Когда был принят закон ссср о государственных пенсиях

Обновлено: 19.04.2024

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ
(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР
от 07.05.1960 - Ведомости ВС СССР, 1960, N 18, ст. 143;
от 25.09.1961 - Ведомости ВС СССР, 1961, N 39, ст. 403;
от 26.09.1967 - Ведомости ВС СССР, 1967, N 39, ст. 520;
от 20.04.1971 - Ведомости ВС СССР, 1971, N 16, ст. 168;
от 10.08.1972 - Ведомости ВС СССР, 1972, N 33, ст. 296;
от 21.11.1973 - Ведомости ВС СССР, 1973, N 48, ст. 678;
от 07.03.1975 - Ведомости ВС СССР, 1975, N 11, ст. 182;
от 23.04.1975 - Ведомости ВС СССР, 1975, N 18, ст. 282;
от 13.06.1977 - Ведомости ВС СССР, 1977, N 25, ст. 382;
от 11.09.1979 - Ведомости ВС СССР, 1979, N 38, ст. 620;
от 07.01.1980 - Ведомости ВС СССР, 1980, N 3, ст. 40;
от 26.02.1980 - Ведомости ВС СССР, 1980, N 10, ст. 177;
от 30.05.1980 - Ведомости ВС СССР, 1980, N 23, ст. 439;
от 02.09.1981 - Ведомости ВС СССР, 1981, N 36, ст. 1033;
от 26.01.1983 - Ведомости ВС СССР, 1983, N 5, ст. 74;
от 30.06.1983 - Ведомости ВС СССР, 1983, N 27, ст. 413;
от 13.08.1984 - Ведомости ВС СССР, 1984, N 45, ст. 791;
от 22.05.1985 - Ведомости ВС СССР, 1985, N 22, ст. 391;
от 22.05.1986 - Ведомости ВС СССР, 1986, N 22, ст. 363)
В Союзе Советских Социалистических Республик право граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни является одним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и закреплено Конституцией СССР.
Пенсионное обеспечение гарантируется созданным в СССР социалистическим строем, в условиях которого навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком, безработица и неуверенность трудящихся в завтрашнем дне. Пенсионное обеспечение в Советском государстве осуществляется полностью за счет государственных и общественных средств.
Успехи в развитии социалистического хозяйства, достигнутые советским народом под руководством Коммунистической партии Советского Союза, позволяют в настоящее время осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения.
В этих целях Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Право на государственную пенсию имеют:
а) рабочие и служащие;
б) военнослужащие;
в) учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров;
г) другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;
д) члены семей граждан, указанных в настоящей статье, в случае потери кормильца.
Статья 2. Государственные пенсии по настоящему Закону назначаются:
а) по старости;
б) по инвалидности;
в) по случаю потери кормильца.
Статья 3. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Статья 4. Граждане, имеющие право на государственную пенсию, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком.
Статья 5. Пенсии назначаются Комиссиями по назначению пенсий, образуемыми исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов.
Решение Комиссии по назначению пенсий может быть обжаловано в исполнительный комитет районного (городского) Совета народных депутатов.
Статья 6. Выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы.
Статья 7. Пенсии не подлежат обложению налогами.
II. ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
Статья 8. Право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие:
мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Статья 9. На льготных условиях имеют право на пенсию по старости:
а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:
мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет;
б) рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
в) работницы предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, утверждаемому Советом Министров СССР, по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет (независимо от места последней работы);
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967)
г) рабочие и служащие - инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте:
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967)
д) женщины, работающие в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также женщины, работающие в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, - по списку производств и профессий, утверждаемому Советом Министров СССР, по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, в том числе не менее 15 лет в этих профессиях (независимо от места последней работы), если они не имеют права на пенсию по старости в более раннем возрасте.
(пункт "д" введен Указом Президиума ВС СССР от 07.03.1975)
Рабочие и служащие, предусмотренные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (независимо от места последней работы).
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967)
Статья 10. Женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет, если они не имеют нрава на пенсию по старости в более раннем возрасте.
Статья 11. Рабочие и служащие - слепые, получающие пенсию по инвалидности, имеют право вместо этой пенсии получать пенсию по старости: мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет; женщины - по достижении 40 лет и при стаже работы не менее 10 лет.
Рабочие и служащие, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), имеют право на пенсию по старости: мужчины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет; женщины - по достижении 40 лет и при стаже работы не менее 15 лет.
(абзац введен Указом Президиума ВС СССР от 25.09.1961)
Статья 12. Рабочим и служащим, которые в период работы достигли возраста, необходимого им для назначения пенсии, но не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы, однако проработали не менее 5 лет, в том числе не менее 3 лет непосредственно перед обращением за пенсией, пенсия по старости назначается в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, но не менее четверти полной пенсии. Женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, и матерям инвалидов с детства, достигших восьми или более лет, пенсии по старости при неполном стаже работы назначаются по достижении: 55 лет, если они проработали не менее 5 лет, независимо от других условий, предусмотренных настоящей статьей.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 02.09.1981)
Статья 13. Пенсии по старости назначаются в следующих размерах:
--------------T--------------------------------------------------¬
¦ Месячный ¦ Пенсия ¦
¦ заработок +-------------------------T------------------------+
¦ в рублях ¦рабочим и служащим, кроме¦ рабочим и служащим, ¦
¦ ¦ работавших на подземных ¦работавшим на подземных ¦
¦ ¦ работах, на работах ¦ работах, на работах ¦
¦ ¦ с вредными условиями ¦ с вредными условиями ¦
¦ ¦ труда и в горячих цехах ¦труда и в горячих цехах ¦
¦ +----------T--------------+----------T-------------+
¦ ¦ в ¦ наименьший ¦ в ¦ наименьший ¦
¦ ¦ процентах¦размер пенсии ¦ процентах¦размер пенсии¦
¦ ¦ к ¦ в рублях ¦ к ¦в рублях (без¦
¦ ¦ заработку¦(без надбавок)¦ заработку¦ надбавок) ¦
+-------------+----------+--------------+----------+-------------+
¦До 50 ¦ 85 ¦ 40 ¦ - ¦ - ¦
¦От 50 до 60 ¦ 75 ¦ 42 - 50 ¦ 80 ¦ 45 ¦
¦От 60 до 80 ¦ 65 ¦ 45 ¦ 70 ¦ 48 ¦
¦От 80 до 100 ¦ 55 ¦ 52 ¦ 60 ¦ 56 ¦
¦От 100 и выше¦ 50 ¦ 55 ¦ 55 ¦ 60 ¦
L-------------+----------+--------------+----------+--------------
Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 50 рублей в месяц, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, - 55 рублей.
Максимальный размер пенсии по старости - 120 рублей в месяц. Рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 лет на отдельных видах работ, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах в соответствии с пунктом "а" статьи 9 настоящего Закона, по перечню таких работ, утверждаемому Советом Министров СССР, устанавливаются следующие максимальные размеры пенсии по старости: проработавшим на указанных работах от 15 до 20 лет - 140 рублей и свыше 20 лет - 160 рублей в месяц.
Рабочим и служащим - инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, пенсии по старости, исчисленные в соответствии с настоящей статьей, в том числе с применением статьи 14, включая минимальные, повышаются на 15 рублей в месяц (в пределах максимального размера пенсии).
(абзац введен Указом Президиума ВС СССР от 21.11.1973)
(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 13.06.1977, от 22.05.1985)
Пенсия, исчисленная в соответствии с настоящей статьей в размере не свыше 60 рублей в месяц, через 10 лет после ее назначения повышается на 1 процент заработка, из которого она исчислена, за каждый полный год, прошедший после ее назначения. Последующее повышение пенсии, установленной в размере не свыше 60 рублей, производится через каждые 2 года на 2 процента того же заработка. При перерасчете пенсии, исчисленные из заработка свыше 120 рублей, не могут быть ниже пенсий, назначенных одновременно из заработка 120 рублей.
(абзац введен Указом Президиума ВС СССР от 22.05.1985)
Установлено, что рабочим и служащим угольной и сланцевой промышленности и строительства угольных и сланцевых шахт, а также рабочим и служащим черной металлургии пенсии по старости в повышенных максимальных размерах назначаются, если эти работники были заняты на работах, дающих право на получение пенсии по старости в повышенных максимальных размерах соответственно к 1 апреля 1976 г. и к 1 июля 1977 г. или позднее. Пенсионерам, возвратившимся на указанные работы после названных сроков, перерасчет ранее назначенных пенсий производится на условиях, предусмотренных статьей 54 Закона СССР "О государственных пенсиях". - Указы Президиума ВС СССР от 12.02.1976 (Ведомости ВС СССР, 1976, N 7, ст. 124), от 13.06.1977 (Ведомости ВС СССР, 1977, N 25, ст. 382).

Статья 14. Устанавливаются следующие надбавки к пенсиям по старости:
Установлено, что рабочим и служащим, имеющим право на надбавку к пенсии в соответствии с пунктом "а" настоящей статьи, назначение и перерасчет пенсии производятся при условии, если они работали в качестве рабочих или служащих к 1 января 1983 г. или позднее. - Указ Президиума ВС СССР от 07.01.1980.
а) за непрерывный стаж работы свыше 15 лет или за общий стаж работы - мужчинам, проработавшим не менее 35 лет, и женщинам, проработавшим не менее 30 лет, - 10 процентов пенсии. Рабочим и служащим, имеющим право на пенсию на льготных условиях в соответствии с пунктом "а" статьи 9 и статьями 10 и 11 настоящего Закона, указанная надбавка за общий стаж работы устанавливается, если их общий стаж работы превышает стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных условиях, не менее чем на 10 лет.
Рабочим и служащим, непрерывный стаж работы которых не менее 25 лет, а у женщин, имеющих детей, - не менее 20 лет приходится на работу на одном предприятии, в учреждении, организации и одновременно имеющим право на надбавку к пенсии за общий стаж работы, устанавливается надбавка за этот стаж в размере 20 процентов пенсии. При указанных условиях надбавка в пределах до 10 процентов пенсии начисляется сверх установленного максимального размера пенсии.
(абзац введен Указом Президиума ВС СССР от 07.01.1980)
Исчисление непрерывного стажа работы, дающего рабочим и служащим право на надбавку к пенсии по старости в размере 20 процентов, в том числе в случаях перехода по уважительным причинам с одного предприятия, учреждения, организации на другое, производится в порядке, определяемом Советом Министров СССР;
(абзац введен Указом Президиума ВС СССР от 30.06.1983)
б) неработающим пенсионерам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи: при одном нетрудоспособном члене семьи - 10 процентов пенсии; при двух или более нетрудоспособных членах семьи - 15 процентов пенсии.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 07.01.1980)
Статья 15. Порядок выплаты пенсии по старости работающим пенсионерам или начисления вместо нее надбавки к пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста устанавливается Советом Министров СССР. Сумма пенсии с указанной надбавкой не может превышать 150 рублей в месяц.
(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 10.08.1972, от 11.09.1979)
Статья 16. Рабочему или служащему, который имеет необходимый стаж, но прекратил работу,

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 12)
    • Статья 1. Право граждан в СССР на государственное пенсионное обеспечение
    • Статья 2. Виды государственных пенсий
    • Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
    • Статья 4. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей
    • Статья 5. Лица, имеющие право на социальную пенсию
    • Статья 6. Право выбора пенсии
    • Статья 7. Обращение за назначением пенсии
    • Статья 8. Средства на выплату пенсий. Освобождение пенсий от налогов
    • Статья 9. Добровольное страхование дополнительной пенсии
    • Статья 10. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение
    • Статья 11. Контроль профессиональных союзов за пенсионным обеспечением трудящихся
    • Статья 12. Вопросы, относящиеся к ведению Совета Министров СССР
    • Статья 119. Граждане, имеющие право на пенсию
    • Статья 120. Размеры пенсий
    • Статья 121. Применение районных коэффициентов к размерам пенсий
    • Статья 122. Право выбора социальной пенсии или надбавки к трудовой пенсии
    • Статья 123. Порядок назначения и выплаты пенсий
    • Статья 124. Повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы
    • Статья 125. Перерасчет ранее назначенных пенсий
    • Статья 126. Заработок, учитываемый при перерасчете пенсий
    • Статья 127. Порядок назначения льготных пенсий лицам, имевшим право на пенсию на льготных условиях до введения в действие настоящего Закона
    • Статья 128. Гарантии Союза ССР и права союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов, трудовых коллективов по установлению дополнительных видов материального обеспечения пенсионеров
    • Статья 129. Права союзных и автономных республик
    • Статья 130. Права местных Советов народных депутатов
    • Статья 131. Права трудовых коллективов

    Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I
    "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"

    ГАРАНТ:

    О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. N 1481-I

    Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных япенсий.

    Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

    Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.

    *(1) В дальнейшем именуются - пенсии по возрасту.

    *(2) В дальнейшем именуются - предприятия и организации, если не оговорено иное.

    *(3) В дальнейшем именуется - минимальная заработная плата.

    *(4) В дальнейшем именуются - участники войны.

    *(5) В дальнейшем именуется - районный (городской) отдел социального обеспечения.

    *(6) В дальнейшем именуются - районный (городской) Совет народных депутатов.

    Президент Союза Советских
    Социалистических Республик

    Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Закон СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"

    Настоящий Закон вводится в действие с 1 октября 1990 г. - в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны;

    с 1 января 1991 г. - в части минимальных размеров пенсий для других категорий пенсионеров, социальных пенсий, пенсий по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ либо с их последствиями, пенсий детям - круглым сиротам, матерям, имеющим детей-инвалидов (инвалидов с детства I и II групп), участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий;

    с 1 января 1992 г. - для вновь назначаемых пенсий и перерасчета других пенсий, назначенных до введения в действие Закона (по стажу, заработку и другим основаниям, предусмотренным Законом, с зачетом повышения с 1 января 1991 г.)

    Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 6 июня 1990 г. N 23, ст. 416

    Согласно постановлению ВС РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 341-1 настоящий Закон не применяется на территории РСФСР с 1 марта 1991 г.

    Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    Краткая история пенсий в России и в СССР

    Пенсия

    В Российской Империи.

    Все царские пенсии были отменены. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения. Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.

    До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа). Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

    В 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.
    Этот закон используется и сегодня, почти через 85 лет, правда сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.

    Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

    Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

    Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.
    В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, т.е. колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

    В СССР были привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения — районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.


    14 июля - годовщина очень важного для пенсионной системы события, которое определило ее развитие и сыграло особую роль в создании пенсионного права России. 61 год назад Верховным Советом Советского Союза был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 года.

    До 1956 года нормативная правовая база, регулирующая пенсионные правоотношения в стране, носила сугубо разрозненный характер, существовало множество ведомственных пенсионных систем, предусматривающих различные условия и размеры пенсионного обеспечения для своих субъектов. Более чем наглядно о данном факте свидетельствует то обстоятельство, что в связи с введением в действие Закона 1956 года были признаны полностью или частично утратившими силу около тысячи ранее изданных актов по пенсионным вопросам.

    Такая разрозненность пенсионной системы объясняется историческими событиями, происходившими в стране – это и революция, гражданская война, НЭП, коллективизация, индустриализация, а затем и Великая Отечественная война, не позволившие прежде всего по экономическим факторам выполнить продекларированный государством принцип всеобщего охвата трудящихся социальным обеспечением и страхованием.

    Такая социальная поддержка оказывалась наиболее значимым с точки зрения становления и существования Советского государства категориям граждан: во время гражданской войны – красноармейцам, ставшим в связи с боевыми действиями нетрудоспособными, в целях индустриализации – рабочим и служащим определенных профессий, для борьбы с неграмотностью и развитием науки – учителям и ученым, в период Великой Отечественной войны - военнослужащим и членам их семей.

    Кроме того, значительное развитие получил институт так называемых персональных пенсий, когда обеспечение предоставлялось в связи с особыми заслугами перед государством, своеобразная форма поощрения за верную службу. В этой связи к 1956 году назрела необходимость и, главное, появилась возможность осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения. Принятие и вступление в силу Закона 1956 года означало:

    • упорядочение норм пенсионного законодательства, внутреннее согласование между собой разрозненных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения;
    • систематизацию и унификацию условий и норм пенсионного обеспечения рабочих и служащих, их приведение к единому знаменателю с учетом необходимости соблюдения принципа разумной дифференциации, в первую очередь исходя из условий труда;
    • введение единых правил исчисления размера пенсий (исходя из требуемого стажа для назначения пенсии и среднемесячного заработка гражданина) и повышение уровня пенсионного обеспечения населения;
    • расширение круга лиц, имеющих право на государственную пенсию. Так, право на пенсию было предоставлено даже учащимся высших и средних специальных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров. Для ряда категорий граждан были снижены требования по возрасту и стажу, при соблюдении которых возникало право на пенсию по старости. К примеру, пенсионный возраст для женщин, работавших во вредных условиях труда и в горячих цехах, был снижен до 45 лет, а необходимый стаж – до 15 лет, не менее половины которых должны были приходиться на эти работы;
    • отмену срока давности для обращения за пенсией. Эта норма потом воспроизводилась во всех пенсионных законах, согласно которой лица могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком;
    • перерасчет размеров ранее назначенных пенсий в соответствии с принятыми решениями, в связи с чем пенсии повысились почти у 15 миллионов пенсионеров.

    Можно сделать вывод, что принцип всеобщности пенсионного обеспечения, который в настоящее время является основным началом и требованием современного пенсионного права, а также другие положения пенсионного законодательства нашей страны, берут свое начало именно с принятого в 1956 году Закона СССР «О государственных пенсиях».

    Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    Спасибо партии родной за то что стало со страной


    15 июля 1964 года была введена законом Верховного Совета СССР Единая система государственного пенсионного обеспечения колхозников.
    Советские крестьяне, составлявшие в сталинское время большинство населения, были лишены пенсий. Пенсии колхозникам начали платить только в середине 1960-х, но и эти выплаты были в разы меньше, чем у горожан — всего 12-20 рублей в месяц. До 1971 года мужчины в колхозах уходили на пенсию в 65 лет, женщины — в 60. Социальное равенство крестьян и горожан было достигнуто в России только в начале 1990-х.

    Де-юре в 1930-е колхозники получили второе издание крепостного права: они были прикреплены к земле, несли трудовые и денежные повинности, в том числе не связанные с работой на земле — например, обязанность как минимум 6 дней в году отработать на строительстве и ремонте дорог. Продолжением этого поражения в правах было отсутствие пенсий у колхозников. Открытие газовых и нефтяных полей в Западной Сибири в конце 1960-х привело к либерализации политических и социальных отношений в деревне: у государства теперь появлялся новый источник финансирования. О том, как вводилась пенсионная система в колхозах, рассказывается в монографии доктора исторических наук из Вологды Татьяны Димони «Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века». Мы публикуем часть этой работы.

    «До середины 1960-х единой системы государственного пенсионного обеспечения колхозников не существовало. Несмотря на то, что в Конституции СССР 1936 года было закреплено право всех граждан страны на материальное обеспечение в случае старости или нетрудоспособности, до 1964 года эта функция в отношении колхозников возлагалась на сельхозартели. Примерный Устав сельхозартели 1935 года (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства.

    Пенсия, выплачиваемая колхозом, обычно состояла из натуральных выплат. Например, в Мяксинском районе Вологодской области в 1952 году престарелым членам колхозов ежемесячно выдавали 10-12 кг зерна и обеспечивали дровами. Тем не менее пенсионное обеспечение не носило обязательного характера.

    Изучение работы по ликвидации и предупреждению нищенства в начале 1950-х, проведённое районными отделами соцобеспечения Вологодской области, показало, что престарелые и больные люди, часто одинокие (как правило, в возрасте старше 70 лет — самой старшей «нищенствующей» было 103 года) были вынуждены «собирать куски». В каждом районе области таких насчитывалось от десятка до полусотни человек.

    Часть колхозников имела право на государственную пенсию — до 1964 года она назначалась председателям колхозов, механизаторам, специалистам, инвалидам Великой Отечественной войны. Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 году насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей.

    По данным бюджетных обследований семей колхозников Вологодской области в годовом денежном доходе семьи размеры пенсии составляли в 1955 году 31 руб., в 1960 — 39 руб., что не превышало 4-6% в бюджете колхозного двора.

    Единая система государственного пенсионного обеспечения колхозников была введена законом Верховного Совета СССР от 15 июля 1964 года «О пенсиях и пособиях членам колхозов» (для рабочих и служащих государственные пенсии были установлены в 1956 году). Законом определялось, что пенсия назначалась по старости, инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсию по старости получали колхозники, достигшие пенсионного возраста (мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет) и имевшие определенный трудовой стаж (мужчины — не менее 25 лет, женщины — не менее 20 лет). Минимальный размер пенсии по старости составлял 12 руб. в месяц, максимальный — 102 руб. в месяц.

    Минимальные пенсии по инвалидности, установленные законодательством 1964 году, составляли для инвалидов I группы 15 руб., II группы — 12 руб. в месяц. Минимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца имели размеры от 9 до 15 руб. в месяц в зависимости от количества оставшихся нетрудоспособных членов семьи.

    Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, введённый в действие с 1 января 1965 года, имел большой общественный резонанс и обсуждался во всех сельхозартелях. В правлениях многих колхозов вывешивались списки колхозников, имевших право на пенсию, проходило их обсуждение на собраниях, списки утверждались правлениями колхозов.

    Для выплаты пенсий и пособий в 1964 году в стране был образован Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, куда отчислялись доли доходов колхозов (2,5% суммы валового дохода за 1964 год и 4% за 1965 год) и производились ежегодные ассигнования из Государственного бюджета СССР.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: