Компетенция государственных и муниципальных органов по предоставлению и изъятию земельных участков

Обновлено: 27.03.2024

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.

Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации.

15. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях.

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Вместе с тем собственники зданий и сооружений в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации обладают правом пользования земельным участком, расположенным под зданием и сооружением и необходимым для обслуживания. Следовательно, это не образует события административного правонарушения.

е) в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, либо размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, к ограниченным в обороте относятся в том числе земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса.

К компетенции федеральных органов испол­нительной власти по управлению земельным фондом относятся (см. ст. 9 ЗК РФ):

    1. установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
    2. установление ограничений оборотоспособности земельных участков;
    3. государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;
    4. осуществление государственного земельного надзора; , изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
    5. разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
    6. иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией РФ, ЗК РФ, федеральными законами.

    Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

    К компетенции органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации в области управления использованием и охраной земель относятся (Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения ст. 10 ЗК РФ):

      • резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
      • разработки и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Фе­дерации;
      • иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

      Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и рас­поряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

      Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений

      К компетенции органов местного самоуправления в административных границах соответствующих муниципальных образований отне­сены (ст. 11 ЗК РФ):

        1. резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
        2. установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
        3. разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также
        4. иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

        Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

        Категории

        Нормативные правовые акты в Российской Федерации

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

        Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

        Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

        Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

        Ст. 49 ЗК РФ устанавливает, что и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществл яется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

        1) выполнением международных договоров РФ;

        2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

        • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
        • объекты использования атомной энергии;
        • объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
        • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
        • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
        • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
        • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
        • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

        3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

        Ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

        П. 9,10 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

        Ст. 25.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

        Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

        Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в с т. 282 ГК РФ вводится уточнение: "Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд".

        ИМХО: Введение в ГК РФ ст. 282 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ противоречит ст. 8 Конституции РФ, нарушая принцип равной защиты всех форм собственности в РФ: ни физическое, ни юридическое лицо не имеют права подать иск о принудительном изъятии земельного участка у государства или муниципалитета, даже в случае его нецелевого использования.

        При этом з а земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). С роки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

        Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.

        Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

        1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти - для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
        2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ - для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
        3. органы местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

        Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:

          • по их собственной инициативе ;
          • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).

        С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:

        1. организации , имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд" );
        2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка :
          • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
          • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств - полностью или частично);
        3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

        Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

        Ходатайство об изъятии земельного участка:

        1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
        2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
        3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

        Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии возвращают его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

        1. данные уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не вправе принимать решение об изъятии земельного участка для целей, указанных в ходатайстве об изъятии;
        2. заявитель не является правомочным лицом (предусмотренным п. 1-3 ст. 56.4 ЗК РФ);
        3. не представлена схема расположения земельного участка и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование такого земельного участка;
        4. ходатайство об изъятии по содержанию или форме не соответствует установленным требованиям.

        Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

        Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 56.3 ЗК РФ, и включают:

        1. Изъ ятие земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
        2. Решение об изъятии земельных участков для строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения может быть принято не позднее чем в течение 3 лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
        3. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1, должно быть обосновано :
          • решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;
          • международным договором РФ;
          • лицензией на пользование недрами;
          • решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
        4. Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:
          • по их собственной инициативе ;
          • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).
        5. Изъятие земельных участков, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
        6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта РФ в случае, если это изъятие предусмотрено документами территориального планирования субъекта РФ, на территории которого расположены такие земельные участки.

        Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

        В юридической литературе принято рассматривать предос­тавление и изъятие земельных участков в качестве самостоя­тельных юридически значимых процессов.

        Согласно ст. 39.2 ЗК РФ п редоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

        Компетенция государственных органов РФ по предоставлению и изъятию земельных участков:

          1. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
          2. установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; , изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
          3. иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

          Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

          В соответствии со ст. 9.1 ЗК РФ п олномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

          Компетенция государственных органов субъектов РФ по предоставлению и изъятию земельных участков:

            1. резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
            2. иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

            Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

            Согласно ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

            Компетенция органов местного самоуправления по предоставлению и изъятию земельных участков :

              1. резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
              2. установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
              3. разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

              Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

              Компетенция государственных и муниципальных органов по предоставлению земельных участков

              Ст. 39.2 ЗК РФ определяет, что правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, наделены органы государственной власти (федеральной, субъекта РФ), осуществляющие управление и распоряжение государственным имуществом, в соответствии с их компетенцией.

              При этом федеральный орган государственной власти устанавливается федеральным законодательством, а орган государственной власти субъекта РФ - законодательством субъекта РФ, если речь идет о распоряжении собственностью субъекта РФ.

              Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления, которые определяются нормативными актами местного самоуправления.

              Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первым и основным юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Оно является выражением воли собственника по отчуждению участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение является основанием для отвода и государственной регистрации прав на участок. При возмездном отчуждении - основанием для заключения договора.

              Компетенция государственных и муниципальных органов по изъятию земельных участков

              Изъятие земель — одна из форм прекращения прав на землю.

              Ст. 49 ЗК РФ устанавливает, что и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях , связанных с:

                • выполнением международных обязательств Российской Федерации;
                • размещением объектов государственного или муниципального значения (коммуникации, космос, оборона, атомная отрасль и т.д.) при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
                • иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

                Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации устанавливаются ст. 54 ЗК РФ.

                Кроме того, земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация). В соответствии со статьей 243 Гражданского кодекса РФ имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение не только преступления, но и иного правонарушения.

                В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

                Таким образом, установлено, что управление и распоряжение земельными участками, включая изъятие и предоставление их для государственных и муниципальных нужд, осуществляются их собственниками, т.е.

                  • Российской Федерацией в отношении земель, находящихся в федеральной собственности,
                  • субъектами РФ в отношении земель, находящихся в их собственности, и
                  • органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

                  Очевидно, что Российская Федерация и ее субъекты могут при необходимости делегировать свои полномочия по распоряжению землей нижестоящим по подчиненности органам.

                  Распоряжение землями, относящимися к неразграниченной государственной собственности, осуществляется крупными муниципальными образованиями - районами и округами, за исключением административных центров и столиц субъектов Федерации, порядок предоставления земельных участков в которых осуществляется по правилам, определяемым органами государственной власти субъектов Федерации.

                  С точки зрения особенностей процессуального механизма предоставление земельных участков законодательством разграничивается на:

                  ЗК РФ Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

                  Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 56.3. ЗК РФ

                  Споры в суде общей юрисдикции:

                  Об изъятии земельного участка, по которому до 01.04.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и не принято решение об изъятии, см. ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

                  1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

                  1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

                  2) утвержденными проектами планировки территории.

                  (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

                  (см. текст в предыдущей редакции)

                  2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:

                  1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);

                  2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);

                  3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);

                  4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

                  3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

                  (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)

                  (см. текст в предыдущей редакции)

                  4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

                  5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.

                  6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.

                  (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ)

                  (см. текст в предыдущей редакции)

                  7. Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.

                  8. Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

                  Автор статьи

                  Куприянов Денис Юрьевич

                  Куприянов Денис Юрьевич

                  Юрист частного права

                  Страница автора

                  Читайте также: