Коммуникативная деятельность следователя судьи прокурора и эксперта на какие виды подразделяется
Обновлено: 16.04.2024
Сажаев Алексей Михайлович, старший преподаватель кафедры криминалистики третьего факультета (с дислокацией в г. Новосибирске) Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассматриваются вопросы значимости правильной организации взаимодействия следователей СК России с экспертами, специалистами, экспертными учреждениями. Исследуются ошибки и недостатки данного вида взаимодействия, и предлагаются меры к совершенствованию форм и методов взаимодействия.
Ключевые слова: следователь, взаимодействие, специалист, эксперт, экспертные учреждения, формы, методы, ошибки взаимодействия.
SOME ISSUES OF ARRANGEMENT OF INTERACTION BETWEEN INVESTIGATORS OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND EXPERTS, EXPERT INSTITUTIONS, SPECIALISTS AT CRIME INVESTIGATION
Sazhaev Aleksey M., Senior Lecturer of the Department of Criminalistics of the Third Faculty (located in Novosibirsk) of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.
The article discusses the importance of the proper organization of interaction between the investigators of the UK of Russia and experts, experts, and expert institutions. The errors and shortcomings of this type of interaction are investigated and measures are proposed to improve the forms and methods of interaction.
Key words: investigator, interaction, specialist, expert, expert institutions, forms, methods, interaction errors.
Успешное расследование и предупреждение преступлений в настоящее время невозможно без объединений усилий многих сотрудников дознания и следствия, без оперативного использования научных знаний специалистов и экспертов. В связи с этим особое значение приобретают вопросы организации тактически грамотного и психологически верного взаимодействия между следователем и теми, кто обязан помогать ему своими специальными знаниями и навыками в выявлении и закреплении фактических данных, необходимых для раскрытий и расследования преступлений, т.е. с экспертами (специалистами).
На важность установления тесного делового контакта между следователем и специалистами уже не раз обращалось внимание и в юридической литературе, и практиками. Экспертно-криминалистическая служба является важным звеном в обеспечении объективности раскрытия и расследования преступлений, она способствует укреплению гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан. Однако успешное использование специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений возможно только тогда, когда следователи работают в тесном контакте с экспертно-криминалистическими подразделениями.
В связи с тем что в системе Следственного комитета России пока нет полноценных экспертно-криминалистических учреждений, в рамках своей деятельности следователям СК РФ постоянно приходится обращаться в экспертные учреждения, к экспертам, специалистам различных ведомств, где существуют экспертные подразделения и службы: МВД, Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, МЧС и другие. Поэтому вопросы взаимодействия в данной сфере являются первостепенными.
Надо отметить, что с момента создания Следственного комитета России вопросам правильной организации взаимодействия следователей с другими участниками процесса расследования уделяется постоянное внимание, что находит свое отражение в различных ведомственных приказах, указаниях, распоряжениях . Так, в Приказе от 15 января 2011 г. N 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации" организация должного взаимодействия находится в числе приоритетных задач. Председатель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин в своих выступлениях на коллегиях СК России, на различных форумах, интервью также постоянно обращает внимание на организацию взаимодействия со всеми участниками процесса расследования, при этом требует принимать меры к совершенствованию форм и методов взаимодействия правоохранительных органов .
В связи с этим необходимо отметить, что, к сожалению, в вопросах организации взаимодействия следователей СК России с экспертами, экспертными учреждениями, специалистами еще имеется множество проблем и недочетов. Каковы же их причины?
- Существуют трудности межведомственного взаимодействия. Как отмечалось выше, следователи СК РФ за отсутствием собственных экспертно-криминалистических подразделений на местах в рамках своей деятельности обращаются в учреждения других ведомств. И, как отмечают сами следователи, даже при наличии относительно дружеских отношений взаимодействие во многом носит формализованный характер, определенный рамками только процессуальной деятельности. Например, отмечается, что следователям МВД намного легче общаться со своими экспертами, специалистами - их отношения более близки как по службе, так и в личном плане (их объединяет единая система, единое руководство, ведомственная правовая база, нахождение в одном здании и даже на одном этаже и т.п.).
- Слабое знание следователями правовой основы, регулирующей экспертную деятельность в России. При этом отмечаем, что помимо федерального законодательства, например Закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" , существует достаточно обширная ведомственная нормативная база в виде различных приказов, регулирующая экспертную деятельность. Это касается МВД, МЧС, Минюста России и других. Если федеральное законодательство знакомо следователям и они в нем неплохо ориентируются, то ведомственные приказы им практически не знакомы (а зачем, это ведь чужие приказы). При этом хочется отметить, во-первых, что эти приказы открыты, они есть в Интернете, и с ними легко ознакомится. А во-вторых, и это самое главное, именно в ведомственных нормативных документах находятся те положения, которые более подробно, досконально расписывают права, обязанности, организацию работы экспертов, специалистов. Например, в Приказе, регулирующем судебно-экспертную деятельность в системе МВД России, находятся такие важные для следователя положения, как сроки исполнения экспертиз, действия эксперта в случае необходимости продления срока экспертизы, требования к объектам, направляемым на исследование, и т.п. . Назначая те или иные экспертизы, следователи иногда не знают, как они правильно называются и что они конкретно исследуют. В Приказе же есть список родов (видов) экспертиз, проводимых в системе МВД, и что они конкретно исследуют.
- Недостаток теоретических знаний об основах судебно-экспертной деятельности и взаимодействии участников процесса расследования. Речь идет о том, что многие следователи слабо представляют, в каких формах должно осуществляться взаимодействие, какими возможностями располагает эксперт, специалист как участник взаимодействия. Это очень важно, так как использование по максимуму знаний, умений, опыта эксперта, специалиста позволяет следователю получить нужный результат более быстро и качественно.
В большинстве своем следователи используют только процессуальную форму взаимодействия в виде назначения экспертиз и участия эксперта, специалиста в отдельных следственных действиях и очень мало знают о непроцессуальной форме. Основным направлением использования помощи эксперта, специалиста является содействие его следователю в ходе производства следственных действий. Здесь как раз можно увидеть, насколько узко используют данную помощь следователи. Так, например, при осмотре места происшествия в их понимании задача эксперта, специалиста, впрочем как и самого следователя, заключается в работе с материальными объектами (обнаружение, фиксация, изъятие) либо применении технических средств.
Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2001. С. 718.
В то же время можно сказать, что диапазон помощи следователю со стороны указанных лиц на всех этапах производства следственного действия (подготовительный, рабочий, заключительный) достаточно широк . Например, в рамках только подготовительного этапа эксперт, специалист способен оказать содействие следователю как минимум:
- в установлении границ, в пределах которых будет производиться следственное действие (осмотр места происшествия, проверка показаний на месте и др.);
- определении порядка проведения следственного действия (осмотр места происшествия, следственный эксперимент, обыск и др.);
- выборе технических средств, необходимых для применения в ходе проведения следственного действия (обыск, проверка показаний на месте и др.);
- определении средств фиксации предполагаемых следов (осмотр места происшествия, проверка показаний на месте и др.);
- подборе объектов, могущих способствовать получению правдивых и полных показаний при допросе (подозреваемого, имеющего установку на ложь; потерпевшего либо свидетеля спустя время с момента восприятия события);
- выборе способа проникновения на объект производства следственного действия (проникновение на охраняемый объект посредством преодоления преград с использованием взрывных устройств);
- подготовке объектов-заменителей, необходимых для качественного проведения следственного действия (следственный эксперимент, проверка показаний на месте);
- определении круга объектов, подлежащих отысканию, обнаружению и изъятию (выемка, обыск, осмотр места происшествия) .
Что касается непроцессуальной формы взаимодействия, то она, например, предусматривает следующие виды совместной деятельности:
- производство предварительных исследований объектов;
- составление субъективных портретов разыскиваемых лиц;
- консультационная деятельность работника экспертно-криминалистической службы;
- использование криминалистических учетов;
- выполнение поручений технического характера (размножение фотоизображений лиц и вещей; расшифровка стереофотограмметрических изображений; изготовление фототаблиц, макетов и моделей для производства следственных действий и т.д.).
- участие в оперативно-розыскных мероприятиях;
- разработка совместных организационных мер по эффективному использованию экспертно-криминалистических методов и средств (ЭКМС) в борьбе с преступностью;
- совместная разработка и проверка версий с использованием ЭКМС;
- совместное изучение материалов уголовных дел с целью принятия мер к эффективному использованию следов и других вещественных доказательств;
- участие в составе следственно-оперативных групп, создаваемых для раскрытия и расследования конкретных преступлений либо их отдельных видов;
- взаимодействие ЭКП с другими службами в процессе профессиональной подготовки сотрудников экспертно-криминалистической, следственной и оперативной служб ОВД;
- взаимодействие ЭКП с другими службами в процессе организационно-методической деятельности (включая подготовку информационных и методических материалов в целях внедрения в работу ЭКМС, передового опыта и организации их использования).
В заключение необходимо отметить, что среди недостатков, встречающихся при совместной работе экспертно-криминалистических и следственных подразделений в целом, необходимо назвать следующие:
- неурегулированность отдельных аспектов взаимодействия указанных субъектов по применению ЭКМС нормами уголовно-процессуального закона и ведомственными нормативными актами;
- низкий уровень технической оснащенности и профессиональной подготовки субъектов взаимодействия по использованию ЭКМС;
- безынициативность субъектов взаимодействия, незнание ими основ взаимодействия и другие недоработки организационного характера;
- просчеты, ошибки и недоработки руководителей взаимодействующих подразделений, в целом органа внутренних дел и др.;
- отсутствие критериев оценки эффективности взаимодействия рассматриваемых служб при применении ЭКМС;
- незнание психологических основ совместной деятельности (включая психологические закономерности, свойственные функционированию малой формальной группы; вопросы психологической совместимости и путей преодоления психологических барьеров; неумение избежать или преодолеть профессиональные деформации и др.) .
В общем виде пути преодоления перечисленных недостатков предопределяются указанными выше положениями (детальное нормативно-правовое урегулирование взаимодействия; повышение уровня технической оснащенности, профессиональной подготовки и информационно-методического обеспечения субъектов взаимодействия; разработка на современном уровне и внедрение в деятельность организационно-управленческих и психологических основ взаимодействия; выработка критериев оценки уровня взаимодействия субъектов применения ЭКМС и др.).
Литература
- Бастрыкин А.И. Добро на посадку / А.И. Бастрыкин // Рос. газ. 2016. 24 июля.
- Бастрыкин А.И. След в след / А.И. Бастрыкин // Рос. газ. 2016. 18 окт.
- Бастрыкин А.И. Посадка по заказу / А.И. Бастрыкин // Рос. газ. 2017. 12 янв.
- Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2001. 718 с.
- Балашов Д.Н. Криминалистика: Учебник / Д.Н. Балашов, Н.М. Балашов, С.В. Машков. М.: ИНФРА-М, 2005. 503 с.
- Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина. М.: НОРМА, 2005. 990 с.
- Криминалистика / Под ред. Л.Я. Драпкина, В.Н. Карагодина. М., 2011. 768 с.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
15.1. Общие вопросы судебно-экспертной деятельности. Психология отдельных ее видов
Расследование и предупреждение преступлений, решение многих правовых вопросов невозможно без оперативного использования научных познаний специалистов и экспертов. Взаимодействие юриста (следователя, судьи и др.) со сведущими лицами (экспертами, специалистами) — это основанная на законе или подзаконных актах согласованная деятельность процессуально независимых участников предварительного и судебного следствия, т.е. наиболее целесообразное сочетание их делового сотрудничества и личных отношений.
Судебная экспертиза представляет собой сложную систему приема, обработки и перекодировки судебным экспертом поступающей к нему информации. На эффективность работы эксперта во многом влияют его интеллект и ее социальная направленность.
Деятельность эксперта, использующего приемы и методы исследования, разработанные многими поколениями специалистов, носит общественный характер, что проявляется прежде всего в том, что она направлена на укрепление правопорядка и законности. Деятельность эта целенаправленна: это обусловлено обязанностью судебного эксперта дать правдивые ответы на вопросы, поставленные перед ним правоохранительными органами. Ей присуща плановость, вызванная необходимостью выполнять серию последовательно осуществляемых действий: ознакомление с постановлением о назначении экспертизы и приложенными к нему материалами и вещественными доказательствами, выдвижение экспертных версий, проведение исследований' составление заключений. Важной особенностью экспертной деятельности является ее систематичность.
Психологию деятельности судебного эксперта нельзя рассматривать без изучения его личностных психических качеств. Психологические качества эксперта формируются и развиваются под воздействием определенных внешних условий, в которых ему приходится работать:
1) строгая правовая регламентация деятельности;
2) тактический простор и полная самостоятельность в избрании методов исследования;
3) обязанность сохранения служебной тайны;
4) производство экспертного исследования в условиях повышенного интереса заинтересованных лиц к его результатам;
5) дефицит времени, психологические и физические перегрузки.
Кроме того, эксперту приходится постоянно пополнять свои специальные познания и осваивать новые методики исследования.
Экспертная деятельность требует от сведущих лиц таких психологических качеств, как настойчивость, внимательность, усидчивость, аналитический ум, любознательность, гибкость, критичность, логичность мышления и пр. Для ее успешного выполнения специалист должен иметь определенные волевые качества: организованность дисциплинированность, исполнительность, аккуратность целеустремленность, решительность, настойчивость и самостоятельность. Помимо этого он обязан обладать способностью к длительной концентрации внимания и сосредоточенностью.
Профессиональная деятельность судебного эксперта связана с соблюдением не только правовых норм, но и этических правил, в число которых входят:
• объективность проводимых исследований и сделанных на их основе выводов;
• независимость выводов от каких-либо внешних проявлений и воздействий;
• принципиальность, наличие твердых убеждений и стремление к претворению их в жизнь;
• твердая уверенность в достоверности изложенных в заключении выводов;
• строгое соблюдение требования о сохранении служебной тайны, связанной с производством экспертизы;
• корректные отношения с должностными лицами, назначившими экспертизу, и иными участниками уголовного или гражданского процесса.
В настоящее время возникла необходимость создания и принятия Кодекса профессиональной этики эксперта, цель которого — установление основополагающих нравственных норм, определяющих поведение экспертов и других сведущих лиц в конкретной ситуации; формулирование понятия сведущего лица (эксперта, специалиста, консультанта и др.), четкое обоснование его функций и обязанностей.
Судебные эксперты обязаны хранить в тайне данные, относящиеся к расследуемому событию, которые стали им известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей. Это требование касается сведений об обследуемых, полученных при контакте с ними; данных, поступивших от следователя и других работников правоохранительных органов; информации, выявленной в результате экспертных исследований. Обязанность хранить профессиональную тайну теряет силу, если следователь, орган дознания, прокурор или суд разрешают сведущему лицу предать гласности полученные результаты или сведения о конкретной личности.
Изложенное позволяет утверждать, что судебно-экспертная практика нуждается в разработке профессиограммы эксперта.
Основные виды судебно-экспертной деятельности — познавательная, конструктивная, коммуникативная, воспитательная, организаторская.
Познавательная деятельность судебного эксперта направлена на получение достоверного знания, адекватно отражающего познавательный объект, и основана на применении специальных знаний, используемых при отборе и выявлении информационных сигналов, содержащихся в объектах исследования.
Решение поставленных перед экспертом задач осуществляется в несколько этапов:
1) уяснение сущности выдвинутых перед ним вопросов и осознание необходимости по своей инициативе предложить другие вопросы;
2) анализ условий производства экспертизы; выдвижение экспертных версий и составление плана экспертных исследований; определение необходимости затребовать дополнительные материалы (данные);
3) получение ответа на поставленные вопросы.
В познавательной деятельности эксперта значительную роль играют творческое (эвристическое) мышление, интуиция и моделирование экспертной ситуации.
Эвристическое мышление позволяет на основе визуального изучения объекта обнаружить в нем слабовыраженные или скрытые родовые признаки и определить, какие исследования и в какой очередности должны быть выполнены для их выявления.
Интуиция судебного эксперта способствует быстрому, иногда почти мгновенному осмыслению ситуации и нахождению правильного решения. Отличительный признак интуиции заключается в том, что лицо осознает не процесс своего мышления, протекающий чрезвычайно быстро, а только его результаты. Интуиция помогает выдвижению самой убедительной экспертной версии, выбору наиболее эффективных приемов исследования.
Моделирование экспертной ситуации применяется, когда объект исследования недоступен или труднодоступен для непосредственного познания или когда отсутствует возможность изучения его свойств в чистом виде. Оно заключается в замещении объекта познания другим объектом, имеющим по отношению к своему прототипу определенное преимущество (Протасевич А.А., Степаненко Д.А., Шиканов В.И. Моделирование в реконструкции расследуемого события. Иркутск, 1997. С. 22.). Его можно представить как специальную исследовательскую процедуру, где в качестве объекта выступают модели (материальные и идеальные).
Производство конкретной экспертизы осуществляется поэтапно:
1) познаются факты, необходимые для решения поставленных задач;
2) проводится исследование, дающее возможность получить дополнительную информацию об объектах экспертизы в результате использования специальных знаний;
3) составляется заключение, в котором излагаются выводы, сделанные на основе познанных фактов и сформировавшегося убеждения.
В психологическом плане результат познавательной и других видов судебно-экспертной деятельности проявляется в убеждении эксперта, которое представляет собой психическое состояние уверенности в том. что выводы, к которым он пришел, отражают соответствующее действительности решение поставленного перед ним вопроса.
В литературе убеждение эксперта часто называют внутренним убеждением, связывая его с принципом профессиональной независимости. Убеждение — сложное и многогранное образование, имеющее ряд тесно переплетающихся аспектов: гносеологических, логических, психологических.
С точки зрения гносеологического содержания убеждение эксперта включает в себя истинность (например, он считает, что современное состояние науки не позволяет ему дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы) и неразрывную связь с его познавательной деятельностью и лежащими в ее основе психическими процессами (ощущениями, восприятием, представлением и т.д.). В логическом плане убеждение эксперта представляет собой результат творческих суждений и умозаключений. С психологических позиций — это сочетание объективных (основанных на достоверных данных и адекватно отраженных в заключении достижений науки) и субъективных (зависящих от собственной психики) факторов.
Таким образом, внутреннее убеждение эксперта есть сформировавшееся психическое состояние уверенности в том, что экспертное исследование проведено правильно, а выводы отражают объективную реальность и современный уровень развития науки, техники, искусства и ремесла.
Психологическая структура процесса формирования внутреннего убеждения эксперта включает в себя следующие компоненты:
а) уяснение и анализ поставленного перед ним задания;
б) исследование объектов экспертизы;
в) оценку результатов их исследования;
г) окончательную формулировку выводов в экспертном заключении.
Выводы должны отвечать следующим требованиям:
• быть научно обоснованным мнением эксперта, сформулированным на основании результатов проведенной им экспертизы;
• составляться на основании объективных данных, вытекающих из вводной и исследовательской частей заключения;
• быть доходчивыми, понятными для лиц, не имеющих специального (к примеру, медицинского) образования;
• представлять собой по логической форме суждение;
• быть убедительно аргументированы (См.: Грицаенко П.П. Судебная медицина. Екатеринбург, 1998. С. 100.).
С познавательной деятельностью судебного эксперта тесно связана конструктивная деятельность, которая заключается в планировании, распространяющемся на все стороны судебно-экспертной деятельности. Основу здесь составляет текущее планирование, которое охватывает обычно небольшой период (неделю, месяц). Планирование конкретной судебной экспертизы также осуществляется в несколько этапов. Оно охватывает:
1) ознакомление судебного эксперта с постановлением о назначении экспертизы и разработку первоначальных действий по ее производству;
2) определение порядка экспертного исследования и последовательности использования экспертных методик;
3) оценку полученных результатов исследования, сопоставление их с мысленной моделью ожидаемых результатов.
Конструктивная деятельность эксперта при проведении конкретной судебной экспертизы зависит от характера последней. Многообъектная экспертиза требует развернутого плана проведения. В целом конструктивная деятельность эксперта предполагает не только планирование работы, но и приложение волевых усилий для выполнения намеченного.
Коммуникативная деятельность эксперта включает в себя установление психологического контакта с лицом, назначившим экспертизу (следователем, судьей, прокурором), другими экспертами при производстве комиссионных или комплексных экспертиз, а также с иными участниками уголовного или гражданского процесса.
Психологические отношения между экспертом и должностными лицами — внешняя сторона его деятельности, внутренние же отношения экспертов реализуются в процессе обмена информацией и получения результатов совместной работы.
При экспертном обследовании живых лиц эксперт общается с обвиняемым, свидетелем, потерпевшим, которые служат основными источниками информации. Поэтому важно установить психологический контакт с испытуемым лицом, вызвать его на откровенность, возбудить у него интерес к общению. Сказанное относится в первую очередь к судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизе.
Воспитательная деятельность судебного эксперта выступает как итог познавательной деятельности, которым является экспертное заключение. Обвиняемый всегда относится к заключению эксперта с уважением, независимо от того, в чью пользу оно говорит. Почтительное отношение к выводам специалистов (криминалистов, экономистов, психологов и др.) обусловливается в основном уважением к научным методам исследования.
Разновидностями воспитательной деятельности эксперта служат также разработка им профилактических мероприятий, вытекающих из проведенных исследований, и его выступления перед другими людьми.
Организаторская деятельность судебного эксперта тесно связана с конструктивной. Она заключается в организации своего труда и руководстве комплексной или комиссионной экспертизой. Организаторская деятельность дает возможность эксперту реализовать на практике принятые планы и решения, будучи условием успешного выполнения поставленной задачи.
Вынужденный действовать в условиях ограниченного времени, судебный эксперт должен уметь организовать свой рабочий день, уплотнять время, рационально распределять различные виды экспертной деятельности. В организацию работы входит умение сосредоточиться, мобилизовать и активизировать свои волевые усилия.
Особое внимание уделяется организации судебно-экспертной деятельности. Сначала он изучает постановление о назначении экспертизы, затем готовит помещение для ее проведения и пр. В настоящее время практикуется проведение судебно-экспертных исследований непосредственно на месте происшествия. Так, при судебно-баллистической экспертизе устанавливается: проводились ли выстрелы на месте происшествия; сколько раз стреляли; в каком направлении двигался снаряд; встречалась ли на пути снаряда преграда; имеется ли отверстие на предмете? Если да, то откуда произведен выстрел; мог ли потерпевший стрелять в себя сам и другие важные для дела вопросы.
Проведение судебно-экспертного исследования на месте происшествия требует от судебного эксперта большой предварительной работы:
а) подготовки материалов для экспертизы;
б) исследования объема и характера задания;
в) определения своих возможностей;
г) осмысления поставленных перед ним вопросов;
д) анализа всех материалов, представленных правоохранительными органами в его распоряжение;
е) приглашения необходимых специалистов для эффективного производства экспертного исследования (с обязательным уведомлением об этом следователя).
Правовая охрана основных социальных ценностей общества, а также установление истины при расследовании правонарушений и передача виновных суду – всё это цели следственной деятельности.
Аминов И. И. выделяет 6 компонентов следственной деятельности как разновидности социально-психологической деятельности 1 :
· Социальная деятельность охватывает политический аспект деятельности следователя как одного из организаторов борьбы за искоренение преступности. Она же включает в себя и профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие следователя в перевоспитании преступника.
· Поисковая (познавательная) деятельность - это в первую очередь собирание следователем информации о событии преступления.
· Реконструктивная деятельность представляет собой текущий и завершающий анализ всей собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие. С их помощью следователь до суда проверяет подлинность созданной конструкции. Планирование - также результат реконструктивной деятельности.
· Удостоверительная деятельность - это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму - протокол, постановление и т. д.
· Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения. Особенно большой удельный вес этот вид деятельности имеет при допросах.
· Организаторская деятельность состоит в волевых действиях, направленных на реализацию и проверку гипотез (версий) и планов. Она проявляется в двух формах: самоорганизации и организации людей для коллективного решения профессиональной задачи.
К примеру, обнаружив на месте происшествия труп с признаками насильственной смерти, следователь приступает к разработке, построению и проверке возможных версий о мотивах убийства (самоубийства), о лицах, могущих быть причастными к этому делу, что-либо знающих о нем и т. д. Он планирует и организует процессуальную и оперативно-розыскную работу по розыску и задержанию подозреваемого по данному делу лица. Обнаружив и задержав подозреваемого, следователь должен его допросить с целью получения от него правдивых показаний. При этом успех данного допроса, как и любых других допросов, зависит от того, насколько правильно следователь наладит взаимоотношения с допрашиваемым, т. е. установит с ним психологический контакт, и т. д.
Из вышеуказанного примера следует, что почти все перечисленные компоненты психологической структуры следственной деятельности: познавательный, реконструктивный, организаторский, коммуникативный и удостоверительный - тесно связаны и переплетаются между собой в единой целенаправленной деятельности следователя.
Деятельность следователя можно охарактеризовать направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц, наличием властных полномочий, широкой коммуникативностью и повышенной ответственностью за принимаемые решения.
К следователю предъявляются особые требования к психике, поскольку постоянно сталкивается с разными проявлениями психики. Существенное значение имеет наличие криминалистического опыта для поиска, правильного выбора и понимания имеющейся информации.
Зачастую следователь получает информацию путем общения. Общение может проходить спокойно, а может носить конфликтный характер. Здесь как отдельный аспект общения будет выступать коммуникация, в процессе которой происходит обмен информацией .
Также необходимостью следственной деятельности является сохранение тайны следствия. Как известно, лицо, которое совершило преступление, стремится узнать как можно больше известной следователю информации в целях уклонения от уголовной ответственности. Преждевременная оглашение всего доказательственного материала может губительно сказаться как на дальнейшем расследовании дела, так и на свидетелях. Умение умолчать о фактах, составляющих следственную тайну, является еще одним критерием самовоспитания, так необходимом в работе следователя. Соблюдение специальных требований конспирации, чтобы не выдать служебных секретов, предотвращает их выход за пределы того круга лиц, которые занимаются данным уголовным делом.
Коммуникативная деятельность следователя
Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемов.
Базой действий и здесь являются информационные процессы. Однако, если на этапе поиска преступника информация поимущественно извлекается из обстоятельств совершения преступления, то при взаимодействии с проходящими по делу лицами информационные процессы обусловлены психическими состояниями этих лиц, их позицией в отношении правосудия и отношением к данному следователю.
Следователю предстоит адекватно отразить позиции и реальную информированность лиц и создать психологические предпосылки для информационного общения.
При этом могут возникнуть следующие ситуации:
1) допрашиваемое лицо обладает искомой информацией, но скрывает ее;
2) допрашиваемое лицо располагает необходимой информацией, но умышленно ее искажает;
3) допрашиваемое лицо добросовестно передает определенные сведения, но информация не адекватна действительности (в силу искажений восприятия и личностной реконструкции материала в памяти субъекта);
4) допрашиваемое лицо не располагает искомой информацией.
В следственной практике особенно существенна подготовка следователя к общению с проходящими по делу лицами. Предварительно знакомясь с личностными особенностями каждого проходящего по делу лица, особенностями его поведения, образа жизни, кругом потребностей и интересов, следователь прогнозирует не только свои действия, но и возможные реакции на них партнера по общению, предусматривает позиции этих лиц в отношении обстоятельств дела, существенных для расследования, разрабатывает стратегию и тактику разрешения следственных задач. Любое формально-ролевое общение имеет индивидуальный стиль, обеспечивающий его успех или неуспех. Психологически особенно значимы вступление следователя в общение, установление первичных коммуникативных контактов, определяющих в значительной мере их дальнейшее развитие. Установление коммуникативного контакта — психологическая задача, осложняющаяся в предварительном следствии отрицательной установкой отдельных лиц в отношении представителей правосудия, ослабленностью, агрессивностью, скрытностью, подозрительностью.
В позиции отдельных следователей также могут преобладать отрицательные установки — крайне негативное отношение к антисоциальной личности обвиняемого или подозреваемого и связанные с этим высокомерие, надменность, чувство превосходства и т. п.
Профессиональным качеством следователя является его способность нейтрализовать, затормозить эмоционально-негативное отношение к обвиняемому (подозреваемому). При вступлении в общение с ним следователь должен адекватно отразить психическое состояние допрашиваемого, используя зондирующие коммуникативные действия нейтрального содержания.
При этом могут быть обнаружены два крайних вида психического состояния допрашиваемого — резко возбужденное эмоционально-отрицательное (гнев, возмущение и т. п.) и депрессивно-подавленное (печаль, тоска, уныние и т. п.). Дальнейшее поведение следователя должно строиться с учетом этих состояний, дабы не усугубить отрицательное психическое состояние этих лиц. Здесь могут повредить невнимательность, небрежность, суетливость, нервозность, подчеркнутая подозрительность, наигранная веселость или суровость.
Установлению коммуникативного контакта содействует все, что повышает уровень психической активности. В большинстве случаев коммуникативный контакт в предварительном следствии создается на основе информации, способной вызвать повышенную ориентировочную реакцию. Следует учитывать актуализированные потребности партнера по общению, его текущие доминанты, которые определяются не столько личностными или профессиональными интересами проходящего по делу лица, сколько проблемами, связанными с расследуемым событием. Цель психического воздействия — преодоление установок на противодействие, убеждение противодействующего лица в необходимости правдивого поведения. Сущность психического воздействия в судопроизводстве состоит не в нагнетании страха и не в соблазнении подследственного лица необоснованными обещаниями, а в убеждении его действенными средствами в преимуществах достойного, честного поведения.
Для этого необходимо знать истинные мотивы запирательства, преодолевать сложившуюся негативную позицию личности, убеждать ее в нецелесообразности избранного поведения. При этом следователь воздействует на положительные качества личности. Унижение личности, выдвижение на передний план ее отрицательных качеств ведет к личностной конфронтации, уходу индивида от нежелательного для него общения.
Не сломить волю подследственного лица, а трансформировать злую волю в добрую — такова психологическая сверхзадача следователя в ситуациях противодействия.
Итак, все способы психического воздействия на проходящих по делу лиц должны быть правомерными. Использование каких бы то ни было приемов психического насилия противоправно.
Следователю необходимо знать четкую грань между правомерными и неправомерными приемами расследования: психическое воздействие правомерно, если оно не ограничивает свободу волеизъявления проходящего по делу лица, не направлено на вымогательство угодных следователю показаний.
Тактический прием психического воздействия на участвующее в уголовном деле лицо правомерен при условии, что он не должен:
• основываться на неосведомленности обвиняемого (подозреваемого) или иных лиц в правовых вопросах;
• унижать достоинство личности и ограничивать свободу ее волеизъявления;
• насильственно влиять на позицию виновного, побуждать его к признанию несуществующей вины, к оговору невиновных, к даче ложных показаний.
Следователь должен помнить, что гарантия прав личности в судопроизводстве — одновременно и гарантия достижения истины.
Каким арсеналом средств правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию, располагает следователь?
Судебная психология рекомендует ряд приемов правомерного психического воздействия в ситуациях противодействия:
1) ознакомление противодействующего лица с системой имеющихся доказательств, раскрытие их юридического значения, убеждение в бесполезности противодействия следователю; разъяснение преимуществ чистосердечного раскаяния;
2) создание у подследственного лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении относительно фактически имеющихся доказательств;
3) исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя;
4) создание условий для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению; временное попустительство уловкам, совокупность которых может иметь разоблачающее значение;
5) система предъявления улик по возрастающей их значимости, внезапное предъявление наиболее значимых, изобличающих доказательств;
6) совершение следователем действий, допускающих их многозначное толкование подследственным лицом;
7) использование внезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий противодействующего лица;
8) демонстрация возможностей объективного установления скрываемых обстоятельств независимо от показаний подследственного.
Большое психологическое воздействие на подследственного оказывает предъявление ему вещественных доказательств и раскрытие их разоблачающего значения, возможностей судебной экспертизы.
Следователь учитывает и использует эмоциональные реакции обвиняемого на те вещественные доказательства, которые значимы лишь для него и нейтральны сами по себе. Так, предъявление обуви и одежды убитого эмоционально значимо для виновного и нейтрально для невиновного.
Задача 1
Задание. В чем сущность правомерного психического воздействия? Каковы его критерии? Назовите познавательные задачи следователя.
Ответ: Следователь использовал психологическое воздействие - демонстрация допрашиваемому повышенной осведомленности в данном деле (фотографии с места преступления из конверта рассматривались так, будто там находятся доказательства вины подозреваемого). К Кузина возникли подозрения, что за ним вели скрытое наблюдение и потому следователю известны все подробности. Под влиянием этого психологического воздействия он склонился к мысли, что бессмысленно давать ложные показания, и рассказал правду.
Взаимодействиеначинается еще на этапе осмотра места происшествия, где эксперт, выступая в роли специалиста-криминалиста, должен оказывать квалифицированную помощь следователю не только в выявлении, фиксации, изъятии доказательств, но и в определении направлений дальнейшего их использования в раскрытии и расследовании преступлений.
Признав целесообразным производство экспертизы, следователь составляет об этом мотивированное постановление с указанием вопросов, поставленных перед экспертом, которые не должны выходить за пределы его компетенции. Надо, чтобы вопросы были ясными, четкими, исключающими их неоднозначное толкование. При формулировании вопросов следователь может прибегнуть к помощи эксперта (специалиста).
В соответствии с УПК эксперт обязан дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Если вопрос выходит за пределы специальных познаний эксперта или представленные материалы недостаточны для дачи заключения, он в письменной форме сообщает следователю о невозможности дачи заключения.
Эксперт имеет право:
- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
- заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключений;
- с разрешения следователя присутствовать при производстве следственных действий, имеющих отношение к производству экспертизы.
В качестве материалов, направляемых на экспертизу, следует рассматривать:
-вещественные доказательства, подлежащие исследованию;
-протоколы следственных действий, подтверждающие обстоятельства их обнаружения, фиксации, изъятия, хранения, а также содержащие другие необходимые фактические данные;
-образцы для сравнительного исследования.
Следователь также может воспользоваться консультацией эксперта при разрешении ходатайств обвиняемого, потерпевшего, заявленных при ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы, выяснить, имеется ли реальная возможность с помощью той или иной экспертизы разрешить вопросы, поставленные в заявленном ходатайстве, и какие материалы для этого понадобятся. Он может присутствовать при производстве экспертизы.
В процессе исследования эксперт может установить факты и обстоятельства, имеющие значение для дела, в отношении которых ему не были поставлены вопросы. Например, при исследовании объекта на предмет выявления следов рук были обнаружены текстильные волокна. О данном факте эксперт уведомляет следователя, который может произвести фиксацию и изъятие волокон путем производства следственного действия – осмотра объекта, процессуально закрепив ход и результаты осмотра в протоколе. Их фиксацию и изъятие может произвести и сам эксперт, отразив в описательной части заключения обстоятельства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования. По завершению экспертизы все вещественные доказательства упаковываются и опечатываются экспертом.
В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в судеегоправ, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершит правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.
Еще в Уложении 1649 года говорилось: ". в судных делахподружбе и недружбе ничего не прибавляти и не убавляти, и ни в чем не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лиц сильных, и избавляти обиженного от руки неправедного". Петр I ввел присягу судей во всем государстве. Присяга содержала требования нравственного свойства. Ее нарушение влекло за собой правовые последствия.
Само законодательство содержит нравственные требования к деятельности судов и правоохранительных органов. Но эти требования, адресованные обычно учреждениям, относятся к людям, осуществляющим судопроизводство. Так, Всеобщая декларация прав человека исходит из того, что суд должен быть равным для всех, справедливым и беспристрастным. Международный пакт о гражданских и политических правах говорит, кроме того, о суде компетентном. Но суд справедливый, беспристрастный и компетентный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны.
Справедливость в правосудии предполагает наличие многих условий, начиная от содержания законов и до общественно-политической обстановки. Но она невозможна там, где сам судья руководствуется неосознанной обязанностью действовать и принимать решения справедливо, а какими-то другими мотивами, не обладает развитым чувством справедливости. Где же человек может "научиться" быть справедливым, чтобы судить затем других людей? Таким "университетом" является сама жизнь.
Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование.
Человек "учится" справедливости, опираясь в какой-то мере на свое специальное образование и приобретая разнообразный жизненный опыт. Возрастной ценз кандидата на должность судьи — не менее 25 лет. Чтобы стать судьей, надо иметь и опыт применения права, активной деятельности в правовой сфере — стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Возрастной ценз для судей вышестоящих судов и стаж работы по юридической специальности еще выше.
Принимая присягу, российский судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
Судья должен быть честен. Честность — важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности - ложь, лицемерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Нельзя быть честным "на службе" и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.
Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи — повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи — справедливое правосудие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и другими участниками дела, которые вправе требовать от судьи защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.
Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, — не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.
Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.
Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь "средство", а не "цель", не подходит для судебной работы.
В Законе о статусе судей в Российской Федерации не упоминается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом о статусе судей в СССР 1989 года, такое требование к судье содержалось. Судья торжественно клялся "быть всегда справедливым и гуманным".
Сказанное выше о нравственных качествах судьи опирается на нормы действующего законодательства, которое предъявляет к кандидатам в судьи и судьям нравственно-правовые требования, обязательные для исполнения. Что касается следователей, прокуроров и адвокатов, то таких развернутых характеристик их моральных качеств в законе не содержится. Закон о прокуратуре Российской Федерации устанавливает, что прокурорами и следователями могут быть назначены граждане, "обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами". Законодательство об адвокатуре также ограничивается общими требованиями. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года (ст. 16) устанавливает, что адвокат "должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения".
Комитет по защите прав адвокатов Федерального союза адвокатов России разработал проект "Правил профессиональной этики российских адвокатов". В этом документе говорится, что защита прав и свобод человека и гражданина является профессиональной обязанностью и нравственным долгом адвоката. Адвокат содействует устранению нарушений закона. Адвокат обязан беречь и умножать престиж профессии. Точность, пунктуальность, честность, правдивость и компетентность - гарантия нормальных отношений адвоката с клиентом. Правила содержат рекомендации, основанные на обобщении опыта адвокатской деятельности, в том числе и касающиеся разрешения проблемных ситуаций нравственного плана.
С учетом специфики и содержания деятельности различных профессиональных участников судопроизводства, их нравственные качества в принципе должны быть едины. И прокурор, и следователь, и адвокат должны быть справедливы, гуманны, честны, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести. Требование объективности в какой-то мере распространяется и на адвоката, хотя позиция его в деле неизбежно бывает односторонней.
Психологические качества судей, а также работников правоохранительных органов тесно связаны с их нравственными качествами.
Производился опрос судей о желательных для судьи качествах. Судьи назвали: человечность, беспристрастность, принципиальность, выдержку, эрудицию. В числе нежелательных упоминались предвзятость, подозрительность, властность, бестактность. Из перечня личностных качеств, содержавшего около 30 позиций, в первую очередь были выбраны собранность, принципиальность, уравновешенность, человечность, дисциплинированность, вежливость, сдержанность. Некоторые основным в нравственно-психологическом облике следователя считают безупречную честность, принципиальность, объективность, бдительность, настойчивость.
Среди многочисленных идейно-нравственных качеств юриста В. В. Романов в книге о военно-юридической психологии (Романов В.В. Военно-юридическая психология: Учебник. Кн. первая. М.,1991.С.162) называет, в частности, верность гражданскому, воинскому, профессиональному долгу, гражданское мужество, честность, неподкупность, высокую нравственность, принципиальность, непримиримость к нарушениям правопорядка, законности, бескомпромиссность в борьбе с ними, исполнительность, организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к порученному делу.
Анализ психологических позитивных качеств, которыми необходимо обладать судье, следователю и прокурору — предмет самостоятельной науки. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности. То же относится и к личности следователя, прокурора, адвоката.
Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемой профессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.
Писатель Виктор Курочкин так описывает это состояние: "Не прошло и года, а какая-то частица моей души, причем лучшая частица, пропала. Не прошло и года, я стал автоматом. Осудив человека на пятнадцать лет, я моментально о нем забываю, с аппетитом ем, с удовольствием пью и засыпаю крепким сном, с сознанием, что сегодня я много и плодотворно потрудился на пользу Отечества. Теперь я автомат. Человек вместо высшего, таинственного и хрупкого существа стал для меня субъектом преступления". (Курочкин В. Записки народного судьи Семена Базыкина//Нева. 1988. № 5.).
Не менее опасна профессиональная деформация и для следователя, прокурора. Профессиональной деформации может противостоять только человек с развитым чувством долга, справедливости, подлинно гуманный.
Высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию.
Автор статьи
Читайте также:
- Как получить исполнительный лист в арбитражном суде
- Может ли суд назначить принудительные меры медицинского характера несовершеннолетним
- Специализированный суд рб это
- В каком городе находится конституционный суд
- Правовая семья обычно понимается как совокупность а государств расположенных в одном регионе