Концепция правового государства в современных условиях

Обновлено: 22.04.2024

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Наиболее ранним сохранившимся до наших дней определением государства как правового сообщества можно считать определение Цицерона. В свое работе «О государстве» он утверждал, что государство – это дело народа как некоего соединения многих индивидов, которые связаны между собой полным согласием в правовых вопросах, а также общностью интересов. Позднее идеи государства как некоего правового сообщества получали теоретическое обоснование уже в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Томаса Гоббса, Шарля Луи Монтескье, Франсуа-Мари Вольтера, Жан-Жака Руссо. Так, Локк в своем труде о государстве обосновал законность сопротивления любому произволу власти.

На совершенно новую стадию обоснование идеала правового государства вывел в своей теории основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804). Согласно сформулированному им определению государства, оно представляет собой объединение огромного числа индивидов, которые подчинены правовым законам. Хоть он еще не использовал понятие «правовое государство», но применял довольно схожие по смыслу термины «правовое гражданское общество», «гражданско-правовое состояние», «прочное в правовом отношении государственное устройство». Особенность его определения состояла в том, что конститутивным признаком государства называлось верховенство правового закона.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Роберт фон Моль ввел в научный оборот понятие «правовое государство», и оно прочно закрепилось в немецкой юридической литературе первой трети девятнадцатого столетия.

Впоследствии данное понятие получило обширное распространение, в частности, в дореволюционной России. В числе сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов и прочие. В России имелись прочные и многолетние связи с немецкими университетами, и из-за этого немецкая терминология применялась без перевода, потому теоретиков правового государства сначала именовали «рехтштатистами».

В англоязычной литературе понятие «правовое государство» не применяется. Схожим с ним можно назвать понятие «Rule of Law» (господство, правление права), использованное в данном смысле впервые Альбером Венн Дейси (профессор Оксфордского университета, годы жизни 1835-1922) в труде «Основы конституционного права» (от 1855 года).

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

С древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях -- выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой -- подданных, общества.

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором - в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт государственности, а чтобы показать его служебное положение, ведь, в конечном счете, данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности. Государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты: упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия: бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).

С возникновением государства значительная часть людей оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт использовался не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в корыстных целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превращалось в «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол.

Итак, «второе дыхание» идея правовой государственности обрела в современном мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии и Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция правового государства в странах, переживающих кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас в России) является эффективным орудием борьбы за права человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.

Как мы уже выяснили, понимание неразрывности свободы индивида и его социальной ответственности нашло своё выражение еще в начале XIX века в идее правового государства, которое призвано защищать и развивать гражданские свободы. В конце XIX- начале XX вв. возникло новое понятие - «социальное государство», в котором появляются новые качества, отсутствующие у либерального правового государства. Однако от термина «правовое государство» правоведы отказываться не спешили.

На данный момент понятия «социальное государство» и «правовое государство» стали во многом синонимичными, и, в общем, означают такой тип государства, власть которого основана на правовых началах, ими ограничивается и через них реализуется.

Либеральное понятие «правового государства» принятое в XVII-ХIХ вв. было замещено социальным понятием «правового государства» XX в. - и это стало естественным этапом эволюционирования данной категории, обусловленное развитием юридической науки в XX в.

Суть современной концепции правового государства -- в том или ином ее варианте -- состоит в том, что власть государственных структур ограничивается правом. Но для анализа теории правового государства, в первую очередь, необходимо определить понятия «государство» и «право», поскольку словосочетание «правовое государство» претендует на статус не просто логического, а именно концептуального соединения указанных терминов и даже служит названием самостоятельной теории.

Таким образом, современная концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий.

Суть концепции правового государства -- в том или ином ее варианте -- состоит в том, что власть государственных структур ограничивается правом.

Концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий. К этому следует добавить, что развитие представлений о государстве, власти, праве в истории человеческой мысли следует рассматривать конкретно-исторически, с учетом реальной среды, в которой эти идеи возникли и получили распространение.

Теоретические концепции правовой государственности, разработанные в трудах Д.Локка, Ш.Л.Монтескье, Д.Адамса, Д.Мэдисона, Т.Джефферсона, И.Канта, Гегеля и др. опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции. Значительное влияние в этом плане на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка.

Теория правового государства сегодня вовсе не застывшая догма. Она развивается, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что «в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства» Козлихин И. Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб.. 1993. С. 5.. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д.

полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п.

Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчёта в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной "связке".

Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства.

Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть(главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для неё необходимы надёжные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон её необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности)правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принципнашёл своё конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять своё главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.

Второй принцип ограничить государственную власть

Её может только другая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права. Здесь будет уместным воспроизвести слова немецкого юриста Р. Иеринга (1812 –1892), который отмечал: "Кто защищает своё право, тот в узких пределах его защищает право вообще"

Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Её главное

требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную исполнительную и судебную

3 Федерализм также может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как своеобразное государственное устройство, федерация дополняет горизонтальное разделение власти ещё и разделением её по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов

4 Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменён, изменён или приостановлен актами исполнительной власти.

5Взаимная ответственность государства и личности – это тоже способ ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностьюпринуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип – последовательное связывание с помощью права государственной власти.

Теория государства и права. (Учебник) Алексеев С.С., Архипов С.И.;Мелехин А.В. Теория государства и права

Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной.

Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.

Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.

Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .



Правовое государство — это государство, в котором закон, как основной принцип регулирования общественных отношений, занимает верховенствующее положение, является необходимым условием разделения ветвей власти.

Принципы правового государства — это основополагающие начала, императивы, требования, составляющие содержание и смысл концепции правового государства.

Основные принципы правового государства:

  • приоритетное положение прав и свобод человека — признание высшей ценностью государства прав и свобод личности перед интересами общества, обеспечение их защиты;
  • верховенство правового закона — деятельность государственных органов власти основана на нормах права, ограничивается Конституцией и действующим законодательством; законы должны отвечать морально-нравственным требованиям гуманизма и справедливости;
  • разделение государственной власти — власть государства осуществляется на основе ее разделения на три ветви (законодательную, судебную и исполнительную); каждая ветвь выполняет строго определенные государством функции путем формирования и функционирования государственных органов;
  • наличие независимого суда, способного активно применять действующее законодательство на основе принципов законности, справедливости, неотвратимости, равенства, гуманизма.

Государство и личность в правовом государстве выступают субъектами взаимного сотрудничества и ответственности, являются партнерами. В правовом государстве применяют меры юридической ответственности. Ответственность в публичном праве реализуется через ее конкретные виды:

  • конституционно-правовая;
  • конституционно-уставная;
  • государственно-правовая (административная, дисциплинарная, уголовная);
  • муниципальная.

Легитимность государственной власти — это признание населением государственных институтов, согласие с общеобязательными принимаемыми государством нормами, соответствие решений органов государственной власти действующему законодательству, морально-нравственным, естественно-правовым императивам, ценностям, выработанным в процессе истории, представлениям о справедливости, добре и зле. Обеспечение легитимности непосредственно связано с совершенствованием демократических механизмов создания государственных институтов, реализацией права каждого гражданина на участие в государственных делах.

Концепция правового государства отражена в многочисленных работах русских философов: Б.Н. Чичерина, П.Н. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные положения концепции правового государства российских философов:

  • жизнь человека является абсолютной ценностью для государства и общества;
  • независимость и свобода человека возможны только при тесной взаимосвязи с государством и обществом;
  • права человека носят неполитический характер, они «естественны» и «даются» ему от рождения;
  • любой человек имеет право на достойное существование, которое государство должно обеспечить и гарантировать каждому;
  • идея «цехового» или «правового» социализма;
  • закон должен быть выше политической или экономической власти;
  • уважение жизни, свободы, достоинства и независимости других людей, терпимость к инакомыслию;
  • государство является правовой организацией народа, который обладает собственной и самостоятельной властью.

Правовое государство в современном мире

В настоящее время во всем мире наблюдается рост демократизации, устремление на курс к правовому государству. Провозгласив величайшей ценностью государства естественные права и свободы человека, современные государства взяли на себя обязательства по соблюдению гарантий этих прав и свобод.

В соответствии со стандартами правового государства, оно должно уважительно относиться к субъектам-носителям собственного понимания норм, которым должно следовать общество. Это ведет к возникновению разногласий в суде, когда одна из сторон настаивает на буквальном прочтении закона, а другая указывает, что их трактовка лучше согласовывается с духом закона, с системой права, как единым целым. Такие разногласия оказывают негативное воздействие в определенности правовых норм. Противоречия между разными общественными идеалами находят свое отражение в системе права. Разрешение противоречий ведет к преобладанию определенных ценностей или к компромиссу, к расхождению между требованиями закона и предпочтениями части граждан.

Строгое соблюдение процедур принятия решений, установленных законом, способствуют неопределенности результата. Иногда это может сыграть позитивную роль в процессе демократических выборов. В отдельных случаях это находит негативное отражение на чувстве предсказуемости в отношении действий иных лиц, привести к излишнему самоограничению личной свободы.

Правовое государство представляет собой всеохватывающую политическую организацию общества, основанную на верховенстве закона, которое подразумевает приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. Любое ущемление прав человека в правовом государстве недопустимо, оно неукоснительно и обязательно обеспечивает реализацию прав и их защищает.

Принципиальную роль играет проблема правового равенства в разных сферах жизни государства и общества. Решение этой проблемы предполагает создание государством гарантий, обеспечивающих такое равенство. У правового государства всегда будут сопутствующие проблемы, вытекающие из недостаточной точности и относительной субъективности определенных законов, подзаконных актов, терминов и формулировок.

Определяющей задачей в развитии правового государства и гражданского общества является обеспечение принципа признания, защиты прав и свобод человека как основного ориентира, высшей ценности, важнейшей основы конституционализма.

В рамках современного научного мира существует довольно большое количество определений понятий «государство» и «правовое государство», так как в различных науках и направлениях внутри них данные термины можно трактовать различным образом.

Современные исследователи в области права, под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.

Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.

Правовое государство большинство исследователей определяют как государство, которое обеспечивает верховенство закона и права, равенство всех его членом перед законом и судом, провозглашаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей является базовым при построении органов государственной власти.

Развитие идеи правового государства

Всю историю развития идеи правового государства можно хронологически разделить на ряд периодов:

  • Античный период;
  • Эпоха возрождения;
  • Создание концепции правового государства, которая имеет хронологические рамки с 18 по 20 век включительно;
  • Современные исследования в области развития теории правового государства, с начала 21 века по сегодняшний день.

Впервые идеи создания правового государства зародились в античности. В этот период времени государство рассматривают как организацию, которая основана на законе и осуществляет функции публично-властной силы. Таким образом, такое понимание государства является прототипом правового государства. Знаменитые античные деятели как Цицерон, Аристотель, Сократ и многие другие рассматривали понятия права и государственной власти во взаимосвязи. Связь этих двух понятий, по мнению обозначенных мыслителей, могла привести к гармоничному функционированию общества. Они полагали, что наиболее разумной и справедливой будет модель отношений, при котором, закон будет одинаково обязателен для всех граждан государства и для самого государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Аристотель считал необходимым при государственном построении применения принципа разделения властей на три основных составляющих: законодательную власть, судебную и исполнительную.

Исследователи-гуманисты развили идеи мыслителей античности, касающиеся правового государства. Активно развивались идеи прав и свобод личности, прорабатывались вопросы разделения властей, особое внимание уделялось независимости судебной системы. Исследования Б.Спинозы По данной теме мы уже выполнили реферат Правовое учение Б. Спинозы подробнее , Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля и многих других позволили в 19 веке ввести в научный оборот новый термин «правовое государство». Впервые его использовал в своих научных трудах К.Т. Волькнер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: