Когда государственной думой рф принят законопроект о полиции

Обновлено: 23.04.2024

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7020, 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 31, ст. 4857; N 32, ст. 5076; 2019, N 23, ст. 2905; N 40, ст. 5488; N 52, ст. 7805) следующие изменения:

1) пункт 3 части 1 статьи 12 дополнить словами ", и сообщать близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании первой помощи или о направлении в медицинскую организацию при наличии сведений об этом в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента оказания первой помощи или направления в медицинскую организацию";

а) в части 3 слова "близких родственников или близких лиц" заменить словами "близкого родственника (родственника) или близкого лица";

б) часть 7 изложить в следующей редакции:

"7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.";

в) в части 14 слова "близких родственников или близких лиц" заменить словами "близкого родственника (родственника) или близкого лица";

3) статью 15 дополнить частью 6.1 следующего содержания:

"6.1. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в нежилое помещение или на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части 4 настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник нежилого помещения или земельного участка либо его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие.";

4) в части 5 статьи 19 слова "близких родственников или близких лиц" заменить словами "близкого родственника (родственника) или близкого лица".

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30, ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591; N 31, ст. 4857; N 32, ст. 5076, 5125; 2019, N 14, ст. 1461; N 23, ст. 2905; N 40, ст. 5488; N 42, ст. 5802; N 49, ст. 6963; N 52, ст. 7805; 2020, N 6, ст. 591; 2021, N 1, ст. 4, 57; N 9, ст. 1469; N 15, ст. 2447; N 18, ст. 3060; N 24, ст. 4188) следующие изменения:

а) в части 3 слова "обязан пресекать" заменить словом "пресекает";

б) части 4 и 5 изложить в следующей редакции:

"4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:

1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.";

в) дополнить частью 5 1 следующего содержания:

"5 1 . При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.";

г) в части 7 слова "обязана обеспечить" заменить словом "обеспечивает";

2) в части 2 статьи 7 слова "связан решениями" заменить словами "зависим от решений";

а) в части 3 слова "обязана в пределах своих полномочий принять" заменить словами "в пределах своих полномочий принимает";

б) в части 5 слово "проводит" заменить словами "организует и проводит", слова "указанного мониторинга" заменить словами "указанных мониторингов";

4) в части 1 статьи 11 слова "обязана использовать" заменить словом "использует";

5) в части 1 статьи 12:

а) пункт 4 дополнить словами "по направлениям деятельности полиции";

б) пункт 9 после слов "руководителя следственного органа," дополнить словом "дознавателя,";

в) в пункте 11 слово "пресекать" заменить словами "выявлять и пресекать";

г) пункт 18 изложить в следующей редакции:

д) пункт 19 после слов "оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии" дополнить словами "в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации";

в пункте 2 слова "проверять документы" заменить словами "требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы", после слов "федеральным законом" дополнить словами ", принимать меры по идентификации указанных лиц";

дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

в пункте 6 слова "и заслоны," заменить словами "заслоны, обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов,";

пункт 8 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

в пункте 16 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации", слова "при наличии данных о том" заменить словами ", если имеются основания полагать", после слов "радиоактивные вещества," дополнить словами "а также скрывают предметы хищения,";

в пункте 25 слова "осмотр граждан" заменить словами "личный осмотр граждан";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Права полиции реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.";

а) пункт 5 части 2 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

б) часть 4 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

в) часть 6 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

г) часть 15 после слова "отказывается" дополнить словами "либо по объективным причинам не может";

д) в части 16 слова "подвергаются осмотру" заменить словами "подвергаются личному осмотру";

а) в наименовании слова "Вхождение (проникновение)" заменить словом "Проникновение";

б) в части 2 слово "входить" заменить словом "проникать";

в) пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции:

"2) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;";

в абзаце первом слова "вхождение (проникновение)" заменить словом "проникновение";

в пункте 3 слова "вхождением (проникновением)" заменить словом "проникновением";

в пункте 4 слова "вхождения (проникновения)" заменить словом "проникновения";

д) часть 6 после слова "информируются" дополнить словами "в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел,";

е) часть 7 изложить в следующей редакции:

"7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления.";

9) дополнить статьей 15 1 следующего содержания:

"Статья 15 1 . Вскрытие транспортного средства

1. Полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан;

2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

3) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;

4) для пресечения преступления;

5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;

6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;

8) для установления обстоятельств несчастного случая.

2. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и (или) при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

3. О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.";

а) в наименовании слова "участков местности" заменить словом "территорий";

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего:";

дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6) при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление;

7) при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.";

в) в части 3 слова "участков местности" заменить словом "территорий";

г) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).";

д) в части 5 слова "частях 2 - 4" заменить словами "части 2";

11) пункт 6 части 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"6) о лицах, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации применен акт о помиловании или акт об амнистии;";

12) в части 2 статьи 23 слова "оружием и" заменить словами "оружием или";

13) пункт 2 части 2 статьи 25 после слов "государственным органам" дополнить словом "(органам)";

14) часть 1 статьи 27 признать утратившей силу;

а) части 1 и 2 признать утратившими силу;

б) в пункте 3 части 3 слова "использовать в случаях" заменить словами "останавливать транспортные средства, использовать в случаях";

16) в части 2 статьи 30 слова "или прямому начальнику" заменить словами "и другому прямому начальнику";

17) статью 41 признать утратившей силу.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7020, 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 559, 566; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591; N 31, ст. 4857; N 32, ст. 5076, 5125; 2019, N 14, ст. 1461; N 23, ст. 2905; N 40, ст. 5488; N 42, ст. 5802; N 49, ст. 6963; N 52, ст. 7805; 2020, N 6, ст. 591; 2021, N 1, ст. 4, 57; N 9, ст. 1469) следующие изменения:

пункт 31 изложить в следующей редакции:

"31) принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по представлениям избирательных комиссий, комиссий референдума (в случае необходимости запрашивать и получать в соответствии с межведомственными соглашениями об обмене информацией) сведения в отношении лиц, выдвинутых кандидатами на выборах, об имевшихся или имеющихся у них судимостях (о фактах их осуждения) с указанием категории преступления, о дате снятия или погашения судимости, о привлечении их к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в отношении лиц, назначаемых членами избирательных комиссий, комиссий референдума, об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой или непогашенной судимости, о привлечении их к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом;";

пункт 39 изложить в следующей редакции:

"39) предоставлять в случаях, предусмотренных федеральным законом, по межведомственным запросам органов государственной власти или органов местного самоуправления содержащуюся в банках данных о гражданах, формирование и ведение которых осуществляется полицией, информацию, которая необходима для составления списков кандидатов в присяжные заседатели либо для предоставления государственной или муниципальной услуги;";

б) часть 3 дополнить словами "путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами";

2) часть 3 статьи 13 дополнить словами "путем издания нормативного правового акта, в том числе совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами";

3) статью 17 дополнить частью 5 4 следующего содержания:

"5 4 . Информация, предусмотренная пунктами 2 и 8 части 3 настоящей статьи, предоставляется по запросам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в отношении лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях являются организаторами публичного мероприятия.".

Новые поправки в закон "О полиции" приняты во втором чтении в Госдуму. Речь идет о правительственном законопроекте, расширяющем полномочия полиции. Напомним, поправки в Закон "О полиции" были внесены кабмином в Госдуму в мае 2020 года и приняты в первом чтении в декабре того же года.

Аркадий Колыбалов/РГ

Вопрос очень болезненный, так как касается гражданских прав обычных людей. С одной стороны, эти права могут быть ущемлены. С другой - расширение полномочий полиции может спасти людские жизни, не говоря уже о задержании или обезвреживании опасных преступников. Напомним, законопроект касается права полицейских заходить, так сказать, без стука в частное жилье, вскрывать частные машины, применять оружие. И еще много чего касается, даже оцепления участка, где произошло или может произойти преступление.

Теперь, судя по законопроекту, полиция сможет оцеплять, то есть лишать доступа, не просто участок, а целую территорию. А в границах оцепления полиция сможет осуществлять личный осмотр граждан, их вещей, осмотр транспортных средств.

Если человек отказывается от осмотра, полицейские вправе не пустить его на оцепленную территорию или не выпустить из нее. Что под этим подразумевается - расскажут в подзаконных актах, которых пока нет. Но для жителей разница уже есть - оцепят только двор возле дома, в одной из квартир которого произошло, скажем, убийство, или весь квартал. Кроме того, статью 15 Закона "О полиции" предлагается дополнить нормой о возможности проникновения полицейских в жилые и иные помещения, на земельные участки для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления или скрывающихся с него.

Президент российской секции Международной полицейской ассоциации генерал-лейтенант Юрий Жданов рассказал, что все эти нормы продиктованы здравым смыслом. Без них ни один полицейский не сможет выполнить свою работу в экстремальных условиях. За прошедшие десятилетия в России настолько зарегламентировали действия правоохранителей и обложили их таким количеством правил, ограничений и инструкций, что они зачастую просто лишены легальной возможности что-либо сделать.

Что еще предлагается?

Так, полицейским могут разрешить представляться подозреваемому уже после его задержания. А вскрыть авто и проникнуть в него полицейский сможет для спасения жизни и обеспечения безопасности граждан, для задержания подозреваемых или обвиняемых. Полицейские будут вправе вскрыть машину при угрозе теракта, для задержания подозреваемых, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление, для пресечения преступления. Кроме того, сотрудники смогут воспользоваться этими полномочиями, если есть основания полагать, что нарушитель пьян.

Полицейским разрешат войти на частную территорию или жилье, чтобы задержать преступников с поличным на месте преступления

Из законопроекта убрали положение, согласно которому полицейский "не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если данная мера применялась по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством". Ведь есть же разница, когда подозрительную машину вскрывают аккуратненько специалисты, подобрав ключи к дверному замку, или же - просто битой разбивают лобовое стекло? А если в машине ничего подозрительного не нашли и опер просто ошибся? Кто оплатит ущерб? Утверждение "есть основания полагать", согласитесь, для владельца искореженного авто - слабое утешение. В поправках в закон сказано, что сотрудник полиции должен оплатить неправомерный ущерб автомобилю.

Особо больной вопрос, в том числе для самих полицейских, - право применения оружия, в том числе для самообороны. Так, к принятию во втором чтении была рекомендована поправка, сохраняющая в неизменном виде статью Закона "О полиции" о гарантиях личной безопасности полицейских. В нее не будет включаться положение о праве полицейского применить огнестрельное оружие при попытке задерживаемого совершить действия, которые можно расценить как угрозу нападения. Такое предложение содержалось в редакции первого чтения. Все остается, как было раньше. То есть полицейский видит, что преступник достал оружие и готов применить его против него или окружающих людей. Предупреди его голосом, сделай предупредительный выстрел вверх и стреляй на поражение. А дальше будут разбираться прокуроры.

Юрий Жданов считает, что идеально закон звучал бы так: "полицейские имеют право и должны при необходимости совершать любые действия для обезвреживания преступников и защиты граждан". Но сразу найдутся критики, которые станут говорить про правовую неопределенность и широту формулировок. Поэтому приходится идти длинным путем - прописывать детали и ситуации.

По мнению генерала Жданова, применение новых норм будет затрагивать права и интересы граждан. В связи с этим нужна детальная и прозрачная регламентация, в том числе подзаконными актами - инструкциями и регламентами. Основание для применения этих норм имеет широкое толкование, а поэтому возможны злоупотребления.

Особо больной вопрос, в том числе для самих полицейских, - право применения оружия, в том числе для самообороны и защиты окружающих людей

Юрий Жданов считает, что особое внимание законодателям надо обратить на норму, исключающую ответственность полицейских за действия, совершенные при исполнении служебных обязанностей, если они совершены в установленном порядке. Как раз в этом случае и возможны злоупотребления, превышение полномочий. Любая безответственность порождает злоупотребление.

Вот простой пример - вскрытие автомобиля при наличии оснований полагать, что нарушитель находится в состоянии опьянения. Эта норма сразу же вызывает много вопросов. Например, человек поздно ночью вышел из ресторана и сел за руль автомобиля. Есть ли основания полагать, что он находится в состоянии опьянения? А может, он работник ресторана и полный трезвенник?

Юрий Жданов приводит и другой пример, когда человек в состоянии сильного алкогольного опьянения в общественном месте нарушал общественный порядок, сел в машину с водителем. Можно ли принудительно вскрывать это транспортное средство при отказе находящихся в нем людей, если в законопроекте обозначен нарушитель, а не водитель? Что принесет меньше вреда общественному правопорядку?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"


Обзор документа

Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"

Принят Государственной Думой 8 декабря 2021 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 года

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 49, ст. 7067; 2013, N 14, ст. 1645; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 558, 559, 566; N 30, ст. 4259; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7542; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4374; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591; N 31, ст. 4857; N 32, ст. 5076, 5125; 2019, N 14, ст. 1461; N 23, ст. 2905; N 40, ст. 5488; N 42, ст. 5802; N 49, ст. 6963; N 52, ст. 7805; 2020, N 6, ст. 591; 2021, N 1, ст. 4, 57; N 9, ст. 1469; N 15, ст. 2447; N 18, ст. 3060; N 24, ст. 4188) следующие изменения:

а) в части 3 слова "обязан пресекать" заменить словом "пресекает";

б) части 4 и 5 изложить в следующей редакции:

"4. При обращении к гражданину сотрудник полиции:

1) называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.";

в) дополнить частью 5.1 следующего содержания:

"5.1. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий.";

г) в части 7 слова "обязана обеспечить" заменить словом "обеспечивает";

2) в части 2 статьи 7 слова "связан решениями" заменить словами "зависим от решений";

а) в части 3 слова "обязана в пределах своих полномочий принять" заменить словами "в пределах своих полномочий принимает";

б) в части 5 слово "проводит" заменить словами "организует и проводит", слова "указанного мониторинга" заменить словами "указанных мониторингов";

4) в части 1 статьи 11 слова "обязана использовать" заменить словом "использует";

5) в части 1 статьи 12:

а) пункт 4 дополнить словами "по направлениям деятельности полиции";

б) пункт 9 после слов "руководителя следственного органа," дополнить словом "дознавателя,";

в) в пункте 11 слово "пресекать" заменить словами "выявлять и пресекать";

г) пункт 18 изложить в следующей редакции:

д) пункт 19 после слов "оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии" дополнить словами "в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации";

в пункте 2 слова "проверять документы" заменить словами "требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы", после слов "федеральным законом" дополнить словами ", принимать меры по идентификации указанных лиц";

дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

в пункте 6 слова "и заслоны," заменить словами "заслоны, обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов,";

пункт 8 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

в пункте 16 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации", слова "при наличии данных о том" заменить словами ", если имеются основания полагать", после слов "радиоактивные вещества," дополнить словами "а также скрывают предметы хищения,";

в пункте 25 слова "осмотр граждан" заменить словами "личный осмотр граждан";

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Права полиции реализуются должностными лицами полиции в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.";

а) пункт 5 части 2 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

б) часть 4 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

в) часть 6 после слова "законодательством" дополнить словами "Российской Федерации";

г) часть 15 после слова "отказывается" дополнить словами "либо по объективным причинам не может";

д) в части 16 слова "подвергаются осмотру" заменить словами "подвергаются личному осмотру";

а) в наименовании слова "Вхождение (проникновение)" заменить словом "Проникновение";

б) в части 2 слово "входить" заменить словом "проникать";

в) пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции:

"2) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;";

в абзаце первом слова "вхождение (проникновение)" заменить словом "проникновение";

в пункте 3 слова "вхождением (проникновением)" заменить словом "проникновением";

в пункте 4 слова "вхождения (проникновения)" заменить словом "проникновения";

д) часть 6 после слова "информируются" дополнить словами "в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел,";

е) часть 7 изложить в следующей редакции:

"7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления.";

9) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:

Статья 15.1. Вскрытие транспортного средства

1. Полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан;

2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

3) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;

4) для пресечения преступления;

5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;

6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;

8) для установления обстоятельств несчастного случая.

2. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и (или) при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

3. О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.";

а) в наименовании слова "участков местности" заменить словом "территорий";

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего:";

дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6) при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление;

7) при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.";

в) в части 3 слова "участков местности" заменить словом "территорий";

г) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).";

д) в части 5 слова "частях 2 - 4" заменить словами "части 2";

11) пункт 6 части 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

"6) о лицах, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации применен акт о помиловании или акт об амнистии;";

12) в части 2 статьи 23 слова "оружием и" заменить словами "оружием или";

13) пункт 2 части 2 статьи 25 после слов "государственным органам" дополнить словом "(органам)";

14) часть 1 статьи 27 признать утратившей силу;

а) части 1 и 2 признать утратившими силу;

б) в пункте 3 части 3 слова "использовать в случаях" заменить словами "останавливать транспортные средства, использовать в случаях";

16) в части 2 статьи 30 слова "или прямому начальнику" заменить словами "и другому прямому начальнику";

17) статью 41 признать утратившей силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

21 декабря 2021 года

Обзор документа

Скорректирован Закон о полиции.

Закреплена возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления или скрывающихся с этого места, а также лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступления.

Введена новая статья, регламентирующая вскрытие полицией транспортных средств.

Уточнены основания и правила оцепления (блокирования) территорий, жилых помещений, строений и других объектов.

Закон вступает в силу со дня опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: