Компенсация судьям за неиспользованное право на санаторно курортное лечение

Обновлено: 28.04.2024

Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации работодателями своим работникам стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, предоставляемых, в частности, за счет средств работодателей, если расходы по такой компенсации (оплате) не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, или за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, положения указанного пункта применяются только в случае, когда работодателем компенсируются расходы работника по приобретению данных путевок. Денежная компенсация муниципальным служащим, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, не является компенсацией каких-либо затрат налогоплательщика и, соответственно, не подпадает под действие п. 9 ст. 217 НК РФ.
Кроме того, такие выплаты не включены в перечень компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ, установленный п. 3 ст. 217 НК РФ.
Таким образом, денежная компенсация муниципальным служащим, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, подлежит налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
В соответствии со ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет.
Однако арбитражная практика показывает, что у налогоплательщика есть шанс отстоять свою точку зрения и не платить налоги с компенсации при условии, что он является государственным служащим (Постановления ФАС Московского округа от 15.01.2007 N КА-А40/13232-06, от 14.02.2007 N КА-А40/396-07, от 14.08.2007 N КА-А40/7786-07).
По мнению судей, данные выплаты не облагаются налогами в связи с тем, что компенсации, так же как и право на санаторно-курортное лечение, предоставляются в качестве возмещения моральных и физических затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей. К тому же расходы, связанные с предоставлением указанной компенсации, производятся за счет средств бюджета, а не фонда заработной платы.
Кроме того, как обоснованно указано судьями, начисление налога на доходы физических лиц на выплаты за неиспользованную санаторно-курортную путевку поставило бы в неравное положение сотрудников, получающих денежную компенсацию, с теми, кто воспользовался путевкой и не уплатил налог, что противоречит принципам налогового законодательства, установленным п. 1 ст. 3 Налогового кодекса.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 ноября 2020 г. № 03-04-07/102199 О налогообложении НДФЛ денежной компенсации судьям, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 ноября 2020 г. № 03-04-07/102199 О налогообложении НДФЛ денежной компенсации судьям, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц денежной компенсации судьям, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено право судей и членов их семей на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета.

При этом согласно статье 9 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) судье Российской Федерации, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки.

Доходом физических лиц согласно статье 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Так, согласно пункту 9 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые, в частности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, в случае выплаты денежной компенсации за приобретенную путевку или оплаты стоимости приобретенной путевки на санаторно-курортное лечение для физических лиц такие выплаты не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 9 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данной нормой.

Денежная компенсация судьям Российской Федерации, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, выплачиваемая в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 6-ФЗ, не подпадает под действие пункта 9 статьи 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Директор Департамента Д.В. Волков

Обзор документа

Судьи и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет федерального бюджета. Судье, не использовавшему это право, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки.

Минфин указал, что такая компенсация облагается НДФЛ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 апреля 2017 г. N 03-15-06/25473 О начислении страховых взносов на суммы компенсаций за неиспользованную санаторно-курортную путевку и за медицинское обслуживание, выплачиваемых государственным гражданским служащим


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 апреля 2017 г. N 03-15-06/25473 О начислении страховых взносов на суммы компенсаций за неиспользованную санаторно-курортную путевку и за медицинское обслуживание, выплачиваемых государственным гражданским служащим

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу начисления страховых взносов на суммы компенсаций за неиспользованную санаторно-курортную путевку и за медицинское обслуживание, выплачиваемых государственным гражданским служащим в соответствии с нормативными правовыми актами г. Москвы, и сообщает следующее.

Исходя из положений пунктов 7 и 8 части 1 статьи 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" (далее - Закон N 3) и положений Указа Мэра Москвы от 13.12.2005 N 83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных гражданских служащих города Москвы", государственному гражданскому служащему г. Москвы предоставляется компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку и компенсация за медицинское обслуживание.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховым взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Согласно статьям 106 и 107 Трудового кодекса отпуск является одним из видов времени отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению.

Поскольку физическое лицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей, то оно не несет затрат, связанных с их выполнением.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Налогового кодекса, является исчерпывающим.

Специальной нормы о включении в указанный перечень компенсационных выплат за неиспользованную санаторно-курортную путевку, производимых государственным гражданским служащим, в статье 422 Налогового кодекса не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное, на денежную компенсацию, предусмотренную законодательными актами субъектов Российской Федерации, государственным гражданским служащим, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, не распространяется действие статьи 422 Налогового кодекса, и, следовательно, компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку, выплачиваемая государственным гражданским служащим г. Москвы, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Что касается начисления страховых взносов на суммы компенсации за медицинское обслуживание, выплачиваемые государственным гражданским служащим, то, принимая во внимание, что указанная компенсация выплачивается государственным гражданским служащим г. Москвы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона г. Москвы N 3 для возмещения расходов на медицинское обслуживание, понесенных государственными гражданскими служащими в связи с прохождением государственной гражданской службы в государственных органах г. Москвы, данная компенсационная выплата не облагается страховыми взносами на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса.

Директор Департамента А.В. Сазанов

Обзор документа

В соответствии с НК РФ не подлежат обложению страховым взносами для организаций все виды компенсационных выплат (в пределах установленных норм), связанных, в частности, с выполнением физлицом трудовых обязанностей.

Поскольку физлицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей, то оно не несет затрат, связанных с их выполнением. Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат является исчерпывающим. В него не включены выплаты госслужащим за неиспользованную санаторно-курортную путевку, поэтому они подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Что касается начисления страховых взносов на суммы компенсации за медицинское обслуживание госслужащих, то данную компенсационную выплату служащие получают в связи с прохождением госслужбы. Поэтому она не облагается страховыми взносами (при наличии законодательного акта субъекта Федерации, решения муниципального органа).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Подборка наиболее важных документов по запросу Санаторно-Курортная путевка судьям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Санаторно-Курортная путевка судьям

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Сведения о реализации права судей, членов их семей, судей, пребывающих в отставке, на санаторно-курортное лечение. Форма N В 9.16 (ежеквартальная)
(Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 07.10.2020 N 185 (ред. от 20.12.2021)) Раздел 1. Сведения о приобретенных санаторно-курортных путевках для судей, членов их семей, а также судей, пребывающих в отставке, за счет средств федерального бюджета

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Санаторно-Курортная путевка судьям

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Особенности правового статуса судьи в отставке
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12) Прежде всего и действующие судьи, и судьи в отставке, и члены их семей (супруги и несовершеннолетние дети) обладают правом на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения. В то же время правом на санаторно-курортное лечение наделены только действующие судьи, члены их семей и судьи в отставке, но не члены семей судей в отставке. Более того, как показывает практика, не все судьи в отставке могут получить санаторно-курортную путевку, поскольку на каждый субъект Федерации их выделяется довольно ограниченное количество, а денежную компенсацию за нереализованное право судьям в отставке не выплачивают. Наконец, судьям в отставке, в отличие от действующих судей, не оплачивается проезд к месту отдыха (санаторно-курортного лечения) и обратно.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Кому положена компенсация за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Компенсация за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение назначается судьям, работникам ПФР, гражданским служащим г. Москвы и т.д. Также выплаты можно получить при отказе от получения социальных услуг, в состав которых входят санаторные путевки.

Нормативные акты: Санаторно-Курортная путевка судьям

Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2006 N 10-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Первовского Германа Павловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов Судов Российской Федерации" По мнению заявителя, содержащееся в ней положение о том, что судье Российской Федерации, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки, не позволяет реализовать право на санаторно-курортное лечение федеральному судье в отставке, которому отказано в предоставлении путевки на такое лечение, и противоречит статьям 41, 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации.

Статья 1. Утратила силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 25.12.2012 N 269-ФЗ.

Статья 2. Работникам аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины, дополнительно к денежному содержанию, установленному для них как для федеральных государственных гражданских служащих, устанавливаются следующие надбавки:

1) работникам, имеющим ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, - в размере 5 процентов установленного должностного оклада;

2) работникам, имеющим ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, - в размере 10 процентов установленного должностного оклада;

3) работникам, имеющим почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", - в размере 10 процентов установленного должностного оклада.

Статья 3. Судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.

Статья 4. Судьям Российской Федерации, переведенным в другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме.

Статья 5. Судьи Российской Федерации имеют право на компенсацию понесенных расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений до предоставления им жилой площади.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 6. Исключена. - Федеральный закон от 28.06.2002 N 76-ФЗ.

Статья 7. Установить, что в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.10.2014 N 309-ФЗ.

Положения настоящей статьи подлежат применению при исчислении стажа работы для назначения выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания и ежемесячного денежного содержания по инвалидности в соответствии с пунктами 3, 5 и 5.1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", а также при исчислении стажа, дающего право на получение иных видов выплат и льгот.

Статья 8. Судье Российской Федерации, находящемуся в отставке и привлеченному к исполнению обязанности судьи Российской Федерации, выплачиваются в полном размере ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное вознаграждение, ежеквартальное денежное поощрение и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 9. Судье Российской Федерации, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки.

Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года, за исключением статей 1 и 3, которые вступают в силу с 1 января 1997 года.

10 января 1996 года

к Федеральному закону

"О дополнительных гарантиях

социальной защиты судей и

работников аппаратов судов

от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ

РАЗМЕРЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ

СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕНТНОМ ОТНОШЕНИИ

К ДОЛЖНОСТНОМУ ОКЛАДУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЫСШЕГО

АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утратили силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 25.12.2012 N 269-ФЗ.

Судебная практика и законодательство — 6-ФЗ О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации

3. Материальное и социальное обеспечение судей Суда Евразийского экономического союза и судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, полномочия которых прекращены по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Положения, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации") и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке, установленном для судей Российской Федерации, ушедших или удаленных в отставку.

на должностях, указанных в статье 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

1) по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, и имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

Из этого исходит и Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", предусматривая в части 2 статьи 11 возможность привлечения к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом, лишь тех находящихся в отставке судей, которые имеют стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и считаются почетными судьями. По смыслу данной статьи, десятилетний стаж как необходимый элемент правового статуса почетного судьи не предполагает включение в него иных, помимо судейской профессиональной деятельности, периодов, как это допускается, в частности, Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (абзац второй пункта 1 статьи 19) и Федеральным законом от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (статья 7) при исчислении стажа, дающего право на ежемесячное пожизненное содержание и на дополнительные льготы.

- компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение судьям согласно статьи 9 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";

- единовременное пособие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при получении телесных повреждений, не исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью, а также при получении телесных повреждений, исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью (в случае осуществления выплаты до увольнения);

1. В запросе Верховного Суда Российской Федерации, направленном в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации в связи с рассмотрением дела гражданина В.И. Мухина, поставлен вопрос о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которой в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (часть первая); действие этой статьи распространяется на судей Российской Федерации, ушедших в отставку или на пенсию до принятия настоящего Федерального закона (часть вторая).

3. Право судьи на отставку согласно Закону Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" относится к гарантиям закрепленной в статье 120 Конституции Российской Федерации независимости судей и является одним из элементов судейского статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, с тем чтобы обеспечить осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Вопрос о гарантиях конституционного статуса судьи, включая право судьи на отставку и предоставление ему в связи с этим ежемесячного пожизненного содержания, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 19 февраля 2002 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и части первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию.

статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", предусматривающей порядок исчисления стажа работы в качестве судьи Российской Федерации при определении права на отставку и получение соответствующих выплат и льгот;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: