Кому подчиняются воздушные суда во время своего нахождения в международном воздушном пространстве

Обновлено: 19.04.2024

Принцип суверенитета над воздушным пространством . Каждое государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его государственной территорией. Эта данность отражена в воздушных кодексах многих государств и подтверждена в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.

Осуществляя свое верховенство и юрисдикцию в отношении воздушного пространства, государства устанавливают законы и правила, определяющие: а) режим и порядок выполнения международных и внутренних полетов в пределах государственной территории; б) порядок и условия коммерческой деятельности авиапредприятий; в) функции и компетенцию исполнительных авиатранспортных органов государства.

Национальное регулирование распространяется на внутренние и международные авиаперевозки, а также на национальных и иностранных авиаперевозчиков. В совокупности в цели в области международной аэронавигации включаются: а) обеспечение безопасности полетов; б) условия допуска к полетам гражданских воздушных судов; в) вопросы организации полетов, управление и контроль за ними аэронавигационными службами; г) защита суверенного воздушного пространства от незаконных посягательств и агрессии; д) оказание помощи терпящим бедствие воздушным судам.

Принцип разрешительного порядка международных полетов и перевозок в воздушном пространстве государства является производным от принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством. В соответствии с этим принципом любые международные полеты и авиаперевозки иностранных предприятий и лиц допускаются только с разрешения суверенного государства. Принцип разрешительного порядка образует юридическую основу властных полномочий государства в отношении правового регулирования международных полетов в пределах его территории.

Государство назначает полномочные органы по воздушному транспорт, которые непосредственно отвечают за регулирование всех аспектов воздушного транспорта, как технических, т.е. аэронавигации и авиационной безопасности, так и экономических, т.е. коммерческих аспектов воздушного транспорта. В области аэронавигации функции контроля за соблюдением разрешительного порядка выполняют органы обслуживания воздушного движения (ОВД), которые следят за всеми международными полетами национальных и иностранных воздушных судов, начиная со времени пересечения ими государственной границы и следования по установленной международной трассе до посадки в аэропорту назначения. Аналогичным образом органы ОВД контролируют вылет национальных и иностранных воздушных судов из аэропорта вылета до выхода ими за пределы государственных границ. Органы ОВД не занимаются охраной воздушных границ. Эти функции осуществляют органы противовоздушной обороны.

Под принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации понимается суверенное право государства принимать меры технического, эксплуатационного, организационно-аэронавигационного и информационного характера, обеспечивающие выполнение международных и внутренних полетов без угрозы для жизни и здоровья людей. Это право корреспондирует с обязанностью государства поддерживать высокий уровень безопасности в отношении любых полетов. Данная обязанность имеет международный и внутренний аспекты.

Нормативные правила, предписания и требования, которые государства принимают в отношении безопасного использования собственного воздушного пространства, образуют национальный режим обеспечения безопасности гражданской авиации. Особо в нем выделяются нормы, касающиеся порядка осуществления международных полетов над государственной территорией, и это говорит о том, что обеспечение безопасности международной гражданской авиации входит в задачи национального воздушного права. Таким образом, международно-правовой и национальный режимы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации тесно сосуществуют и взаимодействуют друге другом. Юридической базой такого сосуществования и взаимодействия является принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Принцип свободы полетов за пределами государственной территории действует в воздушном пространстве, расположенном над исключительной экономической зоной и открытым морем. Такое воздушное пространство принято считать международным, или открытым.

В соответствии с принципом свободы полетов любые воздушные суда (военные и невоенные) вправе свободно летать в международном воздушном пространстве, которое исключено из-под юрисдикции какого-либо государства. Свобода полетов сосуществует с комплексом прав, которые может осуществлять каждое государство в отношении международного воздушного пространства. Все государства имеют право осуществлять юрисдикцию над своими воздушными судами, обеспечивать безопасность полетов за пределами суверенного воздушного пространства, использовать воздушные суда для преследования иностранных морских судов в открытом море за нарушение закона и правил прибрежного государства, борьбы с пиратством и работорговлей. Кроме того, при пользовании свободой полетов государства обязаны соблюдать правила полетов, рекомендованные ИКАО, предотвращать инциденты в воздушном пространстве над открытым морем и его загрязнение, оказывать помощь терпящим бедствие морским и воздушным судам, не допускать полеты с их воздушных судов без опознавательных знаков.

МВП — часть МП, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с использованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим. Считается общепризнанным, что МВП регулирует аэронавигационные аспекты использования воздушного пространства и не распространяется на природоохранительные отношения, использование солнечной энергии, воздействие на атмосферные процессы и т. п. Использование военной авиации также остается за рамкамиМВП. Вместе с тем в последние десятилетия появляются региональные международные организации по регулированию всей аэронавигации, в ряде стран вводятся единые системы управления движением в воздушном пространстве двух и более государств как гражданских, так и военных летательных аппаратов. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит нормы, в соответствии с которыми государственные летательные аппараты при транзитном пролете через проливы и при архипелажном пролете. Активно разрабатывается глобальная система управления воздушным движением, которая обеспечивала бы полеты как гражданских, так и военных воздушных судов.

Источники МВП. Основным документом в области МВП является Конвенция о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 году, участниками которой являются свыше 160 государств, Чикагская конвенция устанавливает общие принципы межгосударственного сотрудничества в области международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта и обеспечения его безопасности, Нормативная система международного воздушного права включает также ряд других договоров, как то:

— Конвенция для унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 году;

— Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952

— Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 года;

— Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
— Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года;

— Монреальский протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 года (Дополнительный к Монреальской конвенции 1971 г.);

— Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно 1948 года;
— Соглашение о транзите 1944 года;

— Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 года.
Большую роль в МВП играют принимаемые или одобряемые Советом ИКАО стандарты, рекомендуемая практика, процедуры и т. п., которые известны под общим названием “международные авиационные регламенты”. Встречается точка зрения о якобы договорной природе всех технических регламентов ИКАО. В сущности все государства стремятся учитывать важнейшие рекомендации ИКАО в интересах дальнейшего развития международных воздушных коммуникаций.

Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве. К открытому или международному воздушному пространству относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. Все воздушные суда во время своего пребывания в международном воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Однако свобода полетов в не означает, что государства и их воздушные суда свободны от соблюдения определенных правил и требований, закрепленных в международных соглашениях или в регламентах ИКАО. Так, в силу свободы открытого воздушного пространства эксплуатанты и командиры воздушных судов, а также органы, запускающие другие летательные аппараты, формально не связаны обязательством придерживаться здесь каких-либо маршрутов. Интересах безопасности полетов, обеспечение которой значительно сложнее, чем в суверенном воздушном пространстве, сложилась устойчивая обычно-правовая практика выполнения международных полетов над открытым морем по согласованным на международной основе маршрутам ОВД (обслуживания воздушного движения), основные из которых устанавливаются и пересматриваются на региональных аэронавигационных совещаниях, созываемых в рамках ИКАО.

Основные принципы, касающиеся юрисдикции государств над воздушным пространством и воздушными судами, были сформулированы на Чикагской конференции по международной гражданской авиации 1944 года и закреплены в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Данный документ вступил в действие в 1947 году и в настоящее время ее участниками является 191 государство мира.

Оба вышеназванных договора регулируют порядок осуществления контроля над невоенными воздушными судами, хотя они не содержат положений, регламентирующих регулярные пассажирские перевозки. Подобные перевозки, в свою очередь, регулируются рядом двусторонних соглашений, включающих единые стандарты обеспечения безопасности международных перевозок, а также правила навигации и контроля за воздушными судами, утвержденные Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

В связи с ростом количества незаконных захватов (угонов) и других действий, наносящих ущерб безопасности международному воздушному транспорту, был заключен ряд договоров, касающихся актов на борту воздушного судна. Основные международно-правовые положения содержится в Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года, которая дополняется Монреальской конвенцией ИКАО о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности международной гражданской авиации 1971 года.

Согласно Гаагской конвенции 1970 года, каждая из договаривающихся сторон обязуется применять в отношении угонов воздушных судов «суровые меры наказания». В конвенции также закрепляется ряд принципов, устанавливающих порядок осуществления юрисдикции в отношении подобных преступлений.

Аналогичные положения, касающиеся юрисдикции государств над воздушными судами, содержатся в Монреальской конвенции 1971 года.

Фактически, Гаагская конвенция явилась большим шагом на пути признания воздушного пиратства как преступления универсальной юрисдикции, которая, по крайней мере, для сторон договора, применяется в соответствии с положениями ст. 7.

Одной из слабых сторон Конвенции является то, что она не налагает позитивное обязательство выдавать преступника, а лишь обязывает своих участников включать угон воздушного судна в качестве преступления, влекущего выдачу, в любые договоры о выдаче, заключаемые между договаривающимися государствами (ст. 8). Строго говоря, в экстрадиции не было бы необходимости, если бы все государства применяли универсальную юрисдикцию. Тем не менее, тот факт, что угон иногда рассматривается как «политическое» преступление означает, что некоторые государства не считают угонщиков преступниками безусловно.

Нормы, касающиеся юрисдикции над воздушными судами, содержащиеся в Чикагской конвенции 1944 года, образуют достаточно полную систему, но, как всегда, фактическое осуществление юрисдикции во многом зависит как от воли самих государств, так и от прав, предоставленных им в соответствии с международными соглашениями.

Превосходный пример многогранной проблемы, которая может появится в связи с преступлениями, совершаемых на борту воздушных судов, является дело об инциденте над Локерби.

Похожие записи

Государственные воздушные суда – это воздушные суда, принадлежащие и эксплуатируемые государственными органами. Такое достаточно

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — это специализированное учреждение ООН, основанное с целью обеспечения

Суверенитет над воздушным пространством

Суверенитет государства распространяется на воздушное пространство, расположенное над их сухопутной и водной территорией. Данный принцип в настоящее время считается частью общего международного права. В первые годы развития авиации (с появлением воздушных шаров, дирижаблей и первых летательных аппаратов тяжелее воздуха) в международном праве существовало три основные конкурирующие теории о правовом статусе воздушного пространства:

  1. теория свободного воздуха: утверждалось, что, поскольку воздух не может быть присвоен и полностью оккупирован, он должен быть таким же свободным, как и море (Фаукиль);
  2. теория зон: по аналогии с территориальным морем и открытым морем в низу должна быть зона территориального воздушного пространства, а над ним до неограниченной высоты – зона открытого воздушного пространства (Меринхак);
  3. теория полного и исключительного суверенитета государства.

Первая мировой война показала возможности использования военной авиация как нового грозного оружия, угрожающего безопасности соседних стран. Первая международная Конвенция по регулированию воздушных передвижений от 13 октября 1919 года разрешила противоречие, заявив в ст. 1: «Высокие договаривающиеся стороны признают, что каждая держава имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства над его территорией».

В статье 1 действующей Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года (Чикагская конвенция), которая в 2013 году насчитывала 191 государств-участников, указывается: «Договаривающиеся государства признают, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией». Такая формулировка свидетельствует о том, что принцип суверенитета государств над воздушным пространством не был установлен Чикагской конвенцией и применяется не только к сторонам этого процесса, но признается в качестве нормы общего международного права и, следовательно, должен применяется также к государствам, не являющимся участниками Конвенции.

Для целей Конвенции о международной гражданской авиации под территорией государства понимается сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды. Аналогичного праву мирного прохода морских судов, являющейся нормой международного морского права, права мирного пролета воздушных судов над территориальными водами в не существует. Даже государственные воздушные суда не имеют права производить полет над территорией другого государства, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом; подобные ограничения применяются и к беспилотным летательным аппаратам, включая воздушные шары.

Термин «воздушное пространство» не имеет достаточно точного определения в международном праве и не существует юридически установленной границы между воздушным и космическим пространством. Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях изучает вопрос о делимитации и определении космического пространства: подобное определение, вероятно, также позволить дать четкое правовое определение воздушного пространства.

  1. преимущественное право пролетать над его территорией без посадки;
  2. преимущественное право приземляться с некоммерческими целями (например, заправка или техническое обслуживание).

Соглашение о международном воздушном транспорте, известное как соглашение о «пяти свободах», к основным некоммерческим свободам добавила еще три:

  1. преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  2. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории Государства, национальность которого воздушное судно имеет;
  3. преимущественное право брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории любого другого Договаривающегося Государства и преимущественное право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывающие с любой такой территории.

Воздушное судно, вторгшееся в суверенное воздушное пространство или нарушившее его, зачастую бывает перехвачено и подвергнуто специальным мерам принуждения. Некоторые из таких случаев были переданы на рассмотрение в Международный Суд, но возражения против его юрисдикции всегда мешали Суду принять решение по существу вопроса (например: Дело о воздушном инциденте 7 октября 1952 года (США против СССР), Дело о воздушном инциденте 10 марта 1953 года (США против Чехословакии); Дело о воздушном инциденте 27 июля 1955 года (Израиль против Болгарии, США против Болгарии, Великобритания против Болгарии)).

К самым нашумевшим инцидентам, связанным с перехватом гражданских воздушных судов, можно отнести следующие: уничтожение израильского лайнера в Болгарии 27 июля 1955 года (58 погибших); 21 февраля 1973 года израильские ВВС сбили ливийский гражданский лайнер над Синаем (108 погибших); 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином был сбит рейс KA007 Корейских авиалиний (269 жертв). Последний инцидент побудил Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) к принятию определенных ответных мер и 10 мая 1984 года 25-я (внеочередная) сессия Ассамблеи ИКАО единогласно одобрила поправку в виде новой статьи 3 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Статья 3 bis гласит:

Договаривающиеся государства признают, что каждое государство должно воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских воздушных судов в полете, и что в случае перехвата не должна ставиться под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.

Формулировка данного положения указывает на то, что поправка не вводит новую правовую норму, но признает и подтверждает ранее существовавшую норму международного обычного права; опять же, норма распространяется не только на договаривающиеся государства, а на «каждое государство».

Автор: Michael Milde, опубликовано в Encyclopedia of Public International Law, том 11, с. 297-299. 1989. © North-Holland, Amsterdam.

Похожие записи

Государственные воздушные суда – это воздушные суда, принадлежащие и эксплуатируемые государственными органами. Такое достаточно

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — это специализированное учреждение ООН, основанное с целью обеспечения

Принцип получил закрепление в международных договорах (ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г. и др.). «Полный суверенитет» означает, что суверенитет государств в их воздушном пространстве не ограничен по каким-либо признакам, формам, элементам и т.п. «Исключительный» означает, что исключается суверенитет какого-либо иностранного государства (иного субъекта международного права). На практике, однако, суверенитет государств в пределах их воздушной и иной территории бывает «неполным» и «неисключительным». Это зависит от исторических условий и договорных норм (например, в отношении архипелага Шпицберген).

Из суверенитета государства в воздушном пространстве вытекает три группы прав государства в отношении: 1) регулирования воздушных передвижений в пределах территории государства; 2) регулирования деятельности воздушно-транспортных предприятий на территории данного государства (и любой иной деятельности); 3) осуществления административной, гражданской, уголовной и иной юрисдикции государства по отношению к ЛА, их экипажам и находящимся на этих ЛА пассажирам, грузам и почте.

В соответствии сданным принципом государства обычно устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны для полетов, определяют порядок обеспечения безопасности полетов. По прибытии иностранного ЛА в аэропорт или другое место посадки компетентные органы каждого государства вправе производить его досмотр и проверку документов.

Исключения из этого правила имеют место при транзитном пролете через международные проливы, перекрываемые территориальными водами, при архипелажном пролете, по специальным договорам (например, Конвенция Монтре по Черноморским проливам 1936 г.). В таких случаях действуют специальные правила.

Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве

К открытому, или международному, воздушному пространству универсального характера относится воздушное пространство за пределами территориальных вод государств (открытое море). Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве сложился в обычноправовом порядке к середине XX в. Он закреплен в ст. 2 Женевской конвенции 1958 г. об открытом море и в п. 1 b) ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В ст. 87 Конвенции 1982 г. указано, во-первых, что открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю; во-вторых, что свобода открытого моря включает, в частности, свободу полетов . Данный принцип применим к любым ЛА, поскольку в Конвенции многократно используется только понятие «летательный аппарат» (ст. 19, 37, 39, 53, 58, 101-107 Конвенции).

Поскольку исключительная экономическая зона (ИЭЗ) входит в состав открытого моря, в воздушном пространстве над ней сохраняет свое действие принцип свободы полетов, но при обязательном соблюдении суверенных прав и исключительной юрисдикции прибрежного государства в зоне в отношении использования ресурсов, энергии воды и ветра.

Принцип обеспечения безопасности международных полетов и полетов над открытым морем летательных аппаратов

В соответствии с принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации государства обязаны: а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; б) вести борьбу с АНВ.

Одна из основных задач Чикагской конвенции 1944 г. и создания ИКАО состояла в том, чтобы «международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом» (Преамбула). На это направлены прежде всего единые требования к технике безопасности аэронавигации, которые содержатся в самой Конвенции и в регламентах ИКАО (SARPS), предусмотренных в приложениях к Конвенции и в других документах ИКАО. SARPS способствуют внедрению различными государствами единых или сходных летно-технических норм и правил полетов гражданских ВС, основанных на новейших достижениях в области международной аэронавигации.

Приложением 17 к Чикагской конвенции предусмотрено, что во всех вопросах, связанных с защитой международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (АНВ), первостепенное значение имеет безопасность пассажиров, экипажа, наземного персонала и общества в целом.

Государства в равной мере заинтересованы, во-первых, в обеспечении безопасности международной государственной авиации и, во-вторых, безопасности международных полетов и полетов над открытым морем любых ЛА. В этом отношении существуют многочисленные двусторонние и редкие многосторонние соглашения между государствами (в ином случае такие полеты, за исключением незаконных полетов, в принципе невозможны). Следует исходить из того, что рассматриваемый принцип относится к любым ЛА и к любым международным полетам и полетам над открытым морем.

В соответствии с данным принципом в государствах принимаются многочисленные правореализационные акты, в которых не всегда предмет (объект) регулирования ограничен только гражданской авиацией.

Понятие «безопасность» носит родовой характер. Ему подчиняются два видовых понятия: первое - «безопасность полетов» (англ, - safety) имеет техническое содержание, означающее обеспечение технической надежности ЛА при их производстве и эксплуатации; второе - «авиационная безопасность» (англ. — security) означает безопасность от АНВ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: