Когда создан судебный департамент

Обновлено: 25.04.2024

В соответствии с приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 марта 2017 г. N 38 днем создания Судебного департамента при Верховном Суде РФ считается день официального опубликования настоящего Федерального закона - 14 января 1998 г.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 30 июля 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 266-ФЗ

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 44-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1

1.1. Сокращенное наименование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Судебный департамент.

2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в пункт 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в настоящем Федеральном законе понимаются:

1) для федеральных судов - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

2) для мировых судей - осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

ГАРАНТ:

См. Регламент Верховного Суда РФ, утвержденный постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 7 августа 2014 г. N 2

См. Соглашение между Минюстом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ о взаимодействии по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов, заключенное 22 июля 2003 г.

Создание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации пришлось на время проведения в стране крупных социально-экономических преобразований.

Декларация о государственном суверенитете России, принятая 12 июня 1990 года Первым Съездом народных депутатов РСФСР (с 1994 года этот день является государственным праздником Российской Федерации), провозгласила принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей в качестве важнейшего принципа функционирования России как правового государства.

Однако принятие Декларации, за которой последовали акты государственного самоопределения народов других республик бывшего СССР, кардинальные и резкие изменения во всех сферах жизни (признание плюрализма форм собственности; переход к рыночным методам управления экономикой и к многопартийности в политике; признание приоритета прав человека; внедрение элементов парламентаризма как для общегосударственного, так и для местного уровня) привели не только к распаду Советского Союза, но и к угрозе потери управления страной. Появились тенденции к отказу от правового, демократического пути развития страны.

В этих непростых условиях важнейшее значение приобрела задача укрепления судебной власти. Стало очевидно, что «без сильной и независимой судебной власти не может состояться государственность России». Проблема организации деятельности судов как механизма реализации принципов самостоятельности и независимости судебной власти стала приобретать принципиальный характер.

Во исполнение решений Третьего (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР об укреплении судебной власти и об участии судей в реформировании судебной системы на совместной коллегии Министерства юстиции РСФСР и Президиума Верховного Суда РСФСР 11 апреля 1991 года было принято решение о проведении съезда судей Российской Федерации и о включении в повестку дня съезда вопроса «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

17–18 октября 1991 года состоялся I Всероссийский съезд судей, на котором выступил президент РСФСР Ельцин Б.Н., поставивший задачу создания сильной и независимой судебной власти. В принятом на съезде заявлении констатировалась необходимость утверждения судебной власти как независимой влиятельной силы, равной по своему значению и месту в обществе власти и законодательной, и исполнительной, необходимость коренного реформирования судебной системы как условия для обеспечения соответствия её международным правовым стандартам и функционирования демократического правового государства в России. Также были сформулированы концептуальные положения и основные направления судебной реформы.

24 октября 1991 года постановлением постановлением Верховного Совета РСФСР № 1801-1 Концепция судебной реформы была одобрена.

В числе приоритетных направлений реформирования в сфере отправления правосудия были признаны: утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; совершенствование системы гарантий независимости судей, создание независимой судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы человека и гражданина.

Идея создания Судебного департамента как принципиально нового механизма организационного обеспечения судебной деятельности, направленного на реализацию принципов независимости судей и самостоятельности органов судебной власти, впервые возникла в марте 1992 года в Президиуме Совета судей Российской Федерации в ходе работы над проектом закона «О статусе судей в Российской Федерации» закона «О статусе судей в Российской Федерации».

19 января 1993 года Совет судей Российской Федерации, принимая решение о проведении II Всероссийского съезда судей, включил в его повестку дня, наряду с рассмотрением хода судебной реформы, также вопрос о принятии разработанного Советом судей Российской Федерации Положения о Судебном департаменте. Состоявшийся 29–30 июня 1993 года II Всероссийский съезд судей поддержал идею создания Судебного департамента как организационной структуры, целиком сосредоточенной на обеспечении деятельности судов. Однако предложение о подчинении этой структуры Верховному Суду Российской Федерации, что означало бы полное отделение судебной власти от исполнительной власти, необходимого большинства голосов не получило.

Новой Конституцией Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря и вступившей в силу 25 декабря 1993 года, был провозглашен принцип разделения властей и, соответственно, независимости судебной власти, а также закреплены (статьёй 124) гарантии финансовой достаточности функционирования судебной системы.

Тем не менее эти государственные гарантии независимости судебной власти во многом носили декларативный характер. Для обеспечения реальной независимости судебной власти продолжало существовать препятствие, приобретавшее всё более принципиальный характер, – сохранение в сфере правосудия административного управления со стороны органа исполнительной ветви власти (причём для обозначения этой функции Минюста в отношении судов в Законе РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» даже применялся термин «организационное руководство судами»), что ставило судебную систему в зависимое положение, приводило к возможности определённого влияния на процессуальную деятельность судов.

На состоявшемся 24–25 марта 1994 года III (внеочередном) Всероссийском съезде судей идея создания Судебного департамента была поставлена в практическую плоскость в качестве первого шага к «самостоятельному функционированию судебной власти».

Своим постановлением от 25 марта 1994 г. «О концепции судебной системы Российской Федерации» съезд признал необходимым учреждение в рамках Министерства юстиции Судебного департамента, единственной задачей которого должно стать ресурсное, организационное и кадровое обеспечение судов. Однако Министерство юстиции это решение III съезда судей не выполнило; более того, несмотря на недостаточное финансирование судов из бюджета, органами юстиции допускалось расходование выделенных средств на цели, не имеющие никакого отношения к судебной деятельности. Это было особо отмечено в постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июня 1995 года.

18 октября 1995 года Совет судей Российской Федерации единодушно пришел к выводу о целесообразности и необходимости создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, что было закреплено в постановлении «О признании необходимым создания Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации». Это решение Совета судей Российской Федерации нашло поддержку в Верховном Суде Российской Федерации, в Совете по судебной реформе, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в специальной комиссии, созданной по распоряжению Президента Российской Федерации.

Состоявшийся 16 октября 1996 года Совет судей Российской Федерации констатировал, что из-за крайне неудовлетворительного финансирования расходов, необходимых для обеспечения судебной деятельности, многие суды были вынуждены останавливать свою работу, что привело к массовому нарушению конституционного права граждан на судебную защиту. Всё более очевидной становилась необходимость создания структуры обеспечения деятельности судов, действующей на принципиально новой основе.

Следующим этапом совершенствования инфраструктуры судебной системы явилось рассмотрение вопроса о состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективах ее развития на IV (Чрезвычайном) Всероссийском съезде судей, состоявшемся 3–5 декабря 1996 года. Съездом была поставлена задача изъятия функций по обеспечению судебной деятельности от системы органов исполнительной власти (Министерства юстиции Российской Федерации и его органов) с передачей их в систему органов, действующих при судебной системе Российской Федерации и полностью подотчетных судейскому сообществу (Судебный департамент и его органы). В соответствии с постановлением IV Всероссийского съезда судей от 4 декабря 1996 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесён проект федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который определил в том числе основные принципы обеспечения деятельности судов.

Подписанный Президентом Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» разрешил вопрос о Судебном департаменте. Статья 31 данного закона не только ввела новое понятие – Судебный департамент и нормативно закрепила место этого органа в судебной системе – при Верховном Суде Российской Федерации, но и определила его основную задачу – организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимых ресурсов.

В апреле 1997 года Совет судей Российской Федерации вновь собрался для обсуждения положения дел с финансирование федеральных судов России. Своим постановлением от 4 апреля 1997 г. Совет судей России постановил просить Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. в кратчайшие сроки выйти с законодательной инициативой в законодательный орган России с проектом закона «О судебном департаменте».

8 апреля 1997 года состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, принявший постановление от 8 апреля 1997 г. № 5 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления законодательной инициативы проекта Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органах"». Данный законопроект был принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 2010-II ГД и одобрен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 декабря 1997 г. № 445-СФ.

В первые дни 1998 года Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» был подписан Президентом Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» завершилось создание принципиально новой системы организационного обеспечения системы судов общей юрисдикции, ставшей основой для практической реализации конституционных принципов разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, независимости и самостоятельности судебной власти.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также администраторы судов, ставшие «полномочными представителями» Судебного департамента в судебной системе, и созданное в 2012 году учреждение Судебного департамента приняли на себя широкий круг обязанностей по организационному, информационному, кадровому, финансовому, материально-техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и тем самым освободили председателей судов от несвойственных им административно-хозяйственных функций, не имеющих непосредственного отношения к их основной функции – отправлении правосудия.

Важнейшей нормой, закреплённой Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», является положение статьи 4, согласно которому Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Принцип невмешательства Судебного департамента в осуществление правосудия неукоснительно соблюдается в ходе организационного обеспечения деятельности судов.

Судебный департамент создан Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и в соответствии со статьёй 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Цель создания Судебного департамента – реализация конституционных принципов разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельности и независимости органов судебной власти.

Создание Судебного департамента в качестве принципиально нового механизма организационного обеспечения судебной деятельности, направленного на утверждение судебной власти как независимой влиятельной силы, равной по своему значению и месту в обществе власти и законодательной, и исполнительной, явилось реализацией Концепции судебной реформы в России (одобрена постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года № 1801-1), а также конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закреплённого статьёй 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Судебный департамент – федеральный государственный орган

Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» определено: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом. Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления ОК 006-2011 (введён в действие с 1 января 2012 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2011 г. № 60-ст) система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации классифицирована в разделе 140000 «Судебная власть в Российской Федерации».

Судебный департамент и входящие в его систему органы:

  • организационно обеспечивают деятельность судов и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы;
  • не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Судебный департамент – главный распорядитель средств федерального бюджета


Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. № 1699-р Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в перечень прямых получателей (главных распорядителей) средств федерального бюджета; код бюджетополучателя 438. Полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета определены статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Получатели средств федерального бюджета, подведомственные Судебному департаменту:

  • верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, специализированные арбитражные суды;
  • органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (в отношении финансирования деятельности районных и городских судов; гарнизонных военных судов; органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации; финансирования мировых судей).

Судебный департамент – субъект официального статистического учёта

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Федеральным планом статистических работ (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р) Судебный департамент осуществляет ведение судебной статистики – формирование официальной статистической информации о количественных показателях рассмотрения федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями дел и материалов в порядке уголовного, гражданского производства и производства по делам об административных правонарушениях на основе данных первичного статистического учёта, представленных субъектами статистического наблюдения.

Субъекты статистического наблюдения, осуществляющие первичный статистический учёт:

  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды (в том числе в отношении статистических показателей гарнизонных военных судов);
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, специализированные арбитражные суды;
  • органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (в отношении статистических показателей районных и городских судов, мировых судей).

Полномочия

Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации определены статьёй 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»; иными нормативными правовыми актами.

Полномочия Судебного департамента направлены на создание условий для обеспечение доступности правосудия для граждан, укрепление самостоятельности судов и независимости судей.

Судебный департамент осуществляет:

  • организационное обеспечение (мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера) деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов (с даты истечения двух месяцев после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»);
  • органов судейского сообщества (советов судей, квалификационных коллегий судей, экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи);
  • финансирование мировых судей;
  • формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Перечень нормативных правовых актов, определяющих полномочия Судебного департамента

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2005 г. № 320 «Об утверждении Правил финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Структура

Состав системы Судебного департамента определён&nstrongsp;Федеральным законом&nstrongsp;от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Согласно статье 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента. Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные

Согласно статье 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей Российской Федерации. Структура Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и перечень его подразделений согласованы постановлением Совета судей Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. № 340 (с изменениями от 9 апреля 2015 г.) и утверждены решением коллегии Судебного департамента от 16 декабря 2014 г. № 9/3-ксд (с изменениями от 15 апреля 2015 г.).

Центральный аппарат Судебного департамента

Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов

Главное финансово-экономическое управление

Управление по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов

Управление государственной службы и кадрового обеспечения

Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений

Управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества

Управление социальной защиты судей и государственных служащих

Управление по вопросам противодействия коррупции

Отдел учебных и образовательных учреждений

Отдел международно-правового сотрудничества

Руководство

Контактная информация

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Гусев
Александр Владимирович

Избран Генеральным директором 26 ноября 2000 года.

Адрес Судебного департамента РФ: Москва, ул. Гиляровского, 31, корп.2.

Часы работы

Понедельник 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Вторник 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Среда 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Четверг 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Пятница 09:00 – 13:00,13:45 – 16:45
Суббота Выходной
Воскресенье Выходной

История организационного обеспечения деятельности судов или, по другому существующему определению, административного управления в сфере правосудия по-своему отражает не только сложности проведения судебной реформы в современной России, но и очень важный период в становлении ее государственного устройства.

Характерным в этом отношении является даже тот факт, что для обозначения деятельности Министерства юстиции в отношении судов до середины 90-х годов использовался термин "организационное руководство судами" (ст. 19 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"). И хотя положениями этого закона Министерству юстиции предписывалось "всемерно содействовать осуществлению задач суда, строго соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону", в то же время органам юстиции предоставлялось право проверки организации работы судов и руководства работой с кадрами судов. Кроме того, Министр юстиции обладал правом внесения в Пленум Верховного Суда РСФСР представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства РСФСР.

С началом крупных социально-экономических преобразований в стране эта проблема начала приобретать принципиальный характер. Конституцией Российской Федерации, вступившей в действие 25 декабря 1993 года, был провозглашен принцип разделения властей и, соответственно, независимости судебной власти. Формально закреплялись и гарантии финансовой достаточности функционирования судебной системы, поскольку в ст. 124 Конституции прямо указывалось на то, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Тем не менее эти государственные гарантии независимости судебной власти во многом носили декларативный характер, поскольку суды по-прежнему оставались под попечительством исполнительной власти.

Например, судебная реформа за счет средств федерального бюджета фактически не финансировалась. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года (о суде присяжных) Правительству Российской Федерации было поручено выделить Министерству юстиции Российской Федерации во втором полугодии 1993 года дополнительные средства на материально-техническое, кадровое, организационное и научно-методическое обеспечение суда присяжных в размере 1159 млн. рублей. Однако это поручение, по существу, не было выполнено. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, суды присяжных в девяти регионах были введены в основном за счет внутренних резервов. На это ушло 25 процентов бюджетных средств, направляемых на финансирование всей судебной системы.

Достаточно остро стояла и проблема кадров. На 1 апреля 1995 года оставались вакантными 1364 должности судей районных (городских) судов и 388 должностей судей вышестоящих судов. Кроме того, у 389 судей районных (городских) судов и 396 судей краевых, областных судов истекли сроки полномочий.

О многом говорят и данные Счетной палаты, согласно которым в 1996 году затраты федеральных судов по новому строительству и приобретению зданий финансировались из местных бюджетов на 76,9% от всего объема ассигнований. По капитальному и текущему ремонту - на 62,2%. По приобретению автотранспорта, мебели, оргтехники - на 35,3%.

В 1997 году средства, выделенные местными администрациями и отраженные в отчетах об исполнении сметы расходов Министерства юстиции, составили 32,9 миллиарда рублей. При этом нужно учитывать, что местные администрации в тот период предоставляли судьям еще и жилье, решали вопросы списания долгов за охрану, коммунальные и почтовые услуги, услуги связи. Все это, естественно, противоречило Конституции, согласно которой суды должны были финансироваться только из федерального бюджета, ставило суды в прямую зависимость от региональных руководителей и местных политических элит.

Поэтому, наверное, не будет большим преувеличением сказать, что в целом негативные явления в этой сфере привели к тому, что вопросы финансирования судебной системы из плоскости финансовой начали перемещаться в плоскость политическую. Ситуация с обеспечением деятельности федеральных судов общей юрисдикции не только вошла в противоречие с международными нормами и принципами, но и значительно ухудшила условия для полного и независимого осуществления правосудия, его доступность для рядовых граждан.

Таким образом, все очевидней становилось, что весомую роль в реализации судебной реформы, создании эффективной судебной системы играют как совершенствование законодательства, стремление к высоким правовым стандартам, так и - далеко не в последнюю очередь - материальные источники, эффективное управление ими. Этот резерв можно было использовать только за счет создания принципиально новой системы организационного обеспечения деятельности судов.

Именно по этому пути пошли Верховный Суд Российской Федерации и судейский корпус новой России.

В марте 1994 года, на III внеочередном съезде, судейское сообщество Российской Федерации выступило за кардинальное изменение подхода к организационному обеспечению работы судов и поставило в практическую плоскость вопрос об образовании Судебного департамента.

Прошедший 3 - 5 декабря 1996 г IV (Чрезвычайный) Всероссийский съезд судей активно занялся задачей отделения судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному, кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России к Судебному департаменту - органу, полностью подотчетному судейскому сообществу. На четвертом съезде был обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект Закона "О Судебном департаменте".

В 1996 году на заседании Совета по судебной реформе, на котором обсуждались проблемы формирования концепции правовой реформы, был заслушан доклад председателя Совета судей РФ Сидоренко Ю.И., на основании которого был сделан вывод о том, что сложившаяся ситуация с финансированием и материально-техническим обеспечением судов не только не обеспечивает успешное проведение судебной реформы в России, но и грозит развалом судебной системы Российской Федерации.

Нарушение конституционного принципа достаточности финансирования судов (ст. 124 Конституции Российской Федерации) являлось одной из причин углубляющегося кризиса судебной власти в России, в связи с чем срочно требовалось принятие экстраординарных мер. Поэтому Совет по судебной реформе поддержал предложение Совета судей Российской Федерации о создании Указом Президента Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, осуществляющего функции финансирования и материально-технического обеспечения судов.

В целях поэтапной организации Судебного департамента Совет по судебной реформе поддержал предложение Временной комиссии и Совета судей РФ о необходимости создания на первом этапе Указом Президента РФ Судебного департамента при Верховном Суде РФ с одновременным внесением Президентом РФ в Государственную Думу проекта Закона "О внесении изменений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и проекта Закона "О Судебном департаменте Российской Федерации".

Однако, учитывая, что кризис судебной системы предполагал безотлагательное решение вопросов кадрового, организационного и ресурсного обеспечения судов, Совет судей счел, что до принятия Федерального закона о Судебном департаменте необходимо образовать Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, как это было заявлено Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным в его выступлении на Всероссийском правовом конгрессе. Совет судей поддержал предложение Временной комиссии, образованной распоряжением Президента, об образовании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Таким образом, позиция Совета судей о необходимости создания самостоятельного органа по обеспечению деятельности судов, передаче этому органу (Судебному департаменту) функций, возложенных на Министерство юстиции, осталась неизменной и совпала с позицией Президента Российской Федерации, так как в Законе "О судебной системе Российской Федерации", внесенном Президентом в Государственную Думу, место Судебного департамента было обозначено именно как при Верховном Суде Российской Федерации.

Между тем, Министерство юстиции Российской Федерации, вопреки воле судейского сообщества и позиции Президента Российской Федерации, предпринимало попытки любой ценой сохранить организационное руководство и право распоряжения финансовыми ресурсами, выделяемыми государством для нужд правосудия, и делалось это за спиной судейского сообщества.

Министерством юстиции было подготовлено несколько вариантов указа Президента и постановлений Правительства об образовании Судебного департамента при Министерстве юстиции Российской Федерации и Положение о нем.

"Концепция развития органов юстиции" не была представлена для обсуждения в Совет судей, несмотря на неоднократные указания, что это противоречит п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей.

Между тем, вопреки основным конституционным положениям о разделении властей, указанная Концепция предусматривала сосредоточение в компетенции Министерства юстиции функций органа дознания и одновременно сохранение организационного руководства и обеспечения деятельности судов.

Совет судей счел, что подобные закулисные маневры свидетельствуют о намерении структуры исполнительной власти сохранить свое влияние на правосудие и воспрепятствовать становлению независимой судебной власти в России*(1).

Своим постановлением от 26 марта 1996 года Совет судей Российской Федерации подтвердил постановление Совета от 18 октября 1995 г. о необходимости образования Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и просил Президента Российской Федерации ускорить образование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации*(2).

20 июня 1996 г. состоялось заседание Президиума Совета судей Российской Федерации, на котором был рассмотрен вопрос "О критическом положении с обеспечением деятельности федеральных судов общей юрисдикции". В постановлении была дана следующая оценка сложившегося положения:

Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что суды не имеют средств для работы"*(3).

В январе 1998 года по законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации был принят Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", согласно которому функции организационного обеспечения судебной деятельности были переданы федеральному государственному органу, действующему при судебной системе.

Это стало одним из наиболее принципиальных завоеваний судебной реформы: впервые в истории современной России судебная власть взяла под свой контроль обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.

Вместе с тем условия, в которых создавался и начинал свою деятельность Судебный департамент, оказались предельно сложными. В самый кризисный 1998 год Правительство сократило финансирование судов на 26,2 процента. Поскольку это откровенно противоречило действующему законодательству, вопрос был вынесен на рассмотрение Конституционного Суда РФ, который обязал Правительство восстановить финансирование судов. Однако это решение не выполнялось, и тогда Президиум Совета судей пошел на беспрецедентный шаг, обратившись в Генеральную прокуратуру с ходатайством о привлечении министра финансов к ответственности. В итоге это привело к принятию Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" (вступил в силу 15 февраля того же года).

С той напряженной поры тенденция ресурсного обеспечения судебной деятельности изменилась в лучшую сторону. Поступление средств позволило увеличить численность судей и работников аппаратов судов, повысить их социальную защищенность, укрепить материально-техническую базу.

Ценой огромных усилий при непосредственной поддержке Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации удалось в основном преодолеть тенденцию неполного и недостаточного финансирования судов.

Начиная с 2000 года, объемы бюджетных ассигнований на судебную систему выросли с 7,5 млрд. рублей до 30,5 млрд. рублей в 2005 году (без учета инвестиций). А в целом бюджетные средства, направленные на содержание судов, увеличились по сравнению с 1998 годом более чем в 8 раз. Ни одно федеральное ведомство не развивалось такими темпами.

В крайне трудных условиях, в короткое время была восстановлена судебная система в Чеченской Республике, практически заново создана ее материальная база.

Сегодня можно сказать, что Судебный департамент в основном реализовал идеи судейского сообщества - взял на себя решение практически всех проблем организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент стал реальным механизмом, претворяющим в жизнь принципиальные решения органов судейского сообщества, основные усилия в рамках установленных полномочий сосредоточил на практическом решении стратегических задач: повышении доступности правосудия, обеспечении самостоятельности судов, повышения авторитета судебной власти.

"Российская юстиция", N 10, октябрь 2005 г.

*(1) Российская юстиция, N 6, 1996, с. З.

*(2) Российская юстиция, N 6, 1996, с. З.

*(3) Российская юстиция, N 8, 1996, с. 2.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

История становления и развития Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 08.03.2015 N 44-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 294-ФЗ)

1.1. Сокращенное наименование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Судебный департамент.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в настоящем Федеральном законе понимаются:

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для федеральных судов - осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) для мировых судей - осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: