Конституционный суд республики ингушетия особенности судопроизводства

Обновлено: 26.04.2024

Статья посвящена отдельным вопросам совершенствования конституционного правосудия, возникшим в ходе рассмотрения в Конституционном Суде Республики Ингушетия, и впоследствии – в Конституционном Суде Российской Федерации, дела об установлении границы республики. В частности, речь идет о возможности проверки региональным конституционным судом нормативного акта, утверждающего соглашение между субъектами Российской Федерации, о субъектах обращения в Конституционный Суд РФ в целях признания нормативного акта подлежащим действию вопреки официально принятому решению органа конституционного правосудия субъекта РФ, а также об основаниях отвода судей конституционных судов.

Скачивания

Биография автора

Конституционный Суд Республики Ингушетия, судья, Заслуженный юрист Республики Ингушетия

Литература

1. Брежнев О.В. Некоторые проблемы взаимодействия Конституционного Суда России и органов конституционного правосудия субъектов Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 56-60; Кряжкова О.Н. Перемены в российском конституционном правосудии: ожидавшиеся, ожидаемые, неожиданные // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 10. С. 41-51; и др.
2. Велиева Д.С., Пресняков М.В. Спор о границах. компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и органов конституционной юстиции субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 2. С. 42-48.
3. Евлоев И.М. Постановление Конституционного Суда России о границах между субъектами Российской Федерации: разрешение спора или усугубление проблемы? Комментарий к Постановлению от 6 декабря 2018 года N 44-П // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 1. С. 92 - 106.
4. Ливеровский А.А. Объективность правоприменительных действий судьи органа конституционной юстиции // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 63-67.Т
5. Тимофеев И.В. Об институте отвода судьи органа конституционной юстиции // Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга. 2012. № 1 (17). С. 59-66.
6. Тимофеев И.В. Указ. соч. С. 66; Холиков К.Н. Особенности судопроизводства в Конституционном суде Республики Таджикистан // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 70-74.
7. Вестник Конституционного Суда РФ. 2019. № 1.
8. Закон Санкт-Петербурга от 17 декабря 2001 г. № 841-111 «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство».
9. Интервью с Е.А. Лукьяновой. Программа «Особое мнение» // Радио «Эхо Москвы». URL: URL
10. Коротеев К. Конституционные вопросы, по обсуждению которых мы соскучились // Портал Закон.ру. URL
11. Особое мнение судьи Г.А. Гаджиева к Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2013 г. № 26-П // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2013 г. № 26-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 2.
13. Постановление Конституционного Суда Республики Ингушетия от 30 октября 2018 г. №19-П // Общенациональная газета «Сердало». 2018. 3 ноября.
14. Решение КС Ингушетии о границе с Чечней не имеет юридической силы — эксперт // Российское агентство правовой и судебной информации РАПСИ. URL
15. Туаев М. Юристы поспорили о значении решения Конституционного суда Ингушетии // Кавказский узел. URL
16. Трансляция заседания Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой // Видеохостинг YouTube. URL

  • Раздел первый. Организация Конституционного Суда Республики Ингушетия и статус судей (ст.ст. 1 - 26)
    • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
      • Статья 1. Конституционный Суд Республики Ингушетия - судебный орган конституционного контроля
      • Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Республики Ингушетия
      • Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 11. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 11.1. Дополнительное профессиональное образование судей конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 13.1. Квалификационная аттестация судей конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 15.1 Дисциплинарная ответственность судей Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства
      • Статья 21. Избрание судьи-секретаря Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 22. Председатель Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 23. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 24. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 25. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Статья 26. Регламент Конституционного Суда Республики Ингушетия
      • Глава IV. Принципы Конституционного Судопроизводства (ст.ст. 27 - 33)
        • Статья 27. Независимость
        • Статья 28. Коллегиальность
        • Статья 29. Гласность
        • Статья 30. Устность разбирательства
        • Статья 31. Язык конституционного судопроизводства
        • Статья 32. Непрерывность судебного заседания
        • Статья 33. Состязательность и равноправие сторон
        • Статья 34. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Республики Ингушетия
        • Статья 35. Общие требования к обращению
        • Статья 36. Документы, прилагаемые к обращению
        • Статья 36.1 Государственная пошлина
        • Статья 37. Рассмотрение обращений аппаратом Конституционного Суда Республики Ингушетия
        • Статья 38. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Республики Ингушетия
        • Статья 39. Принятие обращения к рассмотрению
        • Статья 40. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
        • Статья 41. Отзыв обращения
        • Статья 42. Созыв заседаний
        • Статья 43. Порядок рассмотрения вопросов в пленарных заседаниях
        • Статья 44. Назначение дел к слушанию
        • Статья 45. Соединение дел
        • Статья 46. Подготовка дела к слушанию
        • Статья 47. Требования Конституционного Суда Республики Ингушетия
        • Статья 48. Рассылка материалов. Оповещение о заседании
        • Статья 49. Участники процесса
        • Статья 50. Стороны и их представители
        • Статья 51. Открытые заседания
        • Статья 52. Закрытое заседание
        • Статья 53. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
        • Статья 54. Распорядок заседания
        • Статья 55. Председательствующий в заседании
        • Статья 56. Протоколирование
        • Статья 57. Порядок исследования вопросов
        • Статья 58. Отложение заседания
        • Статья 59. Объяснения сторон
        • Статья 60. Заключение эксперта
        • Статья 61. Показания свидетелей
        • Статья 62. Исследование документов
        • Статья 63. Заключительное выступление сторон
        • Статья 64. Возобновление рассмотрения вопроса
        • Статья 65. Прекращение производства по делу
        • Статья 66. Окончание слушания дела
        • Статья 67. Совещание судей по принятию итогового решения
        • Статья 68. Виды решений
        • Статья 69. Принятие решения
        • Статья 70. Требования, предъявляемые к решениям
        • Статья 71. Изложение решения
        • Статья 72. Особое мнение судей
        • Статья 73. Провозглашение решения
        • Статья 74. Опубликование решения
        • Статья 75. Юридическая сила решения
        • Статья 76. Исполнение решения
        • Статья 77. Последствия неисполнения решения
        • Статья 78. Исправление неточностей в решении
        • Статья 79. Разъяснение решения
        • Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии нормативных актов Конституции Республики Ингушетия (ст.ст. 80 - 83)
          • Статья 80. Право на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия
          • Статья 81. Допустимость запроса
          • Статья 82. Пределы проверки
          • Статья 83. Итоговое решение по делу
          • Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия
          • Статья 85. Допустимость запроса
          • Статья 86. Пределы проверки
          • Статья 87. Итоговое решение по делу
          • Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия
          • Статья 93. Допустимость жалобы
          • Статья 94. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
          • Статья 95. Пределы проверки
          • Статья 96. Итоговое решение по делу
          • Статья 97. Обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия
          • Статья 98. Допустимость запроса
          • Статья 99. Последствия внесения запроса
          • Статья 100. Пределы проверки и виды итоговых решений
          • Статья 101. Право на обращение в Конституционный Суд Республики Ингушетия
          • Статья 102. Обязательность толкования Конституции Республики Ингушетия
          • Статья 103. Аппарат Конституционного Суда Республики Ингушетия
          • Статья 104. Официальное издание Конституционного Суда Республики Ингушетия
          • Статья 105. Печать Конституционного Суда Республики Ингушетия
          • Статья 106. Символы судебной власти Конституционного Суда Республики Ингушетия
          • Статья 107. Местопребывание Конституционного Суда Республики Ингушетия
          • Статья 108. Формирование состава Конституционного Суда Республики Ингушетия
          • Статья 109. Вступление настоящего Конституционного закона в силу

          Конституционный Закон Республики Ингушетия
          от 28 декабря 2001 г. N 10-РКЗ
          "О Конституционном Суде Республики Ингушетия"

          С изменениями и дополнениями от:

          13 апреля 2012 г., 9 апреля 2013 г., 10 ноября 2014 г.

          Принят Народным Собранием-Парламентом Республики Ингушетия 15 ноября 2001 года

          28 декабря 2001 г.

          Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

          Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

          Конституционный Закон Республики Ингушетия от 28 декабря 2001 г. N 10-РКЗ "О Конституционном Суде Республики Ингушетия"

          Настоящий Конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

          Текст Конституционного закона опубликован в "Сборнике законов Республики Ингушетия", выпуск 9, (2001), в газете "Ингушетия" от 16 января 2002 г. N 5

          В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

          Конституционный закон Республики Ингушетия от 3 сентября 2018 г. N 2-РКЗ

          Изменения вступают в силу с 4 декабря 2018 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 1 января 2019 г.

          Положения пунктов 3, 4, 6 статьи 1 изменений применяются при наличии технической возможности в суде

          См. будущие редакции настоящего документа

          Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

          Конституционный закон Республики Ингушетия от 30 ноября 2015 г. N 3-РКЗ

          Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Конституционного закона

          Конституционный закон Республики Ингушетия от 10 ноября 2014 г. N 2-ркз

          Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Конституционного закона

          Конституционный закон Республики Ингушетия от 9 апреля 2013 г. N 2-РКЗ

          Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Конституционного закона

          Конституционный закон Республики Ингушетия от 13 апреля 2012 г. N 1-РКЗ

          Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Конституционного закона

          • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
            • Статья 1. Конституционный Суд Республики Ингушетия - судебный орган конституционного контроля
            • Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Республики Ингушетия
            • Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 11. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 11.1. Дополнительное профессиональное образование судей конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 13.1. Квалификационная аттестация судей конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 15.1 Дисциплинарная ответственность судей Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства
            • Статья 21. Избрание судьи-секретаря Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 22. Председатель Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 23. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 24. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 25. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Ингушетия
            • Статья 26. Регламент Конституционного Суда Республики Ингушетия

            Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

            Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

            Конституционный суд признал законным соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой. Соответствующий запрос главы Ингушетии был рассмотрен в приоритетном порядке, на вынесение решения у судей ушло всего 10 дней.

            Напомним, соглашение об установлении границы между двумя республиками было подписано Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым в октябре текущего года, после чего документ был ратифицирован обоими парламентами и вступил в силу. Однако почти сразу после этого группа депутатов ингушского Народного собрания обжаловала республиканский закон об утверждении соглашения. Конституционный суд Республики Ингушетия (КСРИ) встал на сторону несогласных, и тогда Евкуров попросил разобраться в конфликте судей КС РФ.

            Изучив доводы как сторонников, так и противников заключенного соглашения, КС России пришел к выводу, что документ имеет законную силу, а КСРИ превысил свои полномочия.

            Как пояснил судья-докладчик по данному делу Сергей Маврин, в споре о законности вышеуказанного соглашения не может применяться статья 102 Конституции РФ, которая относит утверждение изменения границ между субъектами РФ к ведению Совета Федерации, поскольку в данном случае имело место не изменение, а определение границ. В обозримый исторический период, в том числе после распада СССР (до 1992 года) и после принятия Конституции РФ, существовала Чечено-Ингушская Республика, которая затем разделилась.

            - Формально после распада Чечено-Ингушской Республики граница между двумя новыми субъектами РФ установлена не была, то есть в данном случае мы имеем дело с феноменом первичного установления границ, - пояснил Маврин. - Отсюда следует, что те процедуры, которые установлены для изменения границ субъектов РФ, то есть учет мнения населения или вмешательство Совета Федерации, для данного случая в обязательном порядке Конституция РФ не предписывает.

            Руководствуясь этим соображением, КС РФ признал и Соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, и закон Республики Ингушетия "Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой" действующими, а следовательно, "обязательными на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений".

            Что касается решения КСРИ, то, по словам Сергея Маврина, в данном случае судьи республики вышли за пределы своих полномочий, поскольку рассматривали и соглашение, и закон уже после вступления их в законную силу.

            Юнус-Бек Евкуров, глава Ингушетии:

            - При принятии такого решения мы исходили из исторических моментов. Понимали, что это непросто, что будет определенная критика. Это решение ставит точку. Наша дальнейшая задача, несмотря на оппонентов, - развивать эту территорию. Совместные проекты на границе нужны. Мы не запрещаем работать на территориях. Граница чисто номинальная, там нет колючей проволоки. Мы договорились, что не будет и постов. Некоторое время требуется, чтобы это осознать.

            Рамзан Кадыров, глава Чечни:

            - Когда мы подписывали соглашение, то согласовывали его с лучшими юристами. Но есть у нас определенные люди, которые не в интересах республик, а в личных интересах предпринимали противодействие. Я желаю и чеченскому, и ингушскому народу, чтобы мы жили в братстве и не разделяли землю. Люди, которые имеют вес на Кавказе, нас поддержали. Я приглашаю всех на приграничную территорию, пусть вкладывают, развивают ее. Поставлена точка, и провокаторы поймут. Я попрошу всех глав (муниципальных районов. - Прим. ред.) тоже убрать все посты между регионами. Те, кто хочет совершить преступления, через посты не проезжают.


            Конституционный суд республики Ингушетия – орган судебной власти, который осуществляет конституционный контроль самостоятельно и независимо. КС работает на основании Конституции Республики, а также на основании законодательства о конституционном суде.

            Суд занимается вопросами соблюдения конституционного права в различных областях деятельности Республики.

            Конституционный суд республики Ингушетия: общая информация

            Суд осуществляет свою деятельность по обращениям и жалобам. Обращения в КС должны быть оформлены правильно и обязательно в своем содержании должны иметь основания обращения в данную инстанцию. То есть, заявитель непременно должен указать, какие пункты законодательства противоречат конституционному праву или же какие аспекты спора основаны на нарушении конституционных законов. После получения жалобы суд рассматривает дело в открытом заседании. Как правило, дела рассматриваются без предварительного слушания. В данном случае, все документы и нормативные акты поручается изучить одному из судей, который на заседании осуществляет доклад.

            Все аспекты выбора судей, формирования суда, приема заявлений и очередности их рассмотрения отображается в законодательной базе о деятельности КС в Ингушетии. Решение принимается коллегиально, после детального изучения всех предоставленных документов и иных материалов. В процессе суда все аспекты отображаются в специализированных актах. Окончательное решение формируется в постановление. Постановление должно содержать в себе решение суда, а также рекомендации к законодателю об изменении определенных статей и приведение их к нормам конституционного права. После публикации постановления, оно набирает законную силу. Дела, по которым обращаются граждане с учетом несоответствия установленным нормами и конституционного права, подлежат пересмотру.

            Функции и состав суда

            1. Основной функций КС считается толкование Конституции. В данном вопросе судьи детально изучают конституционные законы и выносят толкование, которое позволяет получить единственно верную трактовку вопроса;
            2. Суд рассматривает все вопросы, которые касаются компетенции;
            3. Суд изучает нормативно-правовые документы на предмет соответствия конституционным законам;
            4. При обнаружении несоответствия, суд устанавливает необходимость пересмотра и переработки законодательства – четко определенных статей, на предмет соответствия конституционным нормам;
            5. Суд занимается вопросами разработки предложений по улучшению законодательной базы с целью улучшения ее работы.


            Конституционный суд республики Карелия
            Конституционный суд республики Карелия – это специализированный судебный орган, осуществляющий конституционный контроль. В 1994 году 10 ноября суд начал свою деятельность.


            Конституционный суд республики Бурятия
            Конституционный суд республики Бурятия – это орган судебной власти, который рассматривает дела, касающиеся конституционного права, а также производит процесс контроля исполнения.


            Конституционный суд республики Дагестан
            В системе судопроизводства РФ большую роль играет Конституционный суд республики Дагестан. Этот орган судебной власти представляет собой независимую структуру, которая.


            Конституционный суд республики Адыгея
            Конституционный суд республики Адыгея рассматривает различные дела, которые могут касаться нарушения конституционного права. Таким образом, можно сказать о том, что КС является.

            Автор статьи

            Куприянов Денис Юрьевич

            Куприянов Денис Юрьевич

            Юрист частного права

            Страница автора

            Читайте также: