Когда был создан координационный совет генеральных прокуроров государств участников снг

Обновлено: 19.04.2024

Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – КСГП, Совет) создан совместным решением генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) 7 декабря 1995 года.

Решением Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 года Совету придан статус межгосударственного органа СНГ.

КСГП в своей деятельности руководствуется Уставом и другими основополагающими документами СНГ, договорами, заключенными в рамках СНГ, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, двусторонними и многосторонними соглашениями о сотрудничестве,
а также Положением о Совете, в которое 10 декабря 2010 года Решением Совета глав государств СНГ внесены изменения и дополнения.

Задачи и функции

Основные задачи КСГП:

согласование и объединение усилий, координация действий, расширение сотрудничества прокуратур государств – участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка и в борьбе
с преступностью;

разработка предложений по сближению национального законодательства;

участие в развитии договорно-правовой базы СНГ.

В целях выполнения возложенных на него задач Совет осуществляет следующие функции:

организует взаимодействие прокуратур государств – участников СНГ;

определяет формы сотрудничества прокуратур государств – участников СНГ в борьбе с преступностью, в деле укрепления законности и правопорядка, защиты прав человека и гражданина и принимает практические меры, направленные на повышение эффективности взаимодействия прокуратур государств – участников СНГ;

участвует в разработке и реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью, подготовке проектов международных договоров в правовой сфере, в том числе об оказании правовой помощи и по другим вопросам;

разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты соответствующих документов на рассмотрение Совета глав государств СНГ;

анализирует состояние и динамику преступности на территориях государств – участников СНГ, особенно ее организованных форм, разрабатывает предложения по стратегии борьбы с ней;

координирует (согласовывает) деятельность межгосударственных органов государств – участников СНГ в борьбе с преступностью и укреплении правопорядка;

взаимодействует в решении практических вопросов сотрудничества
с Исполнительным комитетом СНГ и Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ, другими органами и организациями;

формирует рабочие органы КСГП;

назначает (освобождает) Исполнительного секретаря КСГП,
его заместителя, а также руководителей других структурных подразделений Совета, утверждает структуру и штаты этих подразделений и вносит в установленном порядке предложения по финансированию его деятельности, контролирует финансово-хозяйственную деятельность создаваемых рабочих органов.

Основные направления деятельности КСГП:

организация взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств – участников СНГ в борьбе с преступностью, нарушениями законности и правопорядка, в защите прав и законных интересов граждан;

координация (согласование) деятельности межгосударственных органов СНГ в сфере борьбы с преступностью и укреплении правопорядка;

изучение и обобщение практики выполнения международных договоров
в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений о мерах совершенствования правового регулирования по этому вопросу;

осуществление обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

разработка и согласование предложений о месте и роли прокуратуры в государственной системе с учетом закономерностей и специфики
ее развития в каждом государстве;

участие в работе по сближению законодательства государств – участников СНГ, созданию общего правового пространства;

сотрудничество в разработке и осуществлении мер подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров,
их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения;

организация совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора, организации деятельности прокуратур.

Организация деятельности

Основной формой деятельности КСГП являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного или нескольких членов Совета при согласии не менее половины его членов. Заседание КСГП правомочно, если в нем принимают участие 2/3 членов Совета. Повестка дня заседания формируется на основе соответствующих решений высших органов СНГ, предложений членов КСГП.

В заседаниях КСГП:

принимают участие с правом решающего голоса генеральные прокуроры государств – участников СНГ – члены Совета, в исключительных случаях – лица, исполняющие их обязанности;

могут принимать участие:

генеральные прокуроры государств – участников СНГ,
не являющиеся членами Совета;

полномочные представители государств – участников и органов СНГ, а также правоохранительных и иных органов государств – участников СНГ и международных организаций, правоохранительных и иных органов государств, не являющихся участниками СНГ.

При принятии решений действует принцип: одно государство – один голос. Решения КСГП принимаются на основе консенсуса.

Председатель Совета – Краснов Игорь Викторович, Генеральный прокурор Российской Федерации.

Председатель КСГП:

организует работу Совета, его Секретариата, других рабочих органов;

содействует выполнению решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ по вопросам борьбы с преступностью, нарушениями законности и правопорядка;

представляет Совет на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов СНГ, а также в отношениях
с государствами – участниками Содружества и другими государствами и организациями в вопросах, связанных с деятельностью КСГП.

Членами КСГП являются генеральные прокуроры Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, которые обладают равными правами.

Организационно-техническое обеспечение деятельности КСГП и оперативное взаимодействие прокуратур осуществляется рабочим органом Совета (Секретариатом). Секретариат КСГП работает на постоянной основе, располагается в г. Москве и является депозитарием решений Совета.

Секретариат Совета возглавляет Зимин Владимир Петрович, Исполнительный секретарь КСГП.

Рабочим языком КСГП является русский язык.

КСГП назначает своего представителя при Исполнительном комитете СНГ и Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ по согласованию с ними.

В целях научно-методического обеспечения деятельности Совета, исследования актуальных проблем борьбы с преступностью и прокурорского надзора в рамках СНГ на базе Университета прокуратуры Российской Федерации действует Научно-методический центр.

10 декабря 2020 года Советом министров иностранных дел СНГ приняты решения, которыми статус базовых организаций придан двум учебным заведениям:

государственному учреждению « Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан » – по переподготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных работников органов прокуратур;

федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования « Университет прокуратуры Российской Федерации » – по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников органов прокуратур.

Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств создан совместным решением генеральных прокуроров государств – участников СНГ 7 декабря 1995 года. Решением Совета глав государств о Координационном совете генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств 25 января 2000 года ему придан статус межгосударственного органа Содружества Независимых Государств.

Решение о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников СНГ 25 января 2000 года подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.


Зимин Владимир Петрович

Исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ

7 декабря 1995 года на совещании в городе Москве генеральные прокуроры Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии*, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана* и Украины* приняли решение о создании Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - КСГП или Координационный совет). Республика Узбекистан присоединилась 21.12.2016 к решениям Совета глав государств СНГ о КСГП от 25.01.2000 и 10.12.2010.

Объективными предпосылками создания Координационного совета являлась исторически длительно существовавшая совместная деятельность членов Совета в правовой области, реально сложившиеся после распада СССР условия, которые предопределяли необходимость повседневного сотрудничества в борьбе с преступностью, особенно организованной и транснациональной.

Генеральными прокурорами стран СНГ был определен ряд основных направлений деятельности КСГП:

  • обмен информацией и консультации о состоянии законности в государствах - участниках Содружества, об организации органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью
  • анализ состояния транснациональной преступности в СНГ, разработка общей стратегии и согласованной политики в борьбе с нею
  • оценка эффективности международно-правовых актов, действующих в сфере правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам, включая заключенные в рамках СНГ
  • разработка Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, иных договоров и соглашений о сотрудничестве
  • выработка предложений о мерах совершенствования правового регулирования этих отношений
  • разработка и согласование концептуальных положений о месте и роли прокуратуры в системе правоохранительных органов с учетом закономерностей и специфики развития каждой стороны, доведение этих разработок до сведения компетентных национальных органов
  • сотрудничество в подготовке и повышении квалификации кадров прокуратуры, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения

Реализуя совместные договоренности, генеральные прокуроры государств - участников СНГ выступили с инициативой о необходимости заключения ряда многосторонних и двусторонних договоров о выдаче, передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания, и передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, а также предложения о внесении изменений и дополнений в Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.).

25 января 2000 года Совет глав государств СНГ (высший орган Содружества) решил придать Координационному совету генеральных прокуроров государств - участников СНГ статус межгосударственного органа СНГ и утвердил Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников СНГ, в котором определены статус, функции и организационные основы деятельности КСГП.

Решение Совета глав государств СНГ о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников СНГ от 25 января 2000 года подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.

Координационный совет в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, а также международными правовыми актами. Основные задачи КСГП: согласование и объединение усилий, координация действий и сотрудничества прокуратур государств - участников СНГ в защите прав и свобод человека и гражданина, в борьбе с преступностью, укрепление законности и правопорядка.

Координационный совет действует по следующим основным направлениям:

  • организация взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств - участников СНГ в борьбе с преступностью, нарушениями законности и правопорядка, в защите прав и законных интересов граждан
  • координация (согласование) деятельности межгосударственных органов СНГ в сфере борьбы с преступностью и укреплении правопорядка
  • участие в работе по сближению законодательства государств - участников СНГ, созданию общего правового пространства

Для решения поставленных перед ним задач Координационный совет разрабатывает предложения по сближению национального законодательства, участвует в развитии договорно-правовой базы СНГ, изучает и обобщает практику выполнения международных договоров по борьбе с преступностью и иных областях правоприменительной практики, разрабатывает предложения о мерах совершенствования правового регулирования в этих сферах.

Значительное место в деятельности Координационного совета занимают вопросы совершенствования прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов. Эта весьма объемная и крайне важная по своему предназначению отрасль надзора имеет своей целью преимущественно обеспечение соблюдения прав и свобод человека, законности в деятельности государственных органов власти, органов местного самоуправления, соблюдения законодательства в экономической и экологической сферах, противодействия коррупции.

Одним из важных вопросов является также выработка предложений о месте и роли прокуратуры в системе государственных органов с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве, организации совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора, организации деятельности прокуратур. Координационный совет проводит анализ состояния транснациональной преступности в СНГ и на основе этого вырабатывает предложения и рекомендации по противодействию ей, осуществляет разработку общей стратегии и согласованной политики борьбы с преступностью.

С 2013 года Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ ежегодно утверждает аналитический доклад и сводный отчет «Сведения о состоянии преступности, следственной работы, прокурорской деятельности, практики исполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью».

Функциональной обязанностью Координационного совета является участие в разработке и реализации различных межгосударственных (в рамках СНГ) программ борьбы с преступностью и ее отдельными видами (такими, как терроризм и иные насильственные проявления экстремизма, торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств, незаконная миграция).

Координационный совет осуществляет подготовку проектов международных договоров в указанных правовых сферах, оценивает эффективность таких договоров, содействует оказанию правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в частности, в решении проблем правового обеспечения защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства.

Свою деятельность Координационный совет осуществляет на основе общепризнанных принципов и норм международного права, уважения прав человека, независимости, государственного суверенитета и юрисдикции государств-участников СНГ, невмешательства в их внутренние дела и равенства всех членов Координационного совета.

Совет принимает решения, коммюнике, заявления, обращения и рекомендации по вопросам его компетенции. Решения в отношении обсуждаемых вопросов принимаются путем голосования на основе консенсуса, порядок голосования определяется его участниками.

  1. 07.12.1995 – г. Москва, Российская Федерация
  2. 06.01.1997 – г. Москва, Российская Федерация
  3. 04.12.1997 – г. Москва, Российская Федерация
  4. 27.10.1998 – г. Тбилиси, Грузия
  5. 29.06.2000 – г. Москва, Российская Федерация
  6. 30.01.2002 – г. Минск, Республика Беларусь
  7. 22.05.2003 – г. Москва, Российская Федерация
  8. 04.09.2003 – г. Бишкек, Кыргызская Республика
  9. 08.04.2004 – г .Киев, Украина
  10. 24.11.2004 – г. Алматы, Республика Казахстан
  11. 21.04.2005 – г. Душанбе, Республика Таджикистан
  12. 24.11.2005 – г. Москва, Российская Федерация
  13. 25.05.2006 – г. Минск, Республика Беларусь
  14. 22.08.2006 – г. Душанбе, Республика Таджикистан
  15. 25.04.2007 – г. Астана, Республика Казахстан
  16. 09.10.2007 – г. Ереван, Республика Армения
  17. 17.07.2008 – г. Тбилиси, Грузия
  18. 03.12.2009 – г. Астана, Республика Казахстан
  19. 15.09.2010 – г. Москва, Российская Федерация
  20. 14.09.2011 – г. Минск, Республика Беларусь
  21. 15.05.2012 – г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
  22. 02.10.2012 – г. Киев, Украина
  23. 26.09.2013 – г. Бишкек, Кыргызская Республика
  24. 25.09.2014 – г. Душанбе, Республика Таджикистан
  25. 27.08.2015 – г. Астана, Республика Казахстан
  26. 07.09.2016 – г. Минск, Республика Беларусь
  27. 29.11.2017 – г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
  28. 20.09.2018 – г. Душанбе, Республика Таджикистан

В соответствии со ст. 7 Положения о КСГП работу Координационного совета организует Председатель Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ, который избирается генеральными прокурорами из числа членов Совета.

В соответствии со ст.5 Положения о КСГП, в целях выполнения возложенных на Совет функций и задач решением КСГП назначается Исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ, который одновременно является руководителем Секретариата КСГП и представителем КСГП при Исполнительном комитете СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

В соответствии со ст. 8 Положения о КСГП для выполнения своих функций Совет формирует Секретариат Координационного совета, который осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Совета и оперативное взаимодействие генеральных прокуратур государств - участников СНГ.

В соответствии с Положением о Секретариате КСГП, утвержденным решением КСГП от 22.05.2003 г., с изменениями и дополнениями 14.09.2011 г. и 25.09.2014 г. Секретариат руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Содружества Независимых Государств, договорами и соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ, решениями Координационного совета, создает временные экспертные и рабочие группы на период выполнения конкретного задания (анализ состояния законности в определенной сфере правовых отношений, подготовка международных договоров, рекомендаций и иных документов).

На сотрудников Секретариата КСГП распространяется Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25.04.2003 г. и иные правила, установленные для сотрудников межгосударственных органов СНГ.

В соответствии со ст. 9 Положения о КСГП, решением Совета от 23.05.2003 г. с изменениями и дополнениями от 14.09.2011 г. и 25.09.2014 года утверждено Положение о Научно - методическом центре КСГП. Научно-методический центр КСГП организует работу по научно-методическому обеспечению деятельности Координационного совета, исследованию актуальных проблем борьбы с преступностью и прокурорского надзора в рамках Содружества Независимых Государств на базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Решением КСГП от 25.05.2006 г. с изменениями и дополнениями от 14.09.2011 г. и 26.09.2013 г. утверждено Положение о печатном издании - журнале «Прокурорская и следственная практика», согласно которому главный редактор назначается учредителем - Генеральной прокуратурой Российской Федерации с согласия Редакционного совета.

Решением Совета глав государств СНГ от 10 октября 2014 года одобрен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации подписано 14 ноября 2014 года в городе Москве.

Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 05.10.2015 №282-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребываения Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации".

* Грузия в настоящее время вышла из состава КСГП и СНГ
* Туркменистан и Украина входят в состав СНГ, но не участвуют в КСГП

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Для обеспечения этого важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого входят управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

В частности, Указами Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 и № 1800 Генеральная прокуратура Российской Федерации была назначена центральным органом, ответственным за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.), касающихся взаимной правовой помощи, и положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.), касающихся международного сотрудничества.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).

Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче (экстрадиции) лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации по запросам иностранных государств и международных уголовных трибуналов (судов).

Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи с 64 государствами (перечень этих договоров см. в разделе «Основные документы»). В частности, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.

Сотрудничество Генпрокуратуры России с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи за последние годы заметно активизировалось.

Так, в 2006 г. Генпрокуратурой России в компетентные органы иностранных государств было направлено 423 запроса о выдаче лиц, в 2007 г. – 463, а в 2008 г. – 517.

В 2006 г. удовлетворено 225 российских запросов о выдаче лиц, в 2007 г. – 283, в 2008 г. – 284, при этом более чем в 2 раза выросло число удовлетворенных запросов из государств, не входящих в СНГ.

Генпрокуратурой России приняты решения о выдаче компетентным органам иностранных государств: в 2006 г. в отношении 1064 лиц, в 2007 г. — 1101 лица, а в 2008 г. — 1173 лиц (большинство запросов о выдаче поступают из Украины, Республики Узбекистан, Республики Беларусь).

Российская прокуратура активно взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам, которая осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности.

У Российской Федерации имеются специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам с 67 государствами (перечень этих договоров см. в разделе «Основные документы»). Так, Россия участвует в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительном протоколе к ней 1978 г., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.

В 2006 г. Генпрокуратурой России рассмотрено 2400 иностранных запросов о правовой помощи, в 2007 г. – около 3200, а в 2008 г. — более 2830 запросов.

Генпрокуратурой России в 2006 г. в компетентные органы иностранных государств направлено около 3600 запросов о правовой помощи, в 2007 г. – более 2700, а в 2008 г. – почти 2300.

В 2007 г. Генпрокуратурой России рассмотрено 165 ходатайств иностранных государств об осуществлении уголовного преследования российских граждан, совершивших преступления за пределами России, а в 2008 г. – 186 таких ходатайств.

К сфере деятельности Главного управления международно-правового сотрудничества относится организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнерами и по иным вопросам, осуществляемого как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате, а также координация участия органов и учреждений прокуратуры России в международном сотрудничестве.

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях по вопросам правового сотрудничества, проводимых по линии международных организаций и форумов, в частности, Организации Объединенных Наций, СНГ, Совета Европы, «Группы восьми», Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организации сотрудничества, Совета государств Балтийского региона и Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации в сферах обеспечения законности, прав и свобод человека, борьбы с преступностью с партнерами из стран СНГ осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ. С момента создания 7 декабря 1995 г. КСГП его Председателем является Генеральный прокурор Российской Федерации.

Генеральными прокуратурами (прокуратурами) государств-участников СНГ заключен ряд многосторонних соглашений о сотрудничестве (перечень этих договоров см. в разделе «Основные документы»).

Руководство Генпрокуратуры России поддерживает тесные рабочие контакты с руководителями Совета Европы и его секретариата, в первую очередь, по вопросам прокурорской деятельности в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.

Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы.

Так, по инициативе российской прокуратуры в ноябре 2007 г. было принято заключение КСЕП № 1, посвященное проблемам совершенствования международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере, и в частности вопросам модернизации соответствующей договорной базы, в первую очередь Европейской конвенции о выдаче 1957 года. В ходе 3-го пленарного заседания КСЕП (Страсбург, 15-17 ноября 2008 г.) были приняты заключения «О мерах, альтернативных уголовному преследованию» и «О роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы». Все эти заключения с соответствующими рекомендациями представлены на рассмотрение Комитету министров Совета Европы.

Решением Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств против коррупции (ГРЕКО), созданной в рамках Совета Европы.

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 2007 года является членом действующей в рамках Совета Европы Лиссабонской сети (Сеть по обмену информацией о подготовке прокуроров и судей).

Генеральная прокуратура Российской Федерации активно участвует в проводимых 2 раза в год заседаниях Постоянного совета партнерства Россия – Евросоюз, в ходе которых рассматриваются вопросы реализации положений «Дорожной карты» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, принятой на саммите Россия-Евросоюз в Москве в мае 2005 г. Осуществляется взаимодействие с Евроюстом – органом Евросоюза, занимающимся вопросами координации сотрудничества в вопросах выдачи и правовой помощи по уголовным делам.

Регулярные контакты с руководством компетентных органов Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана и Узбекистана поддерживаются в ходе заседаний генеральных прокуроров государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Последнее, 7-е заседание этого координационного органа состоялось 13 апреля 2009 г. в Москве под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки.

Генпрокуратура России участвует во встречах генеральных прокуроров государств – участников Совета государств региона Балтийского моря.

Российские прокуроры участвуют в работе ряда международных неправительственных организаций, действующих в правовой сфере. Например, Генеральная прокуратура Российской Федерации является членом Международной ассоциации прокуроров и Международной ассоциации антикоррупционных органов.

Генпрокуратура России поддерживает и развивает связи с партнерами из иностранных государств. В частности, в настоящее время она имеет двусторонние межведомственные соглашения и иные договоренности о сотрудничестве с партнерами из 36 государств, в том числе из 23 европейских (перечень этих договоров см. в разделе «Основные документы»). В рамках таких соглашений и договоренностей сотрудничество осуществляется, в частности, путем обмена опытом работы, нормативными правовыми актами и методическими материалами, проведения семинаров, конференций и других совместных мероприятий. Соглашения последних лет предусматривают возможность проведения консультаций на этапах подготовки и исполнения конкретных запросов о выдаче и правовой помощи по уголовным делам.

15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают активное участие в разработке проектов договоров о выдаче и о правовой помощи по уголовным делам.


Сегодня уже никто не может остаться в стороне от влияния негативных трендов, инициированных коллективным Западом. Их последствия будут все больше ощущаться в каждой из стран СНГ. Попытки в одиночку защищать исключительно свои интересы могут в перспективе привести к сиюминутным результатам. Однако в конечном итоге мы рискуем потерять главное - единство и консолидацию, что особенно опасно в контексте современных угроз, общих для наших стран 20.05.2022 Заседание Совета глав правительств СНГ -->


В общем и целом у нас в СНГ много актуальных задач для совместной работы 15.10.2021 Заседание Совета глав государств СНГ По видеоконференцсвязи -->


За три десятилетия Содружество прошло непростой путь становления и стало признанной международным сообществом региональной организацией 15.10.2021 Заседание Совета глав государств СНГ По видеоконференцсвязи -->


/…/ За 30 лет СНГ окрепло политически и экономически, оказалось состоятельным и жизнеспособным объединением. И сегодня у него есть четкие цели и перспективы, идущие в русле современных тенденций мирового развития 02.10.2021 Интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману Ашхабад, Туркменистан -->


Важно, что у предпринимательских кругов в государствах – членах СНГ растёт интерес к взаимному сотрудничеству в развитии «зелёной» экономики, цифровизации, широком применении инноваций, комплексном и рациональном использовании имеющихся природных ресурсов 15.10.2021 Заседание Совета глав государств СНГ По видеоконференцсвязи -->


8 октября 2020 года в режиме видеоконференцсвязи состоялось юбилейное 30-е заседание Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ (КСГП СНГ) под председательством Узбекистана.

Мероприятие началось с оглашения приветствий в адрес его участников Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и Председателя Исполнительного комитета СНГ Сергея Лебедева по случаю 25-й годовщины создания Совета. Затем с приветственным словом выступил Президент Международной ассоциации прокуроров Чхоль-Кю Хван.

Участникам заседания был продемонстрирован документальный видеофильм, посвященный истории становления и развития КСГП СНГ, подготовленный Генеральной прокуратурой Узбекистана и Секретариатом КСГП СНГ совместно с Национальным агентством «Узбеккино».

В повестку дня заседания были включены 14 вопросов, по итогам обсуждения которых приняты согласованные решения. В частности, члены Совета обменялись опытом работы генеральных прокуратур своих государств по надзору за следствием, конфискации имущества, добытого преступным путем, использованию института досудебного соглашения, противодействию транснациональной преступности, формированию уголовно-правовой статистики, цифровизации уголовного процесса, организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей, противодействию экстремизму и терроризму, а также подготовке, переподготовке и повышению квалификации прокурорских кадров.

Членам Координационного совета был представлен ряд докладов и отчетов за минувший год, касающихся состояния преступности, организации следственной работы и прокурорской деятельности, практики исполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью в странах СНГ, сотрудничества генпрокуратур в борьбе с коррупцией и преступностью, прокурорского надзора по различным направлениям деятельности в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на территориях государств – участников СНГ.

Советом принята к сведению информация об исполнении генпрокуратурами в 2019 году мероприятий среднесрочных программ сотрудничества по борьбе с преступностью, противодействию незаконной миграции, борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также укреплению пограничной безопасности на внешних границах Содружества.

Помимо этого, на заседании утверждены План КСГП по реализации Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы, Программа обмена опытом, проведения научных исследований и семинаров прокурорских работников, а также отчеты Секретариата КСГП о результатах его работы и финансово-хозяйственной деятельности в 2019 году.

Председателем КСГП на 2021 год переизбран Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов. Заседание Совета в 2021 году запланировано провести в Республике Казахстан, а в 2022 году – в Республике Беларусь.

В рамках торжественной части мероприятия было объявлено, что все генеральные прокуроры – члены Координационного совета, руководители его рабочих органов, Председатель Исполнительного комитета СНГ и руководители других международных организаций награждены памятной юбилейной медалью «25 лет КСГП СНГ» и учрежденной Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан специальной медалью «За сотрудничество».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: