Когда был основан верховный суд рб

Обновлено: 24.04.2024

Верховный Суд Республики Беларусь (белор. Вярхоўны Суд Рэспублікі Беларусь ) — высший судебный орган Республики Беларусь, осуществляющий правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Содержание

После распада СССР и провозглашения в 1991 году Республики Беларусь суверенным государством, закрепившим в Конституции принцип разделения властей, возникла необходимость в организации самостоятельной и независимой судебной власти. Самым первым документом, который определил дальнейшее развитие судебной системы, стала Концепция судебно-правовой реформы, утверждённая Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992 года. Концепция задала стратегическое направление по формированию институтов судебной власти как неотъемлемой части правового государства [1] . Большая часть Концепции по итогу не реализовывались в первозданном виде. Закон «О судоустройстве и статусе судей», который был принят в январе 1995 года, был ещё в значительной степени ориентирован на Концепцию. Но уже в 1996 году в новой редакции Конституции были изменены подходы к построению судебной системы, которые обеспечили её единство. В состав судебной власти был включён Конституционный суд Республики Беларусь.

Во время первого съезда судей значительно расширялась судебная юрисдикция. Остро стояла проблема материально-технического обеспечения судов. Ситуация на тот момент требовала комплексного рассмотрения и поиска путей решения многих накопившихся проблем. Именно поэтому Александр Лукашенко принял решение поддержать предложение председателей Верховного, Высшего Хозяйственного и Конституционного судов о созыве 5 декабря 1997 года первого съезда судей Республики Беларусь. Съездом был принят «екс чести судьи Республики Беларусь». В нём были прописаны нормы, определяющие поведение судьи, пределы действия екса, правила поведения, обеспечивающие независимость, объективность и беспристрастность судьи, культура общения судьи, внеслужебная деятельность судьи, недопустимость использования судьёй своего служебного положения вопреки требованиям Конституции Республики Беларусь, ограничения участия судьи в политической деятельности, обязанность судьи по повышению своей профессиональной квалификации, этика судьи в судебном заседании, обязанности судьи перед судейским сообществом, обязанность судьи по сохранению профессиональной тайны, право судьи на проверку его заявлений, ответственность судьи перед законом [2] . Было принято решение о создании при БГУ Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции. Судьи, начальники и руководство активно принимали участие в передаче своих знаний ученикам. По итогам первого съезда было стимулировано активное развитие законодательной базы, была увеличена численность судейского корпуса, приняты различные меры.

23 декабря 1999 года было принято постановление Пленума «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов». Ознакомиться с постановлением можно здесь.

21 февраля 2002 года состоялся второй съезд судей. На нём был принят курс на дальнейшее укрепление судебной системы, способной обеспечивать эффективную защиту прав и свобод граждан, конструктивное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти. На съезде обсуждалась недопустимость формально-бюрократического подхода к рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц, необходимость сократить сроки рассмотрения дел, обеспечить исполнение судебных решений. Съезд признал необходимым принять новый комплексный законодательный акт о судоустройстве и статусе судей, перейти к более эффективному и действенному механизму пересмотра принятых по первой инстанции решений путём введения апелляционного производства, ускорить принятие новых ПИКоАП и КоАП.

25 марта 2008 года состоялось расширенное совещание судей и руководителей с участием Александра Лукашенко. На нём был сделан принципиальный анализ развития судебной системы за период, определены приоритетные задачи на следующем этапе развития судебной системы [3] .

3 июня 2011 года состоялось совещание у главы государства по вопросам совершенствования деятельности общих судов с участием высших должностных лиц государства, руководителей судов всех уровней. По его итогам Президент своим Указом от 10 октября 2011 года № 454 утвердил Послание о мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь [4] .

29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» [5] [6] . Он был принят в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения судов и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь [7] .

1 июля 2014 года была упразднена Военная коллегия Верховного Суда.

В целях совершенствования положений екса о судоустройстве и статусе судей был разработан и принят Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2016 года «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства». 14 января 2017 года он был опубликован [8] . Сам екс вступил в силу 24 января 2017 года. Данный екс закрепил на законодательном уровне основы судоустройства.

Раньше на месте суда находился летний цирк, потом пустырь использовался как автостоянка [9] . В октябре 2016-го началась активная стройка здания. Архитектором здания является Владимир Архангельский [9] . Фасад, как и у Дворца Независимости, выполнен из стекла и натурального камня, а в отделке использован национальный орнамент. Увенчивают храм правосудия государственные символы — герб и флаг. По данным БелСата, герб и надпись «Вярхоўны суд Рэспублікі Беларусь» обошлись государству примерно в 112 тысяч долларов США [10] . 5 апреля 2019 года здание было открыто. Александр Лукашенко 5 апреля 2019 года принял участие в торжественной церемонии открытия нового здания. Президент отметил, что открытие здания знаково не только для судебной системы, но и для всей страны.

И дело не только в здании, хотя оно получилось современным, функциональным. Оно символизирует авторитет судебной власти. Таким и должен быть дворец правосудия. Создание этого центра (я специально называю его центром) говорит о том, что мы раз и навсегда в своё время взяли курс на суверенитет и независимость нашего государства. И в этом государстве должны быть не только хорошо функционирующие ветви власти, но и нормальные символы каждой власти

Также Президент рассказал, что несколько раз отклонял проекты нового здания Верховного суда [11] . Вся мебель, а также паркет — белорусских производителей [12] . Площадь здания ужалась с 21 тыс. м² до 17,5 тыс. м² [13] . Так удалось выйти на определённую экономию [13] . В парадной зоне здания посетителей встречает белоснежная статуя богини правосудия, символизирующая беспристрастие. Вокруг — золотые восточные узоры, а также многометровые цветные витражи [14] . В середине здания расположен зал Пленума на 110 мест [13] . Помещение выполнено в форме овала, без острых углов. На стенах представлены государственный герб и гербы всех областей и Минска [13] . Также на первом этаже размещён актовый зал на 374 места, зал президиума на 43 места, предусмотрены кабинеты [15] . На втором — пятом этаже расположены рабочие кабинеты, 16 залов судебных заседаний, зал приёма делегаций, технологические и инженерные помещения, библиотека [15] . Объект обеспечен современным аппаратно-программным комплексом [15] . Согласно приложению к инвестиционной программе Минска на 2019 год, на начала этого года на строительство израсходовано 109,48 миллиона белоруских рублей [16] . Все указатели, а также именные таблички, выполнены на белорусском языке [14] . Остаток составляет 56,68 миллиона белоруских рублей [16] . Рядом со зданием присутствуют парковка и фонтан. Здание Верховного суда стало объектом года в столице (2020) [17] .

До постройки нынешнего здания Верховный суд располагался сразу в двух зданиях (на ул. Ленина, 82 и Володарского, 8) [18] .

Рядом со зданием протекает река Свислочь. Через дорогу расположен Дворец Независимости. Неподалёку находится аквапарк Dreamland.

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях;
  • рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке;
  • вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвёртой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведёт и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства;
  • изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, первых заместителей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов;
  • осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим ексом и иными законодательными актами.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из:

  • Председателя суда;
  • первого заместителя председателя;
  • заместителей председателя;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

  • судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по экономическим делам;
  • судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;
  • Президиума Верховного Суда Республики Беларусь; Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель суда — Валентин Олегович Сукало (род. 1942) [19] . В должности с января 1997 года [20] .

  • Первый заместитель председателя суда — Валерий Леонидович Калинкович (род. 1967) [21] . В должности с апреля 2015 года [22][23] .
  • Заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь — Сергей Вадимович Кондратьев (род. 1970) [24] . В должности с 14 мая 2020 года [25] .
  • Заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь — Андрей Александрович Забара (род. 1966) [26] . В должности с июня 2010 года [27] .
  • Заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь — Жанна Борисовна Шкурдюк (род. 1955) [28] . В должности с 2003 года.
  • Заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь — Юрий Викторович Кобец (род. 1970) [29] . В должности с 5 марта 2018 года [30] .

Бывшие председатели Верховного Суда

    (род. 1936). В должности был с ноября 1988 по 4 января 1997 года [31] .

Президиум Верховного суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного суда. По приглашению Председателя Верховного суда в заседании Президиума могут принимать участие судьи и работники аппаратов судов общей юрисдикции, а также иные лица. Постановления Президиума Верховного суда принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов Президиума Верховного суд и подписываются председательствующим в заседании. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Заседание Президиума считается правомочным при наличии большинства членов президиума.

Руководство

Председатель Президиума Верховного Суда Республики Беларусь — Эдуард Валерьевич Касперович (род. 1970) [32] . В должности с 4 февраля 2019 года [33] .

  • Первый Заместитель Председателя Президиума Верховного Суда Республики Беларусь — Валентин Алексеевич Вердыш (род. 1977). В должности с ноября 2017 года [32] .

Компетенция

  • рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные и экономические дела;
  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, выносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • рассматривает ходатайства о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок со дня принятия соответствующих решений обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвёртой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  • рассматривает инициативные обращения в порядке, предусмотренном Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь;
  • рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих судов;
  • заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, председателей нижестоящих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, судов;
  • рассматривает и утверждает резерв кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей районных (городских), специализированных судов;
  • рассматривает материалы о представлении к назначению на должности судей судов общей юрисдикции;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим ексом и иными законодательными актами.
  • По вопросам, отнесённым к его компетенции, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь принимает постановления.

Пленум Верховного суда созывается Председателем Верховного суда по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Пленум имеет право решать вопросы при наличии большинства его членов, а при рассмотрении гражданских и уголовных дел в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам — не менее двух третей членов Пленума. Постановления Пленума Верховного суда принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов Пленума. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума подписываются председательствующим в заседании и секретарём. Секретарь Пленума осуществляет организационную работу по подготовке заседаний, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения постановлений, принятых Пленумом.

В заседании Пленума в праве принимать участи следующие люди:

    и его представители;
  • Председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь; и его заместители;
  • Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместитель;
  • Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители.

Секретарь Пленума Верховного Суда — Ирина Владимировна Тылец. В должности с 27 сентября 2018 года [34] .

Компетенция

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально — в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия.

Верховный суд Республики Башкортостан

В Башкирском крае официальная судебная власть стала функционировать в начале восемнадцатого века, когда край был еще под юрисдикции Казанской губернии.

Становление подлинной судебной власти в Башкирии шло трудно. Кто и как только не отправлял правосудие. Инициатива в этом вопросе исходила от самих властей. Царское правительство учредило в Башкирии суррогат судебной власти: в отправлении правосудия на правах полномочных судей участвовали представители административной, исполнительной и других форм управленческой власти. До некоторой степени она носила националистический характер. Потому что русских судили по Уложению России, а башкир и татар - больше по законам шариата. Подобное правосудие осуществлялось вплоть до Пугачевского восстания.

После подавления Пугачевского восстания, царское правительство всерьез занялось вопросами реорганизацией органов управления, а заодно и судебных органов.

В 1775 году были организованы Оренбургские Палаты уголовного и гражданского судов. Для судов Уфимской провинции вышестоящей инстанцией являлись именно эти Оренбургские Палаты уголовного и гражданского судов.

14 января 1782 года царское правительство издало указ "Об устройстве Уфимской губернии". На основании этого указа в Уфимской губернии были организованы новые судебные органы: Палаты уголовного и гражданского судов и другие суды. Обе Палаты являлись апелляционными инстанциями и пересматривали дела, разрешенные в нижестоящих судов. По некоторым категориям дел Палаты были судами первой инстанции.

Был учрежден суд специального назначения - Совестный суд. Это прообраз будущих мировых судов - основная их задача - примирение сторон. Кроме того, в уездах Уфимской губернии были организованы нижние земские суды и нижние расправы.

В 1796 году произошла новая реорганизация судов. Правительство Павла Первого, пришедшего к власти после смерти Екатерины Второй в губерниях упразднило все сословные суды: верхние земские суды, губернские магистраты, верхние расправы, а в уездах были упразднены нижние расправы.

Кроме того, в каждой губернии Палаты уголовного и гражданского судов были объединены в Палаты суда и расправы. В таком виде судебные органы просуществовали до судебной реформы 1864 года.

Однако судебная реформа в Башкирии была введена императорским указом от 9 марта 1882 года "О введении судебной реформы в полном объеме в губерниях Оренбургской и Уфимской". И после этого новая реформа не заработала еще в полном объеме.

Уфимский окружной суд заработал только с начала 1894 года, а суд присяжных заседателей был введен только указом от 2 февраля 1898 года.

Декретом № 1 от 24 ноября 1917 года Советская власть упразднила все царские суды. Однако Уфимский окружной суд функционировал до 30 мая 1919 года. Летом 1922 года была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая республика с включением в нее Уфимской губернии.

23 декабря 1922 года постановлением БашЦИК был образован Башкирский областной суд и избран состав областного суда. С этого момента начал работать Высший судебный орган Республики Башкортостан. Башкирский областной суд был организован на базе Башкирского революционного трибунала, Совета народных судей и Особой сессии нарсуда. Он объединил все эти судебные органы и сосредоточил судебную власть в одном вышестоящем органе - Областном суде.

Первым председателем Башкирского областного суда был избран Кузьмин Павел Васильевич, учитель по образованию, революционер, участник гражданской войны. Он проработал недолго и в апреле 1923 года направлен учиться на высшие юридические курсы, находящиеся в Москве.

В составе судей первого 1922 года избрания в высший судебный орган БАССР были знаменитые личности. Один из них - Галанов Виктор Дмитриевич, окончивший юрфак Казанского университета, участник трех Революций. Он был избран заместителем председателя Верховного суда БАССР по гражданским делам.

16 мая 1923 года постановлением БашЦИК областной суд переименован в Главный суд БАССР (Башглавсуд). В 1936 году была принята новая Конституция СССР. В связи с этим 23 февраля 1937 года постановлением ВЦИК СССР Башглавсуд переименован в Верховный суд БАССР. В таком статусе высший судебный орган республики работает по настоящее время.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 209 - 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 - 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 - 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 - 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

Верховный суд Республики Бурятия

В конце XVIII в. земский суд являлся административно-политическим органом в уезде, а также выполнял судебные функции.
Верхнеудинский земский суд до 1851 г. подчинялся Иркутскому губернскому правлению, с 1851 г. - Забайкальскому областному правлению.
Судопроизводство у инородческого населения было следующим. Первоначально институт Суда нойонов был предусмотрен инструкцией С.Л. Владиславича-Рагузинского от 27 июня 1728 г., затем подтвержден указом Коллегии иностранных дел, изданным 8 ноября 1729 г.

Утверждение института суда и практическая необходимость вызвали появление первых сборников обычного права ясачных, они содержали только те нормы, которые применялись судом нойонов в силу его юрисдикции, узаконенной царскими властями.
"Книга записи судебных законов Селенгинского ведомства" от 1775 г. состоит из 140 статей, в каждой из которых подробно описывается диспозиция и санкция, однако в их числе нет ни одной статьи об убийстве. Сборники степных законов "инородцев" Восточной Сибири - самостоятельные памятники обычного права. Их появление тесно связано с узаконением Российским государством институтов суда и управления коренным населением.

Устав об управлении "инородцев" 1822 г. учредил суд "словесной расправы", который по своей сути был тем же судом нойонов, что и раньше. Разница состояла лишь в том, что правовая регламентация суда "словесной расправы" была разработана законом более детально. Кроме того, предусматривалась кодификация обычаев, в соответствии с которыми должна была производиться "словесная расправа".

С конца 40-х гг. XIX в. заметна тенденция к сокращению полномочий Степных Дум в вопросах судопроизводства. Фактически в нарушение "Устава" 11 августа 1849 г. был издан Указ Иркутского губернского правления за № 3829, согласно которому по распоряжению Генерал-губернатора Восточной Сибири запрещалось впредь Степным Думам рассматривать исковые дела инородцев. 22 июня 1851 г. последовал новый Указ Иркутского губернского правления о передаче всех исковых дел "по принадлежности". Следующим шагом по пути ограничения судопроизводства у сибирских инородцев, в частности, у бурят, стало принятие Судебной реформы 1864 г. В результате реформы суд был отделен от администрации, вводился гласный состязательный процесс, была создана адвокатура, почти полностью отказались от сословных судов, устанавливалась презумпция невиновности.

После Октябрьской революции вся судебная система бывшей Российской империи была ликвидирована на основании Декрета о Суде №1, подписанный В.И. Ульяновым-Лениным в декабре 1917 г., и образованы народные суды с участием народных заседателей.
Мартовским декретом 1920 года были введены окружные суды и положения о судоустройстве. Декрет устанавливал выборность народных судей и заседателей Советами рабоче-крестьянских депутатов.

С 1922 года началось преобразование судов на основе единой судебной системы. Трибуналы, кроме военных, были упразднены. В автономных областях установились народные суды и областной суд автономной области, в автономных республиках - народные суды и главный суд.
12 сентября 1923 г. ВЦИК утвердил "Положение о государственном устройстве БМАССР", по которому Бурят-Монгольская Республика входила в состав РСФСР как ее федеративная часть с центром в г. Верхнеудинске. В "Положении" указывалось, что аппарат государственной власти БМАССР организуется согласно Конституции РСФСР из местных Советов, их съездов и исполкомов, Совета Народных Комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета. Высшим Судебным органом Республики стал Главный Суд Бурят-Монгольской АССР, который был образован Постановлением ВЦИК от 11 сентября 1923 г. Главный Суд выступал в качестве единственного высшего судебного органа БМАССР, который действовал на правах губернского суда, предусмотренных "Положением о Судоустройстве РСФСР".
Главсуд состоял всего из 7 судей - Председателя, заместителей по уголовным и по гражданским делам, образующих Президиум Главсуда, и 4-х постоянных членов. Председатель и его заместители избирались ЦИК Республики сроком на 1 год и утверждались Президиумом ВЦИК. По истечении годичного срока те же лица могли быть избраны вновь…

Итак, с самого начала образования республики Главсуд БМАССР небольшим составом исполнял свои функции в качестве органа кассационного рассмотрения и в качестве судебного центра Бурятской Республики.
В декабре 1937 г., в связи с принятием новой Конституции БМАССР, Главный суд республики переименован в Верховный суд Бурят-Монгольской АССР. Подведомственные структуры утверждены не были, народные суды, как и прежде, подчинялись Наркомату юстиции БМАССР.
В августе 1938 г. был принят Закон "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", в котором закреплялась унифицированная судебная система.

27 марта 1992 Верховным Советом Бурятской ССР был принят Закон "О переименовании Бурятской ССР в Республику Бурятии". Верховный суд Бурятской АССР стал именоваться Верховным судом Республики Бурятия, что и было закреплено в ст.101 Конституции Республики Бурятия, принятой 22 февраля 1994 г.
В настоящее время в Верховном суде Республики Бурятия трудятся судьи, имеющие почетные звания "Заслуженный юрист России" - это Первый заместитель Председателя Верховного суда РБ Осокин Г.А., заместитель Председателя Верховного суда РБ Киселева Л.В., судья Верховного суда РБ Осодоев В.И., которые представлены к награждению Орденом Почета.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

Верховный суд РФ

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

- в составе постоянного народного судьи;

- в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: