Кому принадлежит судебная власть во франции

Обновлено: 19.04.2024

Французская национальная юрисдикционный организация является организация французских национальных судов , во внутреннем правопорядке. 8 140 магистратов несут ответственность за применение закона ; В целом, в 2018 году, 84,969 сотрудников работали в Министерстве юстиции . Это составляет 11,9 профессиональных судей на 100 000 жителей по сравнению с почти 15 в Бельгии , 20 в Австрии и почти 25 в Германии .

Поэтому мы исключаем из этой организации все юрисдикции, которые не являются национальными, что вытекает из контракта или устава, определенного между членами. Поэтому нас интересуют только суды, санкционированные государственной администрацией, определенные законом. В международных юрисдикциях , Европейский или сообщество проживающий во внешнем законе, также будут исключены , поскольку они не исходят из государственного управления, других международных организаций ( ЕС , Совет Европы , Организации Объединенных Наций . ).

Резюме

Общие принципы

Французская национальная судебная организация хотела реализовать определенные принципы, присущие идее судебного разбирательства, уважая основные свободы , таким образом принимая во внимание возможность обжалования , коллегиальность судей, которые вынесут решение, скорость вынесения решения. .

Некоторые из этих принципов были дополнены, разъяснены и санкционированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод , подписанной в 1950 году и вступившей в силу с 1953 года, которая защищает гражданские и политические права, присущие человеческой личности.

Некоторые из этих принципов являются результатом исторического развития: это особенно касается принципа разделения властей или установления конституционного контроля над законами Конституционным советом .

Разделение властей и юрисдикционная двойственность

Происхождение юрисдикционной двойственности

Принцип разделения властей определяет, что публичные полномочия должны быть разделены и переданы отдельным органам. Таким образом, право принимать правила ( законодательная власть ) принадлежит Парламенту , а право обеспечивать их соблюдение ( исполнительная власть ) принадлежит президенту или премьер-министру . Монтескье в De esprit des lois (1748) добавил судебную власть , то есть право применять закон в конкретных случаях.

Тем не менее, Конституция 4 октября 1958 года , устанавливающая V - й Республики , признает , что в «судебной власти». Таким образом, эта теория приобретает первоначальное значение во Франции, которое Конституционный совет квалифицировал в решении «Совета по конкуренции» от 23 января 1987 г. как «французскую концепцию разделения властей».

Действительно, проблема с этим разграничением полномочий состоит в том, что в этой концепции необходимо отделить споры, касающиеся государства, санкционирующего неправильное применение текста и, следовательно, подпадающего под исполнительную власть, от других споров, касающихся отдельных лиц., подпадают под реальную автономную и самостоятельную судебную власть. Следовательно, необходимо разделить полномочия судьи на две части, между судьей по судебным делам и судьей по административным делам . Эта юрисдикционная двойственность берет свое начало в законе от 16 и 24 августа 1790 года и декрете 16 Фрюктидора года III , в основе двойственности судебных порядков во Франции , которые разделены на административный порядок и судебный порядок . Это запрещает судебным судам выносить решения по спорам, касающимся администрации, а также по актам, изданным исполнительной или законодательной властью.

Согласно этим текстам, законодательная и исполнительная власть были выведены из-под контроля судебной юрисдикции на том основании, что она не имела достаточной легитимности, чтобы судить об актах, исходящих от властей, исходя из всеобщего избирательного права и, следовательно, только представителей народного суверенитета. .

Установление административной юрисдикции с VIII года (1799 г.) должно было частично изменить эту ситуацию: с этой даты действия администрации могли быть оспорены, но в юрисдикции, отличной от власти.

Двойная юрисдикция

Принцип двойной судебной инстанции основан на возможности того, что каждое дело рассматривается, фактически и по закону, дважды. Такая система, во-первых, допускает степень власти судей. Это также дает сторонам возможность представить лучшие аргументы, которые, следовательно, будут иметь то преимущество, что они будут более точными при апелляции, чем в первой инстанции .

Исключение из принципа двойной судебной инстанции

В некоторых типах судебных разбирательств закон или постановление предусматривает, что суд первой инстанции принимает решение в первую и последнюю инстанцию . Следовательно, это решение не может быть обжаловано.

Например, в гражданских делах иски, в отношении которых уровень юрисдикции (требования истца) менее 5000 евро , рассматриваются судом в первой и последней инстанции.

  • многие апелляции, превышающие полномочия , рассматриваются в первую и последнюю очередь, например, многие споры, касающиеся государственной службы ;
  • Также включены требования о компенсации на сумму менее 10 000 евро .

Принцип двойной судебной инстанции ограничивается этими решениями первой и последней инстанции, но по строгим причинам: предполагается, что ставка иска невысока (хотя это не всегда так), риски ошибок обычно довольно ограничен и т. д.

Тем не менее, решение этих юрисдикций всегда может быть предметом обжалования в кассационном порядке , то есть сказать о чрезвычайной апелляции Кассационного суда или Государственного советом.

Наконец, споры, которыми непосредственно занимается Государственный совет, рассматриваются в первой и последней инстанции без какой-либо возможной кассационной жалобы, но внутренняя организация Государственного совета предлагает процессуальные гарантии, весьма сходные с гарантиями двойной судебной инстанции. . Это также может быть очень важным судебным процессом.

Коллегиальность или единоличный судья

В зависимости от юрисдикции магистраты места (те, кто судит) могут быть коллегиальными (3 или 7 судей) или единоличным судьей (1 единоличный судья). Ставка на этот вопрос тройная:

  • цена: высшее образование стоит дороже, чем один судья;
  • скорость: коллегиальное обучение обычно занимает больше времени, чем судья-одиночка;
  • торжественность: решение, вынесенное коллегиальным органом, будет более точным, более обоснованным и, следовательно, более торжественным, чем решение, вынесенное единоличным судьей.

Говорят, что судья единоличный, судья несправедливый. Напротив, можно утверждать, что снятие ответственности с судьи в случае высшего образования нежелательно.

Право на справедливое судебное разбирательство

Статья 6 Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ) предусматривает, что каждый гражданин имеет право на справедливое судебное разбирательство . Франция несколько раз была осуждена Европейским судом по правам человека за нарушение этой статьи.

Право на судебное разбирательство

У каждого человека всегда есть возможность подать иск в суд первой инстанции: это основное право, которое нельзя игнорировать. Однако право на вторую судебную инстанцию ​​ограничено делами, которые имеют достаточно важное значение.

В связи с решением Шрамека от 22 октября 1984 г. Европейский суд счел, что термин «трибунал» характеризуется в материальном смысле своей судебной ролью: это орган, ответственный за принятие решений на основе правовых стандартов, и по завершении организованной процедуры любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Применение этого права на судебное разбирательство в суде иногда затруднено в системе, в которой существует два судебных постановления. Действительно, во время рассмотрения дела возможно, что ни одно из двух постановлений не заявит о своей компетенции судить его. Трибунал Конфликт там решать такие юрисдикционные конфликты.

Беспристрастность и независимость судьи

Истец должен иметь возможность требовать независимости магистратов, которые призваны вмешаться. После вынесения решения Бомартеном в 1994 году Европейский суд признал , что судья независим, и ему не нужно пользоваться советом исполнительной власти для вынесения своего решения. Например, если судья спросит министра иностранных дел, как толковать договор, его нельзя будет считать независимым.

Следует помнить о двух аспектах:

  • субъективная беспристрастность, которая предполагается, пока не будет доказано обратное, означает, что судья не должен проявлять никаких предубеждений или личных предубеждений;
  • объективная беспристрастность означает, что суд должен предоставить достаточные гарантии, чтобы исключить любые законные сомнения, возникающие в связи с условиями организации судебного учреждения или вмешательством судьи, принимая во внимание именно его предыдущие вмешательства, которые могли дать ему некоторое представление о данном вопросе. .

Публичность суждений и дебатов

Судебное разбирательство должно быть открытым, но могут быть исключения (показания несовершеннолетних . ) во имя общих интересов. Однако приговоры должны оглашаться публично. Точно так же Европейский суд считает, что закрытое заседание может быть назначено для защиты общих интересов. Однако он счел, что истец должен иметь возможность добровольно отказаться от принципа открытого судебного разбирательства.

В решении по делу Претто от 1983 года Европейский суд постановил, что реклама защищает истца от тайного правосудия, а реклама здесь помогает сохранить доверие к судам. Гласность дебатов обеспечивает прозрачность судов и обеспечивает принцип беспристрастности.

Скорость правосудия

Пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции предусматривает, что, хотя каждый имеет право обратиться к судье, последний также должен вмешаться в разумные сроки. Однако очень часто французскому правосудию требуется определенное время, прежде чем вынести такое решение. Это, в частности, имеет место, когда истец испытывает трудности с поиском компетентного суда, чаще всего из-за разделения административной и судебной юрисдикций.

Это причина, по которой 10 февраля 1995 года Франция была осуждена по делу ( Allenet de Ribemont против Франции), в котором судебные и административные суды отказались признать себя компетентными. Европейский суд также указал, что правосудие должно быть ускорено, когда интересы человека были прямо поставлены на карту, либо потому, что он был заключен в тюрьму, либо потому, что его жизнь была ограничена.

Суды во Франции

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

Судебные суды


Суды судебного порядка обладают особой компетенцией по уголовным делам и разрешению споров между отдельными лицами. Они могут вмешиваться либо в поле судебных разбирательств (судебные тяжбы между людьми), либо в изящном поле (запрос разрешения в суде: например, изменение брачного режима ).

В виде исключения они также могут вмешиваться в определенные споры, которые могут возникнуть между государством и отдельными лицами. Это имеет место, например, когда в вопросах экспроприации экспроприируемая сторона не согласовывает размер своей компенсации; также в случае дорожно-транспортного происшествия , когда один из автомобилей принадлежит администрации, а потерпевший - частное лицо , спор возникает также у гражданского судьи.

Существует две степени юрисдикции: сначала устанавливается достоверность предполагаемой криминализации, затем, если применимо, применяется предписанное наказание.

Судебный трибунал является обычным судом первой инстанции. Апелляционный суд является судом второй степени, и Кассационный суд является судьей закона.

Административные суды


Административные суды являются те , которые компетентны судить о спорах между государством , местными органами власти , общественные учреждения (которые представляют собой основные случаи юридических лиц , регулируемых по публичному праву ), а также отдельных лиц, или между двумя юридическими лицами регулируются нормами публичного права.. Тем не менее, в некоторых случаях именно судебное постановление будет иметь юрисдикцию в отношении состояния лиц в отношении возмещения ущерба за нарушение права собственности (например, ущерба, нанесенного в результате дорожно-транспортных происшествий).

Административный суд является обычным судом первой инстанции. Административный апелляционный суд является судом второй степени, и Государственный совет является судьей закона.

Юрисдикции вне приказов

Юрисдикции «вне приказов» - это юрисдикции, которые фактически ставят себя выше них.

Так обстоит дело с Трибуналом по конфликтам , который определяет, является ли судебный приказ или административный приказ правомочным в случае конфликта компетенции.

То же самое и с Конституционным советом , решения которого являются обязательными для органов государственной власти, а также для всех административных или судебных органов.

Обычная юрисдикция заморских департаментов и регионов

Более 2 600 000 французов живут за границей. Независимо от статуса этих территорий, служба государственной юстиции представлена ​​343 магистратами и 925 судебными должностными лицами. Тем не менее, организация и работа адаптированы с учетом территориальной удаленности или применения местного законодательства.

Новая Каледония имеет особый статус, определенный разделом XIII Конституции.

В отношении Сен-Бартелеми и Сен-Мартен компетентны суды Гваделупы (Апелляционный суд Бас-Терра).

Суды первой инстанции Заморские департаменты и регионы Французские заморские департаменты и территории имеют общие суды первой инстанции: судебный трибунал, суд присяжных и промышленный трибунал.

Однако в отношении коммерческих судебных разбирательств компетенцией является смешанный коммерческий суд.

В отличие от классического коммерческого суда, он возглавляется профессиональным магистратом и состоит из шести судей, избираемых из числа торговцев.

Как французы относятся к судебной системе

Согласно опросу, проведенному в феврале 2014 года, три четверти французов считают, что система правосудия в их стране «работает плохо. « « Для 75% французов правосудие работает плохо », L'Express , 16 февраля 2014 г. ( читать онлайн ); Также отмечается, что это «уровень недоверия, которого не достигали с 1962 года и первых опросов по этой теме. "

С точки зрения профессора Жана Праделя , мы можем выдвинуть три причины этого недоверия французов к правосудию, которые также объясняют определенные дисфункции французского правосудия: нехватка магистратов на жителей, слишком большое количество законов и политизация правосудия. Недостаточные ресурсы в цифрах: на конец 2014 года было 7 726 магистратов на 6 000 судебных магистратов в 1910 году. Что касается новых гражданских и коммерческих органов: в 1977 году их было 845 000 против 2 746 515 в 2014 году.

Согласно опросу, проведенному Ifop для журнала L'Express, опубликованному в октябре 2019 года, за десять лет доверие французов к судебной системе упало на 10 пунктов, с 63% до 53%. Те, кто не доверяет судебной системе, чаще всего встречаются среди менее образованных, правых и крайне правых избирателей, служащих, рабочих и жителей сельских общин. И наоборот, ее защитники вербуются «среди руководителей высшего звена, парижан, (очень) выпускников, студентов, сторонников« Республики в движении »,« Зеленых »Европы и Социалистической партии».

В сентябре 2020 года исследование, проведенное IFOP для компании Avostart на выборке из 1003 человек, представляющих население старше 18 лет, проживающих на материковой части Франции, показывает, что 73% опрошенных считают судей во Франции недостаточно строгими ( по сравнению с 51% в 2011 году и 62% в 2014 году). Согласно этому исследованию, именно сексуальные преступления (87%), физические нападения на людей (86%) и рецидивы (85%) заслуживают большей суровости со стороны судей.

Судебная власть во Франции включает в свой состав суды общей юрисдикции и административные суды. Помимо этого, существуют и квазисудебные органы в виде Конституционного и Государственного совета Последний может являться во Франции высшим органом административной юстиции. Прокуратура, как и в РФ, в числе задач имеет поддержку государственного обвинения. Она работает при суде и обладает независимостью.

Низшей ступенью судов общей юрисдикции являются трибуналы малой инстанции, рассматривающие дела с несущественными в сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела в сфере преступлений небольшой тяжести.

Следующим уровнем считается трибунал большой инстанции. С его помощью по первой инстанции рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел. Те уголовные дела, по которым приговор предусматривает тюремное заключение от 5 лет, рассматривают суды ассизов (в их составе 3 профессиональных судьи и 9 присяжных). Присяжные и профессиональные судьи представляют одну коллегию, принимая участие в определении наказаний и решении прочих вопросов права. Эти суды названы исправительными судами. Суды общей юрисдикции находятся под управлением кассационного суда.

Судебная власть Франции наряду с судами общей юрисдикции включает специализированные суды (трибуналы), работающие в области как гражданско-цивилистического (трудовые споры, морские торговые суды), так и уголовного права (дела несовершеннолетних граждан).

В большей части гражданских судов работают не судьи-профессионалы, а судьи, которые избираются или назначаются из отраслей хозяйства и управления, где возникают споры. Таким образом, они более глубоко понимают суть вопроса.

Апелляционными судами рассматриваются дела во второй инстанции в качестве обычных и специализированных судов.

Судебная система Франции

Франция является страной с развитой административной юстицией, здесь административные суды могут разрешать административные споры, определяя заключение в отношении юридического аспекта конфликтов. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенность судебной системы Франции заключаетися в существовании Трибунала по конфликтным ситуациям. Он предназначен для разрешения споров о компетенции двух ветвей судебной власти. Трибунал включает представителей Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Министр юстиции здесь номинально выступает в качестве председателя.

Судебная система не включает Конституционный совет, который обладает специальным статусом в качестве органа конституционного надзора, который имеет право осуществлять лишь превентивный конституционный контроль. Любые законопроекты могут быть переданы президентом в Конституционный совет с целью проверки, соответствуют ли они Конституции Франции. В случае, когда орган конституционного надзора может признавать законодательный акт в качестве противоречащего Конституции, его нельзя признать как закон, обнародованный и введенный в действие.

Конституционный совет призван осуществлять наблюдение за ходом проведения выборов президента и парламента, общенационального референдума. Ему принадлежит важное значение в стабилизации конституционных и политических отношений, включая установку законности во Франции.

Особенности местного и регионального управления

Франция — это децентрализованная унитарная страна, где право принимать законы имеет общенациональный парламент.

Здесь государственная политика Республики проводится только общенациональным правительством. Территориальные коллективы Французской Республики представлены коммунами, департаментами и заморскими территориями (ст. 72 Конституции Франции). В число государственной территории включено 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента, включая Мартинику, Гваделупу, Гвиану, Реюньон, 2 территории, обладающие особым статусом (Сен-Пьер и Микелон, Майотта) и 4 заморских территории, включая Полинезию, Новую Каледонию, Уоллис и Футуну, Южную и антарктические территории. Административная организация и законодательный режим заморских департаментов меняются в соответствии с их особым положением. Статуты этих территорий определяются органическими законами.

Территориальные образования включают местные территориальные коллективы. Управление над ними ведется посредством выборных органов, а административные единицы, служащие структурной опорой для служб государства.

Законодательство подробно регламентирует компетенцию выборных органов территориальных коллективов.

Нижнее звено административного территориального деления страны представлено коммунами (около 37 тыс.), жители которых избирают муниципальный совет на 6 лет. Совет одновременно является низовым органом власти государства и местного самоуправления. Из собственного состава Муниципальный совет избирает большинством голосов мэра в качестве представителя исполнительной власти.

Объединение нескольких коммун представляет собой кантон, вводимый для удобства управления делами государства. В нем работают должностные и ответственные лица, включая судью, нотариуса, руководителя жандармерии и др.

Французский округ включает 100-150 коммун, которых в общей сложности около 300. Главу округа (субпрефекта) назначает правительство.

Следующее звено управления выступает в виде департамента, который включает около 400 коммун (35 кантонов). Его работой руководит Генеральный совет, в который каждый кантон должен избирать одного своего представителя в виде генерального советника. Главой Генерального совета является префект, назначаемый президентом. Он решает не только общие вопросы, но и осуществляет руководство всей полицией департамента.

Крупнейшая административно-территориальная структура представлена регионом, в состав которого в метрополии включено 2-8 департаментов. Заморские департаменты формируют также отдельный регион. Органы регионального уровня планируют и осуществляют деятельность по экономическому развитию и обустройству территорий. Сформированные как административные единицы в 1961 г. регионы приобретают позже статус публичных правовых структур, в в дальнейшем статус местных коллективов, которые находятся под управлением выборного органа (регионального совета). Во главе выборных органов стоит председатель. Наряду с этим регион является административной единицей, которая возглавляется префектом региона.

Управленческая система во Франции характеризуется сочетанием местного самоуправления и государственного управления различных форм. Одна из подобных форм представлена административной опекой, которая состоит в том, что решения органов местного самоуправления не вступают в силу до момента их одобрения со стороны назначенного государством местного администратора. Другая форма представлена административным надзором проверки законности решений органов самоуправления на местах. В этом случае администрацией могут оспариваться решения только в судебном порядке.

Подобная система имеет в основе сочетание выборных местных органов и назначаемых правительством полномочных представителей, которые ведут административный надзор их работы. В стране была проведена реформа в 1982 году, чем был смягчен надзор. Тем не менее, суть системы осталась такой же. Представитель республики в лице Комиссара ведет наблюдение за правильным осуществлением полномочий департаментами. С помощью административного суда он способен аннулировать акты коммунального, департаментного и регионального уровня.

Модель местного самоуправления во Франции характеризуется сильным и достаточно эффективным контролем государства через назначаемых президентом Республики префектов. Именно они осуществляют контроль избираемых населением коммунальных и региональных советов. Они в своей работе руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», поэтому имеют право обжаловать напрямую президенту действия префекта. При этом их собственные нелегитимные акты отменяются только через решение административного суда.

Унитарные государства осуществляют общий контроль местных органов через центральное правительство, работающее в лице одного или нескольких министров. Во Франции за это отвечает Министерство внутренних дел.

Административный контроль отражает права власти в государстве утверждать определенные акты и вводить санкции на определенные действия местных органов, смещая должностных лиц. Также существуют вопросы (предметы ведения), по которым на местах представительные органы не вправе самостоятельно принимать решения. Часто это относится к некоторым категориям финансов, налогов, проблем реализации и приобретения земельной собственности, сделок по муниципальному имуществу, застройке населенных пунктов.

Закон рассматривает к местным органам определенные санкции в ситуации ненадлежащего исполнения ими функций, что включает отстранение от должности главы администрации, муниципального служащего, наложение взыскания, отмену актов местных органов, передачу определенных полномочий агентам правительства и др. Например, префект вправе отстранять от должности избранных мэров сроком на 1 месяц. Серьезный рычаг воздействия на местное самоуправление представлен финансовыми мерами: использование более жестких условий бюджетного кредитования, отказ от финансовой помощи местным бюджетам в случае несоблюдения соответствующих условий. Во Франции максимально радикальной из существующих санкций является роспуск местных органов.

Общая структура французской судебной власти во Франции составлена из двух независимых ветвей – из судов общей юрисдикции и административных судов. Чтобы разобраться в сути обеих этих институций, стоит распределить все исполнительные органы в зависимости от их иерархии.

Как строится иерархия французской судебной системы

Суды общей юрисдикции имеют следующую составную иерархию:

  1. трибуналы касательно малых инстанций – главным их заданием является рассмотрение незначительных гражданских и уголовных дел. Чаще всего они расположены в местных департаментах.
  2. трибуналы больших инстанций – процесс касается тех же гражданских и уголовных дел, но уже среднего уровня сложности;
  3. апелляционные суды;
  4. суды ассизов – они являются подобием суда присяжных в европейских судах, однако они подключаются только в тех случаях, если рассматриваются уголовные дела с лишением свободы больше, чем на 5 лет. В суд присяжных входит три профессиональных судьи и девять ассизов;
  5. специальные суды – составными административными единицами являются коммерческие и трудовые организации;
  6. кассационный суд – именно эта инстанция является гарантом системы судов в Франции.

Что касается административных судов, схема включает в себя следующие исполнительные органы:

  • региональные административные суды составляют низшее звено иерархии;
  • административные апелляционные суды;
  • высшим звеном в данном случае выступает государственный совет.

Независимые законодательные структуры

Франция также имеет два отдельно созданных законодательных органа, которые не рассматриваются как судебная власть Франции. Их целью создания был суд и вынесение приговора для высших чиновников. Первый – это Суд правосудия, который занимается рассмотрением дел по обвинению министров. Другим же выступает Высокий суд правосудия – здесь происходит пересмотр обвинений касательно совершения государственных измен против президента (не предусмотрен адвокат).

Во Франции нет такого законодательного органа, как специализированный конституционный суд – его функцию полностью выполняет квазисудебный суд, или другими словами, Конституционный совет.

Совет, выполняющий функции конституционного суда, состоит из:

  • бывших президентов республики – право быть частью совета им дается пожизненно;
  • девять членов, трое из которых назначается президентом, другие же выбираются непосредственно квази судом;
  • председателя Национального собрания;
  • председателей Сената.

Каждый член совета может быть назначен на срок не более девяти лет, не считая президентов. Повторное избрание в данном случае не представляется возможным, при этом, раз в три года заменяется треть состава Конституционного совета.

Почему Франция считается унитарным государством?

Функцию базового административно-территориального органа выполняет департамент. Франция, как метрополия, континентально разделена на 96 департаментов. Следующая территориальная единица – это коммуна; каждый департамент разделен на несколько сотен коммун, при этом по всей территории на сегодняшний день насчитывается около 37 тысяч таких единиц.

Численность населения одной коммуны может быть довольно разной – одни насчитывают около 50 человек, в других может быть больше нескольких тысяч.

Чтобы еще больше усовершенствовать управление административными единицами, были созданы регионы – это наивысший территориальный уровень во Франции. В состав региона входит около четырех или пяти отдельных департаментов, сейчас общее их количество составляет 22 региона. Страна разделена на три уровня административного управления, при этом регулированием каждого процесса занимаются отдельные органы. К примеру, мэр совета коммуны избирается населением каждой коммуны отдельно.

Особенности региональных органов управления

В департаментах и регионах представительные органы избираются отдельно, поэтому каждая единица имеет генеральный совет и региональный совет соответственно. После этого уже созданные представительные органы избирают своих председателей. Особенность здесь состоит в том, что в судебной системе Франции нет четкого разделения власти, поэтому председатели в совете одновременно выполняют функцию главы представительного органа. Каждый департамент также должен иметь своего префекта или комиссара республики. Его назначением занимается непосредственно Совет министров, и он рассматривается как представитель центрального правительства. Если комиссар занимает должность в самом большом департаменте, он также представляет интересы правительства в целом регионе, а не только в своем департаменте. Также в состав французских административно-территориальных единиц входят заморские коллективы.

Заморские коллективы представляют собой территории, которые раньше были колониями, присоединившимися впоследствии к Франции; это острова, которые разбросаны по всему миру, однако являются частью республики.

Схема заморских коллективов

Всего существует три заморских структуры: это заморские департаменты, заморские территории и территории с особым статусом.

  • Заморскими департаментами считаются территории, которые раньше было тесно связаны с Францией в плане права и политики, однако рассовые различие и отдаленное территориальное расположение относительно Франции сделало их отдельными единицами. Сегодня таких департаментов всего четыре – Гваделупа, Мартиника, Гвиана и Реюньон.
  • В отличие от заморских департаментов, заморские территории являются более автономными территориальными единицами, так как не имеют столь тесных правовых и политических связей. Таких структур также четыре – сюда входят Французская Полинезия (мелкие острова на юге Тихого океана), Новая Каледония(также тихоокеанский остров с поселениями индейцев), Уоллис и Фортуна, а также Арктические земли;
  • Территориями с особым статусом называют те острова, которые отделены от республики океаном, однако они продолжают активно эволюционировать, как независимые государства. Таких участков всего два – ими считаются Майотта (остров в Индийском океане), а также острова Сен-Пьер и Микелон около Канады.

Корсика получила статус автономной республики – она считается единственной автономной структурой во Франции, при этом остров является важной частью метрополии, т.к. она не отделена океаном, и поэтому не относится ни к одной из выше описанных территориальных единиц. Избирательным органом на Корсике считается Собрание, сформированное из исполнительного комитета.

При этом прав у такого органа намного больше по сравнению с континентальным департаментом, но меньше, чем в случае с заморскими территориями. Париж же считается особым департаментом в французской административно-территориальной структуре.

Основы законодательной и исполнительной власти во Франции. Функции парламента и полномочия президента Франции. Коллегиальный орган, осуществляющий на ряду или совместно с Президентом исполнительную власть. Судебная система и местное самоуправление.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.12.2015
Размер файла 17,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Законодательная власть во Франции

2. Исполнительная власть во Франции

4. Судебная система

5. Местное самоуправление

Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Для Франции характерно усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Государственные институты Франции функционируют на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой Республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. Политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное Собрание, и роль Президента заметно возрастает в этой ситуации, он фактически формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью. В противном случае он вынужден назначить Правительство, представляющее ему оппозиционные силы и его возможности резко сужаются.

Три основные ветви власти во Франции представлены главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом - высшим судебным органом общей юрисдикции и Государственным советом, высшим органом административной юстиции.

1. Законодательная власть во Франции

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты -- Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 348 сенаторов, 305 из которых представляют метрополию, 9 -- заморские территории, 5 -- территории Французского сообщества и 12 -- французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года -- на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется наполовину. Последние выборы в Сенат состоялись в сентябре 2008 года.

Парламент Франции характеризуется традиционной организацией деятельности депутатов, то есть они входят в коллегиальные группы. В составе Парламента действуют постоянные комиссии; при каждой палате 6 постоянных комиссий, также действуют и временные специализированные комиссии и создаются комиссии по расследованию и контролю. Заседание проводится раздельно.

Функции парламента по форме мало чем отличаются от функций центральных органов власти зарубежных стран. Они делятся на: законодательные, экономические, контрольные, судебные и внешнеполитические. Политическая ответственность Парламента заключается в выражении недоверия Правительству через принятие резолюции порицания либо в отказном порядке.

В государственном механизме Парламент уступает исполнительной власти. Тем не менее, ни одно сколько-нибудь важное политическое решение, требующее законодательного оформления, не может быть принято без участия и вопреки воле Парламента. Это предопределяет его место и роль в системе высших государственных органов Франции.

2. Исполнительная власть во Франции

Главой государства и руководителем исполнительной ветви власти является президент, в настоящее время -- Франсуа Олланд.

Президент Франции - высшее должностное лицо государства, верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни. Избирается путем всеобщего равного тайного и прямого голосования сроком на 5 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. Согласно Конституции он следит за соблюдением Конституции; обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов; принимает меры по обеспечению независимости и территориальной целостности; обеспечивает соблюдение международных договоров. Президент - верховный главнокомандующий вооруженными силами страны. Он проводит назначения на высшие военные и гражданские должности.

К числу собственных полномочий Президента относится:

· решение о досрочном роспуске Национального собрания;

· использование чрезвычайных полномочий.

Президент обладает исключительными или редкими полномочиями в сфере руководства и управления государственными делами. Он председательствует в Совете министров, ни одно заседание которого невозможно при отсутствии главы государства. Президент республики обладает определенными полномочиями и в судейской сфере. Он председательствует в высшем Совете магистратуры; его актами производится назначение судей; обладает правом помилования. При главе государства функционирует специализированный аппарат помощников и советников, которые образуют его личный комитет и генеральный секретариат.

3. Правительство

Правительство Франции - коллегиальный орган, осуществляющий на ряду или совместно с Президентом исполнительную власть. Правительство обладает своеобразной структурой, так как оно может выступать в форме Совета министров (объединяет всех членов под председательством Президента) или как совокупность членов правительства под руководством премьер-министра. Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. Вопрос о доверии Правительству ставит само Правительство (не ответственно перед Парламентом). В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Принимаемые решения Правительства - декреты - образуют важнейший источник французского права. Правительство обладает правом законодательной инициативы.

4. Судебная система

В соответствии с Конституцией Франции судебная система многоступенчата, и её можно разделить на 2 ветви: собственную судебную систему и систему административных судов.

Возглавляет систему административных судов высший Совет магистратуры. Его роль - обеспечение независимости судебной власти. Состоит из 2 палат: одна компетентна в отношении судей, а другая в отношении прокурора. В состав магистратуры входит председатель, премьер-министр юстиции. Высшая палата Совета магистратуры вносит предложение о назначении судей кассационного суда, первых председателей апелляционных судов, и назначает председателей судов общей юрисдикции.

Низшую ступень судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. В данный суд входит несколько магистратов, которые являются судьями большого трибунала, командируемые сроком на 3 года. В самих трибуналах дела рассматриваются единолично судьей. Малый трибунал рассматривает дела, сумма иска которых не превышает 20 тысяч франков. Также рассматривает и другие дела. Может выполнять ряд нотариальных действий (опечатывать имущество).

Трибунал большой юстиции находится в каждом департаменте. Они подразделяются на палаты по гражданским делам и исправительный суд. При трибуналах действуют следственные судьи, которые назначаются сроком на 3 года. Незначительные дела в этих трибуналах не рассматриваются, а передаются коммуне.

На территории Франции насчитывается 34 апелляционных судов - это суды общей юрисдикции. К их юрисдикции относятся от 2 до 4 департаментов. Состав апелляционных судов различен. При апелляционных судах действует суд присяжных, состоящий из 3 человек, возглавляемый членом апелляционного суда (иногда может быть 5 человек). Среди судебных органов специального назначения выделяют торговые суды. Всего их 2. Каждый из этих судов включает дела в торговой сфере, промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания. К судам специального назначения относятся военные суды, которые состоят из исправительных трибуналов и судов присяжных. Вершиной иерархии судебной системы является кассационный суд, в состав которого входит 5 палат по гражданским и 1 по уголовным делам.

власть франция судебный президент

5. Местное самоуправление

Система местных органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы.

Коммуна -- наименьшая административно-территориальная единица. Во Франции насчитывается около 36 тыс. коммун, управляемых муниципальными советами, являющимися органами исполнительной власти. Совет же управляет делами коммуны, принимает решения по вопросам, затрагивающим интересы её граждан по всем социальным проблемам: распоряжается имуществом, создает необходимые социальные службы. Муниципальный совет избирает из своего состава мэра и его заместителей.

Мэр руководит работой муниципального совета, персоналом коммуны, муниципальной полицией, назначает на должности, создаваемые советом.

Департаменты Франции является основной единицей административно-территориального деления Франции. Департаменты делятся на внутренние (96) и заморские департаменты. К ведению департаментского Совета относится принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация департаментских служб, управление имуществом. Исполнительным органом департамента является председатель генерального совета.

Регионы являются самой крупной единицей в административном делении страны. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты, и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счётная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе.

Франция - республика, сочетающая в себе элементы парламентской и президентской форм правления при ведущей роли последней. Сложившаяся судебная система позволяет государству гарантировать гражданам реализацию их основных прав и свобод и служит основой стабильного развития общественных отношений.

Подобные документы

Государственные институты исполнительной и законодательной власти Франции. Президент и его полномочия. Премьер-министр и правительство. Законодательная власть: полномочия парламента. Своеобразие государственной системы современной Франции.

курсовая работа [58,4 K], добавлен 01.12.2006

Понятие и свойства государственной власти. Виды компетенции парламента. Взаимоотношение законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия правительства Российской Федерации. Понятие, функции, признаки и структура исполнительной власти.

курсовая работа [287,8 K], добавлен 21.11.2012

Правовой статус Президента РФ, особенности реализации его полномочий на современном этапе, взаимодействие с органами исполнительной власти. Становление института президентства в конституционно-правовом механизме государственной власти в США, Франции.

дипломная работа [101,5 K], добавлен 06.04.2016

Предпосылки возникновения существующей системы государственных органов Франции, ее современное устройство. Роль президента и органов власти в определении государственной политики и принятии важных решений. Высокая палата правосудия и Суд Республики.

реферат [40,4 K], добавлен 17.05.2014

Общая характеристика конституции Франции 1958 г. и порядок её изменения. Основные черты конституции. Центральные государственные органы. Судебная власть и правоохранительные органы. Местное управление и самоуправление. Избирательный залог. Индемнитет.

Судебная система — это совокупность судебных органов власти, которые имеют общие задачи, функционируют на территории определенной страны на единых принципах и реализуют судебную власть посредством осуществления правосудия.

Из определения следует, что одной из наиболее важных функций судебной власти является осуществление правосудия, т. е. осуществление в принятом на законодательном уровне процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению дел уголовного, административного, а также гражданско-правового характера, различного рода экономических споров с целью защиты прав и интересов граждан, хозяйствующих субъектов и в целом общества.

Функция контроля судебной системы реализована на сегодняшний день прежде всего в виде контроля за соответствием действующего федерального и регионального законодательства положениям закона, обладающего наивысшей юридической силой. Данные полномочия реализуются в РФ в первую очередь Конституционным Судом РФ.

На современном этапе развития функции контроля, осуществляемые судебной властью, также реализуются в виде контроля за соответствием действующему законодательству решений региональных, а также муниципальных органов власти посредством:

  • рассмотрения поступающих жалоб граждан и хозяйствующих субъектов на действия и решения представителей государственных органов власти, должностных лиц, нарушения их законных прав и интересов, жалоб на вынесенные постановления по делам о правонарушениях административного характера;
  • проведения проверок при рассмотрении уголовных дел, например, для анализа качества предварительного расследования;
  • рассмотрения поступающих жалоб о признании незаконными принятых нормативно-правовых актов управления;
  • проведение проверок при рассмотрении дел уголовного, административного, гражданского характера, а именно законности и дисциплины в деятельности правоохранительных органов, учреждения, а также принимающих участие в таких делах должностных лиц, законности нормативно-правовых актов управления, которые используются в рамках разрешения споров и дел.

Готовые работы на аналогичную тему

Также под контрольной деятельностью судебных органов власти следует понимать:

  • предоставление гарантий обеспечения исполнения вынесенных приговоров и прочих судебных решений;
  • проведение разбирательств и разрешения дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
  • обязательное разъяснение действующих нормативно-правовых и законодательных актов в рамках вопросов судебной практики;
  • контроль за законностью и обоснованностью реализуемых действий и принимаемых решений всех исполнительных органов и государственных органов, правоохранительных органов в рамках выявления и раскрытия совершенных преступных деяний, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, которые непосредственно связаны с ограничением различных прав и свобод человека.

Судебная система Франции

Если говорить о судебной системе современной Франции, то в ее состав на сегодняшний день входят:

  1. Кассационный суд.
  2. Апелляционный суд.
  3. Судебные органы власти, на которые возложен функционал рассмотрения и разрешения различного рода дела по первой инстанции.

Кассационный суд является главенствующим в судебной системе Франции, т. е. он возглавляет систему общих судов, а также является одним из старейших учреждений Франции. Следует отметить, что кассационный суд функционировал как при «старом режиме», который существовал вплоть до революции 1789 года, а свое современное название получил в 1790 году.

На сегодняшний день Кассационный суд Франции расположен в Париже и после осуществленной в 1967 году реформы состоит из шести палат, пять из которых занимаются рассмотрением гражданских дел, а одна – уголовных.

Принципы функционирования современной судебной системы Франции регламентируется VIII разделом Конституции «О судебной власти». В рамках положений Конституции Франции Президент выступает в качестве гаранта независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законодательством, а непосредственно судьи являются несменяемыми.

На современном этапе развития французское правосудие базируется прежде всего на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, обеспечиваемых гарантиями со стороны государства. Так, например, все затраты на осуществление правосудия при рассмотрении дел гражданского и административного, уголовного характера в соответствии с действующим законодательством возложены на государство. Также в качестве наиболее важных принципов судебной системы Франции можно назвать принцип равенства перед правосудием и нейтральность судей, возможность публичного рассмотрения дела, а также двойного рассмотрения дела. Также на законодательном уровне предусматривается возможность кассационного обжалования.

Можно говорить о том, что судебная система Франции является многоступенчатой и ее можно разделить условно на две ветви, а именно, на судебную систему и систему так называемых административных судов. При этом низший уровень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции, в которых все дела в обязательном порядке рассматриваются лично судьей. В рамках возложенных на него полномочий трибунал малой инстанции рассматривает дела только с небольшими суммами, а вынесенные им решения апелляционному обжалованию не подлежат. Уголовные дела рассматривает так называемый трибунал полиции.

Если говорить об апелляционный суде, то такой суд всегда выносит решения коллегиально.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: