Коммендация в государстве франков это правовой обычай

Обновлено: 27.03.2024

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к середине I тыс. составило целостную систему особого германского типа. Это германское право стало вторым по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры. В условиях сначала протогосударств, а затем и ранней государственности обычное право германцев было записано и частично кодифицировано. Эти письменные своды получили название варварских правд (собственное историческое название — Закон). У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды поэтому различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или других правовых институтов, по соотношению с королевским законодательством своего времени.

Ни одна из известных варварских правд не дошла в своем первоначальном и подлинном виде, многие известны в разных по составу и относящихся к разному времени редакциях. Для большинства правд время их возникновения (т. е. первоначальной записи и официального ее признания) определяется примерно: Вестготская правда — конец V в., Бургундская — конец V — начало VI в., Салическая — конец V — начало VI в., Аллеманская — VI–VIII вв., Баварская — середина VIII в., Рипуарская — VI–VII вв., Лангобардские законы — середина VIII в., Тюрингская — IX в., Саксонская правда — VIII — Х вв. Известно еще несколько правд более мелких племенных союзов. К тому же типу варварских правд относятся многочисленные ранние систематизации англосаксонских законов (см. § 25) и записи исландских, скандинавских, датских правовых обычаев.

Все варварские правды сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права (кроме ранних — Вестготской и Бургундской). Это влияние главным образом отразилось на регулировании новых социальных отношений, рабства, обязательств, а также отношений между королевской властью и подданными. Все правды были записаны на варварской латыни. Как исторический тип варварская правда — сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них заняли выдержки (или даже полные тексты) из королевских капитуляриев и эдиктов; многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.

Правды были записью права узконационального применения: они не исключали того, что проживавшее на территории варварских королевств галло-римское, итальянское или испанское население будет судиться по своим законам. Поэтому крайне малое место в правдах заняло частное право: не только в силу недостаточной выраженности соответствующих отношений в быте германцев, но и потому, что наряду с германским в королевствах продолжало жить и римское право. Правды были поэтому привилегированным правом. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судебного и уголовного права. Нормыимели в подавляющем большинстве казусный характер; в более поздних правдах появляются уже и предписания общего содержания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

Во всех известных случаях оформление записи обычного права связано с инициативой королевской власти. Государственную силу правды подчеркивали специально изданные указы, сопровождавшие текст. Иногда издание было приурочено к собранию союза или объединения племен (например, Саксонская правда утверждена съездом в 802 г.). Причина такой заинтересованности власти не вполне ясна, поскольку основой судебных порядков еще долгие века оставалось произнесение права особыми судьями-рахинбургами. Возможно, это было признание обычного права юрисдикцией королевских судов, возможно — конкретные политические соображения (например, Баварский закон состоял из трех частей, где собственно обычному праву уделялась треть, а две первые говорили о статусе церкви и о герцогской власти над баварцами).

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон, принятый у франков; его самая ранняя часть относится к концу V в. (486–496 гг.). Утвержденная преемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался своему юридическому вопросу. Позднее, оставаясь основным сводом собственного права франков, Салический закон неоднократно дополнялся и расширялся; так возникли редакции, названные Эмендата (VI–VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом). Сохранилось предание, что первоначальная запись Салического закона была произведена специально избранными мужами от четырех франкских племен в целях «приверженности к справедливости и сохранения благочестия». Однако в целом бытование Закона связано только с заинтересованностью королевской власти, санкционированием обычного права желавшей вмешаться в сферу действия общинных и племенных судов. Появление самой ранней редакции связано также и с денежной реформой, проведенной первым из королей: заменой медных денег на серебряные и золотые и соответственно новой тарификацией судебных штрафов.

Салический закон в самой минимальной степени испытал воздействие римского права, сохранил даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Так, заявление о желании заключить вторичный брак сопровождалось взвешиванием монет, передача имущества — особым разбрасыванием стеблей растения, призывание родственников к помощи в обязательствах — бросанием «горсти земли» и перепрыгиванием через плетень. Поддержание общинного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права.

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках Королевства германцев в БританииГосударства, возникшие на территории бывшей Западной Римской империи, получили название варварских королевств.В Британии, населённой кельтскими племенами, господство римлян завершилось в IV веке.

Королевская власть и варварские законы

Королевская власть и варварские законы Две другие составляющие, на которых базируется единообразие нового мира, подвергшегося влиянию варваров, относятся к области политики и юриспруденции.Во главе новых политических образований встают короли, которые вызывали такое

Варварские племена, граничившие с Римской империей

Варварские племена, граничившие с Римской империей Особенно большую опасность для Римского государства представляли варварские племена, граничившие с ним на периферии. Варварами римляне называли племена и народы, чуждые римской культуре. В марксистской исторической

Варварские орды

Варварские орды Вероятно, в III столетии на некоторых участках имперской границы усилилась угроза со стороны народов, живших за ее пределами. Само существование империи, как и римская дипломатия, способствовало появлению могущественных племенных вождей. Могли быть также

А) «Варварские нашествия» или «Великое переселение народов»?

А) «Варварские нашествия» или «Великое переселение народов»? Традиционно в этом терминологическом споре французские и немецкие медиевисты высказывают противоположные мнения. В сущности, это надуманный вопрос. Однако о нем следует напомнить.Слово «варвар» — наследие

Правды!

Правды! Я пишу эти строки наспех. Здесь был дом. Еще недавно здесь люди мирно ужинали. Усталая хозяйка не убрала на ночь со стола. Хозяйку убила бомба, тарелки уцелели. Кругом люди работают. Тихий, счастливый город. Они прилетели утром…Я только что видел женщину. Это была

1. ВАРВАРСКИЕ ВОИНЫ

1. ВАРВАРСКИЕ ВОИНЫ Рыцари XII в., люди из знатных родов, полагали, что происходят от великих героев-воинов. Разве они не были через франков потомками троянцев — достойных предков римлян и, может быть, турок? Если не заходить так далеко, они знали, что их род восходит к графам

§ 22.1. Варварские королевства

§ 22.1. Варварские королевства Вестготское королевство Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев — вестготов — образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель

Варварские государства – наследники Римской империи

Варварские государства – наследники Римской империи Различные варварские народы, разрушившие политическую систему Западной Европы, столкнулись с одной и той же проблемой: приспособить обычаи и традиции племен, которые только что оставили кочевую жизнь и переселились

2.3.4. Трехчленная стадиальная типология человеческих обществ: дикарские, варварские, цивилизованные

2.3.4. Трехчленная стадиальная типология человеческих обществ: дикарские, варварские, цивилизованные Понятие о дикости, варварстве и цивилизации как стадиях развития формировалось постепенно и стихийно. Люди долгое время пользовались этими понятиями, не пытаясь их

Варварские народы

Варварские народы Варварские народы были либо аграрными, либо кочевыми. У них не было письменной литературы; уровень политической организации был очень низок и сводился к преданности вождю. По одной из версий, они получили название «варвары» потому, что для слуха римлян

Европа после вторжений: варварские королевства

Европа после вторжений: варварские королевства После взятия Рима вождь германского племени герулов сверг последнего западноримского императора. Этот последний император, словно в насмешку, носил имя Ромулус (так звали мифического основателя Рима) Августулус (маленький

Варварские королевства

Варварские королевства К началу VI в. в Европе возник ряд королевств, у которых было очень много общего. Все они отличались как от античных, так и от более поздних средневековых государств. В то же время имели мало общего и с социальным устройством, которое было

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках Королевства германцев в Британии. Государства, возникшие на территории бывшей Западной Римской империи, получили название варварских королевств.В Британии, населенной кельтскими племенами, господство римлян завершилось в V веке.

Закрепощение крестьянства.Рост крупного землевладения за счёт свободных крестьян, терявших право собственности на землю, сопровождался их закрепощением. Разорявшийся мелкий собственник сплошь и рядом был принуждён не только отдавать крупному землевладельцу свою землю, но и становиться по отношению к нему в личную зависимость, т. е. терять свою свободу.«Господину брату моему такому-то, — писалось в кабальных грамотах от имени крестьянина. — Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли и совсем не имею, чем жить и одеваться. Поэтому, по просьбе моей, ты в величайшей нужде моей не отказал вручить мне из своих денег столько-то солидов; а у меня нечем выплатить эти солиды. Поэтому я просил совершить и утвердить закабаление тебе моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной всё, что вы полномочны делать со своими прирождёнными рабами, именно продавать, выменивать, подвергать наказанию».Свободные крестьяне могли вступать в зависимость от крупного феодала и на более льготных условиях, не теряя на первых порах своей личной свободы и становясь как бы под покровительство крупного землевладельца (так называемая коммендация, от латинского слова «commendatio» — «препоручаю себя»). Но совершенно ясно, что и коммендация крестьянина, так же как и превращение его в прекариста какого-нибудь крупного землевладельца, приводила к одним и тем же последствиям, т. е. к превращению этого свободного крестьянина, а также и его потомства в крепостных крестьян.Государство играло в этом процессе активную роль. Об этом свидетельствует целый ряд указов Карла Великого и его ближайших преемников. В своих указах (капитуляриях, от латинского слова «caput» — «голова» или «глава», так как каждый указ разбивался на главы) Карл предписывал управляющим наблюдать за свободными крестьянами, живущими в королевских поместьях, брать с крестьян штрафы в пользу королевского двора и судить их. В 818—820 гг. были изданы указы, при крепившие всех плательщиков податей к земле, т. е. лишившие их права свободного перехода с одного участка на другой. Каролинги приказывали крестьянам судиться у крупных землевладельцев и подчиняться их власти. Наконец, в капитулярии 847 г. прямо предписывалось, чтобы каждый ещё свободный человек, т. е. прежде всего крестьянин, нашёл себе сеньора (господина). Так государство активно содействовало утверждению феодальных отношений во франкском обществе.

Самым распространенным способом, с помощью которого осуществлялось закабаления знеземелених крестьян, был прекарий (просьба). Его варианты были разные:1.прекарий настоящее-предусматривал предоставление крестьянину участка господской земли в пользование (своеобразная аренда) на условиях выполнения определенных повинностей (работа в поле, отдача части урожая и т.д.);2.прекарий подаренный - обедневший крестьянин, отдавал свой земельный участок (считалось, что он ее дарил) феодалу, который возвращал ему ее обратно, но уже как содержание с обязанностью выполнять определенные повинности и получал за это от феодала необходимую защиту;3.прекарий возмездный - передавал земельный участок на погашение долга, а затем возвращал свой участок.Значительное распространение получает и система патроната (покровительства), которая состояла в том, что в условиях постоянных притеснений и злоупотреблений со стороны землевладельцев, крестьяне вынуждены были прибегать к защите сильных и найувшшвовиших из них. Предание себя под "покровительство" ("коммендация") было очень распространенным явлением. К этому прибегали не только слабые и безземельные, но иногда - и сильные и многоземельные, становясь под защиту сильных за себя.Коммендация предусматривала:передача феодалу права собственности на землю, а затем по вернення ее как содержание;Установление личной зависимости «слабого» от влиятельных патрона;Выполнение в пользу феодала определенных повинностей или предания ему части своего урожая.Этот процесс обусловил концентрацию земельных владений, получивших название "феоды", в руках некоторых лиц. Крестьяне попадают в полную экономическую зависимость от феодалов.

Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее - Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы - Саксонскую и т.п. Господствовал при этом "национальный", а не территориальный принцип действия права.

Важнейшее значение в качестве источника права имела Салическая Правда - Lex Salica. Первоначальный текст Салической Правды предположительно был составлен при Хлодвиге, но сохранились лишь рукописи времен Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.).

Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она:

· представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;

· отражает пережитки первобытнообщинного строя;

· раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;

· защищает интересы имущих и их частную собственности;

· отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.

Важнейшим источником права являлись акты королей:

· Предписания (praeceptu), позднее капитулы и капитулярии.

Собрание капитуляриев, составленное частным лицом, появилось впервые в 827 году.

У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины.

В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю.

Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев.

После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями.

Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме:

  • Феодальная собственность на землю
  • Королевские земли
  • Церковные земли
  • Общинные земли
  • Аллод (полная собственность)
  • Прекарий
  • Бенефиций (условное пожизненное держание)
  • Феод (условное наследственное держание). Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.

В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях вещь передавалась третьему лицу, и назначалось судебное расследование.

К исполнению договорных обязательств кредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях.

Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины.

Наследования по завещанию не было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу.

Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения.

В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны).

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества.

За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида.

За убийство раба платился не вергельд, а стоимость раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого.

За убийство женщины уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками скрыть следы преступления.

За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров.

Наказуемо было похищение женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов.

Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины.

Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях.

Различаются 3 вида кражи:

а) на сумму от 2 динаров и выше;

б) на сумму от 40 динаров и выше;

в) кража с взломом или с подделкой ключей.

Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:

1) возмещение ущерба и 120 ударов;

2) кастрация или возмещение ущерба и штраф;

3) смертная казнь и т.д.

Обобщая уголовное право, следует отметить, что система преступлений Салической Правды включает:

· нарушение предписаний короля;

· преступление против личности;

· преступление против отправления правосудия.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).

Таким образом, подчеркивая основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:

  • сохранение пережитков первобытнообщинного строя;
  • более энергичную защиту интересов имущих;
  • отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначение наказаний;
  • чрезмерная тяжесть материального наказания;
  • казуистичность права.

Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами.

Вызов ответчика в суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона.

Доказательствами служили показания свидетелей, при их отсутствии - выступления соприсяжников, т.е. поручителей обвиняемого - свидетелей его доброй репутации. Соприсяжники в торжественной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного преступления. Ошибка в словесной формуле влекла за собой недействительность доказательства и проигрыш дела.

Практиковались в качестве доказательства ордалии, т.е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени снова осматривали в суде.

Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим.

В качестве доказательства прибегали и к поединку. Приговоры сотенного суда приводились в исполнение графами и их помощниками.

Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать:

  • состязательная форма процесса;
  • равенство прав и обязанностей сторон в процессе;
  • единая процессуальная форма для уголовного и гражданского процесса;
  • возбуждение дела осуществляется по инициативе потерпевшего;
  • суд выступает в процессе в роли арбитра, в сборе доказательств участия не принимает;
  • формализм при осуществлении судебного разбирательства.

Таким образом, источниками права в государстве франков явились: Варварские Правды и акты королей. Получили развитие частное и уголовное право. Право древних франков оказало значительное влияние на становление правовых систем стран Западной Европы.

Источниками права франков являлись правовые обычаи, королевские акты, иммунитетные грамоты и формулы.

Правовые обычаи- самые ранние источники права. В конце V в. франки приступили к записи правовых обычаев и составлению сборников правовых обычаев, так называемых «варварских правд».

Эдикты, декреты; предписания; капитулярии (королевские акты) дополняли правовые обычаи и играли немаловажную роль в регулировании общественных отношений у франков, особенно в периоды укрепления королевской власти.

Иммунитетные грамоты, которые король выдавал своим вассалам, предоставляли последним ряд полномочий на подконтрольной им территории.

Формулы представляли собой образцы документов, которые хранились в канцеляриях светских и духовных учреждений и служили своеобразным эталоном для совершения различного рода сделок: купли-продажи, займа и др.

Среди письменных источников наибольший интерес для исследования представляет Салическая правда, поскольку она раскрывала особенности общественного и государственного строя, переходного от родовой общины к государству.

Салическая правда. Первоначальный текст Салической правды, становление которой происходило в период царствованию

Общая хар-ка осн. Прав. институтов государства франков (на основании «Салической правды»).

Салич правда Форм-ие государственности у франков сопров созданием пр. Это осущ с помощью записи древнегерм обычаев. “варварские правды”: Сал, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. Наиболее типичным явл СП, созд в 507-511 гг. -при правл короля Хлодвига. Первонач. текст СП до наст вр не сохран. В теч ряда веков СП перепис, дополн и измен. до нас дошло несколько вариантов СП, из кот наиболее близкой к др первонач тексту считается Париж рукоп. СП хар-ся отсутствием общ, абстр понятий, ей присущ казуист хар-р. Пр действия и акты отлич формализмом. Осн содерж СП- нормы, посвящ суд процессу и определ штрафы за различные правонаруш. Нормы гр права дают представление о процессе развития пр собств на землю. Из текста СП можно сост представл об общ строе франков н VI в. Отлич черта фр общ-ва V-VI вв. - налич общины. осущ переход от землед общины, когда сохран коллект собств на землю, к соседской общине - когда появл индивид собств малых семей. О роли общины говор 45 ст (о переселенцах - еси кто будет против). Фр. община отмечена сохранением род отнош (сородичи платили вергельд). Показывается процесс разлож. род отнош. (ст58 - о горсти земли, 60- о желающем отказатся от родства). Осн. масса свободн. населен- земледельцы-общин, значит. часть- воины, кор слуги. Служилая знать слилась с родовой (штраф за убийство знатного больше). Были вольноотпущ. и литы. Были и рабы (скоты). Часть земли у короля, вельмож, у общины. Право свободно распоряж. наследст. наделами принадлеж. только общине. (58, об аллодах - земля только по мужс. линии). Нет упоминаний о купле-продажи земли -> нет част. собст. на землю. Обязат. отнош. освещены слабо. Есть заем, мена дарение. Передача права на вещь путем публичной передачи вещи. Истребование долга в установл. форме. Есть обязат. из причинения вреда. Брак в форме покупки невесты (о расторжении нет). Наследование по закону и завещан. По закону - движимые вещи в основном по матер. линии, земля мужикам.. Основное место прест. и наказан. 4 вида прест: против личности, собственности, против порядка отправления правосуд, нарушен. предписаний короля. Были отягчающие обстоят. Отмирание кровной мести. Судебный процесс состязат. характера. Возбужд. дело по инициативе истца. Процесс гласный, устный, строго формальный. Были свидетели доброй славы, ордалии. Споры разбир. на заседании 100 свободных под руководст. тунгина, приговор давали заседатели - рахинбурги, затем корол. админ.

20.Государственный и общественный строй средневековой Франции в период сеньориальной монархии (X – XIII вв.). Реформы Людовика IX Святого.

В конце п-да феод. раздр. намет тенд к усилению корол. власти, которая получила поддержку горожан. города станов центрами ремесла и торговли. В соц. отнош. гор население не было однород: богатые купцы-ростовщики, состоят. собст-в. мастерских, рядовые ремесл. и гор беднота. Все горож были против. внутренних феод. войн. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисл. владений, на которых устанавл. различ провозные пошл. Города были опутаны поборами и повин в пользу феодалов. В ходе напряж противоборства, ряду городов удалось добиться от своих сеньоров гор самоупр. Власть в коммуне получил городской патрициат. Права городского самоупр реглам - хартиями, фиксир городские вольности. Финн. и иные повинности городов были строго определены, поводов для злоупотр со стороны сеньоров стало меньше. Коммуны добивались права иметь свою вооруж силу - городское ополчение. Горожане видели в сильной корол власти решающий фактор преод феод раздр. Короли также были заинтер в городах, которые давали им деньги. Союз монархии и городов достиг вершины, стимулируя усиление корол власти. Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля. В этот период были приняты важные меры, имеющие целью ослабить феод раздробленность. Среди них особое знач имели реформы Людовика IX. Судебная реформа. В корол домене была запрещ частная война. Соперники должны были обращ в корол суд. Для претворения в жизнь этого реш почти во все области страны были направ корол судьи. В итоге их значение возросло настолько, что к ним обращ не только сеньоры, но и все свободные. Вскоре рассмот дел “высшей юстиции” стало исключит компет корол судей. Из Корол курии была выделена особая судебная палата - Парижский парламент. Это учреждение, состояло из профес юристов. Фин. реформа. В королевском домене в качестве расчетной единицы была введена корол золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитет монетой в стране и вытес местные деньги. Из Кор курии выделилось еще одно учреждение - Счетная палата. Ведя учет поступлений суд пошлин, она впервые в истории корол получила реальную возмож способств увеличению доходов короны

Коммендация (от лат. commendare — рекомендовать, поручать, вверять) — в Западной Европе раннего Средневековья акт вступления под покровительство более могущественного человека.

Существовало два основных типа коммендации:

  • акт признания вассалом своего подчинения власти сеньора, за которым следовала клятва верности (вассал получал земельное владение — бенефиций или феод). Таким образом оформлялись отношения вассалитета.
  • подчинение разорившихся свободных людей крупному землевладельцу. Вступление «слабого» человека под покровительство более «сильного» и богатого сопровождалось вступлением в поземельную, а затем и в личную зависимость крестьянина от феодала.

См. также

  • Средние века
  • Культура Средневековья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Коммендация" в других словарях:

коммендация — акт Словарь русских синонимов. коммендация сущ., кол во синонимов: 1 • акт (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

КОММЕНДАЦИЯ — (от лат. commendo вверяю, передаю) в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более сильного , могущественного человека. Мог оформлять как отношения вассалитета, так и личную зависимость крестьянина от… … Юридический словарь

КОММЕНДАЦИЯ — (от лат. commendo вверяю передаю), в Зап. Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более сильного , могущественного, богатого человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса, так и… … Большой Энциклопедический словарь

Коммендация — (от лат. commendo вверяю, передаю) в Зап. Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более «сильного», могущественного, богатого человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса, так и… … Политология. Словарь.

Коммендация — (от лат. commendatio рекомендация, поручение) 1) в Др. Риме право, присвоенное Юлием Цезарем, а затем Августом и его преемниками рекомендовать сенату своих кандидатов на сохранившиеся республиканские должности; в период упадка поздней Римской… … Энциклопедия права

КОММЕНДАЦИЯ — (от лат. commendo вверяю, передаю) в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более «сильного», могущественного, богатого человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса, так … Юридическая энциклопедия

коммендация — (лат. commendare рекомендовать; поручать, вверять) в Зап. Европе в период раннего средневековья акт, оформлявший отношения личной зависимости: а) вассала от сеньора (вассал получал земельное владение бенефиций или феод); 6) крестьянина от феодала … Словарь иностранных слов русского языка

коммендация — (от лат. commendo вверяю, передаю), в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более «сильного», могущественного, богатого человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса,… … Энциклопедический словарь

Коммендация — (лат. Commendatio рекомендация, одобрение, от commendo вверяю, передаю) 1) в Древнем Риме присвоенное Юлием Цезарем, а затем Августом и его преемниками право рекомендовать сенату своих кандидатов на сохранившиеся республиканские должности … Большая советская энциклопедия

Коммендация — акт (формальный контракт), устанавливавший зависимые отношения между вассалом (см.) и сеньором. Будущий вассал приближался к сеньору и протягивал к нему руки, стоя, если сеньор стоял, и становясь на колени, если сеньор сидел; сеньор брал руки… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: