Когда и как была законодательно оформлена новая российская государственность

Обновлено: 19.04.2024

Августовские события 1991 г., ликвидация СССР выдвинули задачу о формировании основ новой государственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры. Непосредственно президентом формировалось и Правительство России, все назначения проводились по прямому указанию Б.Н. Ельцина, управление осуществлялось на основании указов.

Проведенные изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1977 го­да. Она не предусматривала должности президента и президентских структур власти. В ней отвергалась сама идея разделения властей, говорилось, что вся власть центре и на местах принадлежит Советам народных депутатов. Высшим органом власти был Съезд народных депутатов, а в промежутках между съездами – Верховный Совет РСФСР. Правительство было подотчетно Верховному Совету.

В марте 1993 года Б. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил. В апреле 1993 года был проведен Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии Президенту и поддержании его курса. На основании решений референдума Президент приступил к разработке новой Конституции.

21 сентября 1993 года Б.Н. Ельцин объявил о начале «поэтапной конституционной реформы». Указ президента объявлял о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов снизу доверху, провозглашалось проведение выборов в новый законодательный орган власти – Федеральное собрание.

Верховный Совет данный указ президента признал не соответствующим Конституции и, в свою очередь, принял решение о смещении президента, как нарушившего Конституцию. Президентом был избран А.В. Руцкой. Антиконституционными признал действия Б.Н. Ельцина и Конституционный Суд. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и Президента. Он завершился расстрелом Парламента и его роспуском.

Одержав военную победу президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган – Федеральное Собрание, состоящий их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции. За новую конституцию проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (около 30% списочного состава).

Вслед за выборами в Федеральное собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданных вместо распущенных советов.

Согласно Конституции Россия являлась Федеративной демократической Республикой с президентской формой правления. Президент являлся гарантом Конституции, главой государства, Верховным главнокомандующим. Он назначал правительство страны, которое имело ответственность только перед Президентом, Президент обладал правом отлагательного вето, издавать Указы, имеющие силу Закона. Президент имел право роспуска Думы, в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения сил в обществе. Это показали итоги выборов во вторую Государственную Думу, проходившие 17 декабря 1995 года.

Вторая Дума оказалась более оппозиционной правительству и президенту, чем первая.

Сразу же после подведения итогов думских выборов началась борьба за президентский пост. Кандидатами в президенты стали: В. Жириновский (ЛДПР), Г. Зюганов (КПРФ), генерал А. Лебедь, Г. Явлинский, врач-офтальмолог С. Федоров, миллиардер В. Брынцалов, экс-президент СССР М. Горбачев, Б.Н. Ельцин.

Летом 1996 года прошли президентские выборы. За Б.Н. Ельцина проголосовало 53,8% принявших участие в выборах. Переизбрание Б.Н. Ельцина на новый срок не привело к стабилизации в стране.

Престиж власти упал до нуля. Во всех ветвях власти расцвели коррупция, финансовые махинации. Обыденным явлением стали террористические акты, заказные убийства банкиров, предпринимателей, политических деятелей, журналистов.

18 декабря 1999 г. прошли выборы в третью Государственную Думу. Вслед за выборами в Думу 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий Президента действующему Премьеру В. Путину. Согласно Конституции 26 марта 2000 г. были проведены досрочные президентские выборы. Президентом России был выбран В. Путин, премьер-министром стал М. Касьянов.

В 1991 г. В результате распада СССР появилось новое государство – Российская Федерация (РФ). Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохране­ние территориальной целостности страны. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан. Якутия. Чечня взяли курс на выход из состава Феде­рации. Тем не менее, к 1992 г. отношения России с субъектами Федера­ции удалось частично урегулировать. 31 марта 1992 г в Москве был подписан Федеративный договор, определивший вза­имоотношения между субъектами Федерации.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республи­ка, б краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.

Особенно напряженно сложились отношения Центрального пра­вительства и Чечни, вылившиеся в две военные чеченские кампании 1994-96 и 1999-2000 гг.

Оформление российской государственности также проходило в сложной борьбе между президентом и парламентом, что привело к их открытому столкновению («войне властей»), которое произошло в сентябре-октябре 1993 г. 21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конститу­ционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Вер­ховного Совета и проведении в декабре выборов в новые органы го­сударственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными. С помощью силовых структур конфликт был завершен подавлением оппозиции.

12 декабря 1993 г. На Всероссийском референдуме была принята Конституция РФ, в которой был установлен принцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной. Главой государства является всенародно избираемый на 4 года президент, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Первым президентом РСФСР был избран Б. Ельцин 12 июня 1991 г., он же в июне 1996 г. выбран Президентом РФ. После добровольной отставки Ельцина 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности Президента стал В. Путин, дважды (в 2000 и 2004 гг.) избиравшийся Президентом РФ.

Структура власти

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Правительство (состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров)

Конституционный суд (разрешает дела о соответствии Конститу­ции федеральных законов и нормативных актов),

Верховный суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и администра­тивным делам).

Высший Арбитражный суд РФ (разрешает экономи­ческие споры).

Государственная Дума (принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотре­ние Совета Федерации, а после — Президенту для подписания)

В начале 1990-х годов в России сложилась многопартийная система. Наибольшую активность проявляют так называемые «левые», социально-ориентированные, партии – КПРФ, «Трудовая Россия» и др., в качестве либеральной оппозиции выступают «правые» партии (СПС, «Яблоко»).

Социально-экономическое развитие . С конца 1991г. в России проводятся радикальные экономические преобразования:

· 1992 г. – «шоковая терапия» правительства Е. Гайдара, (с конца 1992 г. – В. Черномырдина), включающая либерализацию цен, приватизацию государственного имущества, следствием чего стала инфляция, нестабильность рубля, переход значительной части предприятий в собственность небольшой группы частных лиц, падение жизненного уровня населения, спад производства, безработица, криминализация экономики и социума.

· 1998 г. – либерализация внешней торговли, деноминация рубля, формирование многоукладной экономики. После дефолта в августе 1998 г. и отставки правительства С. Кириенко, начинается введение более жесткого государственного регулирования рынка, борьба с криминализацией в сфере экономики, введение госмонополии на алкогольную продукцию (при премьер-министре Е. Примакове).

· С 1999 г. правительство, возглавляемое В. Путиным, с 2000 г.- М. Касьяновым, с 2004г. – М. Фрадковым разработало и начало осуществлять программу реформ, включающую реструктуризацию естественных монополий, налоговую (введение единого социального налога), пенсионную (переход к накопительной пенсии) реформы, поддержку производителя и потребителя, реформа ЖКХ, повышение зарплат, пенсий. Результатами стало снижение темпов инфляции, некоторое увеличение доходов населения, но в целом уровень жизни населения остается невысоким.

Внешняя политика. Важным направлением внешнеполитического курса РФ являются отношения со странами так называемого дальнего зарубежья, прежде всего с США. После провозглашения окончания «холодной войны» был заключен ряд договоров о дальнейшем разоружении (в 1993 г. - ОСНВ-2, в 1994 г. – перенацеленность ядерных ракет в ненаселенные районы Земли). Внешнеполитический курс России определяется также стремлением сохранить свое влияние на Ближнем Востоке, развивать торгово-экономические отношения с различными странами, необходимостью сдерживать продвижение НАТО, противостоять угрозе международного терроризма (заявление 2002 г. Путина и Буша об антитеррористическом сотрудничестве).

Развитие партнерских отношений со странами Запада происходит в соответствии с соблюдением национальных интересов России.

Одним из главных партнеров России на восточном направлении является Китай.

В отношения с бывшими советскими республиками налаживаются в рамках СНГ (Содружества Независимых Государств), это направление в 1996 г. объявлено приоритетным во внешней политике страны. Наиболее тесные связи – с Белоруссией и Казахстаном (договор о коллективной безопасности).

Таким образом, для современной российской действительности характерно становление основных форм общественно-политического и экономического развития, поиск наиболее приемлемых путей обновления всей социокультурной системы.

Используя Интерне-ресурсы, учебную литературу, конспект лекций подготовить реферат на тему « Формирование российской государственности» по следующим вопросам:

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

Причины распада СССР.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее распространенные объяснения, которые предлагают исследователи:

— СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

— СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

— советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

— единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

— политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Значение распада СССР.

Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределам^ России, национальных меньшинств в целом.

Становление новой российской государственности.

Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.

Россия (Российская Федерация) — государство в Восточной Европе и в Северной Азии (занимает их большую часть). Территория — 17 125 407 км² (первое место в мире). Население на начало 2017 года составляет 146, 8 млн человек (девятое место в мире). Столица — Москва. Государственный язык — русский. Денежная единица — российский рубль. Россия стала государством-правопреемником СССР (после его распада в 1991 году). Россия участвует в международных организациях — ООН, СНГ, ЕАЭС, ЦАС, ОДКБ, ШОС, АТЭС, БРИКС и других. Смешанная республика федеративного устройства. В составе Российской Федерации 85 субъектов федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, 1 автономная область и 4 автономных округа. Вся территория государства разделена на девять федеральных округов.

При проверке субъекта «Российская Федерация» сообщает 365NEWS оказалось, что, согласно регистру D-U-N-S Number 531298725, эта коммерческая структура имеет генерального директора – Медведева Дмитрия Анатольевича!

РФ имеет статус коммерческой управляющей компании, которая управляет территорией, гражданами, правами РСФСР и правами СССР на основании некого тайного и незаконного поручения от Президента РСФСР – Б. Ельцина, Президента СССР – М. Горбачева и Суверена Российской Империи – Елизаветы II. Фактически нынешняя РФ – это британская фактория, оккупационная, колониальная администрация, как и все её составляющие: ФСБ/МВД/СУД/Прокуратура/Губернаторы и т.д. И это легко проверить, поскольку все они имеют такую же регистрацию и разрешенные виды коммерческой деятельности.

ООО Министерство Внутренних Дел РФ: 683530373ООО

ООО Министерство Регионального Развития РФ: 531646764ООО

ООО Министерство Имущественных и Земельных Отношений: 531674375

РФ – это частная фирма

Требуется тщательное расследование Федерального Собрания и специальной комиссии действий «временной администрации» на территории Российской Федерации. Вспомним 1921 год создания СССР и то, что современная Россия является правопреемником этого Союза ССР. То есть, по результатам военных 1905 – 1918 гг. вооруженных переворотов и революций, а точнее переворотов – смуты и был создан тот самый – Наш с Вами прародитель СССР.

Были приняты разные декреты, но не было одного действа – не была легитимация прекращения всех прав суверена Романовых-Виндзор в пределах территории и народами Союза ССР. То есть, Союз ССР в 1921 г. был организован без суверенитета.

По международному праву, что в случае военного переворота организацией жизнеустройства этой территорией должна заняться временная администрация. Срок действия временной администрации – 99 лет. Далее права прежнего собственника подлежат восстановлению, тем более, если эта временная администрация не справилась со своими обязанностями – хозяйство в расстройстве, народ живет плохо, законы не исполняются, суды работают не справедливо, имеется международно-признанные факты агрессий и применения химического оружия, т.е. систематически грубо нарушается международное право и т.п.

Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Действующая Конституция России одобрена на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации — русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка. Глава государства — президент Российской Федерации, избираемый российскими гражданами на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.

Представительный и законодательный орган Российской Федерации (ее парламент) — Федеральное Собрание, состоит из двух палат: Государственная дума и Совет Федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство Российской Федерации во главе с председателем, назначаемым президентом с согласия Государственной думы.

Российская Федерация образовалась после распада СССР. Распад Советского Союза на республики стал крупнейшей геополитической катастрофой 21 века. В результате была сломлена двуполярная модель мира, и осталась единственная сверхдержава – США. Только к 2014-15 годам Россия стала выходить на такие отметки по ключевым показателям, которые позволили вновь говорить о многополярном мире, центром которого становится не только США, но и Россия, и Китай.

Этапы истории Российской Федерации

События новейшей истории России можно разделить на 3 этапа:

  1. До 4 октября 1993. До этого года формально существовал СССР со старой Конституцией. Попытка Ельцина ее изменить привела к вооруженным столкновениям и штурму Белого Дома.
  2. Период правления Бориса Ельцина (1993-1999). Кратко этот период можно охарактеризовать так – экономический упадок, проблемы во всех областях жизнедеятельности государства, война в Чечне.
  3. 2000 – настоящее время. Период правления Владимир Путина, прерванное единожды Дмитрием Медведевым. Это период стабилизации экономики и ее переход в стадию роста, решение социальных проблем, укрепление позиций России на международной арене.

Федеральный договор

Федеральный договор 31 марта 1992 года закрепил создание России как государства. До этого была проблема – регионы хотели больше независимости, а некоторые и вовсе говорили об отделении от России. Это стало возможно после того, как Борис Ельцин, в последние годы существования СССР на встрече с лидерами регионов повторял одну и ту же фразу «Берите суверенитета столько сколько хотите». Они и брали.

Федеральный договор был подписан со всеми субъектами федерации кроме Чечни и Татарстана. Оба региона говорили о своей независимости. И если случай с Чечней известен всем – началась война, то мало кто знает, что российская армия была в шаге от похода на Казань. В дальнейшем вопрос Татарстана был решен дипломатическим путем, а чеченский вопрос – силовым путем.

События сентября-октября 1993

До октября 1993 года история Российской Федерации демонстрировала двоевластие: президент РСФСР (Ельцин) с одной стороны и Верховный совет с другой стороны. 21 сентября Ельцин издает указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Это была попытка привести Россию к действующему виду Конституции, но проблема в том, что это напрямую нарушало Конституцию, действующую тогда! Формально Ельцин нарушил закон. Это вылилось в то, что Верховный совет в ночь на 23 сентября 1993 года признает действия Ельцина государственным переворотом и снимает его с должности президента. В ответ вводятся войска в столицу, здание Верховного совета штурмуется 3-4 октября, и Ельцин забирает власть в свои руки.

По всем законам и нормам того времени это был вооруженный переворот, который едва не вылился в гражданскую войну (вернее вылился в нее, но только в одном регионе – на Кавказе).

12 декабря 1993 принимается новая Конституция. По ней Россия становится президентской республикой, тем самым все элементы СССР были упразднены.

Основные события этого времени:

  • Декларация «О государственном суверенитете».
  • Распад СССР и образование СНГ.
  • «Шоковая терапия»
  • Становление авторитарной демократии Ельцина

Правление Б.Н. Ельцина

Ельцин Борис Николаевич

Этот этап российской истории можно охарактеризовать одним словом – КРИЗИС. Причем это был кризис повсеместный: экономический, политический, социальный, геополитический и так далее. Во всех областях жизнедеятельности государства был упадок.

Это привело к кризису власти 1996-1999 годов, в результате которого Борис Ельцин 31 декабря 1999 года добровольно покидает пост президента РФ, назначая своего преемника – Владимира Путина. На тот момент стояла реальная проблема сохранения целостности государства, и новому президенту нужно было ее решать.

Основные события этого времени:

  • Создание новой экономической и политической системы
  • Появление олигархов
  • Чеченская война
  • Дефолт 1998 года

Правление В.В. Путина

Владимиру Путину досталась страна с огромным количеством проблем, но все их он сумел преодолеть. Ключевые проблемы, которые требовали безотлагательного вмешательства:

  • Падение экономики. Достаточно быстро удалось ее остановить и перевести в стадию роста.
  • Недоверие к власти. Население было доведено до отчаяния ужасными условиями жизни.
  • Социальные гарантии и обязательства. Зарплаты, пенсии, пособия – практически со всем были перебои.
  • Война. Новый виток чеченского конфликта вносил существенные проблемы в управление страной.
  • Расширение НАТО на Восток.

По всем основным вопросам Путин сумел реформировать страну, направив ее в созидательное и положительное русло. Наилучшим показателем эффективности является поддержка населения, которая у президента всегда является крайне высокой.

Основные события этого периода:

  • Укрепление власти
  • Решение чеченской проблемы
  • Рост экономического благосостояния страны
  • Увеличение президентского срока
  • Избрание на 4 года президентом России Дмитрия Медведева
  • Конфликт 08 08 08 (8 августа 2008 года).

Этапы становления государства

Становление Российского государства

Карта России

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: