Когда должен производиться инструктаж по работе с опасными грузами на судах

Обновлено: 23.04.2024

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Опасные грузы - это вещества и изделия, которые при перевозке на воздушных судах, при погрузочно-разгрузочных работах или хранении способны, в силу своих физико-химических свойств, создавать значительную угрозу для жизни и здоровья людей, безопасности полета и сохранности имущества, а также быть причиной гибели или заболевания животных.

В понятие инцидент с опасными грузами входит событие, связанное с их перевозкой, которое может произойти при проявлений опасных свойств на земле или в воздухе и которое приводит к телесному повреждению людей, нанесению ущерба имуществу, пожару, просыпке, утечке, радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта и быть причиной неисправности перевозки, вплоть до авиационного происшествия.

Для предотвращения возникновения инцидентов при воздушных перевозках опасных грузов должны обязательно выполняться все требования, изложенные в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Документ ИКАО 9284-АМ/9В5) и в документах федеральной авиационной службы России регулирующих перевозки опасных грузов.

Инструкция составлена на основе документа ИКАО 9481-АМ/926 "Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на воздушных судах и предназначена для обязательного выполнения всем персоналом воздушного транспорта, связанного с перевозками опасных грузов.

2. ДЕЙСТВИЯ СЛУЖБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

2.1. При предъявлении опасного груза к воздушной перевозке необходимо:

2.1.1. Убедиться, что данное вещество или изделие включено в Перечень опасных грузов Технических Инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

Перечни периодически, раз в два года, обновляются. Однако практически не представляется возможным включить в него абсолютно все предлагаемые к перевозке опасные изделия или вещества. Поэтому, по концепции безопасности перевозок, для выбора в качестве надлежащего отгрузочного наименования в Перечень включены общие наименования для характерных групп опасных грузов или "не указанных конкретно" (НУК).

В зависимости от свойств груза требуется совместно с грузоотправителем установить общее наименование или НУК, которое характеризует данный опасный груз.

2.1.2. Не допускать к перевозке опасные грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах, т.е. никакое должностное лицо или организация не могут требовать принять или перевозить такие грузы. В Технических инструкциях ИКАО перечислено около 250 наименований веществ и изделий, запрещенных к воздушной перевозке при любых обстоятельствах.

2.1.3. Допускать к перевозке только те опасные грузы, которые поименованы в Перечне опасных грузов Технических инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, как разрешенные для перевозки на грузовых или пассажирских воздушных судах.

2.1.4. Допускать к перевозке на пассажирских воздушных судах только те опасные грузы, которые .разрешено перевозить на пассажирских воздушных судах.

2.1.5. Не допускать к перевозке на пассажирских воздушных судах опасные грузы, перевозка который разрешена только на грузовых воздушных судах.

2.1.6. Не принимать к перевозке опасные грузы, в упаковке которых превышена максимальная масса или объём нетто на одну упаковку, установленные в Перечне для каждого конкретного опасного груза.

2.1.7. Убедиться, что упаковочный комплект предъявленного опасного груза перед использованием был подвергнут испытаниям согласно требованиям Технических инструкций ИКАО.

2.1.8. Допускать к перевозке только те опасные грузы, которые упакованы в соответствии с инструкциями по упаковыванию, указанными в Технических инструкциях ИКАО.

2.1.9. Убедиться, что каждое отдельной место с опасными грузами промаркировано специальной и транспортной маркировкой, а также знаками опасности.

2.1.10. Обратить внимание на требования по обращению с опасными грузами (способы обработки, допустимые температуры, давления, влажность, вибрацию, а также вертикальность, штабелирование и т.п.) и организовать выполнение этих требований при погрузочно-разгрузочных работах, хранений и в период транспортирования.

2.1.11. Наряду с оформлением основной перевозочной документацией заполнить контрольную карту (чек лист). Приложение 1.

2.1.12. При оформлении перевозочной документации обратить внимание на достаточность сообщаемых грузоотправителем сведений о необходимых особых видах обработки и информации о действиях в случаях аварийной обстановки в т.ч. о мерах предосторожности при погрузке и выгрузке, способах ликвидации россыпи или утечки содержимого из упаковки, рекомендуемых и запрещенных огнегасящих средств, индивидуальных средствах защиты. В случаях недостаточности штатных средств воздушного транспорта, потребовать у грузоотправителя предоставить необходимые противопожарные, индивидуальны средства защиты и крепежные приспособления (материалы).

2.1.13. При наличии специалиста от грузоотправителя сопровождающего опасный груз во время транспортировки, проинструктировать его о правах и обязанностях при воздушной перевозке, использовать его опыт при обработке опасных грузов в аэропорту и сообщить экипажу воздушного судна о его наличии.

2.1.14. Выдать экипажу лист Информации (уведомления) командиру корабля об опасных грузах, заполненный на данный рейс в т.ч. с указанием кода практического действия при инциденте с опасным грузом во время полета. Приложение 2.

2.1.15. Стремиться получить от грузоотправителей аварийную карточку о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов с конкретным опасным грузом при воздушной перевозке. Рекомендовать грузоотправителям (изготовителям) опасных грузов разработку аварийных карточек совместно со специалистами научных институтов гражданской авиации на основе типовой структуры аварийных карточек разработанных Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации.

2.2. При погрузочно-разгрузочных работах необходимо:

2.2.1. Соблюдать все меры предосторожности обращения с опасными грузами, изложенные в документах федеральной авиационной службы России, регулирующих воздушные перевозки опасных грузов.

2.2.2. При погрузке в воздушное судно не допускать совместное размещение несовместимых по своим свойствам опасные грузы.

2 .2.3. Загружать опасные грузы только в те грузовые и багажно-грузовые помещения воздушных судов, которые могут быть использованы для перевозок опасных грузов.

2.3. Действия при инцидентах с опасными грузами на земле. В случаях инцидентов с опасными грузами, необходимо:

2.3.1. Удалить, если имеются, посторонних лиц с места инцидента, изолировать опасный участок и запретить вход.

2.3.2. При пожаре срочно вызвать пожарную команду и организовать тушение пожара.

2.3.3. При поражении людей, вызвать скорую медицинскую помощь и до её прибытия оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

2.3.4. Вызвать специалистов по данному изделию или веществу (через грузоотправителя, грузополучателя или местную аналогичную организацию) для принятия мер по ликвидации последствий инцидента.

2.3.5. Организовать отбуксировку воздушного судна и/или наземного транспортного средства от места инцидента, если это можно сделать без риска.

3. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ. БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

3.1. Перед вылетом необходимо:

3.1.1. Убедиться о выполнении мероприятий по готовности воздушного судна к перевозкам опасных грузов.

3.1.2. По сопроводительной перевозочной документация и Информации командиру корабле об опасных грузах ознакомиться со свойствами опасных грузов и мерами предосторожности при перевозке, а также практическим действиям в полете на борту при инцидентах, указанных в таблице "Практические действия в аварийной обстановке на борту воздушного судна' и аварийной карточке, если она имеется. Особое внимание обратить на код практического действия при инциденте с опасным грузом, сообщаемого в Информации командиру корабля об опасных грузах.

3.1.3. Не допускать прием опасных грузов на борт воздушного судна с признаками неисправности упаковки и без установленной маркировки.

3.1.4. Проверить правильность размещения в воздушном судне и надежность крепления мест с опасными грузами.

3.1. 6. При наличии лиц, сопровождающих опасный груз, провести с ними инструктаж о взаимодействиях.

3.1.7. При снаряжении воздушного судна дополнительными противопожарными, индивидуальными средствами защиты и аварийным комплектом, проверить удобство их размещения для использования в случаях инцидентов с опасными грузами в полете. Типовой аварийный комплект должен, как минимум, содержать длинные резиновые перчатки, большие полиэтиленовые мешки хорошего качества, впитывающий промокательный материал и жгуты для завязки мешков.

3.2. В полете необходимо:

3.2.1. Проводить периодическое наблюдение за состоянием перевозимых опасных грузов.

3.2.3. В необходимых случаях информировать органы управления воздушным движением об условиях полета и состоянием находящихся на борту воздушного судна опасных грузов.

3.2.3. При наличии на борту лиц, сопровождающих опасный груз, поддерживать с ним связь.

3.2.4. Предусматривать возможность выполнения посадки в максимально короткие сроки.

3.2.5. Кислородные маски и регуляторы подачи кислорода подключить и установить в положение, обеспечивающее подачу 100-процентного кислорода.

3.3. Действия при инциденте с опасными грузами.

В случаях инцидентов с опасными грузами, экипаж воздушного судна должен действовать в соответствии с Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) данного типа воздушного судна.

3.3.1. Приступить, если это необходимо, по согласованию с органом УВД, к экстренному снижению до безопасной высоты и предусмотреть посадку в максимально короткие сроки.

3.3.2. Включить сигнал бедствия и сообщить органам УВД об инциденте, о предполагаемой причине и характере перевозимого опасного груза.

3.3.3. Включить световое табло "Не курить. Пристегнуть привязные ремни".

3.3.4. Выключить второстепенное электрооборудование.

3.3.5. Установить и поддерживать максимальный расход воздуха в системе кондиционирования,

3.3.6. При необходимости надеть дымозащитные маски и использовать на питание 100-процентный кислород.

3.3.7. По информации командиру корабля об опасных грузах определить кодовое обозначение практического действия с данный опасным грузом в аварийной обстановке. Кодовое обозначение практического действия может быть установлено с помощью алфавитного или порядкового перечня опасных грузов с использованием надлежащего отгрузочного наименования или номера по списку ООН, если перечень имеется на борту воздушного судна или сообщен органом УВД или информационно-справочным бюро по опасным грузам.

3.3.8. Определить источник и причину инцидента и приступить к его ликвидации.

3.3.9. Для устранения инцидента использовать инструкции, содержащиеся в таблице практических действий в аварийной обстановке на борту воздушного судна. Приложение 3. Кодовое обозначение практического действия состоит из числа от 1 до 10 с добавлением одной или нескольких букв. Номеру практического действия соответствует строка, содержащая информацию относительно опасности, связанной с данным опасным грузом, а также инструктивные указания о соответствующих действиях, которые следует предпринять. Буквенный код указывает на другие возможные виды опасности, связанные с данным опасным грузом. Если к сопроводительной перевозочной документации приложена аварийная карточка о действиях при инцидентах с данным опасным грузом следует использовать её рекомендации по ликвидации инцидента.

3 .3.10. При получении от органа УВД дополнительной информации о действиях при инциденте и его ликвидации с данным опасным грузом, использовать эти рекомендации.

3.3.11. При наличии лиц, сопровождающих опасный груз, использовать их опыт и знания для ликвидации инцидента.

3.3.12. В случае пожара, использовать имеющиеся огнегасящие средства и стандартные правила борьбы с пожаром.

3.3.13. Если позволяет обстановка, информировать орган УВД о состоянии опасного груза. Если всю информацию передать не представляется возможным, следует сообщить наиболее важные для конкретных обстоятельств данные.

3.3.14. Обеспечить контроль физического состояния пассажиров. Не допускать возникновения паники.

3.3.15. В случае инцидентов, связанных с опасными грузами, в пассажирском салоне бортпроводники должны:

- уведомить командира корабля;

- выявить предмет или вещество, являющиеся причиной инцидента. В случае пожара:

- использовать стандартные процедуры тушения пожара, но перед этим выяснить возможность использования воды. В случае просыпки или утечки:

- подготовить аварийный комплект или другие пригодные для сбора просыпки или утечки предметы;

- надеть на руки резиновые перчатки или полиэтиленовые пакеты, противодымную маску — портативный кислородный прибор и накидку ;

- переместить пассажиров из пораженной зоны и раздать им увлажненные полотенца или куски ткани;

поместить просыпавшееся или вытекшее опасное вещество в полиэтиленовые мешки;

- убрать полиэтиленовые мешки на временное хранение;

- с загрязненными сидениями кресел, чехлами следует обращаться как с опасным предметом;

- накрыть место просыпки (утечки) подходящим для этого материалом (мешками, пакетами и т.п.);

- периодически осматривать места хранения и загрязнения;

- доложить о принятых мерах командиру корабля.

3.3.16. В случае инцидентов, связанных с опасными грузами в грузовом помещении грузового воздушного судна борт-операторы выполняют аналогичные процедуры указанные в пункте 3.3.14. и действуют по указанию командира корабля.

После посадки воздушного судна.

3.3.17. Произвести высадку пассажиров и членов экипажа до открытия каких-либо дверей (люков) грузовых или багажно-грузовых помещений.

3.3.18. Уведомить наземный персонал, аварийно-спасательные службы о характере опасного груза и месте его нахождения.

3.3.19. Сделать соответствующую запись в журнале технического обслуживания воздушного судна.

4. ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ ДВИЖЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

4.1. При организации перевозок опасных грузов:

4.1.1. По получению от службы организации перевозок информации о загрузке опасных грузов в воздушное судно, произвести об этом запись в соответствующем журнале.

4. 1.3. Передавать информацию о движении воздушного суда с опасными грузами от моменту его взлета из аэропорта отправления до момента прибытия в аэропорт назначения, согласно технологии работы диспетчера соответствующего диспетчерского пункта.

4.2. Действия при инциденте с опасными грузами. Получив информацию об инциденте с опасным грузом в полете:

4.2.1. При необходимости уточнить у экипажа воздушного судна наименование опасного груза, с которым произошел инцидент и какие принимаются действия по его ликвидации.

4.2.3. Срочно сообщить на борт воздушного судна о необходимых действиях по ликвидации (локализации) инцидента с опасным грузом, исходя из рекомендаций службы организации перевозок.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 декабря 2020 года N 886н

(с изменениями на 5 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта согласно приложению.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61969

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 11 декабря 2020 года N 886н

Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта

(с изменениями на 5 октября 2021 года)

I. Общие положения

Правила также распространяются на:

- экипажи морских плавучих платформ;

- других лиц, пребывающих на судне для исполнения трудовых (должностных) обязанностей (сотрудники (работники) и государственные гражданские служащие государственных органов, работники Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" и Федерального автономного учреждения "Российский речной регистр", сдаточные команды предприятий промышленности, научные работники, преподаватели образовательных организаций, курсантов образовательных организаций, проходящих плавательную практику.

2. Проекты вновь строящихся и реконструируемых судов должны соответствовать Правилам.

3. В соответствии с Правилами работодатель (судовладелец) обеспечивает разработку, утверждение инструкций по охране труда и их наличие на судах.

4. На каждом судне должны находиться документы по охране труда:

1) комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;

2) учетно-отчетная документация:

журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования;

журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;

3) документация по обучению вопросам охраны труда:

журналы регистрации инструктажа по охране труда;

удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда;

сертификат об окончании курсов по оказанию первой медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание первой медицинской помощи на судне.

На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

5. Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

6. К выходу в рейс (плавание) на судне допускаются лица, в том числе не относящиеся к членам экипажей судов, признанные по результатам медицинского осмотра пригодными по состоянию здоровья к работе на судах по соответствующей специальности (профессии, должности), с учетом установленных ограничений (отсутствия ограничений) по географическим районам плавания, длительности и другим особенностям рейса.

7. При проведении водолазных работ с борта судна наряду с Правилами надлежит руководствоваться правилами по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденными Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528), применительно к конкретным видам водолазных работ, глубине, условиям и другим особенностям водолазных спусков.

8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.

9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Обязанность и ответственность в области охраны труда судовладельца и командного состава

10. Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

1) наличие на судне системы управления охраной труда (далее - СУОТ);

2) регулярное инспектирование рабочих мест на судне, от технического состояния которых зависит здоровье и безопасность членов экипажа;

3) выявление, оценку рисков, управление ими на судне, информирование о них членов экипажа судна;

4) безопасность членов экипажа судна при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;

5) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа судна средств индивидуальной и коллективной защиты;

6) осуществление санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа судна в соответствии с требованиями охраны труда;

7) рассмотрение предложений, поступающих от экипажа судна о мерах по созданию безопасных условий труда;

8) наличие необходимых документов по охране труда;

9) организацию работы судовых комитетов (комиссий) по охране труда (при их наличии);

10) разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению характерных опасных судовых работ;

11) обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитана судна, лиц командного состава и членов экипажа судна;

12) проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) на рабочих местах членов экипажей судов Компании (судовладельца, работодателя).

11. Капитан судна обязан обеспечить:

1) безопасные условия труда, соблюдение требований нормативных правовых актов (далее - НПА) по охране труда членами экипажа судна;

2) выполнение на судне положений действующей в судоходной компании СУОТ, требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,, и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2022 года приказом Минтруда России от 5 октября 2021 года N 671н. - См. предыдущую редакцию)

3) ознакомление (под роспись) членов экипажа судна с результатами СОУТ на их рабочих местах;

4) проведение своевременного расследования несчастного случая, происшедшего на борту судна с членом экипажа.

12. Лицо командного состава, назначенное капитаном судна ответственным за организацию работ по охране труда на судне, обязано:

1) вести судовую документацию СУОТ;

2) совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

3) участвовать совместно с руководителями судовых служб и членами судового комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа судна;

4) участвовать в работе судового комитета (комиссии) по охране труда;

5) участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

13. Капитан и командный состав судна обязаны следить за тем, чтобы:

1) механизмы, устройства, системы и оборудование судна эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов - изготовителей оборудования, правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций, требованиями Правил;

2) механизмы, устройства, системы и оборудование судна осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями заводов - изготовителей оборудования, правилами технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций;

3) при работе механизмов и другого оборудования судна движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;

4) проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

14. Члены экипажа судна обязаны:

1) сообщить своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также о нарушениях Правил и инструкций по охране труда;

2) использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;

3) выполнять требования Правил и инструкций по охране труда по основным и совмещающим профессиям и должностям, а также по конкретному виду выполняемых судовых работ;

4) при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

III. Система допуска к работе

15. На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;

2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

16. Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

ПРАВИЛА
морской перевозки опасных грузов
(Правила МОПОГ)

В дополнение к настоящим Правилам см.:

Изменение N 2 РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ), утвержденное инструктивным письмом ДМТ МТ РФ от 9 июня 1994 года N ДМТ-35/1063 (приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 сентября 1998 года N 115 "О нормативных актах по вопросам регулирования производственной деятельности на морском транспорте" оставлено в действии без изменения);

Изменение N 3 РД 31.15.01-89 Правил морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ), утвержденное приказом Минтранса России от 6 мая 1998 года N 49 (приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 сентября 1998 года N 115 "О нормативных актах по вопросам регулирования производственной деятельности на морском транспорте" оставлено в действии без изменения), с Дополнением к Изменению N 3 РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

- Примечание изготовителя базы данных.

Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ), Том I, разделы 1-19, приложения 1-14 и 16-22.

Том I

Взамен РД 31.11.31.04-78

Приказом министра морского флота СССР
N 56 от 03.05.89 срок введения в действие
установлен с 15 марта 1990 года

Настоящие Правила распространяются на перевозку на судах, а также на перегрузку и хранение в портах и портпунктах Министерства морского флота СССР:

опасных грузов в упаковке, в том числе сформированных в транспортные пакеты, загруженных в контейнеры или транспортные средства;

опасных грузов наливом в вагонах-цистернах, контейнерах-цистернах и автоцистернах;

порожних грузовых единиц не очищенных из-под остатков опасных грузов.

Правила не распространяются:

на перевозку грузов навалом и наливом на судах всех видов;

на разрядные грузы;

на опасные грузы категории 917 по ГОСТ 19433;

на судовые запасы, оборудование и снабжение;

на топливо, смазочные материалы, антифризы и хладоагенты транспортных средств и спецконтейнеров, необходимые для их функционирования.

Правила соответствуют Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 (СОЛАС-74) с поправками 1981 года и 1983 года и Международному Кодексу морской перевозки опасных грузов ИМО.

1. Общие положения

1.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению и заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару и повреждению сооружений и транспортных средств, и соответствующими классификационным показателям и критериям.

1.2. Опасные грузы должны быть классифицированы:

отправителями СССР - по ГОСТ 19433;

отправителями других стран - по Международному Кодексу морской перевозки опасных грузов ИМО (МК МПОГ).

Классификацией по ГОСТ 19433 и МК МПОГ предусмотрено установление основного и, в необходимых случаях, дополнительных видов и степени опасности груза, а также группы совместимости взрывчатых материалов.

В соответствии с основным видом опасности установлены следующие классы опасных грузов:

класс 1 - взрывчатые материалы;

класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;

класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды;

класс 6 - ядовитые вещества и инфекционные вещества;

класс 7 - радиоактивные материалы;

класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества;

класс 9 - прочие опасные вещества.

Принципы классификации грузов указанных классов в соответствии с дополнительными видами и степенью опасности, а также группами совместимости взрывчатых материалов, приведены в разделах 11-19 и в приложении 2, классификационные шифры по ГОСТ 19433 наиболее часто перевозимых опасных грузов - в приложениях 15 и 16.

Если специально не оговорено иное, требования, установленные настоящими Правилами для грузов определенного класса (подкласса), распространяются также на другие опасные грузы, характеризующиеся дополнительным видом опасности этого класса (подкласса).

1.3. К перевозке в упаковке допускаются опасные грузы:

поименованные в приложении 15 без указания о запрещении к перевозке;

не поименованные в приложении 15, но которые по своим физико-химическим свойствам и результатам классификации, а также средствам индивидуальной защиты, рекомендуемым огнетушащим средствам и мерам медицинской помощи могут быть отнесены (приравнены) к грузам под обобщенными наименованиями, указанными в табл.1-11 приложения 16.

Пестициды, не поименованные в приложении 15, должны относиться (приравниваться) к грузам под обобщенными наименованиями в соответствии с приложением 13.

Ядовитые вещества, не поименованные в приложении 15, перевозящиеся в технически чистом виде или в составе препарата (активные вещества) с целью использования как пестициды, а также поименованные в приложении 15, но перевозящиеся в составе препаратов-пестицидов (как активные вещества), должны относиться (приравниваться) к грузам под обобщенными наименованиями в соответствии с приложением 13.

1.4. Опасные грузы в упаковке принимаются к перевозке отдельными грузовыми местами (тарно-штучные грузы), а также сформированными в пакеты или загруженными в контейнеры или транспортные средства.

Грузы в комбинированной таре или упаковке, содержащей стеклянные, фарфоровые или керамические сосуды вместимостью более 3 л, а также грузы класса 1, требующие укладки категорий II-А, II-Б и II-С, допускаются к перевозке только в контейнерах или транспортных средствах.

1.5. К перевозке наливом в контейнерах-цистернах, автоцистернах и вагонах-цистернах допускаются опасные грузы, поименованные в приложении 17.

1.6. Опасные грузы в упаковке, не поименованные в приложении 15 и которые не могут быть отнесены (приравнены) к грузам под обобщенными наименованиями, указанными в табл.1-11 приложения 16, а также грузы в цистернах, не поименованные в приложении 17, могут быть допущены к перевозке только с разрешения Главного управления перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота СССР (Главфлот). Для получения такого разрешения отправитель не менее чем за 40 дней до начала планируемого квартала перевозки должен представить:

для грузов классов 1, 7 - классификационный шифр по ГОСТ 19433 или МК МПОГ, характеристику и описание упаковки, указания или инструкции по мерам безопасности;

для грузов остальных классов - характеристику груза по форме, приведенной в приложении 19.

Перевозка таких грузов из портов других стран может быть допущена судовладельцем при наличии разрешения компетентного органа страны, принявшей МК МПОГ. Список стран, принявших МК МПОГ, и их компетентных органов приведены в приложении 12.

1.7. Грузы подкласса 6.2 - инфекционные вещества, а также грузы других классов, требующие соблюдения специального технологического режима перевозки (термостатирования, газосброса из цистерн, инертизации и т.д.), допускаются к перевозке только при наличии инструкции, разработанной специализированной организацией Минморфлота СССР и согласованной с отправителем, получателем и перевозчиком.

Заявки на разработку инструкций должны подаваться в Главфлот не менее чем за 3 месяца до начала планируемого квартала перевозки.

1.8. Опасные грузы, разрешенные к перевозке, допускаются также к хранению в портах за исключением грузов, перегрузка которых осуществляется только по прямому варианту, как указано в разд.5.

1.9. Порожние грузовые единицы, не очищенные из-под остатков опасных грузов, допускаются к перевозке, перегрузке и хранению в портах только в исправном состоянии и на условиях последнего перевозившегося в них груза.

Недезактивированная упаковка из-под радиоактивных материалов (грузы класса 7) допускается к перевозке на условиях грузов категории 719, как указано в подразд.17.3.

1.10. К перевозке, перегрузке и хранению в портах не допускаются:

опасные грузы, поименованные в приложении 15 с указанием о запрещении их к перевозке;

опасные грузы без ингибирующих, стабилизирующих, растворяющих или увлажняющих компонентов, если в наименованиях грузов, приводимых в приложениях 15, 16 и 17, такие компоненты указаны, а также если их концентрация менее установленной в этих приложениях.

1.11. При отправке опасных грузов, требующих наличия специальных огнетушащих средств, отправитель должен предоставить такие средства и, в необходимых случаях, устройства для их подачи. Требуемое количество специальных огнетушащих средств согласовывается отправителем и перевозчиком. В случае предоставления таких средств и устройств перевозчиком отправитель должен возместить перевозчику их стоимость.

1.12. Опасные грузы, количество которых в потребительской и транспортной таре не превышает пределов, установленных в приложении 2, могут быть предъявлены к перевозке как "опасные грузы в мелкой расфасовке".

На опасные грузы в мелкой расфасовке не распространяется действие настоящих Правил по маркировке грузов.

1.13. К перевозке как "опасные грузы в мелкой расфасовке" не допускаются:

опасные грузы высокой степени опасности;

взрывчатые материалы класса 1;

газы подклассов 2.2, 2.3, 2.4 (кроме аэрозолей);

саморазлагающиеся вещества подкласса 4.1 (категории 415-418);

вещества подкласса 4.2, а также грузы других классов, характеризующиеся видом опасности подкласса 4.2;

органические пероксиды подкласса 5.2 (за исключением наборов лабораторных реактивов, в которых могут содержаться небольшие количества этих веществ);

инфекционные вещества подкласса 6.2;

радиоактивные материалы класса 7;

опасные грузы, для которых установленная в приложениях 15 и 16 допустимая вместимость (масса нетто) внутренней тары и (или) максимальная масса брутто транспортной тары менее указанной в приложении 2 для грузов соответствующего класса (подкласса).

1.14. К перевозке как неопасные грузы принимаются:

грузы класса 9 (кроме веществ в аэрозольной упаковке), упакованные в потребительскую тару вместимостью не более 1 л или массой нетто не более 1 кг, если масса брутто транспортной тары не превышает 10 кг;

грузы, поименованные в приложениях 15 и 16, если их количество в упаковке, состав и содержание компонентов соответствуют указанным в графе "Примечания" приложений как для неопасных грузов.

1.15. Грузовые единицы с опасным грузом, а также порожние грузовые единицы, не очищенные из-под остатков опасных грузов, должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза (для неочищенных тары, контейнеров и транспортных средств - последнего перевозившегося в них груза).

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА

Дата введения 1992-07-01

РАЗРАБОТАНЫ Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота

Заместитель директора по научной работе д-р техн. наук С.Н.Драницын

Руководитель разработки Р.В.Щелгачев, канд. техн. наук

В.Г.Александров, Н.Т.Елисеев, Е.П.Загорская, В.П.Петров, А.Д.Чучукин, Р.В.Щелгачев

СОГЛАСОВАНЫ Отделом охраны труда Совета Федеративного независимого профсоюза работников водного транспорта

Главный технический инспектор охраны труда В.И.Шаров

ВНЕСЕНЫ Отделом охраны труда и техники безопасности Министерства морского флота

Заместитель начальника Главкадров, начальник отдела охраны труда и техники безопасности П.И.Ронжин

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством морского флота

ВЗАМЕН РД 31.81.10-75

ВНЕСЕНЫ Изменения и Дополнения, принятые Департаментом морского транспорта по согласованию с ЦК профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации (письмо N 3.06/347 от 09.11.94 г.)

Изменения и Дополнения внесены изготовителем базы данных

При подготовке Правил техники безопасности на судах морского флота были использованы:

1. Свод практических правил МОТ "Предупреждение несчастных случаев на судне в море и в порту", 1981 г.;

2. РД 31.81.10-75 "Правила техники безопасности на судах морского флота", 1985 г.;

3. Извещение по безопасности труда N 5-87;

4. Другие отраслевые нормативные документы по вопросам безопасности труда, подготовленные отделом охраны труда и техники безопасности Департамента морского транспорта, морскими пароходствами, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, морскими учебными заведениями и др.;

5. Первая редакция Правил техники безопасности на судах морского флота, подготовленная группой специалистов под научно-методическим руководством В.Г.Александрова и д-ра техн. наук Е.П.Загорской;

6. Вторая, а также окончательная редакции Правил техники безопасности на судах морского флота, подготовленные в 1991 г. группой специалистов под научно-методическим руководством канд. техн. наук Р.В.Щелгачева;

7. Отзывы и рекомендации морских пароходств на проекты Правил;

8. Результаты обсуждений второй и окончательной редакций проекта Правил на совещании руководителей служб по технике безопасности морских пароходств, представителей других заинтересованных организаций морского флота в Ленинграде в 1991 г.

Правила техники безопасности на судах морского флота (в дальнейшем ПТБ) предусматривают требования, предъявляемые к членам экипажей, специалистам других подразделений пароходств, акционерных обществ (судоходных компаний) и частных судовладельцев по соблюдению рекомендуемых безопасных методов и приемов выполнения судовых работ и работ по техническому обслуживанию судна и его технических средств, а также при передвижении по судну (проход по палубам, спуск по трапам различного устройства и назначения), приеме лоцмана и выполнении других работ.

ПТБ являются составной частью Системы управления охраной труда на морском транспорте (СУОТ МТ).

ПТБ разработаны с учетом требований государственных стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), отраслевых руководящих нормативных документов по безопасности труда, а также документов Международной организации труда (МОТ).

Термины и определения, используемые в настоящих Правилах, приведены в справочном приложении 1.

(Измененная редакция, Изм. и Доп.).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила предназначены для обеспечения безопасных условий труда и распространяются на работников плавающего состава всех судов и плавсредств морского транспорта России, находящихся в эксплуатации, ремонте или отстое.

В развитие Правил судовладелец обязан разработать на основе Типовых инструкций и выдать на суда инструкции по безопасности труда для всех профессий судовой команды, а также инструкции по выполнению наиболее характерных, опасных работ и обслуживанию судовых механизмов.

1.2. При назначении на судно или при перемещении по должности членов экипажа лицо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано ознакомить последних с особенностями судна, обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями внутреннего распорядка, спасательными средствами и устройствами, аварийным имуществом и инвентарем, правилами техники безопасности по заведованию.

Все члены судовой команды должны проходить обучение и инструктажи по технике безопасности (первичный, повторный, внеплановый, целевой). Ответственность за правильную организацию и качество инструктажей на рабочем месте возлагается на капитана.

Члены судовой команды обязаны изучить инструкции по безопасности труда по своей основной и совмещаемой профессиям.

Без первичного инструктажа на рабочем месте пришедший на судно член судовой команды не может быть допущен к выполнению судовых работ.

Инструктажи по технике безопасности и обучение безопасным приемам и методам работы проводят старший помощник, старший механик, помощник капитана по пассажирской части, помощник капитана (механик) по учебной части с членами экипажа по своему заведованию.

Все совершеннолетние члены семей моряков, прибывающие на судно, должны быть ознакомлены с правилами поведения на борту судна и расписаться в этом в специальном журнале у вахтенного помощника капитана.

1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. и Доп.).

1.3. Судовые работы должны выполняться членами экипажа и другими специалистами (СРБ, БТОФ и др.) с применением технологических карт, инструкций заводов-изготовителей и других документов.

На судах в зависимости от типа должны быть необходимые технологические карты на судовые работы, выполняемые силами экипажа.

В технологических картах должен быть раздел по безопасной технологии производства работ (приложение 11).

Руководство судовыми работами, производимыми в рейсе, возлагается на лицо командного состава, ответственное за заведование. В отдельных случаях руководителем работ может быть специально назначенное лицо комсостава.

1.4. Для приобретения устойчивых навыков использования судовых технических средств, средств индивидуальной защиты, приспособлений и соблюдения необходимых мер безопасности в период проведения учебных тревог и при выполнении судовых работ с членами экипажей должны проводиться регулярные практические занятия.

1.5. В процессе подготовки членов экипажей на учебно-тренажерных судах (УТС) и отработки способов и приемов борьбы за живучесть судна администрацией УТС должны быть приняты меры, обеспечивающие наблюдение и контроль за действиями обучаемых на тренажерных комплексах с целью предотвращения травмоопасных ситуаций. Обучение должно проходить по планам или технологическим картам, содержащим требования безопасности.

1.6. Все технические средства судна, устройства и средства борьбы за живучесть, предметы оборудования и снабжения, индивидуальные средства защиты, техническая документация и ЗИП, а также помещения в целях поддержания их в порядке и исправности распределяются в заведования среди лиц судового экипажа.

Лицо, ответственное за заведование, или руководитель работ обязаны:

(01) знать конструкции используемых технических средств, принцип их действия, а также технологию, организацию и безопасные методы выполнения судовых работ и работ по техническому обслуживанию;

(02) осуществлять расстановку работающих с учетом их квалификации и опыта работы;

(03) производить инструктаж лиц, участвующих в судовых работах, по вопросам технологии и безопасности их выполнения, по правильному использованию средств индивидуальной защиты;

(04) проверять исправность используемых приспособлений, инструментов и средств индивидуальной защиты;

(05) осуществлять перед началом работ производство замеров состава воздушной среды в замкнутых, редко посещаемых помещениях, где есть опасность для здоровья людей (двойное дно, коридоры трубопроводов, форпик, ахтерпик, коффердамы, выгородка вибраторов, шахты лагов, грузовые трюмы, дегазированные грузовые танки, топливные и масляные цистерны, цистерны питьевой воды и др.);

(06) обеспечивать установку временных ограждений и знаков безопасности на рабочем месте;

(07) принимать меры к предотвращению случаев травматизма; отстранять от работы лиц, нарушающих правила техники безопасности, и приостанавливать работы.

1.7. Администрация судна должна следить за тем, чтобы:

(01) устройства, системы, оборудование, механизмы и приспособления осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные Регистром и РД 31.21.30-83 "Правила технической эксплуатации судовых технических средств";

(02) все движущиеся части оборудования (работающего постоянно или эпизодически), а также открытые отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горючие газы, пыль, лучистая теплота и т.п., были надежно ограждены;

(03) все проемы в палубах и расположенные на высоте рабочие места, не имеющие постоянных ограждений (площадки управления, наблюдения и др.), на которых приходится выполнять какие-либо судовые работы, имели надежные временные леерные ограждения. Запрещается устанавливать незакрепленные ограждения.

1.8. Каждый член экипажа при обнаружении нарушений требований техники безопасности, тем более опасности, грозящей людям, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), одновременно приняв все возможные меры к устранению этих нарушений.

(Измененная редакция, Изм. и Доп.).

1.9. Без разрешения руководителя службы и без ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя любых технических средств.

1.10. Лица, использующие судовые технические средства, а также пользующиеся средствами бытового обслуживания, независимо от того, в чьем ведении они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию. Вблизи оборудования, установленного в пищеблоках, прачечных, бытовых помещениях, должны быть вывешены инструкции по его эксплуатации.

1.11. При передвижении по штормтрапам, вертикальным трапам необходимо соблюдать правило трех точек (трех опор).

1.12. Лица, производящие замер глубин ручным лотом на судах, имеющих развернутый фальшборт (а также при снятии осадки с борта судна), должны надевать предохранительный пояс, карабин страховочного каната которого должен быть закреплен за прочные судовые конструкции.

1.13. Поручни, ступени трапов, настилы сходней, палубы проходов и рабочих мест и т.п. должны быть всегда очищены от масел, воды, снега, льда и всего, что может привести к скольжению. Ответственность за это несут руководители по заведованию.

1.14. Если трап имеет неисправность, доступ к нему должен быть перекрыт и должна быть вывешена табличка с надписью: "ВОСПРЕЩАЕТСЯ ПРОХОД".

1.15. (Исключен, Изм. и Доп.).

1.16. Все проходы и подходы к рабочим местам должны быть свободны от посторонних предметов. Плиты настилов должны быть уложены на место и закреплены, вырезы в них - закрыты. Решетки, прутки, стойки и поручни должны быть закреплены на штатном месте.

1.17. Чехлы, снимаемые с оборудования, следует убирать и укладывать на местах, где они не будут мешать проходу.

1.18. При выполнении судовых работ члены экипажа обязаны пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Во всех случаях, связанных с непосредственной опасностью падения человека за борт, с высоты или удара по голове обязательно применение страховочных жилетов, страховочных канатов или защитных касок.

1.19. В местах производства судовых работ не должно быть лиц, не участвующих в работе.

1.18, 1.19. (Измененная редакция, Изм. и Доп.).

1.20. Запрещается находиться за леерным ограждением или фальшбортом, а также перегибаться через них.

1.21. При использовании на судах подъемных устройств (краны, шлюпбалки, лифты и др.) не допускается:

(01) работать при выведенных из действия или неисправных тормозах и приборах безопасности (концевых, аварийных выключателях, ограничителе грузоподъемности, указателе угла наклона и др.);

(02) применять концевые выключатели в качестве рабочих органов для остановки механизмов.

1.22. На судах с горизонтальным способом погрузки, железнодорожных паромах запрещается транспортировка на грузовых площадках подъемников людей, за исключением водителей, которые находятся у органов управления локомотивов или других перегрузочных машин.

Тормозные устройства этих машин должны быть включены с целью предотвращения возможного перемещения машин на площадке подъемника.

1.23. Для производства работ по креплению или раскреплению грузов, мойки надстройки и других работ на высоте допускаются подъем и перемещение людей при помощи люльки и судового крана, под непосредственным руководством старшего помощника капитана. Судовые грузовые краны разрешается использовать для подъема людей только в том случае, когда механизмы подъема и изменения вылета стрелы снабжены двумя автоматически действующими независимо друг от друга тормозами замкнутого типа, обеспечивающими удержание груза (стрелы) при отсутствии подачи энергии.

Перед посадкой людей люлька должна быть осмотрена лицом комсостава, отвечающим за ее техническое состояние.

1.24. При подъеме людей в люльке судовым краном к управлению краном должен быть назначен по указанию капитана наиболее опытный судовой специалист.

Требования к персоналу

К работе с опасными грузами допускаются члены экипажей судов и работники портов, имеющие стаж работы по специальности не менее одного года. прошедшие обучение, ежегодную проверку знаний и инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам и методам работ с опасными грузами, действиям в аварийной ситуации и мерам первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, а также медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздрава СССР № 700 от 19.06.84г.

Члены судовой аварийной партии и аварийной бригады порта должны пройти дополнительное обучение и инструктаж по действиям в аварийной ситуации, способам ликвидации аварии, применению автономных дыхательных аппаратов на сжатом воздухе и средств контроля газовоздушной среды.

Прошедшим обучение членам экипажей судов должны быть выданы свидетельства в соответствии с приказом Минморфлота СССР № 73 от 11.04.80 «О мерах по выполнению Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты», работникам порта — удостоверения.

Порядок обучения и выдачи свидетельств и удостоверений устанавливается:

для членов экипажей судов — приказом начальника пароходства;

для работников порта — приказом начальника порта. Контроль за своевременностью обучения, проверки знаний и инструктажа должен осуществляться капитанами судов и начальниками производственных перегрузочных комплексов порта.

Инструктаж на рабочем месте должен производиться перед началом погрузочно-разгрузочных работ:

администрацией судна — для членов экипажей судов;

руководителем работ — для докеров-механизаторов. В необходимых случаях для инструктажа должны привлекаться специалисты ПТС порта, органов Госсаннадзора и судовые врачи.

Инструктируемые должны быть ознакомлены:

с наименованиями, свойствами, видами, степенью опасности, упаковкой и маркировкой грузов, которые должны перегружаться (храниться) в порту или перевозиться на судне;

с рекомендуемыми средствами индивидуальной защиты при обычной работе и в аварийной ситуации (при пожаре, разливе или россыпи груза);

с рекомендуемыми и запрещаемыми огнетушащими средствами для указанных грузов;

с требованиями безопасности труда и противопожарным режимом при перегрузке, хранении и перевозке грузов;

с мерами оказания первой помощи пострадавшим.

Инструктаж должен фиксироваться подписями и датой в личной карточке инструктажа или журнале регистрации инструктажей по технике безопасности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: