Конституционный суд франции это

Обновлено: 29.04.2024

Конституцио́нный сове́т Фра́нции (фр. Conseil constitutionnel ) — орган конституционного контроля Франции, является квазисудебным [1] [2] органом.

Содержание

Сформирован в 1958 году, сразу после принятия Конституции Пятой республики. В годы Четвёртой республики органом конституционного надзора являлся Конституционный комитет, состоявший из Президента, Председателя Совета Республики, Председателя Национального Собрания, 7 членов от Совета Республики и 7 членов от Национального Собрания. Конституционный комитет давал заключение о соответствии законов Конституции, но в отличие от Конституционного совета не имел права их отменять.

Конституционный Совет состоит из 9 человек, назначаемых, сроком на 9 лет без права переназначения, Президентом республики и спикерами Национального Собрания и Сената. В соответствии с конституционной реформой 23 июля 2008 года сделанный ими выбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должны быть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота» рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий; в обоих случаях возможно наложение «вето» большинством в 3/5 поданных голосов.

Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1 день) = (3 года — 1 день) + (9 лет).

Особенностью Конституционного Совета является то, что дополнительную «квоту» составляют «по праву» экс-президенты республики. В первые годы после основания Совета этим правом пользовались президенты Четвёртой республики Венсан Ориоль (отказался с 1960 по политическим мотивам) и Рене Коти. Шарль де Голль и Франсуа Миттеран, прожившие недолго после ухода с поста, в Совете никогда не участвовали. Ещё один президент Пятой республики — Жорж Помпиду — разумеется, не мог стать членом Совета по праву, поскольку скончался в должности. Тем не менее он ещё до президентства был членом Конституционного Совета (1959—1962), будучи назначен в самый первый его состав Шарлем де Голлем, и ушёл оттуда после того, как стал премьер-министром Франции. Валери Жискар д'Эстен воспользовался правом заседать в Совете лишь в 2004 году, спустя 23 года после окончания президентства (до этого он занимал другие выборные посты, что несовестимо с членством в Совете). В мае 2007 года пожизненным членом Совета стал, после окончания своего срока, и Жак Ширак, впервые принявший участие в заседании 15 ноября 2007 года. С 2012 года в Совет пожизненно входит также экс-президент Николя Саркози, а с 2017 года — экс-президент Франсуа Олланд.

В ходе конституционной реформы 23 июля 2008 года, Сенат предложил переименовать Конституционный Совет в «Конституционный Суд», а также упразднить членство в Совете бывших Президентов Республики; однако сенатские поправки не прошли во втором чтении в Национальном Собрании, и, следовательно, не попали в текст конституционного пересмотра [3] .

Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, также отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

Состав Конституционного совета с 2020 года выглядит следующим образом:

Члены совета Срок полномочий Назначен на должность
Лоран Фабиус (председатель) 2016—2025 президентом Франции
Николя Саркози — экс-президент Республики с 2012—пожизненно входит по должности
Франсуа Олланд — экс-президент Республики с 2017—пожизненно входит по должности
Мишель Пино [fr] 2016—2025 председателем Сената
Коринн Люкен [fr] 2016—2025 председателем Национального собрания
Ален Жюппе 2019—2028 председателем Национального собрания
Франсуа Пийе [fr] 2019—2028 председателем Сената
Жак Мезар 2019—2028 президентом Франции
Жаклин Гуро 2022—2031 президентом Франции
Вероник Мальбек [fr] 2022—2031 председателем Национального собрания
Франсуа Сенер [fr] 2022—2031 председателем Сената

  • Леон Ноэль[en] (1959—1965) (1965—1974) (1974—1983)
  • Даниэль Мейер[fr] (1983—1986) (1986—1995) (1995—2000) (2000—2004)
  • Пьер Мазо[en] (2004—2007) (2007—2016) (с 2016)


Функции Конституционного совета напоминают функции конституционного суда в других странах, однако в ряде пунктов они существенно у́же. Например, Совет не может отменить действующий закон; он может вынести суждение о неконституционности законопроекта, находящегося в разработке либо только что принятого, но тут же оспоренного и не вступившего ещё после промульгации в законную силу. Конституционный совет не имеет право проверять конституционность законов по своей инициативе. Запрос о проверке могут дать только президент республики, премьер-министр, председатели Сената и Национального собрания.

С 29 октября 1974 года Конституционный совет начал принимать обращения от групп депутатов или сенаторов численностью не менее 60 человек, что дало возможность для оппозиции противостоять парламентскому большинству. Конституционный совет не принимает обращения от рядовых граждан.

Законы, принятые на референдуме, не могут пересматриваться. Совет должен принять решение в течение месяца (в особенно срочных случаях в течение недели).

Совет определяет соответствие французских законов: Конституции пятой Республики от 4 октября 1958 года, Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, Конституционному закону от 3 июня 1958 года, Преамбуле к конституции Четвёртой республики от 27 октября 1946 года (действующей несмотря на изменение конституции), Циркуляру от 13 декабря 1999 года. Так же Конституционный совет проверяет международные договоры на конституционность. Согласно статье 54 Конституции (в версии 1992 года), Конституционный совет может на основании неконституционности приостановить ратификацию конкретного международного договора вплоть до пересмотра Конституции.

Конституционный совет также решает вопрос о статусе правовых документов («закон или подзаконный акт») и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью. Конституционный совет следит за проведением выборов президента республики, определяет их итог, провозглашает вновь избранного президента республики, определяет порядок возглавления государства в случае вакансии на этом посту согласно ст. 58 Конституции. Аналогично Совет проводит и подытоживает референдумы. Конституционный совет выносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается (ст. 59 Конституции). Конституционный совет консультирует Президента Франции о существовании условий для введения в стране чрезвычайного положения (ст.16 Конституции). Констатирует существование препятствий, не позволяющих Президенту исполнять свои функции (например, болезнь).

Указанные выше функции Конституционного совета не делают его гарантом соблюдения Конституции. Это право закреплено за Президентом Республики (ст.5 Конституции).

Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат и согласно ст. 62 Конституции обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Другой особенностью Конституционного совета, отличающей его от конституционных судов в других странах, является то, что особые мнения судей, не согласных с мнением большинства, не публикуются. Крупный юрист Жорж Ведель, заседавший в Совете в 1980—1989 гг., считал это соответствующим правовой традиции Франции [4] .

Председателя Конституционного совета выбирает из его состава Президент республики. Председатель имеет право решающего голоса в случае разделения голосов поровну. С февраля 2016 года председателем Конституционного совета является Лоран Фабиус.

По представлению председателя Конституционного совета Президент республики назначает генерального секретаря Конституционного совета, занимающегося обеспечением текущей работы Совета. Совет имеет свой аппарат и ряд служб: по внешним сношениям, юридическую, финансовую и др. Место заседаний — парижский Пале-Рояль.


Конституционный совет Франции (фр. Conseil constitutionnel ) создан в 1958 по конституции Пятой республики.

Содержание

Полномочия

Функции Конституционного совета напоминают функции конституционного суда в других странах, однако в ряде пунктов они существенно у́же. Например, Совет не может отменить действующий закон; он может вынести суждение о неконституционности законопроекта, находящегося в разработке либо только что принятого, но тут же оспоренного и не вступившего ещё после промульгации в законную силу. Конституционный совет не имеет право проверять конституционность законов по своей инициативе. Запрос о проверке могут дать только президент республики, премьер-министр, председатели Сената и Национального собрания. С 29 октября 1974г. Конституционный совет начал принимать обращения от групп депутатов или сенаторов численностью не менее 60 человек, что дало возможность для оппозиции противостоять парламентскому большинству. Конституционный совет не принимает обращения от рядовых граждан.

Законы, принятые на референдуме, не могут пересматриваться. Совет должен принять решение в течение месяца (в особенно срочных случаях в течение недели).

Совет определяет соответствие французских законов: Конституции пятой Республики от 4 октября 1958г., Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, Конституционному закону от 3 июня 1958г., Преамбуле к конституции Четвёртой республики от 27 октября 1946г.(действующей несмотря на изменение конституции), Циркуляру от 13 декабря 1999г. Так же Конституционный совет определяет международные договора на конституционность. Согласно статье 54 Конституции (в версии 1992 г.), Конституционный совет может на основании неконституционности приостановить ратификацию некоторого международного договора вплоть до пересмотра Конституции.

Конституционный совет также решает вопрос о статусе правовых документов («закон или подзаконный акт?») и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью. Конституционный совет следит за проведением выборов президента республики, определяет их итог, провозглашает вновь избранного президента республики, определяет порядок возглавления государства в случае вакансии на этом посту согласно ст. 58 Конституции. Аналогично Совет проводит и подытоживает референдумы. «Конституционный совет вносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается» по ст. 59 Конституции. Конституционный совет консультирует Президента Франции о существовании условий для введения ст.16 Конституции о чрезвычайном положении. Констатирует существование препятствий, не позволяющих Президенту исполнять свои функции (например, болезнь).

Указанные выше функции Конституционного совета не делают его гарантом соблюдения Конституции. Это право закреплено за Президентом Республики, ст.5 Конституции.

Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат и согласно ст. 62 Конституции «обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов».

Другой особенностью Конституционного совета, отличающей его от конституционных судов в других странах, является то, что особые мнения судей, не согласных с мнением большинства, не публикуются. Крупный юрист Жорж Ведель, заседавший в Совете в 1980—1989 гг., считал это соответствующим правовой традиции Франции.

Состав

Совет состоит из 9 человек, назначаемых сроком на 9 лет без права переназначения президентом республики и спикерами обеих палат. Каждые 3 года состав Совета ротируется на треть: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1день) = (3года — 1день) + (9лет).

До Конституционной реформы Николя Саркози 23 июля 2008 г. сверх указанной квоты в Совет пожизненно входили по праву экс-президенты республики. В первые годы после основания Совета этим правом пользовались президенты Четвёртой республики Венсан Ориоль (отказался с 1960 по политическим мотивам) и Рене Коти. Шарль де Голль и Франсуа Миттеран, прожившие недолго после ухода с поста, в Совете никогда не участвовали. Валери Жискар д'Эстен воспользовался правом заседать в Совете лишь в 2004, спустя 23 года после окончания президентства (до этого он занимал другие выборные посты, что несовестимо с членством в Совете). В мае 2007 пожизненным членом Совета стал, после окончания своего срока, и Жак Ширак, впервые принявший участие в заседании 15 ноября 2007 г. Ещё один президент Пятой республики — Жорж Помпиду — разумеется, не мог стать членом Совета по праву, поскольку скончался в должности. Тем не менее он ещё до президентства был членом Конституционного Совета (1959—1962), будучи назначен в самый первый его состав Шарлем де Голлем, и ушёл оттуда после того, как стал премьер-министром Франции.

Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, так же отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

Состав Конституционного совета 2009 г.: • Olivier DUTHEILLET de LAMOTHE, назначенный Президентом Республики в феврале 2001 • Pierre STEINMETZ, назначенный Президентом Республики в феврале 2004 • Jean-Louis DEBRÉ, назначенный Президентом Республики в феврале 2007 • Dominique SCHNAPPER, назначенная Председателем Сената в феврале 2001 • Jacqueline de GUILLENCHMIDT, назначенная Председателем Сената в феврале 2004 • Renaud DENOIX de SAINT MARC, назначенный Председателем Сената в феврале 2007 • Pierre JOXE, назначенный Председателем Национального собрания в феврале 2001 • Jean-Louis PEZANT, названный Председателем Национального собрания в феврале 2004 • Guy CANIVET, назначенный Председателем Национального собрания в феврале 2007.

Внутреннее устройство

Председателя Конституционного совета выбирает из его состава президент республики. Председатель имеет право решающего голоса в случае разделения голосов поровну. С февраля 2007 года председателем КС является Жан-Луи Дебре.

По представлению председателя КС президент республики назначает генерального секретаря КС, занимающегося обеспечением текущей работы Совета. Совет имеет свой аппарат и ряд служб: по внешним сношениям, юридическую, финансовую и др. Место заседаний — парижский Пале-Рояль. Адрес: Conseil constitutionnel 2, rue de Montpensier 75001 Paris.

P1050187 Paris Ier rue de Montpensier conseil constitutionnel rwk.JPG

Конституцио́нный сове́т Фра́нции (фр. Conseil constitutionnel ) — орган конституционного контроля Франции, сформированный в 1958 году, сразу после принятия Конституции Пятой республики.

Содержание

Формирование

Конституционный Совет состоит из 9 человек, назначаемых сроком на 9 лет без права переназначения Президентом республики и спикерами Национального Собрания и Сената. В соответствии с конституционной реформой 23 июля 2008 года сделанный ими выбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должны быть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота» рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий; в обоих случаях возможно наложение «вето» большинством в 3/5 поданных голосов.

Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1 день) = (3 года — 1 день) + (9 лет).

Особенностью Конституционного Совета является то, что дополнительную «квоту» составляют «по праву» экс-президенты республики. В первые годы после основания Совета этим правом пользовались президенты Четвёртой республики Венсан Ориоль (отказался с 1960 по политическим мотивам) и Рене Коти. Шарль де Голль и Франсуа Миттеран, прожившие недолго после ухода с поста, в Совете никогда не участвовали. Ещё один президент Пятой республики — Жорж Помпиду — разумеется, не мог стать членом Совета по праву, поскольку скончался в должности. Тем не менее он ещё до президентства был членом Конституционного Совета (1959—1962), будучи назначен в самый первый его состав Шарлем де Голлем, и ушёл оттуда после того, как стал премьер-министром Франции. Валери Жискар д'Эстен воспользовался правом заседать в Совете лишь в 2004 году, спустя 23 года после окончания президентства (до этого он занимал другие выборные посты, что несовестимо с членством в Совете). В мае 2007 года пожизненным членом Совета стал, после окончания своего срока, и Жак Ширак, впервые принявший участие в заседании 15 ноября 2007 года. С 2012 года в Совет пожизненно входит также экс-президент Николя Саркози.

Следует отметить, что в ходе конституционной реформы 23 июля 2008 года, Сенат предложил переименовать Конституционный Совет в «Конституционный Суд», а также упразднить членство в Совете бывших Президентов Республики; однако сенатские поправки не прошли во втором чтении в Национальном Собрании, и, следовательно, не попали в текст конституционного пересмотра [1] .

Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, так же отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

Состав

Состав Конституционного совета с 2012 года выглядит следующим образом:

Члены совета Срок полномочий Назначен на должность
Жан-Луи Дебре — Председатель 2007-2016 Президентом Франции
Валери Жискар д'Эстен — экс-президент Республики с 1981 (фактически с 2004)—пожизненно входит по должности
Жак Ширак — экс-президент Республики с 2007—пожизненно входит по должности
Николя Саркози — экс-президент Республики с 2012—пожизненно входит по должности
Пьер Стейнметц 2004-2013 Президентом Франции
Жаклин де Гийаншмидт 2004-2013 Председателем Сената
Клер Бази-Малори (на место скончавшегося в июле 2010 года Жан-Луи Пезана) 2010-2013 Председателем Национального собрания
Рено Денуа де Сен-Марк 2007-2016 Председателем Сената
Ги Каниве 2007-2016 Председателем Национального собрания
Мишель Шаррас 2010-2019 Президентом Франции
Юбер Энель 2010-2019 Председателем Сената
Жак Барро 2010-2019 Председателем Национального собрания

Полномочия



Функции Конституционного совета напоминают функции конституционного суда в других странах, однако в ряде пунктов они существенно у́же. Например, Совет не может отменить действующий закон; он может вынести суждение о неконституционности законопроекта, находящегося в разработке либо только что принятого, но тут же оспоренного и не вступившего ещё после промульгации в законную силу. Конституционный совет не имеет право проверять конституционность законов по своей инициативе. Запрос о проверке могут дать только президент республики, премьер-министр, председатели Сената и Национального собрания.

С 29 октября 1974 года Конституционный совет начал принимать обращения от групп депутатов или сенаторов численностью не менее 60 человек, что дало возможность для оппозиции противостоять парламентскому большинству. Конституционный совет не принимает обращения от рядовых граждан.

Законы, принятые на референдуме, не могут пересматриваться. Совет должен принять решение в течение месяца (в особенно срочных случаях в течение недели).

Совет определяет соответствие французских законов: Конституции пятой Республики от 4 октября 1958 года, Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, Конституционному закону от 3 июня 1958 года, Преамбуле к конституции Четвёртой республики от 27 октября 1946 года (действующей несмотря на изменение конституции), Циркуляру от 13 декабря 1999 года. Так же Конституционный совет проверяет международные договоры на конституционность. Согласно статье 54 Конституции (в версии 1992 года), Конституционный совет может на основании неконституционности приостановить ратификацию конкретного международного договора вплоть до пересмотра Конституции.

Конституционный совет также решает вопрос о статусе правовых документов («закон или подзаконный акт») и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью. Конституционный совет следит за проведением выборов президента республики, определяет их итог, провозглашает вновь избранного президента республики, определяет порядок возглавления государства в случае вакансии на этом посту согласно ст. 58 Конституции. Аналогично Совет проводит и подытоживает референдумы. Конституционный совет выносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается (ст. 59 Конституции). Конституционный совет консультирует Президента Франции о существовании условий для введения в стране чрезвычайного положения (ст.16 Конституции). Констатирует существование препятствий, не позволяющих Президенту исполнять свои функции (например, болезнь).

Указанные выше функции Конституционного совета не делают его гарантом соблюдения Конституции. Это право закреплено за Президентом Республики (ст.5 Конституции).

Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат и согласно ст. 62 Конституции обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Другой особенностью Конституционного совета, отличающей его от конституционных судов в других странах, является то, что особые мнения судей, не согласных с мнением большинства, не публикуются. Крупный юрист Жорж Ведель, заседавший в Совете в 1980—1989 гг., считал это соответствующим правовой традиции Франции [2] .

Внутреннее устройство



Председателя Конституционного совета выбирает из его состава Президент республики. Председатель имеет право решающего голоса в случае разделения голосов поровну. С февраля 2007 года председателем Конституционного совета является Жан-Луи Дебре.

По представлению председателя Конституционного совета Президент республики назначает генерального секретаря Конституционного совета, занимающегося обеспечением текущей работы Совета. Совет имеет свой аппарат и ряд служб: по внешним сношениям, юридическую, финансовую и др. Место заседаний — парижский Пале-Рояль.

Примечания

  1. ↑ Антонов А.В. Реформа Конституционного Совета Франции // Журнал конституционного правосудия, 2011, № 2.
  2. Georges VedelPropositions pour une révision de la Constitution (фр.) , Paris, La documentation Française, 1993. — ISBN 2-11-002962-5

Ссылки

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

  • Суды по алфавиту
  • Конституционные суды
  • Право Франции
  • Государственное устройство Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Конституционный совет Франции" в других словарях:

Конституционный суд Франции — Фронтон Пале Рояля Конституционный совет Франции (фр. Conseil constitutionnel) создан в 1958 по конституции Пятой республики. Содержание 1 Полномочия 2 Состав … Википедия

Конституционный совет — Фронтон Пале Рояля Конституционный совет Франции (фр. Conseil constitutionnel) создан в 1958 по конституции Пятой республики. Содержание 1 Полномочия 2 Состав … Википедия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ — (Conseil Constitutionnel) Он учрежден во Франции согласно Конституции Пятой республики (Fifth republic) для обеспечения регулярного проведения выборов и референдумов, а также, в определенных случаях, для рассмотрения вопросов о конституционности… … Политология. Словарь.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ — особый, квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. Рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия посредством обсуждения доклада,… … Юридический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ — особый квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. К.с. рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия не путем обсуждения по… … Юридическая энциклопедия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ — специализированный орган предварительного конституционного контроля во Франции. Мавритании, Габоне, Марокко. Мозамбике, Кот д Ивуаре. Казахстане, Сенегале и некоторых других странах. К.с. впервые был учрежден во Франции Конституцией 1958 г.. что… … Энциклопедия юриста

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ — особый квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. К. с. рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия не путем обсуждения по… … Энциклопедический словарь экономики и права

конституционный совет — особый, квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. Рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия посредством обсуждения доклада,… … Большой юридический словарь

Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Конституционный Суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе… … Википедия

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами – Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй – акты органов исполнительной власти.

Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета – все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции.

В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек.

Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете – в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Государственный совет возглавляет систему судов административной юстиции. Есть административные суды первой инстанции и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Административные суды вправе проверять законность всех административных актов – от муниципальных постановлений до ордонансов президента по самым разным вопросам: политическим (например, выборы), экономическим (хозяйственное руководство на государственных предприятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образования, нравственности (цензура кино) и др.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года об­новляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного сове­та — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должнос­тей, принимает решения о конституционности регламентов палат парла­мента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возмож­ности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его резуль­таты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблю­дением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлага­ется рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент рес­публики, председатель правительства, председатели обеих палат парла­мента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательно­го процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и за­крытый.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и называется совершить ошибку. © Конфуций ==> читать все изречения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: