Компенсация за вредные условия труда судебная практика

Обновлено: 28.03.2024

Дело в том, что на территории Российской Федерации еще действуют нормативные правовые акты, принятые в СССР:

  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, в ред. от 29.05.1991; далее — Список),
  • Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утверждена Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20).

Применяются эти документы в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Поэтому для установления соответствующего размера компенсации за вредные и опасные условия труда работодатель может использовать указанный Список, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (утверждено Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78).

Данным документом еще в советское время были установлены размеры доплат в процентном соотношении, которые применяются к занятым на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. При этом если конкретный вид «вредной» работы отсутствовал в соответствующих отраслевых перечнях работ, то льготы и компенсации не устанавливались.

Верховный суд РФ вынес свое Решение по данному вопросу.

Извлечение

из Решения Верховного Суда РФ от 04.06.2013 № АКПИ13-411

[…] действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда , определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации. […]

Следовательно, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, что выполняемая им работа не предусмотрена отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных Постановлением от 20 ноября 2008 № 870.

Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 (в ред. от 28.06.2012) определен минимальный размер льгот и компенсаций:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней;
  • повышение оплаты труда — не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Названным Решением Верховный Суд РФ признал недействующим с 28 марта 2013 г. абзац 1 п. 2 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» в части, устанавливающей производство доплат за выполнение лишь тех работ с вредными условиями труда, которые были предусмотрены отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Таким образом, доплаты «за вредность» положены работникам по результатам аттестации рабочих мест и не только тем, кто значится в соответствующих списках и перечнях.

Подборка наиболее важных документов по запросу Надбавка доплата вредные условия труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Надбавка доплата вредные условия труда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Суд поддержал вывод налогового органа о наличии у общества обязанности удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с суммы выплаченной работникам дополнительной компенсации за вредные условия труда, поскольку данные выплаты не носят компенсационный характер, а являются частью заработной платы. Суд установил, что общество на основании приказов выплачивало работникам дополнительную компенсацию за вредные условия труда (помимо выплат и надбавок за вредные условия труда). Проанализировав бухгалтерскую отчетность общества, суд установил, что дополнительная компенсация не зависела от финансовых показателей организации, а сформирована исключительно за счет перераспределения фонда оплаты труда. Суммы дополнительных компенсаций отличались по периодам и должностям, при этом наибольшие суммы выплат приходились на управленческий персонал, при этом лица, занимающие одинаковые должности, могли получать разные компенсации. Общество не представило доказательств, подтверждающих, что спорные выплаты обусловлены реальными расходами сотрудников и компенсируют затраты, связанные непосредственно с выполнением сотрудниками трудовых обязанностей.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25.02.2021 по делу N 66а-869/2021
Об оставлении без изменения решения Калининградского областного суда от 22.10.2020 о признании недействительными приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 N 131-06окк/19 и от 17.12.2019 N 131-07окк/19. При этом судом также установлено и не опровергнуто административным истцом, что материалы, подтверждающие наличие фактических оснований для выплат работникам доплат и надбавок, предусмотренных отраслевым соглашением и положением об оплате труда, ГП КО "ЕСОО" не были представлены в орган регулирования, равно как и обоснование заявленных расходов на выплату надбавок за вредные условия труда.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Надбавка доплата вредные условия труда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как при расчете налога на прибыль учесть расходы на оплату труда
(КонсультантПлюс, 2022) Можно ли учесть надбавки (доплаты) за вредные и (или) опасные условия труда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Компенсации за вредные условия труда не облагаются НДФЛ, если не входят в оплату труда
(Сухов А.Б.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 5) Налоговая инспекция выяснила, что помимо выплат и надбавок за вредные условия труда организация выплачивала сотрудникам дополнительные компенсации за вредные условия труда. Они оказались предусмотрены коллективным договором и положением об оплате труда в повышенном размере работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями. НДФЛ с этих дополнительных выплат не удерживался.

Нормативные акты: Надбавка доплата вредные условия труда

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020) Сославшись на заключенное 12 марта 2018 г. дополнительное соглашение к коллективному договору МСЧ МВД России по Астраханской области на 2016 - 2019 гг. от 2 августа 2016 г. N 36, предусмотревшее в новой редакции приложения N 6 (Перечень профессий, должностей, имеющих право на надбавку к должностному окладу за вредные условия) повышенную оплату труда для санитарки, занятой в физиотерапевтическом кабинете, судебные инстанции не учли положения ранее действовавшего приложения N 6 к указанному коллективному договору, которым был предусмотрен перечень профессий, должностей, имеющих право на 15-процентную надбавку к должностному окладу за вредные условия труда, а также положения коллективного договора МСЧ МВД России по Астраханской области на 2013 - 2016 гг., действовавшего в период работы Ш. в МСЧ МВД России по Астраханской области, п. 5.2 которого были установлены компенсационные выплаты работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (рентгенкабинет, лаборатория, ЦГСЭН, УЗИ, физиотерапевтическое отделение, дерматовенерологический кабинет, эндоскопический кабинет) (приложение N 3). При этом коллективный договор МСЧ МВД России по Астраханской области на 2016 - 2019 гг. от 2 августа 2016 г. N 36 и приложение N 6 к нему (в редакции, действовавшей до 12 марта 2018 г.), как и приложение N 3 к коллективному договору МСЧ МВД России по Астраханской области на 2013 - 2016 гг., в материалах дела отсутствуют, предметом исследования судебных инстанций они не являлись.

"Инструкция по калькулированию себестоимости продукции на предприятиях молочной, маслосыродельной и молочноконсервной промышленности"
(утв. Минсельхозпродом РФ 19.03.1996)
(с изм. от 12.10.1999) - выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д.;

Подборка наиболее важных документов по запросу Невыплата доплаты за вредные условия труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Невыплата доплаты за вредные условия труда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 58.3 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года" Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Управление Пенсионного фонда РФ установило, что общество не исчислило и не уплатило страховые взносы по дополнительным тарифам с сумм выплат работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (электрогазосварщикам и малярам). Общество полагало, что не обязано уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам, так как работники, занимавшие должности электрогазосварщиков и маляров, не имеют права на досрочную пенсию, поскольку они были заняты на работах с вредными условиями менее 80 процентов рабочего времени. Суд признал доначисление страховых взносов по дополнительным тарифам обоснованным. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на соответствующих видах работ менее 80 процентов рабочего времени.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 301-ЭС19-11403 по делу N А82-8531/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о наличии у заявителя обязанности исчислить страховые взносы по дополнительным тарифам со спорных выплат. Как следует из судебных актов, основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением послужили выводы фонда о том, что общество не исчислило по дополнительным тарифам и не уплатило страховые взносы с сумм выплат работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (автомалярам в кузовном цехе) в режиме неполной занятости (менее восьмидесяти процентов рабочего времени).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Невыплата доплаты за вредные условия труда

Нормативные акты: Невыплата доплаты за вредные условия труда

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020) Кроме того, судебными инстанциями в нарушение требований ст. 67 ГПК РФ не дана оценка представленной истцом в материалы дела копии выписки из акта внеплановой проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МСЧ МВД России по Астраханской области от 30 июня 2018 г., в котором отмечены нарушения, допущенные МСЧ МВД России по Астраханской области в отношении санитарки физиотерапевтического отделения Ш. В частности, в акте указано на то, что в 2015 г. условия труда на рабочем месте Ш. были отнесены к вредным, при этом предусмотренная подп. 1.1 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России (приложение N 3 к приказу МВД России от 27 августа 2008 г. N 751) ежемесячная надбавка к должностному окладу за вредные условия труда ей не назначалась и не выплачивалась.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
ФНС РФ от 18.10.2007 N ГИ-6-04/793@
"О направлении письма Минфина России"
(вместе с Минфина РФ от 21.08.2007 N 03-04-07-02/40) При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути должна предполагать не выплату вознаграждения за труд, а компенсацию расходов, возникающих вследствие причинения ущерба, либо иных расходов (затрат) работника.

Подборка наиболее важных документов по запросу Надбавка за вредные условия труда удержания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Надбавка за вредные условия труда удержания

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право") По мнению общества, у него отсутствует обязанность по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с выплат работникам в качестве дополнительной компенсации за вредные условия труда. Спорные выплаты не входят в действующую в организации систему оплаты труда и направлены на возмещение расходов, понесенных работниками, с целью профилактики профессиональных заболеваний и восстановления здоровья.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Суд поддержал вывод налогового органа о наличии у общества обязанности удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с суммы выплаченной работникам дополнительной компенсации за вредные условия труда, поскольку данные выплаты не носят компенсационный характер, а являются частью заработной платы. Суд установил, что общество на основании приказов выплачивало работникам дополнительную компенсацию за вредные условия труда (помимо выплат и надбавок за вредные условия труда). Проанализировав бухгалтерскую отчетность общества, суд установил, что дополнительная компенсация не зависела от финансовых показателей организации, а сформирована исключительно за счет перераспределения фонда оплаты труда. Суммы дополнительных компенсаций отличались по периодам и должностям, при этом наибольшие суммы выплат приходились на управленческий персонал, при этом лица, занимающие одинаковые должности, могли получать разные компенсации. Общество не представило доказательств, подтверждающих, что спорные выплаты обусловлены реальными расходами сотрудников и компенсируют затраты, связанные непосредственно с выполнением сотрудниками трудовых обязанностей.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Надбавка за вредные условия труда удержания

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2021 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 4) (-) 2. По мнению общества, у него отсутствует обязанность по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с выплат работникам в качестве дополнительной компенсации за вредные условия труда. Спорные выплаты не входят в действующую в организации систему оплаты труда и направлены на возмещение расходов, понесенных работниками, с целью профилактики профессиональных заболеваний и восстановления здоровья.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как до 1 марта 2022 г. пройти самопроверку по проверочному листу Роструда о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска
(КонсультантПлюс, 2022) Если же у работника дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных (опасных) условиях труда вышел большей продолжительности, чем он заработал, исправлять ничего не нужно, поскольку положение работника не ухудшилось. Отменить отпуск и удержать выплаченные отпускные не получится, так как нет законных оснований для этого. Исключение - если работник уволился, так и не отработав отгулянные дни отпуска. Тогда вы можете удержать выданные авансом отпускные за эти дни. Главное, чтобы работник отгулял в течение своего рабочего года все дни дополнительного оплачиваемого отпуска, которые он заработает при работе во вредных (опасных) условиях труда за этот год (ст. 117, ч. 1 ст. 122, ч. 4 ст. 124 ТК РФ).

После введения специальной оценки условий труда (СОУТ) изменились и правила предоставления гарантий работникам, которые работают во вредных условиях. И хотя СОУТ проводят уже более пяти лет, вопросы возникают и у работников, и у специалистов по охране труда. В статье вы найдете:

  • удобные таблицы с указанием всех гарантий и компенсаций;
  • правила предоставления гарантий в сложных ситуациях;
  • пример расчета дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях.

Когда условия труда считаются вредными?

В настоящее время наличие вредности можно установить только по результатам СОУТ. Указание профессии или должности в Списках № 1 и № 2[1] — еще не повод предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных условиях.

Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2013 № 135-0 подтвердил, что вредное воздействие факторов обязательно должна подтвердить аттестация рабочих мест (а теперь СОУТ, которая пришла на смену аттестации). И наоборот, если должности нет в Списках, а СОУТ выявила сверхнормативное воздействие вредных факторов, то условия все равно будут считаться вредными (Решение Московского городского суда от 12.12.2014 по делу № 7‑9197).

Условия труда при проведении СОУТ будут признаны вредными, если измеренный специалистами уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов превысит нормативы. Поскольку воздействие бывает разным, вредные условия делят на 4 подкласса: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, по степени увеличения опасности для здоровья.

Выделяют еще 4 класс — опасные условия труда. В таких условиях вероятность возникновения профессиональных заболеваний или получения травмы очень высока.


Какие гарантии и льготы имеют работники, работающие во вредных условиях?

Чтобы компенсировать неблагоприятное воздействие производственных факторов или уменьшить его степень, государство установило для «вредников» целый ряд гарантий (табл. 1).


Некоторые гарантии перечислены в ст. 92, 147, 117 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) (табл. 2).


Обратите внимание!

Законодательство устанавливает только минимальный порог. Конкретный размер доплаты к окладу, а также конкретную продолжительность дополнительного отпуска и рабочей недели каждый работодатель устанавливает самостоятельно в локальных актах. При этом можно ориентироваться на Списки (Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 № АКПИ12-1570).

Если на организацию распространяются отраслевые (межотраслевые) соглашения, компенсации предоставляются в размере не меньшем, чем в соглашениях.

Порядок получения работниками гарантий, льгот и компенсаций (за исключением льготной пенсии) обязательно нужно установить в локальном нормативном акте работодателя или коллективном договоре.

Кроме того, указание гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях — обязательное условие трудового договора с работником.

ГИТ считает, что отсутствие указания класса условий труда в трудовом договоре со ссылкой на отчет о спецоценке является ненадлежащим оформлением трудового договора. Суды это поддерживают (Решение Пермского краевого суда от 11.05.2017 по делу № 7‑805/2017 (21-519/2017), Постановление Саратовского областного суда от 29.11.2016 по делу № 4А-775/2016).

Сложные ситуации при предоставлении льгот и гарантий

На практике сложность вызывают предоставление сокращенной рабочей недели и дополнительного отпуска. Это связано с тем, что до августа 2014 г. действовало Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, которое обязывало работодателей предоставлять одновременно все три вида гарантий (повышенная оплата, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя), если аттестация выявила вредные условия любой категории. А после введения СОУТ дополнительный отпуск и сокращенная неделя положены уже далеко не всем (см. табл. 2).

Минтруд России разъяснил ситуацию в письмах № 15-1/ООГ-2161 от 15.04.2015 и № 15-1/В-601 от 26.02.2016.

[1] Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (в ред. от 02.10.1991).

А. Н. Славинская,
специалист по кадрам, преподаватель по кадровому делопроизводству УЦ «Эксперт»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2019.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: