Когда увеличат зарплату аппарату суда

Обновлено: 24.04.2024

На пленарном заседании 28 октября депутаты Государственной Думы рассмотрели и приняли в первом чтении законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов.

Так, доходы бюджета в 2022 году составят 25,02 трлн руб., в 2023 году — 25,54 трлн руб., в 2024 году — 25,83 трлн руб. Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн руб., в 2023 году — 25,24 трлн руб., в 2024 году — 26,35 трлн руб. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн руб., в 2023 году — 2,88 трлн руб., в 2024 году — 2,98 трлн руб.

«Главная цель, приоритет бюджетной политики — это содействие достижению национальных целей. В этих целях произведена концентрация финансовых ресурсов на приоритетных мероприятиях и программах», — заявил министр финансов Антон Силуанов на пленарном заседании (цитата — сайт Госдумы).

Председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров со своей стороны заявил, что в проекте бюджета на 2022–2024 годы растут расходы на здравоохранение, образование и социальную поддержку.

«Хотел бы показать объемы поддержки семей с детьми и социальных пособий. В решениях, за которые проголосовали все комитеты, говорится, что главным достижением бюджета является то, что люди получат необходимую помощь», — сказал Макаров.

Содержание органов власти в 2022 году обойдется бюджету примерно в 1,7 трлн руб. Сюда включены расходы на обеспечение работы президента (27,3 млрд руб.), правительства (8,5 млрд руб.), Госдумы (11,8 млрд руб.), Совета Федерации (6,1 млрд руб.) и др. На содержание судебной системы будет затрачено порядка 202,6 млрд руб. в 2022 году, 199,8 млрд руб. — в 2023-м и 205,9 млрд руб. — в 2024 году.

Так, например, на оплату труда председателя и судей Конституционного суда в будущем году запланировано 115,4 млн руб. (120 млн руб. в 2023-м, 124,8 млн руб. в 2024-м), а Верховного суда — 827,4 млн руб. (860 млн руб. в 2023 году, 894,9 млн руб. в 2024-м). На зарплаты судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей выделят 80 млрд руб. (83,3 млрд руб. в 2023 году, 86,6 млрд руб. в 2024-м).

На деятельность Судебного департамента и его региональных управлений в 2022 году будет направлено 4,3 млрд руб.

На федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» предусмотрено в следующем году 8,3 млрд руб.

На нацбезопасность и правоохранительную деятельность запланировано в 2022 году 1,6 трлн руб.: Следственный комитет получит 43,4 млрд руб., органы прокуратуры — 84,5 млрд руб., МВД — 721,7 млрд руб., система исполнения наказаний — 211, 9 млрд руб., органы юстиции — 76,4 млрд.

В декабре 2021 г. был принят Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 437-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации" в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Во исполнение новой редакции ст. 51 Закона о государственной гражданской службе Президент РФ утвердил порядок формирования фондов оплаты труда федеральных госслужащих (Указы Президента РФ от 31 декабря 2021 г. № 749, № 751 и № 752).

Методику расчета годового ФОТ федеральных госслужащих федеральных государственных органов утвердит Правительство РФ.

Новый порядок применяется при формировании ФОТ федеральных госслужащих:

  • центральных аппаратов (аппаратов) федеральных госорганов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" – начиная с 1 января 2022 г.;
  • территориальных органов (органов) федеральных госорганов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, территориальных органов – представительств МИД РФ на территории России, диппредставительств и консульских учреждений РФ – начиная с 1 января 2023 г. До 1 января 2023 г. при формировании ФОТ указанных органов и учреждений необходимо руководствоваться пунктами 8 и 9 Указа Президента от 25 июля 2006 г. № 763 в новой редакции.

Порядок формирования ФОТ федеральных госслужащих Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и аппарата Счетной палаты РФ должен быть установлен отдельными указами Президента.

Указом № 749 Президент увеличил размеры надбавок за дипломатический ранг.

C 1 января 2023 г. размеры ежемесячной надбавки за особые условия госслужбы, установленные пунктом 5 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763, будут выплачиваться федеральным госслужащим центральных аппаратов (аппаратов) федеральных госорганов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, территориальных органов – представительств МИД РФ на территории России. Остальные федеральные госслужащие ежемесячную надбавку за особые условия федеральной госслужбы будут получать в других (уменьшенных по отношению к окладу) размерах.

С 31 декабря 2021 г. вступили в силу масштабные изменения в приложение к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763. Увеличиваются должностные оклады и уменьшается ежемесячное денежное поощрение федеральных госслужащих:

  • Аппарата Совета Федерации;
  • Аппарата Госдумы;
  • Федеральных министерств;
  • Управления делами Президента РФ;
  • Главного управления специальных программ Президента РФ;
  • федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ;
  • Федеральной службы войск национальной гвардии РФ;
  • федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам;
  • представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом;
  • территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • аппарата Конституционного Суда РФ;
  • аппарата Верховного Суда РФ;
  • аппаратов федеральных судов общей юрисдикции;
  • аппаратов арбитражных судов;
  • в системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  • прокуратуры РФ;
  • системы Следственного комитета РФ;
  • аппарата Центральной избирательной комиссии РФ;
  • рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ;
  • Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству;
  • госорганов Правительства РФ, госорганов при Правительстве РФ;
  • органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус".

Указом также увеличиваются размеры окладов за классный чин федеральных госслужащих, размеры окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции работников Минюста РФ, ФССП, ФСИН и их территориальных органов, аппаратов федеральных судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ и управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ.

Однако обратите внимание, в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. ежемесячные и иные выплаты будут осуществляться по старым правилам (без учета изменений, внесенных Указом Президента № 749) следующим лицам:

1 триллион рублей запланировал Минфин на индексацию зарплат военным, госслужащим, судьям за три года.

– В 2023–2025 годах зарплатный фонд бюджетников в результате индексации планируется увеличить на 1 трлн руб., – сообщает РБК со ссылкой на материалы Минфина. – Больше всего средств получат военные и работники федеральных госучреждений.

В соответствии с опубликованным данными, размер ассигнований почти в два раза превышает запланированный на эти же цели объем в 2022–2024 году.

Так в следующем году оклады некоторых бюджетников вырастут на 104,7 млрд руб., в 2024 году — на 359 млрд руб., а в 2025 году — на 541,7 млрд руб.

Работникам федеральных государственных учреждений выделят 280 млрд руб. за три года.

Зарплаты гражданских госслужащих увеличат на 120 млрд руб., судей — на 27,8 млрд руб., а прокуроров — на 22,3 млрд руб.

Работникам федеральных госучреждений — учителям, социальным работникам, младшему и среднему медицинскому персоналу оклады увеличат на ожидаемый темп роста средней номинальной зарплаты по стране, то есть на 9,9% в 2023 году, 7,7% в 2024 году и 6,5% в 2025 году.

В данным, опубликованных Минфином, не сообщается общее количество сотрудников, которых затронет индексация довольствий и зарплат.

В России следует на законодательном уровне принять ряд мер по улучшению эффективности судебной системы, в частности, повысить зарплату судьям, считает

он предложил повысить зарплату судьям всех инстанций и секретарям суда на 30%, а также ввести систему премирования.

Кроме того, предлагается законодательно внедрить в России практику «ночных судов» для рассмотрения «мелких дел» в нерабочее время и вынесения решений по ним за один день, а также установить пошлину на длительные судебные слушания.

«В результате такой реформы возрастет квалификация судей и их личностная мотивация к исполнению своих обязанностей, сократится вероятность коррумпированности судейского штаба и увеличится популярность этой профессии среди талантливой молодежи. Эти меры позволят ускорить судебные процессы и повысить эффективность судей, что положительно скажется на качестве принятых ими решений. Такая оптимизация работы судов будет выгодна как судьям, так и обращающимся к ним гражданам и организациям. Все это выведет систему судопроизводства России на качественно новый уровень, что также положительно скажется и на инвестиционной привлекательности страны», — уверен автор инициативы.

В числе критериев, по которым следует премировать судей, он назвал сверхурочную работу в будни и работу в выходные дни с целью разрешить дело в максимально короткие сроки, качество правосудия, повышение квалификации, а также количество рассмотренных дел на иностранном языке.

«Финансирование повышения зарплат и премий можно осуществить за счет увеличения штрафов для правонарушителей. Другим источником может стать повышение судебных пошлин, которые на данный момент относительно низкие по сравнению со странами, близкими к России по уровню жизни», — отмечает Давыдов.

Он также привел в пример Черногорию и Румынию, где годовые зарплаты начинающих судей заметно выше, чем в России.

Со своей стороны, указал на необходимость повышения зарплат судебным приставам и работникам аппарата, занимающимся «черной работой».

«Повышение зарплаты работникам аппарата и в особенности судебным приставам, которые ведают исполнением судебных решений, — это вещь давно назревшая и необходимая. Это и средство борьбы с коррупцией, и поощрение людей, занятых весьма сложной, «черной» работой», — сказал Пашин.

Он также отметил, что судьи в России трудятся в нерабочее время, но это пока «не узаконено».

«Сейчас есть дежурные судьи, которые рассматривают ходатайства о заключении под стражу, вопросы о наказании митингующих. Судьи работают и в ночное время, и это будет узаконение порядка, который существует. Мне тоже приходилось, будучи судьей, работать после 18:00. Что сдерживает от такой работы? Расписание конвойных подразделений. Когда на часах 16:30 конвоиры говорят, что вообще-то нам пора ехать, хватит. Судья может работать позже, но для этого «смежники» должны работать как нужно», — отметил федеральный судья в отставке.

По словам Дмитрия Давыдова,

«ночные суды» эффективно работают в Сингапуре, Великобритании, США и Казахстане.

В числе «мелких дел», которым могли бы заниматься «ночные суды», он назвалПДД, семейно-бытовые вопросы и мелкое хулиганство.

В рамках предложения о введении в России пошлины на длительные судебные слушания автор проекта «20 идей по развитию России» указал на необходимость определить «бесплатное» количество дней, которое может занимать слушание в рамках инстанции, и назначить пошлину за каждый дополнительный день или час слушания в зависимости от суммы иска.

«Таким образом, стороны будут мотивированы начинать слушание только в случае максимальной готовности, а любая задержка по вине истца или ответчика будет оплачиваться. Это может значительно ускорить процесс принятия решения», — подчеркнул Давыдов, пояснив, что эту практику предлагается ввести при рассмотрении гражданских, в том числе и коммерческих, дел.

Судейская коллегия

Оплачивается работа представителей судебной системы по-разному. Те, кто находится на верхней ступени аппарата, получают по несколько сотен тысяч рублей, а у региональных представителей этой системы зарплаты чуть выше МРОТ.

Поэтому увеличение оклада по-разному окажет влияние на бюджетников. Но нельзя считать зарплату у представителей судебной ветви власти очень низкой, наоборот, она находится на довольно приличном уровне и с каждым годом неуклонно растет.

Повышение зарплаты аппарату суда в 2022 году в России

Основной упор делается на индексацию, которая для работников аппарата суда составит всего 4,6 %. Много ли это? Все связано с тем, кто и сколько получает.

  1. Мировой судья при окладе в 50 тысяч рублей получит прибавку в 2 300 рублей.
  2. Секретарь при зарплате в 20 тысяч рублей получит при индексации 920 рублей.
  3. Архивариус, имеющий зарплату на уровне МРОТ, может рассчитывать на прибавку всего в 500 рублей.

Когда будут выплачивать пенсии за август 2021 года из-за коронавируса на карту

Важно!

Также в соответствии с индексацией будут увеличены некоторые премиальные и надбавки.

Повышение зарплаты аппарату суда в 2022 году в России

Повышение зарплат

Судебная система – одна из самых масштабных в сфере власти, есть федеральные, региональные, местные подразделения. Заработанные платы могут отличаться в десятки раз. Все зависит от того, на каком уровне находится должность, человек может получать от МРОТ до полумиллиона рублей.

Но корреляция в соответствии с действующей индексацией доступна не всем. При повышении зарплаты в 2022 году учитывают:

  • региональные коэффициенты;
  • фиксированные выплаты;
  • бонусы за определенные заслуги;
  • доплаты за квалификацию;
  • надбавки;
  • премии.

Повышение зарплаты аппарату суда в 2022 году в России

Важно!

Градация зарплат настолько сложная, что немногие могут понять, за что они получили увеличение в определенный месяц, а в другой, наоборот, лишились небольшой прибавки.

Наличие определенной квалификации, высшего образования, места работы также будет влиять на формирование зарплаты.

Индексация, как методика увеличения зарплат

Больше каким-то образом повлиять на эту сферу практически невозможно. Уровень инфляции из года в год коррелирует доходы бюджетников, и это создает определенные проблемы. На 2022 год она также запланирована и составит не более 4,9 %.

Повышение зарплаты аппарату суда в 2022 году в России

Уровень обесценивания национальной валюты одинаков для всех. Индексирование проводится для всех бюджетников, без каких-либо ограничений. Это также будет стимулировать не только повышения зарплаты аппарату суда в 2022 году в России, но и увеличение премий и региональных надбавок.

В каждом регионе действуют свои правила и условия. Тем, кто хочет получать больше, не стоит ждать поощрений со стороны государства, нужно совершенствовать свои знания и двигаться по карьерной лестнице.

Повышение зарплаты аппарату суда в 2022 году в России

Стоит ли бояться сокращений

С другой стороны, мера в виде сокращений объяснима. Она в первую очередь связана с тем, что существует нехватка финансирования для повышения зарплат. Чем больше мест освободится, тем выше будет зарплата у бюджетников, при этом у них ожидаемо прибавится работы.

Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение окладов аппарату суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Повышение окладов аппарату суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Кадровый аспект в обеспечении организации судебной деятельности: проблемы и перспективы
(Штефан Д.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10) Исходя из вывода о необходимости повышения уровня оплаты труда работников аппарата суда, необходимо найти ответ на вопрос: как судебной системе обосновать увеличение финансирования на реализацию данной реформы?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Кризис веры в справедливость уголовного судопроизводства: актуальное исследование или "научный спам" (размышления к статье И.А. Антонова). Часть 2
(Николюк В.В., Безруков С.С., Диваев А.Б.)
("Мировой судья", 2021, N 12) Указанные направления развития судебной системы предполагают решение целого ряда задач: повышение качества и доступности правосудия, авторитета судебной власти; совершенствование видов судопроизводства, законодательных гарантий на получение гражданами полной и достоверной информации о деятельности судов; разработка уголовно-правовой концепции государства с целью упорядочения изменений, вносимых в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; укрепление кадрового состава судебной системы и гарантий статуса судей; оптимизация и законодательное определение норм служебной нагрузки судей; укрепление социальных гарантий судей, включая повышение денежного вознаграждения, реализацию прав на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, обеспечение судей жилыми помещениями; повышение оплаты труда и социальных гарантий работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации .

Нормативные акты: Повышение окладов аппарату суда

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 16.04.2022)
"О статусе судей в Российской Федерации" Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации.

Снижение нагрузки, споры вне суда и YouTube-канал: что нового предложил Верховный суд

Нагрузка на российских судей продолжает расти, сильнее всего это сказывается на мировых судьях. Поэтому их собираются избавить от рутинных дел, чтобы больше времени было на рассмотрение комплексных споров. При этом мировым судьям хотят отдать все алиментные споры, рассказал глава Совета судей Виктор Момотов. А Вячеслав Лебедев поделился актуальной судебной статистикой и рассказал, какие разъяснения Пленум ВС даст уже в ближайшее время.

Новые пленумы и обзоры практики

Верховный суд подготовил новые предложения по совершенствованию уголовного судопроизводства, рассказал Лебедев. Сейчас уголовный закон предусматривает возможность обжалования в порядке сплошной кассации решений по уголовным делам, которые не обжаловались в апелляционной инстанции. В 2020 году в таком порядке рассмотрели 16% всех кассационных жалоб.

Но кассационные суды не рассматривают доказательства по уголовным делам — эффективность такого обжалования под вопросом. Поэтому председатель ВС пообещал: в скором времени Пленум представит законопроект, предусматривающий обжалование в порядке сплошной кассации жалоб по уголовным делам только тех судебных решений, которые уже были обжалованы в апелляционном порядке. «Те, кто не воспользовался правом на апелляционное обжалование, получит право на подачу кассационной жалобы по процедуре выборочной кассации», — заверил Лебедев.

Кроме того, до конца этого года Пленум ВС представит несколько новых постановлений. Одно из них будет касаться правил рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства. Также готовятся разъяснения по правилам рассмотрения споров в арбитражных судах первой инстанции.

А Президиум ВС в скором времени утвердит обзор по договорам тепло- и энергоснабжения.

Мировые судьи: проблемы с финансированием

Мировые судьи рассматривают порядка 80% всех судебных споров в России, рассказал председатель Совета судей Виктор Момотов. Нагрузка на них остается высокой, но есть проблемы с финансированием мировых судебных участков. Дело в том, что «денежные» вопросы решаются региональными властями. В некоторых регионах «нет должного взаимодействия» между судейским сообществом и исполнительными органами власти субъекта, и это, по словам Момотова, приводит к снижению гарантий обеспечения деятельности мировой юстиции.

«Советы судей Владимирской, Кемеровской, Сахалинской областей, Забайкальского края, республик Ингушетия, Марий-Эл, Хакасия и Крым отмечают недостаток финансирования мировой юстиции своего региона», — заявил Момотов. А в Еврейской автономной области финансирование мировых судей на 2022 год уменьшили сразу на 46%. Из-за этого судьям не хватает денег ни на серверы для платформы ГАС «Правосудие», ни на кондиционеры.

Также во многих регионах существует проблема текучки кадров в аппаратах мировых судей. Причина этого, по мнению Совета судей, — низкий уровень зарплат. «Это абсолютно недопустимая ситуация, и ответственность за нее лежит и на исполнительных органах власти субъектов, и на региональных советах судей, которые не смогли донести и должным образом отстоять потребности и интересы мировых судей», — заявил Момотов.


В России 7698 мировых судей, и каждый в равной степени должен быть обеспечен всем необходимым для отправления правосудия — от бумаги и помещения до помощников и секретарей.

Нужно освободить мировых судей от рутинных и несвойственных им функций, подчеркнул Момотов. И один из способов — помощь искусственного интеллекта. Глава Совета судей напомнил, что три участка мировых судей в Белгородской области участвуют в пилотном проекте: там при помощи программы готовят судебные приказы при взыскании с граждан имущественного, транспортного и земельного налогов. «Планируется, что в дальнейшем программа будет доступна для всех мировых судей», — пообещал Момотов.

Путь примирения

«Само по себе увеличение количества судей является в какой-то мере тупиковым путем, так как не снижает ежегодно увеличивающееся количество дел, поступающих в суды различных уровней», — уверен Момотов. Решать проблему нужно другими путями, например через «упрощение некоторых судебных процедур» и с помощью дальнейшего развития досудебного порядка рассмотрения споров.

Так, Момотов предложил ввести обязательное досудебное урегулирование споров между дольщиками и застройщиками. Сейчас дольщики направляют претензии строительной компании, а если застройщик их не удовлетворит — обращаются в суд. Но лишь небольшая часть конфликтов между участниками долевого строительства и застройщиками успешно решается в досудебном порядке, подчеркнул председатель Совета судей.

«На наш взгляд, участие третьего лица на досудебной стадии позволило бы снизить напряжение и конфликтность, которые часто возникают между сторонами по таким спорам, что способствовало бы мирному решению конфликта без обращения в суд», — заявил Момотов. Он подчеркнул, что нужно создать такой правовой механизм, при котором застройщики должны нести дополнительную экономическую ответственность, если они не смогли договориться с дольщиком до суда, а в суде проиграли.

«В целом необходимо расширять круг споров, по которым стороны обязаны использовать досудебное урегулирование, которое при этом не должно ограничиваться только претензионным порядком», — подытожил глава Совета судей.

Перераспределение нагрузки

Для разгрузки мировых судей Совет судей и ВС предлагают и другие шаги.

Момотов предлагает передать мировым судьям все споры об алиментах, а не только те, что рассматриваются в порядке приказного производства. Такое предложение он объяснил «высокой нагрузкой районных судов», а также «приближенностью» мировых судей к населению.

Суды идут в YouTube

Совет судей прилагает много усилий по созданию единой системы информирования гражданского общества о работе судебной системы России, подчеркнул Момотов. Но «назрела необходимость» сделать новый шаг и от координации пресс-служб и различных площадок перейти к единому медиаресурсу, способному полноценно освещать деятельность судебной системы.

Нагрузка на суды растет, а на колонии — падает

За 9 месяцев 2021-го российские суды общей юрисдикции рассмотрели 16,8 млн гражданских дел, 6,5 млн дел об административных правонарушениях и 3,47 млн административных дел, рассказал председатель ВС Вячеслав Лебедев. Арбитражные суды рассмотрели чуть больше 1,2 млн экономических споров. По итогам трех кварталов 2021 года зафиксировано повышение нагрузки на судей на 5% относительно аналогичного периода 2020 года.

За 9 месяцев этого года российские суды рассмотрели 567 000 уголовных дел. Около 23% от них завершились прекращением уголовного преследования, а обвинительный приговор вынесли в отношении 439 300 человек. Наказание в виде реального лишения свободы получили 29% осужденных.

Меру пресечения в виде заключения под стражу избрали в отношении 65 000 человек — на 9% меньше, чем в прошлом году. При этом суды удовлетворили 191 900 ходатайств о продлении срока содержания под стражей, что на 13% меньше, чем за 9 месяцев прошлого года.

По состоянию на 1 ноября в колониях и тюрьмах находятся 469 283 человека. С 1 января количество заключенных сократилось на 13 549 человек.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: