Кого называют патриархом правосудия

Обновлено: 19.04.2024

Слово состоит из двух гре­че­ских корней: отец и гос­под­ство, начало, власть. В обще­ствен­ной жизни слово «пат­ри­арх» служит для обо­зна­че­ния выда­ю­ще­гося в какой-либо про­фес­си­о­наль­ной сфере чело­века и упо­треб­ля­ется в пере­нос­ном смысле. Однако в Церкви этот термин всегда имеет совер­шенно иное зна­че­ние.

Во-первых, так назы­вают неко­то­рых вет­хо­за­вет­ных святых, не только участ­во­вав­ших в исто­рии спа­се­ния, но и бывших пря­мыми пред­ками Спа­си­теля. Древ­них пат­ри­ар­хов назы­вают еще родо­на­чаль­ни­ками или пра­от­цами; среди них осо­бенно известны Авраам, Исаак и Иаков.

А во-вторых, пат­ри­ар­хами назы­вают глав неко­то­рых пра­во­слав­ных помест­ных Церк­вей. В этом зна­че­нии слово «пат­ри­арх» обо­зна­чает вовсе не отдель­ный, наи­выс­ший чин иерар­хии свя­щен­ства, а особый цер­ков­ный статус и титул. Он при­сва­и­ва­ется Цер­ко­вью наи­бо­лее авто­ри­тет­ному епи­скопу, воз­глав­ля­ю­щему, как пра­вило, глав­ную кафедру страны.

Кто был первым пат­ри­ар­хом?

Первым пат­ри­ар­хом при­нято счи­тать свя­того Иакова, апо­стола из числа семи­де­сяти уче­ни­ков Спа­си­теля и пер­вого епи­скопа первой по стар­шин­ству Иеру­са­лим­ской Церкви. По пре­да­нию, Иаков был сыном Иосифа Обруч­ника от пер­вого брака, поэтому в Еван­ге­лии он назы­ва­ется еще братом Гос­под­ним, хотя ника­кого род­ства по крови у Иисуса Христа с Иако­вом нет.

Новый Завет содер­жит одно посла­ние, при­над­ле­жа­щее перу апо­стола Иакова, а поскольку этот апо­стол воз­гла­вил самую первую хри­сти­ан­скую общину, посла­ние это стоит в Библии первым по списку, даже перед посла­ни­ями апо­стола Петра.

Авто­ри­тет Иакова как пер­вого пат­ри­арха был непре­ре­каем, что хорошо видно из опи­са­ния самого пер­вого цер­ков­ного Собора, состо­яв­ше­гося в Иеру­са­лиме ( Деян.15 ). Именно апо­стол Иаков вынес реше­ние по вопросу, более всего вол­но­вав­шему в то время общину первых хри­стиан: сле­дует ли обра­тив­шимся в хри­сти­ан­ство из язы­че­ства испол­нять обряды, кото­рые запо­ве­даны евреям в Ветхом Завете? Пат­ри­арх Иаков посо­ве­то­вал не затруд­нять обра­ща­ю­щихся к Богу из языч­ни­ков ( Деян.15:19 ), и с тех пор прак­ти­че­ски все обря­до­вые поста­нов­ле­ния Вет­хого Завета пере­стали быть для хри­стиан обя­за­тель­ными.

Чего не может пат­ри­арх?

Поскольку пат­ри­арх – это не сте­пень свя­щен­ства, а только почет­ный титул, то, по сути, у его носи­теля не больше прав, чем у любого дру­гого епи­скопа. Пат­ри­арху под­чи­ня­ются не потому, что он «выше» других, а потому, что он обла­дает авто­ри­те­том среди епи­ско­пов. Вся власть пат­ри­арха огра­ни­чена внут­рен­ними кано­нами Церкви и личным авто­ри­те­том пас­тыря. К при­меру, пат­ри­арх не может еди­но­лично постав­лять новых епи­ско­пов или при­ни­мать реше­ния, с кото­рыми не будут согласны другие авто­ри­тет­ные члены архи­ерей­ского собора.

Кто был первым пат­ри­ар­хом на Руси?

Свя­ти­тель Иов, первый пат­ри­арх Рус­ской Церкви, был постав­лен в 1589 году мос­ков­ским Собо­ром под пред­се­да­тель­ством Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Иере­мии II . До этого вре­мени наша Цер­ковь воз­глав­ля­лась мит­ро­по­ли­тами, причем до сере­дины XV века Рус­ская Цер­ковь отно­си­лась к Кон­стан­ти­но­поль­скому Пат­ри­ар­хату и не имела само­сто­я­тель­ного управ­ле­ния.

Обя­зан­но­сти пат­ри­арха

Пат­ри­арх как пер­во­свя­щен­ник воз­глав­ляет молит­вен­ное слу­же­ние Церкви и прак­ти­че­ски всегда лично совер­шает наи­бо­лее тор­же­ствен­ные бого­слу­же­ния. Он также опре­де­ляет отно­ше­ния Церкви с госу­дар­ством и обще­ствен­ными орга­ни­за­ци­ями, а это озна­чает, что он непре­рывно, иногда бук­вально круг­лые сутки должен испол­нять пред­ста­ви­тель­ские и орга­ни­за­тор­ские функ­ции. Также пат­ри­арх обязан пред­се­да­тель­ство­вать в Свя­щен­ном Синоде, явля­ю­щемся высшей цер­ков­ной вла­стью в период между цер­ков­ными собо­рами. При его уча­стии про­ис­хо­дит назна­че­ние архи­ереев, поэтому он должен вни­кать в подроб­но­сти всех внут­ри­цер­ков­ных дел. Пат­ри­арх обязан брать на себя реше­ние всех основ­ных вопро­сов, как духов­ных, так и вполне земных – вроде финан­си­ро­ва­ния духов­ных ака­де­мий или назна­че­ний на важные посты в Пат­ри­ар­хии.

Кроме того, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси явля­ется главой сто­лич­ной Мос­ков­ской епар­хии. А еще пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси управ­ляет пат­ри­ар­шими подво­рьями по всей стране, а также так назы­ва­е­мыми став­ро­пи­ги­аль­ными мона­сты­рями, под­чи­нен­ными не мест­ным архи­ереям, а напря­мую Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии.

Может ли Цер­ковь жить без пат­ри­арха?

Поскольку пат­ри­арх не явля­ется носи­те­лем какой-то особой сакраль­ной власти над Цер­ко­вью, а просто обла­дает наи­выс­шим авто­ри­те­том среди епи­ско­пов, то в исто­рии Церкви известны пери­оды, когда пат­ри­арха не изби­рали. Так, после смерти в 1700 году пат­ри­арха Адри­ана царь Петр I , желав­ший под­чи­нить Цер­ковь свет­ской власти, поме­шал про­ве­де­нию неза­ви­си­мых выбо­ров пред­сто­я­теля и назна­чил на место пат­ри­арха «место­блю­сти­теля пат­ри­ар­шего пре­стола». А в 1721 году учре­дил Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Синод, кото­рый с тех пор являлся высшим госу­дар­ствен­ным орга­ном цер­ковно-адми­ни­стра­тив­ной власти Рос­сий­ской Импе­рии и заме­нял собой пат­ри­арха в части обще­цер­ков­ных функ­ций и внеш­них сно­ше­ний.

Как собра­ние кано­ни­че­ских епи­ско­пов, Синод в каче­стве вер­хов­ного органа цер­ков­ного управ­ле­ния был при­знан всеми Восточ­ными Пат­ри­ар­хами и про­чими авто­ке­фаль­ными Церк­вями. Однако Синод не мог при­ни­мать само­сто­я­тель­ных реше­ний, так как его члены назна­ча­лись лично импе­ра­то­ром, ведав­шим всеми кад­ро­выми вопро­сами. Импе­ра­тор также имел лич­ного пред­ста­ви­теля в Свя­тей­шем Синоде – обер-про­ку­рора, кото­рый фак­ти­че­ски обла­дал всей пол­но­той власти над цер­ков­ной жизнью страны. Номи­нально обер-про­ку­рор являлся госу­дар­ствен­ным чинов­ни­ком, и поэтому мог даже не быть пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, как порой и слу­ча­лось.

Сино­даль­ный период в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви длился почти двести лет, и только в начале XX века Цер­ковь смогла вновь избрать себе пред­сто­я­теля.

Выхо­дит ли пат­ри­арх на пенсию?

Право реше­ния вопроса об уходе пат­ри­арха на покой, при­над­ле­жит Архи­ерей­скому Собору. Устав РПЦ, гл. IV : «13. В случае кон­чины Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси, его ухода на покой, нахож­де­ния под цер­ков­ным судом или иной при­чины, дела­ю­щей невоз­мож­ным испол­не­ние им пат­ри­ар­шей долж­но­сти, Свя­щен­ный Синод под пред­се­да­тель­ством ста­рей­шего по хиро­то­нии посто­ян­ного члена Свя­щен­ного Синода немед­ленно изби­рает из числа своих посто­ян­ных членов Место­блю­сти­теля Пат­ри­ар­шего Пре­стола».

Богат ли пат­ри­арх?

Уже много веков в пат­ри­архи, как и вообще в епи­скопы, по тра­ди­ции постав­ляют только мона­хов. А монах при постриге дает не только обеты цело­муд­рия и послу­ша­ния, но и обет нес­тя­жа­ния, так что фак­ти­че­ски пат­ри­арху не при­над­ле­жит ничего из того, что его окру­жает. Абсо­лютно все, от рези­ден­ции и пред­ста­ви­тель­ского авто­мо­биля до бого­слу­жеб­ных обла­че­ний, при­над­ле­жит Церкви и всего лишь нахо­дится у него в поль­зо­ва­нии. Един­ствен­ный источ­ник лич­ного дохода Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия – это обыч­ная граж­дан­ская пенсия, кото­рую госу­дар­ство выпла­чи­вает ему по ста­ро­сти, а доро­гие подарки, кото­рые порой ему дарят, как пра­вило, ока­зы­ва­ются в музей­ных кол­лек­циях или пере­да­ются на нужды Церкви. При испол­не­нии пред­ста­ви­тель­ских функ­ций пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви должен выгля­деть соот­вет­ственно своему сану, а личный быт его устроен гораздо проще.

Испо­ве­ду­ется ли пат­ри­арх, и кому?

Его Свя­тей­ше­ство пат­ри­арх Алек­сий II лично отве­тил на этот вопрос в интер­вью жур­налу «Фома» №7 за 2005 год: «Да, как и любой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин».

И точно так же, как и любой другой чело­век, пат­ри­арх вправе сове­то­ваться со своим духов­ни­ком. Гово­рить же о том, кто именно явля­ется духов­ни­ком того или иного чело­века, вряд ли уместно, поскольку это – глу­боко личное дело.

Сколько сейчас пат­ри­ар­хов?

До рас­кола 1054 года и отде­ле­ния Рим­ской Церкви титул пат­ри­арха при­сва­и­вался пяти епи­ско­пам Все­лен­ской Церкви: Рим­скому, Кон­стан­ти­но­поль­скому, Алек­сан­дрий­скому, Антио­хий­скому и Иеру­са­лим­скому. В совре­мен­ной Церкви титул пат­ри­арха имеют пред­сто­я­тели

Кон­стан­ти­но­поль­ской,
Алек­сан­дрий­ской,
Антио­хий­ской,
Иеру­са­лим­ской,
Рус­ской,
Гру­зин­ской (като­ли­кос-Пат­ри­арх),
Серб­ской,
Бол­гар­ской и
Румын­ской Церк­вей.

Пат­ри­ар­хами при­нято назы­вать и глав неко­то­рых иных хри­сти­ан­ских непра­во­слав­ных Церк­вей, а также неко­то­рых като­ли­че­ских епи­ско­пов – как пра­вило, глав уни­ат­ских Церк­вей.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605) главной целью своей деятельности считал укрепление в России Православия. По инициативе Патриарха были проведены ряд преобразований в Русской Церкви: учреждены новые епархии, основаны десятки монастырей, начато печатание богослужебных книг. В 1605 году отказался присягать Лжедмитрию и был низложен бунтовщиками.

Патриарх Иов (1589-1605)

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605) главной целью своей деятельности считал укрепление в России Православия. По инициативе Патриарха были проведены ряд преобразований в Русской Церкви: учреждены новые епархии, основаны десятки монастырей, начато печатание богослужебных книг. В 1605 году отказался присягать Лжедмитрию и был низложен бунтовщиками.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Патриаршество священномученика Гермогена (1606-1612) совпало с трудным периодом в русской истории – Смутным временем. Он открыто выступал против иноземных захватчиков, против возведения на русский престол польского королевича. Во время голода, начавшегося в Москве, Патриарх приказал открыть для голодающих монастырские житницы. При осаде Москвы войсками Минина и Пожарского святитель Гермоген был низложен поляками и заключен в Чудовом монастыре под стражу, где умер от голода и жажды.

Патриарх Гермоген (1606-1612)

Патриаршество священномученика Гермогена (1606-1612) совпало с трудным периодом в русской истории – Смутным временем. Он открыто выступал против иноземных захватчиков, против возведения на русский престол польского королевича. Во время голода, начавшегося в Москве, Патриарх приказал открыть для голодающих монастырские житницы. При осаде Москвы войсками Минина и Пожарского святитель Гермоген был низложен поляками и заключен в Чудовом монастыре под стражу, где умер от голода и жажды.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Федор Никитич Романов-Юрский, после смерти царя Федора, был одним из законных претендентов на Русский трон, так как являлся племянником Иоанна Грозного. Попав в опалу при Борисе Годунове, Федор Ромнов-Юрский был пострижен в монашество с именем Филарет. В Смутное время Лжедмитрий II захватил митрополита Филарета в плен, где он пробыл до 1619 года. Земский Собор 1613 года избрал на русское царство Михаила Романова, сына митрополита Филарета, утвердив за последним титул Патриарха. Патриарх Филарет (1619-1633) стал ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила.

Патриарх Филарет (1619-1633)

Федор Никитич Романов-Юрский, после смерти царя Федора, был одним из законных претендентов на Русский трон, так как являлся племянником Иоанна Грозного. Попав в опалу при Борисе Годунове, Федор Ромнов-Юрский был пострижен в монашество с именем Филарет. В Смутное время Лжедмитрий II захватил митрополита Филарета в плен, где он пробыл до 1619 года. Земский Собор 1613 года избрал на русское царство Михаила Романова, сына митрополита Филарета, утвердив за последним титул Патриарха. Патриарх Филарет (1619-1633) стал ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Своим преемником Патриарх Филарет назначил архиепископа Псковского и Великолукского Иоасафа (1634-1640). Патриарх Иоасаф произвел большую работу по исправлению богослужебных книг, за шесть лет его правления было выпущено 23 книги, из которых многие были напечатаны впервые. За его короткое правление было основано три монастыря и восстановлено пять прежних, закрывшихся ранее.

Патриарх Иоасаф I (1634-1640)

Своим преемником Патриарх Филарет назначил архиепископа Псковского и Великолукского Иоасафа (1634-1640). Патриарх Иоасаф произвел большую работу по исправлению богослужебных книг, за шесть лет его правления было выпущено 23 книги, из которых многие были напечатаны впервые. За его короткое правление было основано три монастыря и восстановлено пять прежних, закрывшихся ранее.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга В своей деятельности Патриарх Иосиф (1642-1652) большое внимание уделял делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре – «Ртищевское братство». Именно благодаря Патриарху Иосифу удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией.

Патриарх Иосиф (1642-1652)

В своей деятельности Патриарх Иосиф (1642-1652) большое внимание уделял делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре – «Ртищевское братство». Именно благодаря Патриарху Иосифу удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Патриарх Никон (1652-1666) отличался глубокой аскетичностью, духовностью, обширными знаниями и получил особое расположение царя Алексея Михайловича. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией, затем и Белоруссии. Особо проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор: при нем было заменено двуперстное крестное знамение на троеперстное, исправлены богослужебные книги по греческим образцам.

Патриарх Никон (1652-1666)

Патриарх Никон (1652-1666) отличался глубокой аскетичностью, духовностью, обширными знаниями и получил особое расположение царя Алексея Михайловича. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией, затем и Белоруссии. Особо проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор: при нем было заменено двуперстное крестное знамение на троеперстное, исправлены богослужебные книги по греческим образцам.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Седьмым Патриархом Всея Руси был избран архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф (1667-1672). В своей деятельности Патриарх Иоасаф II стремился реализовать и утвердить реформы Патриарха Никона. Он продолжил начатое Патриархом Никоном исправление и издание богослужебных книг. При нем были просвещены народности на северо-восточных окраинах России; на Амуре, на границе с Китаем, был основан Спасский монастырь.

Патриарх Иоасаф II (1667-1672)

Седьмым Патриархом Всея Руси был избран архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф (1667-1672). В своей деятельности Патриарх Иоасаф II стремился реализовать и утвердить реформы Патриарха Никона. Он продолжил начатое Патриархом Никоном исправление и издание богослужебных книг. При нем были просвещены народности на северо-восточных окраинах России; на Амуре, на границе с Китаем, был основан Спасский монастырь.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Правление Патриарха Питирима (1672-1673) длилось всего 10 месяцев. Был приближенным Патриарха Никона, и после его низложения, Питирим был одним из претендентов на Патриарший престол. Однако его избрали только после смерти Патриарха Иоасафа II. Известно, что Патриарх Питирим в 1672 году крестил в Чудовом монастыре будущего императора Российского Петра I. В 1673 году по благословению Патриарха Питирима был основан Тверской Осташковский женский монастырь.

Патриарх Питирим (1672-1673)

Правление Патриарха Питирима (1672-1673) длилось всего 10 месяцев. Был приближенным Патриарха Никона, и после его низложения, Питирим был одним из претендентов на Патриарший престол. Однако его избрали только после смерти Патриарха Иоасафа II. Известно, что Патриарх Питирим в 1672 году крестил в Чудовом монастыре будущего императора Российского Петра I. В 1673 году по благословению Патриарха Питирима был основан Тверской Осташковский женский монастырь.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Правление Патриарха Иоакима (1674-1690) пришлось на трудные для государства и Церкви годы. Усилия Патриарха Иоакима были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Проявил себя Патрирах Иоаким и в области государственного управления: он выступил посредником между противоборствующими сторонами во время возникшей смуты в вопросе о престолонаследии в 1682 году и принял меры для прекращения стрелецкого восстания.

Патриарх Иоаким (1674-1690)

Правление Патриарха Иоакима (1674-1690) пришлось на трудные для государства и Церкви годы. Усилия Патриарха Иоакима были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Проявил себя Патрирах Иоаким и в области государственного управления: он выступил посредником между противоборствующими сторонами во время возникшей смуты в вопросе о престолонаследии в 1682 году и принял меры для прекращения стрелецкого восстания.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Патриарх Адриан (1690-1700) был 10-м, последним в досинодальный период, Патриархом Московским и Всея Руси. Деятельность Патриарха Адриана связана в основном с соблюдением церковных канонов и охране Церкви от ереси. Расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра I, Патриарх Адриан все же поддерживал важные начинания царя – строительство флота, военные и социально-экономические преобразования.

Патриарх Адриан (1690-1700)

Патриарх Адриан (1690-1700) был 10-м, последним в досинодальный период, Патриархом Московским и Всея Руси. Деятельность Патриарха Адриана связана в основном с соблюдением церковных канонов и охране Церкви от ереси. Расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра I, Патриарх Адриан все же поддерживал важные начинания царя – строительство флота, военные и социально-экономические преобразования.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга После 200-летнего Синодального периода (1721-1917) Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

Патриарх Тихон (1917-1925)

После 200-летнего Синодального периода (1721-1917) Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1917-1925). Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга В 1925 году Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал митрополит Сергий Нижегородский. Во время Великой Отечественной войны митрополитом Сергием был организован Фонд обороны, благодаря которому была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, также собирались средства на сооружение самолетов, на содержание раненых, детей-сирот. В 1943 году митрополит Сергий единогласно был избран Патриархом Московским и Всея Руси(1943-1944).

Патриарх Сергий (1943-1944)

В 1925 году Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал митрополит Сергий Нижегородский. Во время Великой Отечественной войны митрополитом Сергием был организован Фонд обороны, благодаря которому была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, также собирались средства на сооружение самолетов, на содержание раненых, детей-сирот. В 1943 году митрополит Сергий единогласно был избран Патриархом Московским и Всея Руси(1943-1944).

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга Патриарх Алексий I (1945-1970) был избран на Патриарший престол в феврале 1945 года. Его Предстоятельство совпало с окончанием Великой Отечественной войны и последующая деятельность была связана с восстановлением разрушенных войной храмов, восстановлением связей с Православными братскими Церквами, было положено начало контактам с Римско-Католической Церковью. Установились активные связи с древними нехалкидонскими Церквами Востока, а также с протестантским миром.

Патриарх Алексий I (1945-1970)

Патриарх Алексий I (1945-1970) был избран на Патриарший престол в феврале 1945 года. Его Предстоятельство совпало с окончанием Великой Отечественной войны и последующая деятельность была связана с восстановлением разрушенных войной храмов, восстановлением связей с Православными братскими Церквами, было положено начало контактам с Римско-Католической Церковью. Установились активные связи с древними нехалкидонскими Церквами Востока, а также с протестантским миром.

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга В своем Первосвятительском служении Патриарх Пимен (1971-1990) был продолжателем церковного делания Патриархов Тихона, Сергия, Алексия I. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран, развитие межправославных отношений. В июне 1988 года Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные Тысячелетию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви.

Патриарх Пимен (1971-1990)

В своем Первосвятительском служении Патриарх Пимен (1971-1990) был продолжателем церковного делания Патриархов Тихона, Сергия, Алексия I. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран, развитие межправославных отношений. В июне 1988 года Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные Тысячелетию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви.

© Московская Патриархия / Перейти в фотобанк С предстоятельством Алексия II (1990-2008) связано время возрождения и духовного расцвета Русской Православной Церкви: открылись тысячи храмов и монастырей, в том числе Храм Христа Спасителя; началась активная подготовка кадров священнослужителей, открылись новые учебные заведения. 17 мая 2007 года произошло эпохальное событие в истории Русской Церкви - был подписан Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью московского патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй

С предстоятельством Алексия II (1990-2008) связано время возрождения и духовного расцвета Русской Православной Церкви: открылись тысячи храмов и монастырей, в том числе Храм Христа Спасителя; началась активная подготовка кадров священнослужителей, открылись новые учебные заведения. 17 мая 2007 года произошло эпохальное событие в истории Русской Церкви - был подписан Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью московского патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

27 января 2009 года на Поместном Соборе Русской Православной церкви избран 16-ый патриарх Московский и Всея Руси. Им стал митрополит Кирилл.

Встреча Даниловских колоколов в Москве

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, 18 лет возглавлявший Русскую Православную Церковь, скончался в пятницу на 80-м году жизни.

5 декабря 2008 года скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Патриарх Московский и всея Руси - титул предстоятеля Русской Православной Церкви.
Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым Патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

В 1721 году Патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод - государственный орган высшей церковной власти в Российской Церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени Патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле Патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально разумелась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской Патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам… имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным синодом, являясь его Председателем». Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими Церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви этот Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских

Святитель Иов (23 января 1589 года - июнь 1605 года)

Игнатий (30 июня 1605 года - май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей

Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года - 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года - 1 октября 1633 года)

Иоасаф I (6 февраля 1634 года - 28 ноября 1640 года)

Иосиф (27 мая 1642 года - 15 апреля 1652 года)

Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года - 12 декабря 1666 года)

Иоасаф II (10 февраля 1667 года - 17 февраля 1672 года)

Питирим (7 июля 1672 года - 19 апреля 1673 года)

Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года - 17 марта 1690 года)

Адриан (24 августа 1690 года - 16 октября 1700 года)

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах Блюститель Патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские Патриархи в 1917-2008 годах

Святитель Тихон (Василий Иванович Беллавин; 5 (18) ноября 1917 года - 25 марта (7 апреля) 1925 года)

Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года - 15 мая 1944 года)

Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года - 17 апреля 1970 года)

Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года - 3 мая 1990 года)

Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года - 5 декабря 2008 года).

Храм Христа Спасителя

Первый пункт устава РПЦ о патриархе гласит: предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) носит титул: "Святейший патриарх Московский и всея Руси".

1. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) носит титул: "Святейший патриарх Московский и всея Руси".

2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ по следующей формуле: "О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси".

4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем.

5. Отношения между патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях - Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

7. Осуществляя свою каноническую власть, патриарх Московский и всея Руси:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

б) представляет Соборам отчеты о состоянии церкви за межсоборный период;

в) поддерживает единство иерархии церкви;

г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте РПЦ;

е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

з) сносится с предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

и) представляет РПЦ в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

к) имеет долг ходатайства и "печалования" перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий РПЦ (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));

т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает патриарший наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

Территориальные границы управления, осуществляемого патриаршим наместником на правах епархиального архиерея, определяются патриархом.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по указам патриарха Московского и всея Руси.

Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению патриарха и Священного Синода.

11. Сан патриарха является пожизненным.

12. Право суда над патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

13. В случае кончины патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола.

Процедуру избрания местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью РПЦ. Личное имущество патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.

15. В период междупатриаршества:

а) Русской православной церковью управляет Священный Синод под председательством местоблюстителя;

б) имя местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ;

в) Местоблюститель исполняет обязанности патриарха так, как они изложены в пункте 7 раздела IV Устава РПЦ, кроме пункта "ц";

г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

16. Не позднее шести месяцев по освобождении патриаршего престола местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном пцнктом 2 раздела II Устава РПЦ, созывают Поместный Собор для избрания нового патриарха Московского и всея Руси.

17. Кандидат в патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем РПЦ;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;


В 1589 году Русская церковь стала патриархатом, хотя фактически она была самостоятельной со времен митрополита Ионы. Первым патриархом Московским 26 января 1589 года был поставлен Иов. Он обладал "видной наружностью" и отличной памятью, слыл мягким в обхождении, милосердным и нестяжательным; после смерти у него нашли всего 15 рублей. Известен своей приверженностью концепции "Москва — третий Рим". Во всем поддерживал Бориса Годунова: отказался признать Лжедмитрия I и был сослан в Старицкий монастырь.

Патриарх Гермоген (1606-1612)


"Зело премудростию украшен и в книжном учении изящен", — отзывались современники о Гермогене. Его личные разногласия с Василием Шуйским не мешали поддерживать последнего как царя, Богом данного. После свержения Шуйского партия бояр пригласила на трон польского королевича Владислава: патриарх потребовал обращения того в православную веру, а получив отказ, стал писать воззвания к русскому народу, призывая на борьбу. За это был арестован и брошен в тесный подвал Чудова монастыря. Там скончался от голода 17 января 1612 года.

Патриарх Филарет (1619-1633)


14 июня 1619 года в Москве прошла интронизация вернувшегося из польского плена Филарета (в миру — Федора Романова). В ранние годы Федор был одним из первых щеголей столицы. Племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался соперником Годунова в борьбе за власть и был насильно пострижен в монахи. Его выживший сын — Михаил Федорович — стал в 1613 году царем, а патриарх получил титул "великого государя". Его называли очень необычно для патриарха: Филарет Никитич — по отчеству, как именовали царей.

Патриарх Иоасаф I (1634-1640)


Преемником Филарета был назначен псковский архиепископ Иоасаф I. Деятельность его ограничивалась заботами о церковном благочинии и обрядности. Титула великого государя он не имел и от тесного взаимодействия с государственной властью уклонялся. Зато был увлечен издательским делом и кропотливой работой по сличению и исправлению богослужебных книг. Известен как ревностный блюститель благочестия: в 1638 году даже издал книгу "Память", в которой тщательно расписал порядок богослужения и правила молитвы для клириков и мирян.

Патриарх Иосиф (1642-1652)


При поставлении следующего патриарха Иосифа впервые использовался жребий: царь Михаил Федорович отправил на собор запечатанные имена шести кандидатов. Избранный патриарх не отличался ни образованием, ни властностью, мало занимался церковными делами. Отношения с царем Алексеем Михайловичем у него не сложились: тот больше доверял своему духовнику Стефану. После смерти патриарха Иосифа у него нашли крупную сумму денег, которые он собирал для приобретения личного поместья. Эти деньги были розданы на монастыри и церкви.

Патриарх Никон (1652-1666)


С именем Никона связан раскол XVII века. "Книжная справа" была привычна русскому народу, но реформа обрядов (приведение их к греческому образцу) переживалась как покушение на веру отцов: Никон "оглушил русский народ",— напишет позже известный историк церкви Антон Карташев. Нажим патриарха-реформатора встретился с категоричным отпором будущих старообрядцев. Со временем от властного патриарха отвернулся и царь.12 декабря 1666 года Никону объявили приговор церковного суда: он лишался не только патриаршего достоинства, но и епископского сана, был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь.

Патриарх Иоаким (1674-1690)


Следующие за Никоном патриархи: Иоасаф II и Питирим правили тихо и незаметно. Ситуация изменилась, когда на патриаршество был возведен Иоаким, митрополит Новгородский, человек твердый и энергичный. Он не боялся вступать в конфликты с царем в вопросах, которые считал важными. Настоял на осуществлении определений собора 1667 года о неподсудности духовенства мирскому суду, боролся с внутрицерковными непорядками. В 1681 году по его указу была основана типографская школа, предшественница Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московии.

Патриарх Адриан (1690-1700)


Последний патриарх допетровской Руси слыл приверженцем "московской старины" и нововведения молодого царя ему не нравились. Во время стрелецкого бунта патриарх пришел к Петру с ходатайством за стрельцов по древнему обычаю печалования. Однако царь с гневом прогнал его прочь: "Я не меньше тебя чту Бога и Его Пречистую Матерь, но мой долг казнить злодеев, умышлявших против общего блага". В октябре 1700 года Адриан скончался, и Петр не позволил выбрать ему преемника. Церковная реформа открыла новый период в истории Русской церкви — синодальный, продолжавшийся до 1917 года.

Патриарх Тихон (1917-1925)


"Сколько мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении!" — сказал в 1918 году только что избранный патриарх Тихон. Его кандидатуру утвердили на Поместном соборе, а вскоре был упразднен царский Синод. Большевики, взявшие власть в свои руки, допрашивали патриарха и заключили под арест. "Умереть нынче немудрено. Нынче труднее научиться, как жить",— говорил патриарх митрополиту Петроградскому Вениамину. 7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, патриарх Тихон скончался — по официальным данным, от сердечной недостаточности.

Патриарх Сергий (1943-1944)

Главой Русской церкви (патриаршим местоблюстителем) вплоть до своего расстрела в 1937 году был митрополит Петр (Полянский), однако после его ареста в 1925 году фактическое управление перешло в руки его заместителя, митрополита Сергия. Митрополит Сергий печально известен подписанием "Декларации 1927 года", провозглашавшей полную лояльность церкви советской власти и готовность к сотрудничеству с ней. "Декларация митрополита Сергия есть сергианский раскол, приведший Церковь к еще большим смутам и треволнениям",— заметил архиепископ Угличский Серафим. В 1943 году Сергий стал патриархом, скончался 15 мая 1944 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: