Коллегия судебного департамента это

Обновлено: 27.03.2024

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган. В его задачи входит организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент в соответствии со своей компетенцией осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент, не вмешиваясь в осуществления правосудия, призван способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ - генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваивают классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.

Финансирование судов общей юрисдикции, мировых судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета; финансирование как судов, так и департамента указывается отдельной строкой в федеральном бюджете.

Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, а также принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании РФ по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. Генеральный директор Судебного департамента в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.

При наличии разногласий Правительство РФ прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

В деятельности по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное. Они составляют компетенцию департамента.

Судебный департамент в сфере кадрового обеспечения деятельности судов определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда РФ и с учетом мнения председателей Верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический и персональный учет судей и работников аппарата судов.

В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Судебный департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; вносит в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.

Судебный департамент в сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппарата судов, аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.

В субъектах РФ образуются управления (отделы) Судебного департамента, возглавляемые соответствующими начальниками. Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности генеральным директором Судебного департаменту по согласованию с председателем Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ, а также органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ.

Генеральный директор Судебного департамента ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного суда РФ и Советом судей РФ, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Охарактеризуйте место Верховного Суда в системе судов общей юрисдикции

2. Перечислите основные полномочия Президиума Верховного Суда РФ

3. Назовите основные функции и полномочия Председателя Верховного Суда РФ

Тема: «Военные суды»

Основные понятия

Военные суды являются специальными судами в составе судов общей юрисдикции и организационно, как и общие территориальные суды, замыкаются на Верховный Суд РФ.

В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды, как и суды общей юрисдикции, в своей деятельности руководствуются уголовным, гражданским и соответствующим процессуальным законодательством, обязательным для этих судов. В соответствии со ст.126 Конституции высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд Российской Федерации, который реализует свои функции в отношении военных судов через свою Военную коллегию.

Военные суды подразделяются на:

Ø основное (первое) звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов. В военных судах первого звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе одного судьи единолично;

Ø среднее (второе) звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск. В военных судах второго звена дела рассматриваются по первой инстанции в составе трех (профессиональных) судей, один из которых председательствует в судебном процессе. По второй (кассационной) инстанции дела рассматриваются в составе трех судей, а в порядке надзора в составе членов президиума, куда входят председатель этого суда, его заместители, а также наиболее квалифицированные и опытные судьи;

Ø высшее (третье) звено – военная коллегия Верховного Суда РФ. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему военному суду.

Военным судам подсудны дела:

· обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения сборов (ст. 31 УПК РФ);

· о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицом начальствующего состава исправительных учреждений;

· о преступлениях, совершенных лицами, состоящими на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности, внутренних войсках Министерства внутренних дел, а также в некоторых других ведомствах, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве Российской Федерации.

При обвинении лица (группы лиц) в совершении нескольких преступлений, одно из которых отнесено к подсудности военных судов, дело рассматривается в военном суде.

Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Судьи Военной коллегии, как члены Верховного Суда, назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.

На должность военных судей могут назначаться граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж юридической деятельности не менее пяти лет, находящиеся на действительной военной службе в воинском звании не ниже офицера, достигшие 25-летнего возраста.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

(с изменениями на 16 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
19 декабря 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 1997 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 294-ФЗ)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. Сокращенное наименование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Судебный департамент.

(Пункт дополнительно включен с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ)

2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в настоящем Федеральном законе понимаются:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) для федеральных судов - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) для мировых судей - осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

(Статья в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 240-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Система Судебного департамента

1. Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Судебный департамент осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" находится по месту постоянного пребывания Судебного департамента.

(Пункт дополнительно включен с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа деятельности Судебного департамента

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Статья 4. Невмешательство в осуществление правосудия

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Статья 5. Финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента

(Наименование в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1. Финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Финансирование расходов на предоставление материального и социального обеспечения судьям, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены, осуществляется Судебным департаментом в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на указанные цели.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 294-ФЗ)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Генеральный директор Судебного департамента) в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.

3. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.

4. Финансовое обеспечение работников аппарата Судебного департамента и работников его органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) осуществляется исходя из штатной численности, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Глава II. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными организациями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, а также при необходимости перераспределяет штатную численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и работников аппаратов арбитражных судов в пределах их общей штатной численности, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

11_1) утверждает техническое описание мантии судьи и образцов предметов служебного обмундирования судей и имеющих классные чины работников аппаратов судов, имеющих классные чины работников аппарата Судебного департамента и его органов по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, а также утверждает порядок и нормы обеспечения судей мантиями, служебным обмундированием судей и имеющих классные чины работников аппаратов судов, имеющих классные чины работников аппарата Судебного департамента и его органов, порядок их ношения и случаи обязательности ношения служебного обмундирования судьями и имеющими классные чины работниками аппарата Судебного департамента и его органов по согласованию с Советом судей Российской Федерации;

(Подпункт дополнительно включен с 27 апреля 2022 года Федеральным законом от 16 апреля 2022 года N 107-ФЗ)

Положения подпункта 12 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ) в части предоставления федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 1 января 2023 года - пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 439-ФЗ).

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 44-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

от 27 декабря 2007 года N 165

(с изменениями на 2 августа 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях совершенствования деятельности структурных подразделений по организационному обеспечению подготовки и проведения заседаний коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

2. Признать утратившим силу Регламент коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденный Генеральным директором Судебного департамента 10 февраля 1999 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

УТВЕРЖДЕН
приказом Судебного департамента,
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 27 декабря 2007 года N 165

РЕГЛАМЕНТ
коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

(с изменениями на 2 августа 2019 года)

I. Общие положения

1.1. Коллегия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации образуется на основании статьи 11 Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (далее - Судебный департамент).

1.2. Коллегия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, Федеральным законом от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, постановлениями Всероссийского съезда судей, Президиума Совета судей и Совета судей Российской Федерации, Положением о коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации, а также настоящим Регламентом.

1.3. Коллегия образуется в составе Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

1.4. Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

1.5. Действие правил, установленных настоящим Регламентом для структурных подразделений Судебного департамента, распространяется на федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".

II. Основные задачи и функции коллегии

2.1. В соответствии с Положением о коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 г., основными задачами коллегии являются:

2.1.1. Коллегиальное обсуждение вопросов организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, органов судейского сообщества, финансирования мировых судей, формирования единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировых судей и принятие решений по ним.

2.1.2. Коллегиальное обсуждение вопросов руководства деятельностью Судебного департамента, управления органами и учреждениями Судебного департамента и принятие решений по ним.

2.1.3. Принятие других решений в целях реализации полномочий, установленных федеральными законами и иными нормативными актами.

2.2. В соответствии с Положением о коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 г., коллегия для решения возложенных на нее задач выполняет следующие функции:

2.2.1. Рассматривает наиболее важные вопросы организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, органов судейского сообщества, финансирования мировых судей, формирования единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировых судей, а также вопросы руководства деятельностью Судебного департамента, его органов и учреждений.

2.2.2. Определяет приоритетные направления деятельности Судебного департамента, его органов и учреждений.

2.2.3. Утверждает по согласованию с Советом судей Российской Федерации структуру Судебного департамента.

2.2.4. Обсуждает итоги деятельности Судебного департамента за отчетный период и утверждает отчеты, представляемые Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Совету судей Российской Федерации и Всероссийскому съезду судей.

2.2.5. Рассматривает иные вопросы, входящие в компетенцию Судебного департамента.

III. Организация работы коллегии

3.1. Основной формой работы коллегии является заседание.

Коллегия работает в соответствии с полугодовыми планами, утверждаемыми Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - председателем коллегии. Плановые заседания коллегии проводятся не реже одного раза в квартал.

3.2. Предложения для формирования проекта плана представляются в Управление делами членами коллегии, руководителями структурных подразделений Судебного департамента в соответствии со сроками и порядком, установленными Инструкцией об организации планирования и контроля в системе Судебного департамента. При этом предложения, вносимые руководителями структурных подразделений, предварительно рассматриваются заместителями Генерального директора Судебного департамента, курирующими их деятельность и визируются ими.

3.3. Управление делами обобщает поступившие предложения и подготавливает проект плана работы коллегии Судебного департамента и представляет на утверждение Генеральному директору Судебного департамента (в срок до 25 числа месяца, предшествующего планируемому периоду).

В плане указываются точные формулировки вопросов, вносимых на рассмотрение коллегии, сроки их рассмотрения, фамилии докладчиков, члены коллегии или руководители структурных подразделений, ответственные за подготовку вопросов, проектов решений и других материалов к заседанию, а также их соисполнители.

После утверждения плана в трехдневный срок организуется его размножение и направление членам коллегии и руководителям структурных подразделений аппарата Судебного департамента.

3.4. Председатель коллегии:

организует деятельность коллегии, ведет ее заседания, распределяет обязанности и поручения между членами коллегии, осуществляет общий контроль за выполнением планов проведения заседаний, исполнением решений коллегии;

принимает решение о продлении сроков исполнения решений (протокольных поручений) коллегии Судебного департамента в порядке, установленном настоящим Регламентом (абзац дополнительно включен приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 189);

принимает решение о проведении внеочередных заседаний коллегии, выездных, расширенных и совместных (с коллегиальными органами других министерств и ведомств) заседаний, а также закрытых заседаний для рассмотрения вопросов конфиденциального характера и затрагивающих сведения, составляющие государственную тайну.

На внеочередных заседаниях коллегии рассматриваются неотложные вопросы по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации либо Председателя Совета судей Российской Федерации, решению председателя коллегии или по предложению других членов коллегии.

В интересах изучения и обобщения передового опыта в деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации организуется проведение выездных заседаний коллегии.

В целях необходимости обеспечения подведения итогов деятельности системы Судебного департамента, рассмотрения наиболее важных и проблемных вопросов организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, принятия эффективных мер по их решению организуются и проводятся расширенные заседания коллегии с участием начальников управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и работников их финансовых служб. На расширенные заседания коллегии Судебного департамента приглашаются Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, министерств и ведомств.

В ходе расширенных заседаний коллегии при необходимости заслушиваются руководящие работники управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по вопросам повестки дня и основным направлениям организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции.

3.5. Члены коллегии:

осуществляют подготовку предложений для включения их в проекты планов работы коллегии;

имеют право вносить предложения по изменению повестки дня заседания коллегии, порядку ведения ее заседаний, о дополнении и изменении утвержденного плана заседаний коллегии, проведении внеочередных заседаний коллегии, высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов, замечания и предложения по проектам принимаемых решений;

обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании;

участвуют в организации заседаний коллегии, подготовке материалов по рассматриваемым вопросам, организации выполнения решений коллегии, осуществляют контроль за их реализацией, исполняют поручения коллегии.

Члены коллегии обязаны лично участвовать в заседаниях коллегии, а освобождение от участия в ее заседаниях допускается с разрешения председателя коллегии или лица, исполняющего его обязанности. При этом член коллегии вправе представить свое мнение по обсуждаемым вопросам в письменном виде.

3.6. В целях повышения эффективности работы коллегии при необходимости периодически осуществляется частичная ротация ее состава, для чего Генеральный директор Судебного департамента вносит на рассмотрение Председателя Верховного Суда Российской Федерации предложения о внесении изменений персонального состава членов коллегии (за исключением должностных лиц, входящих в нее по должности).

3.7. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации, а по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации - и иные лица.

3.8. На заседания коллегии могут приглашаться председатели, заместители председателей и судьи федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, должностные лица других органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, председатели, заместители председателей и члены органов судейского сообщества, представители организаций, общественных объединений и аккредитованных средств массовой информации.

3.9. В заседаниях коллегии участвуют руководители структурных подразделений Судебного департамента, руководитель федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" и их заместители.

3.10. По указанию Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в заседаниях коллегии участвуют начальники управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также иные работники системы Судебного департамента.

3.11. В зависимости от содержания повестки дня заседания коллегии Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации может ограничить состав участников заседания, не являющихся членами коллегии.

3.12. Состав участников расширенного заседания коллегии определяется Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации индивидуально для каждого заседания коллегии.

IV. Организация подготовки к заседаниям коллегии

4.1. На основании плана работы коллегии Управлением делами осуществляется подготовка проекта повестки дня очередного заседания коллегии. По предложению членов коллегии, руководителей структурных подразделений Судебного департамента и в соответствии с решением Генерального директора в повестку дня могут быть включены дополнительные внеплановые вопросы, требующие неотложного коллегиального обсуждения.

4.2. Проект повестки дня не позднее чем за двадцать дней до проведения заседания коллегии докладывается Генеральному директору Судебного департамента, и после утверждения она в трехдневный срок доводится до членов коллегии и руководителей структурных подразделений Судебного департамента.

4.3. К заседаниям коллегии по обсуждаемому вопросу готовятся следующие материалы:

от 23 января 2009 года N 3

(с изменениями на 25 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Руководителям структурных подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей руководствоваться положениями Административного регламента Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Органова Ю.М. (пункт в редакции приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 298 - см. предыдущую редакцию).

УТВЕРЖДЕН
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации
от 23 января 2009 года N 3

Административный регламент Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

(с изменениями на 25 января 2021 года)

I. Общие положения

Административный регламент Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Регламент) устанавливает общие правила внутренней организации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также порядок взаимодействия с другими государственными органами, органами и учреждениями Судебного департамента.

II. Структура и штатное расписание Судебного департамента, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

1.1. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

Главное финансово-экономическое управление;

Управление по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов;

Управление государственной службы и кадрового обеспечения;

Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

Управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества;

Управление социальной защиты судей и государственных служащих;

Управление по вопросам противодействия коррупции;

Отдел учебных и образовательных учреждений;

Отдел международно-правового сотрудничества;

Первый (режимно-секретный) отдел.

1.2. По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.

2. Штатное расписание Судебного департамента разрабатывается Управлением государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, согласовывается с руководителями структурных подразделений и главным бухгалтером Судебного департамента, утверждается приказом Судебного департамента в пределах средств фонда оплаты труда и численности, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.

3. Проекты структуры и штатного расписания управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации разрабатываются кадровым подразделением либо работником, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - отдел кадров), подписывается начальником отдела кадров и главным бухгалтером, согласовывается с Управлением государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, утверждается приказом начальника соответствующего управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

4. Примерная структура управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

4.1. Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации может состоять из следующих подразделений:

отдел организационно-правового обеспечения деятельности судов;

отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности;

отдел материально-технического снабжения;

отдел государственной службы и кадров;

отдел капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью;

отдел обеспечения деятельностью органов судейского сообщества;

4.2. При необходимости в управлении Судебного департамента в субъекте Российской Федерации могут создаваться другие отделы.

4.3. В управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации организационно должно входить не менее 3 отделов, штатная численность каждого должна составлять не менее 5 единиц.

6. Организационное обеспечение деятельности Генерального директора Судебного департамента осуществляется его помощниками (советниками).

Помощники (советники) Генерального директора Судебного департамента назначаются на должность в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Должности категории "помощники (советники)" предусматриваются в штатном расписании Административно-хозяйственного управления Судебного департамента.

8. Заместители Генерального директора Судебного департамента представляют Судебный департамент по отдельным вопросам сфер его деятельности, организуют и координируют осуществление функций Судебного департамента в соответствии с настоящим Регламентом, распределением обязанностей между заместителями Генерального директора Судебного департамента (далее - распределение обязанностей) и иными нормативными актами Судебного департамента, а также поручениями Генерального директора Судебного департамента.

9. В соответствии с распределением обязанностей заместители Генерального директора Судебного департамента, в случае предоставления им соответствующих полномочий, могут по отдельным вопросам организации деятельности Судебного департамента подписывать приказы или иные установленные законодательством Российской Федерации акты Судебного департамента, а также на основании выданных Генеральным директором Судебного департамента доверенностей подписывать от имени Судебного департамента договоры и другие гражданско-правовые документы.

10. Распределение обязанностей между заместителями Генерального директора Судебного департамента утверждается приказом Судебного департамента, в котором указываются:

10.1. Полномочия заместителей Генерального директора Судебного департамента.

10.2. Структурные подразделения центрального аппарата, Судебного департамента, органы Судебного департамента, а при необходимости подведомственные учреждения и организации, координацию и контроль деятельности которых осуществляет соответствующий заместитель Генерального директора Судебного департамента.

10.3. Схема временного исполнения обязанностей Генерального директора (заместителя Генерального директора) Судебного департамента на время отсутствия в связи с болезнью, отпуском или командировкой.

11. В соответствии с распределением обязанностей заместитель Генерального директора Судебного департамента:

11.1. Взаимодействует, в том числе ведет переписку, с адвокатурой, правоохранительными органами, другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов.

11.2. Координирует и контролирует работу соответствующих структурных подразделений Судебного департамента, дает поручения их начальникам.

11.3. Взаимодействует (в том числе дает поручения) с органами Судебного департамента, учреждениями, организациями, которые при необходимости создаются для выполнения задач, возложенных на Судебный департамент.

11.4. В пределах своей компетенции проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

11.5. Рассматривает поступившие в Судебный департамент обращения, документы и материалы.

11.6. Рассматривает и визирует проекты документов, представляемые на подпись Генеральному директору Судебного департамента.

11.7. Согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них.

11.8. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Регламентом и нормативными правовыми актами Судебного департамента.

12. Начальник структурного подразделения Судебного департамента представляет Судебный департамент в соответствии с полномочиями, определенными в настоящем Регламенте, положении о структурном подразделении, должностном регламенте, а также на основании отдельных письменных поручений Генерального директора Судебного департамента и его заместителей.

13. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", положением о структурном подразделении, должностным регламентом, поручениями Генерального директора и его заместителей начальник структурного подразделения:

13.1. Осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на структурное подразделение функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины.

13.2. Взаимодействует с иными структурными подразделениями, органами и учреждениями Судебного департамента, в установленном порядке с органами судейского сообщества Российской Федерации и со структурными подразделениями органов исполнительной власти, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями.

В целях повышения эффективности реализации государственных функций, определённых Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», сочетания принципов коллегиальности при обсуждении вопросов организационного обеспечения деятельности судов и единоначалия при принятии управленческих решений в Судебном департаменте образованы:

· коллегия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

· постоянно действующие комиссии.

Коллегия Судебного департамента, постоянно действующие комиссии Судебного департамента осуществляют:

всестороннее обсуждение отдельных вопросов организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества, а также руководства органами и учреждением Судебного департамента;

выработку согласованной позиции по наиболее важным вопросам деятельности Судебного департамента для подготовки принятия управленческих решений.

Коллегия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Коллегия Судебного департамента образована в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» .

Состав Коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Деятельность Коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов ;

Комиссия по противодействию коррупции;

Комиссия по организационно-штатным вопросам;

Комиссия для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы;

Комиссия для аттестации государственных гражданских служащих;

Комиссия по служебным спорам;

Комиссия по рассмотрению вопросов централизации бюджетных ассигнований;

Комиссия по распределению государственных капитальных вложений;

Контрактная служба; конкурсная, аукционная и котировочная комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, по рассмотрению вопросов осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

Комиссия по подготовке, заключению и контролю за выполнением отраслевого соглашения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: