Когда была принята программа приватизации и реструктуризации государственной собственности в рк

Обновлено: 24.04.2024

Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику – основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики.

На первом этапе разгосударствления и приватизации – 1991 – 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта – 35,8 .

На втором этапе – 1993 – 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.

К концу третьего, завершающего этапа приватизации – 1996 – 1998 гг. в Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых – 81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.

Доля государственной собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила – 18,7 %, а доля частного сектора составила – 79,3 %.

В сельском хозяйстве создано 9107 частных предприятий, в том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных предприятий. Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Только за три года с 1997 – 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила на начало 2000 года 318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.

По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек. В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.

Всё это обусловлено тем, что одни новые собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись с недостатком финансовых средств для оживления предприятий, другие – столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия становятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться.

Ещё одна причина пополнения численности безработных. На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов – это сохранение рабочих мест. В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.

Негативные последствия разгосударствления и приватизации учёные – аналитики Республики Казахстан связывают с затянувшимся процессом адаптации предприятий в руках новых владельцев к рыночным условиям.

При этом выделяются три этапа.

Первый этап охватывает 199 – 1992 гг., который характеризуется резким спадом производства, нарастанием гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 3060%, попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиями выйти из экономического кризиса.

Данный этап в последствии назван либеральной стратегии, этапом «экономического романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынку осуществлялся по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы перехода к рынку Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 6 – декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынку всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки.

На втором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и средних предприятий стало ощущаться государственное вмешательство в процесс перелива финансовых ресурсов для поддержания реформирования промышленности, развития предпринимательства.

В ходе третьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизм вывода предприятий и экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. А в результате завершения приватизации крупных и крупнейших предприятий их структурной перестройки повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация. Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким образом, в Республике Казахстан сложились благоприятные условия для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.

Для продолжения поступательного движения экономики и реализации последующих реформ правительству поручено разработать десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 200 года и Программу индустриально-инновационного Развития Казахстана на 2003-2015 годы.[9]

Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации.

Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений законодательства и политической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.

В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов. [7].

В своей работе наш президент Н.А.Назарбаев пишет:

«Приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться.»[6].

Глава 3 Опыт зарубежных стран.

Для примера я решил взять опыт стран Восточной Европы, так называемых «постсоциалистических» стран. Их опыт ближе России, так как в них приватизация не всегда проходила гладко и по плану, как во многих странах Западной Европы.

Опыт ваучерной приватизации.

Приватиза­ция в постсоциалистических странах не была равномерным посту­пательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечаю­щей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедления­ми, отступлениями и корректировками первоначальных программ­ных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предше­ствовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и рес­титуцию (возвращение бывшим владельцам собственности, нацио­нализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с суще­ственными трудностями. В Болгарии, Польше, Румы­нии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х го­дов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская сис­тема и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государст­во не могло продать частным лицам или организациям. В это вре­мя ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекатель­ность для населения. Примечательно, что на референдуме, состояв­шемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан выска­зались в поддержку платной приватизации.

Единственным примером быстрой и успешной ваучерной при­ватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многом аналогич­на схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в от­личие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а пре­вратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление привати­зированными предприятиями.

Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Ру­мынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государст­во во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объек­том злоупотреблений.

Опыт платной приватизации.

В середине 90-х годов возник­ла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим поч­та все восточноевропейские страны.

Причина кризиса—в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямо пропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». На­конец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсо­циалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).

В 1995—1996 гг. проблема финансирования бюджета с наи­большей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энерге­тики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, ко­торые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз.

В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы,— электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венг­рии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, нацио­нальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального ком­плекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу.

Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление продать госпредприятия дешевле, но как можно быст­рее. Это объясняется необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматривает продажу государствен­ной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологи­ческих мероприятий международного значения в зачет погашения внешнего долга.

В процессе приватизации государство поощряет формирование крупных промышленно-финансовых структур (аналогичных россий­ским). Такие структуры возникают, например, в результате приобретения банком контрольного пакета акций крупного производственного предприятия. Не смотря на то что подобные объединения финансового и производ­ственного капитала ведут к монополизации рынка, восточноевро­пейские страны видят в них возможность добиться роста произ­водства за счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политике поддержания конкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г. парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий «монополистического положения», с которого начинается применение санкций к монополисту, с 20 до 40% объ­ема продаж в отрасли. Благодаря этому из сферы действия анти­монопольного закона были выведены многие предприятия энерге­тики, транспорта и телекоммуникаций, то есть тех отраслей, где особенно остро стоит вопрос о реструктуризации и приватизации. В том же году польское правительство объявило о планах объеди­нения государственных предприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтической и других отраслях. Органы анти­монополистического регулирования в Польше (как и в других вос­точноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынком по критерию не столько доли компании в отраслевом производст­ве или сбыте, сколько «монополистического поведения», то есть значительного завышения цен, снижения качества продукции, неза­конного препятствования вступлению новых конкурентов на рынок и т. п. Такой подход соответствует доминирующим в мире тен­денциям антимонопольного регулирования.

Приватизация и другие институциональные преобразования в Восточной Европе создали ту среду, которая благоприятствует эко­номической активности и помогла быстро преодолеть глубокий кризис.[10]

Таким образом, можно сделать вывод, что приватизация оказывает прямое положительное влияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться такие отрицательные тенденции как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику, и общество в целом.[4]

Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

На современном этапе развития процессы приватизации прошли/проходят во всех странах мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальной законодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и уменьшения негативных последствий. [8]

Список использованной литературы:

1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» учебник – Москва: «Норма-Инфра-М», 1998 г.

2. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений» - Москва: Общество «Знание» России, 1997 г.

3. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992 г.

4. Под ред. Карибжановой Ж.С. «Приватизация» Т.2, Т.3 1993г.

5. «Столица» 27июня 1995 г.

6. Казахстан - 2030 /«Казахстанская правда» 11 октября 1997 г.

7. Законодательные и нормативно - методические документы по проблемам рыночной экономики, Закон «О приватизации»

8. Под редакцией Райзберга Б.А. «Курс экономики» 1997 г.

9. Шеденов У.К. «Общая экономическая теория» Актобе – 2004 г.

10. Экономика. Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 1998.

Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 44859
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

от 30 мая 1996 г. № 663

ПРОГРАММА
приватизации и реструктуризации в электроэнергетике

Настоящая Программа разработана и рамках Программы приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы.

Программа определяет порядок и последовательность реструктуризации, принципиальные подходы к проведению приватизации государственного электроэнергетического сектора в Республике Казахстан с учетом специфики отрасли, позволяющие создать необходимые условия для обеспечения высокого уровня надежности и эффективности энергоснабжения всех групп потребителей, привлечения в отрасль отечественных и иностранных инвестиций путем создания нового организационно-экономического механизма управления энергоснабжением.

Поставленные задачи будут осуществлены посредством:

внедрения конкуренции в производство электроэнергии и ее независимой поставки путем создания национального оптового рынка электрической энергии;

введения открытого процесса регулирования работы высоковольтных и низковольтных электрических сетей, а также регулирования деятельности, связанной с поставками электрической и тепловой энергии;

передачи прав на регулирование ценообразования в энергетическом секторе новому независимому государственному органу Государственной регулирующей комиссии в электроэнергетике;

создания платежно-финансового механизма ответственности производителей и потребителей тепловой и электрической энергии.

Сектор электроэнергетики будет иметь черты монопольного и конкурентного. Монополии (работа высоковольтных и низковольтных электрических сетей, деятельность, связанная с транспортом электрической и тепловой энергии) будут регулироваться государством, а конкурентные элементы (производство электроэнергии) - самим рынком.

Субъектами национального оптового рынка электроэнергии будут крупные генерирующие компании, Национальная электроэнергетическая система, оптовые областные электросетевые компании, смежные государства (производители и потребители электрической энергии), а также промышленные потребители, напрямую обслуживаемые с национальной электросети.

Субъектами регионального рынка будут Национальная электроэнергетическая система, тепловые электростанции, региональные электрические сети, другие энергопроизводящие организации и потребители электроэнергии.

Краткая характеристика специфики организации

В настоящее время электроэнергетика Казахстана представляет собой вертикально интегрированную производственную структуру в виде Объединенной электроэнергетической системы (ОЭС Казахстана) в составе десяти электроэнергетических систем - Национальной и девяти созданных по административно-территориальному принципу региональных электроэнергетических систем.

Национальная электроэнергетическая система "Казахстанэнерго", включающая объединенное диспетчерское управление Казахстана, базовые тепловые и гидравлические электрические станции, межрегиональные и межгосударственные электрические сети, обеспечивает основное производство электрической энергии в республике, покупку избыточной электроэнергии от энергосистем и других производителей, осуществляет параллельную работу с ОЭС России и Средней Азии и распределение электроэнергии между регионами Казахстана.

Региональная энергосистема, состоящая из электростанций, электрических и тепловых сетей, обеспечивает производство электрической и тепловой энергии собственными электростанциями, покупку электроэнергии в Национальной энергосистеме (или продажу в Национальную энергосистему), передачу, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии потребителям обслуживаемого региона Казахстана.

Обеспечение в каждый текущий момент времени баланса между производством и потреблением электрической энергии по всей территории республики достигается централизацией управления технологическими режимами электроэнергетических систем в ОЭС Казахстана, по единому диспетчерскому графику в наиболее экономичном режиме.

Функционирование и развитие электроэнергетики обеспечивается специализированными организациями электроэнергетического комплекса:

строительно-монтажными и ремонтно-наладочными предприятиями, обеспечивающими ввод новых энергетических мощностей, ремонт и наладку, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение энергооборудования, зданий и сооружений производственного назначения;

научно-исследовательскими и проектными институтами.

Особенности электроэнергетического комплекса,

учтенные в отраслевой Программе приватизации

1. Особая роль отрасли в обеспечении жизнедеятельности экономики и населения республики.

2. Технологическое единство одновременно протекающих процессов производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии.

3. Размещение электростанций на территории республики в зависимости от наличия гидроресурсов, топливной базы, потребителей, выполнения требований по охране окружающей среды. Дефицит электроэнергии в большинстве регионов Казахстана, который покрывается за счет импорта и перераспределения из избыточных регионов.

4. Необходимость опережающего развития энергетических мощностей (по скоординированным программам).

5. Высокие требования к надежности и качеству энергоснабжения, обеспечению устойчивости объединенной энергосистемы в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях, что обусловливает осуществление централизованного диспетчерского управления в отрасли и ее звеньях.

6. Высокий уровень фондоемкости производства, значительный износ основных фондов, длительность инвестиционного цикла.

7. Кризис неплатежей потребителей за использованную электрическую и тепловую энергию.

Последовательность акционирования предприятий,

объединений и организаций электроэнергетического

комплекса и приватизации государственного имущества

Процесс акционирования и приватизации объектов электроэнергетического комплекса предусматривает несколько этапов, вызванных необходимостью предварительных структурных преобразований, формированием экономически самостоятельных субъектов рынка и их возможной последующей приватизации.

а) I этап (1996 год) - преобразование организационной структуры управления электроэнергетическим комплексом

1. В порядке реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "Об электроэнергетике" разрабатываются и утверждаются в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты. Создается Государственная регулирующая комиссия в электроэнергетике, которая является центральным органом государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию (мощность).

2. Завершается формирование Национальной электроэнергетической системы в составе национальной электрической сети, национального оптового рынка электроэнергии и Центрального диспетчерского управления.

3. Предоставляется хозяйственная и юридическая самостоятельность электростанциям (ТЭЦ, ГЭС) и магистральным тепловым сетям, обеспечивающим транспорт тепловой энергии от нескольких теплоисточников.

В зависимости от технологической и экономической целесообразности тепловые сети могут быть переданы в состав отдельных тепловых электростанций.

Объекты теплоснабжения коммунального назначения (отдельные ТЭЦ, районные котельные, тепловые сети) передаются в коммунальную собственность.

4. В каждой области создается самостоятельное электросетевое предприятие в составе региональной энергосистемы путем объединения в одно юридическое лицо подразделений электрических сетей, расположенных в одной области.

Электрические сети, расположенные в одной области с региональной энергосистемой, функционируют на правах филиалов этой энергосистемы.

5. Осуществляется передача объектов соцкультбыта, социально значимых для данного региона и республики в целом, находящихся на балансе энергосистем, местным исполнительным органам или в ведение акимов областей в установленном порядке.

Объекты соцкультбыта, необходимые для формирования социальной инфраструктуры энергосистем, остаются на балансах соответствующих энергопредприятий.

б) II этап - акционирование и приватизация объектов электроэнергетического комплекса (начиная с 1996 года)

Акционирование и приватизация государственной собственности в электроэнергетическом комплексе проводятся с участием Министерства энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан с учетом особенностей энергетической системы Казахстана на каждой стадии процесса реорганизации.

1. Акционирование государственных предприятий в электроэнергетическом комплексе будет осуществляться путем преобразования в самостоятельные акционерные общества (компании):

крупных электростанций, работающих на угле, газе, мазуте и образующих систему основных энергопроизводящих предприятий электроэнергетического сектора;

областных предприятий электрических сетей, выделяемых из состава региональных энергетических систем;

производственных объединений (предприятий), а также структурных подразделений энергосистем, осуществляющих на энергетических объектах специализированные ремонтно-наладочные и строительно-монтажные работы;

научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов.

В отдельных случаях, по решению Правительства Республики Казахстан, могут рассматриваться варианты преобразования в акционерное общество региональной энергосистемы в целом как единого имущественного комплекса в составе электрических и тепловых сетей, тепловых электростанций.

Выбор того или иного варианта осуществляется при разработке плана акционирования региональной энергосистемы и подготовке индивидуального проекта приватизации в зависимости от особенностей каждой энергосистемы, ее места в Единой электроэнергетической системе Казахстана, технического состояния оборудования.

На момент учреждения уставный фонд акционерных обществ (компаний) полностью на 100 процентов будет представлен государственным имуществом в виде акций.

2. Приватизация в электроэнергетическом комплексе будет осуществляться по индивидуальным проектам с обязательным сохранением профиля деятельности и закреплением в акционерных обществах государственной доли в размере не менее 1/3 голосующих акций, исходя из следующих принципов:

передачи в доверительное управление государственных пакетов акций или их продажи;

соблюдения особенностей эксплуатации Единой электроэнергетической системы Казахстана и единых систем электроэнергетики стран СНГ;

сочетания самоуправления энергоснабжением и высокой степени координации производства и транспорта электрической энергии;

обеспечения соблюдения национальных интересов в вопросах импорта и экспорта электрической энергии и мощности;

государственного регулирования энергетического производства с сохранением достаточного резерва энергетических мощностей в национальном оптовом рынке в целях надежного энергообеспечения экономики Казахстана;

обеспечения эффективной политики размещения акций приватизируемых энергетических объектов, привлечения стратегического инвестора;

создания предпосылок для реализации государственной энергетической политики.

3. В целях определения необходимости и полноты объемов инвестиций, привлекаемых для энергообъектов, создается координационный совет по приватизации из представителей Государственного комитета Республики Казахстан по управлению государственным имуществом, Министерства энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан, Государственного комитета Республики Казахстан по приватизации.

4. Не будут подлежать приватизации:

до 1997 года Национальная электроэнергетическая система "Казахстанэнерго", в состав которой входят Центральное диспетчерское управление, объекты высоковольтных межрегиональных и межгосударственных электрических сетей, электрические сети напряжения 500 кВ и более.

в) III этап - формирование свободного рынка электроэнергии (производство и поставка) (1998 год)

На базе Центрального и региональных диспетчерских центров будет создана энергетическая биржа электроэнергии с системной диспетчеризацией и оперативной покупкой и продажей электроэнергии.

Техническая и экономическая деятельность энергорынка будет строиться на основе свода Правил.

Национальная электроэнергетическая система будет осуществлять передачу всей электроэнергии, продаваемой в национальный оптовый рынок.

Региональные энергоснабжающие организации будут обеспечивать распределение и продажу электрической и (или) тепловой энергии в своих регионах.

Государственная регулирующая комиссия в электроэнергетике будет регулировать тарифы на электрическую и тепловую энергию, содействовать развитию конкуренции в рамках энергорынка, выполнять другие регулирующие функции, установленные Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "Об электроэнергетике".

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 23 декабря 1995 г. № 2721 "О приватизации" и в соответствии с Программой действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы Правительство Республики Казахстан постановляет:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Утвердить прилагаемую Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Государственному комитету Республики Казахстан по управлению государственным имуществом совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, акимами областей и г. Алматы в срок до 1 марта 1996 года представить на утверждение в Правительство:

перечень объектов государственного имущества, не подлежащего приватизации и находящегося в исключительной государственной собственности;

перечень крупных и уникальных объектов, приватизируемых по индивидуальным проектам.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Акимам областей и г. Алматы совместно с территориальными органами Государственного комитета Республики Казахстан по управлению государственным имуществом в двухмесячный срок разработать и утвердить по согласованию с Государственным комитетом Республики Казахстан по управлению государственным имуществом программу и план мероприятий по приватизации коммунальной собственности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

от 27 февраля 1996 г. № 246

П Р О Г Р А М М А

приватизации и реструктуризации государственной

собственности в Республике Казахстан

на 1996-1998 годы

Настоящая Программа разработана в рамках реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 декабря 1995 г., и в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

В 1991-1995 годах в Республике Казахстан были осуществлены две программы разгосударствления и приватизации. Программа разгосударствления и приватизации от 22 июня 1991 г. охватывала 1991-1992 годы и концентрировалась, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы (II этап) от 5 марта 1993 г. охватила также, помимо малой приватизации, массовую приватизацию, приватизацию по индивидуальным проектам и приватизацию агропромышленного комплекса. Цели, намеченные в вышеуказанных программах, были в основном достигнуты.

Первый этап (1991-1992 годы) – начало реструктуризации государственной собственности путем акционирования большинства предприятий с различной степенью государственного участия. На этом этапе приватизация носила инициативный характер: государственные органы принимали решение о приватизации только после подачи коллективом предприятия заявки на приватизацию. Посредством аукционов и конкурсов в течение 1991-1992 годов было приватизировано 4770 объектов, в том числе 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. Объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства составили 60% от общего количества приватизированных предприятий.

Результаты первого этапа приватизации послужили толчком для развития предпринимательства в Казахстане, положили начало формированию в стране частной собственности.

Второй этап (1993-1995 годы) характеризуется созданием единой системы управления и приватизации государственной собственности, осуществлением массовой приватизации, а также приватизации по индивидуальным проектам и объектов агропромышленного комплекса. Всего за эти два года в рамках малой приватизации, суть которой заключалась в аукционной и конкурсной продаже объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью до 200 человек, было реализовано более 6 000 объектов. Одновременно осуществлялась работа по акционированию государственных предприятий. Это явилось началом массовой приватизации (предприятия с численностью от 200 до 5000 работающих) и приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек). В рамках этих направлений приватизации было реализовано свыше 400 объектов. В рамках приватизации агропромышленного комплекса продано 1967 предприятий, что составило 93% всех объектов АПК.

Третий этап (1996-1998 годы) стал переходом к секторным программам приватизации в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Для каждой из этих отраслей была разработана специальная программа пообъектной приватизации, преимущественно по индивидуальным проектам с учетом предложений заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти Казахстана и привлечением квалифицированных консультантов. В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. Участие иностранного капитала в приватизационных процессах, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями подтвердили правильность выбора стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций .

Четвертый этап (1999-2000 годы ) характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления и распоряжения государственной собственностью. Ключевым моментом данного периода явилось разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную. Предоставление Акимам областей, городов Алматы и Астаны права принятия решений и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности реально способствовало укреплению местного государственного управления, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности регионов. В период 1999-2000 годов было продано 6688 объектов государственной собственности.

Всего за период 1991-2005 годов осуществлена приватизация 39853 объектов государственной собственности, из них: 3 709 государственных пакетов акций акционерных обществ и 36050 имущественных комплексов, объектов недвижимости, незавершенного строительства и иных объектов. Доходы от приватизации за все эти годы составили 334 млрд. 216 млн. тенге, в том числе 68 млрд. 54 млн. тенге перечислено в Национальный Фонд Республики Казахстан.

Глава государства в Послании народу Казахстана поставил весьма конкретные задачи по реализации антикризисной программы, определил основные принципы и направления по сохранению макроэкономической стабильности, обеспечению социального благополучия граждан и модернизации производства. Предлагаемые в Послании мероприятия позволяют решать вопросы комплексно. Реализация экономических планов, безусловно, в значительной степени будет способствовать решению социальных проблем. Выделение дополнительных финансовых ресурсов на обеспечение занятости, завершение начатых проектов и создание новых.

1. Утвердить Национальную программу разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы (II-ой этап).

2. Кабинету Министров Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить развернутый план мероприятий по реализации Национальной программы разгосударствления и приватизации, включая перечень необходимых нормативных документов.

3. Министерствам и ведомствам, государственным концернам, корпорациям и объединениям, главам областных, Алматинской и Ленинской городских администраций в месячный срок внести на утверждение в Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу взаимно согласованные перечни объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации в 1993 году в рамках малой и массовой приватизации, а также по индивидуальным проектам.

Аналогичные перечни на 1994 и 1995 годы представлять Госкомимуществу не позднее октября месяца предшествующего года.

Президент Республики Казахстан H.НАЗАРБАЕВ

Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы (II-ой этап) от 5 марта 1993 года

Национальная программа разгосударствления и приватизации, далее Программа, определяет цели и задачи, а также порядок и последовательность преобразования государственной собственности в Республике Казахстан в различные формы частной собственности на 1993-1995 годы.

Основной целью приватизации является создание необходимых условий для переходов от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению республики национального имущества путем безвозмездной и возмездной передачи производственных объектов, других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.

Реализация этой цели предполагает решение следующих главных задач: - ускоренное формирование рыночно ориентированных хозяйственных структур путем осуществления акционирования большинства государственных предприятий, проведения малой и массовой приватизации объектов государственной собственности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: