Когда в российском законодательстве впервые упомянуто о судебном представительстве

Обновлено: 24.04.2024

Впервые о поверенных (прообраз современного адвоката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные акты XV в.). По Псковской грамоте услугами поверенных могли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и монахи.

уже тогда адвокат не мог состоять на государственной службе, чтобы исключить их влияние на суд.

По Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий.

Это положение так же закреплено в судебнике 1497 г., а уже в судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка, и запрещалось посторонним в него вмешиваться, под угрозой наказания.

Соборное уложение 1649 г. развивает права поверенных, упоминания о них в нескольких статьях.

Причём во всех этих документах говорится о институте поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.

Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблён в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.

С этого периода и до судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:

Адвокатура Западного края;

Институт депутатов при следствиях;

Введение института присяжных стряпчих при коммерческих судах в 1832 г.

Организация адвокатуры по судебным уставам 1864 г.

Фундаментом реформы и гарантом демократических принципов организации судопроизводства стал суд присяжных, который обеспечивал непосредственное участие населения в отправлении правосудия и был более демократичной формой судоустройства.

Судебными уставами 1864 г. была введена присяжная адвокатура.

Присяжные поверенные состояли при судах для следующих целей:

1. по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;

2. по назначению в случае необходимости советов присяжных или председателем суда.

что такое судебное представительство

Что такое судебное представительство? Это предусмотренные законом процессуальные действия, которые осуществляет гражданин, например, юрист в ходе судебного разбирательства, отстаивая интересы истца или ответчика.

Закон позволяет гражданам — участникам конфликтной ситуации самостоятельно вести дело в суде. Но если они не обладают определенными знаниями и навыками в области права и юриспруденции, то не смогут эффективно защищать свои права и интересы. Именно поэтому имеет смысл обратиться к юристу или адвокату за получением квалифицированной помощи.

Полномочия представителя оговариваются в доверенности. Порядок ее удостоверения зависит от правового статуса доверителя. Если истцом, ответчиком или третьим лицом выступает организация, доверенность подписывает ее руководитель. Гражданину следует оформить доверенность в нотариальной конторе.

Все нюансы взаимоотношений доверителя и представителя, в частности, стоимость услуг, объем работы, период ее выполнения, прописываются в соглашении об оказании юридических услуг.

Судебное представительство допускается при рассмотрении любой категории гражданских, административных дел и на всех стадиях разрешения спора.

Кто имеет право быть представителем в суде?

Процессуальные нормы строго оговаривают, кто имеет право представлять интересы других лиц при рассмотрении гражданских или административных споров. В числе главных условий закон называет:

  • Дееспособность.
  • Наличие доверенности.

Соблюдения этих требований будет вполне достаточно, чтобы защищать права граждан в мировых или районных судах. Если же дело рассматривается в других судебных инстанциях, к представителю предъявляются повышенные требования – наличие высшего профессионального образования в сфере юриспруденции или учёной степени, например, кандидата или доктора наук.

Некоторые категории граждан могут быть представителями в силу закона. Так, интересы детей может представлять их мать или отец. Оформлять каким-то образом свои полномочия или же иметь соответствующее образование не требуется. Однако родители вправе поручить ведение судебного дела профессиональному юристу.

В действующем законодательстве есть и запреты. Так, не вправе выполнять функции представителя работники суда, следственных органов, прокуратуры. Запрет не распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в качестве законных представителей или же представляют в суде свои организации.

Какие документы должен иметь представитель?

Основной документ – это письменное полномочие быть представителем, иными словами – доверенность. Ее можно оформить в любом нотариальном офисе. Ничего самому писать ненужно, — все сделает нотариус. Главное объяснить ему, для чего и зачем требуется этот документ. Обычно судебная доверенность содержит в себе основные полномочия, которыми будет обладать представитель.

Иногда можно обойтись и без этого документа. Например, если интересы стороны по делу представляет юрист со статусом адвоката, то он может предъявить в суде собственное адвокатское удостоверение.

Также возможно представительство в суде по устному ходатайству, когда сторона процесса перед его началом выступает с соответствующей просьбой. Ходатайство о представлении интересов в суде обычно заявляют в начале судебного процесса. Однако не возбраняется это сделать на любой стадии, если возникла необходимость пригласить в суд специалиста.

Как правило, взаимоотношения гражданина и представителя базируются на другом документе – договоре. В случае с адвокатом это будет соглашение об оказании юридической помощи. Составление этого документа прямо регламентируется законом «Об адвокатской деятельности в РФ».

С юристом без статуса заключается самый обычный договор об оказании услуг, в котором предусматриваются основные условия и правила. Но договор или соглашение, в отличие, от доверенности или адвокатского удостоверения, предъявлять в суде не нужно. Это понадобится только в том случае, если какая-либо сторона по делу попытается взыскать судебные расходы.

В этом случае нужен сам договор, а также документ, который подтверждает несение денежных расходов на оплату услуг представителя. Ходатайство (заявление) о возмещении судебных расходов можно заявить до удаления суда в совещательную комнату. Либо сделать это (подать заявление) уже после того, как решение суда вступило в законную силу.

Нужно ли представителю юридическое образование в 2022 году?

Еще одним необходимым документом может являться диплом юриста, или наличие научной степени в юридической сфере. До 2019 года в законе не было упоминаний об этом. Однако в закон внесли поправки, которые существенным образом изменили текущую ситуацию.

В ряде судебных процессов представитель ответчика или истца должен доказать суду, что он обладает профессиональным юридическим образованием. Подтвердить это можно, представив документы об образовании:

  1. Диплом об окончании образовательного учреждения
  2. Свидетельство о наличии научной степени в области права

Если дело рассматривает мировой судья или федеральный судья районного суда, то подтверждать свое образование не нужно. Но если решения этих судебных инстанций были обжалованы, и дело передано вышестоящему суду, наличие юридического образования будет обязательным.

Документ об образовании должен быть представлен в подлиннике. Копия допускается в том случае, если ее достоверность должным образом удостоверена. Оформить копию диплома можно у любого нотариуса.

В каких делах нужен представитель?

Закон это не регламентирует. Нет обозначенного перечня гражданских дел, в которых обязательно должны участвовать представители. Это означает, что абсолютно любой человек, в любом гражданском деле может лично себя защищать. Вопрос в другом, — будет ли такая защита эффективной, если дело непростое?

При рассмотрении самых обычных типовых дел услуги представителя вряд ли потребуются. Например, можно самому подать в суд исковое заявление о разводе и при этом не приглашать в суд представителя. Исход такого дела практически предрешен, с ведением такого дела в суде справится любой гражданин.

Но есть дела сложные, когда нужно доказывать наличие или отсутствие самых различных фактов и обстоятельств, когда нужно знать, как сформировать правовую позицию по делу, какие доказательства представить и как их добыть. Такую работу лучше доверить специалисту.

Как оформить договоренность с представителем?

Ранее указывалось, что необходим договор или соглашение. Самое главное – обговорить все существенные условия, а именно:

  • Какой объем работы должен выполнить представитель
  • В какую сумму выльется судебное представительство
  • В каком порядке и в какие сроки будет производиться оплата.

Естественно, что оформлять такой договор у нотариуса не нужно. Наличие подписей заказчика и исполнителя будет вполне достаточно для того, чтобы договор имел необходимую юридическую силу.

При желании стороны в любой момент могут его изменить, например, скорректировать предмет договора или же условия о порядке и размере вознаграждения представителя. Любые изменения должны быть оформлены так же, как и сам договор, — то есть в письменной форме.

Нужно ли присутствовать в суде, если есть представитель?

Решение этой дилеммы находится в компетенции истца или ответчика. Если у стороны по делу есть юрист, который представляет его интересы, в суд можно не ходить. Если выбран этот вариант, следует знать, что свое отсутствие в судебном заседании нужно оформить в письменном виде.

Следует подать заявление, в котором указать о своем отношении к иску и просить суд о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель, если он юрист, проведет дело без своего доверителя, при необходимости даст показания, представит доказательства, примет участие в их исследовании и выступит с заключительной речью.

Выводы

Итак, что такое судебное представительство? Это представление интересов одного гражданина другим. Правила 2022 года позволяют любому участнику гражданского дела может пригласить в суд свое доверенное лицо, — представителя. Обычно в такой роли выступают профессиональные юристы.

Представительство возникает на основании договора, который заключается между сторонами. Также необходима доверенность, где перечислены все полномочия представителя. Закон допускает и представительство в суде по устному ходатайству, когда его заявляет участник судебного разбирательства.

В ряде случаев и доверенность не нужна, если в деле принимают участие законные представители. Например, таковыми считаются родители или опекуны, представляющие интересы несовершеннолетнего гражданина при рассмотрении какого-либо гражданского дела.

В мировом и районном суде юристу не обязательно доказывать наличие профессионального образования. Но если дело рассматривает апелляционная, кассационная инстанция, то справки об окончании юридического ВУЗа будут обязательными.

В настоящей статье автором рассмотрен институт судебного представительства, а именно предпосылки его становления и развития, обозначены основные этапы, периоды развития данного института, а также законодательства, регламентирующего деятельность судебных (процессуальных) представителей.

Общество – это динамическая структура, которая никогда не стоит на месте. С развитием жизни, культуры, усложняются и становятся более разнообразными и сложными взаимоотношения между людьми, а соответственно, требуется надлежащее совершенствование юридических норм.

Знание законов, а тем более умение применять их на практике, для большинства населения, которое не обладает профессиональными знаниями и подготовкой, становится затруднительным. Ввиду чего возникла необходимость в помощи человека, который хорошо знает нормы материального и процессуального права, т.е. особого «класса» лиц, профессионально занимающимся изучение отраслей права, обладающим способностью правозаступничества [11].

В истории Древнего Рима долгое время стороны не имели права возлагать защиту своих интересов на третьих лиц, граждане обязаны были выступать на процессе лично [3, с. 76] Спустя некоторое время, сделали исключение в силу пола, возраста, состояния здоровья, недееспособности и иных причин [9, с. 78].

Развитие института судебного (процессуального) представительства в России происходило под влиянием особенностей государства и общества, таких как: этносоциальные, политические, экономические, культурные и т.д. Главной, и основной, предпосылкой к становлению института адвокатуры в России многие ученые-цивилисты относят Судебную реформу 1864 г.

В истории отечественного государства и права становление и развитие института процессуального представительства можно условно разделить на четыре основных этапа:

1. Первый этап – адвокатура в период до 1864 г.

2. Второй этап – адвокатура с момента Судебной реформы и до 1917 г.

3. Третий этап – адвокатура с 1917 по 1991 гг. (советский период).

4. И, наконец, современная адвокатура.

Первый прообраз судебного представителя в письменной форме можно увидеть в законодательных актах XV века, а именно в Новгородской и Псковской судной грамотах.

Однако, произведя исторический анализ, можно сделать вывод о том, что в древней Руси, при самодержавии, государство и власть негативно относилось к созданию независимых и профессиональных объединений адвокатов.

Стешко Л.А. писал, что: «Все цари от Петра Первого до Николая Второго были настроены против создания в России адвокатской корпорации западного образца» [10, с. 16].

Екатерина II говорила, что русский законы написаны понятным языком для любого человека, даже для самого «посредственного ума», зачем же тогда нужны судебные представители? А Николай II и вовсе считал адвокатов врагами государства, отмечая: «Кто, кто погубил Францию, как не адвокаты? Кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет. Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем!» [5].

Пренебрежительное отношение также можно проследить, например, в Псковской грамоте, согласно которой: «Лицо, нанятое стороной для участия в поединке, называлось наймитом» [12]. В то время как наймитами назывались разорившиеся крестьяне, беглые холопы и иные лица, находившиеся в непосредственной зависимости от нанимателя [2].

Согласно Псковской судной грамоте, правом воспользоваться наймитом могли только монахи, женщины, дети, священнослужители, старики и увечные. А вот в Новгородской судной грамоте правом воспользоваться процессуальным представителем обладал любой человек, без исключения.

Согласно Судебнику 1497 года стороны (истец или ответчик) имели право не являться в суд, пригласив вместо себя специального человека, поверенного [13]. В случае наступления определенных обстоятельств, указанный выше круг лиц, имели право поручить ведение дел в суде своему процессуальному представителю. Представлять интересы могли родственники, соседи и наймиты. Однако у наймитов были ограниченные права, поскольку они были лишены возможности воспользоваться правом «очистить себя присягой», которым обладал истец при недостатке доказательств. «А исцем целовати, а наймитами битися» [1, с. 55].

В Соборном уложении 1649 года царя Алексея Михайловича отмечалось, что в случае, если истец или ответчик заболеет и не сможет явиться в суд и присутствовать на судебном процессе, вместо него может явиться лицо, которому сторона доверяет, т.е. судебный представитель [14].

Геваргиз А.А. в своей научной статье писал, что: «По мере развития общества и появления политических, социальных и экономических предпосылок, деятельность по представлению чужих интересов и защите чужих прав, несмотря на отрицательное к ней отношение со стороны властей непременно возникает, и по мере развития общества объективно будет преобразована в правовой институт» [4, с. 208].

Впервые термин «адвокат» появился в Воинских уставах Петра I в наименовании одной из глав «Об адвокатах и полномочных», в которой определялись их задачи и полномочия. С 1716 года и до 1864 года (Судебной реформы) предпринимались попытки упорядочить и усовершенствовать деятельность процессуальных ходатаев.

Витком развития института судебных представителей стал Указ «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» Екатерины II, учредивший губернских стряпчих. Однако польза данного акта весьма сомнительна, ввиду того, что к стряпчим не предъявлялись какие-либо образовательные требования, отсутствовала регламентация их деятельности. И, фактически, губернским стряпчим мог стать человек ни то, что не имеющий соответствующего юридического, но и должного общего образования [15, с. 76].

И только положение 1832г. «Об учреждении коммерческих судов» отчасти упорядочило деятельность процессуальных представителей в коммерческих судах. В соответствии с данным положением был создан специальный институт присяжных стряпчих. Для того чтобы стать поверенным, необходимо было подать прошение о включение в список присяжных стряпчих при коммерческом суде. Вместе с прошением, желающие стать поверенными по делам между частными лицами, подавали иные документы, которые сочли бы нужными, например, послужной список, аттестаты, какие-либо другие свидетельства о звании. После внесения в списки, поверенные давали присягу.

Однако закон по-прежнему существенно ограничивал права стряпчих, держа их в сильнейшей зависимости от судей. Так, например, стряпчие могли быть исключены из списка без объяснения причин, а также не имели абсолютно никакой государственной поддержки.

Ввиду вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что существование судебного представительства в России до Судебной реформы 1964г., как таковой, не существовало. Фактически существовали лишь поверенные и ходатая, которые были значительно ограниченны в правах и не обладали достаточным профессионализмом и квалификацией.

В период правления Александра II, во второй половине XIX века, происходят значительные изменений российского государства и общества в целом. Такое значимое событие, как отмена крепостного права, послужило отправной точкой для ряда реформ: земской, военной, городской, крестьянской, и, самой главной – судебной реформы, в результате которой и был создан институт судебного представительства.

Актом «Учреждение судебных установлений», утвержденным Александром II, учреждался институт присяжных поверенных, который был создан в качестве особой корпорации при судебных местах (палатах) [16, с. 257]. Несмотря на то, что организация судебных поверенных была подконтрольна суду, она была самоуправляемой. Органом самоуправления выступал совет или собрание поверенных.

Также в данным актом предъявлялись требования к присяжным поверенным: наличие высшего юридического образования и обязательный стаж работы по специальности не менее пяти лет. Кроме того, поверенными не могли быть: граждане, не достигшие возраста 25 лет; иностранные граждане; признанные несостоятельными граждане (банкроты); граждане, состоящие на службе от государства; священнослужители; судимые граждане; лица женского пола.

В «Учреждение присяжных поверенных» отражался порядок вступления в ряды присяжных поверенных. Для того чтобы стать поверенным необходимо подать прошение в орган самоуправления (совет присяжных поверенных или общее собрание), а также документы, подтверждающие наличие юридического образования и содержащие информацию и стаже работы. После рассмотрения прощения выносилось постановление о принятии просителя, либо же об отказе в принятии в ряды присяжных поверенных, о чем выдавалось свидетельство. После принятия в число присяжных поверенных принимаемый кандидат приносил присягу и вносился в специальный список. Стоить отметить, что присяжные поверенные по-прежнему не рассматривались как государственные служащие, а были лицами свободной профессии.

В то время зародилась классификация поверенных, которая нашла отголоски и в современной классификации судебных представителей. Так, например, поверенный по уголовным делам мог приступать к работе по соглашению с подсудимым или же по назначению председателя судебного места. По гражданским делам присяжные поверенные могли выступать на основании доверенности, по назначению председателя судебного места или советом присяжных, по словесным заявлениям в суде от тяжущегося. Гонорар за выполненную работу определялся соглашением сторон между присяжным поверенным и доверителем. Данное соглашение заключалось обязательно в письменной форме.

Однако, присяжные поверенные были ограничены в своих правах. Им запрещалось:

1. Выступать в суде против своих родственников (жены, родителей, детей и т.д.). Данный запрет основывался на нормах нравственности и морали.

2. Одновременно выступать поверенным от обеих сторон, открывших спор. Так же не разрешалась смена доверителей, участвующих в одном деле.

3. Запрещалось разглашать информацию, полученную от доверителя в связи с производством по его делу.

Затем, в XIX-XX веках, были предприняты попытки усовершенствования законодательства, регулирующего деятельность судебного представительства. Однако эти попытки не увенчались успехом.

Декларацией Временного правительства от 03.03.1917 г. было разрешено женщинам участвовать в судебных тяжбах в качестве присяжного поверенного в военных судах, а также были отменены все ограничения (сословные, национальные, вероисповедальные).

Но, несмотря на такую положительную тенденцию в развитии, Октябрьский переворот 1917г. практически уничтожил существовавшую адвокатуру.

Декрет Совнаркома от 24.11.1917г. «О суде» упразднил судебную систему, убрав институт присяжных поверенных, не оставив ей какой-либо замены [6]. Согласно Декрету, защитником в судебном заседании могли выступать любые неопороченные граждане, вне зависимости от пола. Как следствие, требование о наличии специального юридического образование больше не существовало. Данный Декрет послужил огромным шагом назад в развитии института судебных присяжных к дореформенным временам.

В условиях Гражданской войны, охватившей Россию, была принята попытка восстановления адвокатуры. Инструкцией Наркомюста РСФСР от 19.12.1917г. «О Революцiонномъ Трибунале, его составе, делахъ, подлежащиъ его веденiю, налагаемыхъ имъ наказанiяхъ и о порядке веденiя его заседанiй» были созданы коллегии правозаступников при революционном трибунале [8].

Декретом ВЦИК от 07.03.1918г. №2 «О суде» коллегии правозаступников были созданы уже при Советах рабочих, крестьянских и солдатских депутатов [7].

В 60-х годах начинается систематизация советского гражданского законодательства, происходит кодификация материального и процессуального гражданского права. В ГК РСФСР, равно как и в ГПК РСФСР 1964 г. большое количество норм посвящено регламентации института судебного представительства.

24 октября 1991 года была утверждена концепция Судебной реформы РСФСР, а 24 октября 1993 года Всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации.

Нельзя не согласиться с мнением Крючкова М.С., который писал, что с помощью данных актов «… была подготовлена фундаментальная правовая основа для реформы российской базы законодательства и создания национального права в новых как экономических, так политических и социальных условиях. Одним из первых законов значится и ГК Российской Федерации 1996 года, сохранивший и усовершенствовающий институт представительства» [11].


В данной статье автор анализирует историю развития института представительства.

Ключевые слова: представительство, полномочие, доверенность, представитель, представляемый, договор, гражданское право.

Для того, чтобы более полно и всесторонне изучить институт представительства в гражданском праве России — необходимо узнать истоки его появления и развитие на всех этапах. Это позволит глубже изучить черты и изменения, присущие данному институту.

Роль представительства на всех этапах жизни будет только возрастать, поскольку в современном мире развивается в ускоренном темпе свободная рыночная экономика, необходима грамотная судебная защита, развиваются различные правоотношения юридических лиц. А представительство всегда будет выступать гарантом механизма защиты физических и юридических лиц. При этом институт охватывает широкий круг как имущественных, так и неимущественных отношений.

Если же изучать представительство, его историю развития и становления, то всегда можно сделать этот институт более эффективным, усовершенствовать с помощью правового регулирования и правоприменения. Преимущества представительства на разных этапах его становления способствуют правильной защиты юридических лиц и граждан.

Изначально нормы закона были более простые и несложные, поэтому большинство людей их понимали и формулировки были доступны. Следовательно люди могли вести свои дела лично, не прибегая к помощи квалифицированных специалистов [1].

Затем развивались рыночные отношения, культура, политика и право в целом, поэтому нормы стали сложнее и труднее для понимания народа. Следовательно, если юридические нормы сложны для понимания, а обычный человек без специальных знаний не может в них разобраться, то необходимы люди, которые специализируются на праве и смогли бы выступить за них и защитить их.

В гражданском праве Древнего Рима стороны долго не могли возлагать на третьих лиц защиту своих интересов, поскольку они должны были выступать лично [2]. Только через некоторое время появились исключения в отношении опекунов.

Изначально представителями могли быть только для людей, которые не могли защитить себя сами в силу возраста, состояния здоровья, пола или других причин. И только в формулярном процессе римского права появилось представительство в более общем виде.

Именно в римском праве представители начали выступать от полностью дееспособного лица, но которые в силу юридической неграмотности не могли защитить себя сами. Тогда представителей начали называть когниторами, то есть лицо, которое заступается за сторону в суде. Заинтересованная сторона сама выбирала представителя и назначала его. Так же к устной помощи допускались адвокаты, но они не были представителями.

До появления института представительства, стороны должны были защищать себя лично. Этот факт обуславливался тем, что процесс был письменным, поэтому было необходимо личное заслушивание сторон, а так же их личные подписи на документах.

Однако, не все люди могли грамотно сформулировать свои мыли на документах в различных делах. Поэтому в Древней Греции появилась такая категория лиц, как логографы. Они обладали специальными знаниями и умениями в определённых сферах, помогали составлять документы и объяснения для сторон. Некоторые учёные выделяют логографов первыми представителями в Древней Греции.

Подобная категория лиц выделялась и в Древнем Риме. Там «представителей» называли патронами [3]. Это лицо было подобно родственнику в семье, при этом оказывало правовую помощь, защищало в суде и совершало сделки в интересах представляемого. Это лицо обладало знаниями в сфере частного права в отличие от других членов семьи.

Спустя длительное время в Древнем Риме появилась адвокатура, которую относили к представительству. Адвокаты так же имели право выступать в суде.

Всегда развивался институт собственности, поэтому появлялись разные формы и виды сделок. Непосредственно появлялись и новые виды гражданско-правовых отношений, для которых были просто необходимы высококвалифицированные представители, например, для сделок с ценными бумагами, с недвижимостью и т. д.

Само понятие «представительство» до сих пор является дискуссионным. Справедливо отмечал Рясенцев, что оно имеет несколько значений и поныне вызывает разногласия [4]. При этом он соотносил понятия «представительство» и «полномочие». Поскольку при реализации полномочий при представительстве действует один субъект права, но от имени другого.

В России представительство нашло своё отражение уже с начала средних веков. Тогда представители могли заключать договоры купли-продажи от имени представляемого. Однако в Своде законов Российской Империи содержалось достаточно мало норм, касающиеся института представительства. В основном это были положения о представительстве родителей и опекунов, а также о представительстве при наследовании.

В конце 19 века более полное отражение представительство получило при составлении проекта гражданского уложения. Там уже появилась доверенность по представительству, разграничили обязательное и добровольное представительство, закрепили личный характер представительства и основания его прекращения.

Некоторые положения этого проекта были закреплены в Гражданских кодексах РСФСР 1922 и 1964 годов. Там определили определённые юридические действия, которое мог совершать представитель. При этом разграничили договор поручения и доверенность.

Таким образом, представительство существовало на протяжении многих веков, но в различных формах его проявления. На каждом этапе развивалось и обретало нынешнюю форму существования. Поскольку институт представительства является одним из старейших институтов гражданского права, то его всегда необходимо изучать и отслеживать динамику развития. Поскольку необходимо признать роль личности в гражданско-правовых отношениях, то необходимо и выделять значимую роль института представительства в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): представительство, институт представительства, представитель, быль, Древний Рим, Древняя Греция, лицо, Россия.


В статье раскрывается немаловажный вопрос становления и развития института судебных приставов. В процессе по дробного изучения исторического аспекта развития института судебных приставов, автор статьи приходит к выводу, что периоды развития института судебных приставов не совпадали с периодами развития общей истории Российского государства. Из-за чего еще могут возникать в теоретическом аспекте изучения некоторые вопросы и неточности, которые необходимо устранять. Также автор предлагает такие «выпавшие» из периодизации периоды считать переходными.

Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации [1].

Регулируется данная деятельность судебных приставов (как гражданских служащих) законодательством о прохождении гражданской службы, которое состоит из совокупности нормативных правовых актов, регулирующих организацию гражданской службы Российской Федерации и правовых положений гражданских служащих в службе судебных приставов, в том числе условий и порядка прохождения службы, оснований прекращения государственно-служебных отношений и др.

Именно поэтому, важно знать и понимать процесс становления и изменения законодательства России в сфере регулирования деятельности службы судебных приставов, ведь данный институт развивается на протяжении длительного времени. А конкретно, с 911 года, когда в договоре Олега с греками, впервые было установлено, что «с виновного должно взыскать иск вполне, если же он не может заплатить все, то должен отдать все, что имеет, и присягнуть в том, что нет никого, кто бы мог ему помочь в уплате» [6].

В нашей статье для удобства характеристики становления института судебных приставов, мы разделим весь период становления на три этапа:

1) становление института судебных приставов до второй половины XIX века;

2) эволюция института судебныхприставов с 1864 по 1917 г.;

3) развитие судебно-исполнительной службы 1992–2004 г.

Итак, рассмотрим первый этап.

Отличие организации службы по взиманию долгов 911 года от современного устройства службы судебных приставов заключалось, в первую очередь в том, что, согласно «Русской Правде», исполнением сборов занимались отроки, мечники и детские. Правда взысканием их обязанности не ограничивались, помимо этого они вызывали на суд ответчика и свидетелей и давали на поруки. Для исполнения иного наказания (санкции) — княжеских вир, привлекались княжеские дружинники [6, c. 647].

Можно сделать вывод, что хоть отдельной должности для сбора штрафов и не существовало, однако функция принудительного исполнения решения о взыскании уже активно реализовывалась.

Следующим этапом развития института судебных приставов стало появление в 1261 году законодательно урегулированного способа исполнения судебных решений — «отдачи головою», предусматривавший лишение несостоятельного должника и членов его семьи (жены, детей) свободы и продажу их в рабство с торгов. Позже «вечное рабство» было заменено временной работой, при которой должник либо сам отрабатывал долг, либо его могли выкупить другие лица [6].

Приставы впервые упоминаются лишь в XIII веке, в документальных актах периода феодальной раздробленности, таких, как: Новгородской и Псковской судных грамотах. В этот период пристав выступал признаком самостоятельности и независимости судей друг от друга, князья старались оберегать свои уделы от въезда пристава. Каждый князь, монастырь, патриархи, митрополиты, архиепископы, общины имели своих приставов, которые несли ответственность перед ними, ездили в подсудные им области [5, c. 116].

При изучении вышеуказанных грамот, видим, что полномочия приставов были достаточно широки и включали элементы судебной и следственной деятельности (досудебное исследование обстоятельств совершения преступления, собирание доказательств, обеспечения надлежащего порядка при рассмотрении дела в суде, контроль за своевременной уплатой судебных пошлин, розыск и принудительный привод ответчика и др.). Руководили приставами князья, городское вече [4, c, 29].

Дальнейшее законодательное закрепление статуса приставы получили благодаря Судебникам 1497 и 1550 гг. Здесь появляется совершенно новый институт — отдача за пристава, или сиденье за приставом. Суть данных институтов заключалась в полном лишении свободы обвиняемого.

Помимо новых институтов в Судебнике 1497 года, например, приставы получают более широкие полномочия: теперь, согласно ст. 28 Судебника, пристав мог получить приставную грамоту, дающую ему право брать на поруки ответчика при вызове в суд, осуществлять обыски и другие действия в целях расследования или исполнения приговора. Приставов называют дворянами, позовниками, подвойскими, ходоками, недельщиками [4, c. 32].

Судебник 1550 года стал новым шагом на пути развития института судебных приставов. Теперь согласно Судебнику посылать с приставными грамотами имели право только так называемых ездоков или заговорщиков — людей, с которыми они заключили условие совместно и под своим надзором и руководством исполнять обязанности приставов [4. C. 34].

Появление сформированных должностей приставов и недельщиков мы наблюдаем лишь в 1649 году в Соборном Уложении. В функционал этих служащих входили такие обязанности, как: по челобитной истца доставлять в суд ответчика, разыскивать преступников, производить арест, принудительно доставлять в суд. Также важно отметить, что приставы официально являлись должностными лицами судебного ведомства.

Дальнейшее развитие система исполнения решения судов получила с петровскими преобразованиями, которые были введены рядом указов с 1697 года по 1700 год. Суть данных изменений заключалась в ужесточении режима содержания подсудимых: стали практиковаться взятие в суд без объяснения, немедленный допрос без предоставления возможности приготовиться к ответу, канцелярская тайна лишила ответчика информации. Были отменены: приставная память, в которой излагалась сущность жалобы истца и которая служила повесткой ответчику; отдача на поруки ответчика с назначенным сроком первой явки в суд; ответственность поручителей; институт приставов, которые действовали по строго определенным правилам и несли за свои действия ответственность. Приставов и подвойских судных грамот Судебника 1550 г. постепенно вытеснила общая полиция [4, c. 35].

Более кардинальные перемены коснулись института судебных приставов во времена царствования Екатерины II. В 1782 году она присвоила полномочия урядников полиции. В 1786 году, урядники были разделены на две категории. Одни стали именоваться полицейскими приставами, которые исполняли решения судов, а другие — становыми приставами, осуществляющими охрану, переданных Министерству юстиции после его образования в 1802 г [5. C. 118].

Проанализировав первый этап, мы можем прийти к выводу, что первое упоминание службы приставов относится еще к периоду Древнерусского государства. А в конце XVII — начале XVIII века судебные приставы уже перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в Российской империи. Их полномочия передаются мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим.

Теперь перейдем к характеристике второго этапа, который мы выделили.

Что касается эволюции института судебных приставов по судебной реформе с 1864 по 1917 г., на данном этапе происходит возрождение института судебных приставов после его упразднения в начале XVIII века.

Новое развитие институт судебных приставов получил 20 ноября 1864г. с принятием Александром II судебных уставов (Законов) — «Учреждения о судебных установлениях», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» [6. C. 648].

В результате судебной реформы 1864 года, к мерам принудительного исполнения стали относить:

1) передачу имущества натурой лицу, которому оно было присуждено;

2) производство за счет ответчика тех действий или работ, которые должны быть совершены в назначенный судом срок;

3) обращение взыскания на имущество должника (движимое и недвижимое) [2. C. 156].

С этого времени было законодательно закреплено понятие «судебный пристав».

Помимо этого Уставы Александра II решали еще ряд значимых вопросов. Среди которых:

– введение залога и присяги, которые должны были способствовать надлежащему исполнению своих обязанностей приставами;

– установление ряда квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава: возраст — не менее 21 года, гражданство, отсутствие долгов, чистая деловая репутация, отсутствие судимостей, отсутствие духовного сана (отсутствие лишений духовного сана), отсутствие у кандидата «от правительства или по выборам»;

– введение испытание для кандидата;

– введение классных чинов для приставов;

– новый порядок приведения в исполнение судебных решений: решения суда обращались к исполнению по желанию взыскателя. Взыскатель, желающий привести решение в исполнение, должен был обратиться в суд, постановивший решение, с устной или письменной просьбой о выдаче ему исполнительного листа, после чего он с этим листом обращался к председателю соответствующего суда о назначении судебного пристава, после того, как председатель назначал судебного пристава по своему усмотрению или по указанию взыскателя, последний обращался к судебному приставу с письменным заявлением, в котором выбирал способ исполнения решения суда;

– введение новых и самых разнообразных обязанностей: осуществление привода лиц, не желающих самостоятельно являться в суд по повестке; оповещение сторон о судебных заседаниях путем доставки им повесток, доставка судебных документов по назначению; взыскание денежных сумм с должников до вынесения судебного решения, охрана наследства, передача и отсылка по принадлежности денег и других ценностей, арест движимого и недвижимого имущества, его оценка, хранение и продажа с торгов, задержание должников, ввод граждан во владение имуществом, исполнение судебных приговоров о денежных взысканиях, поддержание порядка в залах суда; исполнение судебных решений, постановлений и определений, распоряжений судей и др.;

– введение жесткой системы контроля деятельности судебных приставов: судебные приставы находились под контролем суда, при котором они состояли; они отчитывались председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения, также обязаны были вести особый журнал, куда записывали все свои действия по исполнению решений, из которого по требованию сторон выдавались засвидетельствованные выписки [5, c, 119].

Таким образом, можно сделать вывод, что институт судебных приставов полностью сформировался к 20 веку в Российской империи и должен был способствовать укреплению организационной самостоятельности и контроля.

Теперь приступим к изучению последнего, выделенного нами этапа развития института судебных приставов. Мы обозначили его рамки с 1992 года по 2004 год. Связано это с тем, что после Октябрьской революции 191 года институт судебных приставов был ликвидирован, одновременно с ликвидацией судебной системы Российской империи, принятием Декрета СНК РСФСР «О суде». Этот Декрет постановил: «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований» [4, c, 34].

Соответственно с 1917 года по 1992 год институт судебных приставов был упразднен.

В этот период порядок принудительного исполнения был регламентирован Гражданским процессуальным кодексом РСФСР 1923 г. и рядом других актов.

Очень скоро обязанности пристава-исполнителя были переданы красногвардейцам, затем к исполнению обязанностей были привлечены органы милиции.

В целом исполнительное производство в данный период характеризовалось рядом признаков:

1) исполнительное производство носило государственный характер;

2) судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом как органов юстиции, так и председателей соответствующих судов;

3) как часть судебного процесса, исполнительное производство имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков;

4) оно преимущественно защищало государственную, общественную и кооперативную собственность, например, путём установления ряда существенных ограничений по обращению взыскания в отношении государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций [2, c. 158].

После долгого забвениявпервые термин «судебный пристав» появился вновь в современном законодательстве с принятием федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», по которому поддержание порядка в заседании Конституционного суда возлагалось на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих. Вместе с тем на них не возлагаются функции по принудительному исполнению актов Конституционного суда РФ.

Это и стало новым этапом развития института судебных приставов.

Поскольку к этому времени ситуация с исполнением судебных решений значительно ухудшилась, возникла острая необходимость реформирования судебной системы.

Долго ждать не пришлось, уже 12 мая 1995 г. законопроекты по внесению изменений в судебную систему были внесены в Госдуму; в июле приняты в первом чтении и, после значительной доработки, 16 апреля1997 г. приняты во втором чтении; 4 июня 1997 г. — в третьем. Одобрены они были Советом Федерации 03 июля 1997 г. и подписаны Президентом РФ 21 июля 1997 г. Оба закона вступили в силу 6 ноября 1997 года [2, c. 163].

Введение этих двух законов стало значительным шагом к структурному оформлению обновленной службы судебных приставов, а также помогло решению ряда серьезных проблем, связанных с исполнительным производством:

– создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов и таким образом осуществлена одна из основных идей, положенных в основу этих законов;

– законодательно обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства;

– созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъёма их профессионального уровня;

– усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение — законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве;

– обеспечен действенный (внутриведомственный, судебный и прокурорский) контроль над действиями судебного пристава-исполнителя.

Вместе с тем, новые очертания и функционал приобретает сама служба исполнительного судопроизводства:

– судебные приставы находятся в системе управления и подчиняются вышестоящим должностным лицам (органы исполнения из судебных, превращаются в административные);

– создана самостоятельная служба судебных приставов в качестве органа принудительного исполнения судебных актов и актов других органов;

– на судебных приставов теперь возлагаются задачи по обеспечению охраны и защиты судей, участников процесса, свидетелей и граждан, находящихся в здании суда, от преступных посягательств, а также выполнение иных мер;

– впервые в законодательстве последовательно был реализован принцип равенства защиты всех форм собственности;

– судебный пристав-исполнитель получил более широкие возможности по исполнению своих обязанностей за счет наделения его правом налагать штрафы, а также вносить представления о привлечении к административной или уголовной ответственности [3, c. 382].

В 2009 году Федеральной службой судебных приставов были приняты меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего служебную деятельность судебных приставов. В частности, приняты федеральные законы от 19 июля 2009 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах», расширивший полномочия судебных приставов, от 27 сентября 2009 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», установивший минимальный размер исполнительского сбора, и от 28 июня 2009 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наделивший судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов полномочием по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотрены статьей 13.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [6, c. 648].

В настоящее время ФССП России заняла определенное место в системе правоохранительных органов, выполняя функции принудительного обращения взыскания на задолженности организаций и физических лиц, а также другие функции. Можно сделать вывод, что территориальные подразделения судебных приставов стали сейчас необходимым атрибутом государственной власти в городах и регионах, наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами.

Подробно изучив исторический аспект развития института судебных приставов, мы пришли к выводу, что периоды развития института судебных приставов не совпадали с периодами развития общей истории Российского государства. Из-за чего еще могут возникать в теоретическом аспекте изучения некоторые вопросы. Например, к какому этапу развития относить институт службы судебных приставов в период с 1991 по 1997 год, когда было отменено советское законодательство, регулировавшее деятельность приставов и принятием Федерального закона «О судебных приставах»?

Такие периоды выпадения из периодизации мы предлагаем считать переходными периодами.

Основные термины (генерируются автоматически): пристав, исполнительное производство, Российская Федерация, внесение изменений, принудительное исполнение, суд, судебный пристав, Российская империя, судебная система, судебный пристав-исполнитель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: