Коммунизм это правовое государство

Обновлено: 24.04.2024

Смотрите. Что нам говорит Маркс? Есть капитализм - затем наступает революция, должная сопроводиться диктатурой пролетарита, которой потому на смену получится коммунизм (его первая фаза - социализм).

"Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата" (с) Маркс.

Здесь со всею очевидностью вскрывается заблуждение Маркса относительно коммунизма как "царства свободы", уже из одной только логики.

И ошибочная логика у классиков - прямо скажем, троцкистская; уже для многих это всё более ясно. Есть чистой воды верование в то, что коммунизм вдруг - это свобода. Почему надо только сломить капиталистическое общество в подходящий момент "диктатурой пролетариата", а дальше "отмираем государство" как выразителя угнетения - и естественным образом наступит коммунизм! Что на практике, самоочевидно, способно привести только к восстановлению классового общества.

"Осуществленный социализм означает отмирание государства" (с) другой известный классик марксизма, - Сталин, если кто не знает.

На самом же деле, устал уже повторять: марксистская социобиологическая концепция ясно вскрыла, что классовое общество есть общество организованное! А потому противопоставить ему успешно можно тоже только общество организованное. На иных, коммунистических началах. Для чего - оного общественной организации таковой, требуется марксистско-ленинская партия ещё до того: для организации перехода к такому обществу в подходящий момент. Для осуществления "диктатуры пролетариата", если по старинке. Или "закоммунистического беспредела", если на русско-понятном.

То, что люди у нас это интуитивно чувствуют, просто выразить ясно не могут, свидетельствует известное мнение, что вот де зря в СССР отменили беспредел - диктатуру пролетариата. (Беззаконие ведь - напомню, даже по ленинской формулировке!)

Напомню Ленина - «диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами».

Ну или начинают ерзать (или как сейчас говорят - вилять), что вот капиталистическое же окружение оставалось, а потому и ДП отменять было нельзя. А другие тут же винят - оставили власть у партии (и партийное государство), и тем самым де противопоставили партию - "бюрократов" - людям, а потому всё по итогу так и закончилось.

Путь таков: капитализм - организация партии при нем - закомбеспредел под её началом и благодаря ему переход к социализму, первой фазе коммунизма. Который являет собою, очевидно, не свободу, а порядок для всех. Вот чего жаждут люди!

P. S. Коммунизм - это НЕ свобода и НЕ демократия. А "диктатура пролетариата - оселок, на котором проверяются настоящие коммунисты" (с) классик.

КоммунизмВыполнил студент 2 курса группы Со3-15 Шувалов И.О.

Цель: рассказать о коммунизме
Цель и задачи
Задачи:
дать понятие термина «коммунизм»
рассказать об истории возникновения термина
- рассказать про основных философах коммунизма
показать пропагандистские коммунистические плакаты
рассказать о исторических формах коммунизма

Определение Коммунизм (от лат. commūnis — «общий») — теоретический общест.


Коммунизм (от лат. commūnis — «общий») — теоретический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства. На практике такой строй никогда не существовал, однако термин «первобытный коммунизм» используется для описания устройства доклассового племенного общества (в советской исторической терминологии «первобытно-общинный строй»).

Согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает нали.

Согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления общества на социальные классы, государства и денег; всё это базируется на отмене частной собственности на средства производства. Господствует принцип: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Также «коммунизмом» называется идеология, провозглашающая своей целью построение коммунистического общества и основанная на ленинской интерпретации марксизма.

История возникновения терминаВ современном виде слово заимствовано в 40-х год.

История возникновения термина
В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun — «общий, общественный». Уже в 1830-е годы этот термин, вслед за термином «коммунист», появился во Франции, им обозначали себя и свой идеал радикальные сторонники обобществления собственности и жизни трудовыми общинами. По новейшим исследованиям, термин появляется уже во время Лионского восстания 1834 года в кругу фурьеристского Общества прав гражданина и человека, но лишь в 1840 году входит в пространство политической дискуссии.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Программа Карла Маркса1. Экспроприация земельной собственности и обращение зе.

Программа Карла Маркса
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

В.И.Ленин

В.И.ЛенинПолитическая философия Ленина ориентировалась на радикальное переуст.

В.И.Ленин
Политическая философия Ленина ориентировалась на радикальное переустройство общества, ликвидирующее всякое угнетение, социальное неравенство. Средством такого переустройства должна была быть революция. Обобщая опыт прежних революций, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации и о диктатуре пролетариата как средстве защиты и развития завоеваний революции. Как и основатели марксизма, Ленин рассматривает революцию как следствие в первую очередь объективных процессов, указывая, что она не делается по заказу или по желанию революционеров. При этом Ленин вносит в марксистскую теорию положение о том, что социалистическая революция не обязательно должна произойти в наиболее развитых капиталистических странах; цепь империалистических государств может прорваться в наиболее слабом, из-за переплетения в нём множества противоречий, звене. В восприятии Ленина таким звеном была Россия в 1917 году.

Экономическая и административная система, сложившаяся в условиях Гражданской войны, получила название военного коммунизма.

Военный коммунизм – система мер экономической и социальной политики, направленных на удержание государственной власти в условиях тяжелейшего системного кризиса, проникшего во все сферы российского общества.

В этот период были созданы следующие органы:

1. Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), который сосредоточил всю власть в области обороны, занимался вопросами мобилизации, вооружения, снабжения и руководства армией.

2. В апреле 1920 г. СРКО был преобразован в Совет труда и обороны (СТО), входивший в СНК на правах комиссии, который стал заниматься планированием народного хозяйства.

3. Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет), создан в сентябре 1918 г. Осуществлял руководство всеми органами военных ведомств и учреждений.

4. Революционные комитеты создавались для поддержания революционного порядка и ликвидации угрозы советской власти. Являлись временными и чрезвычайными органами в районах, где было объявлено военное положение.

В этот период продолжали созываться Всероссийские съезды Советов, усилилась политическая роль Президиума ВЦИК и СНК.

Право: Существенно меняется система источников норм советского права. В 1918 г. в РСФСР в ходе правоприменения запрещаются ссылки на дореволюционное законодательство.

Важным толчком в развитии советского права стало принятие Конституции РСФСР 1918 г., Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве и КЗоТ.

Конституция РСФСР 1918 г. и КЗоТ РСФСР 1918 г. закрепили всеобщую трудовую повинность российских граждан, т. е. право на труд одновременно стало обязанностью.

В 1919 г. Народный комиссариат юстиции РСФСР издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, что положило конец вакууму советского уголовного права, имевшему место на начальном этапе Гражданской войны (1918–1919).

Советская государственная система в 20–е гг. XX в.

Изменения в экономике обусловили и перестройку государственного аппарата.

Чрезвычайные органы упразднялись или реорганизовывались.

В результате сложилась следующая система, учитывающая особенности государственного устройства как РСФСР, так и СССР:

— на уровне СССР были созданы и действовали: Съезд Советов, ЦИК, СНК, СТО, наркоматы, Верховный Суд, ОГПУ, Красная Армия;

— на уровне РСФСР действовали: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, Экономическое совещание, наркоматы, Верховный Суд, прокуратура в составе Наркомюста;

Как высший орган государственной власти Всероссийский съезд советов наделялся полномочиями установления, дополнения и изменения Конституции и утверждением конституций автономных республик.

К совместной компетенции Съезда и ВЦИК относилась ратификация мирных договоров, вопросы территориального устройства, объявление войны.

Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах родоначальников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В.И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях других авторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях.

С момента своего зарождения марксистское учение о государстве и праве вообще и о социалистическом государстве и праве в особенности подвергалось резким нападкам и критике со стороны представителей самых различных политических течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее время. Это вполне понятно, если исходить из многократно подтвержденного жизненного тезиса о том, что любое учение о государстве и праве всегда отражает определенные, нередко весьма противоречивые политические взгляды и интересы, а также несовместимые друг с другом политические ценности и амбиции.

Марксистское учение о социалистическом государстве и праве, в отличие от других доктрин, практически не было полностью реализовано ни в одном из государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты.

Марксисты всех направлений говорят о научности и прогрессивности развиваемых ими идей о социалистическом государстве и праве. Их политические и идеологические оппоненты, естественно, утверждают обратное.

Однако независимо от оценок и подходов к изучению марксистского учения о социалистическом государстве и праве основные его постулаты и исходные положения остаются следующими.

Первое. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов, говорилось в "Манифесте Коммунистической партии", является "ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти". А "первым шагом в рабочей революции" является "превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии"*(159).

В работах классиков марксизма-ленинизма обстоятельно разработана теория социалистической революции - ее цель, формы осуществления, основные направления, методы. Еще в ранних произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса развивались, например, идеи о необходимости соблюдения последовательности и непрерывности социалистической революции. Наши интересы и наши задачи, писали они, заключаются в том, "чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти"*(160).

В более поздних их работах проводилась мысль о необходимости использования в процессе осуществления социалистической революции различных - мирной и немирной - форм. Восстание было бы безумием там, доказывал, в частности, Ф. Энгельс, "где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем". И далее: "Мы, "ниспровергатели", гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота"*(161).

Используя марксистский тезис о непрерывности революции, В.И. Ленин разработал доктрину о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. "От революции демократической, - писал он, - мы сейчас же начинаем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию"*(162).

Второе. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, являются слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.

Все перевороты, писал в связи с этим К. Маркс, лишь усовершенствовали старую государственную машину "вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе"*(163).

Развивая эту мысль, В.И. Ленин убеждал, что "революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины"*(164).

На вопрос, как это сделать, Ленин отвечал, что к слому старого, буржуазного аппарата нужно подходить строго дифференцированно, разнопланово. Дело в том, что в каждом буржуазном государстве, наряду с преимущественно-угнетательскими органами и институтами в виде армии, полиции, жандармерии и пр., которые подлежат немедленному слому, есть также органы, которые связаны с банками и синдикатами, выполняют учетно-регистрационные функции. "Этого аппарата разбивать нельзя и не надо"*(165).

Третье. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.

Марксист лишь тот, писал В. Ленин, "кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом - самое глубокое отличие марксизма от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма"*(166).

Что представляет собой диктатура пролетариата и что она означает? Если перевести это "историко-философское понятие" на более простой язык, разъяснял Ленин, то она означает, что "только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитализма, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов"*(167). Диктатура пролетариата "есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся"*(168).

Четвертое. В своем становлении и развитии социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, проходят несколько этапов эволюционного изменения.

В советской и зарубежной марксистской литературе длительное время велись споры о количестве проходимых им этапов, их последовательности, сущности и содержании каждого из них - их качестве, наконец, о соотношении каждого этапа в развитии государства с соответствующими этапами развития общества.

Возобладала и получила достаточно широкое распространение, а затем и официальное закрепление в СССР точка зрения, согласно которой вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии: этап существования государства диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, этап развития общенародного государства.

Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. И, наконец, этап развития общенародного государства соотносился с этапами существования и функционирования развитого социалистического общества.

Данная концепция развития социалистического государства и права, находящаяся в неразрывной связи с теорией становления и развития социалистического общества, получила свое прямое отражение в конституционных актах соцстран и в текущем законодательстве. Так, в Конституции СССР 1977 г. утверждалось то, что, "выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным". Одновременно указывалось на то, что в обществе произошли огромные изменения, и оно превратилось в "развитое социалистическое общество", в "общество зрелых социалистических общественных отношений"

Характерными особенностями общенародного государства являются: выражение интересов не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и "трудящихся всех наций и народностей страны"; сохранение им классовой сущности; развитие "подлинной" демократии в условиях нового общества и государства; усиление роли компартии; и др.

Пятое. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Касаясь данного вопроса, Ф. Энгельс писал: "Маркс и я в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой. ", однако она "как всякая другая форма правления определяется своим содержанием"*(169).

В переводе на язык политической практики это означает, что для социалистического государства приемлемой формой правления является лишь та республика, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием. Что же касается всех иных, несоциалистических форм, в частности, республиканской формы буржуазного государства, то она, по словам Энгельса, "также враждебна нам, как любая монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)". В силу этого "принимать ее за форму по существу социалистическую или доверять ей, пока она во власти буржуазии, социалистические задачи - это ничем не обоснованная иллюзия"*(170).

Развивая идеи о республиканской форме правления социалистического государства применительно к России, Ленин признавал в качестве таковой лишь Советы. На первых этапах развития государства это были "Советы рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху"*(171), а на последующих - Советы народных депутатов и Советы депутатов трудящихся.

Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма.. При этом, как утверждал Ленин, демократический централизм "не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т.п., а, напротив, необходимо требует и того и другого"*(172).

Выдвигая на первый план унитарное государство, теоретики марксизма-ленинизма в то же время не отрицали возможности существования при определенных условиях и федеративной формы социалистического государства. В практическом плане попытки реализации федеративной формы организации государства предпринимались в СССР, Югославии и России.

Шестое. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством задач.

Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Если государство, по мнению основоположников научного коммунизма, "есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы", та "форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы - как вовне, так и внутри страны - взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы", то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.

На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право, в соответствии с марксистской доктриной, выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества - интересы всего народа.

Седьмое. Государство и право, согласно марксистскому пониманию, не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также прекращают существование.

Особенность марксистского представления о государстве и праве заключается в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения и развития государственно-правовых институтов, но и процесс их отмирания.

Последнее не следует понимать как искусственно формируемый или насильственный процесс. Это, с марксистской точки зрения, естественный процесс, обусловленный развитием экономики, общества, а вместе с ними - государства и права. Нам не следует подхлестывать, искусственно форсировать данный процесс, отмечал Ленин. Мы вправе говорить "лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания"*(173).

Что требуется для отмирания государства и права? Какие условия для этого необходимы? Отвечая на эти вопросы, сторонники марксизма указывают прежде всего на необходимость создания соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также - к формированию высокого уровня общественного сознания. Весьма важным является научить людей работать на общество "без всяких норм права", без всяких принуждений; создать все необходимые условия для того, чтобы "основные правила человеческого общежития" со временем стали для всех людей привычкой*(174).

Эта благородная по своей природе, но утопическая цель освободить будущее человечество от государства и права, от любых форм государственно-правового давления и принуждения, сделать всех в высшей мере сознательными и свободными формулировалась не только в теории, но и ставилась на практике. В Конституции СССР 1977 г. (в преамбуле) объявлялось, например, что "высшая цель Советского государства - построение бесклассового общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление".

Развитое социалистическое общество рассматривалось как "закономерный этап" на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и право считались важной вехой на пути отмирания государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной. Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть действовала совершенно по-иному, практически. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики.

Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически находились в руках правящих кругов, государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.

Власть в государствах строилась исходя из рассуждений о ней как явлении, но без опоры на теорию. Посмотрим на эту проблему с позиции «Теории социализма и капитализма».

В современной литературе государственная власть изучается как явление, т. е. с её внешних проявлений - социологических, политологических, психологических и иных позиций. В юридической науке она изучается, прежде всего, как институт конституционного права, рассматриваются конституционное регулирование различных сторон, элементов этого института, способы (модели) организации го¬сударственной власти.

В этом и проявляются внешние признаки власти, а именно способы достижения цели. В свою очередь цель определяется типом общественно-экономической формацией – это капитализм или социализм. Цели социализма и капитализма были определены и они – цели, соответствуют в форме законов предложенным И. В. Сталиным. В тоже время известно, что для достижения цели надо решить 100 (цифра условная) задач, а каждая задача может быть решена 100 способами. Следовательно, с этих позиций в рамках, например, республики может быть 10 000 вариантов организаций государственной власти.

В мире больше 150 государств и в каждом свой вариант организации государственной власти – по крайней мере, по названиям её структурных подразделений. Поэтому если 10 000 вариантов организации гос. власти умножить на 150, то получим 15 000 000 вариантов! Следовательно, рассматривать всё бессмысленно. Тем не менее, так и поступают исследователи, а куда им деться – теория социализма и капитализма представлена была только на уровне рассуждений


При социализме правит партия, которая как элемент входит в структуру экономики и во всю вертикаль власти – от поселений (предприятий, фирм и проч.) до федерального уровня. Партия формулирует цель и управляет управляющими. Её члены известны по фамильно, а её руководство избирается в рамках самой партии. Она контролирует выборность или формирование всех органов: законодательных, исполнительных и судебных.

При капитализме правит элита на всех иерархических уровнях. Как и каким о связях, которые на рисунках показаны пунктирными линиями, не известно. Не известен её персональный состав по фамильно. Известна только общая цель элиты, при капитализме сформулированная И. В. Сталиным в форме закона. Краткая характеристика цели – получение максимальной прибыли. Тем не менее, наличие элиты в структуре капиталистического государства явление обязательное. Без неё государство развалится, ибо власть по либеральной идеологии не будет вмешиваться в экономику (см. Стратегию 2020) и бизнес, который тоже входит в структуру экономики, каждый из представителей которого преследует свои, ему одному известные цели, просто приведёт экономику и государство к хаосу (кризису). Элита при капитализме принимает непосредственное участие в персональном формировании власти. Элита заставляет власть управлять экономикой, так как ей (элите) выгодно. Она же объявляет и начало, и конец кризиса в государстве, а не экономисты, журналисты, политологи и проч.

При коммунизме будет власть народа, что в переводе на греческий язык звучит как демократия. Что это такое и когда это будет – не известно. Современные представления о коммунизме – это, прежде всего мечты и не более того, которые выражаются в одних как надежда на что-то светлое и счастливое, а в других как страшное и тёмное. Многие деятели, не представляя, как устроены государства при социализме и капитализме,
утверждают, что они знают, что такое коммунизм, и утверждают, что они своими действиями забивают «кол в гроб коммунизма».

Поскольку изложенный ниже материал, опирается на теорию и рассматривать всевозможные 150 вариантов построения власти в каждом государстве, не имеет смысла, то рассмотрим вопрос построения власти в государстве с позиций понимания его разработчиками конституций. Поступим простейшим образом, приведём выдержки из конституций разных стран и посмотрим, настолько их авторы представляли, принципы построения власти. С позиции изложенного выше, то в конституциях должны отображаться, если это государство капиталистическое, то властью должна быть элита, а если социалистическое, то властью должна быть партия.

Конституция Французской республики

Курсив и подчёркнуто автором. Видим, что в основном законе Французской республики присутствуют и коммунизм, и капитализм -
демократической и социальной Республикой. Демократия – это коммунизм, социальной республикой – это капитализм. Следовательно, создатели Конституции Французской республики не представляли разницы между этими словами. Для них это были просто красивые слова.

Конституция Китайской народной республики

Статья 1. Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической
диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.
Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запрещается
любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй.

Статья 2. Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных
представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.
Народ в соответствии с положениями закона различными путями и в различных формах
управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами.

Статья 3. Государственные органы Китайской Народной Республики осуществляют принцип
демократического централизма.
Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных
представителей различных ступеней избираются демократическим путем, ответственны перед
народом и находятся под его контролем.
Все государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры
формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им
подконтрольны.
Разграничение полномочий центральных и местных государственных органов проводится по
принципу всемерного развития инициативы и активности на местах при едином руководстве
центра.

Статья 6. Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики -
социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная
собственность и коллективная собственность трудящихся масс.
Социалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека
человеком, осуществляет принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду".
На начальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при
которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются
параллельно, придерживается системы, при которой распределение по ТРУДУ доминирует при
сосуществовании с другими способами распределения.

Статья 15. Государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику.


В Конституции Китайской народной республики тоже есть слова «социалистическое государство демократической
диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.», которые показывают, что её разработчики не представляют структуру своего государства. Тем не менее, слова, что государство руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян, говорят о том, что это ближе к партии. Следовательно, в конституции подтверждено, Китай – это социалистическое государство, руководимое партией. В нём социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная.

Есть одно интересное, можно так сказать, вкрапление в конституцию КНР
- это «Государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику» - социалистической рыночной экономики не бывает – это скорее придумка китайских идеологов. Рыночная экономика – это атрибут капитализма, движущей силой которого является конкуренция, а результатом является коррупция, с которым государство (Китай) ведёт непримиримую борьбу, вплоть до расстрела коррупционеров. Получается, что с одной стороны в государстве ведут борьбу с коррупцией, а с другой создают условия для возникновения этого явления. Наличие частной собственности не противоречит теории социализма, она просто должна участвовать в достижении цели социализма. Попытка распространить на экономическую платформу В. И. Ленина элементы платформы А. Смита ни к чему хорошему не приводит. Вспомним проблемы на фондовом рынке Китая в 2015 г., в Гонконге – в 2019 г.. Автор назвал эту проблему как «синдром китайской экономики» (такая запись о рыночной экономике есть и в других странах с экономической платформой В. И. Ленина – Вьетнам).


Конституция Российской Федерации

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, соединяя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Конституции Российской Федерации есть слова , демократической основы, демократическое федеративное правовое государство – это коммунизм, т. е. фраза должна бы по смыслу звучать так «Россия есть коммунистическое федеративное правовое государство» - гениально!
В статье 7 есть слова социальное государство – это капитализм, т. е. должно бы по смыслу было бы записано «Российская Федерация – капиталистическое государство…». Эти противоречия в конституции говорят о том, что на время её разработки 1993 г. разработчики не представляли разницу между этими словами, а опирались на красивое звучание этих слов – «у других есть такие слова, и мы запишем…»


Конституция Союза Советских Социалистических Республик


Это - общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.
Развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.
Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.


Конституция СССР наиболее близко была приближена к своему назначению. В ней есть демократия, демократический централизм -переход от социализма к коммунизму. В ней зафиксированы место и роль КПСС «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза».

Было рассмотрено четыре конституции, которые принадлежат по современным представлениям государствам двух ОЭФ : Китайская народная республика и СССР – социализм, Французская республика, и Российская Федерация – капитализм. Казалось бы разные ОЭФ, но их конституциям присущ один и тот же недостаток, а именно, широкое использование слов «демократия» и «социальное государство». Не понятно, что авторы вкладывали в эти слова. Если слово «демократия» в понимании как «власть народа», то это будет при коммунизме. Однако, что такое коммунизм – неизвестно, а если кто-то считает, что он знает, то пусть нарисует структурную схему коммунистической экономики (элементы и связи между ними).

Тем не менее, слово «народ» очень широко используется в конституциях. В капиталистических конституциях это слово носит скорее декоративный характер, авторы хотели подчеркнуть, что государство будет заботиться о народе. Хотя целью государства при капитализме – это максимальная прибыль собственников средств производства. То же относится и к словам «социальное государство» они несут всего лишь смысловую нагрузку, поскольку близки по звучанию к слову «социализм». Оно широко появилось после возникновения СССР, где действительно был социализм с ноября 1917 г.

Почему так произошло? Причина проста – отсутствовала «Теория социализма и капитализма», и авторы писали конституции, исходя из своих представлений о строительстве государства и власти, без опоры на какую-либо теорию. В России, судя по всему, авторы писали «исходя из здравого смысла». Тогда, в 80 – 90 –х годах, прошлого века широко был распространён лозунг среди «демократов» тех времён: « Мы будем управлять Россией, опираясь на здравый смысл».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: