Конституционный суд рб это

Обновлено: 28.03.2024

Конституционный Суд образован в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.

Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия.

Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный орган – одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный Суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики, а именно: шесть судей назначаются главой государства и шесть – избираются Советом Республики.

Срок полномочий членов судьи – 11 лет, и они могут быть назначены (избраны) на новый срок. Предельный возраст – 70 лет.

Конституционный Суд приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения:

– о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь

– о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов

– о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного

Суда, Генерального прокурора

– о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции

(Конституции РБ и международ договорам, ратифицированными РБ)

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного Закона страны.

Заключение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда.

внесение рекомендательных предложений Главе государства, Парламенту, Совету Министров, высшим судам.

ежегодные послания Конституционного Суда Президенту и Парламенту о состоянии конституционной законности в стране.

обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей по требованию Президента Республики Беларусь или по поручению Правительства (ч. 5 ст. 100 Конституции) – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.(с 2008 года по закону О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь)

По предложению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом

По поручению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан

По предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания, Совета Министров Конституционный Суд излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в апреле 1994 года учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд), который осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь.

Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда составляют Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция), Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда избираются из числа судей Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда избираются на 11 лет.

Конституционный Суд осуществляет следующие полномочия:

по предложениям Президента Республики Беларусь, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о толковании Конституции;

о соответствии Конституции законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;

по предложениям Президента Республики Беларусь дает заключения:

о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

о соответствии Конституции законов, принятых Парламентом Республики Беларусь, до их подписания Президентом Республики Беларусь;

о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;

о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;

в случаях, предусмотренных Конституцией, дает заключения:

по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции;

по предложению Президента Республики Беларусь о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Республики Беларусь Конституции;

по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

в порядке, установленном законом, выносит решения:

по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;

по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел;

в порядке, установленном законом:

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

В решениях и формулируемых в них правовых позициях Конституционный Суд, исходя из верховенства права, путем выявления конституционно-правового смысла норм законов и иных нормативных правовых актов способствует выработке правовых механизмов развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей, ориентирует законодателя и правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционных положений и их реальное обеспечение.

220016, г.Минск, ул. Красноармейская, 4. Тел.: +375 17 327 52 09. E-mail:ksrb@kc.gov.by
© 2009-2019 Конституционный Суд Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в апреле 1994 года учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд), который осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь.

Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда составляют Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция), Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда избираются из числа судей Конституционного Суда.

Судьи Конституционного Суда избираются на 11 лет.

Конституционный Суд осуществляет следующие полномочия:

по предложениям Президента Республики Беларусь, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о толковании Конституции;

о соответствии Конституции законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов;

по предложениям Президента Республики Беларусь дает заключения:

о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

о соответствии Конституции законов, принятых Парламентом Республики Беларусь, до их подписания Президентом Республики Беларусь;

о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;

о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь;

в случаях, предусмотренных Конституцией, дает заключения:

по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции;

по предложению Президента Республики Беларусь о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Республики Беларусь Конституции;

по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

в порядке, установленном законом, выносит решения:

по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;

по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел;

в порядке, установленном законом:

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

В решениях и формулируемых в них правовых позициях Конституционный Суд, исходя из верховенства права, путем выявления конституционно-правового смысла норм законов и иных нормативных правовых актов способствует выработке правовых механизмов развития и защиты конституционных ценностей и достижения конституционно значимых целей, ориентирует законодателя и правоприменителей на неукоснительное соблюдение конституционных положений и их реальное обеспечение.

220016, г.Минск, ул. Красноармейская, 4. Тел.: +375 17 327 52 09. E-mail:ksrb@kc.gov.by
© 2009-2019 Конституционный Суд Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права.

Основные задачи

Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории Республики Беларусь.

Полномочия Конституционного Суда

Конституционный Суд по предложениям Президента, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Совета Министров дает заключения о толковании Конституции; о соответствии Конституции законов, указов Президента, постановлений Совета Министров, нормативных правовых актов других государственных органов.

Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения:

  • о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
  • о соответствии Конституции законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом;
  • о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;
  • о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд в двухнедельный срок дает заключения:

  • по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции;
  • по предложению Президента о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Конституционный Суд по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения:

  • по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;
  • по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией и законом.

Конституционный суд Республики Беларусь был образован в конце апреля 1994 г. и действует на основании Конституции (ст.116) и Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.

Согласно ст.116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правоприменительной практике.

Конституционный суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики (верхней палатой парламента), а именно: шесть судей назначаются Президентом и шесть – избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Срок полномочий членов суда – 11 лет. Предельный возраст – 70 лет. Минимальный возраст для занятия указанной должности в законодательстве Беларуси не установлен (в Российской Федерации, Украине, Германии – 40 лет, в Венгрии – 45 лет).

Компетенция Конституционного суда определена в ст.116 Конституции и ст.5 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь». В частности, Конституционный суд рассматривает дела и дает заключения:

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам. Декретам и указам;

4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный суд рассматривает дела по предложениям уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц: Президента Республики Беларусь; палаты представителей, Совета Республики, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Совета Министров.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного закона страны.

Заключение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда. При разделении голосов поровну решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения Конституционного суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат (ст.38 Закона).

Несмотря на то, что Конституционный суд выносит меньше решений, чем иные (общие и хозяйственные) суды, но принимаемые им заключения затрагивают интересы тысяч людей, часто имеют судьбоносное значение для страны и ее правовой системы. Поэтому решения Конституционного суда должны быть юридически аргументированными, объективными и политически нейтральными.

Представление о количестве решений, вынесенных Конституционным судом Республики Беларусь в последние годы, дает следующая таблица (см. таблицу №1).

Год
Число решений

Кроме вынесения решений о конституционности правовых актов, Конституционный суд Республики Беларусь использует и другие средства обеспечения конституционной законности. Так, он вправе вносить предложения об изменении и дополнении законодательных актов в адрес Президента, Парламента, Правительства, высших судов, министерств и ведомств. Важное значение имеют ежегодные послания Конституционного суда Президенту и Парламенту о состоянии конституционной законности в стране.

В отличие от аналогичных судов России, Германии, Австрии, Польши и некоторых других стран Конституционный суд Республики Беларусь не вправе принимать к своему производству жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие конституционные права и свободы, а также не вправе давать официальное толковании Конституции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: