Контроль за деятельностью нотариуса профессиональный налоговый судебный прямой и косвенный

Обновлено: 27.04.2024

Основы законодательства РФ о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий:

1) судебный контроль (ст. 33);

2) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34);

3) налоговый контроль (ст. 34).

Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия могут быть обжалованы в суд Согласно ст. 310 ГПК РФ. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по местонахождению нотариуса или по местонахождению должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление должно быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Данное заявление рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия.

Заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами, указанными в федеральных законах, должны быть поданы в суд по местонахождению соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждений социальной защиты населения; экспедиций, воинских часей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, места лишения свободы. Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом России, подается в суд по месту порта приписки судна.

Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие (ст. 312 ГПК РФ).

Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц направлен на защиту интересов физических и юридических лиц при обращении за совершением нотариальных действий.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в 4 года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через 1 после наделения его полномочиями нотариуса. Целью проверки является: выявление нарушений и ошибок в работе, оказание помощи и принятие мер к устранению причин и условий недостатков в работе.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет. Правильность взимания нотариального тарифа определяется по записям в реестре регистрации нотариальных действий.

По результатам проверок и обследований деятельности физических лиц составляется акт, который должен содержать все реквизиты проверяемого лица, сведения о его деятельности и результаты проверок и обследований.

2. Ответственность нотариуса

Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии (например, выдал справку или иной документ, предоставленный нотариусу сотрудникам правоохранительным органам до возбуждения уголовного дела) или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ (например, удостоверение сделки, не соответствующей требованиям законодательства), обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В случае неумышленного причинения нотариусом ущерба он возмещается в ином порядке (к примеру, посредством системы социального страхования, но если ущерб превышает страховую сумму, то взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой).

В зависимости от того, каков правовой статус нотариуса – государственный либо занимающийся частной практикой, – Основами закреплены два порядка привлечения к ответственности:

1) в случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов, указанных в главе 7 Основ (ч.2 ст. 17 Основ);

2) нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству России, несет ответственность в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 17 Основ). В данном случае применению подлежат нормы Трудового кодекса РФ об увольнении.

За определенные дисциплинарные проступки нотариусы могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. Государственные нотариусы – на основании норм ТК РФ, частнопрактикующие нотариусы – на основании норм Профессионального кодекса нотариусов РФ, также возможно применение мер ответственности, предусмотренных уставом нотариальной палаты либо решением общего собрания нотариальной палаты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Судебный контроль за деятельностью нотариусов

Цели и задачи адвокатской деятельности Адвокатской деятельностью называется оказание профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам на основе правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном,

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы

82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел

82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел В качестве структурного подразделения в состав Министерства внутренних дел РФ входит Главное командование внутренних войск. Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, в которые

21. Права и обязанности нотариусов как членов нотариальной палаты

21. Права и обязанности нотариусов как членов нотариальной палаты В соответствии с Основами о нотариате частнопрактикующий нотариус обязан быть членом нотариальной палаты, что обусловливает наличие правовых связей между указанными субъектами правоотношений. Как член

§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов

§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов Вопросы профессиональной этики занимают значительное место в деятельности нотариусов, поскольку к нотариусу предъявляются высокие требования и как к профессиональному юристу, и как человеку с точки зрения его

Глава 3 Контроль за деятельностью нотариусов

Глава 3 Контроль за деятельностью нотариусов § 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в

§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов

§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят

§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов

§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов 1. Виды судебного контроля за деятельностью нотариусовВ силу своего места в правовой системе России особое место и значение имеет судебный контроль, осуществляемый за деятельностью нотариусов. В современной правовой

§ 5. Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

§ 5. Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1. Соотношение деятельности нотариуса и государственного регистратора по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного

ЛЕКЦИЯ № 19. Учреждение и ликвидация должности нотариуса. Стажеры и помощники нотариусов

ЛЕКЦИЯ № 19. Учреждение и ликвидация должности нотариуса. Стажеры и помощники нотариусов 1. Порядок назначения на должность нотариусаОбщее количество должностей нотариусов определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой, как правило, исходя из

ЛЕКЦИЯ № 22. Права и обязанности нотариусов. Оплата труда нотариусов

ЛЕКЦИЯ № 22. Права и обязанности нотариусов. Оплата труда нотариусов 1. Правомочия нотариусаСовокупность законодательно закрепленных полномочий, предоставленных нотариусу, составляют его компетенцию, которая подразделяется на: предметную и территориальную.Предметная

Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности

Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности 13.1.Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном правеС принятием Конституции РФ в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы

36. Стажер и помощник нотариусов

36. Стажер и помощник нотариусов Стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса – имеющее лицензию на право нотариальной деятельности.Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П часть первая статьи 34 настоящих Основ признана не противоречащей Конституции РФ

Статья 34. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 34 настоящих Основ

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.

ГАРАНТ:

См. Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также осуществление контрольных (надзорных) функций в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, совершающих нотариальные действия

О порядке проведения проверок профессиональной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, см. письмо Федеральной нотариальной палаты от 18 апреля 2013 г. N 950/06-06

Согласно статье 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I (далее – Основы) контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Правила нотариального делопроизводства утверждены приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78.

Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

В соответствии со статьей 34 Основ контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.

Нотариусы и их помощники могут быть также привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минюстом России 19.01.2016.

Обжалование нотариального действия или отказа в его совершении

Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать жалобу в районный суд по месту нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой (статьи 33, 49 Основ законодательства Российской Федерации и статья 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. На основании статьи 312 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только суд, рассмотрев заявление по существу, вправе отменить совершенное нотариальное действие или обязать совершить нотариальное действие.


Рассматриваются сущность, разновидности и значение судебного контроля за осуществлением нотариальной деятельности. Уделено особое внимание субъектам и объектам судебного контроля за осуществлением нотариальной деятельности.

Ключевые слова: нотариальный акт, нотариальная деятельность, судебный контроль, прямой судебный контроль, косвенный судебный контроль.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, при этом их эффективность напрямую зависит от того, совершаются ли эти действия я в строгом соответствии с законом или нет. В связи с этим нотариальная деятельность, как и любая другая, нуждается в контроле извне.

Справедливо отметить, что в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате законодательному регулированию этого вопроса отведено незначительное внимание. В частности, вопросам контроля посвящена глава VII, состоящая всего из трех статей. Тем не менее, контроль за деятельностью нотариата весьма обширен и значителен, особенно если речь идет о судебном контроле.

Судебный контроль представляет собой один из видов государственного контроля, являясь наиболее авторитетным и действенным. Предметом его является акт государственного или муниципального органа, должностного или иного уполномоченного на то лица, либо действие вышеназванных субъектов, повлекшее за собой юридически значимые последствия, либо несовершение такого действия (бездействие), когда вышеназванный субъект обязан его совершить.

Судебный контроль за деятельностью нотариата в доктрине подразделяют на два вида — прямой и косвенный [1, С. 94]. Прямой судебный контроль осуществляется над действиями (бездействием) нотариусов в процессе рассмотрения судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или заявлений об отказе в их совершении в порядке особого производства. Иными словами, прямой судебный контроль имеет место в случае, если предметом судебного разбирательства является законность действий нотариуса. Для того, чтобы был задействован механизм прямого судебного контроля, необходимо наличие соответствующего заявления (жалобы) заинтересованного лица [2, c. 42].

Косвенный судебный контроль осуществляется над нотариальными актами, оспаривание которых происходит в порядке искового производства. Косвенный судебный контроль имеет место при рассмотрении судами споров, в которых стороны обосновывают свои требования, ссылаясь на письменные доказательства — нотариальные акты (нотариально удостоверенные договоры и др.). Важно отметить, что нотариальный акт имеет особую доказательственную силу (согласно ч. 5 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия). В таких случаях суд осуществляет контроль не над содержанием нотариального акта, а скорее над его формой, правильностью оформления. Такая проверка осуществляются как бы «попутно», не являясь основной целью судопроизводства, в то время как основная цель — разрешение материально-правового спора. Кроме того, косвенный судебный контроль осуществляется по искам о признании нотариального акта (завещания и др.) недействительным. В этих случаях нотариальный акт выступает не в качестве доказательства, а является непосредственно предметом спора. При этом, если судом будут удовлетворены исковые требования истца, нотариальный акт будет признан недействительным, утратив свою юридическую силу.

Косвенный судебный контроль, в отличие от прямого, осуществляют не только суды общей юрисдикции, но и арбитражные суды. В соответствии с ч. 1 ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом (далее — корпоративные споры), в том числе по спорам, вытекающим из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.

Прямой же судебный контроль осуществляют исключительно суды общей юрисдикции, арбитражным судам эти споры не подведомственны ввиду того, что в соответствии со ст. 1 Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Таким образом, оспорить действия нотариуса можно только в суде общей юрисдикции.

Судебный контроль за деятельностью нотариата некоторые авторы подразделяют на непосредственный (абстрактный, целевой) и опосредованный (индивидуальный, инцидентный) [3, c. 18], первый из которых предполагает проверку соответствия действий нотариуса букве закона при совершении нотариусом нотариального действия или отказа в его совершении, и осуществляется в порядке главы 37 ГПК РФ, а второй — реализуется при разрешении конкретных дел (при разрешении споров, в которых нотариальный акт не является предметом оспаривания).

Нельзя отрицать особое значение и роль судебного контроля, осуществляемого за деятельностью нотариусов в Российской Федерации, и во многом это объясняется тем, какое место занимают суды в правовой системе нашего государства. В то время, как не раз подвергавшееся реформированию и серьезным изменениям гражданское право, включающее в себя в том числе нормы о нотариате, отличается значительной неопределенностью нормативных положений, наличием пробелов и коллизий, именно суду принадлежит решающее слово о том, какие действия нотариуса правомерны, а какие неправомерны, как следует толковать ту либо иную правовую норму и как правильно применить ее в юридической практике.

По мнению В. Н. Аргунова, контроль суда над деятельностью нотариата «сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление нотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики, толкование действующего законодательства» [4, c. 112].

1. Под ред. И. Г. Медведева; Центр нотар. исслед. при Федер. нотар. палате. Организация нотариального дела. — 3-еизд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2015. — 414 с.

2. Н. И. Куленко. Контроль за деятельностью нотариусов: правовой и этический аспекты // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 11. — С. 39–43.

3. Паршина Т. В. Судебный контроль за деятельностью нотариусов // Нотариус. — 2006. — № 6. — С. 18.

4. Под ред. Аргунова В. Н. Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. — М.: «СПАРК», 1996. — 389 с.

Основные термины (генерируются автоматически): судебный контроль, нотариальный акт, косвенный судебный контроль, нотариальная деятельность, деятельность нотариата, прямой судебный контроль, Российская Федерация, нотариальное действие, общая юрисдикция, суд.


Контроль за деятельностью нотариусов — это ряд мероприятий по проверке и наблюдению за осуществлением нотариусами профессиональной деятельности, проводимых уполномоченными органами, целью которой является повышения эффективности нотариальной деятельности.

С 1993 года впервые в России утвержден статус частного нотариата благодаря принятому закону «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1) [2]. С этого времени в России имеются государственный нотариус и частный нотариус. Так же в России произошли изменения, такие как возникновение многообразных форм собственности, начало развиваться предпринимательство, произошел переход к отношениям рыночной экономики. Это повлекло за собой перемены и в нотариальной деятельности, и появилась потребность в реформирования нотариата и контроле нотариальной деятельности, так как необходимость контроля за производством и организацией нотариальных действий определена важной функцией нотариата — конституционной защиты законных интересов и прав юридических лиц и граждан России. Так же институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах и общества и государства, поэтому нотариальная деятельность считается законной в интересах обратившихся граждан и государства. В связи с этим государственный контроль за осуществлением нотариальной деятельности является средством обеспечения законности, гарантом стабильности, поддержания дисциплины и прогресса общества.

В главном законе РФ о нотариате «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» [2] изложены, в том числе и правила совершения нотариальных действий на территории Российской Федерации и статьи, контролирующие нотариальные действия нотариусов как государственных, так и частных. Это статьи:

Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий;

Статья 33.1. Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления;

Статья 34. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

Контроль подразделяется в зависимости от времени контроля:

– предварительный контроль (предупредительно-превентивный) — это контроль, содержащий мероприятия, которые направлены на профилактику правонарушений в сфере совершения нотариальных действий (в частности проведения квалификационного экзамена);

– текущий контроль — это периодическая проверка уполномоченными органами правильности в совершении нотариальных действий в процессе осуществления нотариальной деятельности. Такая проверка организации нотариальной деятельности проводится один раз в четыре года;

– последующий контроль — это реагирования уполномоченных органов на совершенное правонарушение в области нотариальной деятельности с применением установленной законодательством санкции за такое правонарушение.

Контролирующие органы в зависимости от субъекта, уполномоченного на проведение контроля это:

– контроль органов нотариального самоуправления (в частности, нотариальная палата осуществляет контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой);

– контроль государственных органов в лице уполномоченных должностных лиц (органов уголовной юстиции, органов юстиции, судебных органов налоговых органов).

Классификация видов контроля:

– профессиональный контроль — это контроль органов юстиции за нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах за исполнением их профессиональных обязанностей. Нотариальные палаты за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов, занимающиеся частной практикой;

– административный контроль — это контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Основными задачами Минюста России являются: 6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата» [4];

– контроль органов уголовной юстиции — этот контроль осуществляет правоохранительные органы за нотариальной деятельностью в частности в рамках прокурорского надзора. По ст. 202 Уголовного Кодекса Российской Федерации [3] за злоупотребление полномочиями частными нотариусами предусмотрена уголовная ответственность;

– судебный контроль — это контроль рассматривается арбитражным судом или судом в порядке искового производства, так как согласно ст. 46 Конституции РФ [1] — каждому гражданину и юридическому лицу гарантируется судебная защита его прав и свобод. А так же в соответствии со ст. 49 Конституции РФ [1] — заинтересованное лицо, считающее отказ в совершении нотариального действия или неправильным совершенное нотариальное действие подать жалобу в городской (районный) суд по месту нахождения нотариальной конторы;

– налоговый контроль — это контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Контроль за нотариальной деятельностью очень важен, так как функции нотариата вытекают из публично-правового характера нотариальной деятельности и специфичностью компетенции нотариуса, который действует в рамках бесспорной гражданской юрисдикции, функции нотариата так же отражают его специфику и основные направления деятельности системы нотариата. Контролирующие органы, временной контроль очень важны, так как функции нотариата очень важны для обратившихся граждан для получения нотариальных действий.

  1. Социальная включает в себя функции — предупредительно-профилактическая; фискальная, правоохранительная; правореализационные. Эта функция характеризует значение нотариата в правовой системе России и в системе органов гражданской юрисдикции. Социальная функция нотариата характеризуется так же и тем, что нотариальная деятельность связана с гражданским судопроизводством выполняя публично-правовые функции, обеспечивает правомерность юридических действий и законность участников гражданского судопроизводства, обеспечивая их юридическую безопасность. Социально-фискальная функция нотариата включает в себя привлечению всех обязанных граждан, юридических лиц к уплате налогов.
  2. Содержательная — это функция, которая отражает специфику и содержание нотариальной деятельности. Специфичность заключается в том, что при нотариальном производстве необходима проверка документов, юридических фактов с приданиям им правового характера, так как сам нотариус имеет полномочия придания от имени государства юридическим действиям правовой статус.
  3. Доказательная — это важнейшая функция. Исходя из характера нотариального действия, нотариус определяет факты, запрашивает необходимые документы по факту для создания квалифицированных письменных документов, так же приглашает других лиц, то есть занимается доказательной функцией для установления необходимого фактического состава нотариального действия.

Так как, нотариат — это в том числе и институт гражданского общества, который призван обеспечивать охрану прав, защиту частной собственности всех участников гражданского оборота в связи с этим возрастает роль контроля за нотариальной деятельностью.

Контроль за деятельностью нотариусов осуществляют нотариальные палаты субъекта Российской Федерации, Контроль за деятельностью нотариальной палаты осуществляет территориальный орган федерального органа по контролю в сфере нотариальной деятельности и Федеральная нотариальная палата. Контроль за деятельностью Федеральной нотариальной палаты осуществляет федеральный орган по контролю в сфере нотариальной деятельностью [5].

Но в вопросах контроля за нотариальной деятельностью возникают вопросы и требуют доработки. В законе «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате” [2] отмечены два контроля — это судебный, который следит за соблюдением законности за совершением нотариального действия и контроль нотариальной палаты, которая дает оценку профессиональным обязанностям нотариуса. То есть суд и нотариальная палата — это контролирующие органы и в связи с этим предметы контроля — это соблюдение законности при совершении нотариальных действий и исполнение нотариусами профессиональных обязанностей.

Но так как имеются два контроля — это нотариальная палата и суд и совершенно различные по их контролю функции, возникает ситуация в которой нотариальная палата выявляя факт нарушения нотариусом при совершении нотариального действия призвано признать незаконным это нотариальное действие. Но отменить нотариальное действие не вправе суд. Поэтому функция нотариальной палаты при проверке на соответствии законности нотариальных актов должна быть исключена из функции контроля полномочий нотариальной палаты. Это вправе делать суд в рамках искового производства.

Но вопросы контроля исполнения нотариусами их профессиональных обязанностей требуют подробной регламентации, поскольку сами Основы содержат лишь общие положения о контроле, но не раскрывают содержания отдельных норм. Глава VII Основ «Контроль за деятельностью нотариусов» не предусматривает издания ни Министерством, ни ФНП подзаконных актов, посвященных профессиональному контролю, что, естественно, является пробелом в законодательстве [6].

Основные термины (генерируются автоматически): нотариальная деятельность, Контроль, нотариальная палата, нотариальное действие, Российская Федерация, функция нотариата, Россия, действие, исполнение нотариусами, орган.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: