Когда суды твои совершаются на земле тогда живущие в мире научаются правде

Обновлено: 28.03.2024

1–6. Прославление города Божия. 7–12. Прославление путей Божиих, 13–19. которые направлены к уничтожению смерти и к водворению среди людей вечной жизни. 20–21. Заключительные слова пророка.

Ис.26:1–6 . Победные мысли, слышавшиеся сначала издалека ( Ис.24:14, 16 и сл.), а потом нашедшие для себя отзвук на Сионе и среди приходящих к Сиону народов ( Ис.25 и сл.), еще не окончились. Новая благочестивая община верующих начинает петь в земле Иудейской новую песнь, в которой прославляются пути Всевышнего. У этой общины есть крепкий город, в который открыт доступ только праведникам, нечестивые же города – все разрушены.

Ис.26:1 . В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасе­ние дал Он вместо стены и вала.

«В земле иуд ейской». Хотя здесь, несомненно, идет речь о будущей Церкви Христовой, которая должна обнять собою все человечество и распространиться по всем землям, однако пророк как член ветхозаветной иудейской Церкви не может себе представить, чтобы земля Иудина перестала быть местом, особо любимым Богом и особо Им охраняемым.

«Город крепкий» . Пророку, конечно, здесь предносится прежде всего Иерусалим.

«Вместо стены» . В новом городе не потребуется особенно крепких стен, ибо Сам Господь будет охранять его от врагов.

Ис.26:2 . Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину.

«Истину» – возможно правильнее: верность (Господу).

Ис.26:3 . Твердого духом Ты хранишь в совершен­ном мире, ибо на Тебя уповает он.

Ис.26:4 . Уповайте на Го­с­по­да вовеки, ибо Го­с­по­дь Бог есть твердыня вечная:

Пророк обращаясь то к Богу, то к избранной Божией общине выражает уверенность в том, что Бог – есть единая надежда для человека.

Вместо выражения: «твердого духом» Nägelsbach предлагает читать: «как твердое установление». Мысль пророка, по этому толкователю, та, что в будущем городе должны быть различные учреждения и предметы, служащие к украшению города и на пользу его жителей, и вот самым важным учреждением будет мир, опирающийся на твердый фундамент или пьедестал. Эту прочность фундаменту дает Сам Господь. Поэтому и выражение: «Уповает он» Nägelsbach переводит так: «на Тебе основывается он (этот мир)».

Ис.26:5 . Он ниспроверг жив­ших на высоте, высоко стояв­ший город; по­верг его, по­верг на землю, бросил его в прах.

Ис.26:6 . Нога по­пирает его, ноги бедного, стопы нищих.

«Попирает его» . Пророку как человеку ветхозаветному не чужда была радость при мысли о будущем поражении нечестивых. 26

Ис.26:7–12 . Избранная община спасенных праведников выражает свое всегдашнее упование на Бога, Который и наказания свои назначает людям с исправительной целью. К сожалению, нечестивцы не понимали этого смысла наказаний и потому их справедливо постигает погибель.

Ис.26:7 . Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника.

Ис.26:8 . И на пути судов Тво­их, Го­с­по­ди, мы уповали на Тебя; к име­ни Твоему и к во­с­по­минанию о Тебе стремилась душа наша.

«Путь праведника прям» , т. е. праведник идет к цели прямым, удобным и ближайшим путем.

«Ты уравниваешь» . В этом ему однако помогает Господь.

«На пути судов Твоих» , т. е. во всех делах Божиих, во всех страшных наказаниях, постигавших и целые народы и отдельных людей, праведники видели для себя опору в своих упованиях на окончательную победу добра над злом.

«К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе» . Праведники желали, чтобы Господь обнаружил Свою силу настолько, чтобы люди должны были назвать Его настоящим именем (Бог-Вседержитель и Спаситель) и чтобы правильное познание о Нем распространилось по всей земле.

Ис.26:9 . Душею моею я стремил­ся к Тебе ночью, и духом мо­им я буду искать Тебя во внутрен­ности моей с ран­него утра: ибо когда суды Твои совершают­ся на земле, тогда живущие в мире научают­ся правде.

«Душою. и духом» , т. е. всем своим внутренним существом.

«Я стремился» . Пророк начинает говорить в единственном числе, чтобы показать, что желание это свойственно, по преимуществу, ему лично. Он пережил так много несправедливостей со стороны людей, и кому же, как не ему, приходилось так часто желать скорейшего выступления Бога, как Судии людей!

«Живущие в мире научаются правде» . Однако в этом желании пророка не сказывалось чего-либо в роде обыкновенной человеческой мстительности. Пророк так пламенно ожидал судов Божиих потому, что надеялся, что раз эти суды постигнут землю, – люди научатся праведности.

Ис.26:10 . Если нечестивый будет по­милован, то не научит­ся он правде, – будет злодей­с­т­во­­вать в земле правых и не будет взирать на величие Го­с­по­да.

Пророк истину своих воззрений на суды Божии доказывает с отрицательной стороны. Если суда не будет над нечестием, если нечестивый будет помилован, то он не переменится к лучшему и будет продолжать делать зло, даже находясь среди праведников, не обращая внимание на те факты, в которых для праведников ясно обнаруживается величие Господне.

Ис.26:11 . Го­с­по­ди! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдят­ся не­на­видящие народ Твой; огонь по­жрет врагов Тво­их.

Пророк замечает приближение великих событий, но другие люди ничего не видят. На это последнее обстоятельство пророк и жалуется Господу. «Твоя рука, – говорит он Господу, – была поднята для удара, но они этого не видят». Люди, следовательно, не обращают внимания на знамения ( Мф.24:37–39 ). Но они все-таки должны будут признать свою ошибку, когда наступят те события, какие предвещались особыми знамениями от Бога, и это приведет их в стыд. Огонь ревности Божией – ревности о народе Божием – пожрет этих людей, которые могли видеть опасность, но не хотели видеть.

Ис.26:12 . Го­с­по­ди! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.

В противоположность нечестивцам, благочестивые ожидают с нетерпением дня суда Божия, как дня своего избавления ( Лк.21:28 ), как дня в который Господь даст им полный мир или успокоение.

«Дела наши Ты устрояешь для нас» . Бог был, по пророку, действующим в праведниках началом всех их мыслей, слов и поступков ( Рим.8 и сл.; Гал.2:20 ).

Ис.26:13–19 . Пророк изображает людей, которые находятся во власти какой-то чуждой силы и не могут восхвалять Бога, ибо для этого нужно пребывать в Боге, быть тесно соединенным с Богом. Это – мертвые, которые, по общепринятому мнению, не могут снова вернуться к жизни, ибо Сам Бог уничтожил их. Это царство смерти распространяется все более и более. Но и в мертвых не совсем погасла жажда спасения: они ищут Господа и шлют к Нему свои моления. Да, в царстве мертвых заметны усилия опять вернуться к жизни, – усилия такие же мучительные, как мука рождающей женщины, но результатов от этих усилий нет никаких. Тем не менее надежда мертвых не напрасна. По крайней мере, мертвецы Господни снова восстанут к жизни под действием чудотворной Божественной силы.

Ис.26:13 . Го­с­по­ди Боже наш! другие владыки кроме Тебя го­с­по­д­с­т­во­вали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое.

В настоящей форме существования все люди: и злые и добрые, подчинены силе зла. Они живут под разнообразными греховными влияниями. Особенно же тяжело сказывается на них сила смерти и болезней. Это и есть другие владыки, каких имеет в виду пророк (ср. Рим.8 и сл.). Таков смысл первой половины стиха. Во второй половине пророк указывает на ненормальность вышеуказанного порядка вещей. Всякая тварь должна славить имя своего Творца ( Пс. 18 -й, 19-й 103-й и др.), а для этого необходимо, чтобы она находилась под властью и на служении у своего Господа и Творца, чтобы она пребывала в Нем. Но это невозможно, пока она находится во власти другого владыки, под державою смерти (ср. Пс.6:6 ). Итак, пророк здесь вводит нас в ту область, о которой далее говорит подробнее, – в область, обитатели которой служат не Богу, а другому владыке, и не могут славить имя Божие.

Ис.26:14 . Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, по­тому что Ты по­сетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них.

Ис.26:15 . Ты умножил народ, Го­с­по­ди, умножил народ, – прославил Себя, распространил все пред­елы земли.

«Мертвые не оживут» . Пророк выражает общее мнение ветхозаветных людей, что от уз смерти – нет избавления ( Иов.7 и сл.; Иов.10:21 ; Иов.16:22 ).

«Рефаимы не в ос станут» . Те, агрессоры стали ничтожными, бессильными тенями (рефаимы ср. Ис.14:9 ; Притч.2:18 ; Притч.9:18 ; Иов.26:5 ) не могут уже восстать к жизни – так говорили древние люди! 27

«Потому что Ты посетил. их» . Т. е. именно для этого Ты их посетил и т. д. (евр. слово lachen имеет такое значение). Пророк хочет сказать, что именно в том состоит назначение смерти, чтобы подвергшиеся ей уже не имели возможности снова ожить. Для этого-то Бог и уничтожил о них всякую память.

«Ты. умножил народ» . Речь продолжается о той же силе смерти. Оттого, что никто из царства смерти не мог вернуться к жизни, обитатели этого царства (народ) все умножаются и умножаются в числе. Шеол принимает все новых и новых жителей, не отпуская никого и из прежних. Это умножение обитателей царства мертвых есть в то же время прославление Бога (прославил Себя), ибо здесь исполняется суд Божий над человеком: «земля ты – и в землю возвратишься» . ( Быт.3:19 ), доказывается сила Господня и ничтожество человека (ср. Ис.5:14 и сл.).

Ис.26:16 . Го­с­по­ди! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моле­ния, когда нака­за­ние Твое по­стигало его.

Ис.26:17 . Как беремен­ная женщина, при наступле­нии родов, мучит­ся, вопит от болей сво­их, так были мы пред Тобою, Го­с­по­ди.

Ис.26:18 . Были беремен­ны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасе­ния не доставили земле, и про­чие жители вселен­ной не пали.

Но и в царстве мертвых есть все-таки искание жизни и надежда на восстание – не угасает. Также и мертвые в своем бедственном состоянии ищут Господа, источник всякой жизни (он искал Тебя, т. е. тот народ, о котором сказано в 15-м стихе).

«Изливал тихие моления» , т. е. неясно что-то шептал, бормотал, так как у мертвеца не может быть настоящего голоса (ср. Ис.8:19 ).

«Как беременная женщина» . Это – речь жителей преисподней. Они говорят здесь, что именно составляло предмет их тихих молений к Богу. Именно они терзались мыслью о невозможности для них вернуться к жизни и на это жаловались Богу.

«Были беременны, мучились» . Здесь пророк имеет, вероятно, в виду псалом 17, ст. 5 и 6 ( Пс.17:5–6 ). Давид в этом псалме сравнивает свои страдания с муками ада. Он не говорит, что он сам был уже мертв и сходил в шеол, но заявляет, что он был чрезвычайно близок к смерти, что он уже был опутан ее сетями. И в этой нужде он обратился с молитвою к Господу, и получил спасение. Пророк видит в этом освобождение, какое получил Давид от адских мук, основание для своего заверения, что искупление из ада – возможно и что у обитателей его не пропадает надежда на освобождение от уз смерти. Эта надежда и пробуждает в обитателе царства смерти порывы, которые он сравнивает с мучительными потугами родильницы, которые однако у мертвых остаются безрезультатными, потому что они основаны только на их собственных усилиях, а какие же силы имеют сами мертвые для приведения в осуществление своих желаний? Да, бывает так называемая ложная беременность, когда у женщины есть внешние признаки беременности, но, конечно, она ничего не производит на свет. Точно так же и мертвые, без тесного органического общения с Господом не могут возвыситься к новой жизни.

«Спасения не доставили земле» – возможно правильнее перевести: «не доставили счастья земле». Земля лишенная своих, отнятых у нее смертью обитателей, изображается также страдающей, горюющей о них, и она могла бы быть счастлива только в том случае, когда бы мертвые снова вернулись к жизни.

«И прочие жители вселенной не пали» – возможно правильнее с евр. «не явилось на свет (новых) граждан мира». Из загробного мира никто снова не пришел в мир (евр. глагол naphal, переведенный в синод. переводе словом пали, может значить также и рождаться). 28

Ис.26:19 . Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряни́те и торже­с­т­ву­йте, по­вержен­ные в прахе: ибо роса Твоя – роса расте­ний, и земля извергнет мертвецов.

«Воспряните и торжествуйте поверженные во прахе!» Здесь пророк обращается со словами утешения к тем безутешным мертвецам, речь которых приведена в 17 и 18 ст.

«Ибо роса твоя» это – обращение к Господу. В утро воскресения, как бывает и обыкновенно по утрам в знойное время в Палестине, роса покроет землю. Но это будет новая, чудотворная, Божия (твоя) роса! Все эти отдельные мелкие блестящие росинки будут не иное что, как вставшие в прославленном виде, воскресшие светлые тела людей, которые отдаст назад, некогда поглотившая их, земля.

«Роса растений» – возможно с евр. точнее: роса светов (oroth) или светлая роса. 29

Ис.26:20 . Пойди, народ мой, войди в по­кои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгнове­ние, доколе не прой­дет гнев;

Ис.26:21 . ибо вот, Го­с­по­дь выходит из жилища Своего нака­за­ть обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет по­глощен­ную ею кровь и уже не скроет убитых сво­их.

Земля не только отдаст тела благочестивых людей. Она выведет на свет также все кровавые преступления, какие погребены в ее недрах. Это совпадет с днем страшного суда. На время его община воскресших должна сокрыться, чтобы потом, по его окончании, начать новую жизнь.

Здесь пророк обращается уже к людям воскресшим. Так, по крайней мере, можно утверждать на основании Апокалипсиса, в котором различается первое и второе воскресение.

После первого воскресения (праведных) совершится освобождение сатаны, который нападет на город Божий, а затем последует уже всеобщее воскресение (второе) и страшный последний суд ( Откр.20 ).

Куда должны укрыться на это время праведники, в какие покои – пророк не объясняет. 30

Гнев, о котором говорит пророк, очевидно, есть тот страшный суд, какой обрушится на сатану и всех нечестивцев ( Откр.20:9–15 ).

Ис.26:21 . ибо вот, Го­с­по­дь выходит из жилища Своего нака­за­ть обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет по­глощен­ную ею кровь и уже не скроет убитых сво­их.

«Земля откроет поглощенную ею кровь» . Здесь ясный намек на ту кровь Авеля, которую некогда выпила своими устами земля ( Быт.4:11 ). Апокалипсис, согласно с этим пророчеством, также говорит, что море, смерть и ад отдадут со временем назад своих мертвецов ( Откр.20:13 ). В этом стихе дается мысль о воскресении грешников, которые, конечно, должны восстать к жизни для того, чтобы быть судимыми на страшном суде за свои преступления и злодеяния.

Примечание. Православная Церковь в 19-м стихе видит пророчество о воскресении мертвых, «Богоявления твоего, Христе, к нам милостивно бывшего, Исаия свет видев невечерний, из нощи утренневав взываше: воскреснут мертвии и восстанут сущии во гробех и вси земнороднии возрадуются». Так воспевает церковь в каноне на Великую Субботу в ирмосе 5-й песни. Нужно прибавить, что 19-й ст., как и ст. 9-й 26-й главы Исаии, нередко берутся для составления ирмосов в 5-й песни канонов.

В Славянском переводе LXX-и Ис.26:6 – "И поперут их ноги кротких и смиренных» . Прим. ред.

В Славянском переводе с LXX-и говорится: «Мертвии же живота не имуть видети, ниже врачеве воскресят: сего ради навел еси и погубил еси, и взял еси всяк мужеск пол их» . Прим. ред.

Славянский перевод 18 стиха возможно гораздо глубже и символичнее: «Страха ради Твоего Господи во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли: не падемся, но падутся вси живущие на земли.» Здесь возможно увидеть символическое указание и на непорочное зачатие, и на земнородство Мессии, являющего «дух спасения» , и на искупление жертвой Мессии всех живущих. Прим. ред.

В славянском переводе мысль о воскресении выражена яснее и полнее. Так сказано, что воскреснут мертвые – вообще, а не одни праведники – и восстанут сущие во гробах или в могилах. Кроме того, этим умершим противопоставляются те, что останутся ко дню страшного суда в живых (иже на земле). Так и Апостол Павел различает между воскресшими и тем, кто должен будет измениться не умирая ( 1Кор.15:51 ).

В Славянском переводе об этом говорится – «внидите во храмину вашу, затворите двери своя. Дóндеже мимоиде гнев Господень» – явное указание, что спастись от гнева Божия может лишь тот, кто ВОЙДЕТ В ХРАМ, то есть верующий. Прим. ред.

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 26:9 / Ис 26:9

Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.

Василий Великий (329/30−379)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

От нощи утреневать к Богу значит нечто подобное следующему. Когда станет проходить ночь, а день приблизится, и мы, яко во дни, начнем ходить благообразно, отложив дела темная, козлогласования и пиянства, любодеяния и студодеяния (ср.: Рим 13:12−13), тогда можем сказать: От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже. А что значит сделать в себе утро, Пророк дает разуметь присовокупленными словами. Он говорит: зане свет повеления Твоя на земли. Ибо свет — те повеления, которыми рассевается тьма неведения, почему и заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс 18:9).

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Григорий Двоеслов (~540−604)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Ночь — это жизнь века сего, в которой пока мы находимся. Из-за того, что мы созерцаем внутренним взором, мы пребываем во мраке — вследствие того, что образ затуманен. Ведь пророк понимал, что он неким туманом понуждается к видению Господа, говоря: Душой моею я стремился к тебе в ночи. Как если бы сказал: «В этом мраке жизни настоящей желаю тебя видеть, но до сих пор я окружен зыбким облаком».

Источник: Нравственные размышления на Книгу Иова.

Этой любовью пылает всякий, кто смог прикоснуться к истине. Ведь поэтому говорит Давид: Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие (Пс 41:3)! Поэтому нас увещевает, говоря: Ищите лица Его всегда (Пс 104:4). Поэтому пророк говорит: Душою моей я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра. Поэтому опять Церковь говорит в Песне песней: Я изнемогаю от любви (Песн 2:5).

Справедливо, конечно, чтобы благодаря явлению врача достигла спасения та, которая через жар ее желания рану любви несет в груди. Поэтому снова говорит: Души во мне не стало, когда он говорил. Ведь ум человека, не ищущего образ своего Творца, очень груб, потому что в себе самом остается холодным. Но если начал уже гореть желанием следовать за Тем, Кого любит, бежит, тая, через огонь любви. Становится встревоженным от желания, обесценивается в миру всё, что нравилось, нет ничего, чего хотелось бы, кроме Создателя, и то, что прежде услаждало душу, становится впоследствии весьма обременительным. Ничего не утешает его печаль, и он не смотрит на того, кого до сих пор желал.

Источник: Сорок гомилий на Евангелия.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Но вот, как я сказал, пропоет петух, и тотчас приходит настоятель и… встав, они тотчас становятся в ряд и с великим согласием и мелодической стройностью поют пророческие гимны. Ни гусли, ни свирели, ни иной какой-либо музыкальный инструмент не издает такого звука, какой можно слышать в глубокой тишине и в пустыне, когда поют эти святые люди. И сами эти песни плодотворны и исполнены любви к Богу. Во время ночи, — говорится, — воздвигните руки ваши к Богу (Пс 133:1−2); и опять: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо суды Твои совершаются на земле.

Источник: Гомилии на 1-е послание к Тимофею.

Кесарий Арелатский (470−543)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Поэтому, как я уже сказал, читая божественные Писания и внимая им, вы должны стремиться к тому, чтобы — где бы вы ни были, дома или в каком- либо ином месте, — вы могли рассуждать о них и наставлять других; чтобы, пережевывая слово усердным размышлением, словно благородные животные, вы могли извлечь оттуда ценную влагу, то есть духовное разумение, и с Божией помощью уделить ее другим; так, чтобы исполнилось через вас написанное: Чаша Твоя насыщающая сколь преславна (Пс 22:5). Дабы исполнилось и то, к чему побуждает и наставляет блаженный апостол: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор 10:31). Если тому не препятствует недуг, поститесь ежедневно. Настойчиво и ревностно предавайтесь бдению, ибо написано: Ночью дух мой бодрствует пред Тобою, Боже, а также: Рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою (Пс 5:3), и еще: В полночь вставал славословить Тебя (Пс 118:62). К тому же нас побуждает и наставляет наш Господь и Спаситель в Евангелии: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).

Кирилл Александрийский (376−444)

От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли

Ночью называет время прежде вочеловечения Господа, утром же пророческое предведение, а светом истинным евангелие Солнца правды — Христа, которому повелено быть изучаемым повсюду на земле. Научиться ему, говорит, нельзя от природы, как мы научаемся смотреть или ходить, но для этого необходимы прилежание и старание. Кто же не изучил его, тот изъят будет из среды живых и не увидит славы Христа. Те, которые говорят: уповахом на имя Твое, и память, еяже желает душа наша (Ис 26:8), необходимо присовокупляют и это. Ибо водворивши в своем уме божественный свет и изгнавши (из него) тьму древнего заблуждения, и видя исчезнувшим мрак греха, они воссылают благодарственные песни, говоря, что они утренюют как бы от нощи и тьмы, потому что в них наступает как бы духовный день и в сердцах их воссияла наконец денница, как написано. Таковым и божественный Павел пишет в послании и говорит: бесте иногда тма, нынеже свет о Господе (Еф 5:8), и в другом месте: несмы нощи, ниже тмы, но сынове света и сынове дне (1 Сол. 5:5). Ибо ум верующих просвещается евангельскими заповедями. Посему то и божественный Давид как бы Господу нашему Иисусу Христу говорит: светилник ногама моима закон Твой и свет стезям моим (Пс 118:105). Закон, данный чрез премудрого Моисея, отягчен был как бы некоторым мраком и приосенением, говорю, буквы; в евангельской же проповеди красота истины является открытою и ясною и наподобие вливающегося света просвещает ум в душах благочестивых.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Никита Ремезианский

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Время требует, возлюбленные, чтобы мы поговорили немного о значении, важности и пользе бодрствования. Поистине, любой труд легче взять на себя, если прежде поставить себе на вид пользу этого труда. Подвиг бодрствования весьма важен; он есть благо, близкое всем святым. Вот и пророк Исаия взывает к Господу: В ночи бодрствует мой дух к Тебе, Боже, ибо заповеди Твои — свет на земле.

Источник: О трезвении святых Божиих.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли

На слова: правде научитеся, живущии

К тем, которые открыто выражаются величественно и величают Божественное, а в тайне делают тому противное, как многомудрствующие на словах, а не на деле, велегласный Исаия взывает: научитеся добро творити (Ис 1:17), живущии на земли: преста бо нечестивый (Ис 26:9−10) . Пророческими очами видел он превысшее всякого слова пришествие Спасителя во плоти, которое приобрело человеческому роду тьмочисленные и превышающие всякое удивление блага, а мучителя привело в бессилие. И взывал: «Научитесь творить правду; мучитель перестал нападать на всякого мужа и на всякую жену. Все теперь в безопасности, кроме тех, которые сами себя добровольно предают и подвергают его прелести; потому что он может обольщать, а не овладевать насильно».

Ефрем Сирин (~306−373)

От нощи утренюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли

От нощи утренюет дух мой. Сильное желание прийти к Тебе возбуждает меня от сна; глубоко лежащее в душе моей упование влечет меня пред лице Твое и, еще до наступления дня, во мраке ночи, устремился я к Тебе, Тебя имел в уме своем и умолял Тебя соделать со мною, что всегда творишь Ты сонму праведников Твоих. Ибо по судам Твоим на земли поучаются правде Твоей живущий на земли. Это согласно с тем, чему Дух Божий учит в книге Псалмов: Знаемь есть Господь судьбы творяй (Пс 9:17). Пророк выражает этим, что, видя отмщение, какое Господь сотворил Ассириянам в земле нашей, обитающие на земле познают, как праведно наказание Твое. Ибо Ты праведен и Бог не хотяй беззакония. Ты еси (Пс 5:5).

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде

Душою и духом, т. е. всем своим внутренним существом.

Я стремился. Пророк начинает говорить в единственном числе, чтобы показать, что желание это свойственно, по преимуществу, ему лично. Он пережил так много несправедливостей со стороны людей, и кому же, как не ему, приходилось так часто желать скорейшего выступления Бога, как Судии людей!

Живущие в мире научаются правде. Однако в этом желании пророка не сказывалось чего-либо в роде обыкновенной человеческой мстительности. Пророк так пламенно ожидал судов Божиих потому, что надеялся, что раз эти суды постигнут землю, — люди научатся праведности.

1 В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала.

5 Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах.

8 И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша.

9 Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.

10 Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.

11 Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали её; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрёт врагов Твоих.

13 Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но через Тебя только мы славим имя Твоё.

14 Мёртвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них.

17 Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи.

18 Были беременны, мучились — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали.

19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов.

20 Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдёт гнев;

21 ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощённую ею кровь и уже не скроет убитых своих.

1−6. Прославление города Божия. 7−12. Прославление путей Божиих, 13−19. которые направлены к уничтожению смерти и к водворению среди людей вечной жизни. 20−21. Заключительные слова пророка.

Ис 26:1−6. Победные мысли, слышавшиеся сначала издалека (Ис 24:14,16 и сл.), а потом нашедшие для себя отзвук на Сионе и среди приходящих к Сиону народов (Ис 25 и сл.), еще не окончились. Новая благочестивая община верующих начинает петь в земле Иудейской новую песнь, в которой прославляются пути Всевышнего. У этой общины есть крепкий город, в который открыт доступ только праведникам, нечестивые же города — все разрушены.

Ис 26:1. В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала.:

«В тот день» — см. Ис 2:11.

«В земле иудейской». Хотя здесь, несомненно, идет речь о будущей Церкви Христовой, которая должна обнять собою все человечество и распространиться по всем землям, однако пророк как член ветхозаветной иудейской Церкви не может себе представить, чтобы земля Иудина перестала быть местом, особо любимым Богом и особо Им охраняемым.

«Город крепкий». Пророку, конечно, здесь предносится прежде всего Иерусалим.

«Вместо стены». В новом городе не потребуется особенно крепких стен, ибо Сам Господь будет охранять его от врагов.

Ис 26:2. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину.

«Истину» — возможно правильнее: верность (Господу).

Ис 26:3. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он.

Ис 26:4. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная:

Пророк обращаясь то к Богу, то к избранной Божией общине выражает уверенность в том, что Бог — есть единая надежда для человека.

Вместо выражения: «твердого духом» Nägelsbach предлагает читать: «как твердое установление». Мысль пророка, по этому толкователю, та, что в будущем городе должны быть различные учреждения и предметы, служащие к украшению города и на пользу его жителей, и вот самым важным учреждением будет мир, опирающийся на твердый фундамент или пьедестал. Эту прочность фундаменту дает Сам Господь. Поэтому и выражение: «Уповает он» Nägelsbach переводит так: «на Тебе основывается он (этот мир)».

Ис 26:5. Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах.

Ис 26:6. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих.

«Город» — см. Ис 25:2.

«Попирает его». Пророку как человеку ветхозаветному не чужда была радость при мысли о будущем поражении нечестивых.

Ис 26:7−12. Избранная община спасенных праведников выражает свое всегдашнее упование на Бога, Который и наказания свои назначает людям с исправительной целью. К сожалению, нечестивцы не понимали этого смысла наказаний и потому их справедливо постигает погибель.

Ис 26:7. Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника.:

Ис 26:8. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша.:

«Путь праведника прям», т. е. праведник идет к цели прямым, удобным и ближайшим путем.

«Ты уравниваешь». В этом ему однако помогает Господь.

«На пути судов Твоих», т. е. во всех делах Божиих, во всех страшных наказаниях, постигавших и целые народы и отдельных людей, праведники видели для себя опору в своих упованиях на окончательную победу добра над злом.

«К имени Твоему и к воспоминанию о Тебе». Праведники желали, чтобы Господь обнаружил Свою силу настолько, чтобы люди должны были назвать Его настоящим именем (Бог-Вседержитель и Спаситель) и чтобы правильное познание о Нем распространилось по всей земле.

Ис 26:9. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.

«Душою. и духом», т. е. всем своим внутренним существом.

«Я стремился». Пророк начинает говорить в единственном числе, чтобы показать, что желание это свойственно, по преимуществу, ему лично. Он пережил так много несправедливостей со стороны людей, и кому же, как не ему, приходилось так часто желать скорейшего выступления Бога, как Судии людей!

«Живущие в мире научаются правде». Однако в этом желании пророка не сказывалось чего-либо в роде обыкновенной человеческой мстительности. Пророк так пламенно ожидал судов Божиих потому, что надеялся, что раз эти суды постигнут землю, — люди научатся праведности.

Ис 26:10. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.

Пророк истину своих воззрений на суды Божии доказывает с отрицательной стороны. Если суда не будет над нечестием, если нечестивый будет помилован, то он не переменится к лучшему и будет продолжать делать зло, даже находясь среди праведников, не обращая внимание на те факты, в которых для праведников ясно обнаруживается величие Господне.

Ис 26:11. Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих.

Пророк замечает приближение великих событий, но другие люди ничего не видят. На это последнее обстоятельство пророк и жалуется Господу. «Твоя рука, — говорит он Господу, — была поднята для удара, но они этого не видят». Люди, следовательно, не обращают внимания на знамения (Мф 24:37−39). Но они все-таки должны будут признать свою ошибку, когда наступят те события, какие предвещались особыми знамениями от Бога, и это приведет их в стыд. Огонь ревности Божией — ревности о народе Божием — пожрет этих людей, которые могли видеть опасность, но не хотели видеть.

Ис 26:12. Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.

В противоположность нечестивцам, благочестивые ожидают с нетерпением дня суда Божия, как дня своего избавления (Лк 21:28), как дня в который Господь даст им полный мир или успокоение.

«Дела наши Ты устрояешь для нас». Бог был, по пророку, действующим в праведниках началом всех их мыслей, слов и поступков (Рим 8 и сл.; Гал 2:20).

Ис 26:13−19. Пророк изображает людей, которые находятся во власти какой-то чуждой силы и не могут восхвалять Бога, ибо для этого нужно пребывать в Боге, быть тесно соединенным с Богом. Это — мертвые, которые, по общепринятому мнению, не могут снова вернуться к жизни, ибо Сам Бог уничтожил их. Это царство смерти распространяется все более и более. Но и в мертвых не совсем погасла жажда спасения: они ищут Господа и шлют к Нему свои моления. Да, в царстве мертвых заметны усилия опять вернуться к жизни, — усилия такие же мучительные, как мука рождающей женщины, но результатов от этих усилий нет никаких. Тем не менее надежда мертвых не напрасна. По крайней мере, мертвецы Господни снова восстанут к жизни под действием чудотворной Божественной силы.

Ис 26:13. Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое.

Ис 26:14. Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них.

Ис 26:15. Ты умножил народ, Господи, умножил народ, — прославил Себя, распространил все пределы земли.

«Мертвые не оживут». Пророк выражает общее мнение ветхозаветных людей, что от уз смерти — нет избавления (Иов 7 и сл.; Иов 10:21; Иов 16:22).

«Рефаимы не восстанут». Те, агрессоры стали ничтожными, бессильными тенями (рефаимы ср. Ис 14:9; Притч 2:18; Притч 9:18; Иов 26:5) не могут уже восстать к жизни — так говорили древние люди!

«Потому что Ты посетил. их». Т. е. именно для этого Ты их посетил и т. д. (евр. слово lachen имеет такое значение). Пророк хочет сказать, что именно в том состоит назначение смерти, чтобы подвергшиеся ей уже не имели возможности снова ожить. Для этого-то Бог и уничтожил о них всякую память.

«Ты. умножил народ». Речь продолжается о той же силе смерти. Оттого, что никто из царства смерти не мог вернуться к жизни, обитатели этого царства (народ) все умножаются и умножаются в числе. Шеол принимает все новых и новых жителей, не отпуская никого и из прежних. Это умножение обитателей царства мертвых есть в то же время прославление Бога (прославил Себя), ибо здесь исполняется суд Божий над человеком: «земля ты — и в землю возвратишься». (Быт 3:19), доказывается сила Господня и ничтожество человека (ср. Ис 5:14 и сл.).

Ис 26:16. Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его.

Ис 26:17. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи.

Ис 26:18. Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали.

Но и в царстве мертвых есть все-таки искание жизни и надежда на восстание — не угасает. Также и мертвые в своем бедственном состоянии ищут Господа, источник всякой жизни (он искал Тебя, т. е. тот народ, о котором сказано в 15-м стихе).

«Изливал тихие моления», т. е. неясно что-то шептал, бормотал, так как у мертвеца не может быть настоящего голоса (ср. Ис 8:19).

«Как беременная женщина». Это — речь жителей преисподней. Они говорят здесь, что именно составляло предмет их тихих молений к Богу. Именно они терзались мыслью о невозможности для них вернуться к жизни и на это жаловались Богу.

«Были беременны, мучились». Здесь пророк имеет, вероятно, в виду псалом 17, ст. 5 и 6 (Пс 17:5−6). Давид в этом псалме сравнивает свои страдания с муками ада. Он не говорит, что он сам был уже мертв и сходил в шеол, но заявляет, что он был чрезвычайно близок к смерти, что он уже был опутан ее сетями. И в этой нужде он обратился с молитвою к Господу, и получил спасение. Пророк видит в этом освобождение, какое получил Давид от адских мук, основание для своего заверения, что искупление из ада — возможно и что у обитателей его не пропадает надежда на освобождение от уз смерти. Эта надежда и пробуждает в обитателе царства смерти порывы, которые он сравнивает с мучительными потугами родильницы, которые однако у мертвых остаются безрезультатными, потому что они основаны только на их собственных усилиях, а какие же силы имеют сами мертвые для приведения в осуществление своих желаний? Да, бывает так называемая ложная беременность, когда у женщины есть внешние признаки беременности, но, конечно, она ничего не производит на свет. Точно так же и мертвые, без тесного органического общения с Господом не могут возвыситься к новой жизни.

«Спасения не доставили земле» — возможно правильнее перевести: «не доставили счастья земле». Земля лишенная своих, отнятых у нее смертью обитателей, изображается также страдающей, горюющей о них, и она могла бы быть счастлива только в том случае, когда бы мертвые снова вернулись к жизни.

«И прочие жители вселенной не пали» — возможно правильнее с евр.: «не явилось на свет (новых) граждан мира». Из загробного мира никто снова не пришел в мир (евр. глагол naphal, переведенный в синод. переводе словом пали, может значить также и рождаться).

Ис 26:19. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряни́те и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов.

«Воспряните и торжествуйте поверженные во прахе!» Здесь пророк обращается со словами утешения к тем безутешным мертвецам, речь которых приведена в 17 и 18 ст.

«Ибо роса твоя» это — обращение к Господу. В утро воскресения, как бывает и обыкновенно по утрам в знойное время в Палестине, роса покроет землю. Но это будет новая, чудотворная, Божия (твоя) роса! Все эти отдельные мелкие блестящие росинки будут не иное что, как вставшие в прославленном виде, воскресшие светлые тела людей, которые отдаст назад, некогда поглотившая их, земля.

«Роса растений» — возможно с евр. точнее: роса светов (oroth) или светлая роса.

Ис 26:20. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев;

Ис 26:21. ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.

Земля не только отдаст тела благочестивых людей. Она выведет на свет также все кровавые преступления, какие погребены в ее недрах. Это совпадет с днем страшного суда. На время его община воскресших должна сокрыться, чтобы потом, по его окончании, начать новую жизнь.

Здесь пророк обращается уже к людям воскресшим. Так, по крайней мере, можно утверждать на основании Апокалипсиса, в котором различается первое и второе воскресение.

После первого воскресения (праведных) совершится освобождение сатаны, который нападет на город Божий, а затем последует уже всеобщее воскресение (второе) и страшный последний суд (Откр 20).

Куда должны укрыться на это время праведники, в какие покои — пророк не объясняет.

Гнев, о котором говорит пророк, очевидно, есть тот страшный суд, какой обрушится на сатану и всех нечестивцев (Откр 20:9−15).

Ис 26:21. ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих.

«Земля откроет поглощенную ею кровь». Здесь ясный намек на ту кровь Авеля, которую некогда выпила своими устами земля (Быт 4:11). Апокалипсис, согласно с этим пророчеством, также говорит, что море, смерть и ад отдадут со временем назад своих мертвецов (Откр 20:13). В этом стихе дается мысль о воскресении грешников, которые, конечно, должны восстать к жизни для того, чтобы быть судимыми на страшном суде за свои преступления и злодеяния.

Примечание. Православная Церковь в 19-м стихе видит пророчество о воскресении мертвых, «Богоявления твоего, Христе, к нам милостивно бывшего, Исаия свет видев невечерний, из нощи утренневав взываше: воскреснут мертвии и восстанут сущии во гробех и вси земнороднии возрадуются». Так воспевает церковь в каноне на Великую Субботу в ирмосе 5-й песни. Нужно прибавить, что 19-й ст., как и ст. 9-й 26-й главы Исаии, нередко берутся для составления ирмосов в 5-й песни канонов.

Читая Священное Писание – Библию, мы можем обнаружить три вида судов Господа, которые он совершает над людьми, в привязке к нашему существованию в этом временном земном мире.

Первый вид Божьих судов – те, которые происходят в течение человеческой жизни на земле. Это включает в себя: суды в целом над всем человечеством, как, например, всемирный потоп; гораздо чаще суды, совершающиеся над большими и маленькими сообществами людей, от великих империй до отдельных семей; и еще чаще – суды над каждым отдельно взятым человеком.

Второй вид Господнего суда по отношению к людям – суд, который совершается после смерти каждого человека, на котором определяется участь души в загробном мире, до времени воскресения тела. Об этом суде написано не много, и практически совсем ничего о том, как происходит процесс этого суда; больше о том, что происходит после вынесения приговора. Одно из наиболее ярких описаний было дано Христом. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и собаки, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (место для душ праведников в преисподней; было изменено на рай, место вне пределов преисподней, после искупительной смерти Агнца Божьего Иисуса Христа). Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени этом. Но Авраам сказал: дитя! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Луки 16:19-31). «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марка 9:47,48). «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (самая мелкая монета)» (Матфея 5:25,26). Те, кто помилованы Господом и прощены в Иисусе Христе, имеют Божественную амнистию и не попадают на этот суд для душ человеческих после смерти. «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится…» (Иоанна 3:17,18). «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоанна 5:24). На втором суде осуждаются души людей, тела же этих людей возвратились так или иначе в землю, из которой были взяты.

Третий вид суда Всевышнего – это финальный суд в самом конце истории существования нашего временного мира, суд перед Великим Белым Престолом, где будет определяться вечная судьба людей. Наиболее подробное описание этого грядущего события мы находим в словах Иисуса Христа, Евангелие от Матфея 25:31-46; вот несколько отрывков: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его… истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне… И пойдут эти в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Другое описание этого события дано в книге Откровение 20:11-15: «Увидел я Великий Белый Престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Те верующие люди, которые были спасены от осуждения после смерти, также спасены и от суда перед Великим Белым Престолом. Более того, Дух Святой через апостола Павла говорит, что святые будут судить мир, то есть всех остальных людей, на этом последнем суде (1-е Коринфянам 6:2-3). Они уподобятся присяжным заседателям, по образу существующей на сегодня судебной практики. Также упоминается, что на этом суде будут судимы также и ангелы-духи. Перед заключительным третьим судом все люди переживут воскресение своих тел, причем будет три воскресения: воскресение верующих, помилованных и оправданных Господом, вошедших в число детей Божиих за всю историю мира; воскресение не принявших начертание – первое воскресение; второе воскресение, самое массовое по количеству, для всех остальных людей. Перед лицом вечности все люди будут восстановлены в своей триединой сущности – дух, душа и тело. И те, кто будет осужден на вечные мучения, и те, кто наследуют вечную жизнь, пойдут туда в своих воскресших вечных телах.

Божьи суды во время нашего земного бытия больше носят воспитательный характер, для нашего вразумления и исправления; самое большое наказание при этом –быть отправленным через смерть нераскаянным на второй суд после смерти. Второй и третий вид Божьих судов – это подведение итогов жизни каждого человека. Мудро и разумно для каждого из людей всегда помнить и быть готовым предстать перед Всевышним Судьей. И помнить: Он будет судить нас не по нашим понятиям, но по Своим законам!

В этом размышлении я не углубляюсь в полное описание каждого из судов Всевышнего Владыки всего сущего. Моей целью было только показать перспективу трех судов Господа Бога, двое из которых уже совершаются над людьми, а третий ожидает нас в самом конце истории нашего временного мира.

На земле постоянно совершаются Божьи суды; без них очень быстро бы исчезли из жизни людей понятия о правде, справедливости, истине, добре, совести и вообще о морали и нравственности. Потому Давид пишет, будучи вдохновляем Духом Святым: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими (не только извне, но и тогда, когда они совершаются над нами), в соблюдении (действии, исполнении) их великая награда (воздаяние на земле и в вечности)» (Псалом 18:10-12). Пророк Исаия говорит: «Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет смотреть на величие Господа» (Исаия 26:9,10).

Божьи суды совершаются над каждым отдельным человеком, над семьями, над ограниченными сообществами людей (например, над селами и городами), над национальностями, над государствами и империями, над человеческими цивилизациями. Фактически, это Божье действие постоянно совершается на земле, и оно является одним из выражений власти Бога Вседержителя и Господа Саваофа. Не углубляясь в другие стороны исследования этого вопроса, хочу остановиться на одном пункте: что делать нам, как правильно вести себя, будучи Божьим человеком, в то время, когда Божьи суды совершаются около нас на земле?

Сначала хочу заметить, что нам дано ограниченное право и обязанность совершать суды. Например, родители судят поведение своих детей, и мудрейший Соломон пишет, что «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24). Конечно, здесь имеется в виду разумное и с любовью совершаемое наказание. (Есть «мудрецы» больше Соломона, которые утверждают обратное… но мы не об этом сейчас.) Наказание совершает учитель над учеником, не сдавшим положенный экзамен, когда ставит неудовлетворительную оценку. Наказывает автоинспектор нарушителя правил дорожного движения. И так далее, и тому подобное. Даже в криминальных сообществах, не подчиняющихся общепринятым законам, действуют свои законы, причем даже довольно строгие и жесткие. Без совершения правосудия и судов вообще невозможно представить саму возможность существования человеческой жизни на земле.

При этом людям нужно очень ясно осознавать и постоянно помнить: какова сфера и мера доверенного им совершения правосудия. Очень часто люди перешагивают данные им границы. Пусть даже не в делах, не будучи в силах совершить желаемое правосудие реально, но на словах и в чувствах обычно не стесняют себя. А Господь Бог говорит: ненависть к человеку – это то же, как бы ты убил человека. Ненавидящий ближнего – его убийца! Почему же ты ненавидишь? Потому что в сердце своем ты вынес в отношении его свой суд, что он достоин такого приговора. Сколько ненависти в сердцах людей друг ко другу по религиозным, политическим, национальным, имущественным и другим причинам, а также из-за зависти, гордости, эгоизма. Писание говорит устами апостола Павла: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Римлянам 14:4). В таких случаях важно всем нам помнить слова Христа: «Не судите, и не судимы будете» (Матфея 7:1). Потому, хочу сделать первый вывод: не судите, не становитесь судьями того, что не поручено и не вверено Богом в ваши руки, пусть даже все вокруг заболели духовной эпидемией осуждения кого-то или чего-то, но вы – будьте духовно здравы: не судите, да не судимы будете.

Во время, когда Бог совершает свои суды вокруг нас, и мы можем и способны их увидеть, нас постигает искушение как бы стать соучастником этих судов, и в первую очередь – просто своими эмоциями, а значит сердцем и душой. Нам кажется, что раз Бог гневается на кого-то, то и мы имеем право присоединиться к праведному гневу святого Бога, раз Бог наказывает бичом, то мы можем хотя бы свои слова присоединить к этому процессу. Берегитесь! Это совершенно неправильное заключение. «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в глазах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Притчи 24:17,18). Бог прекращает делать одно дело ради другого; прекращает наказывать грешника и злодея ради того, что ближний радуется их наказанию. Обычно прекращают делать менее важное ради более важного. Значит, перед Богом менее важно наказать злодея, чем дать возможность кому-то из нас радоваться его наказанию. Почему? Потому что, радуясь наказанию грешника, мы грешим против заповеди «возлюби ближнего как самого себя» и, опять же, примиряем на себя самовольно мантию судьи. Любя нас, предохраняя от последующего падения, Господь прекращает совершать Свой суд на наших глазах.

В одной из самых малых книг Библии, книге пророка Авдия, Господь говорит Свое строгое слово приговора к потомкам Исава, называвшемуся еще Едом, за то, что они приняли активное участие в совершающихся Божьих судах над Израилем. «За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (Авдий 10-15). Рассмотрим этот отрывок, беря уроки для себя.

«За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.» Едом вмешался в дело суда, которое ему Бог не поручал. Совершение суда было поручено царю Навуходоносору и царству Вавилона. Потомкам Исава показалось, что настало время свести древние счеты, что, раз Бог так сильно наказывает Израиль, то и они имеют право присоединиться к процессу и совершению судов: это же Богоугодное дело – им казалось. Но Господь не избирает брата, чтобы наказывать брата. Все же, это имеет большое значение перед Богом, кого Он нам определяет в братья на земле, и мы должны с этим всегда считаться. Есть поговорка: друзей выбирают – братьев не выбирают. За то, что они «с головой» вошли в процесс суда над своим братом, они получили сами суд от Всевышнего: ты будешь истреблен навсегда.

«Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия.» Злорадно смотреть, радоваться, расширять рот – все это не прямые действия, но выраженное отношение. И Господь говорит строго и определенно: не следовало тебе это делать. Когда посмотришь на жизнь людей, начиная от взаимоотношений между соседями и коллегами по работе и до межгосударственных и межнациональных отношений, — все сферы жизни человеческой поражены этим грехом. Люди, причем часто даже верующие в Бога люди, делают то, что Господь говорит: не следовало тебе это делать. Происходит же таковое из-за того, что вера у многих – на младенческом и детском духовном уровне, и соответственно нет Богопознания и Боговедения, и жизнь протекает как у живущих по плоти христиан. «Если же свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?!» (Матфея 6:23).

После допущенного в сердце отношения, при провоцирующих обстоятельствах, вполне могут произойти действия; у Едома они произошли. «Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия.» Заходить на его территорию, смотреть на злополучие, брать себе его имущество, убивать, выдавать прячущихся – все это потомки Исава в пылу совершающейся войны делали с евреями. Участие их было малозначительным в общем контексте: и без их помощи войско вавилонское сделало бы то, что намеревалось сделать, что Бог определил и поручил им сделать, как исполнителям и орудиям Божьего суда. Их участие было для них самими собою на себя навлеченным проклятием. Оно не пришло тот час же, но сравнительно немного прошло времени – и совершилось.

Для судов над грешниками и беззаконниками Господь Бог, как правило, выбирает таких же, одного из них. Давид однажды сказал это так: «от беззаконных исходит беззаконие». Апостол Павел говорит, что в большом доме, что является образом всего нашего мира, есть сосуды для разного употребления, низкого, как горшки для помоев и туалета, и высокого, как посуда для еды и приема почетных гостей. Апостол призывает верующих принять призвание быть в этом мире сосудом Божьим для возвышенных Божьих целей: для спасения грешников, лечить раны больным, развязывать плененных дьяволом, вводить спасаемых в церковь Иисуса Христа, делать различные добрые дела во славу нашего Господа. Но в мире есть и другие сосуды, в том числе, для совершения Божьих судов. Они также могут выглядеть внешне привлекательно, но их привлекательность подобна золотому унитазу: красивый и дорогой – для нижайшего употребления. Навуходоносор получил от Бога власть, мудрость, интеллект, способности, построил процветающее государство, крепкую экономику и сильнейшую армию, — и все для того, чтобы быть способным совершить Божьи суды над окружающими народами, в том числе над Израилем. Когда же он окончил делать порученные ему свыше дела, то его самого ожидало наказание в семь раз превышающее все то, что он совершал над другими, и до сегодняшнего дня руины древнего Вавилона остаются руинами, как памятник всем тем, кто возомнил о себе, будучи бичом в Божьих руках. «Не будьте сообщниками их» (Ефесянам 5:7).

Правильный образец поведения для дитяти Божьего можем увидеть в пророке Иеремии. Он обличал руководителей, священников, пророков и народ об их грехах перед Богом, предупреждал о грядущих судах, и очень открыто и ярко описал картину пучину греха и мерзостей, в которую было погружено общество израильское. Но когда пришло время и начали совершаться Божьи суды над нераскаявшимся и необратившимся народом, он никак не участвовал в процессе суда, но горько и безутешно плакал перед Господом о народе и всех постигших его бедствиях, все же умоляя Господа о милости и снисхождении даже во время совершения высшего приговора. Иисус Христос плакал об Иерусалиме и его будущей судьбе, и на кресте молил Отца, чтобы простил распинавших Его и издевавшихся над Ним. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его» (1-е Петра 2:21). Не за политиками и знатными мира сего, которые почти всегда не любили или хотя бы недолюбливали Христа, не за харизматичными лидерами, у которых часто кроме харизматичности больше нет никаких достоинств перед Богом, не за большинством, которое часто ведет себя как безумное и легко кому надо управляемое стадо, не за своими личными желаниями и понятиями, потому что каждый из нас сильно поражен грехом и очень ограничен в познаниях вечного, — но за Ним, Которого как тогда не признали и не приняли достойно, так и сейчас, если и принимают, то со многими поправками, совершенно выхолащивая суть Его учения и самой веры в Него.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: