Когда в россии была учреждена государственная дума как полноценный законодательный орган

Обновлено: 18.04.2024

24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва. В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано в 1906 году.

24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва, в которую по итогам декабрьских выборов прошли четыре партии - единороссы, эсеры, либерал-демократы и КПРФ.

В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума.

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы, изданными 6 августа 1905 года. Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" существенно расширил полномочия Думы. Она стала законодательно-представительным органом, рассматривающим законопроекты, которые затем должны были обсуждаться в Государственном совете и утверждаться царем.

Применительно к структуре парламентов европейских государств Государственная Дума являла собой нижнюю палату. В качестве верхней палаты выступал действовавший при царе с 1810 года высший законосовещательный орган - Государственный совет.

Государственная Дума избиралась на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого. Общее число избранных депутатов Думы дореволюционной России в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

В декабре 1905 года был издан Закон о выборах, который определял порядок выборов в первую Думу, в основе которого лежал принцип выборов по куриям, на основе цензов и учета принадлежности к сословиям. Выборы были многоступенчатыми по четырем неравноправным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для рабочих устанавливались трехстепенные выборы, для крестьян - четырехстепенные. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Выборы были неравные - в землевладельческой курии один выборщик приходился на две тысячи избирателей, в городской - на четыре тысячи, в крестьянской - на 30 тысяч, в рабочей - на 90 тысяч. Выборы были непрямые и не всеобщие (от выборов устранялись лица моложе 25 лет, женщины, военнослужащие, учащиеся, неоседлые народы).

23 апреля 1906 года Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.

Первая Государственная Дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 года. В Думу входили представители разных политических партий: кадеты - 179 депутатов, октябристы - 16, социал-демократы - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105, во фракцию представителей аграрной трудовой партии «трудовиков» вошли 97 депутатов. Председателем первой Думы был избран профессор Петербургского университета, кадет С.Муромцев. За время своей работы первая Дума провела одну сессию, приняла 8 законопроектов и 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева».

Вторая Государственная Дума, председателем которой был земский деятель Ф.А. Головин, начала работу 20 февраля и была распущена 2 июня 1907 года. Состав второй Думы оказался более левым, чем предыдущий: более 40 % голосов в ней получили социалисты - трудовики, эсеры и социал-демократы. Она также провела только одну сессию, не приняв ни одного закона.

3 июня 1907 года был издан царский Манифест о роспуске второй Думы и об изменении положения о выборах. Избирательный закон коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Один голос помещиков приравняли к четырем голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

Третья Государственная Дума - единственная из всех четырех дореволюционных Дум, которая просуществовала весь положенный пятилетний срок (с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года) и провела 5 сессий. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11. Третья Дума вошла в историю как "столыпинская". Председателями ее были: с 1907 года - Николай Хомяков, с 1910 года - Александр Гучков, с 1911 года - Михаил Родзянко.

Четвертая Государственная Дума (15 ноября 1912 года - 6 (19) октября 1917 года) по составу мало отличалась от третьей, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Председателем четвертой Думы был крупный екатеринославский землевладелец, октябрист М.Родзянко. С началом Первой мировой войны сессии проводились нерегулярно, а после серии крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью. С 1915 года Николай II и царское правительство практически прекратили конструктивное взаимодействие с законодательными палатами. Работа Думы неоднократно прерывалась: 16 декабря 1916 года Дума в очередной раз была распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века. 25 февраля 1917 года Государственная Дума была опять распущена и больше официально не собиралась, хотя формально и фактически продолжала существовать.

После февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный совет не возобновляли свою работу. Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором работала под видом «частных совещаний». 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Четвертая Дума была упразднена вскоре после Октябрьской революции. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы. Конституция РСФСР 1918 года установила, что «высшей властью» являются съезды Советов.

Установленная Конституцией РСФСР избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125 тысяч (что давало преимущество рабочим). К участию в выборах не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные и лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная система).

5 декабря 1936 года VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам Советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он собирался на сессии два раза в год, рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума.

21 января 1937 года была принята и новая Конституция РСФСР, заменившая съезды Советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались на 4 года по норме - 1 депутат от 150 тысяч населения. Впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности, был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 году был избран А.Жданов.

Некоторые демократические нововведения были применены в 1989 году в период выборов народных депутатов СССР, а также в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов. Именно с этими выборами связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в депутаты.

Формирование избирательной системы в современной России относится к началу 1990-х годов, когда по Указу Президента РФ Б.Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента - Федерального Собрания. Тем же Указом на 12 декабря 1993 года были назначены выборы в Государственную Думу - нижнюю палату Федерального Собрания, и одновременно с выборами в Государственную Думу также выборы в верхнюю палату парламента - Совет Федерации.

В развитии представительной и законодательной власти в России наступил новый этап. В основе избирательной системы появились следующие конституционные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании. В соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в стране оставалась смешанная избирательная система: кандидаты могли идти в Думу и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Именно по этой системе формировалась Государственная Дума РФ первого (1993), второго (1995), третьего (1999) и четвертого (2003) созывов. В Государственную Думу сроком на четыре года избирались 450 депутатов, из них 225 - по одномандатным округам (один круг - один депутат) и 225 - по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты (называемые нередко партийными списками), выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками.

Выборы в Государственную Думу пятого созыва 2 декабря 2007 года состоялись в соответствии с новым Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18 мая 2005 года. Закон предусматривает избрание всех депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигались только политическими партиями, которые в соответствии с законом "О политических партиях" имеют право участвовать в выборах. Создание избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы не предусматривалось. В Думу прошли те партии, которые преодолели семипроцентный барьер. Из избирательных бюллетеней исчезла графа "против всех кандидатов", введенная Указом Президента России в 1993 году. Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки.

Государственная Дума является одной из двух палат российского парламента – Федерального Собрания. К ее ведению относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль деятельности Правительства Российской Федерации, утверждение кандидатуры Председателя Правительства по представлению Президента, утверждение по представлению Председателя Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, назначение и освобождение от должности руководителя Центрального банка, заместителя Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, вопросы международного парламентского сотрудничества

Здание Государственной Думы

Списки депутатов

  1. Состав первого созыва 1994–1996
  2. Состав второго созыва 1996–2000
  3. Состав третьего созыва 2000–2003
  4. Состав четвертого созыва 2003–2007
  5. Состав пятого созыва 2007–2011
  6. Состав шестого созыва 2011–2016
  7. Состав седьмого созыва 2016–2021
  8. Состав восьмого созыва 2021

История представительного законодательного органа государственной власти в России началась с учреждения в 1905 году первой Государственной Думы. За время работы четырех Дум Российской империи были приняты законы об образовании, об охране труда на производстве. Депутаты занимались разработкой мер социальной защиты малоимущих и других слоев населения. Были выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота после поражения в русско-японской войне. Особое внимание уделялось народному просвещению и развитию социальной сферы: выделялись средства на строительство школ, больниц, храмов, домов призрения.

В период существования РСФСР и СССР представительные и законодательные функции выполняли в зависимости от исторического периода ВЦИК и различные формы Советов. Сначала – советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, затем высшими органами власти становились Всероссийские и Всесоюзные съезды Советов, Верховные советы РСФСР и СССР, советы народных депутатов СССР. Принцип их формирования и сфера компетенций менялась в соответствии с принимаемыми Конституциями Республики и Союза.

В новейшей истории России Государственная Дума наряду с Советом Федерации является одной из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации. Цель современного российского законодательства состоит в выявлении потребностей в регулировании общественных отношений, обеспечивающем научную обоснованность и эффективность законотворческой деятельности в условиях меняющихся реалий и новых вызовов. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.

В октябре 1905 года Николай II издал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», которым была учреждена Государственная Дума как законодательно-представительный орган. Дума должна была рассматривать законопроекты, которые затем должны были обсуждаться в Государственном совете и утверждаться царем. На первое заседание депутаты собрались 10 мая 1906 года (по старому стилю 27 апреля) в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.

Это был теплый и солнечный день, в столице уже распустилась черемуха. Петербуржцы приветствовали передвижение депутатов в течение всего дня: на Невском, до приема в Зимнем дворце, после — вдоль набережной Невы от Зимнего до Таврического дворца. В Москве с 12 часов были закрыты все торговые заведения, работали лишь фабрики, заводы, парикмахерские и почта.

Как было сказано в манифесте, «ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».

Применительно к структуре парламентов европейских государств, Государственная Дума России являла собой нижнюю палату, а в качестве верхней палаты выступал действовавший при царе с 1810 года высший законосовещательный орган — Государственный совет.

Первая Государственная Дума проработала 72 дня — до 22 июля 1906 года, проведя всего одну сессию. Возглавлял первый созыв русский правовед, один из основоположников конституционного права России Сергей Муромцев. В Думу входили представители разных политических партий. Ее самой многочисленной фракцией были кадеты — 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы — 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных — 105.

Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно своду, в перерывах между сессиями Думы царь мог издавать новые законы от своего имени.

Главным в работе первой Государственной Думы Российской империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905-1907 годов. Всего же за время работы депутатами был принят 391 запрос о незаконных действиях правительства и одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая. Дума была распущена Николаем II.

11 января 1994 года начал свою работу новый российский парламент – Федеральное Собрание РФ.

Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом России. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума, которая просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, впоследствии получившие название Земских Соборов (существовали в середине XVI-XVII веках).

Первая попытка создания двухпалатного парламента в России приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I выдающийся государственный деятель Михаил Сперанский разработал контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета.

В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

Закон об учреждении в Российской империи Государственной думы был подписан в 1905 году императором Николаем II. Последующим манифестом 1906 года император установил, что "со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы". Таким образом, был создан первый российский двухпалатный парламент.

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти – Советы народных депутатов.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет и Совет Национальностей.

Конституцией СССР 1936 года был учрежден Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность президента республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Впоследствии указом президента РСФСР система советов была ликвидирована.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России.

В Совет Федерации (СФ) входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; представители РФ, назначаемые президентом, число которых составляет не более 10% от числа членов СФ – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Член СФ – представитель от законодательного или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом СФ и депутатом ГД. Депутат ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания посланий президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации считается верхней, Государственная Дума - нижней палатой парламента России. Понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" (в Государственной Думе) и идет "вверх" – в Совет Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.

К ведению Совета Федерации (СФ) относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа президента России о введении военного положения;

в) утверждение указа президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории;

д) назначение выборов президента РФ;

е) отрешение президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ и его заместителей;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Право законодательной инициативы принадлежит президенту и правительству РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду и Верховному Суду РФ. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые ГД РФ федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был им рассмотрен. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению ГД.

В случае несогласия Государственной Думы с решением СФ федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту. Президент России в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей голосов) от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством – не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию.

Палаты Федерального Собрания РФ взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с президентом РФ, правительством РФ, федеральными судами, генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.

Председатель Государственной Думы VII созыва – Вячеслав Володин.

Председатель Совета Федерации – Валентина Матвиенко.

Государственная дума Российской империи — высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).

Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.

В случае отказа Думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничивало бы возможности соответствующих ведомств. Утвержденные Госдумой законопроекты поступали на рассмотрение Госсовета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Госсовета и одобрен ими, Дума рассматривала его и в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору.

6 мая (23 апреля по старому стилю) 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе царя.

Решения Думы могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Госдуме, Госсовете и выборах в них), с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утвержден, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главным управляющим о незаконных (с точки зрения депутатов) действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа. Если 2/3 членов Думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов представлялся на рассмотрение императора.

Всего состоялись выборы четырех созывов Государственной думы Российской империи. Первая Государственная дума просуществовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года, ее председателем был кадет, профессор Петербургского университета Сергей Муромцев. Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года, ее председателем был избран кадет Федор Головин. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Второй Государственной думы 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием "Третьеиюньского переворота".

Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года. По новому избирательному закону были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства и рабочих, от Польши и Кавказа было сокращено, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды, право было передано губернскому избирательному собранию в целом.

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Председателем Третьей Думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Гучков, а с 1911 года — один из лидеров октябристов Михаил Родзянко.

Четвертая Дума под председательством Родзянко возникла в предкризисный для России и всего мира период — канун мировой войны и просуществовала с ноября 1912 года по март 1917 года. Была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавия. Формально Дума продолжала существовать до 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: