Когда впервые появился термин правовое государство

Обновлено: 27.03.2024

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ - правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Идея Г.п. имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции Г.п. относится к концу XVIII - началу XIX в., периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне идеи и концепции Т.п., разработанные Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Идеи Локка, Монтескье и др. представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство. Это отчетливо проявилось, напр., в Конституции США 1787, во французской "Декларации прав человека и гражданина" 1789, в целом ряде др. правовых актов.

Сам термин "Г.п." утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькера и Р. фон Моля.

Ценностный смысл идеи Г.п. состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированное(tm) его свободы, подчинении государства обществу.

Основополагающими принципами Г.п. являются: 1) верховенство права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией Г.п.; 2) реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким "даром" властей, а принадлежат ему от рождения. В этом смысл традиционного для идей Г.п. противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном (дарованном, жалованном) характере; 3) взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, др. государствами и всем международным сообществом. Не менее важна и ответственность перед обществом и государством; 4)разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа .или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения; 5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.

Особое место занимает проблема положения личности в Г.п. Само по себе Г.п. - не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности. В этой связи было бы неправильно считать правовым любое государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом Т.п., которые положены в основу документов, принятых мировым

сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах и ряд конвенций (напр., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.). В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики . М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ" в других словарях:

Государство правовое — тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права,… … Политология. Словарь.

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — правовая форма организации и деятельности публичной политич. власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Г.п. это гос во, где господствует право. Термин правовое гос во (Rechtsstaat) сформировался и утвердился в нем. юридич.… … Российская социологическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — особый вид или уровень развития государства, характеризующийся такими признаками, как всесторонние и реальные гарантии прав и свобод граждан, верховенство права и закона, прямое действие закона, взаимная ответственность граждан перед государством … Энциклопедический словарь конституционного права

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — (см. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО) … Энциклопедический словарь экономики и права

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — форма организации государственной власти, характеризующаяся верховенством права, разделением властей, юридическим равенством (взаимной ответственностью) гражданина и государства. Цель правового государства обеспечить гарантии прав и свобод… … Политологический словарь-справочник

Государство правовое — это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно правового акта в отношении подзаконных актов,… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция)… … Философская энциклопедия

Государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства … Википедия

правовое государство — в политико юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность… … Энциклопедический словарь

Правовое государство — последовательное воплощение мечты большевиков о создании такого общества, в котором управлять государством сможет любая кухарка. В истинно правовом государстве управляет даже не кухарка, а бумага так называемый закон. Подобная химера возможна… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Формально термин «правовое государство» появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем".

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе.

Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII — XX вв.

Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 — 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 — 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

правовое государство- это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа(признака)(две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5) верховенство закона;

6) взаимная ответственность государства и личности;

7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, а также связывание гос.власти с помощью права в целях недопущения правосудия.

Профессор Нерсесянц усматривал корни идеи правового государства в античности. По его мнению, они проявлялись в следующих постулатах:

- необходимость правового оформления политических отношений;

- признание необходимо­сти соответствия действий власти требованиям естественной справедливо­сти;

- идея соединения «силы с правом» в государственных делах;

- трактовка государства как согласованного правового общения людей и «общего правопорядка»;

- связывание наилучшей формы государства с господством в обществе «среднего» элемента.

Л.А. Морозова выделяет такие этапы развития концепции правового государства:

- естественно-правовой (эпохи Просвещения);

- немецкий (первая половина XIX века);

- современный (XX век).

А.Н. Соколов отмечает, что классическая немецкая идея правового государства как программа, ограничивающая государство рамками конституции и правовых законов, возникла в эпоху «права разума» (конец XVIII века – первая половина XIX века), затем в течение второй половины XIX века и первой половины XX развивалась в русле догматизации и формализма и, наконец, начиная с конституции ФРГ 1949 года обретает новое гуманистическое демократическое звучание.

Большинство исследователей признает, что концептуально конструкция правового государства получила оформление («rechtsstaat») получило в немецкой юриспруденции первой половины XIX века.

Идейным отцом концепции правового государства считается Иммануил Кант, который указывал, что «величайшая проблема для человеческого рода . достижение всеобщего гражданского общества» и рассматривал «государство в идее» как объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Неясно до конца, кто первый из немецких ученых использовал это понятие, но считается, что это было сделано Т.К. Велькером в 1813 году, а в 1832 году Роберт фон Моль ввел данный термин в научный оборот. С того времени данный термин прочно вошел в арсенал юристов и политиков континентальной Европы.

В англоязычных правопорядках он практически не используется, в какой-то мере его заменяет термин «господство права» («rule of law»).

Появившись в Германии, доктрина правового государства (в противопоставлении полицейскому государству) завоевала популярность в других европейских государствах и стала общим достоянием европейской юриспруденции XIX века. Развитие теории происходило за счет «развертывания ее общечеловеческого потенциала» (В.Н. Княгинин): государственная власть должна ограничиваться не любым законом, но только демократическим, гарантирующим неотъемлемые права личности.

В России развитие идеи правового государства было связано с буржуазными реформами второй половины XIX века – начала XX и становлением капиталистических отношений. Идея правого государства поддерживалась ориентированными на Западный путь развития философами и правоведами (Гессен, Покровский, Палиенко, Котляровский, Кистяковский).

Отдельные элементы внедрения концепции правового государства в жизнь были связаны с судебной реформой Александра II, преобразованиями в организации государства, связанными с Революцией 1905-1907 гг. Шанс начать полноправную реализацию проекта правового государства в России был упущен после Февральской революции, что во многом было связано с его несоответствием конкретно-историческим интересам подавляющей части российского общества (крестьянства и рабочих) и явным прозападным и прокапиталистическим содержанием.

В СССР концепции правового государства не находилось места в системе официальной правовой идеологии до тех пор, пока легитимность существующего государственно-правового и общественного устройства не ставилась под сомнение.

Когда же в конце 1970-х – начале 1980-х гг. возникли первые симптомы идеологического кризиса, стали предприниматься попытки в качестве опоры пошатнувшихся основ советского строя использовать идею социалистического правового государства как государства «строгой социалистической законности».

Вместе с тем, увеличение интереса к исследованию правового государства объективно способствовало критике существующего общественно-государственного устройства, поскольку доктрина правового государства была ориентирована на рынок, капитализм, индивидуализм, примат прав и интересов индивидуума перед правами и интересами общества и государства, что противоречило модели советского жизнеустройства.

После же реставрации капиталистических отношений в постсоветской России конструкция правового государства была закономерно воспринята в качестве одной из основ легитимации правопорядка, возникшего в результате Революции 1990-х. В Конституции 1993 года Россия прямо провозглашена правовым государством.

Идеи и ценности правовой государственности – идейной основы демократических преобразований, стали одним из главных ориентиров для процесса преодоления тоталитарного политического режима, исчерпавшего свои возможности.

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Аксиомой правового государства является тот факт, что формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства правового закона во всех сферах жизни общества. Особую роль институт правового государства в этом аспекте играет в Федеративном государстве, каковым является Российская Федерация. Господство права, диктатуру правового закона может обеспечить только сильное, эффективное государство. Именно в этом направлении проводил свои реформы Президент РФ В.В. Путин.

Проведенные и проводимые в настоящее время реформы, затрагивающие конституционные основы Российской Федерации, вызвали всплеск публикаций монографий и журнальных статей, что вызвано противоречивостью и спорностью содержания ряда реформ. Таким образом, актуальность нашей работы определяется необходимостью теоретического анализа сложившейся в государстве ситуации на пути формирования правового федеративного государства с целью определения положительных и отрицательных тенденций и перспектив развития.

Объект исследования – конституционное право.

Предмет – государственные основы Российской Федерации.

Цель работы – исследовать компоненты конституционных основ Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью мы решали следующие задачи:

1. Изучить зарождение и развитие идеи правового государства.

2. Определить сущность понятия «правовое государство».

3. Охарактеризовать содержание принципа правового государства согласно Конституции РФ.

4. Рассмотреть основы федеративного устройства РФ.

5. Определить конституционно-правовой статус РФ.

6. Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса субъектов Федерации, а также влияние федеральных реформ, проводимых с 2000 г., на изменение содержания их конституционного статуса.

Нормативно-правовой базой нашей работы послужила Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, иные нормативно-правовые акты.

В качестве литературы нами использовались учебные пособия, специальные исследования, статьи специализированной периодической печати.

Среди исследований выделим монографию А.Н. Соколова «Правовое государство: от идеи до ее материализации», в которой автор, опираясь на большой фактический материал о развитии правового государства в Германии в идее, теории и практики с конца XVIII в. и до наших дней, представляет развитие классического правового государства за 200 лет. Раскрываются проблемы, противоречия и перспективы формирования правового государства в России.

Работа И.А. Умновой «Конституционные основы современного российского федерализма» представляют для нашей работы интерес в связи с тем, что в издании рассматриваются основные вопросы становления, функционирования и совершенствования конституционных основ современного российского федерализма. Автор анализирует положения Конституции РФ и актуального во время издания работы федеральных и иных законов.

Современное состояние российского федерализма рассматривается в работе этого же автора «Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития».

Помимо этой работы анализ изменений в конституционно-правовом положении субъектов РФ содержится в работах Е.С. Аничкина «Российское конституционное законодательство: парадигмы современного развития», В. Иванова «Путинский федерализм», М.В. Столярова «Теория и практика федерализма», а также в статьях А.Н. Кокотова «Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации», А. Малчинова «Конституционно-правовые механизмы укрупнения субъектов Российской Федерации» и других работах.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В КОНСТИТУЦИИ РФ

Возникновение идеи правового государства

Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкой или ограниченной приверженности господствующего класса принципам демократизма, свободы, господства права и закона прослеживается еще в рассуждениях передовых для своего времени мыслителей – философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и ряда других стран. Именно в этот период, указывает В.С. Нерсесянц, «начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей и согласованного взаимодействия права и власти»[1].

Аристотель, Ульпиан, Гай, Антифонт, Цицерон, Аврелий Августин, Калликла, Сократ, Шан Ян, Исократ и другие древние философы так или иначе подходили к идее правового государства. Как считали Аристотель и Цицерон, государство должно быть ограничено правом и тогда государство можно считать справедливым.

Взгляды древних философов явились важными элементами будущей доктрины правового государства и сыграли роль в многовековом движении теоретического правосознания к постижению тесных связей права и государства, однако теория правового государства как внутренне согласованная разветвленная система идей оформляется в новое время.

В период феодализма к идее справедливости к идее справедливости добавляется требование равенства. Эти исходные категории человеческого существования, как предполагалось, в целом позволили бы обеспечить права и свободы человека.

Важными предпосылками формирования доктрины правового государства стали концепции договорного происхождения государства, разделения властей и неотчуждаемых прав и свобод человека, отраженные в трудах Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Э. Роттердамского, А.Я. Каменского.

Главное в либеральной концепции правового государства – это приоритет прав и свобод личности, которые обеспечиваются с помощью права, и служебная роль государства, главная задача которого – охрана этих прав и свобод. В этой трактовке, восходящей еще к Дж. Локку, государство как бы противостоит гражданскому обществу, которое выступает оборотной стороной правового государства. Данная трактовка в наибольше степени соответствует эпохе свободной конкуренции и раннелиберального государства.

Как целостное интеллектуальное построение, учение о правовом государстве оформилось у И. Канта. И. Кант понимал государство (civitas) как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Он утверждал, что государство – это правовая организация, не что иное, как организационное и материальное выражение и средство обеспечения правил правомерного поведения, совокупность средств, институтов, обеспечивающих правовое регулирование. В природе государства ничего другого нет. Если появляется что-то ещё, то это – случайное. Природа государства – правовая[2]. Таким образом, И. Кант вплотную подошел к понятию правового государства.

Вообще выражение «правовое государство» (der Rechtstaat) является специфическим, чисто немецким словообразованием. А.Н. Соколов обращает внимание на то, что «языки других наций не имеют подобного словосочетания, где бы так емко соединялись понятия права и государства. Вместе с тем, языки других наций, безусловно, включают этот институт… Тем не менее, нельзя сказать, чтобы эти словообразования в полном объеме являлись идентичными»[3].

Сам термин «правовое государство» впервые появился в первой трети XIX в. в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Ф.Ю. Шталя и других. Так, например, в своей работе «Наука о полиции согласно принципам правового государства», опубликованной в 1832 г., Р. фон Моль признавал правовую государственность характерной для высшей стадии государственного развития, связывал ее с приоритетной защитой прав и свобод всех и каждого государством и наличием системы государственной организации, обеспечивающей достижение этой высшей цели. Моль понимал правовое государство «как новый тип конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении механизма судебной защиты индивида»[4].

В это время формируется иная, отличная от либерального понимания, трактовка взаимоотношений государства и общество, выраженная в концепции Г. Гегеля. Гегель выделяет правовое государство и гражданское общество – как две стороны одной медали, но позитивным организующим началом у него является правовое государство. Для Гегеля любое государство является правовым уже по определению, т.к. государство вообще – это реализация всего рационального, идеи разума, свободы и права, и в этом смысле оно противостоит гражданскому обществу. Поэтому государство стоит выше общества[5].

Подобную этатистскую трактовку понятия «правовое государство» разделяют и некоторые современные теоретики. Они считают, что государство, в котором есть законы (а это признак государства), уже является правовым, и не разделяют тезис о необходимости «формирования» правового государства.

К вопросам теории правового государства обращались крупнейшие русские юристы, в том числе Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Г.Ф. Шершеневич. Специальные исследования посвятили этой теме А.С. Алексеев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие отечественные государство- и правоведы.

Особую роль в определении значения права в жизни общества, повлиявшего на исследователей правового государства в России, имели работы С.А. Муромцева «Определение и основное разделение права» и «Что такое догма права?». В этих трудах была последовательно изложена стройная социально-научная теория права, ставшая основой общепризнанной концепции российского либерализма конца XIX – начала XX в.

Сторонником теории С.А. Муромцева одним из первых выступил профессор Киевского университета Б.А. Кистяковский. Взяв за основу социально-научную теорию, он определил правовое государство как «правовую организацию народа». Соглашаясь с близостью понятий «правовое» и «конституционное» государство, Б.А. Кистяковский уточнял, что «правовое государство есть вполне и последовательно развитое конституционное государство»[6]. Основными предпосылками правового государства Б.А. Кистяковский считал неотъемлемые права и свободы человека.

Оппонентами концепции Б.А. Кистяковского выступали сторонники естественного права, например, С.А. Котляровский, который отмечал, что правовое государство «выражает только известный уклон, устремление, запечатлевшееся в государственном строении и деятельности. Правовое государство относится к миру идей, но идей, неизменно осуществляющихся и преобразующих факты»[7]. В этом смысле нельзя поставить знак равенства между ним и государством конституционным. Правовое государство осуществимо только через конституционный строй.

Определенное внимание в плане развития идей правового государства в данный период отечественными авторами уделялось вопросам законности и качества права.

Государственная власть, писал, например, в связи с этим И. Михайловский, имеет право, а нередко и обязана применять силу для воздействия на нарушителей правопорядка. Это применение права может принимать «самые резкие формы». При этом, пояснял автор, предпринимаемые меры «ни на волос не должны выходить из границ строгой законности», должны быть «обставлены всеми надлежащими гарантиями» и, наконец, «должны применяться для охраны юридических норм в настоящем, высоком смысле этого слова»[8].

Свои позиции в понимании правового государства отстаивали и другие представители естественного права – П.И. Новгородцев, И.А. Ильин и др. Однако диаметрально противоположной точки зрения придерживались сторонники марксистской школы. Они считали правом возведенную в закон государственную волю. Право – это установление официальной власти, а отличительный признак права – его принудительность, благодаря которой нечто неправовое впервые становится правовым. Таким образом, в соответствии с марксистско-ленинской теорией, государство – первично, а право – вторично.

При этом правовым считалось только социалистическое государство. Более того, подчеркивает М.Н. Марченко, в 1960-1980-е гг. в нашей стране проводились дискуссии о соотношении права и закона, где подвергался сомнению издавна сложившийся тезис о том, что право и закон есть идентичные явления и понятия[9].

Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей тем. В принятой Конституции Российской Федерации 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции РФ 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

Итак, учитывая очевидную взаимосвязь трактовок правового государства с правопониманием, можно констатировать, что основные линии исторической эволюции правопонимания закладывали основы соответствующего понимания правового государства.

государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан (см. Право).

В основе прав граждан лежат представления о естественном нраве, об отсутствии природного подчинения людей во внеобщественном состоянии, о моральном равенстве. Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы, регулируемую правом. Предоставление прав и обеспечение безопасности — сфера деятельности государства.

Гражданские права — неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни самими индивидами, ни государством. Они трактуются как защита индивида от государства. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948. Это документ, ориентирующий все государства мира на выполнение основных прав человека. Права мыслятся в этом документе в соответствии с западной либеральной моделью, где универсальным субъектом права выступает индивид. Даже в тех статьях, где речь идет о состоянии общества и приемлемом социальном порядке (напр., ст. 28,29), подход не меняется — порядок оценивается по отношению к правам индивида в обществе.

Сегодня юридическая практика западных стран, особенно США, совершила радикальный сдвиг к признанию групповых прав.'Права групп начали трактоваться как неотъемлемая часть гражданских прав. Этот поворот объясняет чувствительность к тем нарушениям прав индивида, которые вытекают из его положения и статуса в группе. Вместе с тем идея прав группы лишена той универсальности, которая характерна для прав индивида. Она является предметом дискуссий, в итоге которых признается необходимость прав группы, но приоритет по-прежнему остается за правами индивида. Так, групповые права афроамериканцев в США обеспечиваются аффирмативными (поддерживающими) акциями, включающи

ми льготы и квоты, напр. при поступлении в университеты. Только в Калифорнии на референдуме такая политика и новая юридическая практика были отвергнуты. Это не значит, что здесь нет способа пресечь расовую дискриминацию. Каждый афроамериканец может обжаловать в суде факт расовой дискриминации при поступлении в университет или на работу—и будет защищен судом при подтверждении этого факта. Неясность границ группы, чьи права защищаются, попытка использовать понятие групповых прав для оправдания трайболистских традиций, крайностей феминизма и пр. делает дискуссию незавершенной и требование защиты прав индивида основополагающим.

Институты государства начали поддерживать права групп, решая проблему соотношения свобод и блага. Понятие прав человека связано с идеей свободы — фундаментальной ценностью для западных обществ. До Д. Макиавелли большинство социальных и политических концепций строилось на приоритете блага над свободой. Ключевыми в них были представления о всеобщем характере блага и равенства людей. Начиная с Макиавелли, центральным становится понятие свободы. Возможны разные представления о благе, и каждый может достичь того, что он считает благом, обладая свободами и правами. Однако сегодня встает вопрос о правовом характере экономического уровня жизни граждан и его юридической защите. В западных странах выработалась традиция относить экономические запросы граждан к благам, а не к правам. В концепции прав группы как раз учитывается дефицит экономических благ для отдельных групп населения, которые не в состоянии использовать предоставленные им свободу и права себе во благо. Социальная помощь, жилищные и медицинские программы, аффирмативные акции государства в той или иной мере обеспечивают необходимый минимум социальных и природных благ наиболее ущемленным группам населения. Сегодня, после опыта посткоммунистической трансформации ряда стран Европы, где большинство населения не просто оказалось не способным воспользоваться новыми для себя условиями свободы, но и не получило экономических свобод из-за монопольного контроля ряда групп, включая криминальные, над рынком, не имело денег для начала самостоятельного хозяйствования, не получало зарплат за проделанную на бюджетных предприятиях работу, проблема блага и свободы встает по-новому Проблема правовых гарантий и защиты минимума материальных благ оказывается решающей для правового государства. Именно она обсуждается представителями либерализма. Дж. Роулз, в частности, использует понятие первичных благ. Отрицая возможность достижения справедливости, понимаемой как равенство благ, и выбирая в качестве фундаментального принципа свободу личности и права индивида, Роулз делает уступку концепции блага, называя в качестве первичных социальных благ классы вещей, необходимых для реализации любого рационального жизненного плана. К их числу относятся как основные права и свободы, так и доход, благосостояние, возможность реализовать себя, социальные предпосылки самоуважения людей. Все эти блага распределяются социальными институтами. Р. Дворкин дополняет данный список набором первичных природных благ — здоровье, умственные способности, энергия, способность воображения и др. Социальные институты не распределяют эти блага, хотя их наличие может зависеть от общества. От социальных институтов, в частности института страхования, зависят компенсации, выравнивающие исходное несправедливое неравенство. Социальные условия посткоммунистических обществ и поиски либерализмом справедливости ставят вопрос о неотъемлемости экономических прав индивида. Это обусловлено отсутствием гражданского общества, невыполнением государством своих обязательств по предоставлению гражданам свобод и прав и обеспечению их безопасности. Построение правового государства — важнейшая цель реформ в тех странах, которые выбрали путь модернизации, в т. ч. и модернизации политической.

Лит.: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948.— В кн.: Международная зашита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990; Современный либерализм. М., 1998; Федотова В. Г. Хорошее общество (права человека в свете современного и постсовременного научного дискурса).— “Философские науки”, 1998, ¹ 4; Held D. Models f Democracy. Stanford, 1987; Kymlicka W. Right of Group. Oxf„ 1996; Pelcy/HskiZ. A. The State and Civil Society. N. Y, 1984.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: