Конституционный суд рт это

Обновлено: 24.04.2024

1. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного суда Республики Татарстан.

В заседаниях участвуют все судьи Конституционного суда Республики Татарстан.

2. В заседании Конституционного суда Республики Татарстан могут участвовать Президент Республики Татарстан, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министр Республики Татарстан, Председатель Верховного суда Республики Татарстан, Председатель Высшего арбитражного суда Республики Татарстан, Прокурор Республики Татарстан, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

Статья 25. Председатель Конституционного суда Республики Татарстан

1. Председатель Конституционного суда Республики Татарстан:

1) руководит подготовкой заседаний Конституционного суда Республики Татарстан, созывает их и председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного суда Республики Татарстан вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях;

3) дает поручения судьям Конституционного суда Республики Татарстан;

4) представляет Конституционный суд Республики Татарстан в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями;

5) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда Республики Татарстан, назначает руководителя аппарата и его подразделений;

6) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Конституционного суда Республики Татарстан.

2. Председатель Конституционного суда Республики Татарстан является распорядителем бюджетных ассигнований на содержание и обеспечение деятельности Конституционного суда Республики Татарстан.

3. Председатель Конституционного суда Республики Татарстан издает приказы и распоряжения.

Статья 26. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного суда Республики Татарстан

1. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного суда Республики Татарстан не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан.

2. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя Конституционного суда Республики Татарстан временное исполнение этих обязанностей переходит к старейшему по возрасту судье Конституционного суда Республики Татарстан.

Статья 27. Заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан

Заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан осуществляет по распоряжению Председателя Конституционного суда Республики Татарстан отдельные его функции, а также выполняет обязанности, возложенные на него Конституционным судом Республики Татарстан.

Статья 28. Регламент Конституционного суда Республики Татарстан

В Регламенте Конституционного суда Республики Татарстан на основе Конституции Республики Татарстан и настоящего Закона устанавливаются: порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях; правила процедуры и этикета в заседаниях; принципы организации работы судей и распределения работы между ними, включая их возможную специализацию; порядок делопроизводства в Конституционном суде Республики Татарстан; требования к работникам аппарата Конституционного суда Республики Татарстан; правила внутреннего распорядка Конституционного суда Республики Татарстан; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного суда Республики Татарстан.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Впервые возможность создания органов конституционного контроля была предусмотрена Законом СССР от 23 декабря 1989 года «О конституционном надзоре в СССР».

Закон устанавливал, что конституционный надзор осуществляют Комитет конституционного надзора СССР и органы конституционного надзора союзных и автономных республик. Задачи, организация и порядок осуществления конституционного надзора определялись Конституцией СССР и конституциями республик, а также законами об органах конституционного надзора. Тем самым была заложена правовая основа для создания органов конституционного надзора в республиках бывшего СССР, в том числе автономном Татарстане (ТатАССР).

Татарстан в декабре 1990 года одной из первых российских республик принял Закон «О конституционном надзоре в Республике Татарстан» и образовал Комитет конституционного надзора Татарстана, который был призван обеспечивать соответствие законов и иных нормативных правовых актов республики нормам Конституции ещё автономного Татарстана. Вместе с тем Комитет конституционного надзора не применял правила судебной процедуры, его решения не носили окончательного характера, а механизм их исполнения в законодательстве не был достаточно четко определен.

Новая Конституция Татарстана, принятая 6 ноября 1992 года и провозгласившая бывшую автономную республику суверенным государством, закрепила положения о создании и компетенции Конституционного суда Татарстана.

В частности, Конституция республики устанавливала, что Конституционный суд Татарстана в целях защиты конституционного строя республики, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции республики на всей ее территории рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, международных договоров Татарстана, споры о компетенции между органами государственной власти и дает заключения о соответствии Конституции республики действий и решений Президента Татарстана.

Важное значение имело закрепление в Конституции положения о том, что акты либо их части, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования его решения. В отличие от иных видов судопроизводства решения Конституционного суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

На основании положений новой Конституции Татарстана 22 декабря 1992 года Верховный Совет Татарстана принял Закон «О Конституционном суде Республики Татарстан».

Изначально данный закон закрепил состав суда - 6 судей, в т.ч. председатель и его заместитель. Впоследствии число судей не менялось.

Вот уже почти 28 лет Конституционный суд Татарстана действует в системе правосудия. И как отмечено на его официальном сайте,

создание в Татарстане Конституционного суда стало одной из заметных вех на пути развития государственности его многонационального народа, высказав убеждение, что Конституционный суд окажется эффективным инструментом разрешения правовых споров, проводником конституционной законности и надежным защитником прав и свобод человека и гражданина. Практика показала, что все основные полномочия, которыми наделен Конституционный суд Республики Татарстан, оказались востребованными.

Это утверждение вызвало у автора глубокое сомнение.

Официальный сайт Конституционного суда содержит информацию о судебной практике только за период с 1 января 2001 года по настоящее время. Материала оказалось достаточно, чтобы прийти к каким-либо выводам.

Так, Конституционный суд республики вынес:

Постановлений суда
по итогам рассмотрения дел

Номера
постановлений

ВСЕГО определений за 20 лет

Как известно и следует из ст. 66 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", постановление суда являет собой итоговый акт, которым дело разрешается по существу, а определение - акт, принятый в оперативном порядке по иным вопросам судопроизводства.

Таким образом, за 20 лет деятельности Конституционный суд Татарстана рассмотрел по существу 92 дела и в оперативном порядке рассмотрел 323 материала. Выходит, что в течение 20 этих лет Конституционный суд в среднем показателе принимал итоговые решения с частотой 1 постановление в 3 месяца.

Примечательно, что работу суда в составе 6 судей обеспечивает аппарат, состоящий из 1 руководителя, 1 помощника председателя суда, 1 советник председателя суда, 5 советников судей (по одному у каждого судьи, за исключением председателя), научно-аналитического отдела (3 служащих), отдела подготовки судебных заседаний (3 служащих), финансово-экономического отдела (2 служащих) и общего отдела (3 служащих), всего - 19 служащих в аппарате. Практически все служащие несут государственную гражданскую службу.

О пользе собственного органа конституционного (уставного) правосудия в регионе уже говорилось в статье "Уставный суд Санкт-Петербурга и «федеральные интересы»: дело о вывеске концерна «Алмаз-Антей»", но на этот раз суд как объект изучается на предмет составления общих выводов о его необходимости как таковой, без отсылки к особенностям рассмотрения дел.

Очевидно, что наличие у Татарстана собственного конституционного суда - дань не "моде", заведенной у республик в России еще в начале 90-х годов прошлого столетия, скорее, это своеобразная защита республиканского "Я" у Татарстана.

Дело в том, что Татарстан как равноправная республика воссоздалась в России не сразу.

Так уж сложилось, что Республика Татарстан выступает сегодня субъектом федерации особой формы, заданной не только её республиканским существом.

Нереализованная в 1992-1994 годах идея о создании суверенного национального государства в виде анклава в пределах территории России на протяжении всего периода существования республики в составе федерации служила «камнем преткновения» усилению роли федерального центра по отношению к регионам.

Татарское государственное образование, унаследовавшее результаты национально-государственного развития Волжской Булгарии и Казанского ханства и берущее свое автономно-республиканское начало в 1920 году (декрет ВЦИК от 27 мая 1920 года "Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике") , в 1993-1994 годах положило на «алтарь единства Российского федеративного государства» концепцию своей независимости в момент заключения договора Российской Федерации и Республики Татарстан о статусе последней в составе первой, приобретя чуть более широкие права в сравнении с другими республиками, находящимися в составе России (федеративный договор от 15 февраля 1994 года).

Именно тогда Татарстан был расценен Россией в виде «суверенного демократического и правового государства, объединенного с Российской Федерацией в форме ее субъекта» (т.е. ассоциированного государства), что без изменения перекочевало в статью 1 Конституции Татарстана, принятой 6 ноября 1992 года.

Общественное восприятие Татарстана как «государства в государстве» устоялось и приобрело убедительную окраску в силу наблюдения его некоторой политической по факту самостоятельности от федерального центра в решении определенных вопросов стратегического характера. «Социально-экономический карт-бланш» Татарстана, предоставленный ей Россией на рубеже XX и XXI столетий, с каждым годом набирал вес. Можно сказать, что так называемый «политический договор», имевший место в 1993 году между Б.Н. Ельциным и М.Ш. Шаймиевым, о предоставлении широкой экономической автономии в ответ на полный отказ республики от притязаний на суверенитет (со всеми его международно-правовыми последствиями) завершил свою реализацию, напрочь сведя статус Татарстана к положению субъекта федеративного государства.

Надо подчеркнуть, Республика Татарстан – явление в российском федерализме необыкновенное, её статус по факту не похож на статус иных российских республик. Это было предопределено теми историческими обстоятельствами.

Но политическая действительность меняется во всем мире, и татарстанская ситуация не исключение. К 2010 году, к моменту отставки первого Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева, республика по части своих федеративных качеств оказалась лишь «первой из равных», не оставив за собой роль «особенной и исключительной». И это внешний фактор обязал Татарстан «играть» по общим правилам, определенным для всех республик современной России. Но продолжал существовать и фактор внутренний, который ориентировался на исторический путь республики, использовал его как разменную монету в любом удобном случае при разыгрывании «суверенитизационных настроений» – настроений внутренних, настроений этнических татар, составляющих титульную основу населения Татарстана.

Для достижения сбалансированного взаимодействия внутреннего и внешнего факторов республика избрала весьма оригинальный вариант поведения – вовне считать себя равноправным и ничем не отличающимся по правовому статусу от других субъектом федерации, а во внутреннем сегменте политико-правовой действительности преподносить свою природу в формате ассоциированного в федеральной Россией государства, обладающего определенным суверенитетом.

По мнению Конституционного Суда РФ, высказнного еще в Постановлении от 7 июня 2000 года № 10-П, суверенитет России как федерации неделим и един, к многослойности и многоуровневости не склонен, в связи с чем составляющие Россию субъекты федерации носителями суверенных прав являться не могут.

Однако этой позиции в своей внутренней среде Татарстан не следует, продолжая восполнять недостающий «квазисуверенитет», формально подчеркивать особую природу своей государственности использованием нетрадиционных и непринципиальных для правового статуса республики конституционно-правовых механизмов, специфических методов законодательной техники, а также изощренных подходов в конституционной практике.

В течение первых пяти лет нового столетия Генпрокуратура России неоднократно высказывалась о статусе республики в составе федерации, "ставила её на место", обращаясь то в Конституционный Суд России, то в Верховный суд Татарстана с требованием о признании неконституционными/недействующими положений статьи 1 Конституции Татарстана.

И 14 февраля 2003 года республика, вероятно устав всем объяснять, по какой причине она прописала в своей конституции норму о собственном суверенитете, с помощью Конституционного суда Татарстана истолковала статью 1 Конституции так:

Положение ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Татарстан, согласно которому суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, следует понимать как основанное на волеизъявлении многонационального народа Республики Татарстан, выраженном референдумом Республики Татарстан 21 марта 1992 года, положение Конституции Республики Татарстан, которое в силу государственно-правового статуса Республики Татарстан как демократического правового государства, объединенного с Российской Федерацией и являющегося субъектом Российской Федерации, закрепляет принадлежащую Республике Татарстан самостоятельность в той ее мере и степени, при которых самостоятельность Республики Татарстан не может быть уменьшена или ограничена путем изъятия или перераспределения принадлежащих Республике Татарстан ее исключительных полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и полномочий Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан каким-либо иным способом, кроме как изменением конституционно-правового статуса Республики Татарстан и в порядке, установленном Конституцией Республики Татарстан и Конституцией Российской Федерации; не может быть признана или истолкована как такое качественное состояние Республики Татарстан, которое в своем правовом значении и реальном проявлении ущемляет или каким-либо иным образом ограничивает государственный суверенитет Российской Федерации, каким-либо образом затрагивает суверенные права Российской Федерации, осуществляется или может осуществляться в противоречии с ними.

По сути, Постановление Конституционного суда Татарстана от 14 февраля 2003 года, "оправдавшее" республику в присвоении слова "суверенитет", стало примером объяснения того, что "черное - это белое, а белое - это черное". На жизни самой республики "виртуальный суверенитет" никак не отразился, как и на реальных гражданах, зато республика с помощью конституционного суда прописала в своей конституции слово "суверенитет", но был ли смысл?!

Всем уже понятно, что Татарстан - регион России, права которого ничем не отличаются от прав тривиальной области или края в России, и наличие символического суверенитета вызывает не только недоумение, но и смех у тех правоведов, которые привыкли не к словоблудию, а к реальной оценке ситуации.

Возможно для этого сейчас Конституционный суд Татарстана нужен республике - поддерживать иллюзию некой её "суверенности", ведь отсутствие конституционного суда в современном государстве немыслимо. Только, как говорят в народе, "авторитет начальника измеряется не кабинетом, а его возможностями".

1. Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его Президиума и комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан и органов местного самоуправления рассматривает дела о конституционности:

1) законов Республики Татарстан;

2) нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;

3) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

4) не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.

2. Конституционный суд Республики Татарстан по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан.

3. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:

1) между органами государственной власти Республики Татарстан;

2) между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;

3) между органами местного самоуправления.

4. Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.

5. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования решения Конституционного суда Республики Татарстан.

6. Решение Конституционного суда Республики Татарстан, принятое в пределах его полномочий, является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом.

  • Раздел первый. Организация Конституционного суда Республики Татарстан и статус его судей
    • Глава I. Общие положения (ст. ст. 1 - 7)
      • Статья 1. Конституционный суд Республики Татарстан - орган судебной власти в Республике Татарстан
      • Статья 2. Законодательство о Конституционном суде Республики Татарстан
      • Статья 3. Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 6. Обязательность решений Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 9. Порядок избрания на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 10. Присяга судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 11. Требования, предъявляемые к судье
      • Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 16. Равенство прав судей Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 17. Право судьи Конституционного суда Республики Татарстан присутствовать на заседаниях государственных органов
      • Статья 18. Право судьи Конституционного суда Республики Татарстан на защиту государством
      • Статья 19. Материальные и социальные гарантии независимости судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 20. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 21. Прекращение полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 22. Отставка судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 23. Квалификационный класс судьи Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 24. Организационные формы конституционного судопроизводства
      • Статья 25. Председатель Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 26. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 27. Заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан
      • Статья 28. Регламент Конституционного суда Республики Татарстан
      • Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства (ст. ст. 29 - 38)
        • Статья 29. Конституционная законность
        • Статья 30. Независимость
        • Статья 31. Коллегиальность
        • Статья 32. Гласность
        • Статья 33. Устность разбирательства
        • Статья 34. Язык конституционного судопроизводства
        • Статья 35. Непрерывность судебного заседания
        • Статья 36. Отложение решения Конституционного суда Республики Татарстан
        • Статья 37. Протоколирование
        • Статья 38. Состязательность и равноправие сторон
        • Статья 39. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном суде Республики Татарстан
        • Статья 40. Общие требования к обращению
        • Статья 41. Документы, прилагаемые к обращению
        • Статья 42. Государственная пошлина
        • Статья 43. Рассмотрение обращений аппаратом Конституционного суда Республики Татарстан
        • Статья 44. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного суда Республики Татарстан
        • Статья 45. Принятие обращения к рассмотрению
        • Статья 46. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
        • Статья 47. Отзыв обращения
        • Статья 48. Созыв заседаний
        • Статья 49. Порядок рассмотрения вопросов в заседаниях
        • Статья 50. Назначение дел к слушанию
        • Статья 51. Подготовка дела к слушанию
        • Статья 52. Требования Конституционного суда Республики Татарстан
        • Статья 53. Участники процесса
        • Статья 54. Стороны и их представители
        • Статья 55. Заседания
        • Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
        • Статья 57. Председательствующий в заседании
        • Статья 58. Порядок исследования вопросов
        • Статья 59. Объяснения сторон
        • Статья 60. Заключение эксперта
        • Статья 61. Исследование документов
        • Статья 62. Заключительное выступление сторон
        • Статья 63. Прекращение производства по делу
        • Статья 64. Окончание слушания дела
        • Статья 65. Совещание судей по принятию итогового решения
        • Статья 66. Виды решений
        • Статья 67. Принятие решения
        • Статья 68. Требования, предъявляемые к решениям
        • Статья 69. Изложение решения
        • Статья 70. Особое мнение судей
        • Статья 71. Провозглашение решения
        • Статья 72. Опубликование решения
        • Статья 73. Юридическая сила решения
        • Статья 74. Сроки исполнения решения
        • Статья 75. Последствия неисполнения решения
        • Статья 76. Исправление неточностей в решении
        • Статья 77. Разъяснение решения
        • Статья 78. Пересмотр решений Конституционного суда Республики Татарстан
        • Статья 79 (исключена)
        • Статья 80. Право Конституционного суда Республики Татарстан налагать штрафы
        • Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Республики Татарстан законов и иных нормативных правовых актов (ст. ст. 81 - 84)
          • Статья 81. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан
          • Статья 82. Допустимость запроса
          • Статья 83. Пределы проверки
          • Статья 84. Итоговое решение по делу
          • Статья 85. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан
          • Статья 86. Допустимость запроса
          • Статья 87. Пределы проверки
          • Статья 88. Итоговое решение по делу
          • Статья 89. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан
          • Статья 90. Допустимость ходатайства
          • Статья 91. Пределы проверки
          • Статья 92. Итоговое решение по делу
          • Статья 93. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан
          • Статья 94. Обязательность толкования Конституции Республики Татарстан
          • Статья 95. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан
          • Статья 96. Допустимость запроса
          • Статья 97. Пределы проверки
          • Статья 98. Порядок направления запроса и дачи заключения
          • Статья 99. Заключение о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан
          • Статья 100. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан
          • Статья 101. Допустимость жалобы
          • Статья 102. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
          • Статья 103. Пределы проверки
          • Статья 104. Итоговое решение по делу
          • Статья 105. Обращение в Конституционный суд Республики Татарстан
          • Статья 106. Допустимость запроса
          • Статья 107 (исключена)
          • Статья 108. Пределы проверки и виды итоговых решений
          • Статья 109. Аппарат Конституционного суда Республики Татарстан
          • Статья 110. Официальное издание Конституционного суда Республики Татарстан
          • Статья 111. Печать Конституционного суда Республики Татарстан
          • Статья 112. Символы судебной власти Конституционного суда Республики Татарстан
          • Статья 113. Место пребывания Конституционного суда Республики Татарстан

          С изменениями и дополнениями от:

          30 октября 1998 г., 28 июня 2001 г., 21 октября 2003 г., 20 февраля, 15 июля 2006 г., 5 июля 2007 г., 20 марта 2008 г., 3 декабря 2009 г., 3 ноября 2015 г., 26 марта 2016 г.

          Информация об изменениях:

          Законом РТ от 20 февраля 2006 г. N 14-ЗРТ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

          Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством определяет организацию и компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, особенности правового положения его судей, принципы конституционного судопроизводства, а также особенности производства по отдельным категориям дел в Конституционном суде Республики Татарстан.

          Президент Республики Татарстан

          Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

          Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

          Конституционный суд обеспечивает верховенство Конституции Республики Татарстан, ее непосредственное действие на территории республики, соответствие Основному Закону республики договоров республики, законов, других нормативных актов органов республики.

          Основными принципами деятельности Конституционного суда являются независимость, законность, коллегиальность и гласность. Судьи Конституционного суда в заседаниях при решении всех вопросов, входящих в компетенцию Конституционного суда, пользуются равными правами. Срок полномочий Конституционного суда не ограничен. Конституционный суд является постоянно действующим органом.

          Постановления Конституционного суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан всеми государственными органами, в том числе судами, а также предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности, должностными лицами и гражданами.

          Определен состав, порядок избрания и статус судей Конституционного суда; компетенция и порядок деятельности Конституционного суда.

          Постановления, заключения и иные решения Конституционного суда, изложенные в виде отдельного документа, его послания должны быть опубликованы в официальных печатных органах республики не позднее чем в семидневный срок после их изложения, а также в "Ведомостях Верховного Совета Татарстана" и в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

          Финансирование работы Конституционного суда производится за счет средств республиканского бюджета, в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы Конституционного суда.

          Постоянным местом пребывания Конституционного суда является город Казань.

          Закон вводится в действие постановлением ВС РТ от 22 декабря 1992 г. N 1709-XII с момента избрания Конституционного суда Республики Татарстан.

          Закон введен в действие постановлением ВС РТ от 22 декабря 1992 г. N 1709-XII с момента избрания Конституционного суда Республики Татарстан

          До избрания Конституционного суда Республики Татарстан сохраняются полномочия Комитета конституционного надзора Республики Татарстан. Конституционный суд РТ избран 29 июня 2000 г.

          Текст Закона опубликован в Ведомостях Верховного Совета Татарстана, N 11-12, 1992 г., газете "Советская Татария" N 18 от 28 января 1993 г., Сборнике Законов РТ "Об административной ответственности", Издание Верховного Совета РТ, Казань, 1994 год

          Решением Верховного суда РТ от 27 февраля 2006 года положение части 2 настоящей статьи в части слов "подчиняясь при этом только Конституции Республики Татарстан" признано противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащем применению со дня вступления решения суда в законную силу

          Решением Верховного Суда РТ от 11 апреля 2002 г. отдельные положения настоящего Закона признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с 22 апреля 2002 г.

          В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

          Закон Республики Татарстан от 7 мая 2020 г. N 22-ЗРТ

          Изменения вступают в силу с 7 мая 2020 г.

          Закон Республики Татарстан от 16 ноября 2019 г. N 80-ЗРТ

          Изменения вступают в силу с 18 ноября 2019 г.

          Закон Республики Татарстан от 17 июля 2019 г. N 59-ЗРТ

          Изменения вступают в силу с 29 июля 2019 г.

          Закон Республики Татарстан от 26 октября 2018 г. N 76-ЗРТ

          Изменения вступают в силу с 9 ноября 2018 г.

          Закон РТ от 26 марта 2016 г. N 12-ЗРТ

          Закон РТ от 3 ноября 2015 г. N 93-ЗРТ

          Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 октября 2015 года

          Закон РТ от 3 декабря 2009 г. N 57-ЗРТ

          Закон РТ от 20 марта 2008 г. N 9-ЗРТ

          Закон РТ от 5 июля 2007 г. N 22-ЗРТ

          Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

          Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

          О Конституционном суде Республики Татарстан

          (с изменениями на 7 мая 2020 года)

          Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан и федеральным законодательством определяет организацию и компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, особенности правового положения его судей, принципы конституционного судопроизводства, а также особенности производства по отдельным категориям дел в Конституционном суде Республики Татарстан.

          РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И СТАТУС ЕГО СУДЕЙ


          Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          Статья 1. Конституционный суд Республики Татарстан - орган судебной власти в Республике Татарстан

          Конституционный суд Республики Татарстан - судебный орган конституционного контроля, осуществляющий в форме конституционного судопроизводства судебную власть в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории.

          Статья 2. Законодательство о Конституционном суде Республики Татарстан

          Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики Татарстан, статус судей Конституционного суда Республики Татарстан определяются Конституцией Республики Татарстан, федеральным законодательством, настоящим Законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.

          Статья 3. Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан

          1. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает дела о конституционности:

          1) законов Республики Татарстан;

          2) нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;

          3) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

          4) не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.

          2. Конституционный суд Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан.

          3. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:

          1) между органами государственной власти Республики Татарстан;

          2) между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;

          3) между органами местного самоуправления.

          4. Конституционный суд Республики Татарстан дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан.

          5. Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.

          6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования решения Конституционного суда Республики Татарстан.

          7. Решение Конституционного суда Республики Татарстан, принятое в пределах его полномочий, является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом.

          8. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан Конституционному суду Республики Татарстан принадлежит право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан по вопросам своего ведения.

          9. Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

          10. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд Республики Татарстан принимает Регламент Конституционного суда Республики Татарстан.

          Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного суда Республики Татарстан

          1. Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей, избираемых Государственным Советом Республики Татарстан.

          Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан.

          2. Конституционный суд Республики Татарстан вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей судей.

          3. Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан не ограничены определенным сроком.

          Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного суда Республики Татарстан

          Основными принципами деятельности Конституционного суда Республики Татарстан являются конституционная законность, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

          Статья 6. Обязательность решений Конституционного суда Республики Татарстан

          Решения Конституционного суда Республики Татарстан, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории Республики Татарстан для всех государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

          Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного суда Республики Татарстан

          1. Конституционный суд Республики Татарстан независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

          2. Финансирование Конституционного суда Республики Татарстан производится за счет средств бюджета Республики Татарстан и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.

          В бюджете Республики Татарстан ежегодно предусматриваются отдельной строкой необходимые для обеспечения деятельности Конституционного суда Республики Татарстан средства, которыми Конституционный суд Республики Татарстан распоряжается самостоятельно.

          3. Конституционный суд Республики Татарстан самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

          4. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного суда Республики Татарстан, установленных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, не допускается.

          Глава II. СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


          Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан

          1. Судьей Конституционного суда Республики Татарстан может быть гражданин Российской Федерации:

          1) не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", а также стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет;

          2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

          3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: