Кому принадлежала судебная власть в средневековье

Обновлено: 24.04.2024

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Средневековый человек верил, что весь мир пронизан божественным вмешательством . Люди старались жить так, как написано в Библии . Поэтому они верили, что всё происходящее делается по воле Бога . Бог участвует в построении этого мира, он вовлечен во все сферы социальной жизни. Значит, если попросить о чем-то Бога, то он обязательно поможет. На основе этой веры придумали "Божий суд" .

Божий суд - это судебная средневековая практика, в которой обвиняемый подвергался, зачастую, неприятному или болезненному испытанию. Если обвиняемый был прав, то Бог помогал ему пройти испытание.

В Средневековье было несколько видов "божьих судов": испытание боем, огнем, горячей или холодной водой, крестное испытание, путем принятия просфоры или горькой воды.

В Европе "божьи суды" называли " ордалиями" . Даже Русская православная церковь практиковала "божий суд" для выяснения отношений.

Испытание освященным хлебом

Самое безобидное из всех испытание. Его практиковали в Греческой и Русской православной церкви для обнаружения предполагаемого вора. Обвиняемый должен был съесть освященный хлеб, или просфору, над которой священник прочитал особую молитву:

Если обвиняемый не мог проглотить просфору, значит он виновен. Испытание придумали на основе евангельского сюжета, когда Иисус Христос предложил Иуде хлеб, указав на его предательство.

Испытание огнем и водой

При огненном "божьем суде" обвиняемый должен был пройти по раскаленным лемехам около трех метров, или держа в руках раскаленное железо . Вину определяли по-разному.

Если человек проходил успешно и на нем не обнаруживали ран, то он невиновен. Если раны были, то следовало два варианта. В первом случае бедняга становился виновным. Во втором случае обожженные места перематывал священник и спустя три дня проверял ожоги. Если раны гноились, то обвиняемый виновен, если раны заживали, то невиновен.

В случае с "горячей водой" обвиняемый должен был окунуть руку в емкость с кипятком, горячим маслом или расплавленным свинцом. На дне находился предмет, его нужно было достать. Результат испытания оценивали так же, как в случае с огнем.

При испытании холодной водой виновниками обычно были "ведьмы" или "колдуны". Их опускали в воду, и если они всплывали, значит их вина подтверждалась. Испытание было основано на разных поверьях: крещенных людей вода не могла оттолкнуть; вода является чистой средой, поэтому она отталкивает нечестивцев.

Крестное испытание

При крестном испытании обвиняемый и обвинитель вставали по разные стороны креста, вытягивали горизонтально руки, и тот, кто первый их опустил - проиграл.

Испытание боем

Самое знаменитое испытание, которое часто обыгрывалось в сериале "Игра престолов". При испытании боем предполагалось, что Бог помогал тому бойцу, который оказывался правым. Разумеется, что выигрывал более подготовленный боец, но разве можно было убедить в этом средневековый люд?

"Божий суд" практиковали не только в Средние века. Многие испытания известны еще со времен Древнего мира , некоторые существуют до сих пор, например, в африканских или океанийских племенах.

В Средневековье считалось, что высшим судьёй всегда является Бог. Поэтому любое знамение могло спасти или погубить обвиняемого. Например, девушка сказала, что желает выйти замуж, а порвалась верёвка виселицы для жениха или не нашли лестницы, чтобы повесить. Этот список можно продолжать до бесконечности. Для понимания виновен человек или нет — применялся институт ордалий.

Ордалии — это божий суд (испытание огнём и водой). Односторонняя ордалия могла быть клятвой на Библии в присутствии от 3 до 21 человека. Могла быть пыткой водой: человеку давали пить определённое количество воды, и если он не захлебнулся — то хорошо, либо бросали в воду, и если он захлебнётся — на то Воля Божья. Часто была ордалия калёным железом.

Ордалии могли быть и двусторонними. Тогда назначался поединок и кто побеждал — тот и был прав.

Кроме того, в некоторых странах считали очень важным суд присяжных. Этот инструмент довольно сильно ассоциировался с религиозной тематикой. Присяжных было 12 человек. Они символизировали 11 учеников Христа , а сам председатель и был сыном Божьим. Разумеется, 12-й ученик Христа — Иуда — в эти религиозно-математические расчёты не шёл.

Фигура Христа и изображения страшного суда являются важным элементом самого суда. Часто Христос висел за спинами судей. Он напоминал им, что они лишь исполнители Божьей воли. Другим важным аспектом являлась отсылка к необходимости быть очень аккуратным в принятии решений, чтобы не ошибиться как те судьи, что казнили Христа.

На картине из Эрмитажа можно увидеть символы, которые делают из Христа идеального судью. Это прежде всего лилия, символизирующая милосердие, и меч, который символизирует справедливость. Но кроме этого, на картине изображены орудия Страстей Христовых: собственно распятие , а также гвозди, копье, терновый венец и плеть .

"Эти предметы применительно к фигуре Иисуса Христа не символизируют его как идеального судью. Напротив, они напоминают смотрящему совершенно о другой ипостаси Христа — это Христос как идеальный преступник. Таким образом, с фигурой Господа оказывается связана не только метафора суда как института. Изображение Страшного суда должно напоминать и о том, что коллеги средневековых судей, которые судили Христа, допустили ошибку. Это была первая судебная ошибка в истории христианского судопроизводства — суд над самим Христом, несправедливый приговор и казнь," — Ольга Тогоева.

Донос как начало дела

Изначально инквизиционными действиями должен самостоятельно заниматься сам епископ в своём диоцене (епископстве). Однако борьба с ересью продвигалась неудачно, епискомпы и так были слишком заняты. Поэтому Папа Римский постановил , что инквизиционными делами будут заниматься ордена Доминиканцев и Бенедиктинцев. Именно эта инквизиция и стала той, о которой все знают. в ответ на него в 1215 году проходит IV Латеранский собор , где договариваются создать инквизицию, которая должна помочь в судебном процессе.

Инквизиция

Изначально инквизиционными действиями должен самостоятельно заниматься сам епископ в своём диоцене (епископстве) . Однако борьба с ересью продвигалась неудачно, епископы и так были слишком заняты. Поэтому Папа Римский постановил, что инквизиционными делами будут заниматься ордена Доминиканцев и Бенедиктинцев . Именно эта инквизиция и стала той, о которой все знают.

Но инквизиция не была повсеместной. Епископы и архиепископы часто были против вмешательства в их дела. В эпоху Средних веков наиболее активно инквизиция действовала на юге Франции , на территории современной Италии и Испании . Именно в последней она достигла наибольшего могущества, при великом испанском инквизиторе Томасе Торквемаде . Что касается севера Франции, Великобритании — то там её почти не было. А в Германии люди сожгли самого инквизитора.

Средневековое общество не знало равного для всех суда. Для каждого сословия существовали свое правосудие и специальные суды. Духовное лицо было подсудно церковному суду, горожанин – городскому трибуналу. Свободные люди обращались в областной суд под председательством графа. Но постепенно общественные суды замещались частными: держатель судился в сеньориальном суде под председательством управителя, благородный человек – в феодальном суде, состоящем из равных ему.

Обычным правом были выработаны некоторые формы, общие для светских судов. Основа средневекового судопроизводства была противоположна принципам римского права, продолжающим действовать в церковных судах. Римский суд производился судьей во имя и в интересах общества: судья прежде, чем вынести приговор, был должен выяснить обстоятельства дела, собрав все доказательства.

Средневековый суд производила группа лиц, председатель руководил судом и произносил приговор.

Средневековый суд

Средневековый суд действовал не в интересах общества, а оказывал услугу сторонам. Уголовный процесс имел характер тяжбы обвинителя и обвиняемого.

Средневековый суд не имел цели выяснить существо тяжбы, расследовать истинную историю преступления. Он решал исключительно на основании предоставленных сторонами доказательств. Он был обязан судить не в соответствии со справедливостью и разумом, а согласно установленным обычаем формам. Это был суд строго формальный: судьи только следили за соблюдением правил и объявляли, кто одержал победу. Судопроизводство состояло из сакраментальных действий, сопровождаемых определенными словами и следующих как сцены драмы одно за другим.

Истец просил назначить день суда. В назначенный день он излагал свою жалобу и подтверждал ее клятвой. Ответчик повторял клятву и приносил присягу. Свидетели клялись в свою очередь. Затем следовал вызов, поединок и приговор. Достаточно было одного противного правилам слова или движения, чтобы тяжущийся был осужден.

Готовые работы на аналогичную тему

В уголовном процессе клятва двух свидетелей влекла осуждение обвиняемого. Обвиняемый мог дать принести присягу первому свидетелю, но, когда второй опускался на колени и протягивал руку для клятвы, он был должен объявить, что отвергает его как лжесвидетеля.

На разрешение судебного процесса могли повлиять:

  • Присяга;
  • Доказательство;
  • Божий суд;
  • Поединок.

Доказательство есть римская форма, клятва – варварская.

Доказательства требуют внимания со стороны судей. Дворяне считали оскорбительным допускать обсуждение собственных показаний, поэтому суд обычно предпочитал предоставлять решение ордалии (Божьему суду) или судебному поединку.

Ордалия

Ордалия — это варварский институт, впоследствии принятый церковью. Этот способ применялся к сторонам, которые не могли сражаться, к женщинам или к крестьянам. Многие применявшиеся в IX веке испытания (испытание крестом, водой, куском хлеба) позднее вышли из употребления. В XI и XII веках обычно применялось испытание огнем, имевшее две разные формы: ответчик брал в руку раскаленное железо или погружал ее в котел с кипятком. Руку завязывали и через несколько дней открывали; если она не имела повреждений, испытываемый выигрывал дело.

Поединок в средневековом суде

Для мужчин дворянского происхождения исходом процесса являлся поединок. Ответчик (или обвиняемый) вместо оправданий вызывал на бой истца или свидетеля. Тяжба превращалась в поединок: роль суда ограничивалась лишь тем, чтобы определить условия битвы и объявить результат.

Судебный поединок, как и все судопроизводство, состоял из сакраментальных действий: вызов посредством вручения залога битвы, выбор дня и «бранного поля», присяга, бой, признание побежденного. Выбор оружия определялся до подробностей: в рыцарских судах – доспехи, меч и щит, в недворянских судах – дубина и щит.

К поединку прибегали не только в случае преступлений, но и в тяжбах о наследстве или собственности. Он применялся даже для разрешения вопросов права. В Германии в X веке Оттон I заставил биться бойцов, чтобы решить, исключает ли из наследства сын внучатых племянников. В XIII веке Альфонс Кастильский прибег к судебному поединку, дабы решить, следует ли ввести в королевстве римское право.

В дворянских судах дуэль была средством уничтожения приговора. Средневековый суд в принципе не знал апелляции: любой приговор был неотменим; но осужденный мог объявить приговор ложным, вызвав тех, кто его произнес. Если он побеждал в сражении, приговор отменялся. Также судебный поединок мог служить и для отвода свидетеля.

Наказание в средневековом суде

Формальное судопроизводство применялось к сомнительным случаям, когда ответчик отрицал проступок, в котором выдвинуто обвинение; осуждение в достигалось с большим трудом и риском для обвинителя и свидетелей. Когда же преступник был захвачен на месте преступления, суд был краток: свидетельства схвативших достаточны для осуждения; короток суд и тогда, когда преступник признавался, в особенности если это бродяга или чужой. Поэтому для судьи большим соблазном было доведение преступника до признаний путем пытки. Так «допрос» стал в конце XV века всеобщим обычаем. Судопроизводство путем следствия, послужившее образцом для английского жюри и для церковной инквизиции, являлось до конца XIII века исключительным способом.

Средневековая казнь

Наказание строго определялось обычаем. Убийцу обезглавливали, вора вешали, душегубца сажали на кол и потом вешали. Женщин вместо повешения зарывали живыми в землю. Если преступник уже умер, судья приказывал казнить труп, если сбежал – его изображение. С самоубийцей поступали, как с убийцей самого себя. Животное, убившее человека, вешали или зарывали живым.

Церкви удалось сохранить и умножить свои владения во время варварских нашествий. Она содействовала процессу феодализации, сыграв в нем немалую роль. В раннем средневековье в странах Западной Европы в руках епископов, монастырей, соборных капитулов сосредоточилась значительная часть земли; церковь эксплуатировала труд крестьян. Церковные феодалы заняли видное место в формирующейся феодальной иерархии. Являясь вассалами светских государей, они имели многочисленных как духовных, так и светских вассалов. Крупные церковные феодалы имели широкие иммунитетные права. Для укрепления социального и экономического влияния церковь задействовала монастыри. Монастыри уже в VII—VIII веках были центром экономической жизни — рядом с ними устраивались ярмарки, на принадлежащих им землях велось обширное хозяйство. Обогащаясь, они развертывали хозяйственную деятельность еще шире, увеличивая владения за счет разоряющихся общинников и за счет освоения болот, лесов и пустошей. Наиболее крупные монастыри оказывали влияние на политическую жизнь Западной Европы.

Церковь приобретала характер централизованной и иерархической организации. Низшей ячейкой организации церкви был приход во главе с приходским священником. Пресвитеры входили в состав возглавляемой епископом иерархии. Епископ, ставший главой «общины верующих» епархии, приобретал особое значение. Особое признание получил епископ Рима — папа.

Большую роль в усилении церкви сыграло возникновение папства. В начале V века римские епископы присвоили себе право называться главой церкви. Свою претензию на верховенство папы обосновывали тем, что являются «преемниками Петра», который был первым епископом в Риме. Используя отсутствие в Италии сильной светской власти, в V—VI веках папы возвысились, фактически став светскими правителями своей епархии.

Союз между церковью и государством

В целом между церковью и государством в период раннего средневековья существовал союз.

В борьбе с врагами этого союза, как и с теми, кто посягал на авторитет церкви, она использовала систему церковных наказаний:

Готовые работы на аналогичную тему

  • «отлучение», ставившее человека вне церкви;
  • «интердикт», запрещавший отправление культа на территории области или целой страны;
  • «анафема» - предание проклятию;
  • церковные покаяния.

Эти меры для людей того времени были так же страшны, как и налагаемые светской властью наказания.

Раннефеодальное государство защищало интересы церкви. Пипин Короткий участвовал в создании Папского государства. Карл Великий узаконил церковную десятину как обязательную подать.

Влияние церкви определялось не только ее союзом с государством и богатствами, а также монополией, которую она имела в интеллектуальной жизни. В руках церкви были сосредоточены школьное образование, литература, переписка книг, от нее зависели отбор и сохранение элементов античной традиции. Из рядов духовенства выходили все образованные люди, писатели, поэты, историки, педагоги.

Политические и социальные предпосылки возвышения папства в XII—XIII веках

В XII—XIII веках происходит усиление влияния католической церкви. Этот процесс связывается с тем, что большинство стран Европы находилось в состоянии феодальной раздробленности. При отсутствии сильных государств усилившая свое могущество церковь оказалась единственной силой, авторитет которой был признан во всех странах.

Папство использовало феодальную раздробленность в собственных интересах. Его опорой в отдельных странах были епископы и монастыри, располагавшие широкими иммунитетными привилегиями. Но одновременно являясь вассалами короля страны и папы, в разные периоды они занимали разные позиции. Многие поддерживали усиление центральной власти и потому не сочувствовали теократическим притязаниям папства; другие рьяно проводили папскую политику, препятствуя усилению центральной власти и поддерживая феодально-сепаратистские выступления.

В XII—XIII веках папство для усиления влияния использовало все политические события. Оно выступало организатором крестовых походов на Восток; придало Реконкисте религиозный характер; освящала грабительские походы рыцарей против прибалтийских и славянских народов. Папство участвовало в подавлении антифеодальных движений. Политическое влияние церкви опиралось на финансовую мощь римской курии. Сюда ежегодно стекались значительные денежные суммы. Располагая финансовыми ресурсами, превосходившими средства светских государей, папы могли активно проводить свою внешнюю политику. Укреплению церкви и папства содействовало то, что она сохраняла власть над идейной жизнью общества.

XIII век стал временем наивысшего международного влияния папства. Папа Иннокентий III (1198—1216) отстаивал идею верховенства церковной власти над светской и притязал на мировое господство. Он восстановил владения церкви в Папской области и расширил ее границы; он одно время был правителем Сицилийского королевства. Папской курии он придал значение высшей судебной инстанции католического мира. Его вассалами признавали себя король Англии Иоанн Безземельный, короли Арагона и Португалии. Преемники Иннокентия III вмешивались во внутренние дела государств Западной Европы, претендуя на роль всеевропейского арбитра.

Бонифаций VIII стремился реализовать идеи папской теократии. В 1302 году он издал буллу «Unam sanctam», в которой заключительное положение гласило:

«Подчинение всякой человеческой твари римскому первосвященнику есть непременное условие спасения».

Папская власть объявлялась высшей властью. Однако притязания пап не были осуществлены на практике, поскольку эта политика оказалась в противоречии с процессами централизации национальных государств — Англии, Франции и др.

Крушение политических притязаний папства в XV веке

Во второй половине XV века стало ясно, что теократические притязания папства являются помехой развитию государств. Передовые мыслители эпохи – гуманисты, все чаще обращали критику против папства. В XV веке под сомнение была поставлена подлинность «Константинова дара» и «Лжеисидоровых декреталий» , служивших обоснованиями папских политических притязаний. Теряя международное значение, папская власть принимала в политическом отношении характер местной власти. В XV веке папы напрягали большие усилия, чтобы сохранить за собой владения в Риме, и обеспечить папский престол преемникам.

В раннее средневековье церковь еще содействовала формированию феодальных отношений и духовной культуры. В период развитого феодализма она становилась преградой на пути прогресса в социально-политической и интеллектуальной сферах. Церковные феодалы упорно сопротивлялись смягчению эксплуатации зависимых крестьян: на церковных землях дольше всего сохранялось крепостничество. Епископы препятствовали освобождению городов, расположенных в их владениях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: