Когда спускается государственный флаг на судах рф

Обновлено: 28.03.2024

334. Флаг Военно-Морского Флота (далее именуется - флаг), поднятый на судне, указывает на принадлежность судна к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Вручение судну флага проводится на основании приказа командующего флотом (флотилией) после зачисления его в состав флота (флотилии) и выдачи свидетельства на право плавания под флагом, форма и расцветка которого установлена для данного класса судов.

День первого подъема флага объявляется судовым праздником.

335. При стоянке судна флаг поднимается в 8 часов в рабочие дни и в 9 часов в выходные и праздничные дни.

Спускается флаг с заходом солнца, а при нахождении судна в полярных морях - во время, установленное приказом командующего флотом. Подъем (спуск) флага осуществляется лицами вахтенной службы судна по командам с ходового мостика "Стать к борту", "Флаг поднять (спустить)". На период подъема (спуска) флага лица судового экипажа, находящиеся на верхней палубе, становятся в положение "Смирно" лицом внутрь судна.

При нахождении судна в составе соединения кораблей подъем (спуск) флага должен проводиться по сигналу флагмана.

336. Во время стоянки судна флаг должен подниматься на кормовом флагштоке, а при нахождении судна в море на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Буксирным и другим специальным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.

337. Флаги высших должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации, а также флаг командующего флотом (флотилией) поднимаются на грот-стеньге (на фор-стеньге - при одной мачте) по приказанию командиров (начальников), которым они присвоены. Флаги должностных лиц остаются поднятыми днем и ночью, а также при кратковременном отсутствии должностных лиц на судне.

При следовании должностных лиц на катерах (шлюпках) присвоенные им должностные флаги поднимаются на носовом флагштоке или на мачте катера.

338. При торжественном подъеме флага Военно-Морского Флота в праздничные дни Российской Федерации экипаж судна строится на верхней палубе за 5 минут до подъема флага согласно принятой схеме построения. С выходом капитана на верхнюю палубу вахтенным помощником капитана подается команда "Смирно". Приняв доклад старшего помощника капитана, капитан здоровается с экипажем и поздравляет его с праздником. За минуту до подъема флага вахтенный помощник капитана подает команду "Флаг поднять". После подъема флага до места капитан подает команду "Вольно" и распускает экипаж.

В праздничные дни судно может расцвечиваться флагами международного свода сигналов. В темное время суток на судне включается праздничная иллюминация.

В траурные дни флаг должен держаться приспущенным до половины длины фала (флагштока).

При стоянке судна в иностранном порту флаг приспускается в тех случаях, когда в знак траура приспущены флаги на находящихся там иностранных военных кораблях.

339. При нахождении судна в море на ходу, а также в зоне локального военного конфликта (зоне боевых действий) флаг Военно-Морского Флота должен быть поднят днем и ночью. В случае выхода судна в море после захода солнца и до 8 (9) часов флаг поднимается в момент перехода из положения "на якоре" в положение "на ходу".

При встрече в море с военным кораблем Российской Федерации или с военным кораблем иностранного государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, а также при прохождении мимо такого корабля, стоящего на рейде, судно должно первым приветствовать его однократным приспусканием флага Военно-Морского Флота на одну треть длины фала (флагштока).

При встрече в море с военным кораблем иностранного государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, приветствие его проводится только в территориальных или внутренних водах этого государства.

При встрече в море с судном Российской Федерации или судном иностранного государства, если оно первым приветствует судно, ему отвечают однократным приспусканием флага.

Пользование судовыми катерами (шлюпками)

340. Спуск катера (шлюпки) на воду и их использование допускаются только с разрешения капитана, старшего помощника капитана или вахтенного помощника капитана.

При посылке катера (шлюпки) с судна для выполнения задания на него должен назначаться командир, а на катер и моторист, обладающий необходимой квалификацией.

Члены экипажа, выделенные на катер или назначенные гребцами на шлюпку, на время выполнения задания подчиняются командиру катера (шлюпки).

341. Командир катера (шлюпки) отвечает:

за соблюдение норм грузоподъемности и пассажировместимости катера (шлюпки);

за соблюдение правил по предупреждению столкновений судов в море, местных портовых и рейдовых правил.

До отхода катера (шлюпки) от борта судна его командир должен убедиться в том, что он снабжен положенным по табелю имуществом, топливом и индивидуальными спасательными средствами на экипаж и пассажиров.

При направлении катера (шлюпки) за пределы гавани (рейда) его командир должен иметь карту или схему района плавания, надежный компас и средства радиосвязи, а на шлюпке должно быть полное число гребцов.

342. Командир катера (шлюпки) имеет право отойти от борта судна только с разрешения вахтенного помощника капитана.

При стоянке судна на открытых рейдах катера (шлюпки) не должны находиться без надобности у его борта. При объявлении штормового предупреждения, внезапном усилении ветра и наступлении темного времени суток катера (шлюпки) должны быть подняты на борт или отправлены в укрытие.

343. Катера (шлюпки), находящиеся на ходу, должны нести присвоенный их судну флаг. При буксировке шлюпок флаг несет только концевая шлюпка. На шлюпках, идущих под парусами, флаг крепится к задней кромке шкаторины у нок-бензельного угла.

Катер (шлюпка) не несет флага только в том случае, когда он послан для спасения упавшего за борт человека. Флаг в этом случае поднимается на установленном месте после подъема человека в катер (шлюпку).

Флаг на катере (шлюпке) должен подниматься перед отходом его от борта судна (от причала), а спускаться (независимо от времени суток) - с приходом катера (шлюпки) к месту назначения.

344. Судовые помещения подразделяются на жилые, служебные и помещения общего пользования.

В жилых помещениях размещаются экипаж и пассажиры, в служебных помещениях размещаются вооружение и технические средства судна, грузы и судовые запасы. К помещениям общего пользования относятся помещения для приема пищи, отдыха и санитарно-гигиенических нужд экипажа.

345. Для поддержания порядка в помещениях и соблюдения условий гигиены на судне старший помощник капитана должен не реже одного раза в неделю осматривать (совместно с судовым врачом) все каюты, столовую, кают-компанию, буфеты и санитарное оборудование судна, устанавливать время их приборки и назначать лиц, ответственных за их содержание.

В каютах не должны храниться судовое имущество (материалы), взрывчатые, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества. Оборудование кают должно содержаться в исправном состоянии и обеспечивать безопасность занимающих их лиц.

346. При уходе людей из кают освещение, электроприборы и громкоговорители должны быть выключены, а иллюминаторы задраены.

Запрещается закрывать каюты с открытыми иллюминаторами, а также закрывать двери кают на замок при уходе из них людей по сигналу судовой тревоги. Ключи от кают должны храниться у лиц, занимающих эти каюты. Второй комплект ключей с занумерованными бирками должен находиться на хранении в месте, определенном старшим помощником капитана, из расчета, что доступ во все запираемые помещения будет обеспечен в любое время суток.

347. Питание членов экипажа должно быть организовано в столовой (для рядового состава) и в кают-компании (для командного состава). Столовая и кают-компания судна должны быть оборудованы специальными шкафами для хранения столовых принадлежностей и средств для мытья посуды.

Старшим лицом в столовой является боцман, старшим лицом в кают-компании - капитан, а в его отсутствие старший помощник капитана.

В каждом отдельном случае с разрешения капитана или старшего помощника капитана в кают-компанию могут быть приглашены в качестве гостей лица, не принадлежащие к экипажу судна.

Для приглашений, имеющих официальный характер, должно быть испрошено разрешение командира соединения судов.

348. Все пищевые продукты, доставляемые на судно, должны храниться в специально предназначенных для этого помещениях (камерах), запираемых на замок. Помещения камбуза и буфетов, их оборудование и посуда должны содержаться в чистоте, а лица, не связанные с приготовлением и раздачей пищи, не должны допускаться в эти помещения.

349. Содержать на судне животных разрешается только с согласия капитана при предъявлении ветеринарных свидетельств и выполнении обязательств по чистке животных и мест их размещения.

Подозрительных на инфекционные болезни и больных животных выгружают в местах, указанных ветеринарно-санитарным надзором, изолируют или уничтожают. Сброс погибших животных за борт судна запрещается.

В случае вспышки у животных инфекционных заболеваний, подтвержденных ветеринарной службой, заболевшие животные выгружаются, а в помещениях, где они находились, производится дезинфекция. Инструкция по проведению дезинфекции должна быть вывешена на видном месте.

Запрещается содержать животных на водоналивных и рефрижераторных транспортах.

350. Собрания экипажа, демонстрация кинофильмов и коллективные игры, проводимые в столовой или в специально отведенных для этого помещениях (местах на верхней палубе), должны быть прекращены не позднее 23 часов, за исключением случаев, когда по разрешению капитана установлено другое время.

351. Спортивные мероприятия на воде (плавание, хождение на шлюпках и т.п.) могут проводиться только с разрешения капитана или старшего помощника капитана.

Организация безопасности проведения указанных мероприятий должна быть возложена на одного из помощников капитана.

Перевозка пассажиров и воинских команд

352. Лица, совершающие переход на судне без выполнения каких-либо обязанностей в отношении данного судна, именуются пассажирами.

Фамилия, имя, отчество каждого пассажира должны быть занесены в судовой журнал с указанием времени, места и основания для приема пассажира на судно, а также времени и места его убытия с судна.

Пассажирам, прибывшим на судно перед выходом в море, должны быть разъяснены:

требования безопасности при нахождении на судне;

действия по сигналу судовой тревоги, в том числе правила поведения при объявлении тревоги в учебных целях;

действия, которые следует предпринять при оставлении судна, с указанием их места на спасательных шлюпках (плотах) и места хранения индивидуальных спасательных средств;

защитные меры при нахождении на спасательных средствах и общие способы выживания людей на воде.

353. При плавании во внутренних морских водах Российской Федерации пассажир может приниматься на судно с разрешения командира соединения кораблей или начальника, осуществляющего управление судном.

При выходе судна за пределы внутренних морских вод Российской Федерации пассажир может быть принят на судно только с разрешения начальника штаба флота (флотилии).

354. При нахождении судна в порту иностранного государства пассажир может быть принят на судно по рекомендации дипломатического представителя Российской Федерации с разрешения начальника Главного штаба Военно-Морского Флота. При выходе из порта капитан должен доложить командованию о принятых пассажирах, а на подходе к месту их высадки обеспечить прохождение ими пограничного и таможенного контроля.

355. В исключительных случаях капитан вправе принять на борт судна людей, спасенных от гибели или других бедствий, независимо от того, гражданами какого государства они являются.

О количестве, времени и месте принятия на судно спасенных от гибели людей капитан должен доложить командованию и в дальнейшем действовать по его указанию.

Во всех случаях пассажиры, спасенные от гибели, при первой возможности должны быть переданы местным властям.

356. Размещение пассажиров по каютам и другим помещениям судна организует старший помощник капитана с предоставлением им возможных удобств. Если в числе пассажиров есть женщины, им отводятся отдельные помещения (каюты).

357. Питание пассажиров организуется в кают-компании или столовой экипажа в соответствии с решением капитана.

Пассажиры, следующие на судне группой (делегации, спортивные или творческие коллективы), размещаются и питаются в порядке, установленном распоряжением начальника штаба флота.

358. Адмиралы, генералы и офицеры, находящиеся на судне в качестве пассажиров, не должны вмешиваться в действия экипажа по управлению судном.

Капитан знакомит адмиралов, генералов и старших офицеров с обстановкой в районе плавания и распоряжениями командования в части, касающейся их пребывания на судне.

359. Курсанты (офицеры, преподаватели) учебных заведений Военно-Морского Флота и мореходных училищ с момента прибытия их на судно для прохождения учебной практики (стажировки), а также для руководства практикой подчиняются капитану.

360. Экипаж судна обязан оказывать всемерное содействие курсантам в выполнении учебных планов по освоению технических средств и несению судовых вахт.

Все курсанты, прибывшие на судно, должны быть распределены по судовым постам в качестве дублеров, участвовать во всех учениях и тренировках, проводимых на судне, а также в работах по обслуживанию и профилактическому ремонту технических средств.

361. Руководители практики должны оказывать помощь экипажу судна в практическом обучении курсантов и докладывать капитану свои предложения по улучшению работы с ними и устранению выявленных недостатков.

362. Во всех случаях судовой жизни и службы офицеры и преподаватели приравниваются к командному составу, курсанты училищ и мореходных школ - к рядовому составу.

Размещаются и питаются курсанты на судне на общих основаниях с экипажем. Курсанты выпускных курсов училищ (стажеры), выполняющие обязанности дублеров помощников капитана или дублеров механиков (электромехаников), по возможности должны быть размещены в каютах командного состава, и питаться в кают-компании.

363. На судах, перевозящих воинские команды (экипажи кораблей, личный состав воинских частей и т.п.), старший помощник капитана совместно со старшим воинской команды должны разместить военнослужащих по помещениям судна, проинструктировать их о правилах поведения и требованиях безопасности на судне, а также о действиях по сигналу тревоги.

364. Личный состав воинской команды размещают в запасных каютах в соответствии с их служебным положением. При недостатке кают для временного размещения военнослужащих могут быть использованы курительные салоны, столовые и другие помещения судна.

Совместное размещение в одном помещении военнослужащих и гражданского персонала не допускается.

365. Перед размещением на судне воинской команды судно должно быть обеспечено спасательными средствами на весь личный состав перевозимой команды. Помещения судна, предназначенные для перевозки людей, должны быть заблаговременно подготовлены для безопасного их пребывания (отключено неиспользуемое электрооборудование, изолированы трубопроводы с повышенной температурой и т.п.), а места выхода людей к спасательным средствам открыты для прохода.

366. Оружие, боеприпасы, снаряжение и имущество воинской команды должны размещаться в специально подготовленных для этих целей помещениях, запираемых на замок и опечатываемых. Охрана указанных помещений осуществляется военнослужащими по решению их старшего начальника.

367. Питание военнослужащих, размещенных на судне, организуется отдельно от членов экипажа.

В зависимости от количества перевозимых людей и технических возможностей камбузного оборудования судна питание военнослужащих может быть организовано совместно с экипажем или самостоятельно (во вторую смену) с выделением на камбуз военнослужащих в помощь повару для приготовления и раздачи пищи.

368. При аварии судна, оказании помощи другому судну или людям, терпящим бедствие в море, капитан вправе привлечь пассажиров и личный состав воинской команды к спасательным работам и оказанию помощи пострадавшим.

369. Порядок приема и размещения на судне вооружения, военной техники и личного состава десанта определяется специальным распоряжением начальника штаба флота (флотилии).

Тэстовые вопросы и ответы на комиссии "Квалифицированый матрос"

1.Требования к квалфикации матроса содержится в:


2.Государственный флаг на судах РФ спускается:

3.Что понимается под термином "особьый район"
в отношении требований МК МАРПОЛ 73/78?

4.Сигнал тревоги человек за бортом:

5.Сколько членов экипажа при стоянке судна
под флагом РФ на рейде должны оставаться
на борту судна?

6.Для чего применяется прямой морской узел?

7.Для чего применяется калмыцкий узел?

8.Выблиночный узел применяется:


9.Какая допускается разница между показаниями
истиного положения пера руля и аксиометра при
положениипера руля в диаметральной плоскости судна?

10.Сколько ключей должно быть от румпельного отделения?

11.Когда требуется установка аварийного рулевого привода?

12.Как называется устройство, предназначеное
для передачи усилия на руль?

13.Сколько должно иметь приводов рулевое устройство
морского судна?

14.При работе грузового судна способом на "телефон"
грузоподъёмность:

15.Что называется грузовым устройством судна?

16.Кто находится на вахте в районе буксирного
троса во время буксировки?

17.Буксирные кнехты и битенги служат:

18.Буксирным устройством называется:

19:Как называется самая тонкая состовная часть
ростительного троса, скрученая из волокон
конопли, агавы или других растений?

20.Калибром якорь-цепи называется:

21.В пределах особых районов запрещается сбрасывать
за борт измельчённые пищевые отходы на растоянии
от берега менее:

22.Что такое контрфорс?

24.Сколько членов экипажа при стоянке судна под
флагом РФ у причала должны оставаться на борту?

25.Техника безопасности.
К верхолазным работам должны быть отнесены все
судовые работы выполняемые на растоянии. метров
и более от палубы, настила, поверхности воды и т.п.

26.Учения по судовым тревогам на пассажирских судах
должны проводиться не реже одного раза:

27.Что означает знак маркировки SWL5(U)2/5т30"
нанесённый на грузовой стреле?

28.Лёгкими называются грузовые стрелы грузоподъёмностью менее:

30.Буксирные лебёдки преднозначены:

31.Кто даёт разрешение на ремонтные работы связаные с
применением открытого огня?

32.Звуковые сигналы подаваемые судами.
Длительность по времени "ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ЗВУКА"
согласно Правил МППСС-72 состовляет:

33.Когда о ветре говорят NW, значит что направление
ветра от. градусов.

34.Вахтенный матрос-рулевой ведя судно по створам
должен управлять судном так, чтоб:

35.Что значит команда рулевому матросу "STARBOARD TWENTY"?

36.Какое из перечисленых латинских обозначений соответствует
понятию "северо-западный" ветер?

37.Судно находится на удалении 12 миль от ближайшего
берега в пределах особого района. Может ли быть им
выброшен за борт мусор включая: бумагу, ветош, стекло?

38.Судно находится на удалении 15 миль от ближайшего берега
в пределах особого района. Можно ли выбросить за борт
сепарационные, обшивочные и упаковачные материалы?

39.В течении какого времени основной привод рулевого
устройства должен обеспечить непрерывную перекладку
руля с борта на борт?

40.Как называют совокупность судовых снастей (стальные и
растительные тросы, цепи, прутки) для крепления
рангоута управления парусами, грузоподъёмных работ,
подъёма и спуска флагов и т.п.?

41.Как называется вал предназначеный для поворота пера руля
и для закрепления на штатном месте?

42.Как часто должны смазываться стальные тросы на судне
при эксплуатации?

43.Для чего применяется брамшкотовый узел?

44.Гачный узел применяется:

45.К работам на высоте должны быть отнесены все судовые работы на
растоянии от палубы и других поверхностей более чем:

46.Международный свод сигналов. Все сигналы поступающие
на судно считаются адресоваными:

47.Как называется устройство для передачи спасательного
линя с одного судна на другое?

48.От чего зависит скорость поворота судна при
перекладке руля?

49.Сигнал общесудовой тревоги:

50.Техника безопасности.
В штормовую погодувыход на открытые палубы:

51.Укажите устройство которое может быть использовано
для приёмки лоцмана при высоте борта более 9 метров:

52.Как маркируются смычки якорь-цепи?

53.Что такое панер?

54.Какой руль называют полубалансирным?

55.Как изменяется толщина стального троса?

57.Какой способ буксировки является основным при буксировки
во льдах?

58.Кто может дать лебёдчику (крановщику) сигнал аварийной
остановки?

59.Максимальная продолжитьльность рабочего времени установленая
для членов экипажа судна состовляет:

60.Должен ли вахтенный матрос на руле вести наблюдение?

2.С заходом солнца.

3.Морской район, где необходимо принятие особых методов
предотвращения загрязнения моря.

4.Три продолжительных звука звонком громкого боя.

5.1/3 часть экипажа.

6.Для связывания канатов (верёвок) одинаковой толщины.

7.При привязывании бросательного конца к огону швартова.

8.При привязывании выблинок к вантам для крепления временных оттяжек
к стропу, при работах с бимсами грузовых люков.

11.На судах внутреннего, портового плавания.


14.Уменьшается почти в 2 раза.


15.Грузовые краны и/или стрелы грузоподъёмностью более 3 тонн.


17.Для крепления буксирного троса.

18.Комплекс изделий и механизмов обеспечивающих движение судна.

20.Диаметр прутка стали из которого изготовлено звено якорь-цепи.

22.Стопор якорной цепи.

23.Специальная конструкция для предупреждения закручивания якорцепи.

24.1/5 часть экипажа.


27.Грузоподъёмность 5 тонн 0 градусов и 2.5 тонн при работе
спаренными стрелами с минимальным наклом стрелы к горизонту
30 градусов.

29.Для удержания нока стрелы.

30.Для выбирания буксирного троса.

31.Начальник пожарной команды порта.


32.От 4 до 6 секунд.

33. 315 градусов.


34.Оба знака (огня) были постоянно по носу на курсовом угле
судна с учётом дрейфа.


42.Один раз в три месяца.


43.При работах с парусами, такелажными и якорными цепями.

44.При закреплении на гаке толстых канатов.


48.От скорости перекладки пера руля и угла перекладки.


49.Непрерывный продолжительный звук 25-30 секунд звонком громкого
боя. Повторяется 3-4 раза.

50.Допускается группами не менее двух человек с разрешения капитана
под общим руководством старпома или капитана.

51.Комбинированый трап.Парадный (штатный) и лоцманский.


52.Соеденительную скобу отмечают белой или красной краской.

53.Положение якорь-цепи перед отрывом якоря от грунта.

54.Руль у которого часть пера смещена от оси вращения
к носу судна.

13. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне после получения свидетельства на право плавания под флагом Российской Федерации. День первого подъема флага считается судовым праздником.

14. Государственный флаг указывает на национальность судна и под юрисдикцией какого государства оно находится.

15. Государственный флаг поднимается во время хода судна и стоянки его ежедневно с 8 ч. утра и спускается с заходом солнца.

В полярных морях зимой Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен быть поднят в пределах времени его видимости, а при продолжительном дне с 8 до 20 ч.

Государственный флаг поднимается ранее 8 ч. утра и не спускается после захода солнца, при условии его видимости, в следующих случаях:

а) при входе судна в порт и при выходе его из порта;

б) при встрече в море с военными кораблями и судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, до расхождения с ними.

При входе в порт, на стоянке и выходе из порта на судне, кроме Государственного флага, на грот-мачте (стеньге) поднимается вымпел судов рыбопромыслового флота Российской Федерации.

При следовании и стоянке в территориальных и внутренних водах иностранного государства на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается и несется государственный флаг данного государства, постоянно, до выхода из указанных вод.

16. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, других лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается Государственный флаг Российской Федерации.

При нахождении на борту Председателя Роскомрыболовства на фокмачте (сигнальной мачте) поднимается флаг Председателя Комитета Российской Федерации по рыболовству.

При нахождении на борту судна официального лица высшей власти иностранного государства при стоянке судна в российском порту на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается государственный флаг данного государства.

17. В особо торжественные и праздничные дни либо дни национального праздника страны порта стоянки судна (по согласованию с консулом) судно расцвечивается флагами Международного Свода Сигналов.

В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины мачты. В отечественных портах флаг приспускается по распоряжению капитана порта, в иностранных - по согласованию с консулом и портовыми властями.

18. При встрече с военным кораблем под флагом Российской Федерации, либо с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, судно приветствует его однократным приспусканием Государственного флага. При встрече с военным кораблем государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, приветствие производится только в территориальных и внутренних водах этого государства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Национальность судна и флаг

Начиная с XIII-XIV вв. в европейских странах в целях ограждения морской торговли от действий воюющих держав издавались нормативные акты о порядке установления государством флага контроля над его судами, о предоставлении судам национального статуса, о процедуре проверки истинности связи судна с государством флага.

Суда имеют национальность. Это официальный термин, используемый в морском праве. Национальность означает государственную принадлежность судна. То есть властям какого государства судно подчинено и законы какого государства на него распространяются.

Возможна ситуация, когда судно не имеет национальности. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [1] такая возможность допускается. Например, судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, может быть приравнено к судам, не имеющим национальности [2] . А военный корабль, встретивший в открытом море судно, не имеющее национальности, имеет право на его осмотр [3] . Но, хотя и нет прямого запрета на эксплуатацию судов без национальности, в море встретить судно без национальности практически невозможно.

Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом [4] .

В 1986 году была сделана попытка упорядочить процесс регистрации судов в рамках международного морского права и была заключена Конвенция ООН об условиях регистрации судов [5] . Конвенция имела благородные цели – обеспечить реальную связь между государством и судами, плавающими под его флагом для эффективного осуществления своей юрисдикции и контроля над такими судами в отношении идентификации и подотчетности собственников и операторов судов, а также в отношении административных, технических, экономических и социальных вопросов, для чего обязать государства, регистрирующие суда, иметь компетентную и полноценную национальную морскую администрацию, обеспечивать возможность беспрепятственного выявления и привлечения к ответственности лиц, которые отвечают за управление и эксплуатацию судна, включенного в его регистр.

Прогулочные суда небольшого размера по национальному законодательству не подлежат государственной регистрации. В основном это, конечно, суда для прибрежного плавания и внутренних водных путей. В некоторых странах установлено, что в этом случае национальность судна определяется гражданством собственника (местом регистрации юридического лица).

Флаг судна, это внешнее выражение государственной принадлежности. И в международном морском праве, и в российском понятия «национальность судна» и «право плавания под государственным флагом» различаются, но они жестко привязаны друг к другу. Судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно имеет право плавать [7] . Судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняется его исключительной юрисдикции везде, кроме вод иностранных государств.

Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации [8] .

Право плавания под государственным флагом Российской Федерации и, соответственно, российская национальность предоставляется судам, находящимся в собственности российских граждан, российских юридических лиц, самого российского государства, его субъектов и муниципальных образований [9] . В подавляющем большинстве зарубежных стран условия предоставления права плавания под национальным флагом аналогичны. Право плавания под российским государственным флагом имеют суда, внесенные в Российский международный реестр судов, а также может быть временно предоставлено иностранным судам, находящимся в бербоут-чартере российского фрахтователя.

Правил несения флага, его подъема и спуска, салютования флагом международное морское право не содержит. В России Конституционный закон «О государственном флаге» дает описание государственного флага как прямоугольного полотнища из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета, отношение ширины флага к его длине 2:3, и устанавливает необходимость подъема государственного флага на судах, внесенных в один из реестров судов Российской Федерации, в соответствии с уставом службы на судах.

Уставов службы на гражданских судах в России три:

Именно в них содержатся правила подъема и несения государственного флага.

В соответствии с Уставом службы на морских судах [11] :

Устав службы на морских судах не распространяется на маломерные суда, поднадзорные ГИМС, спортивные парусные и прогулочные суда. Но при несении флага на таких судах рекомендуется придерживаться установленного им порядка несения Государственного флага России.

Нарушение порядка официального использования российского государственного флага влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. рублей, а на юридических лиц - от 100 до 150 тыс. рублей [12] . Не шутка.

В Великобритании пожестче. Если капитан, собственник или фрахтователь иностранного судна сделают что-либо, что позволит кому-то подумать, что судно великобританское, в том числе поднять на нем флаг Великобритании, то судно подлежит конфискации. Правда, исключение сделано для лиц, которые выдают себя за британское судно убегая от врага или иностранного военного корабля в условиях военных действий, и при перерегистрации в течение первых 14 дней после исключения из британского судового реестра [13] . Следует учитывать, что во многих бывших британских колониях действует английское право, так что в большинстве государств «удобного» флага эти нормы действуют.

[1] Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994) заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982. Эту Конвенцию иногда называют «конституцией океанов». Она определяет основные понятия морского права, в том числе понятия открытого моря, территориального моря, внутренних вод, устанавливает правила определения их границ, национальности судов, права и обязанности между судном, государством флага, государством порта и прибрежным государством.

[2] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[3] ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[4] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[5] Конвенция ООН об условиях регистрации судов заключена в г. Женеве 07.02.1986

[6] Отчет Конференции ООН по торговле и развитию «Обзор морского транспорта 2017» = Review of maritime Transport 2017, UNCTAD

[7] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994), ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 20.12.2017)

[8] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[9] ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 20.12.2017)

[10] ст. 1, 3, 9.1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации»

[11] п. 2.1 - 2.21 Устава службы на морских судах, утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 N 224

Порядок подъёма и несения флагов и вымпелов определён Уставом службы на судах МРФ.

Государственный флаг в качестве кормового флага поднимается на кормовом флагштоке или гафеле. На самоходных судах, плавающих на внутренних водных путях Государственный флаг, поднимается в навигационный (эксплуатационный) период с восходом солнца и спускается с его заходом.

На несамоходных судах – в дни государственных праздников.


Фото 3. Судно расцвеченное флагами МСС в честь празднования Дня работников морского и речного флота.

В полярных и приполярных районах – поднимается ежедневно на время его видимости, а при продолжительном дне – с 8 до 20 ч.

Государственный флаг РФ поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него. На самоходных судах, кроме Государственного флага, поднимается вымпел судовладельца.

В особо торжественные дни, а также при специальных указаниях во время стоянки в порту производится торжественный подъём Государственного флага.

Подъём и спуск Государственного флага РФ и других флагов производится по приказанию вахтенного помощника капитана.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ (ПО ДОЛЖНОСТИ)

Шкипер

Шкипер несамоходного судна пользуется правами и выполняет обязанности (с учётом назначения и особенностей работы судна), которые изложены в разделе «Капитан».

- обеспечивать правильное техническое использование и обслуживание судна, судовой техники и сохранность судового снабжения и перевозимого груза;

- осуществлять приём и сдачу груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями;

- выполнять указания капитана буксировщика по управлению несамоходным судном;

- проверять перед каждой перегрузочной работой грузоподъёмные и приёмные устройства;

- обеспечивать работу энергетической и котельной установок;

- обеспечивать получение и правильное использование инвентаря, материалов, топлива и воды для судовых нужд;

- вести учёт рабочего времени, производить начисление, получение и выдачу зарплаты членам экипажа;

- вести судовую документацию и отчётность.

Рулевой

Рулевой непосредственно подчиняется боцману, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного начальника.

- изучать специальную лоцию и условия плавания районе внутренних судоходных путей, в которых судно совершает рейсы;

- знать правила, регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно;

- знать рулевое устройство, а также действие рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.;

- знать принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых;

- уметь управлять ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использовать авторулевой;

- уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой;

- уметь удерживать судно на постоянном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей;

- уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностей матросов.

Рулевой следит за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках и на тентовой палубе.

На судах, где не предусмотрена штатным расписанием должность боцмана, его обязанности выполняет старший рулевой.

Моторист

Моторист подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного механика.

- знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов; уметь их обслуживать;

- знать нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки;

- участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники;

- знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники;

- своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закреплённых за ним расписанием по заведованию;

- знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;

- уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования.

Моторист может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения целевого инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Старший моторист (старший машинист) руководит работой мотористов (машинистов) при выполнении технического обслуживания и слесарно-ремонтных работ.

Матрос

Матрос непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне он подчиняется шкиперу.

Матрос на судах, выходящих в море, должен знать и выполнять обязанности рулевого.

Матрос обязан:

- принимать участие в судовых работах по палубной части;

- принимать участие в подготовке грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке и уборке их по-походному;

- убирать палубы, судовые служебные и санитарно-бытовые помещения;

- при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:

- принимать участие в открытии и закрытии люков, трюмов;

- контролировать исправность тары, маркировку, укладку, сепарирование груза и при необходимости вести счёт мест груза;

- следить за сохранностью и целостностью груза, инвентаря и такелажа;

- наблюдать за исправностью трюмных трапов и другого трюмного оборудования;

- не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;

- не допускать курение в трюме, обеспечивать порядок и чистоту в трюме;

- докладывать вахтенному начальнику о всех нарушениях, недостатках, повреждениях и т.п.

- выполнять все такелажные, малярные, швартовные работы и работы по забуксировке судов;

- уметь грести вёслами в шлюпке;

- замерять уровень воды в льялах и сточных колодцах на судне;

- уметь управлять палубными механизмами:

- отдавать и выбирать якоря;

- спускать и поднимать шлюпки;

- управлять спасательными шлюпками на вёслах и с мотором;

- знать расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб, уметь производить замеры воды в танках и температуры в грузовых помещениях;

- уметь замерять глубину ручным лотом.

Матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения целевого инструктажа по охране труда на рабочем месте.

Электрик судовой

Электрик подчиняется электромеханику, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного электромеханика. На судах, где не предусмотрен командный электромеханический персонал, электрик подчиняется второму помощнику механика.

- знать принцип действия судового электрооборудования и схему распределения электроэнергии по судну;

- уметь использовать электрооборудование энергетической установки;

- участвовать в техническом обслуживании и ремонте судового электрооборудования;

- знать и выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования;

- своевременно проводить технические обслуживания механизмов, закреплённых за ним расписание по заведованию;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: