Конфликты между мужем и женой решались судебным поединком

Обновлено: 28.03.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В Средние века, в эпоху благородных рыцарей и прекрасных дам, считалось, что мужчина никогда не должен поднимать руку на женщину, за исключением одного единственного случая: когда спор шел в суде.

Дело в том, что в Средневековой Европе существовало два вида суда: обычный юридический суд и суд через поединок. То есть, допустим, когда стороны в своих прениях заходили в тупик, и установление истины казалось невозможным, одна из сторон (или адвокат) вызывали соперников на дуэль.

И тогда сила и мастерство владения мечом решали исход дела. Такая судебная практика разрешения конфликтов в некоторых европейских странах сохранилась в той или иной форме до 16 века. Интересно, что таким же образом разрешались конфликты между мужчинами и женщинами, в частности - мужьями и женами (в данном случае использовали деревянное оружие). При этом, чтобы уравнять шансы и нивелировать преимущество мужчины в росте, силе и интеллекте, мужчине предписывалось вести поединок из ямы.

"Историческая правда" приводит иллюстрации из трактата по искусству фехтования немецкого рыцаря Ганса Талхоффера, изданной в 1459 году. В этой книге автор специально для женщин описал правила проведения поединков между мужчиной и женщиной, а также рассмотрел различные приемы фехтования, которые позволяли прекрасным дамам быстро победить своего кавалера.

Информация об этом сообществе

  • Цена размещения 500 жетонов
  • Социальный капитал 20 042
  • Количество читателей
  • Длительность 2 часа
  • Минимальная ставка 500 жетонов

какое нафик равноправие, если мужик в яме, а тетка вокруг бегает? Махровый феминизм и в средние века процветал.

силы равны тогда, когда оба противника в равном положении находятся. А так мужчину ставили в заведомо невыгодное положение. И что с того, что тетки от рождения ущербны? Их дело сасать минеты делать и щи варить. И если полезли на арену, то драться нужно по правилам арены, а не по правилам теток.

И не говорите. Женщины очень хитрые существа и всегда добиваются того, чего хотят. Это полный беспредел.

Обычный гандикап в судебных поединках между мужчиной и женщиной - Мужчина по пояс в яме, одна рука привязана к телу. Что мы и видим на рисунках 1, 2 и 6. Меня всегда интересовало имел ли поединщик право отвязать руку и выбраться из ямы. Судя по тому, что на прочих рисунках у мужчины свободны обе руки - имел. Ситуация, когда мужчина свободен в передвижениях, очевидно не требовала специальной иллюстрации.
Интересно, что описан бой явно не летальным оружием.
Что происходит на седьмой картине, мне не понятно. Кто-то может перевести подпись?

Кстати, сказать, что в средневековье существовало два вида суда - сильно погрешить против истины. Начать с того, что по сильно разным правилам разбирались дела светские и дела церковные. Продолжить тем, что сеньориальный суд, разбиравший споры дворян, весьма мало походил на современное судопроизводство. Я уж не говорю о том, что параллельно существовало два права - писанное римское, похожее а современную систему (поединков не предусматривавшее) и т.н. обычное, где судебные испытания (разновидностью какового и считается поединок) были в порядке вещей.
Ну и закончим тем, что собственно дуэли, как средство решения споров, выйдя из легального поля, как обычай - благополучно просуществовали до начала ХХ века.

P.S. Рисунки 5 и 9 - дубликаты.

Что-то я не вижу тут приемов, которые "позволяли прекрасным дамам быстро победить своего кавалера." Как-то все больше наоборот. Исчезла картинка, где даму засунули в яму головой.

Возможно, читая некоторые наши статьи, возникал у Вас вопрос - а бывали дуэли между мужчинами и женщинами?

Поскольку 8е марта близко - мы решили на него ответить =)

Между женщинами - были. И в 17 веке, и позже, и поскольку они дрались без корсетов, там происходил конкретный такой 18+ (такое только в комментариях, пардон)

О женщинах, которые с оружием в руках защищали свою жизнь, или родное поселение - мы также вскользь упоминали, но речь идет именно об организованном , по определенным правилам, противостоянии, чаще всего один на один.

Мы уже рассказывали о Паулюсе Кале и его манускрипте. Кроме всего прочего у него есть глава, посвященная тому, как мужчине победить в дуэли против женщины.

Казалось бы, в чем, сложность?

А вот в чем - в Германии супружеские пары могли решить спор посредством поединка, но поскольку полагалось, что у мужчины есть серьезная фора - он должен был сражаться по пояс в яме, дабы уравнять их шансы. Мамзели, судя по некоторым картинкам этим беспардонно пользовались:

Чтобы мужчины не попадали впросак, дядюшка Паулюс Каль решил спасти уважаемых бюргеров от принародных побоев, подсказав из солидарности несколько приемов. Напомним, что в силу своих должностных обязанностей он при судебных поединка присутствовал, и знал, о чем говорит.

Сначала он вводит нас в курс дела:

Thus is the man in the pit against the woman: he is buried to the waist and can walk around a little in it. One hand is tied to him by the elbow to the side, but he can move well.

The woman should face him thus with a sleeve of her shirt that extends an Ell in front of the hand like a bag. In there she has a stone that weighs three pounds. She has nothing on except the shirt, which is tied between the legs with a cord.

Перевод: Вот мужчина в яме против женщины - он в яме по пояс, но может в ней передвигаться. Одна рука связана в локте.

Хотя, судя по некоторым картинкам - вторая рука у мужчины в бою свободна.

Домашнее насилие — это серьёзная проблема. В Средневековье нашли весьма оригинальный способ решать споры между супругами — не запрещать их, а узаконить. Так, в книге 1467 года дуэлиста Ганса Тальхоффера под названием Fechtbuch («фехтбук», пособие по фехтованию) описываются правила проведения судебных боёв между супругами.

Мужчина, сидящий по пояс в земляной яме, был вооружён дубинкой. Его жене выдавали мешок с камнем весом в четыре или пять фунтов (1,5–2 кг). Приёмы были разрешены любые — в том числе удары по голове, удушение, засовывание женщине дубинки между ног и выкручивание члена мужчине (да, мастер Тальхоффер упомянул и такие подробности). Победителя определял судья.

2. 60 дворян Священной Римской империи утонули в фекалиях в Эрфурте.

Как‑то раз два влиятельных джентльмена, Людовик III, ландграф Тюрингии, и архиепископ Майнца Конрад Виттельсбахский, поссорились.

Между Тюрингией и Майнцем давно чувствовалось некое напряжение, и архиепископ решил построить на границе с потенциальным противником, в Хайлигенбурге, замок — просто на всякий пожарный. Ландграф заявил, что это провокация и порядочные архиепископы так не поступают, а потому теперь он просто обязан организовать вторжение в Майнц.

Император Генрих VI, как раз проезжавший мимо по делам — захотел повоевать с Польшей, ничего особенного, — решил помочь господам помириться. Для этого он организовал сейм, то есть собрание важных персон, в городе Эрфурте.

Если бы Людовик, Конрад и Генрих встретились лично, с глазу на глаз, то рассказывать было бы не о чем. Но в Средневековье так дела не делались, поэтому каждый явился на переговоры с огромной свитой. Плюс к этому числу добавилась знать со всей Священной Римской империи — кто по серьёзному поводу, кто на банкет рассчитывал.

В общем, 25 июля 1184 года в кафедральном соборе Святого Петра в Эрфурте на переговоры собралось больше сотни человек.

И когда собрание началось, деревянный пол под ними, не рассчитанный на такой вес и вдобавок подгнивший, провалился. Монсеньоры упали вниз, проломили своими телами ещё и следующий этаж и, наконец, рухнули в огромный септик, расположенный под монастырём. Септик, не вычищавшийся много лет.

Людовик III побарахтался в септике, но его удалось вытащить. Архиепископ тоже выжил благодаря тому, что сидел рядом с окном.

Домашнее насилие — это серьёзная проблема. В Средневековье нашли весьма оригинальный способ решать споры между супругами — не запрещать их, а узаконить. Так, в книге 1467 года дуэлиста Ганса Тальхоффера под названием Fechtbuch («фехтбук», пособие по фехтованию ) описываются правила Trial By Combat between a Man and a Woman проведения судебных боёв между супругами.

Мужчина, сидящий по пояс в земляной яме, был вооружён дубинкой. Его жене выдавали мешок с камнем весом в четыре или пять фунтов (1,5–2 кг). Приёмы были разрешены любые — в том числе удары по голове, удушение, засовывание женщине дубинки между ног и выкручивание члена мужчине (да, мастер Тальхоффер упомянул и такие подробности). Победителя определял судья.

Без разницы какая сумма 30 рублей это булка хлеба . Мне будет легче от ЛЮБОЙ ВАШЕЙ ПОМОЩИ . Мой номер телефона 89899808268 . Пишите на watsapp всем отвечу . Мои реквизиты

2. 60 дворян Священной Римской империи утонули в фекалиях в Эрфурте

Между Тюрингией и Майнцем давно чувствовалось некое напряжение, и архиепископ решил построить на границе с потенциальным противником, в Хайлигенбурге, замок — просто на всякий пожарный. Ландграф заявил, что это провокация и порядочные архиепископы так не поступают, а потому теперь он просто обязан организовать вторжение в Майнц.

Император Генрих VI, как раз проезжавший мимо по делам — захотел повоевать с Польшей, ничего особенного, — решил помочь господам помириться. Для этого он организовал сейм, то есть собрание важных персон, в городе Эрфурте.

Если бы Людовик, Конрад и Генрих встретились лично, с глазу на глаз, то рассказывать было бы не о чем. Но в Средневековье так дела не делались, поэтому каждый явился на переговоры с огромной свитой. Плюс к этому числу добавилась знать со всей Священной Римской империи — кто по серьёзному поводу, кто на банкет рассчитывал.

В общем, 25 июля 1184 года в кафедральном соборе Святого Петра в Эрфурте на переговоры собралось больше сотни человек.

И когда собрание началось, деревянный пол под ними, не рассчитанный на такой вес и вдобавок подгнивший, провалился. Монсеньоры упали вниз, проломили своими телами ещё и следующий этаж и, наконец, рухнули в огромный септик, расположенный под монастырём. Септик, не вычищавшийся много лет.

Людовик III побарахтался в септике, но его удалось вытащить. Архиепископ тоже выжил благодаря тому, что сидел рядом с окном.

А король Генрих в это время отходил в нишу‑туалет с каменным полом (в те времена такие места в замках деликатно называли гардеробами). Ему пришлось ждать, сидя в уборной, пока слуги притащат лестницу и снимут его со второго этажа обрушившегося здания. После этого его величество разочаровался в дипломатии и покинул Эрфурт.

3. Папу Формоза предали суду, предварительно эксгумировав

Трупный синод на картине Жана‑Поля Лорана, 1870 год. Изображение: Musée des Beaux‑Arts, Nantes / Public Domain

Трупный синод на картине Жана‑Поля Лорана, 1870 год. Изображение: Musée des Beaux‑Arts, Nantes / Public Domain

В январе 897 года папа Стефан VI решил обвинить своего предшественника, Формоза, в ереси. Это был самый популярный в Риме способ убрать неугодного иерарха — назвать еретиком и предать анафеме. Что‑то вроде «культуры отмены» , только для римских пап.

Дело в том, что Формоз помазал The Cadaver Synod: Strangest Trial in History на царствование Священной Римской империей не того человека — Арнульфа Каринтийского из Каролингов. После того как недолго поимператорствовавшего Арнульфа разбил паралич, на титул стал претендовать другой король — Ламберт Сполетский. Решение Формоза срочно потребовалось отменить в судебном порядке, сделав вид, что это и не папа вовсе, а предатель церкви. И не имеет значения, кого он там помазал.

Наличествовала, правда, одна загвоздка: Формоз благополучно умер за девять месяцев до начала заседания, поэтому прибыть на суд, что вполне ожидаемо, не мог.

Но факт смерти подсудимого не остановил машину правосудия. Порядком разложившийся труп вытащили из усыпальницы, протащили по улицам волоком, доставили в Латеранскую базилику, нарядили в папские одежды и посадили на трон. Папа Стефан обвинил труп в лжесвидетельстве, нарушении канонического права и незаконном присвоении титула епископа и начал допрос. Отвечал, естественно, не сам Формоз, а спрятавшийся за спинкой трона дьякон, подражавший голосу усопшего.

По итогам заседания труп признали виновным, объявили The Cadaver Synod: Putting a Dead Pope on Trial все его решения, в том числе и помазание Арнульфа, ничтожными, отрубили ему три пальца (которые при жизни он использовал для благословлений), сорвали с него папское облачение и закопали на кладбище для черни.

На этом приключения Формоза не закончились. Его снова эксгумировали — видимо, гробокопатели, рассчитывавшие чем‑нибудь поживиться. Но поскольку отлучённого от церкви папу зарыли без каких‑либо почестей, грабители не нашли ничего ценного, привязали к трупу груз и выбросили в реку Тибр.

Покойный экс‑папа всплыл, его нашли рыбаки и, по словам историка Лиутпранда Кремонского, доставили в церковь блаженного князя апостолов Петра. Там останки Формоза, по слухам, начали творить чудесные исцеления. Кроме того, припомнили, что во время «Трупного синода» случилось землетрясение, повредившее Латеранский храм, что ещё больше убедило чернь в святости Формоза.

Немного позже новый папа, Иоанн IX, восстановил Формоза в правах, захоронил его в папской усыпальнице с почестями и запретил впредь осуществлять судебный процесс над мёртвыми.

А ещё спустя некоторое время очередной папа, Сергий III, отменил это решение и снова объявил The Cadaver Synod: Strangest Trial in History Формоза еретиком, а на могиле Стефана VI повелел оставить надпись, какой тот молодец, что Формоза разоблачил. Правда, в третий раз бедолагу решили не эксгумировать, и он остался покоиться в базилике Святого Петра.

4. Индеец Гальварино воевал с испанцами без рук

Когда испанские конкистадоры захватывали Южную Америку, они столкнулись с яростным сопротивлением индейцев из племени мапуче, или арауканов. Почти полторы сотни мапуче были захвачены в плен после ожесточённой битвы в Араукании в 1557 году.

Большинству пленных губернатор Чили Гарсиа Уртадо де Мендоса приказал Crónica del Reino de Chile отрезать правую руку и нос. А самому свирепому воину по имени Гальварино отрубили сразу обе руки. Видимо, он действительно был крут в бою.

Если вы думаете, что потеря конечностей остановила Гальварино, то ошибаетесь. Он прикрепил к своим культям пару ножей и продолжил сражаться LA CRÓNICA DE JERÓNIMO DE VIVAR Y EL SUJETO COLONIAL с испанцами. Гальварино даже без рук положил гору конкистадоров в битве при Милларапу. Правда, в итоге испанцы всё же взяли верх, перебили почти три тысячи мапуче и заживо скормили Гальварино псам.

5. Римляне использовали мочу для стирки и чистки зубов

Работники прачечной в Риме. Римская фреска из фуллоники (красильной мастерской) Вераниуса Гипсея в Помпеях. Изображение: Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Работники прачечной в Риме. Римская фреска из фуллоники (красильной мастерской) Вераниуса Гипсея в Помпеях. Изображение: Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Римляне вообще были интересными ребятами . К примеру, они отличались огромной изобретательностью по части использования мочи. Поскольку она содержит много аммиака, обладающего отбеливающими свойствами, её применяли в качестве средства для стирки.

В прачечных работали специально обученные люди, называемые фулло Fullo , Fullo . Они погружали ношеные тоги в чаны с отстоявшейся мочой, а затем топтали их ногами. Потом отмывали в воде с пеплом или глиной. Это позволяло очистить ткань от жира.

Ещё человеческую мочу задействовали в дублении кожи, лечении овец (путём заливания мочи им в глотки) и, по свидетельству COLUMELLA, On Agriculture римского историка Колумеллы, использовали в качестве удобрения для выращивания гранатов.

Моча была так необходима в римском хозяйстве, что император Веспасиан обложил налогом общественные уборные, торговавшие ею. Сыну Титу на вопрос, не сошёл ли отец с ума, он резонно ответил Pecunia non olet : «Деньги не пахнут».

А на десерт вот вам самое оригинальное применение мочи у римлян: они полоскали ею рот, чтобы сделать зубы белее. Что интересно, это даже имеет некоторый смысл From Gunpowder to Teeth Whitener: The Science Behind Historic Uses of Urine — опять‑таки благодаря аммиаку. К счастью, на такие жертвы, видимо, шли не все, а только самые отчаянные снобы, дорожившие белоснежной улыбкой. Например, историк Катулл иронично упоминает C. Valerius Catullus, Carmina об одном таком оригинале по имени Эгнатий.

6. Римскую империю продали с аукциона

Лоуренс Альма‑Тадема, «Провозглашение преторианцами Клавдия императором», 1867 год. Изображение: Public domain.

Лоуренс Альма‑Тадема, «Провозглашение преторианцами Клавдия императором», 1867 год. Изображение: Public domain.

Кстати, ещё кое‑что о римлянах. В истории Рима был один неприятный период — 193 год, за который на престоле сменилось пять императоров Year of the Five Emperors .

Император Коммод, тот самый, которого сыграл Хоакин Феникс в «Гладиаторе», и в реальности был очень странным парнем. Он любил сражаться на арене против настоящих бойцов, а вот на дела империи частенько забивал. И, кроме того, страдал паранойей и любил убивать своих консулов просто на всякий случай, а то вдруг чего удумают. Неудивительно, что приближённые решили его аккуратно устранить и назначить правителя получше.

Аккуратно не получилось. Попытка отравления Коммода провалилась, потому что императора стошнило. Пришлось в спешном порядке подкупать его личного тренера по греко‑римской борьбе, Нарцисса, чтобы тот Коммода задушил во время совместного принятия ванны. Борец с задачей справился, и новым цезарем назначили одного из заговорщиков, Пертинакса.

Тот, в принципе, был неплохим человеком и мог бы стать вполне приличным императором, потому что отменил драконовские налоги Коммода и дал больше свободы римским гражданам. Но он не занёс денег преторианской страже, и те на него обиделись.

Гвардейцы, охранявшие императора, привыкли получать от каждого нового претендента определённую сумму в подарок, называемую «донатив» Донатив , или «донатвиум».

Поэтому преторианцы взяли и прикончили Пертинакса, а потом объявили аукцион The Cambridge Ancient History 3rd Edition . Лотом был цезарский престол и вся Римская империя в придачу. Богатый сенатор Дидий Юлиан предложил самую высокую цену — 25 тысяч сестерциев на преторианца, и его объявили новым цезарем.

Правда, правил он всего два месяца, потому что не сумел вовремя расплатиться с преторианцами, а кредит взять не догадался. На 66‑й день правления гвардейцы, не получившие выплаты, убили должника.

Порядок в Риме смог навести только следующий император — Луций Септимий Север. Правителем он стал хорошим и пользовался поддержкой простых римлян. А ещё он был явно неглуп, поскольку первое, что он сделал, став цезарем, — распустил преторианскую гвардию, заменив её своими солдатами.

7. Британия и США начали войну из‑за убийства свиньи

В 1846 году Британия и США делили Pig War (1859) территории на Североамериканском континенте и подписали Орегонский договор, в котором оговорили свои границы западнее Скалистых гор.

Проблема в том, что с географией тогда было так себе, поскольку Google Maps и картографических спутников ещё не изобрели. Так что договор получился несколько расплывчатым. С разделом границ на суше трудностей не возникло, но вот на воде…

В общем, две державы не смогли поделить небольшой островок Сан‑Хуан, и обе объявили его своей территорией. И забыли о его существовании на 13 лет.

На одной половине острова британская Компания Гудзонова залива создала овцеферму, а на другой обосновались американские поселенцы, выращивавшие картофель. Долгое время они жили в мире, пока не произошёл один досадный инцидент.

Как‑то раз американский фермер по имени Лиман Кэтлар встал с утречка, вышел на улицу и обнаружил, что большая чёрная свинья разоряет его огород и ест картошку. Поскольку это случилось уже не в первый раз, Кэтлар психанул, взял винтовку и завалил свинью на месте без предупредительного выстрела.

Затем, как приличный человек, он пошёл к владельцу свиньи, ирландцу Чарлзу Гриффину, управлявшему овцефермой, рассказал о случившемся и предложил 10 долларов в качестве компенсации. Гриффин, видимо, очень любил свинью, потому что разозлился и потребовал как минимум 100. Кэтлар отказался платить, ведь это свинья вторглась на его территорию.

И когда британские власти пригрозили, что арестуют Кэтлара — в те дикие времена люди частенько забывали про такую штуку, как юрисдикция, — тот отправился за защитой к доблестным американским воякам.

Конфликт Mike Vouri. The Pig War нарастал, и 10 августа 1859 года на острове Сан‑Хуан 461 американский солдат с 14 орудиями готовились сразиться с пятью британскими военными кораблями со 167 орудиями и 2 140 людьми на борту. К счастью, командиры армий, американский полковник Сайлэс Кэси и британский контр‑адмирал Роберт Бэйнес, узнав, из‑за чего сыр‑бор, решили, что глупо начинать войну из‑за свиньи. Поэтому оба приказали своим людям ни в коем случае не стрелять первыми.

В течение нескольких дней американские и британские солдаты, засев на позициях, выкрикивали друг другу всякие обидные вещи, пытаясь спровоцировать противника на агрессию, чтобы получить право обойти приказ и применить оружие. Но ни одного выстрела не прозвучало.

Узнав о произошедшем, высокие чины в Вашингтоне и Лондоне пришли в ужас от перспективы войны по такому пустячному поводу и начали переговоры. Но тут некстати началась Гражданская война в США, и переговоры затянулись на 12 лет. Всё это время американский и британский гарнизоны по сотне человек удерживали каждый свою половину острова Сан‑Хуан. Британцы оставили остров только в 1872 году, американцы вывели войска в 1874.

Так закончилась многолетняя англо‑американская конфронтация на острове Сан‑Хуан, единственной жертвой которой стала свинья.

Средневековое правосудие было весьма своеобразным. Чего стоят хотя бы суды над животными. На эшафот за различные проступки против человечности отправляли кошек, собак, быков, гусениц и прочих божьих тварей. Даже относительно недавно, в XVIII веке, во Франции подобная бессмыслица еще продолжалась: однажды суровый приговор со смертной казнью вынесли корове. Не менее интересной представляется еще одна судебная традиция Средних веков - брачных или супружеских поединков, которые были распространены в германских княжествах вплоть до середины XVI века.

Решать судебный спор поединком - это чисто германская фишка. Подобного не зафиксировано ни на Востоке, ни в Греции, ни в Риме, даже англосаксонский судебный кодекс, в значительной степени германский, о поединках умалчивает. Зато нам известно, что решение разногласий с помощью единоборств было распространено у древних франков и прочих германских племен. А впоследствии широко распространилось на территории Священной Римской империи германской нации. Мы знаем об этом в деталях, главным образом благодаря подробным и иллюстрированным "бойцовским" руководствам, изданным в XIV и XV веках. Одно из них принадлежит перу Паулюса Кала, другое - Ганса Талхоффера. Но это не весь список.

В супружеских поединках, как правило, решались разного рода бытовые разногласия между мужем и женой. О немытой посуде, вероятно, речь не заходила, а вот вопрос супружеской измены, факт которой проблематично было доказать, мог запросто стать поводом помериться силой между супругами. На подготовку дуэли давалось, как правило, один-два месяца. За это время супруги имели право помириться. Если же нет, если же развод и девичья фамилия, готовилась специальная площадка, в центре которой выкапывалась яма глубиной примерно в пол метра. В нее должен был стать муж, и во время сражения он не имел право покидать эту яму - это условие было сделано для уравнивания возможностей. Еще одним подобным условием, своеобразной форой прекрасному полу, было правило левой руки, которая у мужчины завязывалась либо спереди, либо - что чаще - за спиной. То есть муж мог вести поединок исключительно стоя в яме и лишь одной рукой. При этом он не мог даже прикасаться к краю ямы - за это у него отбирали оружие. У дамы были развязаны обе руки и в каждой могло находиться оружие.

Жена фактически празднует победу.

Жена фактически празднует победу.

Вероятно, в некоторых поединках использовались ножи, а, может, даже и мечи, однако в дошедших до нас руководствах супружеское оружие гораздо более примитивное: чаше всего мужчина и женщина сражались камнями и дубинками. Жена надевала длинную сорочку, связывавшуюся между ног. В длинный правый рукав помещался крупный булыжник и связывался на манер мешка. Левый рукав также мог превращаться в орудие, а мог и оставаться свободным. У мужчины возможностей для маневра было меньше: левая рука обездвижена, а в правой - либо палка, либо камень в мешке. Позднее, кстати, боевая униформа изменилась. На смену женской сорочке пришел комбинезон с капюшоном. Впрочем, особенности дуэльного обмундирования могли быть разными в различных регионах Германии.

Несмотря на яму и завязанную руку, большинство поединков, как свидетельствуют источники, все-таки заканчивались победой мужей - сказывалось физическое превосходство сильного пола. Мужчине достаточно было схватить свою жену за одежду, чтобы утащить к себе в нору и там довершить разгром. Однако дамы временами сражались очень даже успешно - результаты женских побед мы также можем видеть на средневековых гравюрах. Выволакивали своих благоверных из ямы и добивали ловким удушающим приемом.

Поединок не обязательно должен был заканчиваться смертью одного из участников, однако судьба проигравшего в любом случае была незавидной. Муж, если терпел поражение, объявлялся виновным и ему отрубали голову. Если проигрывала женщина, ее закапывали заживо.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: