Конкретно социологический метод исследования государства и права

Обновлено: 18.04.2024

Любой познавательный процесс проходит два основных уровня:

1. Эмпирический 10 уровень, на котором наука получает знания об эмпирических фактах, собирая и обобщая первичную информацию об объекте. К методам эмпирического уровня относятся: 1) методы сбора и изучения единичных фактов; 2) методы обобщения единичных фактов.

1) К эмпирическим методам сбора и изучения отдельных фактов относятся:

а) методы толкования права, с помощью которых уясняется содержание, смысл правовых норм, выраженная в них воля законодателя. К методам толкования права относятся: лингвистический способ, логический способ, систематический способ, историко-политический способ, телеологический (целевой) способ, юридический способ;

б) конкретно-социологические методы, которые связаны с применением в области права достижений конкретной социологии; изучением фактического поведения людей в сфере политики и права с помощью метода наблюдения, анализа письменных источников, анкетирования и интервьюирования, социально-психологического метода.

К эмпирическим методам обобщения единичных фактов относятся:

метод сравнительного правоведения, который состоит главным образом из методик выявления фактов сходства и различия, присущих государственным и правовым системам разных стран;

статистические методы, которые применяются к фактам, полученным при помощи методов анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников, социально-психологических методов с целью выявления в них общего и устойчивого;

метод социально-правового эксперимента, когда в ограниченной сфере создается реальный набор государственно-правовых условий с целью изучения их приемлемости для практики и более широкого распространения;

2. Теоретический уровень, на котором на основе полученной на первом этапе информации образуются, изменяются и дополняются понятия науки. К методам теоретического уровня относятся: а) методы научной абстракции (метод восхождения от конкретного к абстрактному); б) методы познания закономерностей;

А) Цель теоретических методов научной абстракции – преобразовать полученные на эмпирической стадии исследования, представления об отдельных государственно-правовых фактах в теоретические абстракции - общие понятия, которые охватывают однотипные явления и процессы, раскрывая их существенные свойства и признаки.

Б) Цель теоретических методов познания закономерностей – установить необходимые существенные связи между отдельными явлениями и процессами государственно-правовой действительности, понять ее как единый, взаимосвязанный механизм.

На этой стадии используется, в основном, системно-структурный метод, который предполагает четкое выделение структурных компонентов того или иного явления, отграничение одного элемента от других, установление его основных свойств, выявление иерархической соподчиненности (взаимосвязи) отдельных элементов, благодаря которой они приобретают свойства единого целого.

В развитом научном знании на этой стадии особую роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Методы ТГП обычно распределяют в зависимости от критериев на различные классификационные группы. Методы теории государства и права можно сгруппировать в определенную систему:

Всеобщие философские методы (В.И. Червонюк, А.В. Малько, М.Н. Марченко, С.Н. Кожевников, В.И. Цыганов) – это философские, мировоззренческие подходы к изучению государства и права, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют два противоположных метода - метафизику и диалектику.

Метафизика является той наукой, которая делает темой исследования бытие, существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного, то есть она является наукой, которая во всей смене явлений и выражений ищет постоянство и связь.

Метафизика – это философский метод, рассматривающий вещи и явления как законченные и неизменные, независимые друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

Метафизика рассматривает государство и право в их неизменности и независимости друг от друга и от других общественных явлений, отрицает внутренние противоречия как источник их развития.

Диалектика – это философский метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика противоположна метафизике. Диалектика рассматривает государство и право в их развитии.

Законы диалектики:

Единство и борьба противоположностей (единство прав и обязанностей);

Переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное);

Отрицания отрицания выражает преемственность развития, связь нового со старым (например, в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).

На предыдущем, марксистко-ленинском этапе своего развития теория государства и права использовала, главным образом, лишь так называемый основной метод - диалектический материализм. Диалектический материализм – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В рамках этого метода государство и право рассматривались как развивающиеся, динамичные социальные институты, причины развития которых находятся в экономике, материальных условиях жизни общества.

II) Общенаучные методы – это приемы, которые используются во всех или в большинстве наук, на различных этапах познания для достижения конкретных познавательных целей.

К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, индукцию, дедукцию, системный и функциональный подходы, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, аналогию, абстрагирование, моделирование, эксперимент.

Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта познания на элементы.

Синтез – соединение элементов в единое целое.

Индукция – это умозаключение от частного (фактов) к общему.

Дедукция - это умозаключение от общего к частному (фактам).

Системный метод основан на рассмотрении объектов познания как систем Например, политическая система, правовая система, государственный аппарат.

Функциональный метод – основан на проникновении в сущность объекта с помощью изучения его функций. Например, изучение сущности государства через его функции.

Аналогия – это сходство, подобие предметов или отношений, а также познание путем их сравнения.

Абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

Эксперимент – апробация некой идеи, научной гипотезы в ограниченном масштабе для понимания обоснованности и эффективности идеи.

Исторический метод требует рассмотрения государственно-правовых явлений в их развитии и исторической взаимосвязи.

III) Специальные (конкретно-научные) методы – это методы, получившие разработку в специальных конкретных науках и используемые ТГП для познания государственно-правовых явлений на основе специальных неюридических знаний.

К ним относят: математический, кибернетический, социологический, статистический, психологический.

Математический метод – это применение математических подходов к полученным о фактах данным для выделения общих закономерностях.

Математический метод – это приемы оперирования с количественными характеристиками.

Кибернетический метод – это метод исследования информационных потоков, функционирующих в сфере государства и права, то есть рассмотрение государства и права как информационных систем.

Социологический (конкретно-социологический) метод – это исследование государства и права с привлечением социологических фактов и социологических процедур познания. К социологическому методу относятся: а) анкетирование; б) интервьирование; в) опрос; г) наблюдение; д) социологический эксперимент.

Статистический метод – это метод сбора и обработки больших массивов данных о фактах, например, о тех или иных массовых, повторяющихся государственно-правовых явлениях, например, о таких как правонарушения.

Психологический метод – это метод исследования психической сферы человека и социальных групп.

IV) Частноправовые методы ТГП разработаны и используются в рамках правоведения.

а) Методы толкования права. Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания нормативно-правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

б) Сравнительно-правовой метод (сравнительное правоведение) – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и т.д.

в) Формально-юридический метод – это метод исследования, при котором право изучается в “чистом виде”, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой и т.д.). К конкретным проявлениям этого метода относятся: исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п.;

Конкретно-социологический метод. Общий подход науки о государстве и праве к своему предмету — социологический. Государство и право рассматриваются как реальные явления общественной жизни, взаимосвязанные с другими социальными явлениями (классами, классовой борьбой, экономикой, политикой, правосознанием и т.д.), как инструменты политической власти, составляющей разновидность власти социальной, как средство управления социальными отношениями и процессами и т. д. Существование и функционирование государства подчинено общесоциальным законам, изучаемым и формулируемым общесоциологической теорией. Наряду с общесоциологическим подходом наука о государстве и праве использует конкретно-социологический метод (подход) в исследовании государственно-правовых явлений.

Объектом конкретно-социологических исследований является функционирование государственно-правовых институтов. Но коль скоро оно выражается в конечном счете в действиях людей (граждан, должностных лиц), то и конкретно-социологические исследования сводятся к изучению этих действий и их результатов в государственно-правовой сфере. С помощью конкретно-социологических методов может быть исследован кадровый состав тех или иных государственных органов с разных позиций (образование, уровень профессиональной подготовленности, уровень правовой культуры и т. д.), стиль деятельности должностных лиц (формы и методы деятельности, отношение к жалобам и заявлениям граждан, к критике, учет общественного мнения, формы связи с общественными организациями трудящихся, формы принятия решений, факторы, влияющие на вынесение решений, и т. д.), уровень правовой информированности и правосознания отдельных групп населения, причины преступности и т. д. Важное место отводится изучению эффективности отдельных правовых институтов и государственных органов (целей и результатов, условий, причин, предпосылок и т. д.).

Целью конкретно-социологических исследований является получение информации о деятельности государственных органов, действенности, эффективности регулирующей роли правовых институтов и т. д.

В результате конкретно-социологических исследований могут быть выявлены дефекты в деятельности отдельных органов, влияние неправовых факторов в принятии решения, дефектность, несовершенство норм права, необходимость в новом регулировании, реформе органов управления и т. д.

Основным приемом получения такой информации является наблюдение. Наблюдение может быть непосредственным. Недостатком непосредственного наблюдения является возможная деформация в поведении наблюдаемого субъекта под влиянием сознания, что субъект является объектом наблюдения. Разновидностью непосредственного наблюдения является включенное наблюдение, когда исследователь (наблюдатель) становится членом исследуемого института, социальной группы и т. д. Здесь исследователя подстерегает опасность частичного восприятия взглядов, убеждении, мышления соответствующей среды.

Наиболее распространенным является наблюдение опосредствованное. Имеется в виду прежде всего анализ различного рода информации, в которой отражается деятельность того или иного политического института, государственного органа, результаты регулирующей роли правовых норм, институтов и т. д. Материалами, содержащими такую информацию, могут быть решения судов, административных органов, протоколы и стенограммы заседаний соответствующих органов, материалы судебной, экономической и иной статистики.

Наблюдение поведения соответствующих субъектов охватывает и их различного рода высказывания (мысли) по поводу исследуемого явления. Это могут быть высказывания случайные, связанные с конкретной ситуацией, и высказывания в определенной мере организованные. В последнем случае речь идет об общественных опросах путем анкетирования, когда опрашиваемым предлагается ответить на ряд вопросов, сформулированных в анкете.

Опосредствованным наблюдением является также использование материалов прессы (судебных репортажей, публицистических статей, архивных материалов, радио, телевидения, документальных, хроникальных фильмов и т. д.).

Полученные в результате разных форм наблюдения материалы (сведения, информация) подвергаются определенному обобщению, систематизации, классификации, оценке и т. д. Обобщенные, систематизированные выводы становятся эмпирической базой теоретических выводов, прогнозов, практических предложений.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические исследования – это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования, применяемым в юридических науках, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.

Важное значение имеют не только методы получения сведений о государственно-правовых явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное или монографическое обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, статистический анализ и т.д.).

По справедливому утверждению известного французского социолога права Ж. Карбонье, "метод социологов индуктивен и фактологичен: этнографические описания, статистический анализ, анкеты, интервью и другие эмпирические исследования".

Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в государственно-правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов, целесообразность.

Рекомендации по укреплению государства, совершенствованию его механизма, развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они опираются на достоверные и полные факты повседневной государственной и правовой жизни.

Применение социологического метода в государственно-правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке - социологии государства и права. Она также является составной частью теории государства и права.

как она это делает. Метод теории государства и права включает способы, приемы, средства изучения. Как отметил английский историк и социолог Г. Бокль, "во всех высших отраслях знания самую большую трудность представляет не открытие фактов, а открытие верного метода, согласно которому законы и факты могут быть установлены". Все многообразие методов теории государства и права подразделяется на:

1) всеобщие методы(философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие принципы мышления). Ведущее место в ряду общих методов изучения теории государства и права, как и других гуманитарных наук, принадлежит историческому материализму, представляющему собой распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Основой философского метода теории государства и права выступает диалектика - учение о наиболее общих закономерностях, становлении и развитии бытия и познания. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального страхования и социального обеспечения фактически способствуют изменению сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права буквально пронизано этой борьбой); закон отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы). Согласно требованиям метода материалистической диалектики, все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, изучаются не в статике, а в динамике, развитии на основе действия законов перехода от постепенных количественных изменений к коренным качественным преобразованиям, борьбы противоречий между старым и новым, между отживающим и нарождающимся.

2) общие методы (распространяемые на множество наук и все разделы и стороны данной науки)

К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

Анализозначает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Одна из форм анализа - классификация предметов и явлений (классификация государственных органов, функций государства, норм права, субъектов правоотношений, юридических фактов и т.д.). Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются их общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Системный метод ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных топов связей в нем. Этот метод позволяет рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правопорядок и т.д. Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочного варианта правого регулирования. Примером применения функционального метода можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах РФ судов присяжных, организацию в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления. Среди общих методов изучения теории государства и права существенное место занимают взятые в единстве исторический и логический методы. До последнего времени эти методы рассматривались в качестве составных частей исторического материализма. Однако исторический и логический методы имеют и самостоятельное значение. Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования. Первый метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала, второй - абстрактно-теоретическими формами. Логический метод позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях. «С чего начинается история, - писал Энгельс, - с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение, исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный
исторический процесс. ».

Функциональный подходориентирует на выяснение форм взаимодействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и его отдельных органов, функции и права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений.

3) частные методы используются для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон теории государства и права. К ним относятся: конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический, моделирования, сравнительно-правовой и другие методы.

Теорией государства и права используются частнонаучные методы, присущие юридической науке. Прежде всего, это сравнительно-правовой метод, при котором происходит сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще мыслители Древнего мира утверждали, что истина познается в сравнении. Сравнительный метод применяется при изучении типологии государства и права, сопоставлении элементов, относящихся к одной государственной или правовой системе, например России, или их сравнении с элементами других систем стран ближнего и дальнего зарубежья, соотнесении этих систем между собой, сопоставлении основных правовых семей мира. Широкое использование сравнительного метода в изучении государственно-правовых явлений легло в основу создания сравнительного правоведения как особого направления юридических исследований, имеющего серьезное научное и прикладное значение. Формально-юридический методявляется традиционным, свойственным юридической науке, выходящий из ее природы. Уже в период средневековья сложились целые школы и направления, развивающие приемы толкования правовых норм и формального анализа действовавшего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение государственно-правовых явлений в правовой науке необходимо, т.к. формализм - неотъемлемое свойство права. Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, т.к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать и передать полученное знание ясным, вполне определенным образом.

Конкретно-социологический метод. Государство и право рассматриваются как реальные явления общественной жизни, взаимосвязанные с другими социальными явлениями (классами, классовой борьбой, экономикой, политикой, правосознанием и т.д.), как инструменты политической власти, составляющей разновидность власти социальной, как средство управления социальными отношениями и процессами и т. д. Существование и функционирование государства подчинено общесоциальным законам, изучаемым и формулируемым общесоциологической теорией. Наряду с общесоциологическим подходом наука о государстве и праве использует конкретно-социологический метод (подход) в исследовании государственно-правовых явлений.

Объектом конкретно-социологических исследований является функционирование государственно-правовых институтов. Но так как оно выражается в конечном счете в действиях людей (граждан, должностных лиц), то и конкретно-социологические исследования сводятся к изучению этих действий и их результатов в государственно-правовой сфере. С помощью конкретно-социологических методов может быть исследован кадровый состав тех или иных государственных органов с разных позиций (образование, уровень профессиональной подготовленности, уровень правовой культуры и т. д.), стиль деятельности должностных лиц (формы и методы деятельности, отношение к жалобам и заявлениям граждан).

Целью конкретно-социологических исследований является получение информации о деятельности государственных органов, действенности, эффективности регулирующей роли правовых институтов и т. д.

В результате конкретно-социологических исследований могут быть выявлены дефекты в деятельности отдельных органов, несовершенство норм права, необходимость в новом регулировании, реформе органов управления и т. д.

Основным приемом получения такой информации является наблюдение. Наиболее распространенным является наблюдение опосредствованное. Имеется в виду прежде всего анализ различного рода информации, в которой отражается деятельность того или иного политического института, государственного органа и т. д. Материалами, содержащими такую информацию, могут быть решения судов, административных органов.

Наблюдение поведения соответствующих субъектов охватывает и их различного рода высказывания (мысли) по поводу исследуемого явления. Это могут быть высказывания случайные, связанные с конкретной ситуацией, и высказывания в определенной мере организованные. В последнем случае речь идет об общественных опросах путем анкетирования, когда опрашиваемым предлагается ответить на ряд вопросов, сформулированных в анкете.

Полученные в результате разных форм наблюдения материалы (сведения, информация) подвергаются определенному обобщению, систематизации, классификации, оценке и т. д. Обобщенные, систематизированные выводы становятся эмпирической базой теоретических выводов, практических предложений.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические исследования – это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования, применяемым в юридических науках, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.

Важное значение имеют не только методы получения сведений о государственно-правовых явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, статистический анализ и т.д.).

Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в государственно-правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов, целесообразность.

Рекомендации по укреплению государства, совершенствованию его механизма, развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они опираются на достоверные и полные факты повседневной государственной и правовой жизни.

Применение социологического метода в государственно-правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке - социологии государства и права. Она также является составной частью теории государства и права.

Билет № 4

Он состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения государства и права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие.

По справедливому утверждению известного французского социолога права Ж. Карбонье, «метод социологов индуктиведи фактологичен: этнографические описания, статистический анализ, анкеты, интервью и другие эмпирические исследования» .

Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в государственно-правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов, целесообразность.

Цифры, факты, документы — это воздух социологии. Без них она существовать не может. Искажение статистики, «закрытые» цифры, безосновательно засекреченные документы сослужили недобрую службу отечественному государствоведению и правоведению в предшествующие десятилетия.

Рекомендации по укреплению государства, совершенствованию его механизма, развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они опираются на достоверные и полные факты повседневной государственной и правовой жизни.

Применение социологического метода в государственно-правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке — социологии государства и права. Она также является составной частью теории государства и права.

* Метод конкретно-социологических исследований - сбор, анализ и обработка правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе. Конкретно-социологический метод позволяет установить и измерить роль социальных факторов, их влияние на государственно-правовое развитие общества.(Дальше из учебника Сырых)


Билет №4

1. Постклассическая юриспруденция (IV-VI вв. н.э.) . корпус юрис цивилис. Юридическое образование: школы в Бейруте и Константинополе.

2. Формально-юридический метод в правовом исследовании.

Постклассическая юриспруденция (IV-VI вв. н.э.) . корпус юрис цивилис. Юридическое образование: школы в Бейруте и Константинополе.

Итогом развития римского права стала правовая система, сформировавшаяся в эпоху Юстиниана (533 – 565 г. н.э) и получившая отражение в знаменитой и всеобъемлющей кодификации – в «Corpus iuris civilis» (Свод гражданского права). Данная система скопила в себе всю сокровищницу римского опыта, подвела ей итог и заложила основания современного правопорядка.

Именно кодификации Юстиниана и самому Юстиниану Европа обязана тем, что римское право имело для нее решающее значение. После распада и гибели западной римской империи император сохранившейся восточной ее части Юстиниан в VI в. н.э. предпринимает попытку вернуть утраченные территории. Он проявляет также политическую волю к восстановлению традиций римского классического права, открывая для этих целей юридические школы (самые крупные и известные в Берите (совр. Бейрут) и Константинополе) и создавая достаточно хорошо организованную систему обучения праву. Так, преподаватели в юридических школах были профессорами, состоящими на государственной службе.

Значение Юстиниановской кодификации трудно переоценить. Этот крупнейший труд во всей истории права по своему содержанию и влиянию является определяющим для развития современной юриспруденции.

В 528 г. н.э. Юстиниан создает комиссию под руководством профессора константинопольской школы Трибониана для создания свода всего действующего римского права на основе римской классической правовой традиции. Конституцией (указом) Юстиниана от 15 декабря 530 г. Deo actore было дано поручение Трибониану набрать сотрудников и составить грандиозный сборник iura – правовых норм. Была проделана колоссальная по объему работа. В данный Свод гражданского права (Corpus iuriscivilis) вошли все нормы действующего римского права за период 13-векового исторического развития. Было просмотрено 2000 книг, работ по юриспруденции, в Дигесты вошли более трех миллионов фрагментов из различных трудов римских юристов за 1400 лет. Перед комиссией стояла задача сохранить все самое ценное из всего наследия римского права. Задача была решена, цель достигнута, но Восточная Римская империя просуществовало недолго.

Император Юстиниан (527 – 566) – последний римский правитель, сумевший объединить большие части Восточной и Западной римской империи. Согласно одним авторам, это последний римский правитель, согласно другим – первый византийский. Юстиниан прекрасно осознавал, что государство основывается не столько на силе оружия, сколько на силе права, а сила права, в свою очередь, – в правовой определенности, ясности, разумности и справедливости законов. Поэтому он хотел устранить правовую неопределенность – многочисленные противоречия между ius и leges, ius vetus и ius novum (ius vetus – древнее римское право, содержащееся в трудах классических правоведов; ius novum – новое право, проистекающее из конституций императоров), и таким образом создать единую правовую систему и вернуть стабильность и справедливость римскому государству. Corpus начинался со следующих слов:

«Владыки нашего священнейшего принцепса Юстиниана право, очищенное и собранное из всего древнего права».

Сразу после вступления на престол Юстиниан приказал комиссии начать кодификационную работу. Комиссия работала в течение пяти лет, завершив систематизацию и обобщение римского права к 534 году.

В конечном итоге Corpus iuris civilis (Свод гражданского права, или просто Свод – «Corpus») состоял из четырех частей:

1. Codex – Кодекс Юстиниана (полное название – Novus codex Justinianus – «Новый кодекс Юстиниана»);

2. Digesta, или Pandectae (греч.) – Дигесты, или Пандекты;

3. Institutiones – Институции;

4. Novellae – Новеллы;

1. Codex – Кодекс Юстиниана (Novus codex Justinianus – «Новый кодекс Юстиниана»).

Кодекс – собрание императорских конституций-установлений (leges) от императора Адриана (117 г) до Юстиниана (527г), то есть за 400 лет. Число конституций - 4600. Кодекс делится на 12 книг, книги на 98 титулов, титулы на фрагменты. Книги, титулы и фрагменты пронумерованы для удобства цитирования. Такая нумерация заменяла современную постатейную нумерацию. Кодекс содержал нормы гражданского, государственного и уголовного права. Здесь описываются источники права, правовые процедуры, содержатся многочисленные положения, посвященные частному праву.

2. Digesta, или Pandectae (греч.) – Дигесты, или Пандекты.

Дигесты, известные так же под греческим названием Пандекты, – самая значительная и главная часть Corpus. Как и кодекс имели официальное значение и на них ссылались в судах. «Digesta» – от лат. «упорядоченное». Речь идет об «упорядочении» мнений юристов из 2000 книг, работ 39 великих римских юристов (обладавшиx iusrespondendi), упорядочении трех миллионов фрагментов из этих книг. Это была не просто компиляция, а творческий труд. Тексты группировались по темам в 50-ти книгах под заголовками. Комиссия состояла из 11 адвокатов, два чиновника и 4 ученых.

Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана – до одной трети всего объема Дигест, и Павла – около одной шестой. Сочинения Папиниана составляли одну восемнадцатую часть, Юлиана – двадцатую, Помпония и Сервия Сцеволы – двадцать пятую, Гая – тридцатую, Модестина – сорок пятую, Марцелла – шестидесятую и т.д. Почти все из цитируемых юристов жили в период принципата (кроме Квинта Муция Сцеволы, Алфен Вара и Элия Галла).

Дигесты состояли из 9123 фрагментов, разбитых на 432 титула, объединенных в 50 книг. Основное содержание Дигест – фрагменты работ юристов (обладавшиx iusrespondendi), относящиеся к частному праву. Но многие фрагменты посвящены публичному праву, общей теории и философии права. В первом титуле первой книги содержаться классические, хрестоматийные определения правосудия, права, закона, науки права – юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное право и права народов, приводится очень важный фрагмент работы Помпония о развитии и происхождении римского права.

3. Institutiones – Институции.

Институции – элементарный учебник гражданского права, он был создан комиссией в учебных целях для открывающихся юридических школ и рассчитан на начинающих юристов. Все великие римские юристы писали для своих учеников Институции (были институции Папиниана, Гая, Ульпиана и др.). Возникла идея создать лучший элементарный учебник по праву для упрощения процесса обучения. Но результат работы оказался столь удачным, что данный учебник стал законом – приобрел официальный характер и силу закона.

За основу Институций Юстиниана комиссией были взяты знаменитые Институции Гая, которые было дополнены институциями других авторов и некоторыми конституциями. Материалы были расположены в той же системе, что и у Гая (Personae – «лица», Res – «вещи», Actiones – «иски»).

Институции Юстиниана состояли из четырех книг:

1. Лица и семейное право

2. Вещи и права на вещи, завещания

3. Наследование по закону и обязательства

4. Обязательства по деликтам и искам

4. Novellae – Новеллы.

Новеллы – это сборник конституций самого Юстиниана, составленный позже Кодекса и Дигест. То есть собрание конституций, изданных императором Юстинианом за время правления. Новеллы состояли из трех сборников, посвященных в основном публичному и церковному праву, но содержащие нормы частного права (о браке и наследовании). Самый большой сборник содержит 168 новелл-конституций.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в 1 в. н. э. В 4-5 вв. существовало несколько таких школ с 4-летним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Павла. В 533 император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

Формально-юридический метод в правовом исследовании.

Юридические науки широко используют метод формально-юридического (или формально-логического) анализа исследуемого нормативного материала. Формально-юридический метод способствует изучению "догмы" права, выявлению формально-логических связей, абстрагированию от иных социально-экономических явлений (экономических, идеологических, политических). Этот метод имеет ограниченное применение, но важное значение с точки зрения формирования и функционирования права как целостного явления, "узнаваемого" людьми и контролируемого соответствующими институтами гражданского общества [1].

Один из основоположников исторической школы права Г. Гуго рассматривал юридическую догматику как одну из трех составных частей юриспруденции наряду с философией позитивного права и историей права. При этом под юридической догматикой он имел в виду сочетание доктрины и догмы позитивного права. Этот правовед трактовал юридическую догматику как "юридическое ремесло", для которого достаточно эмпирического знания об источниках действующего права [2].

По мнению Г.-Ф. Пухты, юридическая методология представляет собой открытую систему, способную к развитию и приспособлению к разным условиям. Системная сторона права с учетом своеобразия сущности права и его истории становится важным вопросом в исследованиях и Карла Фридриха фон Савиньи. Тем самым сторонники исторической школы права внесли существенный вклад в разработку догматического метода в Германии XIX в., подчеркнув, с одной стороны, системность права, а с другой - его действенность [3].

В русле юридико-догматической трактовки права сформировалась и аналитическая юриспруденция (Д. Остин, Ш. Амос и др.) [4]. Идеи данного направления получили дальнейшее развитие в трудах неопозитивистов в XX в. (Г. Харт и др.). Объясняя свой подход к праву и свою концепцию юридической науки, Г. Кельзен указывал, что чистое учение о праве есть теория позитивного права: позитивного права вообще, а не какого-либо конкретного правопорядка. "Это учение о праве, - утверждал он, - называется "чистым" потому, что оно занимается одним только правом и "очищает" познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле. Другими словами, оно стремится освободить правоведение от чуждых ему элементов" [13].

В целом позитивистские разработки формально-юридического метода внесли значительный вклад в развитие юриспруденции, в обогащение ее понятийного словаря и методологического арсенала. Своими исследованиями в области доктрины и догмы позитивного права они оказали большое влияние на процесс рационализации и совершенствования действующего права в духе соответствующих доктринальных положений об источниках, системе и структуре позитивного права, способах его толкования, унификации и систематизации, о надлежащих формах правотворчества, правоприменительной деятельности.

Представители естественно-правовых воззрений интерпретируют формально-юридический метод иначе. Как считает С. С. Алексеев, выражение "догма права" в области юридической деятельности и знаний означает то, что объективное (позитивное) право, существующее в данном обществе, в каждый данный момент, - это "то, что есть" - строго определенная реальность - "данность" и "неизменность". То есть действующее право, независимо от нашего отношения к нему и действий по его изменению, в каждый данный момент нужно понимать и применять таким, каково оно есть в действующих законах, иных источниках права [5].

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: