть и в территориальных подразделениях МВД.

Важно, чтобы обращение было составлено по форме и подавалось впервые именно в этот орган власти и по данному делу. Если будет повторное обращение с теми же обстоятельствами, документ останется без рассмотрения.

Если требуется экстренное вмешательство в дело и особое внимание, рекомендуется передать письмо с жалобой на личном приёме. Это может быть как в полиции, так и в прокуратуре.


Для рассмотрения иска в суде необходимо нанять адвоката с опытом ведения судебных процессов, знаком с процедурами обжалования на практике. Только в этом случаем можно рассчитывать на ускоренное рассмотрение дела. В других случаях, как правило, придётся подождать обусловленные законом сроки.

Заключение

Закон даёт право каждому гражданину добиваться справедливости в скорости и эффективности ведения дел по защите его прав и свобод. Одно из основных прав — обжаловать бездействие полиции, если она не справляется с обязанностью поиска преступника.

Система обжалования действий полиции достаточно проста и не требует специальных знаний. Составить заявления и послать их в нужный адрес может человек, которой обладает азами грамотности. Другое дело, если необходимо активизировать работу полиции и попытаться в минимальные сроки вернуть украденное или найти преступника, совершившего ещё более тяжкие преступления. Здесь потребуется помощь адвоката. Но самым важным стимулом останется желание гражданина довести дело до конца и потребовать разыскать преступника.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

С середины прошлого года в СМИ начала появляться информация о случаях остановки граждан на улице сотрудниками полиции с целью проверки их мобильных телефонов на наличие запрещенных в России приложений. Такие ситуации участились с момента введения запрета на мессенджер Telegram, система шифрования которого не позволяет российским спецслужбам пресекать готовящиеся преступления.

Поскольку сотрудники полиции являются лицами при исполнении и должны действовать строго в рамках закона, соблюдая и уважая права и свободы человека и гражданина, портал ГАРАНТ.РУ узнал у экспертов, как распознать, что должностные лица при осуществлении проверки выходят за рамки своих полномочий, и какие действия следует предпринять для пресечения незаконного досмотра.

Так, управляющий партнер юридической компании "ЭНСО" Алексей Головченко напомнил, что по закону сотрудники полиции имеют право проверять документы, но так как мобильные телефоны к документам не относятся, то для их проверки должно быть дополнительное основание. "Мобильный телефон – персональная вещь, в которой хранятся личные контакты, фотографии, записки, файлы. Пока вы не нарушили закон, никто не имеет права в принудительном порядке просматривать вашу конфиденциальную информацию иначе как по решению суда", – подчеркивается в комментарии. И, поскольку нормы, обязывающей гражданина наряду с документами предъявить на проверку телефон, не существует, следовательно, проверяемый сам вправе решить – предъявлять его сотруднику полиции или нет. Причем, если проверяющий попросит разблокировать телефон для просмотра его содержимого, то он должен составить протокол осмотра, предварительно огласив, что он хочет там увидеть. "Лазить самовольно по всем приложениям он не имеет права", – уверен эксперт.

В подтверждение своего мнения Алексей Головченко приводит отдельные положения ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" (далее – Закон о полиции), в которых указывается на право сотрудника полиции проверять документы (при наличии подозрения в совершении преступления либо повода к возбуждению дела в административном порядке) и досматривать граждан и их личные вещи при проходе на территории, где проводятся публичные или массовые мероприятия. Дополним, право сотрудника полиции осуществлять досмотр или осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр или осмотр транспортных средств возможен и при въезде (выезде) на охраняемые объекты (п. 25 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Вместе с тем, приводятся рекомендации относительно того, как гражданам стоит вести себя, если сотрудник полиции требует предоставить мобильный телефон для проверки. Так, следует:

  • попросить сотрудника полиции или Росгвардии представиться, а также узнать его подразделение (целесообразно записать эти данные);
  • узнать данные начальника подразделения (должность, фамилию, имя и отчество);
  • потребовать объяснения причины проверки телефона (ее тоже следует зафиксировать);
  • снять происходящее на видео.

Если же при отказе предъявить телефон сотрудники полиции предложат проехать с ними, то сначала необходимо уточнить номер и адрес отделения, а затем – позвонить юристу или родственникам, чтобы они прислали в отделение представителя или адвоката для присутствия в момент дачи показаний. При этом не лишним будет попросить оформить в порядке ст. 27.3 КоАП протокол об административном задержании, который впоследствии можно будет оспорить в суде. Что касается осмотра личных вещей в отделении полиции, то он должен быть зафиксирован в протоколе осмотра – в частности, при проверке телефона сотрудник полиции должен отмечать, какие страницы просматривает.

Также эксперт указал на отсутствие судебной практики по рассматриваемому вопросу. "Это говорит о том, что либо российские граждане не спорят и предъявляют к осмотру телефоны, либо эти случаи не столь масштабны, насколько их представляют в СМИ, либо сотрудники полиции не столь настойчивы, или тем, к кому эти требования предъявлялись, есть что скрывать", – подытожил он.

В свою очередь, юрист юридической службы "Единый центр защиты" Виолетта Колосова считает, что во многих случаях проверки мобильных телефонов полиция и Росгвардия превышают свои полномочия, "играя на боязни людей перед ними, незнании своих прав и, по сути, нарушая конституционное право граждан на тайну переписки, которое может быть ограничено только судом и никем больше". Она подчеркивает, что досматривать гражданина и осматривать его личные вещи сотрудники полиции вправе только в связи с проверками по конкретным уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Причем такие мероприятия должны в обязательном порядке оформляться протоколом. А если гражданин добровольно согласится показать свой телефон сотруднику полиции, то это снимет с последнего всю ответственность и будет свидетельствовать об отсутствии нарушений со стороны проверяющего.

"Если сотрудник полиции угрожает тем, что в случае неповиновения вас заберут в участок – стоит соглашаться. Если вы законопослушный человек и скрывать вам нечего, то лучше с сотрудником полиции не спорить. Но нужно постараться с помощью прохожих или своих знакомых заснять действия полицейского и требовать составления протокола", – советует эксперт. Виолетта Колосова признает вполне законным со стороны гражданина, подвергнувшегося досмотру полицией, отказаться давать силовикам пароль от мобильного телефона или вводить его в их присутствии. "Изъятию же техники должно в любом случае сопутствовать составление соответствующего протокола", – заключила она.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: