Когда появился верховный суд в британии

Обновлено: 19.04.2024

Судебная система Великобритании характеризуется иерархической структурой судебных органов. Суды подразделяется на два основных вида:

Суды обслуживают судьи трех категорий. Судебная система Англии и Уэльса включает в себя Палату лордов и Судебный комитет Тайного совета. Данные структуры имеют силу, которая дает им исключительное положение относительно всех судов Соединенного Королевства. Все судьи назначаются Ее Величеством или органами местного самоуправления. Во многих развитых странах данный процесс происходит по результатам выборов.

Дела расследуются полицейскими, которые обладают достаточными для этого полномочиями. Однако полицейские могут вовсе отказаться от передачи дела в суд и вынести официальный приговор самостоятельно.

Судебная система Великобритании формировалась несколько столетий. Изначально суды подразделялись на два основных вида – общие и специальные. Специальные были представлены военными, церковными, земельными, транспортными и иными судами, а общие подразделялись на несколько структур. В частности, к общим судам относился Суд палаты лордов, Верховный суд, апелляционный суд, Суд Королевы и Высокий суд. Судебная система Англии довольно просто и хорошо структурирована.

Высшие судебные органы Великобритании

Главным органом в системе судов является Палата лордов. Это наивысшая, последняя инстанции. Она рассматривает апелляции по решению судов относительно гражданских дел, а также приговоров. Данный суд имеет власть над Англией, Уэльсом, Северной Ирландией и Шотландией. Особое значение Палаты лордов заключается в том, что ее прецеденты обязательны для всех без исключения судов. На сегодняшний день полномочия данной структуры столь велики, что Палата лордов может вводить новые правовые нормы, указав их в своих решениях. Таким образом, Палата лордов обладает такой силой, которая позволяет ей функционировать на одном уровне с законодательными органами.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебный комитет Тайного совета представляет собой еще одну высшую и окончательную инстанцию, в его состав входят лорд-канцлер, апелляционный лорд, некоторое число тайных советников. Все они назначаются Королевой. Данный суд рассматривает апелляции на решение высших судов зарубежных государств, а также решения церковного суда и дисциплинарного трибунала.

Верховный суд Англии и Уэльса - следующий по важности судебный орган. В состав данного суда входят несколько самостоятельных органов, а именно6 Высокий суд, Апелляционный суд и Суд короны. Количество судей в Апелляционном суде составляет 18 человек, они именуется апелляционными судьями или лордами-судьями. Данный суд также рассматривает апелляции, для этого он задействует судей из Высокого суда из отделения королевской скамьи. Гражданский отдел также рассматривает апелляции на решения Высокого суда, суды графств, в том числе по вопросам запрещенной торговли, защиты интересов психически больных, земельные вопросы, вопросы по спорам в сфере трудовых отношений и патентов. Уголовные дела данного органа рассматривает Суд короны, который пересматривает решения, вынесенные судом присяжных. В том числе им рассматриваются апелляции на оправдательные приговоры.

Высокий суд состоит из нескольких отделений – это королевская скамья, канцелярское отделение и отдел по семейным делам. Каждый имеет свои собственные функции, власть и юрисдикцию. Каждому органу присуща специализация, все судьи разделены по отделам. Однако допускается перевод одного судьи из одного отдела в другой. Это может быть использовано при большой нагрузке в отделении. В отдел по семейным делам входят 16 судей, председатель. Кроме того, обязательно присутствуют две женщины. В других высших судах Великобритании женщины не присутствуют. Данный суд также рассматривает вопросы опеки над несовершеннолетними детьми, вопросы усыновления и установление отцовства. Все судьи Высокого суда набираются из адвокатов с юридической практикой не менее 10 лет. Данным адвокатам необходимо иметь сертификат для того, чтобы ввести дела в Высоком суде. На должность судей в суде Англии назначаются окружные судьи, который имеют стаж не менее двух лет.

Суд короны состоит из 12 присяжных. Все они выбираются наугад и стать присяжным может любой гражданин от 18 до 70 лет. Присяжные заседатели выбирается каждые две недели. Суд короны – это уголовный суд первой инстанции, а также апелляционная инстанция для магистратского суда. Он рассматривает уголовные дела, а также вопросы о выдаче лицензии или приказы об усыновлении. Он также осуществляет надзор над мировой юстицией.

Низшие и специальные судебные органы Великобритании

Судебная система Великобритании также включает в свой состав низшие суды. Это суды графств, которые рассматривают около 90% всех гражданских исков по стране. Еще одна ступень низших судов – это магистратские суды, рассматривающие уголовные дела. Судьи магистратских судов не являются юристами и не получают за это оплату, однако им компенсируются проездные или командировочные затраты. Обычно магистрат проводит один день из двух недель на этой работе. Данные суды также рассматривают гражданские дела, касающиеся опеки, усыновления, алиментов, выдачи лицензий, а также рассматривают уголовные дела. В среднем, магистратский суд рассматривает 95% уголовных дел, и 5% гражданско-правовых дел.

Судебная система Англии также имеет несколько видов специальных судов, например, военные, церковные, земельные, транспортные, административные суды, суды по квартирной плате и т.д. Каждая инстанция отвечает за свою сферу деятельности, что значительно ускоряет и улучшает работу всей системы.

Выделяют также службу трибунала, которая является важной, специализированной частью судебной системы Англии и Уэльса. Это независимый судебный орган, который создан парламентом для разрешения споров между частными лицами или организациями и государственными органами. Например, такие суды рассматривают претензии бывших военнослужащих на военную пенсию, которая отклонена Министерством обороны. Такие трибуналы заседают на всей территории Великобритании. Например, в Англии и Уэльсе имеется почти 100 различных трибуналов, каждый из которых специализируется на конкретной области.

Рисунок 1. Верховный суд Соединенного Королевства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Верховный суд (инициализм: UKSC или акроним: ШОТУК) это последний апелляционный суд в Соединенном Королевстве по гражданским делам и по уголовным делам из Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Он заслушивает дела величайшей общественной или конституционной важности, затрагивающие все население, включая споры, касающиеся деволюция. [2]

Суд обычно заседает в Ратуша Миддлсекса в Вестминстер, хотя может сидеть в другом месте и, например, сидел в Городские палаты Эдинбурга, [3] то Королевские суды в Белфасте, [4] и здание Tŷ Hywel в Кардиффе. [5]

В Соединенном Королевстве существует доктрина парламентский суверенитет, поэтому Верховный суд гораздо более ограничен в своих полномочиях судебный надзор чем конституционные или верховные суды некоторых других стран. Он не может опрокинуть первичное законодательство сделан Парламент. Однако он может перевернуть вторичное законодательство если, например, окажется, что это законодательство с превышением правомочий полномочиям в первичном законодательстве, позволяющим это сделать.

Далее, под раздел 4 Закона о правах человека 1998 г., Верховный суд, как и некоторые другие суды Соединенного Королевства, может заявление о несовместимости, указывая, что он считает, что законодательство, на которое распространяется декларация, несовместимо с одним из прав в Европейская конвенция о правах человека. Такое заявление может относиться к первичному или вторичному законодательству. Закон не отменяется декларацией, и ни парламент, ни правительство не обязаны соглашаться с такой декларацией. Однако, если они все же примут декларацию, министры могут осуществлять полномочия в соответствии с раздел 10 Закона о правах человека внести поправки в законодательство посредством законодательного акта для устранения несовместимости или попросить Парламент внести поправки в законодательство.

С разрешения Закон о конституционной реформе 2005 года, Часть 3, Раздел 23 (1), [1] Верховный суд Соединенного Королевства был официально учрежден 1 октября 2009 г. и является вневедомственный правительственный департамент из Правительство Соединенного Королевства. [6]

Предполагалось, что судебные функции Палаты лордов, которое было осуществлено Лорды апелляции в обычном порядке (обычно называется "Закон лорды "), 12 судей, назначенных членами Дом лордов выполнять свои судебные дела в качестве Апелляционный комитет Палаты лордов. Его юрисдикция по вопросам передачи полномочий ранее была осуществлен посредством Судебный комитет Тайного совета.

Действующий председатель Верховного суда Лорд Рид.

Содержание

История

Творчество


Создание Верховного суда Соединенного Королевства впервые было обсуждено в консультативном документе, опубликованном Департамент конституционных дел в июле 2003 г. [7] Хотя в документе отмечалось, что не было никакой критики в адрес нынешних лордов закона или каких-либо указаний на фактическую предвзятость, в нем утверждалось, что разделение судебный функции Апелляционный комитет Палаты лордов из законодательных функций Дом лордов следует сделать явным. В документе отмечены следующие проблемы:

  1. Имеется ли больше прозрачность независимости от исполнительной и законодательной власти, чтобы гарантировать независимость судебной власти. [7]
  2. Требование к видимости беспристрастности и независимости ограничивало способность лордов вносить свой вклад в работу самой палаты, тем самым снижая ценность как для них, так и для палаты их членства. [7]
  3. Общественность не всегда понимала, что судебные решения «Палаты лордов» на самом деле принимаются Апелляционным комитетом и что несудебные члены никогда не участвовали в вынесении решений. И наоборот, считалось, что не всегда ценилось то, в какой степени сами лорды закона воздерживались от участия в политических вопросах, связанных с законодательством, по которому им позже, возможно, пришлось бы выносить решения. [7] Новый председатель Суда, Лорд Филлипс оф Уэрт Матраверс, заявил, что старая система сбивала людей с толку и что с Верховным судом впервые будет ясно разделение властей среди судебной, законодательной и исполнительной властей. [8]
  4. Пространство внутри Палаты лордов было в постоянном дефиците, и отдельный верховный суд облегчил бы давление на Вестминстерский дворец. [7]

Главный аргумент против нового Верховного суда заключался в том, что предыдущая система работала хорошо и позволяла снизить затраты. [9] Реформаторы выразили обеспокоенность тем, что этот второй главный пример смеси законодательной, судебной и исполнительной власти может вступить в противоречие с декларируемыми ценностями в соответствии с Всеобщая декларация прав человека. Должностные лица, издающие или исполняющие законы, заинтересованы в судебных делах, которые проверяют эти законы. Когда государство наделяет этих чиновников или даже их повседневных коллег судебной властью, это ставит под угрозу независимость и беспристрастность судов. Следовательно, была выдвинута гипотеза о тесной связи решений лордов закона с дебатами, которые велись друзьями или по которым Лорд-канцлер выразили мнение, что может быть оспорено на основании прав человека на том основании, что судебное разбирательство не было справедливым. [10]

Лорд Нойбергер из Абботсбери, позже председатель Верховного суда, выразил опасение, что новый суд может стать более могущественным, чем комитет Палаты лордов, которому он преуспел, заявив, что существует реальный риск того, что «судьи присвоят себе большую власть, чем они имеют в настоящий момент» . Лорд Филлипс сказал, что такой исход «возможен», но «маловероятен». [11]

Реформы вызвали споры и были предложены без особых консультаций, но впоследствии широко обсуждались в парламенте. [12] В течение 2004 года специальный комитет Палаты лордов тщательно изучал аргументы за и против создания нового суда. [13] Правительство оценило стоимость создания Верховного суда в 56,9 миллиона фунтов стерлингов. [14]

Кейсы и компетенции

Первое дело, рассмотренное Верховным судом, было Его Величество Казначейство против Ахмеда, который касался «разделения властей», по словам Филипса, его инаугурационного президента. Под вопросом была степень, в которой Парламент Закон Организации Объединенных Наций 1946 года, делегировал исполнительной власти законодательные полномочия. Решение этого вопроса зависело от правильного подхода, который должен был принять суд при толковании законодательства, которое может затрагивать основные права в общем праве или в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека.

Юрисдикция и полномочия

Из Верховного суда -

Верховный суд является последней апелляционной инстанцией Великобритании по гражданским делам, а также по уголовным делам из Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Он заслушивает дела огромной общественной или конституционной важности, затрагивающие все население. [2]

Для шотландских гражданских дел, рассмотренных до сентября 2015 года, разрешение на подачу апелляции из Сессионного суда не требовалось, и любое такое дело может быть передано в Верховный суд Соединенного Королевства, если два защитники подтверждаем, что апелляция подходит. Вступление в силу Закона о реформе судов (Шотландия) 2014 года по существу привело процедуру рассмотрения текущих и будущих гражданских дел в Шотландии в соответствие с Англией, Уэльсом и Северной Ирландией, где требуется разрешение на подачу апелляции либо от Сессионного суда, либо от а Судья Верховного суда сам.

Верховный суд занимается делами, в которых затрагиваются вопросы права, имеющие общественное значение. Как и в случае с бывшим Апелляционный комитет Палаты лордов, для рассмотрения могут быть выбраны апелляции из многих областей права, включая коммерческие споры, семейные дела, иски о судебном пересмотре против государственных органов и вопросы, подпадающие под действие Закона о правах человека 1998 года.

Верховный суд только в исключительных случаях рассматривает уголовные жалобы от Высокий суд юстиции что касается «вопросов передачи полномочий».

Верховный суд также определяет «вопросы передачи полномочий» (как это определено Закон Шотландии 1998 г., то Закон о Северной Ирландии 1998 г. и Закон о правительстве Уэльса 2006 г. ). Это судебные разбирательства о полномочиях трех переданный администрации - Исполнительная власть Северной Ирландии и Ассамблея Северной Ирландии, то Правительство Шотландии и Шотландский парламент, то Правительство Уэльса и Сенедд Кимру. Вопросы передачи полномочий ранее рассматривались Судебным комитетом Тайного совета, и большинство из них касается соблюдения прав в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека, закрепленных в национальном законодательстве Законами о передаче полномочий и Законом о правах человека 1998 года.

Панели и сеансы

Не все двенадцать судей рассматривают все дела. Если нет обстоятельств, требующих более крупной коллегии, дело обычно рассматривается коллегией из пяти судей. [15] Более пяти судей могут заседать в коллегии, если дело имеет «большое конституционное значение» или «большое общественное значение»; если в деле поднимается «важный вопрос в отношении Европейской конвенции о правах человека»; если дело связано с конфликтом решений Палаты лордов, Судебный комитет Тайного совета, или Верховный суд; или если Суд «просят уйти, или он может решить отступить» от своего предыдущего прецедента. [15]

Во избежание ничьей все дела рассматриваются комиссией, состоящей из нечетного числа судей. [16] Таким образом, максимально возможная коллегия по делу - 11 судей. [16] На сегодняшний день 11 судей были заслушаны лишь дважды (оба касались вопросов, имеющих важное конституционное значение): дело Р (Миллер) против Государственного секретаря по вопросам выхода из Европейского Союза (оспаривали в 2016 г. и приняли решение в 2017 г.) и дела Р (Миллер) против премьер-министра и Черри против Генерального прокурора Шотландии (спорил и решил в 2019 году). [17] [18]

Администрация

Верховный суд имеет отдельную администрацию от других судов Соединенного Королевства, возглавляемую главой исполнительной власти, которая назначается президентом Суда. [19] [20] [21]

Верховный суд ( аббревиатура : UKSC или акроним : SCOTUK ) является окончательным апелляционным судом в Соединенном Королевстве по гражданским делам и по уголовным делам из Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Он заслушивает дела огромной общественной или конституционной важности, затрагивающие все население, включая споры, касающиеся передачи полномочий . [1]

Суд обычно сидит в Middlesex Guildhall в Вестминстере , хотя может сидеть в другом месте и, к примеру, сидела в городских палатах Эдинбурга , [2] в Королевском суде в Белфасте, [3] и Дом Хивел здание в Кардиффе. [4]

Соединенное Королевство имеет доктрину парламентского суверенитета , [5] , поэтому Верховный суд гораздо более ограничены в своих полномочиях судебного рассмотрения , чем конституционных и верховных судов , в некоторых других странах. Он не может отменить какое-либо первичное законодательство, принятое парламентом . Однако он может отменить вторичное законодательство, если, например, будет установлено, что это законодательство является ultra vires по отношению к полномочиям первичного законодательства, разрешающим его принятие.

Кроме того, в соответствии с разделом 4 Закона о правах человека 1998 года Верховный суд, как и некоторые другие суды Соединенного Королевства, может сделать заявление о несовместимости , указав, что он считает, что законодательство, на которое распространяется это заявление, несовместимо с одним из прав в Европейской конвенции о правах человека . Такое заявление может относиться к первичному или вторичному законодательству. Закон не отменяется декларацией, и ни парламент, ни правительство не обязаны соглашаться с такой декларацией. Однако, если они все же примут декларацию, министры могут осуществлять полномочия в соответствии с разделом 10 Закона о правах человека. внести поправки в законодательство посредством законодательного акта для устранения несовместимости или попросить Парламент внести поправки в законодательство.

В соответствии с решением Конституционного закона о реформе 2005 года , часть 3, раздел 23 (1), [6] Верховный суд Соединенного Королевства был официально учрежден 1 октября 2009 года и является не-министерский департамент правительства от правительства Соединенного Королевства . [7] Раздел 23 Закона о конституционной реформе ограничивает количество судей в Суде до 12, хотя он также позволяет вносить поправки в это правило для дальнейшего увеличения количества судей, если резолюция будет принята обеими палатами парламента. . [8]

Он взял на себя судебные функции Палаты лордов , которые выполнялись апелляционными лордами в обычном порядке (обычно называемыми « лордами закона »), 12 судьями, назначенными членами Палаты лордов для выполнения своих судебных дел в качестве Апелляционный комитет Палаты лордов . Его юрисдикция над деволюцией вопросами ранее осуществляли Побочный Судебный комитетом Тайного совета .

Действующий председатель Верховного суда - лорд Рид .

Содержание

Создание


Создание Верховного суда Соединенного Королевства впервые было обсуждено в консультативном документе, опубликованном Департаментом по конституционным вопросам в июле 2003 года. [9] Хотя в документе отмечалось, что не было никакой критики в адрес нынешних лордов закона или каких-либо других указание на фактическую предвзятость, оно утверждало, что следует четко указать отделение судебных функций Апелляционного комитета Палаты лордов от законодательных функций Палаты лордов . В документе отмечены следующие проблемы:

  1. Существует ли более высокая степень прозрачности независимости от исполнительной и законодательной власти, чтобы гарантировать независимость судебной власти. [9]
  2. Требование к видимости беспристрастности и независимости ограничивало способность лордов вносить свой вклад в работу самой палаты, тем самым снижая ценность как для них, так и для палаты их членства. [9]
  3. Общественность не всегда понимала, что судебные решения «Палаты лордов» на самом деле принимаются Апелляционным комитетом и что несудебные члены никогда не участвовали в вынесении решений. И наоборот, считалось, что не всегда ценилось то, в какой степени сами лорды закона воздерживались от участия в политических вопросах, связанных с законодательством, по которому им позже, возможно, пришлось бы выносить решения. [9] Новый председатель суда, лорд Филлипс оф Уорт Матраверс , заявил, что старая система сбила людей с толку и что с Верховным судом впервые будет четкое разделение властей между судебной, законодательной и исполнительный. [10]
  4. Пространство внутри Палаты лордов было в постоянном дефиците, и отдельный верховный суд облегчил бы давление на Вестминстерский дворец. [9]

Главный аргумент против нового Верховного суда заключался в том, что предыдущая система работала хорошо и позволяла снизить расходы. [11] Реформаторы выразили обеспокоенность тем, что этот второй главный пример сочетания законодательной, судебной и исполнительной власти может вступить в противоречие с провозглашаемыми ценностями Всеобщей декларации прав человека . Должностные лица, издающие или исполняющие законы, заинтересованы в судебных делах, которые проверяют эти законы. Когда государство наделяет этих чиновников или даже их повседневных коллег судебной властью, это ставит под угрозу независимость и беспристрастность судов. Следовательно, была выдвинута гипотеза, что решения лордов тесно связаны с дебатами, которые велись друзьями или по которым лорд-канцлервыразили мнение, что может быть оспорено на основании прав человека на том основании, что судебное разбирательство не было справедливым. [12]

Лорд Нойбергер из Абботсбери , позже президент Верховного суда, выразил опасение, что новый суд может стать более могущественным, чем комитет Палаты лордов, которому он преуспел, заявив, что существует реальный риск того, что «судьи присвоят себе большую власть, чем они имеют. В данный момент". Лорд Филлипс сказал, что такой исход «возможен», но «маловероятен». [13]

Реформы вызвали споры и были предложены без особых консультаций, но впоследствии широко обсуждались в парламенте. [14] В течение 2004 года специальный комитет Палаты лордов тщательно изучил аргументы за и против создания нового суда. [15] Правительство оценило стоимость создания Верховного суда в 56,9 миллиона фунтов стерлингов. [16]

Важные случаи

Первым делом, рассмотренным Верховным судом, было дело HM Treasury v Ahmed , которое касалось «разделения властей», по словам Филипса, его инаугурационного президента. Речь шла о том, в какой степени парламент в соответствии с Законом Организации Объединенных Наций 1946 года делегировал исполнительной власти законодательные полномочия. Решение этого вопроса зависело от правильного подхода, который должен был принять суд при толковании законодательства, которое может затрагивать основные права по общему праву или в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека.

Одним из самых важных дел, представленных в Верховный суд, было дело «Миллер / Черри» . Это одно из двух дел, в которых участвовало 11 судей (наибольшее количество судей, которым в настоящее время разрешено выносить решения по делу). Дело несло в себе большую политическую напряженность; реакция на постановление «обрадовала« оставшихся », но привела в ужас« выходцев »» [17].

Из Верховного суда -

Верховный суд является последней апелляционной инстанцией Великобритании по гражданским делам, а также по уголовным делам из Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Он заслушивает дела огромной общественной или конституционной важности, затрагивающие все население. [1]

Для шотландских гражданских дел, рассмотренных до сентября 2015 года, разрешение на подачу апелляции из Сессионного суда не требовалось, и любое такое дело может быть передано в Верховный суд Соединенного Королевства, если два адвоката подтвердят, что апелляция подходит. Вступление в силу Закона о реформе судов (Шотландия) 2014 года по существу привело процедуру рассмотрения текущих и будущих гражданских дел в Шотландии в соответствие с Англией, Уэльсом и Северной Ирландией, где требуется разрешение на подачу апелляции либо от Сессионного суда, либо от а сам судья Верховного суда .

Верховный суд занимается делами, в которых затрагиваются вопросы права, имеющие общественное значение. Как и в случае с бывшим Апелляционным комитетом Палаты лордов , для рассмотрения могут быть выбраны апелляции из многих областей права, включая коммерческие споры, семейные вопросы, иски о судебном пересмотре против государственных органов и вопросы, подпадающие под действие Закона о правах человека 1998 года.

Верховный суд только в исключительных случаях рассматривает апелляции по уголовным делам из Высокого суда юстиции (апелляционный суд по уголовным делам в Шотландии) в отношении «вопросов передачи полномочий».

Верховный суд также определяет «вопросы передачи полномочий» (как это определено в Законе Шотландии 1998 года , Законе о Северной Ирландии 1998 года и Законе о правительстве Уэльса 2006 года ). Это судебное разбирательство по поводу полномочий трех делегированных администраций- Северной Ирландия исполнительных и Северная Ирландия Ассамблея , то шотландское правительство и парламент шотландского , то правительства Уэльса и Senedd камри. Вопросы передачи полномочий ранее рассматривались Судебным комитетом Тайного совета, и большинство из них касается соблюдения прав в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека, закрепленных в национальном законодательстве Законами о передаче полномочий и Законом о правах человека 1998 года.

Не все двенадцать судей рассматривают все дела. Если нет обстоятельств, требующих более крупной коллегии, дело обычно рассматривается коллегией из пяти судей. [18] Более пяти судей могут заседать в комиссии, если дело имеет «большое конституционное значение» или «большое общественное значение»; если в деле поднимается «важный вопрос в отношении Европейской конвенции о правах человека»; если дело связано с конфликтом решений между Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного совета или Верховным судом; или если Суд «просят уйти, или он может решить отступить» от своего предыдущего прецедента. [18]

Во избежание ничьей все дела рассматриваются комиссией, состоящей из нечетного числа судей. [19] Таким образом, максимально возможная комиссия по делу составляет 11 судей. [19] На сегодняшний день 11 судей слушали только два случая (оба касались вопросов, имеющих важное конституционное значение): дело Р. (Миллера) против Государственного секретаря по вопросам выхода из Европейского Союза (оспаривалось в 2016 г. и решено в 2017 г.) ) и дела Р (Миллер) против Премьер-министра и Черри против Генерального прокурора Шотландии (оспаривались и принимались решения в 2019 году). [20] [21]

Верховный суд имеет отдельную администрацию от других судов Соединенного Королевства, возглавляемую главой исполнительной власти, которая назначается президентом Суда. [22] [23] [24]

Участие Верховного суда Великобритании в создании права

Особенностью правовой системы Великобритании является то, что участие в создании права наряду с парламентом принимают также суды.

Можно выделить два основных направления создания права судами:

  • развитие общего права путем создания прецедентов высокими судами;
  • создание норм судебного процесса и правил апелляции, которым подчиняются суды, разрешая судебные дела.

Ведущими «игроками» на поприще создания прецедентного права выступают Верховный суд Великобритании и высокие суды (палата лордов, Апелляционный суд и Высокий суд правосудия).

Верховный суд был образован согласно законам о судоустройстве 1971 г. До конституционной реформы в Верховный суд входили следующие суды: Апелляционный суд, Высокий суд правосудия и Суд Короны.

Закон «О конституционной реформе» 2005 г. (ст. 23) предусматривает упразднение апелляционного комитета палаты лордов с учреждением нового высшего судебного органа — Верховного суда Соединенного Королевства. Он не относится к судам Англии и Уэльса, поскольку представляет собой высший судебный орган Соединенного Королевства и не указан в числе судов Англии и Уэльса в законе «О конституционной реформе» 2005 г. Тем самым запланирован важный шаг в направлении конституционной реформы и реформирования судебной системы. Судебные лорды перестанут заседать в парламенте. Последнее, конечно, скажется на положении лорд-канцлера и 12 лордов права, составляющих апелляционный комитет палаты лордов. В связи с введением Верховного суда лорды права не лишаются своего пэрства, но уже не смогут заседать в парламенте, занимаясь отправлением правосудия.

Для организации работы Верховного суда выделено специальное здание, расположенное между парламентом и Вестминстерским аббатством на углу Вестминстерской площади в Лондоне. Прежде в нем помещался Суд Короны. Выбор местоположения Верховного суда неслучаен: он призван подчеркнуть его политическую роль в системе разделения властей и символизировать успешный ход конституционной реформы.

Юрисдикция Верховного суда

Верховный суд Соединенного Королевства Великобритании будет исполнять следующие функции:

  1. рассматривать вопросы права большого общественного значения;
  2. выступать в качестве высшей апелляционной инстанции апелляции по решениям судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии по гражданским и уголовным делам;
  3. осуществлять юрисдикцию судебного комитета Тайного совета при сохранении за последним юрисдикции высшей судебной инстанции по апелляциям на решения судов стран Британского Содружества.

В компетенцию Верховного суда будут входить вопросы права Соединенного Королевства. В настоящее время вопросы легитимности решений, принимаемых органами власти государств — частей Соединенного Королевства, рассматривает лишь судебный комитет Тайного совета, куда, как отмечено выше, входят судьи палаты лордов. Обычно Тайный совет заслушивает лишь такие дела, поступающие из-за границы Соединенного Королевства, то есть из 49 государств, которые входят в Британское Содружество, и из других заморских территорий. Палата лордов отметила: передача в Верховный суд дел, по которым будет определяться легитимность решений, принимаемых судебными органами государств Соединенного Королевства по вопросам права, приведет к тому, что судьи, представляющие данные судебные системы, вообще перестанут принимать участие в их рассмотрении. В палате лордов судьи из Шотландии и Северной Ирландии всегда составляли меньшинство, тогда как Тайный совет формально состоит из судебных лордов, поэтому в его работе могут принимать участие не только судьи, заседающие в палате лордов, но и руководители судебной системы Шотландии и Северной Ирландии. С передачей таких дел в юрисдикцию Верховного суда Соединенного Королевства данная возможность фактически утрачивается. Несмотря на подобную убедительную аргументацию, вопрос о передаче вопросов апелляции в юрисдикцию Верховного суда решен. В то же время законом «О судебной реформе» 2005 г. (ст. 38) предусмотрены положения, согласно которым судьями Верховного суда могут назначаться судьи Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Состав Верховного суда

Верховный суд Соединенного Королевства организуют на основе постепенной ротации. В его составе будет 12 судей. Ими по должности станут обычные судебные лорды по апелляциям палаты лордов, они же останутся членами палаты лордов. В то же время закон «О конституционной реформе» 2005 г. предусматривает новый порядок заполнения вакансий в Верховном суде. Каждый раз при возникновении вакансии судьи Верховного суда будут создавать отборочную комиссию в составе президента и заместителя президента Верхового суда и представителей от Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Все судьи, назначенные членами Верховного суда после его создания, не будут судьями палаты лордов, а будут судьями Верховного суда.

На первых порах Верховный суд будет независимым судебным учреждением, работающим под руководством независимо назначенных судебных лордов.

Новый Верховный суд начал свою работу в июне 2007 г.

Судебный комитет палаты лордов

Палатой лордов называют не только верхнюю палату британского парламента, но и ее судебный апелляционный комитет (Appellate Committee of the House of Lords), до самого недавнего времени — высшую апелляционную судебную инстанцию Великобритании и Северной Ирландии. Этому органу принадлежит важная непарламентская функция палаты лордов. Наряду с судебным комитетом Тайного совета судебный комитет палаты лордов (далее — палата лордов) — высший судебный орган, его апелляционная юрисдикция распространяется на всю территорию Великобритании и Северной Ирландии.

В судебном комитете от имени палаты лордов английского парламента лорды-судьи рассматривают запросы и апелляции на решения судов Англии и Уэльса по вопросам права, которые возникают при рассмотрении гражданских и уголовных дел, а также по решениям судов Шотландии — только по вопросам, которые возникают при рассмотрении гражданских дел.

В состав судебного комитета палаты лордов входят: лорд-канцлер (председатель), обычные лорды судьи (ordinary Law lords), а также пэры (peers), в прошлом занимавшие высшие судебные должности, в том числе все лорд-канцлеры в отставке.

Судебные лорды назначаются в палату лордов, как правило, из членов Апелляционного суда. В настоящее время в составе палаты лордов 12 судей (в том числе одна женщина, ее официально титулуют не «лорд» — Lord, а «леди» — Lady). Ординарные апелляционные лорды до недавнего времени назначались в палату лордов преимущественно из опытных судей, как правило, имеющих опыт работы в Апелляционном суде. Принято, чтобы двое из них были из Шотландии. Дела в апелляционном комитете палаты лордов рассматривают коллегиально в составе от трех до пяти судебных лордов, каждый из которых выступает с речью. Принятое большинством голосов заключение передается в суд, вынесший обжалованное постановление; последний и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями палаты лордов. Решения апелляционного комитета палаты лордов принимаются большинством голосов, передаются в тот суд, который рассматривал дело по существу, и публикуются. Суд, рассматривавший дело, на основании решения палаты лордов принимает окончательное решение по делу в соответствии с решением палаты лордов — для него в таком случае обязательным.

Несмотря на одинаковое название, палата лордов, выступающая в качестве судебной инстанции, не равнозначна палате лордов, выступающей в качестве палаты парламента как законодательный орган. Судебным лордам в палате лордов не возбраняется принимать участие в дебатах, однако их непартийность и независимость подчеркивается тем, что их места находятся против мест, которые отведены для лордов парламента. Согласно конституционному обычаю судебные лорды воздерживаются от участия в дебатах по вопросам законодательства, выступая лишь в тех случаях, когда речь идет о праве или о судебной деятельности. Конституционная реформа предполагает передачу судебных полномочий из палаты лордов парламента в Верховный суд.

Место, которое в английской правовой системе занимает лорд-канцлер, не имеет аналогов в других правовых системах, поэтому о нем следует сказать особо.

Своеобразие института лорд-канцлера в английской истории определяется тем, что он противоречит разделению властей, поскольку лорд-канцлер одновременно занимает сразу три официальных поста в государстве: 1) входит по должности в кабинет министров, 2) является спикером палаты лордов парламента, 3) занимает пост судьи старшего ранга (участвуя в рассмотрении судебных дел по апелляционной инстанции, лорд-канцлер председательствует в Апелляционном комитете палаты лордов, и обычно его решения наиболее авторитетны). Таким образом, лорд-канцлер до недавнего времени соединял в себе функции исполнительной, законодательной и судебной власти, и в свете конституционной реформы нововведения, затрагивающие лорд-канцлера, оказались неизбежны.

В силу исторических традиций лорд-канцлеры всегда были членами невыборной палаты лордов. Однако лорд-канцлеры никогда не пользовались своим положением члена парламента, если подавали прошение об отставке как члены кабинета министров или в случае ухода правительства в отставку.

Лорд-канцлер, возглавляя судебную систему, выполняет, по существу, те функции, которые в других странах возложены на министра юстиции, и обеспечивает связь политической системы с судами. До учреждения министерства юстиции Великобритании функции министра юстиции, помимо лорд-канцлера, выполняли министерство внутренних дел (Home Secretary) и генеральный атторней (Attorney General). Введение министерства юстиции в Великобритании было предопределено ратификацией Европейской Конвенции по правам человека. Ее положения предусматривают право граждан на «честный, независимый и непредвзятый суд». Участие лорд-канцлера в политической деятельности повлекло за собой в таких условиях призывы (в том числе со стороны судей) к скорейшему созданию министерства юстиции, призванного обеспечить соблюдение прав человека в соответствии с требованиями законодательства.

Апелляционный суд

Апелляционный суд (Court of Appeal) — вторая по значению высшая судебная инстанция в английской правовой системе. Он состоит из двух отделений: по гражданским и уголовным делам. Апелляции рассматриваются коллегиально в составе троих или более судей апелляции. В состав Апелляционного суда входят: лорд-канцлер, а также лорд-канцлеры, прекратившие исполнять свои полномочия, лорд главный судья (возглавляет гражданское отделение Апелляционного суда), другие высшие судебные деятели, а также до 18 членов суда в ранге обычных лордов судей. Один из наиболее авторитетных английских судей XX столетия, лорд Деннинг, согласился принять пост председателя Апелляционного суда, поскольку считал последний более влиятельным судебным органом в сравнении с палатой лордов, учитывая количество рассматриваемых ими апелляционных дел (в палате лордов ежегодно — десятки, а в Апелляционном суде — сотни).

Одним из признаков любого суверенного государства выступает наличие собственной национальной юрисдикции, одновременно отражающей совокупность источников правового регулирования общественных отношений, и компетенцию органов, наделенных юрисдикционными полномочиями по рассмотрению и разрешению возникающих споров.

Говоря об истории формирования английского права, следует подчеркнуть, что изначально оно распространялось на территориях, находившихся под контролем Британской империи, и даже сохранилось в некоторых из них до настоящего времени.

Так, например, привнесенное еще до революции 1776 года прецедентное право, до сих пор выступает неотъемлемой частью прецедентного законодательства Соединенных Штатов Америки.

По своему содержанию английское право, как компонент британской юрисдикции состоит из двух крупных элементов:

  1. Общее (прецедентное) право, создаваемое судами. Соответствующая компетенция на формирование прецедентов, обязательных для применения нижестоящими юрисдикционными органами, предоставлена за судами Англии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее и Уэльса как конституционное полномочие. В этой связи, судьи в процессе рассмотрения и разрешения юридических споров применяют юридические прецеденты к фактам и обстоятельствам в каждом конкретном случае. При этом степень юридической силы судебных решений закономерно зависит от положения суда в иерархии органов национальной судебной системы;
  2. Право статутов (парламентских актов), представляющих собой кодифицированную форму выражения прецедентного права – то есть своды правил, сосредоточенных в принятых в различные периоды судебных актах. Применительно к статутному правилу в условиях британской юрисдикции наблюдается интересная особенность, связанная с тем, что в процессе применения парламентских статутов при рассмотрении и разрешении конкретных споров судами происходит формирование новых прецедентов, соответственно путем толкования юридических норм из парламентских статутов происходи расширение и конкретизация последних для целей повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Верховный суд Великобритании как высшее звено британской юрисдикции

Как было отмечено выше, в условиях регулятивной составляющей британской юрисдикции важная роль принадлежит судебным прецедентам, обязательность применения которых напрямую зависит от места принявшего его судебного органа в иерархии британских юрисдикционных органов.

При этом высшее место в соответствующей иерархии принадлежит Верховному суду Великобритании По данной теме мы уже выполнили реферат судебная система Великобритании подробнее , учрежденному в процессе проведения конституционной реформы 2005 года, для целей рассмотрения апелляционных жалоб на решения судов Англии, Уэльса, Северной Ирландии, а также апелляционных жалоб на решения по гражданским делам судов Шотландии По данной теме мы уже выполнили доклад Правовая система Шотландии подробнее .

Кроме того, к юрисдикции Верховного суда относится разрешения споров о передаче отдельных полномочий центральных органов Соединенного Королевства местным органам исполнительной и законодательной власти.

Включение рассматриваемого органа в систему британских юрисдикционных органов в 2005 году было достаточно значительным преобразованием, поскольку большая часть полномочий по апелляционному пересмотру дел в Великобритании с 1399 года принадлежала верхней палате британского парламента.

В числе ключевых мотивов проведения соответствующих преобразований, выступало стремление английских властей к формированию полностью независимой судебной системы и обеспечение ее деятельности на началах открытости, прозрачности, и т.д. Существовавшая прежде система, при которой законодательная и судебная власть находились между собой в тесной взаимосвязи (высшая судебная инстанция была образована в рамках парламента), нарушала демократических принцип разделения властей, а также вступала в противоречие со многими международно-правовыми актами, закреплявшими соответствующих принцип.

Юрисдикция Верховного суда Великобритании

Поскольку Верховный суд По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее выступает ключевым звеном британской судебной системы, представляется целесообразным подробнее остановиться на характеристике предоставленных ему юрисдикционных полномочий:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: