Компенсация за поднаем жилья военнослужащим судебная практика

Обновлено: 27.03.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата найма жилья военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Оплата найма жилья военнослужащим

Судебная практика: Оплата найма жилья военнослужащим

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 15 "Право на жилище" Федерального закона "О статусе военнослужащих"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и установив, что истец осуществляет охрану важных государственных объектов, в том числе объектов ответчика; в спорный период истец выплачивал денежную компенсацию за наем (поднаем) служебных помещений военнослужащим и понес соответствующие затраты, арбитражные суды правомерно взыскали компенсацию расходов, понесенных истцом на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) служебных помещений, поскольку доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по компенсации расходов истца со ссылкой на то, что военнослужащие истца могли быть обеспечены жильем за счет ответчика, отклоняются как не подтвержденные доказательствами, так как истцом в материалы дела представлены обращения истца в адрес ответчика с просьбой обеспечить жильем военнослужащих, осуществляющих охрану его объектов (в том числе тех военнослужащих, расходы по оплате найма жилья которым заявлены истцом к взысканию по настоящему делу), сведений о результатах рассмотрения этих обращений ответчиком не представлено.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение 2 Западного окружного военного суда от 07.09.2021 N 33-991/2021
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования уполномоченного органа: О возмещении излишне выплаченных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что в период прохождения военной службы в войсковой части ответчик необоснованно получил денежную компенсацию за поднаем жилого помещения.
Решение: Отказано. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, сославшись на п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909, в редакции, действовавшей до 18 сентября 2015 г., а также на действовавшую до 17 октября 2016 г. Инструкцию о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденную приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 г. N 235, суд исходил из того, что для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащий не был обязан представлять документы, подтверждающие факт нахождения его на жилищном учете. Решение о выплате денежной компенсации ответчику принято командиром войсковой части 21555 в пределах своей компетенции, путем издания соответствующих приказов. В этой связи, и исходя из положений ст. 1102, п. 3 ст. 1109 ГК РФ, суд верно счел, что спорная выплата не явилась следствием недобросовестности со стороны ответчика либо результатом счетной ошибки.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оплата найма жилья военнослужащим

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: К вопросу о допустимости сочетания выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и предоставления служебного жилья с иными формами жилищного обеспечения военнослужащих
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2019, N 6) Основным аргументом Судебной коллегии явилось то, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а ее выплата прекращается после утраты права на ее получение. В соответствии же с п. 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция) выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Воронова А.В., Дербилова О.А.

при секретаре Рябцевой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (далее - Управление финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания) Елоевой Э.Т. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г. по заявлению военнослужащего войсковой части <. >рядового Мугутдинова М.И. об оспаривании действий руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г., частично удовлетворено заявление Мугутдинова М.И., в котором он просил признать незаконным отказ руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания выплатить денежную компенсацию за наем жилого помещения с января по декабрь 2014 года и возложить на руководителя названного учреждения обязанность по выплате за этот период компенсации из расчета 5 400 рублей в месяц.

Суд признал незаконными оспоренные действия руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания и обязал его выплатить заявителю денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с января по декабрь 2014 г. в размере 3 600 рублей ежемесячно, а в удовлетворении остальной части требований отказал.

Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 1 декабря 2015 г. представителю руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе представитель должностного лица, утверждая о существенном нарушении судами норм материального права, просит судебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы она указывает, что законодательство связывает получение военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с подачей рапорта о выплате компенсации, который Мугутдиновым М.И. был подан лишь в декабре 2014 года. В связи с этим наем заявителем жилого помещения с января по декабрь 2014 года не является основанием для выплаты ему компенсации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит судебные постановления подлежащими отмене.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов следует, что Мугутдинов М.И., признанный в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, 23 декабря 2014 г. обратился по команде с рапортом, в котором просил выплатить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения (далее - денежная компенсация) с 1 января 2014 г., приложив договор найма двух комнат в жилом помещении, датированный 19 марта 2014 г., справку о составе своей семьи, другие документы.

Удовлетворяя частично заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Мугутдинов М.И. обладает правом на получение денежной компенсации, поскольку с 2010 года составом семьи из 2 человек состоит на учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения, а несвоевременное обращение к командованию воинской части с рапортом не свидетельствует об отсутствии у него такого права.

Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что Мугутдинов М.И. до января 2014 года получал денежную компенсацию и после этого права на нее не утратил, а прекращение ее выплаты обусловлено безосновательной инициативой командования.

Между тем такие выводы основаны на неправильном истолковании норм материального права и без учета других подлежащих применению положений закона.

Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа Мугутдинову М.И. в выплате денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года явилось то обстоятельство, что с рапортом и приложенными к нему документами, подтверждающими его право на получение денежной компенсации, он обратился в декабре 2014 г., то есть спустя значительное время после заключения договора найма жилого помещения и за период, предшествующий заключению указанного договора.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие в договоре условия о применении заключенного договора к отношениям, возникшим до его заключения, не влияет на определение момента, с которого договор считается заключенным.

Следовательно, датой заключения Мугутдиновым М.И. договора найма жилого помещения является 19 марта 2014 г.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Положение), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Аналогичные положения закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Инструкция).

Кроме того, согласно п. 14 Инструкции выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.

Из изложенных положений нормативных актов следует, что:

основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является волеизъявление военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение компенсации;

ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил договор найма (поднайма) жилья;

день найма (поднайма) жилого помещения может не совпадать с фактической датой начала найма (поднайма) жилья.

Таким образом, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий определено, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его может путем обращения с рапортом о выплате компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.

При таких данных военнослужащий имеет право на получение денежной компенсации со дня обращения к командованию воинской части с соответствующим рапортом, что указывает на ошибочность выводов судов о праве заявителя на получение денежной компенсации с указанной в договоре даты в качестве начала фактического найма жилого помещения.

Что касается указанного в договоре соглашения о применении к отношениям, сложившимся между Мугутдиновым М.И. и наймодателем до заключения договора, условий об обязанности заявителя по внесению ежемесячной платы за пользование двумя комнатами с 1 января по 31 декабря 2014 г., то они, являющиеся по своей сути гражданско-правовыми, не могут распространяться на административные отношения, основанные на ином правовом регулировании, а именно на властном подчинении одной стороны другой, и возлагать на финансовый орган Министерства обороны Российской Федерации обязанность по возмещению понесенных заявителем расходов за этот период.

Для выплаты денежной компенсации Правительством Российской Федерации установлены иные условия, которые заявителем не выполнялись до даты заключения договора найма жилого помещения и обращения с рапортом о выплате компенсации.

Вместе с тем при наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин обращения заявителя с рапортом спустя значительное время после указанной в договоре даты начала найма жилого помещения, суд может рассмотреть вопрос о праве военнослужащего на денежную компенсацию с момента заключения договора найма.

Однако этого судом сделано не было, в связи с чем в судебном заседании не исследовались имеющие значение для дела обстоятельства заключения договора найма, даты обращения заявителя к командованию воинской части с рапортом о выплате компенсации, а также уважительности причин несвоевременного представления договора и рапорта командиру воинской части.

Нарушение судом норм материального права и недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Мугутдинова М.И. на получение денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года.

В связи с изложенным судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 2 ч. I ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

Отменить приостановление исполнения решения Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. по заявлению Мугутдинова М.И.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Замашнюка А.Н. и Сокерина С.Г.

при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" (далее - УФО) на решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2016 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 1 апреля 2016 г. по исковому заявлению капитана 3 ранга Собакина С.А. об оспаривании действий начальника УФО, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание принятых по делу судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административное исковое заявление Собакина С.А. удовлетворено. Действия начальника УФО, связанные с невыплатой Собакину С.А. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г., признаны незаконными. В пользу административного истца взыскано 113 400 рублей, составляющих размер указанной компенсации, а также 300 рублей в порядке возмещения судебных расходов.

Определением судьи Северного флотского военного суда от 2 июня 2016 г. в передаче кассационной жалобы должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации административный ответчик выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Собакина С.А.

В обоснование своей позиции начальник УФО Данильчик А.Н., ссылаясь на обстоятельства дела, утверждает, что судами не дано оценки возможности получения служебного жилья Собакиным С.А. после его отказа от общежития в феврале 2013 года, а также тому обстоятельству, что договор найма жилого помещения от 1 января 2014 г. был заключен Собакиным С.А. без разрешения вопроса о возможности получения им служебного жилого помещения.

Автор жалобы, анализируя нормы Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, полагает, что Собакин С.А. мог реализовать свое право на получение ежемесячной денежной компенсации только с момента обращения к командованию с соответствующим рапортом с приложением к нему необходимых документов, подтверждающих право на получение этой компенсации, а не с даты заключенного договора найма жилого помещения.

Кроме того, автор жалобы оспаривает судебные решения и в части взыскания с УФО судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, полагая, что УФО выполняет функции государственного органа и поэтому в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. кассационная жалоба начальника УФО Данильчика А.Н. вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих полагает необходимым жалобу удовлетворить исходя из следующего.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Из материалов дела усматривается, что Собакин С.А., окончивший высшее военное учебное заведение в <. >году, с сентября 1999 года проходит военную службу в г. Северодвинске.

Проживая в общежитии (комнате жилой площадью <. >кв. м) по адресу: <. >, Собакин С.А. в 2008 году обратился с рапортом о признании его с семьей (жена, дочь <. >г.р.) нуждающимися в жилом помещении по месту прохождения военной службы.

Решением жилищной комиссии войсковой части 20458 от 21 июля 2008 г. он с членами семьи поставлен на соответствующий жилищный учет.

13 ноября 2008 г. у него родилась еще одна дочь, а 27 июня 2014 г. - сын.

30 ноября 2012 г. Собакин С.А. по своей инициативе сдал комнату в общежитии и принял для себя решение осуществлять наем жилого помещения.

В подтверждение своих требований о выплате оспариваемой им компенсации Собакин С.А. представил два договора найма жилого помещения по адресу: <. >, заключенных между ним и наймодателем Королевой М.Ю. 1 января и 1 октября 2014 г., соответственно, на период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г. Однако решением начальника УФО от 24 декабря 2015 г. Собакину С.А. было отказано в выплате компенсации за наем жилого помещения.

Суды обеих инстанций, признавая незаконными действия начальника УФО, исходили из того, что у Собакина С.А., состоящего на учете нуждающихся в служебном жилом помещении, по месту службы отсутствуют жилые помещения для постоянного или временного проживания, а командованием ему не предоставлено служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, жилое помещение маневренного фонда или общежитие по установленным законодательством нормам.

Однако с таким выводом согласиться нельзя.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по установленным нормам предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в п. 3 Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

На основании п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Положение), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается по желанию военнослужащих в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров лишь в случае невозможности обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, одним из определяющих условий для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим является невозможность обеспечения их служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием.

Из материалов дела следует, что Собакин С.А. 30 ноября 2012 г. самостоятельно принял решение осуществлять наем жилого помещения, в связи с чем добровольно сдал уполномоченному органу комнату в общежитии, поскольку ее площадь не соответствовала установленным нормам, выехал с семьей из общежития, снявшись с регистрационного учета и зарегистрировавшись по адресу воинской части.

При этом материалы дела не содержат и судами оставлен без внимания факт возможности обеспечения Собакина С.А. в 2014 - 2015 годах служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.

В соответствии с п. п. 2 и 3 Положения, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Аналогичные положения были закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Инструкция), в соответствии с которым выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту (последнему месту) прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).

Согласно п. 14 Инструкции выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.

Из изложенных положений нормативных актов следует, что:

- основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является приказ командира воинской части, изданный на основании рапорта военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение этой компенсации;

- ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил договор найма (поднайма) жилья.

Таким образом, Собакину С.А. сразу же после заключения договора найма жилого помещения необходимо было обратиться к командованию части с соответствующим рапортом с приложением требуемых документов.

Установление обстоятельств возможности обеспечения Собакина С.А. служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием в оспариваемый период и точной даты обращения к командованию с рапортом о выплате денежной компенсации и подтверждающими право на получение этой компенсации документами имели существенное значение для дела.

Однако судом указанные обстоятельства не исследовались и оценка этому не дана.

Нарушение судом норм материального права и недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Собакина С.А. на получение денежной компенсации за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г.

В связи с изложенным судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих,

Подборка наиболее важных документов по запросу Компенсация за поднаем военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Компенсация за поднаем военнослужащим

Судебная практика: Компенсация за поднаем военнослужащим

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 15 "Право на жилище" Федерального закона "О статусе военнослужащих"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и установив, что истец осуществляет охрану важных государственных объектов, в том числе объектов ответчика; в спорный период истец выплачивал денежную компенсацию за наем (поднаем) служебных помещений военнослужащим и понес соответствующие затраты, арбитражные суды правомерно взыскали компенсацию расходов, понесенных истцом на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) служебных помещений, поскольку доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по компенсации расходов истца со ссылкой на то, что военнослужащие истца могли быть обеспечены жильем за счет ответчика, отклоняются как не подтвержденные доказательствами, так как истцом в материалы дела представлены обращения истца в адрес ответчика с просьбой обеспечить жильем военнослужащих, осуществляющих охрану его объектов (в том числе тех военнослужащих, расходы по оплате найма жилья которым заявлены истцом к взысканию по настоящему делу), сведений о результатах рассмотрения этих обращений ответчиком не представлено.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение 2 Западного окружного военного суда от 07.09.2021 N 33-991/2021
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования уполномоченного органа: О возмещении излишне выплаченных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что в период прохождения военной службы в войсковой части ответчик необоснованно получил денежную компенсацию за поднаем жилого помещения.
Решение: Отказано. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, сославшись на п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909, в редакции, действовавшей до 18 сентября 2015 г., а также на действовавшую до 17 октября 2016 г. Инструкцию о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденную приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 г. N 235, суд исходил из того, что для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащий не был обязан представлять документы, подтверждающие факт нахождения его на жилищном учете. Решение о выплате денежной компенсации ответчику принято командиром войсковой части 21555 в пределах своей компетенции, путем издания соответствующих приказов. В этой связи, и исходя из положений ст. 1102, п. 3 ст. 1109 ГК РФ, суд верно счел, что спорная выплата не явилась следствием недобросовестности со стороны ответчика либо результатом счетной ошибки.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 209-КГ17-11 Суд отменил принятые ранее судебные акты и направил на новое рассмотрение дело о возмещении материального ущерба, поскольку одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения с увеличением её установленного размера является совместное проживание с военнослужащим трёх и более членов его семьи


Обзор документа

Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 209-КГ17-11 Суд отменил принятые ранее судебные акты и направил на новое рассмотрение дело о возмещении материального ущерба, поскольку одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения с увеличением её установленного размера является совместное проживание с военнослужащим трёх и более членов его семьи

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Воронова А.В., Дербилова О.А.

при секретаре Фомине С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя начальника федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее - Управление финансового обеспечения по Астраханской области) Егоровой Е.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 г. и апелляционное определение 3-го окружного военного суда от 21 февраля 2017 г. по иску Управления финансового обеспечения по Астраханской области к военнослужащему войсковой части 15650 полковнику Зенкову Игорю Александровичу о возмещении материального ущерба.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации установила:

решением Знаменского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением 3-го окружного военного суда от 21 февраля 2017 г., отказано в удовлетворении искового заявления представителя Управления финансового обеспечения по Астраханской области о привлечении к материальной ответственности Зенкова И.А. за ущерб, причиненный необоснованной выплатой ему в повышенном размере денежной компенсации за наем жилого помещения, в размере 46800 рублей.

Определением судьи 3-го окружного военного суда от 29 мая 2017 г. в передаче кассационной жалобы истца для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе представитель начальника Управления финансового обеспечения по Астраханской области, утверждая о существенном нарушении судами норм материального права, просит судебные постановления отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления.

В обоснование жалобы она указывает на оставление судами без внимания положений правовых актов, согласно которым денежная компенсация за поднаем жилья выплачивается нуждающимся в служебном жилом помещении военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей. Поскольку сын ответчика в период обучения в другом населенном пункте совместно с ним не проживал, о чем Зенков И.А. не сообщил установленным порядком, то получение им денежной компенсации с учетом сына не основано на законе.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2017 г. кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что полковник Зенков И.А., проходящий военную службу по контракту в войсковой части 15650, дислоцированной в г. Ахтубинске Астраханской области, в январе 2012 года признан нуждающимся в служебном жилом помещении по месту военной службы с составом семьи четыре человека (он, супруга, дочь и сын).

На основании рапорта Зенкову И.А. приказами командира воинской части установлена ежемесячная выплата денежной компенсации за наем жилого помещения на состав семьи четыре человека в размере 5400 рублей, с увеличением установленного размера на 50 процентов, которую ответчик фактически получал, в том числе с 1 сентября 2013 г. по 31 октября 2015 г.

В связи с этим начальник Управления финансового обеспечения по Астраханской области обратился в суд с иском к Зенкову И.А. о взыскании с него излишне выплаченной денежной компенсации за наем жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что сын ответчика в период обучения в другом населенном пункте продолжал являться членом семьи своего отца военнослужащего, в связи с чем Зенков И.А. не утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения в повышенном размере, которая выплачивалась ему на основании изданных в установленном порядке и неотмененных приказов командования. Суд апелляционной инстанции с выводами гарнизонного военного суда согласился.

Однако такие выводы основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей Правительство Российской Федерации постановлением от 31 декабря 2004 г. N 909 утвердило Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей.

Согласно п. 2 названного Постановления (в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2008 г. N 653 и от 6 сентября 2014 г. N 908) размеры денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей повышаются на 50 процентов в случае совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, 3 и более членов семьи.

Аналогичные положения содержатся в п. 2.1 названного постановления Правительства Российской Федерации в редакциях от 18 сентября 2015 г. и от 29 декабря 2016 г. N 1540 применительно к военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание офицер, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей.

Содержание названной правовой нормы указывает на то, что одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения в повышенном размере является совместное проживание с военнослужащим, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, 3 и более членов семьи.

Между тем суды при разрешении спора ошибочно исходили из того факта, что сын ответчика на период получения последним компенсации в повышенном размере продолжал являться членом его семьи по основаниям, установленным п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", что, исходя из предписаний постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, является недостаточным.

Неправильное применение судом норм материального права повлекло неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, что является основанием для отмены судебных постановлений ввиду существенного нарушения судами норм материального права и направления дела на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, ст. 386-388, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации определила:

Председательствующий И.В. Крупнов
Судьи А.В. Воронов
О.А. Дербилова

Обзор документа

Спорным стал вопрос о том, обоснованно ли военный-контрактник получал компенсацию за наем (поднаем) жилья в повышенном размере.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ пришла к следующим выводам.

Одним из обязательных условий, при которых такая компенсация повышается на 50%, является совместное проживание с данным гражданином трех и более членов семьи.

Как было установлено, сын военнослужащего, обучаясь в университете, проживал в другом городе. И хотя он продолжал быть членом семьи, этого недостаточно для получения повышенной компенсации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: