Консистория это суд который

Обновлено: 23.04.2024

Консистория – учреждение, ведающее суд и управл. епарх. Впервые название «Консистория» встречается в определении Св. Синода от 28 марта 1722 года, говорящем об образовании «московской консистории» в гор. Москве. Она должна была находиться в ведении архиепископа сарского и подонского и советника Св. Синода Леонида. В ней должны были присутствовать архимандриты Петровского и Донского монастырей: Сергий и Иоаким. Ведению этой консистории подлежали: «синодальной области дела, до духовн. правительства надлежащие, рассуждать и определять и решать, а о важных делах, которые без синодального суждение решены быть не могут, присылать в Св. Синод обстоятельные донесения, на которые и решение требовать и как от Синода определено будет, так в том и поступать». Учреждения, похожие по своему устройству на консистории, существовали еще и в древнехристианской церкви – это были пресвитерские советы, бывшие при епископских кафедрах. Что касается русской православной церкви, то в ней вспомогательными учреждениями служили соборы духовных, а позднее приказы по духовным делам, в ведении которых были распорядительная, хозяйственная и другие обязанности. После введение синодального церковного устройства, архиереи, в качестве вспомогательных учреждений, стали устраивать учреждение, носившие разные название: «Канцелярии духовного правление», «Канцелярий» и др. Официальное определение «Консистория», как уже было указано выше, появилось лишь в 1722 году. В 1744 году всем правительственным учреждением, находившимся при архиереях, было повелено называться «Консисториями». Сначала в вспомогательные учреждение входили лишь представители монашествующего духовенства и только после переименования их в «консистории» получили туда доступ и представители белого духовенства, число которых постепенно увеличивали к в 1797 году было Высочайше повелено, чтобы: «между, присутствующими быть, по крайней мере, половине из белаго священства"· По уставу 1883 года, действующего и поныне, «духовная консистория есть присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархиею», она находится в ведении Св. Синода, принимает от него указы и, «кроме Синода и епархиального архиерея, никакое другое присутственное место, или начальство, не может непосредственно входить в ее дела, ни останавливать ея решений и распоряжений во всем том, что принадлежит к кругу действий духовного ведомства». Консистория делится на присутствие и канцелярию. Присутствие состоит из представителей монашествующего и белого духовенства, число которых определено по штатам, но, в случае надобности, назначаются еще члены, которых представляет епархиальный архиерей на утверждение Синода. В обеих столицах консистория делится на два присутствия. Во власти архиерея устранить члена консистории от рассмотрения дела, к которому он причастен, удалить члена от присутствования, если он подвергается ответственности по обвинению, до выяснения дела о нем и назначить новых членов, если почему-либо число членов сразу уменьшилось. Для производства дел при консисториях существуют канцелярии, начальником которой является секретарь, его назначение и увольнение зависит от Св. Синода, по предложению обер-прокурора, в ведении которого он находится и предписание которого для него обязательны. По своему внешнему устройству, консистории должны быть подобны другим губернским учреждением и отличаются лишь временем присутствий, так как члены присутствий должны сообразоваться со своими обязанностями священнослужителей. Так, например, в субботу вообще присутствия не бывает, и собираются лишь в случаях особой надобности; точно также не присутствуют в первую и последнюю недели, а также в каждую пятницу Великого поста и др. дни. В качестве светских служащих канцелярии являются еще столоначальники, в ведении которых находятся «столы» или отделы с определенным кругом дел. Дела, подлежащие ведению консистории следующие: наблюдение за церковным хозяйством, за благолепием и красотой храмов, за должностными лицами, проверка и хранение документов, бракоразводные дела и многие другие, имеющие отношение к церкви. Конечно, одна из главных задач консисторий – это охрана и распространение православной веры. Все дела, поступающие на рассмотрение консистории, должны быть решаемы единогласно, а потому в случае возникновение разногласий, на обязанности секретаря лежит объяснить существо дела и тех законов, на основании которых решение может быть единогласным. Докладывает дела, обыкновенно, секретарь, могут докладывать и столоначальники, но под наблюдением секретаря. Если же, несмотря на разъяснение секретаря, члены не пришли к единогласному решению, то протокол составляется согласно постановлению большинства голосов, причем несогласное мнение излагается письменно и должно быть представлено в течение трех дней. Все постановление консистории представляются на утверждение епархиального архиерея, который может вернуть дела для пересмотра и в случае новых разногласий постановить собственное решение. Ввиду недовольств, которые часто вызывала консистория, благодаря своему неудовлетворительному устройству, предсоборное присутствие, собиравшееся в Петербурге в 1906 году, решило их коренным образом реорганизовать. По новому проекту они должны называться «епархиальными правлениями». Так как решение дел в консисториях затягивается на весьма долгое время, Св. Синод нашел возможным по некоторым из них ввести упрощенное и ускоренное производство. Так, в 1910 году был принят ряд мер к ускорению и упрощению дел по некоторым вопросам: о вступлении в брак в некоторых степенях родства, о присоединении к православию и некоторых других. Консисториям было предоставлено действовать самостоятельно: по бумагам, требующим исполнение согласно установленному порядку;. по резолюциям преосвященных, имеющим исчерпывающее значение; по приему и рассылке переходящих сумм; по бумагам, относящимся к промежуточным стадиям процесса не решающим существа дела. В консисториях, с особенно большим производством, преосвященные могут предоставлять секретарям делать самим надлежащие распоряжения: по гербовому сбору, по бумагам подлежащим принятию к сведению или приложению к делу, по передаче по принадлежности ошибочно поступивших бумаг и по наведению справок. Было предложено избегать многословия в журналах и протоколах и излагать лишь дело и основание для его решения в резолютивной части. Секретарю предоставлялось избирать писцов, чиновников штатных и нештатных, назначение нештатным содержание и праздничных, и некоторые другие упрощения.

Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

КОНСИСТОРИЯ
(лат. consistorium - помещение для собраний), церковный суд или совет, с теми или иными особенностями, зависящими от организационного устройства отдельных церквей. 1) В Римско-католической церкви консисторией является Коллегия кардиналов, собирающаяся под председательством папы для обсуждения некоторых формальностей, касающихся канонизаций, назначения епископов, поставления кардиналов и т.п. Если на заседание допущены посторонние лица, консистория называется "публичной" и становится поводом для особой торжественной церемонии (например, дарования красной шапки кардиналам). В задачу Конгрегации консистории входит организация надлежащего управления различными диоцезами. 2) В Церкви Англии консистория представляет собой епархиальный епископский духовный суд, во главе которого стоит канцлер. 3) В некоторых реформатских церквах консистория представляет собой суд низшего уровня, состоящий из пастора и пресвитеров (иногда и диаконов) отдельной церкви.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КОНСИСТОРИЯ" в других словарях:

КОНСИСТОРИЯ — (лат. consistorium, от consistere сходиться для совещания). 1) присутственное духовное место в епархии, под непосредственным ведением архиерея. 2) место собрания имперского совета и самый совет в римской империи. 3) в католической церкви собрание … Словарь иностранных слов русского языка

КОНСИСТОРИЯ — жен., лат. епархиальное присутственое место, под началом архиерея. Евангелическая консистория, лютеранская, под председательством президента. Консисториальный, консисторский, к консистории относящийся, принадлежащий. Консисторист муж. член… … Толковый словарь Даля

КОНСИСТОРИЯ — (от позднелат. consistorium место собрания; совет) 1) в православной церкви учреждение при архиерее по управлению епархией.2) В католической церкви особое совещание при папе римском.3) В протестантизме церковно административный орган … Большой Энциклопедический словарь

КОНСИСТОРИЯ — КОНСИСТОРИЯ, консистории, жен. (лат. consistorium) (церк. дорев.). Учреждение при епархиальном архиерее с административными и судебными функциями. В дореволюционной России бракоразводные дела были подчинены консистории. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

КОНСИСТОРИЯ — КОНСИСТОРИЯ, и, жен. Церковно административный и церковно судебный орган при епархиальном архиерее. | прил. консисторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

консистория — (консисторъ) касцельны судова адміністрацыйны орган … Старабеларускі лексікон

Консистория — (от лат. consistorium место собрания; совет) собрание кардиналов, созываемое и возглавляемое папой римским; 2) орган церковно административного управления при епископах в Российской империи, а также в Германии и Австрии. Римская консистория… … Католическая энциклопедия

Консистория — – учреждение, ведающее суд и управл. епарх. Впервые название Консистория встречается в определении Св. Синода от 28 марта 1722 года, говорящем об образовании московской консистории в гор. Москве. Она должна была находиться в ведении… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Консистория — Консистория (лат. consistorium место собрания; совет): Генеральная консистория, высший орган церковно административного управления протестантами Российской империи; Консистория, в Православной церкви учреждение при архиерее по… … Википедия

Консистория — – под этим названием разумеется собрание кардиналов для решения важных церковных вопросов и для участия в торжественных актах римской церкви. Эти собрания происходят под председательством папы. Согласно каноническим правам римской церкви,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

орган ЕУ в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Первоначально консисториями (лат. сonsistorium - совместное стояние) назывались тайные советы рим. императоров, впервые введенные имп. Адрианом (117-138), члены к-рых в присутствии императора обязаны были стоять. В Римско-католической Церкви консисториями именуются собрания кардиналов под председательством папы. Затем это название стало употребляться также для обозначения диоцезальных совещательных коллегий при правящем епископе Римско-католической Церкви, а также приходских советов в некоторых протестант. церквах.

В России в нач. XVIII в. консисториями стали называть учреждения, помогавшие правящему архиерею в управлении епархией. Первые консистории были учреждены на территории совр. епархий: Новгородской и Старорусской - в 1725 г.; Астраханской и Енотаевской - в 1728 г.; Тамбовской и Мичуринской, Нижегородской и Арзамасской, Псковской и Великолукской - в 1730 г.; Владимирской и Суздальской, Тобольской и Тюменской - в 1731 г.; Иркутской и Ангарской - в 1732 г., но до 1744 г. в названии епархиальных учреждений не было единообразия. В епархиях они именовались не только консисториями, но и духовными приказами, дикастериями, канцеляриями, духовными правлениями. Разнообразием отличались и полномочия этих учреждений, и порядок их деятельности.

Унификация в ЕУ была введена Указом Святейшего Синода от 9 июля 1744 г., которым определено правительственным местам всех епархий иметь одинаковое наименование - «Духовная консистория». До 1768 г. в состав Д. к. могли входить лишь монашествующие лица пресвитерского сана - архимандриты, игумены и иеромонахи, затем членами консисторий стали назначаться также лица из белого духовенства. В 1797 г. указом имп. Павла I было предписано, чтобы одну половину членов консистории составляли монахи, а др.- священники из белого духовенства. Впосл. в состав Д. к. преимущественно входили священники из белого духовенства. В 1803 г. обер-прокурором Святейшего Синода А. А. Яковлевым было предложено ввести в штаты Д. к. должность прокурора, который бы зависел исключительно от синодального обер-прокурора и не состоял в отличие от консисторских секретарей в подчинении у правящего архиерея. Предлогом для такой инициативы послужили отмеченные Яковлевым злоупотребления епархиальных архиереев, в частности монашеские постриги в возрасте ниже установленного законами Российской империи возрастного ценза, использование в резолюциях по епархиальным делам формулы, присущей исключительно монаршей власти,- «быть по сему». Имп. Александр I резолюцией утвердил предложение Яковлева, но в связи с подачей Святейшим Синодом доклада, содержавшего контраргументы, основанные на канонических нормах, предусматривающих полноту власти епископа в епархии, исполнение имп. резолюции было отложено и никогда не приводилось в исполнение.

27 марта 1841 г., почти 100 лет после повсеместного введения Д. к. как органа ЕУ, был впервые издан утвержденный Святейшим Синодом Устав духовных консисторий. Это своего рода «духовный регламент» ЕУ. Он состоит из 364 статей, объединенных в 4 раздела. В 1-м разд. речь идет о значении консисторий и о правовых основаниях ЕУ и суда, во 2-м - об обязанностях консисторий по охранению и распространению правосл. веры, по богослужению, по сооружению и благоустройству храмов, по церковному хозяйству. 3-й разд. посвящен епархиальному суду, 4-й - штатам консисторий и регламенту их делопроизводства. В основу Устава легли «Духовный регламент» и отдельные, изданные ранее указы по ЕУ, к-рые были сведены в этом сборнике воедино. Устав был пересмотрен при переиздании в 1883 г., но принципиальных изменений в статус, состав и порядок деятельности Д. к. новое издание не внесло.

Согласно Уставу, Д. к.- это присутственное место архиерея, к-рый управляет епархией и вершит в ней духовный суд (см. Церковный суд). Однако из ведения консисторий были изъяты дела по духовным школам (в 1808) и епархиальным попечительствам о бедных духовного звания. Д. к. не были учреждены в епархиях Грузинского Экзархата, ввиду того что большая часть консисторских полномочий подлежала ведению Грузино-Имеретинской синодальной конторы, поэтому при правящих архиереях Экзархата вместо Д. к. состояли епархиальные канцелярии. В Алеутской епархии функции Д. к. исполняло духовное правление.

В Д. к. входили присутствие и канцелярия. Присутствие в разное время состояло из разного числа лиц: по штатам, введенным в 1869 г.,- из 4 членов, но штатами предусматривалась при необходимости возможность введения дополнительно сверхштатных членов без жалованья. Штатным членам полагалось тогда жалованье в размере 500 р. в год (примерно 250 тыс. р. по совр. курсу). Число членов Д. к. зависело от территориальных размеров епархии, численности правосл. населения в ней, количества приходов и клириков и др. обстоятельств. Члены Д. к. непременно состояли в пресвитерском сане - протоиереев, священников, архимандритов, игуменов, иеромонахов, назначавшихся по представлению правящего архиерея Святейшим Синодом. В таком же порядке члены Д. к. увольнялись. При назначении членов Д. к. учитывались опыт адм. деятельности, образовательный ценз (академическое образование было желательно, но не обязательно), религиозно-нравственные качества, а также место служения и жительства (предпочтительно в епархиальном городе или поблизости от него).

Правящий архиерей устранял от присутствия в Д. к. тех ее членов, дела к-рых рассматривались в консистории, а также тех, к-рым при рассмотрении судебного дела по тем или иным мотивированным причинам подсудимые давали отвод, кроме того, члены Д. к. отстранялись от участия в ее заседаниях в случае их ответственности по тому или иному обвинению до принятия окончательного решения по делу. Каждому члену Д. к. поручался для наблюдения и контроля особый круг епархиальных дел - свой «стол», но все дела рассматривались в присутствии коллегиально, при равноправном участии всех членов консистории, независимо от принадлежности дела тому или иному «столу». В присутствии коллегиально обсуждались епархиальные дела, к-рые предстояло решать властью правящего архиерея. Заседания проходили, как правило, без участия в них правящего архиерея под председательством старейшего по статусу члена Д. к.

Производство консисторских дел исполнялось канцелярией Д. к. Штаты канцелярии включали чиновников и служителей, начальником был секретарь Д. к.- чиновник среднего ранга, от титулярного до статского советника, назначаемый и увольняемый Синодом по предложению обер-прокурора, согласованному с правящим архиереем. Секретарь Д. к. состоял в двойном подчинении: епархиальному архиерею и обер-прокурору Синода, все предписания к-рых он обязан был неукоснительно исполнять. Помимо управления канцелярией секретарь докладывал дела на заседании присутствия Д. к. Если члены консистории расходились во мнениях или выносили решение, к-рое, по суждению секретаря, противоречило законам либо представлялось ему нецелесообразным по существу, он должен был дать справку относительно трактовки рассматриваемого дела в законах Российской империи или представить более подробные сведения по сути рассматриваемого дела. В случае игнорирования его представления он обязан был внести изложение сложившихся обстоятельств в особый журнал и доложить суть дела в рапорте на имя правящего архиерея.

По всем делам, подлежавшим ведению правящего архиерея через Д. к., канцелярия собирала необходимые сведения, готовила соответствующую документацию, затем дела рассматривались коллегиально в присутствии, и, наконец, по ним выносилась резолюция правящего архиерея. Так, если решался вопрос о поставлении священников, диаконов или причетников, канцелярия собирала сведения о месте, на к-рое предполагалось поставить кандидата,- о наличии вакансии или необходимости учреждения дополнительного служебного места - и о качествах ставленника - о его семейном положении, об образовании, о возрасте, об отсутствии канонических препятствий и т. п. Затем кандидатура ставленника обсуждалась в присутствии, которое выносило по рассматриваемому делу суждение, подлежавшее утверждению правящего архиерея.

Присутствие на основании документов по делу, собранных или подготовленных канцелярией, составляло после коллегиального обсуждения предварительное решение. В случае разногласия по делу в журнал заседания вносилось как решение, принятое большинством, так и особое мнение меньшинства. Журналы и протоколы консистории предоставлялись на благоусмотрение правящего архиерея. В случае согласия архиерея с единогласным заключением консистории архиерей наносил на журналы резолюцию: «Исполнить», а на протоколы - «Утверждается». При наличии разногласия во мнениях членов консистории правящий архиерей мог как утвердить решение большинства, так и предпочесть ему особое мнение меньшинства, при этом в своей резолюции он должен был мотивировать сделанный им выбор. При несогласии архиерея с единогласным заключением консистории или в случае разногласия членов консистории при несогласии как с решением большинства, так и с особым мнением меньшинства правящий архиерей предлагал консистории пересмотреть дело. При этом члены консистории не обязаны были подчиняться заключению архиерея и имели право повторно вынести прежнее решение по делу. В этом случае, однако, правящий архиерей принимал решение по своему усмотрению и его резолюция приводилась в исполнение, но материалы по делу, вызвавшему разногласие, непременно высылались в Святейший Синод, к-рый и принимал по нему окончательное решение.

При вакансии кафедры правящего архиерея Д. к. принимала решения, которые вносились в журналы за подписью всех членов консистории и приводились в исполнение. Для ускорения исполнения дел правящий архиерей мог допустить исполнение решений консистории без собственного рассмотрения, с тем, однако, чтобы по истечении месяца журналы были предоставлены ему для проверки их правильности.

Указы Святейшего Синода высылались в епархию на имя правящего архиерея, который передавал их для исполнения в консисторию. В случае вакансии кафедры правящего архиерея синодальные указы высылались на имя викарного епископа (см. Викарий), а при его отсутствии - в Д. к. В отдельных случаях Синод направлял указы в консисторию и при наличии в епархии правящего архиерея. Донесения об исполнении таких указов высылались в Синод за подписью всех членов Д. к. В случае кончины, увольнения на покой или перемещения правящего архиерея Д. к. принимала в свое ведение все средства архиерейского дома и брала на себя ответственность за их расходы до прибытия в епархию нового правящего архиерея.

Рутинные дела консисторская канцелярия решала без последующего обсуждения их в присутствии и без утверждения правящим архиереем,- напр., канцелярия раздавала по приходам обыскные и метрические книги, составляла перечневые ведомости о монастырях и монашествующих, о приходах и приходских причтах, а также опись имущества архиерейского дома и вносила в нее надлежащие изменения.

Присутствие ввиду совершения ее членами богослужений не собиралось для заседаний в воскресные и праздничные дни, в 1-ю и последнюю недели, а также во все пятницы Великого поста и в святки. В субботу присутствие могло созываться лишь по крайней необходимости.

Д. к. прекратили существование в 1918 г., т. к. с изменением гос. строя и отделением Церкви от гос-ва часть их полномочий упразднилась, а другая, собственно церковная, перешла к учрежденным Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. новым коллегиальным органам епархиального управления - епархиальным собраниям и епархиальным советам с их канцеляриями.

Ист.: Устав духовных консисторий. СПб., 1841; Устав духовных консисторий. СПб., 1883; Барсов. Сборник. Т. 1; Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената / Cост. М. И. Палибин. СПб., 19122.

Прот. Владислав Цыпин

Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Консистория – учреждение, ведающее суд и управл. епарх. Впервые название "Консистория" встречается в определении Св. Синода от 28 марта 1722 года, говорящем об образовании "московской консистории" в гор. Москве. Она должна была находиться в ведении архиепископа сарского и подонского и советника Св. Синода Леонида. В ней должны были присутствовать архимандриты Петровского и Донского монастырей, Сергий и Иоаким. Ведению этой консистории подлежали: "синодальной области дела, до духовн. правительства надлежащие, рассуждать и определять, и решать. а о важных делах, которые без синодального суждения решены быть не могут, присылать в Св. Синод обстоятельные донесения, на которые и решения требовать, и как от Синода определено будет, так в том и поступать". Учреждения, похожие по своему устройству на консистории, существовали еще и в древнехристианской церкви – это были пресвитерские советы, бывшие при епископских кафедрах. Что касается русской православной церкви, то в ней вспомогательными учреждениями служили соборы духовных, a позднее приказы по духовным делам, в ведении которых были распорядительная, хозяйственная и другие обязанности. После введения синодального церковного устройства, архиереи, в качестве вспомогательных учреждений, стали устраивать учреждения, носившие разные названия: "Канцелярии духовного правления", "Канцелярий" и др. Официальное определение "Консистория", как уже было указано выше, появилось лишь в 1722 году. В 1744 году всем правительственным учреждениям, находившимся при архиереях, было повелено называться "Консисториями". Сначала во вспомогательные учреждения входили лишь представители монашествующего духовенства, и только после переименования их в "консистории" получили туда доступ и представители белого духовенства, число которых постепенно увеличивали, и в 1797 году было Высочайше повелено, чтобы: "между присутствующими быть, по крайней мере, половине из белого священства". По уставу 1883 года, действующему и поныне, "духовная консистория есть присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией", она находится в ведении Св. Синода, принимает от него указы, и "кроме Синода и епархиального архиерея никакое другое присутственное место, или начальство, не может непосредственно входить в ее дела, ни останавливать ее решений и распоряжений во всем том, что принадлежит к кругу действий духовного ведомства". Консистория делится на присутствие и канцелярию. Присутствие состоит из представителей монашествующего и белого духовенства, число которых определено по штатам, но, в случае надобности, назначаются еще члены, которых представляет епархиальный архиерей на утверждение Синода. В обеих столицах консистория делится на два присутствия. Во власти архиерея устранить члена консистории от рассмотрения дела, к которому он причастен, удалить члена от присутствования, если он подвергается ответственности по обвинению, до выяснения дела о нем и назначить новых членов, если почему-либо число членов сразу уменьшилось. Для производства дел при консисториях существуют канцелярии, начальником которой является секретарь; его назначение и увольнение зависит от Св. Синода, по предложению обер-прокурора, в ведении которого он находится и предписания которого для него обязательны. По своему внешнему устройству консистории должны быть подобны другим губернским учреждениям и отличаются лишь временем присутствий, так как члены присутствий должны сообразоваться со своими обязанностями священнослужителей. Так, например, в субботу вообще присутствия не бывает и собираются лишь в случаях особой надобности; точно так же не присутствуют в первую и последнюю недели, а также в каждую пятницу Великого поста и др. дни. В качестве светских служащих канцелярии являются еще столоначальники, в ведении которых находятся "столы", или отделы, с определенным кругом дел. Дела, подлежащие ведению консистории, следующие: наблюдение за церковным хозяйством, за благолепием и красотой храмов, за должностными лицами, проверка и хранение документов, бракоразводные дела и многие другие, имеющие отношение к церкви. Конечно, одна из главных задач консисторий – это охрана и распространение православной веры. Все дела, поступающие на рассмотрение консистории, должны быть решаемы единогласно, а потому в случае возникновения разногласий на обязанности секретаря лежит объяснить существо дела и тех законов, на основании которых решение может быть единогласным. Докладывает дела, обыкновенно, секретарь, могут докладывать и столоначальники, но под наблюдением секретаря. Если же, несмотря на разъяснение секретаря, члены не пришли к единогласному решению, то протокол составляется согласно постановлению большинства голосов, причем несогласное мнение излагается письменно и должно быть представлено в течение трех дней. Все постановления консистории представляются на утверждение епархиального архиерея, который может вернуть дела для пересмотра и в случае новых разногласий постановить собственное решение. Ввиду недовольств, которые часто вызывала консистория благодаря своему неудовлетворительному устройству, предсоборное присутствие, собиравшееся в Петербурге в 1906 году, решило их коренным образом реорганизовать. По новому проекту они должны называться "епархиальными правлениями". Так как решение дел в консисториях затягивается на весьма долгое время, Св. Синод нашел возможным по некоторым из них ввести упрощенное и ускоренное производство. Так, в 1910 году был принят ряд мер к ускорению и упрощению дел по некоторым вопросам: о вступлении в брак в некоторых степенях родства, о присоединении к православию и некоторых других. Консисториям было предоставлено действовать самостоятельно: по бумагам, требующим исполнения согласно установленному порядку; по резолюциям преосвященных, имеющим исчерпывающее значение; по приему и рассылке переходящих сумм; по бумагам, относящимся к промежуточным стадиям процесса и не решающим существа дела. В консисториях с особенно большим производством преосвященные могут предоставлять секретарям делать самим надлежащие распоряжения: по гербовому сбору, по бумагам, подлежащим принятию к сведению, или приложению к делу, по передаче по принадлежности ошибочно поступивших бумаг и по наведению справок. Было предложено избегать многословия в журналах и протоколах и излагать лишь дело и основания для его решения в резолютивной части. Секретарю предоставлялось избирать писцов, чиновников штатных и нештатных, назначение нештатным содержания и праздничных и некоторые другие упрощения.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина . П. П. Сойкин . 1913 .

Полезное

Смотреть что такое "Консистория" в других словарях:

КОНСИСТОРИЯ — (лат. consistorium, от consistere сходиться для совещания). 1) присутственное духовное место в епархии, под непосредственным ведением архиерея. 2) место собрания имперского совета и самый совет в римской империи. 3) в католической церкви собрание … Словарь иностранных слов русского языка

КОНСИСТОРИЯ — жен., лат. епархиальное присутственое место, под началом архиерея. Евангелическая консистория, лютеранская, под председательством президента. Консисториальный, консисторский, к консистории относящийся, принадлежащий. Консисторист муж. член… … Толковый словарь Даля

КОНСИСТОРИЯ — (от позднелат. consistorium место собрания; совет) 1) в православной церкви учреждение при архиерее по управлению епархией.2) В католической церкви особое совещание при папе римском.3) В протестантизме церковно административный орган … Большой Энциклопедический словарь

КОНСИСТОРИЯ — КОНСИСТОРИЯ, консистории, жен. (лат. consistorium) (церк. дорев.). Учреждение при епархиальном архиерее с административными и судебными функциями. В дореволюционной России бракоразводные дела были подчинены консистории. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

КОНСИСТОРИЯ — КОНСИСТОРИЯ, и, жен. Церковно административный и церковно судебный орган при епархиальном архиерее. | прил. консисторский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

консистория — (консисторъ) касцельны судова адміністрацыйны орган … Старабеларускі лексікон

Консистория — (от лат. consistorium место собрания; совет) собрание кардиналов, созываемое и возглавляемое папой римским; 2) орган церковно административного управления при епископах в Российской империи, а также в Германии и Австрии. Римская консистория… … Католическая энциклопедия

Консистория — Консистория (лат. consistorium место собрания; совет): Генеральная консистория, высший орган церковно административного управления протестантами Российской империи; Консистория, в Православной церкви учреждение при архиерее по… … Википедия

КОНСИСТОРИЯ — (лат. consistorium помещение для собраний), церковный суд или совет, с теми или иными особенностями, зависящими от организационного устройства отдельных церквей. 1) В Римско католической церкви консисторией является Коллегия кардиналов,… … Энциклопедия Кольера

Консистория — – под этим названием разумеется собрание кардиналов для решения важных церковных вопросов и для участия в торжественных актах римской церкви. Эти собрания происходят под председательством папы. Согласно каноническим правам римской церкви,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Консистория. Этим именем называется правительственное учреждение по церковным делам. Такие учреждения существуют в православной, армяно-грегорианской и римско-католической церквах и в евангелическо-лютеранском вероисповедании. Прототипом этих учреждений был пресвитерский совет, существовавший при епископских кафедрах в древней христианской церкви уже в III веке, а с VІII века бывший, – под тем или другим названием, – при всех епархиальных епископах восточной церкви и помогавший епископу в исполнении его обязанностей по управлению делами епархии. Совет этот, членами коего были преимущественно лица из клира главной кафедральной церкви в месте пребывания епископа, состоявшего настоятелем этой церкви, принимал участие в избрании клириков, в рассмотрении и решении дел, подлежащих церковной юрисдикции, в заведывании и распоряжении церковным имуществом, в заботе о сохранении чистоты веры и христианской нравственности и т. п. В православной русской церкви вспомогательными органами епархиального управления и суда сначала служили соборы или съезды духовных лиц, а затем в патриаршее время, почти во всех епархиях были учреждены приказы духовных дел, или разряды, ведавшие судные и распорядительные дела, и казенные приказы, заведовавшие хозяйственною частью епархии; кроме того, были дворцовые приказы, ведавшие хозяйство архиерейского дома с его вотчинами, а в Москве был и приказ церковных дел, имевший своим предметом наблюдение за церковным благочинием, особенно во время крестных ходов. Эти вспомогательные учреждения епархиального управления, общие для епархий Московского Государства, были иные в юго-западных епархиях России, входивших в состав Киевской митрополии, в коих под влиянием близкого соседства с пределами ведения римско-католической церкви и в сходство с ее епархиальным строем существовали при епархиальных архиереях «кафедры», состоявшие из членов кафедрального духовенства, вроде римско-католических капитулов, и «консистории», специально для судных дел.

С учреждением Синода и соединенным с ним изменением высшего церковного управления в России, епархиальные установления хотя и остались в прежнем своем виде, и вместе с тем в Духовном Регламенте на епископов уже была возложена обязанность, – в случае отсутствия из епархии или на время тяжкой болезни, – «определить к делам некоего умного и житием честного мужа, архимандрита или игумена, придав к нему в помощь и других несколько умных же человек от монашеского или священнического чину, и они бы ему епископу, в отлучке сущему, важные дела на письме извествовали, а немощствующему на словах бы доносили, если за немощь может слушати». Но образуемое в силу этого распоряжения учреждение было не обычное, а вызываемое особыми обстоятельствами – отлучкою или болезнью епископа. В качестве же постоянных вспомогательных установлений епархиальные архиереи уже вскоре за введением синодального церковного устройства стали вводить у себя учреждения под разными наименованиями: – «Канцелярий», «Канцелярий духовного правления, «Консисторий». В учредительных актах название «Консистория» впервые встречается в определении Св. Синода от 28 марта 1722 г., коим была образована в Москве «Московская Консистория» под ведением советника Св. Синода Леонида, архиепископа Сарского и Подонского, и при участии архимандритов – Петровского монастыря Серия и Донского монастыря Иоакима, с званием асессоров, причем этой консистории поручено было «синодальной области дела, до духовного правительства надлежащия, рассуждать и определять, и решить…, а о важных делах, который без синодального суждения решены быть не могут, присылать в Св. Синод обстоятельные доношения, на которыя и решение требовать и как от Синода определено будет, так в том и поступать». Однако это учреждение, как образованное для управления Синодальною областью, состоявшей в заведовании сначала патриарха, а затем Св. Синода, не было вспомогательным при архиерее.

По ныне действующему Уставу «Духовная Консистория есть присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производятся управление и духовный суд в поместном пределе Православной Российской Церкви, именуемом епархией», и «вместе с епархиальным архиереем состоит в ведении Св. Синода, яко Правительствующего Российской Церкви Собора, от одного Синода принимает указы, и, кроме Синода и епархиального архиерея, никакое другое присутственное место, или начальство, не может непосредственно входить в ее дела, ни останавливать ее решений и распоряжений во всем том, что принадлежит к кругу действий духовного ведомства». Основаниями епархиального управления и суда служат: «а) Закон Божий, в Священном Писании предложенный; б) Каноны или правила Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец; в) Духовный Регламент и последовавшие за ним Высочайшие указы и определения Святейшего Правительствующего Синода и г) действующие в государстве узаконения».

Консистория состоит из Присутствия и Канцелярии. Присутствие Консистории составляют члены из лиц иерейского сана, как монашествующего, так и белого духовенства, в определенном штатами числе, а в случае надобности и сверх штата, заслуживающих преимущественное доверие по образованности, опытности, примерному поведению и правдолюбию и по представлении епархиального архиерея утверждаемые Св. Синодом; по требованию же особых обстоятельств Св. Синод, сверх постоянного, учреждает временное Присутствие, и в таком случае к непременным членам ее присоединяется еще 3 или 4 присутствующих. Епархиальный архиерей может: 1) личной властью устранить члена Консистории от участия в рассмотрении, к которому он прикосновенен, или от которого законно отводится, 2) с донесением Св. Синоду члена, подвергшегося ответственности по важному обвинению, удалить от присутствования до разрешения дела о нем, и 3) в случае же непредвиденного уменьшения числа членов назначить временно присутствующего. Увольнение членов Консистории от должности происходит по определению Св. Синода и по представлению архиерея, а разрешение им отпуска зависит внутри России от епархиального архиерея, с донесением Св. Синоду, если срок отпуска превышает 28 дней, и объяснением причин продолжительности, а заграницу – от Св. Синода. В обеих столицах Консистории имеют по два Присутствия, образуя две Экспедиции.

Для самого производства дел Консистория имеет определенную штатом Канцелярию из секретаря, в качестве ее начальника, нескольких столоначальников, казначея, регистратора, архивариуса, канцелярских чиновников и служителей, из коих секретарь определяется и увольняется Св. Синодом по предложению обер-прокурора, а прочие лица – Консисторией с утверждения епархиального архиерея. Секретарь Консистории, находясь под ближайшим начальством епархиального архиерея, состоит, вместе с тем в непосредственном ведении обер-прокурора Св. Синода и обязан исполнять все его предписания. Увольнение в отпуск зависит: секретаря от епархиального архиерея на срок до 28 дней, а на более продолжительный срок – от обер-прокурора, прочие же чиновники от Консистории – с разрешения архиерея. О награждении всех светских чинов Консистории за отличие по службе и назначение им и семействам пенсий епархиальный архиерей сносится с обер-прокурором, коему преосвященный сообщаете и о производстве секретаря в чины за выслугу лет, а о таковом производстве остальных членов епархиальный преосвященный входит непосредственно в сношение с Департаментом Герольдии Правительствующего Сената.

Внешнее устройство Консистории должно быть во всем согласно с другими губернскими присутственными местами, за исключением времени присутствия членов, которые, сообразно своим священнослужительским обязанностям, собираются в Присутствие только в первые пять дней недели, а в субботу лишь по особой надобности, и вовсе не присутствуют в первую и последнюю недели и в каждую пятницу Великого Поста, а также от 24 до 29 декабря и от 4 до 9 января включительно, а по средам в течение Великого Поста собрание бывает только после литургии, время же занятий как Присутствия, так и Канцелярии определяется общими требованиями самих дел. Канцелярия разделяется на «столы», которые, представляя собою особые отделы, заведующие определенными делами, состоят под начальством столоначальников и вверяются особому наблюдению одного из членов Консистории.

Ведению Консистории подлежат дела: 1) об охранении и распространении православной веры, 2) по надзору за благоустройством церквей и благолепием храмов т., 3) о представлении кандидатов на должности, наведение справок о кандидатах в священно-церковно-служители и о постригающихся в монахи, наблюдение за должностными лицами, рассылка по епархии указов и постановлений высшей власти, 4) по надзору за правильным ведением церковного хозяйства, 5) по проверке и хранению церковных документов, 6) по приведению в исполнение распоряжений Св. Синода и епархиального архиерея, а также заготовление отчетов и донесений Св. Синоду, 7) по принятию сумм на постройку храмов и других пожертвований, 8) о расторжении браков за нарушением святости брака прелюбодеянием, по неспособности к брачному сожительству, за лишением одного из супругов всех прав состояния и по безвестному отсутствию, 9) о признании браков незаконными и недействительными, 10) об удостоверении действительности события браков и рождения от законных браков, 11) о наложении церковной епитимии, 12) о проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения, 13) по взаимным спорам тех же лиц, возникающим из-за пользования церковной собственностью и 14) по жалобам духовных и светских лиц на духовные лица в обидах и нарушении бесспорных обязательств и по просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов.

Рассмотрение дел состоит в докладе их присутствию Консистории секретарем или, под его наблюдением, столоначальниками, причем давать объяснение по делу могут и члены подлежащего стола, а затем в постановлении решения, в котором участвуют все наличные члены, с правом одинакового голоса. Решение должно быть единогласное, для чего секретарь, при разногласии, объясняет существо дела и докладывает о законах, на коих может быть основано единогласное решение; так же поступает он и при единогласном решении не соответственно обстоятельствам дела или законам. Решения Консистории: 1) облекаются в особые протоколы, за общею подписью, по делам управления и хозяйственным, следственным и судным и по делам, по коим возникают различные мнения членов, или 2) вносятся в журнал, подписываемый всеми членами, по делам менее важным, но требующим обсуждения, или 3) наконец отмечаются собственноручно членами Консистории в настольных реестрах, в виде кратких резолюций по делам несложным, заключающимся в простом исполнении или кратком предписании. В случае разногласного решения протоколы составляются по большинству голосов, а член, оставшийся при особом мнении, обязан изложить его письменно с надлежащей мотивировкой и представить его не далее как через три дни, в противном же случае он должен подписать протокол, состоявшийся по большинству голосов.

Современное состояние Консисторий вызывало много недовольства, причины которого лежат в самом их устройстве. Об этом имеется достаточно материалов и указаний в доставленных по предложению Св. Синода «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» (4 тома, Спб. 1906), и потому Предсоборное Присутствие, собиравшееся в С.-Петербурге в 1906 г., решило существенно преобразовать Консистории, а самое название заменить другим – «Епархиальное Правление». И сам Св. Синод пришел к убеждению в необходимости принятия возможных мер к упрощению и ускорению консисторского производства, последствием чего было определение его от 6–9-го июля 1910 г., коим признано целесообразным: 1) исполнение по делам о вступлении в брак в некоторых степенях родства или свойства, о повенчании браков в предшествующие постам дни, о присоединении к православию и т. п. производить не в Консистории, а в канцелярии преосвященного; если же по означенным делам требуются предварительные распоряжения, то преосвященный направляет их в Консисторию, полагая условные разрешительные резолюции; 2) предоставить Консистории действовать самостоятельно: по бумагам, требующим исполнения согласно установленному порядку; по резолюциям преосвященных, имеющим исчерпывающее значение; по приему и рассылке переходящих сумм; по бумагам, относящимся к промежуточным стадиям процесса и не решающим существа дела; 3) в тех Консисториях, где делопроизводство особенно обильно, епархиальные преосвященные могут предоставлять секретарям Консисторий самим делать надлежащие распоряжения: по бумагам, подлежащим принятию к сведению или приложению к делу; по требованию гербового сбора; по передаче по принадлежности ошибочно поступивших в Консисторию бумаг и по наведению предварительных справок, а ведение докладных настольных реестров возложить вместо столоначальников на опытных канцелярских чиновников и служителей; 4) при изложении журналов и протоколов избегать излишнего многословия, опуская в докладной части ненужные подробности, а в резолютивной части помещая изложение дела и основания для его решения; 5) наблюдение членов Консисторий над столоначальниками ограничить исключительно попечением о том, чтобы изготовляемые ими постановления в точности соответствовали резолюциям Присутствия; 6) избрание штатных и канцелярских чиновников и служителей и вольнонаемных писцов, а также назначение нештатным чинам содержания, праздничных наград и пособий предоставить секретарю Консистории, как начальнику ее Канцелярии; 7) секретарь Консистории, во избежание задержки движения дел, должен избегать пререканий с Присутствием Консистории, а в случае непринятия последним его объяснений, безотлагательно представлять о том преосвященному. На преподание сих распоряжений к руководству, впредь до указаний опыта, 23 июля 1910 г. последовало Высочайшее Его Императорского Величества соизволение.

П. Исполатов.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12: Книги символические — Константинополь : с 10 иллюстрациями. — 1911. — XI с., 904 стб., 905-928 с., [10] л. ил., портр.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: